Научная статья на тему 'Талибан, наркотики, политика: оперативно-розыскной аспект'

Талибан, наркотики, политика: оперативно-розыскной аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Талибан / героин / радикальный ислам / Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации / оперативно-розыскная деятельность / Taliban / Heroin / Radical Islam / Strategy of State Anti-Narcotic Policy of the Russian Federation / operational-search activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Николаевич Поздняков

На основе комплексного анализа современного состояния оперативной обстановки по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков и анализа действующих нормативных правовых актов автор делает вывод о возможном осложнении оперативной обстановки в связи с приходом к власти в Афганистане Талибана и о необходимости, в связи с этим разработки дополнительных нормативных актов с увеличенным содержание оперативно-розыскного контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Николаевич Поздняков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taliban, drugs, politics: operational and investigative aspect

Based on a comprehensive analysis of the current state of operational situation on the control of illicit drug trafficking in the consideration of existing regulatory legal acts, the author concludes about its possible complication in connection with the coming to power in Afghanistan Taliban and the need for this development of additional regulatory acts with increased content Operational search problems.

Текст научной работы на тему «Талибан, наркотики, политика: оперативно-розыскной аспект»

Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 282 — 286. State service and personnel. 2021. No. 5. P. 282 — 286. Научная статья УДК 343.987,7;343

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-282-286

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-05/21-147 MOSURED: 77/27-008-2021-05-346

Талибан, наркотики, политика: оперативно-розыскной аспект1

Александр Николаевич Поздняков

Академия управления МВД России, Москва, Россия, Sonino51@mail.ru

Аннотация. На основе комплексного анализа современного состояния оперативной обстановки по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков и анализа действующих нормативных правовых актов автор делает вывод о возможном осложнении оперативной обстановки в связи с приходом к власти в Афганистане Талибана и о необходимости, в связи с этим разработки дополнительных нормативных актов с увеличенным содержание оперативно-розыскного контента.

Ключевые слова. Талибан, героин, радикальный ислам, Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации, оперативно-розыскная деятельность

Для цитирования: Поздняков А.Н. Талибан, наркотики, политика: оперативно-розыскной аспект // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 282—286. ЭОТ: 10.24411/2312-0444-2021-5-282-286.

Original article

Taliban, drugs, politics: operational and investigative aspect

Alexander N. Pozdnyakov

Academe of Management of the Interior Ministry of the Russian Federation,

Moscow, Russia, Sonino51@mail.ru

Abstract. Based on a comprehensive analysis of the current state of operational situation on the control of illicit drug trafficking in the consideration of existing regulatory legal acts, the author concludes about its possible complication in connection with the coming to power in Afghanistan Taliban and the need for this development of additional regulatory acts with increased content Operational search problems.

Keywords. Taliban, Heroin, Radical Islam, Strategy of State Anti-Narcotic Policy of the Russian Federation, operational-search activities

For citation: Pozdnyakov A.N. Taliban, drugs, politics: operational and investigative aspect // State service and personnel. 2021. (5):282—286. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-282-286.

Сточки зрения теории оперативно-розыскной деятельности вся оперативно-розыскная деятельность органа внутренних дел должна начинаться с анализа оперативной обстановки, сложившейся на территории обслуживаемого субъекта. В обязательном порядке должны учитываться как внутренние, так и внешние факторы её формирующие. Причём, зачастую внешние факторы оказывают существенное, а иногда и определяющее значение на её оперативно-розыскные характеристики. Указанное в полной мере относится к характеристике оперативной обстановки по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

На одной из первых конференций, данных руководством Талибан, пришедшего к власти в

© Поздняков А.Н., 2021.

теперь уже Исламской Республике Афганистан, было сказано следующее «Мы готовы прекратить производство наркотиков в стране в обмен на инвестиции в нашу экономику европейских государств». Это был ответ на вопрос был задан журналистом, которому наверняка было известно, что 80 % своих доходов Талибан имеет от продажи произведённого на территории Республики героина и в провинции Бадахшан уже на Талибан работают более 400 лабораторий по производству наркотиков, по сути крупный производственный центр, продукция которого ориентирована на реализацию прежде всего в России. Но при этом ещё 08.12.2008 года за № 1832-р было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Афганистан о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом нарко-

______№ 5/2021

282 -

тических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» [1]. Кроме того, и Россия и Таджикистан являются участниками Соглашения между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [2].

Следует отметить, что в мировом сообществе давно велась активная дискуссия о проблемах борьбы с незаконным наркобизнесом с наступлением «Фактора — 2014» — выводе из Афганистана Международных сил содействия безопасности (ISAF) [3]. Но никто не ожидал, что сменившие их вооружённые силы США и их союзников не смогут или не захотят прекратить героиновую экспансию. Никто не ожидает также и то, что в ближайшее время в Исламскую Республику Афганистан в массовом порядке со своими капиталами ринутся западные инвесторы. Представляется, что и впредь основную финансовую поддержку правительство Талибана будет получать из арабских государств, поддерживающих радикальные формы ислама.

В настоящее время по данным статистики более половины иностранных граждан, задержанных на территории России за совершение преступлений в сфере НОН составляют жители государств Средней Азии. На первом месте на протяжении последних 10-лет традиционно находятся граждане Узбекистана, на третьем -Таджикистана, далее Киргизия [4]. Основной вид изъятого у них наркотика - афганский героин - тем самым выполняется один из важнейших и не скрываемых элементов мирового исламского джихада: «Подсаживая на иглу неверных», они, исламские радикалы, рассчитывают уничтожить ненавистную им западную цивилизацию [5].

По данным профильного Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) 75% бюджета Таджикистана формируется за счет инфраструктуры, связанной с переработкой наркотиков, 35% бюджета Киргизии, 24% бюджета Узбекистана [6]. Использование наркотиков в политике, а данном случае и в экономике не нова. В этой сфере есть повод говорить и о политике двойных стандартов, когда ряд стран на международном уровне декларируют своё желание всеми силами бороться с незаконным оборотом наркотиков, а с другой стороны, практически его производство поощряется. Например, спецслужбы США контролируют поступление в страну значительной части кокаина из стран Латинской Америки. Вырученные от его реализации деньги идут на поддержку так называемых «освободительных», а по сути проамериканских движений

в этом регионе, официальное финансирование которых Конгресс США запретил. Самолёты Королевских ВВС Великобритании в массовом порядке вывозили афганский героин в Европу, продуцируя тем самым его производство, за что командующий ВВС после его заслушивания в парламенте получил наказание за «нецелевое использование авиации» в этой азиатской стране [7].

Однако в настоящее время угроза дальнейшей наркотизации населения государств, граничащих с Исламской Республике Афганистан, а также и России, вышедшей еще в 2015 г. на первое место в мире по потреблению афганского героина, существенно актуализировалась. Ещё до прихода талибов во власть южные таджикские и узбекские кланы, специализирующие на производстве и транспортировке в Россию героина, двигались со всей своей наркоструктурой на север своих стран скупая недвижимость и государственные должности, уменьшая расстояния до потребителя и сокращая тем самым стоимость продукта. При этом, на значительной финансовой основе наркобизнеса возникло значительное количество террористических структур, прежде всего на территориях государств Средней Азии и других, входящих в структуру СНГ, ШОС и ОДКБ. Наблюдается диверсификация преступной деятельности: организованная наркопреступность тесно «переплелась» с мировым террористическим интернационалом во главе с исламскими радикалами, действующими в Средней Азии и в ряде арабских государств.

Далее, во времена ИГИЛ, на верность которому дружно присягнули главари действующих на территории этих государств наркогруппировок, по тропинкам, протоптанным в Россию их наркодиллерами успешно пользовались радикальные исламисты, которых практически ежемесячно задерживали и задерживают в настоящее время за подготовку терактов на территории России или за хранение взрывчатых веществ и взрывных устройств. О том, что обеспечивающие такой трафик люди не случайные указывает тот факт, что контроль за оптовыми наркодиллера-ми, сбывающими в России афганский героин негласно осуществляют специально подготовленные группы. Члены других групп занимается наказанием наркодиллеров, утративших героин или утаивших часть денежных средств от реализованных наркотиков. В настоящее время ждать, что что-то может существенно измениться в этой сфере не приходится, тем более что главари тех же наркогруппировок или их приемники уже поторопились присягнуть и Талибану - организации, признанной в цивилизованном мире террористической. По этой причине отказать в предоставле-

№ 5/2021

нии аналогичных услуг её бойцам, среди которых могут находиться и их родственники руководители указанных наркогруппировок не могут.

И наконец ещё никто окончательно не отменил так называемые «Ярмарки выходного дня» во время которых афганский крестьянин мог пронести практически без досмотра и продать на рынке ближайшего таджикского или узбекского города свою «сельскохозяйственную» продукцию. Там же шла и идёт в настоящее время торговля краденым машинами, причём каждая машина имеет свою героиновую стоимость, например «Тайота Ленд крузер 200» стоит от 6 до 8 кг героина. Ждать, что в настоящее время что-то может измениться не приходится — в северных провинциях Афганистана коренным населением являются таджики и узбеки, имеющие родственные связи с жителями и Таджикистана и Узбекистана, для которых выращевание и продажа мака является единственным способом выживания.

Конечно, в связи с происшедшими в Афганистане событиями более масштабная наркоэкспансия не единственная и представляется не главная проблема для соседних с ним государств и России. О том, что такие проблемы существуют свидетельствует повышенная активность практически всех структур СНГ, ОДКБ, ШОС и МИД России.

Возвращаясь к незаконному наркобизнесу следует отметить, что немногим менее десяти лет тому назад некоторые ученые, например Кобец М.П. [8] говорили об этническом лице российской наркомафии. И сейчас не является секретом то, что многие иностранцы, прежде всего из стран средней Азии начинают свое становление в новом российском социуме с незаконного наркобизнеса. Другие скрываются от уголовного преследования на обширных российских просторах. По этой причине в принимаемых с определённой периодичностью антинаркотических стратегиях, например в объявленной Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» [9] в качестве первоочередной стратегической задачей значится задача, связанная с развитием и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками (часть 5). В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 № 733 [10], в перечне стратегических задач указана необходимость: совершенствования механизмов пограничного и таможенного контроля в целях пресе-

чения незаконного перемещения наркотиков через государственную границу Российской Федерации и задача по дальнейшее развитие системы международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков. В рамках обозначенных задач в этой Стратегии сформирована задача по совершенствованию правовой основы международного сотрудничества государств в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

В настоящее время оперативно-розыскная деятельность российских органов внутренних дел, решающих задачи оперативно-розыскной деятельности (далее-ОРД) в сфере борьбы с незаконным наркобизнесом, осуществляется по направлениям, обозначенным ещё в предыдущей Стратегии, а именно:

■ по подрыву экономических основ наркобизнеса и противодействию легализации наркодоходов;

■ по разработке совместной методики противодействия распространению наркотиков в сети Интернет, посредством мобильной связи, оплаты с использованием системы безналичных электронных платежей;

■ по выявлению и конфискация имущества, средств производства и транспортировки у привлеченных к уголовной ответственности за преступления в сфере НОН;

■ по созданию единого банка данных на лиц и организаций, причастных к НОН;

■ по налаживанию качественного и эффективного взаимодействия следственных органов с оперативными и криминалистическими подразделениями на всех этапах уголовного судопроизводства.

С учётом изложенного выше с большой долей вероятности следует ожидать изменений криминогенной ситуации по рассматриваемому направлению оперативно-розыскной деятельности в худшую сторону и, следовательно, разрабатываемые совместные организационно-управленческие мероприятия взаимодействующих государств в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков должны своевременно корректироваться. Контроль за её изменениями необходимо осуществлять путём постоянного мониторинга оперативной обстановки соответствующими службами взаимодействующих государств. И в организации такого контроля необходимо по максимуму задействовать силы и средства оперативных подразделений заинтересованных государств, причём задействовать силы и средства не только оперативных подразделений органов внутренних дел, но и других правоохранительных структур на основе имеющейся общей нормативной правовой базы.

№ 5/2021

В частности за последние тридцать лет между Российской Федерацией и государствами Средней Азии заключены многие соглашения, подписаны меморандумы (Например, Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, от 21 октября 1992 года, Концепция сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 7 октября 2002 г.), были проведены совместные коллегии Министерств ВД, в положения принятых ими Антинаркотических стратегий вносились предложения, реализация которых предполагала использование методов оперативно-розыскной деятельности, однако до настоящего времени специальных соглашений, конкретно посвященных взаимодействию в сфере ОРД, связанных с противодействием незаконному обороту наркотиков, практически нет исключая пожалуй только Рекомендации по организации и проведению «международных контролируемых поставок» [11]. Как правило, соответствующие правовые нормы включены в договоры и конвенции более общего плана, относящиеся к вопросам борьбы с определённой категорией преступлений либо оказания правовой помощи по уже возбуждённым уголовным делам.

В этой связи представляется необходимым разработка, после совместного комплексного научного исследования и принятия на совместной коллегии Министерств ВД России, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Казахстана, комплексного плана борьбы, именно - борьбы, с незаконным оборотом наркотиков с акцентом на его реализацию с использованием сил, оперативно-розыскных методов и средств, имеющихся в распоряжении взаимодействующих государств, который бы включал в себя например, оперативно-розыскные мероприятия направленные на борьбу с легализации наркодоходов, методику проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, распространяющих наркотики в сети Интернет и т.д.

Список источников

1. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Афганистан о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» 08.12.2008 года № 1832-р.

2. Соглашения между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) о сотрудничестве в борьбе с незаконным

оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 17.06. 2004 г.

3. Поздняков АН. К вопросу об этническом лице отечественной наркомафии // Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в современной России: уголовно-правовой и криминологический аспекты: сб. матер. всерос. науч.-практ. конф. М.: ФКУ НИЦ ФСКН России, 2015.

4. Сайт МВД РФ / состояние преступности в Российской Федерации / актуальные данные: Шр//мвд.рфДоЫег/101762/иеш/15304733 (дата обр. 25.08.2021 г.).

5. Материалы конференции «Терроризм и наркомания: комплексная проблема исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций» Москва, 22 апреля 2003 года.

6. Материалы Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН).

7. Журнал РБК-дейли № 4.2008 г.

8. Кобец МП. Наркокриминология. Анализ ситуации, связанный с наркобизнесом в России и об участии в нем иностранцев//Российский криминологический взгляд. 2006. № 1.

9. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 690.

10. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733.

11. Рекомендации по организации и проведению «международных контролируемых поставок» одобрены Решением Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ от 31 мая 2019 года.

12. Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, от 21 октября 1992 года.

13. Концепция сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 7 октября 2002 г.

References

1. Government of the Russian Federation and the Government of the Islamic Republic of Afghanistan on cooperation in combating illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their Precursors" 08.12.2008 No. 1832-p.

№ 5/2021

2. Agreements between the member States of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) on cooperation in combating Illicit Trafficking in Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and Their Precursors dated 17.06.2004.

3. Countering illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances, their analogues and precursors in modern Russia: criminal-legal and criminological aspects: collection of materials. vsros. nauch.- practical conf. Moscow: FKU SIC FSKN of Russia, 2015. 4. Website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation / state of crime in the Russian Federation / current data: http//Ministry of Internal Affairs.rf/folder/101 762/item/15304733 (date mod. 25.08.2021).

4. Materials of the conference "Terrorism and Drug addiction: a complex problem of executive power, local self-government bodies and public organizations" Moscow, April 22, 2003. 6. Materials of the International Narcotics Control Board (INCB). 7. RBC-Daily Magazine No. 4.2008.

5. Kobets M.P. Drug criminology. Analysis of the situation related to drug trafficking in Russia

and the participation of foreigners in it//Russian criminological view. 2006. No. 1.

6. On the approval of the Strategy of the State Anti-drug Policy of the Russian Federation until 2020: Decree of the President of the Russian Federation No. 690 of 09.06.2010.

7. On the approval of the Strategy of the State Anti-Drug Policy of the Russian Federation until 2020: Decree of the President of the Russian Federation No. 733 dated November 23, 2020.

8. Recommendations on the organization and conduct of "international controlled deliveries" were approved by the Decision of the Council of Ministers of Internal Affairs of the CIS member States dated May 31, 2019.

9. Agreement on cooperation between the Ministries of Internal Affairs in the Fight against illicit Trafficking in Narcotic Drugs and Psychot-ropic Substances, dated October 21, 1992.

10. The Concept of Cooperation of the member States of the Commonwealth of Independent States in countering illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and precursors dated October 7, 2002.

Информация об авторе

А.Н. Поздняков - профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Information about the author A.N. Pozdnyakov - Cand. Sc. (Low), Associate Professor Chair of the organization operational and investigative activities Academe of Management of the Interior Ministry of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 10.11.2021; одобрена после рецензирования 13.11.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 10.11.2021 ; approved after reviewing 13.11.2021 ; accepted for publication 15.11.2021.

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.