Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
230
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ООН / ШОС / ОДКБ / ОБСЕ / ЕВРАЗЭС / СНГ / АФГАНИСТАН / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОТИЗМУ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВО / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРЕКУРСОРЫ / КОНВЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕЗИДЕНТ / ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акрамов Муртазо Иномович

В данной статье проанализирована в динамичном историческом развитии стратегия борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан. Выявлена последовательность этапов становления противодействия наркотикам на территории Таджикистана и их взаимосвязь с динамикой антинаркотической деятельности компетентных органов государства. В статье раскрываются основные моменты становления правовой основы Республики Таджикистан в сфере борьбы с наркоугрозой и её пагубных последствий для общества и национальной безопасности страны. Акцентируется внимание на международном сотрудничестве в деле пресечения незаконной деятельности, связанной с наркотиками. Отмечается особая роль Таджикистана в сотрудничестве в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора коллективной безопасности, а так же реализация программ и проектов по борьбе с наркотиками, финансируемыми Организацией Объединённых Наций, а так же странами Евросоюза и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR COMBATING ILLICIT DRUG TRAFFICKING IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

This article analyzes the strategy of combating drug trafficking in the Republic of Tajikistan in the dynamic historical development. The sequence of stages of the formation of counteraction to drugs in the territory of Tajikistan and their relationship with the dynamics of the anti-drug activity of the competent authorities of the state is revealed. The article reveals the main points of the formation of the legal basis of the Republic of Tajikistan in the field of combating the drug threat and its harmful consequences for society and the national security of the country. Attention is focused on international cooperation in the suppression of illegal drug-related activities. The special role of Tajikistan in cooperation within the framework of the Shanghai Cooperation Organization, the Collective Security Treaty Organization, as well as the implementation of programs and projects on combating drugs funded by the United Nations, as well as the countries of the European Union and the United States is noted.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

УДК-613.83 (575.3)

СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

АКРАМОВ М. И., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

В настоящее время стало очевидно, что распространение наркотиков по всему миру, а также в его отдельных регионах, начиная с 90-х гг. XX века стал носить массовый характер. Последствия незаконного оборота наркотиков стало одним из главных вызовов современного национального государства, угрожая социальной, экономической, политической, культурной, духовной жизни народов [1].

С распадом СССР, Республика Таджикистан превратилась в транзитное государство, через которое переправлялись из Афганистана огромные объёмы наркотического зелья в Россию и Европейские страны. Оказавшись в условиях жёсткой наркоэкспансии со стороны граничащего Афганистана, руководство Таджикистана своевременно приступило к выработке своей стратегии борьбы с наркотиками.

В стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в суверенном Таджикистане чётко прослеживается этапы этого исторического процесса.

Первый этап с 1991 по 1997 гг. характеризуется ходом гражданской войны и ростом наркопреступности, как следствие распада государственных и правоохранительных органов.

На втором этапе с 1997 по 2001гг. происходит стабилизация политической ситуации в РТ, формируется правовая база и начинается институциональное развитие в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в Республике Таджикистан.

Третий этап с 2001по 2007 гг. ознаменовывается началом активной фазы борьбы с наркотиками в Республике Таджикистан. В этот период правоохранительными органами изымаются рекордные объёмы наркотиков на фоне увеличения наркопроизводства в Афганистане.

На четвёртом этапе с 2007 по 2013 гг. происходит углубление международного сотрудничества в сфере борьбы с НОН и реализация антинаркотической политики в рамках принятых Государственных программ Республики Таджикистан.

В период пятого этапа с 2013 по 2020 гг. принимается и реализуется Национальная стратегия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 гг.[7].

В ходе реализации антинаркотической политики в Таджикистане были реализованы шесть государственных программ, которые последовательно

решали проблемы нейтрализации угроз, связанных с незаконным оборотом наркотиков:

Первая государственная программа по борьбе с незаконным оборотом наркотиков была принята на период с 1996 по 1999 годы. В ходе реализации программы была создана комиссия по контролю за наркотиками при МВД Республики Таджикистан, цель которой была подготовка правовой базы для международного сотрудничества и создание государственного органа при Президенте РТ.

Вторая государственная программа «Комплексных мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков психотропных веществ и прекурсоров» была принята 12 мая 1999 года. В рамках данной программы Указом Президента за № 1218 от 01.06 1999 года был создан правоохранительный орган в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков - Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан. Также Указом Президента от 10 декабря 1999 года № 876, был принят закон «О наркотических средствах».

Третьей государственной программой с 1999 по 2004 годы, являлось реализация раннее предложенных Президентом Республики Таджикистан инициатив создание «Пояса безопасности вокруг Афганистана». Создание Координационного совета по профилактике и злоупотреблению наркотическими средствами

Четвёртая государственная программа на период 2005-2010 годы, было принято Постановление правительства за № 113 от 30 апреля 2005 года «О профилактике распространения наркозависимости и совершенствовании наркологической помощи в Республике Таджикистан».

Пятая «Единая государственная целевая программа профилактики наркомании и противодействии незаконному обороту наркотиков в Республике Таджикистан» на период с 2008 по 2012 годов, была принята постановлением Правительства от 30 ноября 2007 года.

Шестая «Национальная программа предупреждения распространения наркомании и совершенствовании наркологической помощи» охватывало перод с 2013 по 2017 годы.

В декабре 1996 года Республика Таджикистан присоединилась к трём антинаркотическим конвенциям ООН: «Единой конвенции о наркотических средствах» от 1961 года, «Конвенции о психотропных веществах» от 1971 года и «Конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществах» от 1988 года[8]. В контексте принятых на себя международных обязательств, Республика Таджикистан стала проводить последовательную политику как внутри страны, так и укрепляя международное сотрудничество в деле борьбы с наркотиками. В апреле 1996 года Указом Президента были приняты неотложные меры по усилению борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В июне 1998 года по инициативе Президента Республики Таджикистан, предложенной на Ге-

нассамблеи ООН, международное сообщество приступило к созданию «Пояса безопасности вокруг Афганистана».

Десятого декабря 1999 году вступил в силу Закон Республики Таджикистан «О наркотических средствах», на базе которого были в дальнейшем приняты все Государственные программы, определяющие стратегию страны в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также контроля за их законным оборотом. Данный закон определил основные принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Была установлена государственная монополия на все виды деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Подлежали лицензированию все виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Были установлены приоритетные меры по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков [3].

Первого июня 1999 года был создан главный координирующий орган -Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, ответственный за проведение государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков [5].

Девятого ноября 2000 года Постановлением Правительства Республики Таджикистан за № 465 было утверждено положение «О порядке выдачи лицензий в сфере законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров». Была создана лицензионная комиссия, возглавляемая первыми лицами Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, Министерства внутренних дел Республики Таджикистан и Министерства здравоохранения Республики Таджикистан [6].

В результате многовекторной политики в деле искоренения незаконного оборота наркотиков, Республика Таджикистан стала важным ключевым партнёром и активным участником мировых и региональных интеграционных сообществ, в рамках которых она действенно участвовала в выработке, реализации и совершенствовании методов и форм противодействия незаконному обороту наркотиков и оказалась на переднем рубеже борьбы с транзитом наркотиков из Афганистана.

Одним из положительных результатов сотрудничества Республики Таджикистан с региональными государствами в сфере борьбы с наркотиками являлась Шанхайская организация сотрудничества.

В 2004 году на Ташкентском саммите глав-государств ШОС, принято решение о создании координационного центра ШОС-Афганистан, в рамках которого разрабатывались планы мероприятий по стабилизации обстановки в регионе и обеспечения безопасности стран-участниц ШОС, а также осуществления усилий по контролю границы и борьбы с наркотрафиком.

Пятого октября 2007 года был подписан меморандум о взаимопонимании между секретариатами ШОС и ОДКБ. Данный документ определил «точки соприкосновения» по налаживанию и развитию отношений равноправного и конструктивного взаимодействия между ШОС и ОДКБ в вопросах обеспечения региональной, международной безопасности. В частности, были определены задачи противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков, оружия; противодействия организованной транснациональной преступности [2].

Начиная с 2003 по 2016 годы, объединёнными силовыми структурами ШОС, ежегодно проводились контртеррористические и антинаркотические операции «Мирная миссия», целью которой было повышение уровня готовности стран ШОС к отражению и нейтрализации угроз, возникающих в регионе: международного терроризма, религиозного экстремизма и незаконного оборота наркотиков.

Особое значение имело сотрудничество Республики Таджикистан с Европейским Союзом в вопросах, связанных с транзитом наркотиков из Афганистана. В начале 2001 года был разработан «План действий ЕС - Центральная Азия по борьбе с распространением наркотиков [4,302].

С 2001 года под эгидой ЕС в Республике Таджикистан приступила к реализации программа «КАДАП» по борьбе с распространением и употреблением наркотиков в ЦАР. В 2004 году началась реализация следующего этапа программы стратегического сотрудничества ЕС в государствах Центральной Азии, в том числе и Республике Таджикистан - «БОМКА». В течение десяти лет и последующей фазы «БОМКА-П», данная программа реализовывалась с целью обеспечения безопасности на границах в сфере транзита и торговли, укрепления стабильности в регионе Центральной Азии и предотвращения поступления наркотиков из соседнего Афганиста-на[4;302]. Европейский Союз, в рамках программы по управлению границами в Центральной Азии (БОМКА), содействовал выработке Национальной стратегии управления границами Республики Таджикистан. Двадцать девятого апреля 2010 года постановлением Правительства Республики Таджикистан за № 202, была утверждена Национальная стратегия управления границами Республики Таджикистан до 2025 года [8].

Республика Таджикистан с начала установления своей независимости, последовательно решала проблемы искоренения наркотиков, присоединяясь ко всем международным конвенциям в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, а также к ряду международных конвенций, имеющих взаимосвязь с данным видом преступления. Также было приведено в соответствие антинаркотическое законодательство Республики Таджикистан с нормами международного права и окончательно сформированы институты противодействия незаконному обороту наркотиков, механизмы и рычаги контроля законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. С

точки зрения исторической необходимости стало целесообразным использование принципиально новых концептуальных подходов к противодействию угрозе наркоэкспансии.

С 2004 года, сотрудничество правоохранительных органов РТ с Интерполом и его европейским региональным подразделением значительно повысило эффективность работы по линии обмена оперативной информацией и определило в дальнейшем успех борьбы с преступностью, в том числе и в сфере незаконного оборота наркотиков.

С 2007 года Агентство по контролю за наркотиками Республики Таджикистан установило тесное сотрудничество с управлением по контролю за исполнением законов о наркотиках США (DEA), в ходе которой правоохранительным органам Таджикистана была оказана помощь в формировании материально-технической и профессионально- кадровой базы. Начиная с 1992 года, США предоставили для технического оснащения и реализации программ развития здравоохранения и образования, росту экономики, безопасности границ, эффективности борьбы с контрабандой наркотиков в Таджикистане более $984 млн, $200 млн. из которых были направлены на борьбу с наркотиками [4,12 ].

Заключение Договора о коллективной безопасности 15 мая 1992 года нашла своё полномасштабное воплощение в мае 2002 года в Организации договора о коллективной безопасности шести стран СНГ - Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Таджикистан. В рамках данной организации ежегодно проводились мероприятия по перекрытию каналов незаконной миграции, поставки оружия и наркотиков «Нелегал», «Арсенал», «Канал», силами войсковых подразделений государств - участниц.

Начиная с 2004 по 2016 годы Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан подписало ряд договоров и соглашений с компетентными органами Российской Федерации о совместном противодействии незаконному обороту наркотиков и пресечению транзита из Афганистана через территорию Таджикистана. Российская Федерация принимала меры по материально-технической и финансовой помощи правоохранительных органов Республики Таджикистан с целью повышения эффективности борьбы с наркотиками.

Таким образом, в решении глобальной проблемы наркотиков, Таджикистан опирался на сотрудничество со всеми заинтересованными государствами и международными организациями. Не исключая возможность сотрудничества в вопросе искоренения наркотизма и решения афганского вопроса со всеми геополитическими игроками в Центральной Азии, Таджикистан сделал акцент на глубокую военно-политическую интеграцию с ближайшими своими соседями в рамках интеграционных сообществ СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.

За последние 25 лет (1991-2016 гг.) производство наркотических средств в Афганистане достигло рекордного уровня-96 тысяч тонн (героин). По данным экспертов ООН Таджикистан входил в число пяти государств по наибольше-

му количеству ежегодно изымаемого героина и опия. За 2014 - 2016 года эквивалент изъятого героина и опия по средним оптовым ценам в Европе составил бы более 600 миллионов долларов США [5, 28].

Согласно данным Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности:

В 2016 году в Афганистане посевы опийного мака достигли 201 000 га, что по сравнению с 2015 годом (183 000 га) больше на 10 %.

Производство опия в 2016 году увеличилось по сравнению с 2015 годом на 1500 т или 43 % и достигло 4 800 т [6, 34].

Количество наркопреступлений по РТ.

В 2016 году составили -856, в 2015году-965 сократилось на 11% и составило 4% от общеуголовных дел [5, 33].

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Общ.уг.прес 14548 16864 16593 18336 19352 21585 21756

наркопреступ 816 927 895 936 993 965 856

Количество изъятых наркотиков в РТ 2015-2016гг.

В 2016 году составили - 3т. 426кг., в 2015году -4т.676кг. сократилось на 26% Опиума с 1т.578кг. до 700кг (снижение на 55%) Каннабиса с 3т.98кг. до2т.726кг.( снижение на 12%) Амфетамины с 11233шт. до 13337 шт. (увеличение на19%) Количество лиц на учёте в наркодиспансере 2015-2016гг.

Сократилось с 7313 до 7067 человек ( снижение на 3,4%) [6,36].

Таким образом, в ходе исторического развития, Республика Таджикистан, с обретением независимости и установлением внутриполитической стабилизации осуществила огромную работу в деле укрепления международного сотрудничества и налаживания взаимодействия между правоохранительными органами ближнего и дальнего зарубежья в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров.

В ходе выполнения своих международных обязательств Республика Таджикистан выработала свою национальную стратегию в борьбе с этим мировым злом, выступив с рядом инициатив, которые получили свою дальнейшую реализацию в различных проектах, осуществляемых как внутри республики, так и на региональном и мировом уровнях. Республика Таджикистан, находясь на переднем рубеже борьбы с транзитом наркотических средств из Афганистана, терроризмом и религиозным экстремизмом, исходящих из этой страны, внесла свой весомый вклад в деле борьбы с транснациональной организованной преступностью.

В рамках Инициативы Президента Республики Таджикистан 2016-2020 годы были объявлены «Пятилетием глобальных мер по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни» [1]. Данная инициатива стала основой для выработки программ в международной антинарко-

тической деятельности и принятия конвенции ООН по здоровому образу жизни. Инициатива Президента Республики Таджикистан об объявлении 2016-2020 гг.- «Пятилетием глобальных мер по предупреждению наркомании и пропаганде здорового образа жизни» является своевременной мерой в деле борьбы с наркотиками. Выросло новое поколение молодых людей - новая генерация, для которых широкая пропаганда здорового образа жизни и ясный посыл о том, что наркотики это зло будет правильным ориентиром в деле созидания и формирования будущего таджикского народа. Республика Таджикистан и материально - финансово и людскими ресурсами внесло свой весомый вклад в дело борьбы с наркотиками. Однако нужно понимать, что ни одно государство мира в одиночку не в состоянии решить эту глобальную проблему. Поэтому Республика Таджикистан во взаимодействии со всем мировым сообществом ведёт непримиримую борьбу на переднем крае наркотраффика.

Десятого ноября 2020 года Президент Таджикистана Эмомали Рахмон принял участие в заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В рамках совещания глава республики вновь выдвинул инициативу создания в Душанбе Центра ШОС по борьбе с наркотрафиком, сообщает пресс-служба президента. Лидер страны подчеркнул, что в текущих условиях особо важно расширить взаимодействие в целях борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконной транспортировкой и торговлей наркотиками и другими видами преступности. Рахмон в очередной раз предложил создать в столице Таджикистана Антинаркотический центр ШОС. Соответствующую инициативу президента поддержал глава РФ Владимир Путин [8].

Создание антинаркотического центра ШОС со штаб-квартирой в городе Душанбе является весьма правильным решением. Республика Таджикистан показало свою непримиримую позицию по искоренению наркотиков, находясь на переднем рубеже предотвращения траффика наркотиков из Афганистана.

Обобщая исторический аспект формирования стратегии противодействия наркотизму в Республике Таджикистан, можно сделать выводы о правильности выбора методов и средств в деле борьбы с наркотиками. Прежде всего, учитывая весь мировой опыт борьбы с незаконным оборотом наркотиков и адаптировав его к особенностям Таджикистана, были поставлены цели и задачи по искоренению наркотизма во взаимосвязи с внутренними проблемами и внешними угрозами, связанными с наркотиками. Решение внутренних социально-экономических и политических проблем, таких как стабилизация гражданского общества, снижение уровня бедности, повышение правовой культуры, укрепление роли правоохранительных органов и общественных организаций, стало залогом успешной реализации всей антинаркотической компании в Республике Таджикистан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление директора Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан Салимзода Ш. на 59-ой сессии ООН по наркотическим средствам ( г. Вена, 14 марта 2016г.)

2. Декларация Шанхайской организации сотрудничества по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. -Москва, 2009. -С. 15.

3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ. - Вена,1988. - 58с.

4. Майтдинова Г.М. Сотрудничество Таджикистана и Евросоюза по обеспечению безопасности. Г.М. Майтдинова // Материалы международнойнаучной конференции «Роль стран - членов Европейского Союза в становлении и развитии Республики Таджикистан» (Душанбе,7июня 2007 года). - Душанбе, 2007. - С. 302 -311.

5. Обзор о наркоситуации в Республике Таджикистан за 2015 г. Итоговый отчет. Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.-Душанбе, 2016.-103 c.

6. Текущий архив Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан. Обзор наркоситуации в Республике Таджикистан, 2016.- 98 c.

7. Указ Президента Республики Таджикистан «О Национальной стратегии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы» . - 13 февраля 2013 года, - № 1409.

8. Рахмон предложил создать Антинаркотический центр ШОС в Душанбе [электронный ресурс ]. //URL: https://centralasia.news/7950-rahmon-predlozhil-sozdat-antinarkoticheskij-centr-shos-v-dushanbe.html

СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

В данной статье проанализирована в динамичном историческом развитии стратегия борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Республике Таджикистан. Выявлена последовательность этапов становления противодействия наркотикам на территории Таджикистана и их взаимосвязь с динамикой антинаркотической деятельности компетентных органов государства. В статье раскрываются основные моменты становления правовой основы Республики Таджикистан в сфере борьбы с наркоугрозой и её пагубных последствий для общества и национальной безопасности страны. Акцентируется внимание на международном сотрудничестве в деле пресечения незаконной деятельности, связанной с наркотиками. Отмечается особая роль Таджикистана в сотрудничестве в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора коллективной безопасности, а так же реализация программ и проектов по борьбе с наркотиками, финансируемыми Организацией Объединённых Наций, а так же странами Евросоюза и США.

Ключевые слова: стратегия, безопасность, Республика Таджикистан, ООН, ШОС, ОДКБ, ОБСЕ, ЕврАзЭС, СНГ, Афганистан, незаконный оборот наркотиков, противодействие наркотизму, международное сотрудничество, право, психотропные вещества, прекурсоры, конвенция, международное право, правоохранительные органы, антинаркотическое законодательство, Президент, правительство.

СТРАТЕГИЯИ МУБОРИЗА БО ГАРДИШИ ГАЙРИКОНУНИИ МАВОДИ МУХАДДИР ДАР Ч,УМ^УРИИ ТОЧ.ИКИСТОН

Дар макола стратегияи мубориза бо гардиши гайриконунии маводи мухад-дир дар Чумхурии Точикистон дар рушди динамикии таърихй тахлил карда шудааст. Пайдарпаии мархалахои ташаккулёбии муковимат бо маводи мухаддир дар каламрави Точикистон ва муносибати онхо бо динамикаи фаъолияти зидди-мухаддиротии макомоти салохиятдори давлат ошкор карда шудааст. Дар макола нуктахои асосии ташаккули заминаи хукукии Ч,умх,урии Точикистон дар сохаи мубориза бо тахдиди нашъамандй ва окибатхои зараровари он барои чомеа ва амнияти миллии кишвар ифшо карда шудаанд. Таваччух ба хамкории байналми-лалй дар самти пешгирии фаъолияти гайриконунии марбут ба маводи мухаддир равона карда гардидааст. Накши махсуси Точикистон дар хамкорй дар доираи Созмони Х,амкории Шанхай, Созмони Ахдномаи Амнияти Дастачамъй, хамза-мон татбики барномахо ва лоихахо оид ба мубориза бар зидди маводи мухаддир, ки аз чониби Созмони Милали Муттахид маблаггузорй мешавад, инчунин ки-швархои Итти^оди Аврупо ва Иёлоти Муттахидаи Амрико кайд карда мешавад.

Калидвожа^о: стратегия, амният, Цум^урии Точикистон, СММ, С%Ш, СПАД, СА^А, ЕврАзЭС, ИДМ, Афгонистон, гардиши гайриконунии маводи мухаддир, мубориза бо нашъамандй, уамкориуои байналмилалй, цонун, моддауои психотропй, прекурсоруо, конвен-сия, ^уцуци байналмилалй, макомоти уифзи %уцуц, цонунгузории зидди маводи мухаддир, Президент, уукумат.

STRATEGY FOR COMBATING ILLICIT DRUG TRAFFICKING IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

This article analyzes the strategy of combating drug trafficking in the Republic of Tajikistan in the dynamic historical development. The sequence of stages of the formation of counteraction to drugs in the territory of Tajikistan and their relationship with the dynamics of the anti-drug activity of the competent authorities of the state is revealed. The article reveals the main points of the formation of the legal basis of the Republic of Tajikistan in the field of combating the drug threat and its harmful consequences for society and the national security of the country. Attention is focused on international cooperation in the suppression of illegal drug-related activities. The special role of Tajikistan in cooperation within the framework of the Shanghai Cooperation Organization, the Collective Security Treaty Organization, as well as the implementation of programs and projects on combating drugs funded by the United Nations, as well as the countries of the European Union and the United States is noted.

Key words: strategy, security, Republic of Tajikistan, UN, SCO, CSTO, OSCE, EurAsEC, CIS, Afghanistan, drug trafficking, counteracting drug addiction, international cooperation, law, psychotropic substances, precursors, convention, international law, law enforcement agencies, antidrug legislation, President, government.

Маълумот дар бораи муаллиф: Акрамов Муртазо Иномович-ходими илмии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АМИТ. Тел: +(992) 907-14-43-65.E-mail: аkramov. murtazo@ mail.ru

Information about the author: Akramov Murtazo Inomovich-scientific assistant of the Institute of histories, of archeology and of ethnography im A. Donish under National Academy of Sciences of Tajikistan. Tel: +(992) 907-14-43-65. E-mail: аkramov. murtazo@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.