УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10349
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
Юлия Олеговна ДУБОВИЦКАЯ, адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.12 — криминалистика;
судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оперативно-розыскного предупреждения преступлений подразделениями по контролю за оборотом наркотиков, современные тенденции работы органов внутренних дел как субъекта оперативно-розыскной деятельности, а также факторы, влияющие на эффективность оперативно-розыскного предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Ключевые слова: оперативно-розыскное предупреждение, подразделения по контролю за оборотом наркотиков, незаконный оборот наркотиков.
Annotation. The article discusses the issues of operational-search crime prevention by drug trafficking control units, current trends in the work of internal affairs agencies as a subject of operational-search activity, as well as factors affecting the effectiveness of operational-search crime prevention in the field of drug trafficking.
Keywords: operational-search warning, drug control units, drug trafficking.
Научный руководитель: А.В. Парфенов, кандидат юридических наук
Распространение наркомании в настоящее время приобретает характер глобальной проблемы как в Российской Федерации, так и за рубежом. Масштабы и темпы прироста наркопреступности сегодня таковы, что если в самом ближайшем будущем им не будет поставлен надежный и поистине эффективный барьер, то через некоторое время данная проблема обернется для российского общества национальной трагедией.
На сегодняшний день наркомания затронула все социальные слои и возрастные группы граждан, охватила все пространство Российской Федерации. На территории России в настоящее время не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Наркомания
окончательно превратилась в широкомасштабную общенациональную проблему, несущую прямую угрозу государству и нации.
Современное общество давно осознало необходимость координации усилии в противоде-иствии негативным социальным явлениям, поразившим не только Россию, но и множество других стран мира. Проблема незаконного оборота наркотических средств была одной из первых, разрешение которой начали осуществлять совместными усилиями разные ведомства.
Однако при всей ее очевидности и важности, как справедливо отмечено Т.А. Фабрика, первоначально необходимо определить особенности наркопреступности, исследование которых позволит не только сформировать правильное понимание о данном негативном явлении, но и
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
установить причины существования преступности, понять ее сущность и принять необходимые меры борьбы с ней1.
В современных условиях развития российского общества наркопреступления приобрели способность к перерождению в новые, более опасные формы, взаимодеиствуя с такими современными преступными проявлениями, как экстремизм и терроризм. На сегодня наркопреступность служит им финансовой поддержкой, тем самым приобретая очередную характерную черту, придающую еи еще большую общественную опасность.
В последние годы в России стремительный рост научно-технического прогресса придал современному обществу новый вектор развития, в значительной степени упростив образ жизни населения страны. Но внедрение новых информационных технологии предоставило возможность развиваться не только государству и отдельно взятой личности, но и наркопреступности. Активное использование преступниками информационно -телекоммуникационных сетей связи и различных электронных платежных систем позволило наркобизнесу перейти на иной уровень преступной деятельности, сделав его высокотехнологичным и менее уязвимым для правоохранительных органов, придав ему ряд новых черт и тем самым выделив среди остальных преступных проявлении в обществе.
Изучение причин и условии, способствующих распространению наркотиков, их незаконному обороту, наркотизации населения, связи наркобизнеса с организованной преступностью и другими разновидностями общественно опасных деянии, имеет важное значение для выработки необходимых мер оказания на них профилактического воздеиствия. Не раскрывая природу происхождения этих понятии, лишь отметим, что в отдельности друг от друга они не являются определяющими и всегда действуют в комплексе, или, как отмечено А.И. Родионовым, во взаимосвязи между собой2.
Представляя собой систему государственных мер по снижению наркопреступности, выраженную в деятельности государственных и общественных организации, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными документами, предупреждение незаконного оборота наркотиков (далее — НОН) в России преследует ряд основных задач, направленных на ограничение их незаконного оборота и обусловленного им распростра-
нения наркомании, а также снижение криминальной напряженности в данной области.
Особая роль в реализации поставленных задач отводится правоохранительным органам и, в частности, органам внутренних дел (полиции), выступающим в качестве одного из основных субъектов предупредительной деятельности в указанной сфере, способного организовать и осуществлять мероприятия, направленные на защиту населения от наркотической угрозы.
Из всех специализированных субъектов, осуществляющих предупредительную деятельность в сфере НОН, органы внутренних дел имеют наибольший круг возможностей и вносят значительный вклад в решение задач на всех уровнях профилактики3. Кроме того, МВД России продолжает выполнять международные обязательства, возложенные на него в соответствии с заключенными межправительственными и межведомственными договорами4.
Являясь органом исполнительной власти, исполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, МВД России организует в пределах своих полномочии реализацию одного из ведущих направлении государственной антинаркотической политики5 — предупреждение, выявление, раскрытие преступлении и административных правонарушении, связанных с наркотиками.
Данная деятельность в значительной степени реализуется путем применения специальных мер оперативно-розыскного предупреждения, а также в рамках индивидуальной профилактики. Практическое применение органами внутренних дел таких мер направлено на всестороннее воз-деиствие как на наркопреступность и отдельные виды ее преступного поведения, так и персонифицировано. Оно заключается, кроме всего прочего, в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании наркопреступлении, проведении комплексных оперативно-профилактических мероприятии (операции), в осуществлении наблюдения за ходом социальнои реабилитации освободившихся из мест лишения свободы лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также во взаимодеиствии между службами и подразделениями, в том числе межведомственном, при решении задач в указанной сфере.
Осуществляется данная деятельность как в процессе оперативно-розыскной деятельности,
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
предварительного расследования и судебного разбирательства, исполнения наказании, так и в последующей работе с подучетным контингентом6.
Учитывая высокую степень латентности наркопреступлений, следует отметить, что более 80,0% таких преступных деянии являются выявленными.
Исходя из этого и придерживаясь выводов А.Ю. Тучкова, следует сказать, что подавляющее большинство наркопреступлении, в том числе наркосбыта, органами внутренних дел раскрывается в ходе оперативно-розыскной деятельности7.
В связи с этим важное значение в системе оперативно-розыскного предупреждения приобретают профилактические мероприятия, осуществляемые оперативными подразделениями органов внутренних дел на основе Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»8 в форме оперативно-розыскной профилактики.
Особенность оперативно-розыскной профилактики Г.А. Аванесов определяет специальным ее предназначением, использованием традиционных средств и методов оперативно-розыскного характера, оперативной техники, криминалистических средств и методов, а также объектом воздеиствия, который конкретизируется до состояния «личность и оперативные сведения о ней»9.
Специфичность, отличающую ее от других мер специального предупреждения, В.Е. Эми-нов видит в возможности оперативного наблюдения за подучетными лицами в связи с их вероятно повышенной степенью совершения преступлении, осведомленности о тех, кто мог встать на путь совершения преступлении и особенностях каждого из таких лиц, а также в отношении которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность по раскрытию преступлении, в изучении отдельных категории лиц, представляющих оперативный интерес, их связей, образа жизни, поведения и прошлого для получения основании к применению таких мер профилактики10.
Основываясь на установленных закономерностях и взаимосвязях, необходимо отметить,
что эффективность работы по оперативно-розыскному предупреждению преступлений подразделениями по контролю за оборотом наркотиков в настоящее время имеет основополагающее значение в системе предупреждения преступности в целом. Реализация антинаркотических мероприятий, по нашему мнению, будет спо -собствовать повышению результативности работы органов внутренних дел по обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств.
1 Фабрика Т.А. Анализ современного состояния преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2013. № 11. С. 111.
2 Родионов А.И. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной наркопреступности: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2013. С. 80.
3 Предупреждение преступлении и административных правонарушении органами внутренних дел Россиискои Федерации: Учеб. пособие / Авт.-сост. Г.М. Тамбовце-ва, Т.А. Малыхина. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2015. С. 6.
4 Предупреждение преступлении и административных правонарушении: Учеб. пособие / С.И. Иванова [и др.]. Тюмень: Тюменскии ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. С. 134.
5 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 690 // СПС «Консультант Плюс»
6 Ужахов А. С. Криминологическая характеристика и профилактика незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (по материалам Северо-Кавказского и Южного федерального округов): Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2012. С. 162.
7 Тучков А.Ю. Дифференциация уголовной ответственности за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 68.
8 Федеральныи закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»
9 Аванесов Г.А. Популярная криминология. Очерки общей части: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. С. 150.
10 Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 283, 293, 294.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020