Научная статья на тему 'БОРЬБА С ЭЛЕКТРОННОЙ НАРКОКОММЕРЦИЕЙ - ФРАГМЕНТЫ РЕАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТ'

БОРЬБА С ЭЛЕКТРОННОЙ НАРКОКОММЕРЦИЕЙ - ФРАГМЕНТЫ РЕАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
589
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ / ИНТЕРНЕТ / IT-ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЛАТЁЖНЫЙ СЕКТОР / ВИРТУАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / DRUG TRAFFICKING / OPERATIONAL-SEARCH MEASURES / INTERNET / IT-TECHNOLOGIES / ELECTRONIC PAYMENT SECTOR / VIRTUAL ASSETS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поздняков Александр Николаевич, Фирсова Елена Владимировна

Противодействие функционирующим в сети Интернет информационным ресурсам, используемых для пропаганды и распространения наркотиков с помощью программ-коммуникаторов, органами внутренних дел проводится в комплексе мер оперативно-розыскного характера по их нейтрализации. Конкретизированы средства и методы ОРД по выявлению и документированию правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершённых с использованием современных информационных и финансовых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поздняков Александр Николаевич, Фирсова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIGHT AGAINST ELECTRONIC DRUG TRAFFICKING - FRAGMENTS OF REALITY AND PROSPECTS: OPERATIONAL-SEARCH ASPECT

Counteraction to the information resources functioning on the Internet used for the propaganda and distribution of drugs using communicator programs by the internal affairs bodies carries out a set of operational-search measures to neutralize them. The means and methods of the warrants for identifying and documenting offenses and crimes in the field of drug trafficking committed using modern information and financial technologies are specified.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С ЭЛЕКТРОННОЙ НАРКОКОММЕРЦИЕЙ - ФРАГМЕНТЫ РЕАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТ»

Борьба с электронной наркокоммерцией -фрагменты реальности и перспектив: оперативно-розыскной аспект

А.Н. ПОЗДНЯКОВ,

доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

Е.В. ФИРСОВА,

заместитель начальника отдела по противодействию легализации доходов от незаконного оборота наркотиков Управления организации оперативно-профилактических мероприятий, противодействия наркоугрозе в сфере IT-технологий

и легализации наркодоходов (ГУНК МВД России) E-mail: [email protected]

The fight against electronic drug trafficking - fragments of reality and prospects: operational-search aspect

A.N. POZDNYAKOV,

Associate Professor at the Department of the organization operational and investigative activities, Candidate of legal Sciences, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

E.V. FIRSOVA,

Deputy Head of the Department for Combating Money Laundering from the Illicit Drug Trafficking Directorate of the Office for the Organization of Operational and Preventive Measures, Countering the Drug Threat in the Field of IT Technologies and the Legalization of Drug Revenues (General Directorate for Drug Control of the Ministry

of Internal Affairs of Russia)

Противодействие функционирующим в сети Интернет информационным ресурсам, используемых для пропаганды и распространения наркотиков с помощью программ-коммуникаторов, органами внутренних дел проводится в комплексе мер оперативно-розыскного характера по их нейтрализации. Конкретизированы средства и методы ОРД по выявлению и документированию правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершённых с использованием современных информационных и финансовых технологий.

УДК 343

Counteraction to the information resources functioning on the Internet used for the propaganda and distribution of drugs using communicator programs by the internal affairs bodies carries out a set of operational-search measures to neutralize them. The means and methods of the warrants for identifying and documenting offenses and crimes in the field of drug trafficking committed using modern information and financial technologies are specified.

Незаконный оборот наркотиков, оперативно-розыск- Drug trafficking, operational-search measures, Internet, ные меры, Интернет, IT-технологии, электронный пла- IT-technologies, electronic payment sector, virtual assets. тёжный сектор, виртуальные активы.

В последние годы Интернет используется в качестве рекламной и пропагандистской площадки отдельных видов криминальной деятельности, как средство вербовки и коммуникации её участников, а также как способ и место планирования, подготовки и совершения преступлений. Соответственно, значительно возросло количество преступлений, совершаемых с использованием IT-технологий. В большей степени это отразилось на блоке преступлений корыстной направленности. Прежде всего, это мошенничества с денежными средствами и имуществом граждан1 и преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров2, которые составляют 75 % от всех зарегистрированных преступлений3.

Из анализа материалов оперативно-розыскной практики следует, что сбыт наркотиков почти полностью переместился в виртуальную среду, став бесконтактным. Преступную функциональность обеспечивают Интернет, программы-коммуникаторы (Imo, CoverME, Signal, Vipole и другие) и целый арсенал электронных платежных инструментов, включая виртуальные активы.

Если в 2017 г. ГУНК МВД России совместно с территориальными подразделениями выявлено 7 179 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, для совершения которых преступниками использовались IT-технологии4, то в 2018 г. уже 18 918, а в 2019 г. - 24 155 преступлений указанной категории.

Отечественный законодатель наступательно реагирует на современную оперативную

1 ГИАЦ МВД России: Сводный отчет по России // Сведения о результатах работы подразделений ЭБиПК органов внутренних дел Российской Федерации за январь-декабрь 2019.

2 Далее - в сфере незаконного оборота наркотиков.

3 ГИАЦ МВД России: Сводный отчет по России // Сведения о результатах работы подразделений ЭБиПК органов внутренних дел Российской Федерации за январь-декабрь 2019.

4 В 2017 г. государственной статистической отчетностью

ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» учёт преступлений, совершён-

ных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, не осуществлялся. Вместе с тем ГУНК МВД России, в рамках исполнения пункта 4.5 Плана основных организационных мероприятий МВД России на 2017 г., осуществлялся сбор и анализ сведений территориальных подразделений наркоконтроля МВД

России о результатах проведённых мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности участников преступных группировок, занимающихся распространением синтетических наркотиков, сильнодействующих веществ, прекурсоров и кокаина

бесконтактным способом при помощи сети Интернет.

обстановку в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности. И в этой связи следует отметить ряд стратегических решений, качественно изменивших структуру антинаркотической политики, основой которой является утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 г. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия)5.

Кроме того, решением Президента России от 23 февраля 2018 г.6 в Стратегии обозначен приоритет в работе правоохранительных органов по линии пресечения функционирования в сети Интернет информационных ресурсов, используемых для распространения наркотиков и осуществления расчетов посредством электронных средств платежа, в том числе платежных карт и денежных суррогатов7.

Реализация этой стратегической задачи предполагает разработку и реализацию комплекса первоочередных мер, в числе которых: дальнейшее совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности, совершенствование форм и методов оперативно-розыскной деятельности по выявлению и документированию наркопреступлений, совершённых с использованием современных информационных и финансовых технологий.

Актуальное переформатирование антинаркотической стратегии затронуло и организационно-штатную структуру деятельности органов внутренних дел. В соответствии с приказом МВД России от 7 мая 2019 г. № 298 в структуре ГУНК МВД России создано Управление организации оперативно-профилактических мероприятий противодействия наркоугрозе в сфере 1Т-технологий и легализации наркодоходов.

Дальнейшей перезагрузке форм и методов ОРД в сфере противодействия наркоугрозе

5 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // Рос. газ. 2010. № 128.

6 О внесении изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденную указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690: указ Президента РФ от 23 февраля 2018 г. № 85 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 9. Ст. 1376.

7 Подпункт «г» пункта 20.2 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690.

способствовало также поручение Президента Российской Федерации В. В. Путина от 25 октября 2019 г. № Пр-2196, обратившего внимание на проблему роста использования информационных технологий в сфере незаконного оборота наркотиков.

В рамках исполнения данного поручения руководством МВД России проведены мероприятия по организационно-штатному, кадровому и материально-техническому обеспечению деятельности территориальных органах внутренних дел на региональном уровне по пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Профессиональное ядро данного направления отныне составляют созданные в подразделениях по контролю за оборотом наркотиков группы, отделения и отделы, специализирующиеся на противодействии рассматриваемому виду преступлений.

Мероприятия по выявлению правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков проводятся как в открытой части сети Интернет, так и в закрытой (глубинной, теневой, черной).

В этой связи следует обозначить базовые сегменты антинаркотической деятельности органов внутренних дел по отработке информационно-коммуникационного пространства. Необходимо отметить, что Интернет формирует как конструктивные образы в общественном сознании, так и деструктивные. Говоря о последнем аспекте, отметим приоритетность противодействия органами внутренних дел пропаганде наркотиков через искусственную созданную ими коммуникационную среду.

Следует подчеркнуть, что пронаркотиче-ские контенты составляют значительный объем в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно -телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», доступ к которым блокируется Ро-скомнадзором (далее — «Единый реестр»)8.

Например, в 2017 г. органами внутренних дел при проведении оперативно-розыскных

8 О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»: постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 // Соб. Законодательства Рос. Федерации. 2012. № 44. Ст. 6044.

мероприятий в сети Интернет выявлено свыше 48 тыс. электронных обращений по фактам распространения запрещенной информации о наркотиках, по результатам рассмотрения которых принято 20,5 тыс. решений об ограничении доступа к тиражирующим интернет-ресурсам. В 2018 г. выявлено свыше 24 тыс. таких электронных обращений и принято более 19 тыс. решений об ограничении доступа. В 2019 г. — 40 611 электронных обращений, по которым принято 22 706 ограничивающих экспертных решений, из которых порядка 9 тыс. приходится на специализированные торговые площадки по продаже наркотиков (интернет-магазины).

В 2018 г. МВД России рассмотрено свыше 7 700 электронных обращений с жалобами на информационные ресурсы (популярные социальные сети и мессенджеры), которые размещали информацию о запрещенных веществах: на ВКонтакте — 6 410 обращений, Одноклассники — 393, Telegram — 293, Facebook — 235, Instagram — 207, LiveJournal — 139 и Twitter — 74. По 2019 г.: на ВКонтакте — 5 670 электронных обращений, otvet.mail.ru — 278, Одноклассники — 253, Instagram — 171, Facebook — 135, LiveJournal — 70 и Twitter — 40.

Отмечаются тенденции, когда организаторы наркоторговли применяют новые методы распространения информации о способах приобретения наркотиков. Для этого используется вредоносное программное обеспечение (компьютерные вирусы), посредством которого в программную структуру легальных субъектов интернет-коммуникаций встраивается запрещённый «контент-паразит». В данном случае в отношении законопослушного интернет-ресурса невозможно произвести процедуру внесудебной блокировки доменного имени, поэтому в целях оперативного пресечения распространения запрещенной информации сложилась практика прямого взаимодействия с администратором основного ресурса.

В 2018 г. органами внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий в сети Интернет было выявлено и зафиксировано 3 319 случаев распространения запрещенной информации о наркотиках на различных сервисах платформы Google (plus.google. com, sites.google.com, blogspot.ru). Подавляющее большинство фактов — на YouTube (3 303)9. В 2019 г. - 2 031, на YouTube - 1 850.

9 В период с октября 2017 г. по февраль 2018 г. на данном видеохостинге зафиксировано массовое распространение рекламы крупных электронных торговых площадок (в том числе международной торговой площадки «HYDRA»), специализирующихся на сбыте наркотиков, работающих в Darknet (прим. автора).

Принятые органами внутренних дел профилактические меры по блокировке и удалению пронаркотического контента на крупных интернет-ресурсах, в том числе посредством превентивных мер, предполагающих временное включение их доменных имен в «Единый реестр», позволили побудить администрацию УоиТиЪе устранить проблему свободного размещения на их видеохостинге рекламы наркотиков в виде «прероллов» и «мидроллов»10.

Вместе с тем в правоохранительные органы увеличилось количество обращений граждан и общественных организаций с жалобами на действия ряда интернет-исполнителей, содержащее признаки пропаганды наркотиков. Видеоклипы были размещены на крупных медийных интернет-площадках и доступны для просмотра большой аудитории, включая несовершеннолетних.

Ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ).

Правоприменительная практика по реализации указанной административной нормы и порядок блокировки подобного контента неоднозначны. В вопросах квалификации отсутствует единый процессуальный подход.

Так, ГУНК МВД России проводилась проверка по депутатскому запросу в отношении творческой деятельности исполнителя, выступающего под псевдонимом Элджей. По материалам такого рода всегда требуется экспертное обоснование виновности. Однако ведомственными силами проблематично проводить экспертизы художественных произведений, результатов творческой деятельности в сфере искусства (в том числе музыкальных видеоклипов, концертных выступлений, видеофильмов). Запрошенные компетентные мнения (МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, ГБУЗ «МНПЦ наркология ДЗМ») не сформировали единую позицию о наличии признаков пропаганды наркотиков. Подобная

10 Pre-roll (преролл) - рекламный ролик, который загружается

до начала запрошенного пользователем онлайн-видео и длится, как правило, 10-15 секунд, в преддверии показа основного видеоконтента. Mid-roll (мидролл) - рекламный ролик, демонстрируемый в процессе просмотра онлайн-видео через заданный промежуток времени (прим. автора).

неурегулированность вопросов привлечения к административной ответственности лиц данной категории не позволяет в полном объеме реализовать задачи по исключению деструктивных образов из информационно-когнитивного пространства.

Принятыми мерами удалось ограничить доступ к контенту видеоклипа исполнителя Ха-ски «Иуда», размещённого на видеохостинге УоиТиЪе. Тем не менее, видеоклип исполнителя Мукка «Девочка с каре», также размещённый на видеохостинге УоиТиЪе, внесенный в «Единый реестр» на основании решения МВД России от 10 апреля 2019 г. (содержит информацию, направленную на формирование положительного образа лиц, потребляющих наркотики), длительный период времени не блокировался. При этом анализ статистики поисковых запросов показал, что с момента выхода песни «Девочка с каре» заинтересованность пользователей сети Интернет к информации о мефедроне многократно возросла.

Проблематика пропаганды наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет требует комплексного подхода для её решения, в том числе путём проработки соответствующих законодательных инициатив.

МВД России совместно Минкомсвязью России, Минюстом России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № Пр-2196 разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Указанный проект нормативного правового акта направлен на усиление уголовной ответственности за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ посредством распространения рекламы и предложений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Этот законопроект устанавливает уголовную ответственность и за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.

В частности, предусматривается введение в Уголовный кодекс Российской Федерации до-

полнительного квалифицирующего признака в части использования при совершении преступления информационно-телекоммуникационных сетей (включая Интернет). Законопроектом предлагается повысить нижний предел наказания до 12 лет лишения свободы, максимальное наказание — 15 лет лишения свободы.

В апреле текущего года в Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности для владельцев интернет-ресурсов, а также хостинг-провайдеров за размещение (распространение) запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах)», разработанный МВД России совместно с Минкомсвязью России, ФСБ России и Минюстом России.

Законопроектом предложено ввести в ст. 6.13 КоАП РФ11 отдельный квалифицирующий признак, при наличии которого предполагается введение повышенной административной ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ с применением средств массовой информации и (или) информационно -телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), одновременно внеся изменения в часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ, определяющую размеры административных штрафов.

Помимо этого, законопроектом предусматривается увеличение штрафных санкций по ст. 13.34 КоАП РФ «Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлён на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», а также дополнение её отдельным квалифицирующим признаком, предусматривающим повышенную ответственность за повторное в течение года совершение данного правонарушения.

По данным сайта worldwidewebsize.com, на 19 июня 2020 г. размер индексируемой части сети Интернет составил 6,05 млрд страниц. Вместе с тем, по отдельным экспертным оцен-

11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.2002. №1 (ч.1). Ст. 1.

кам, объем глубинной (теневой) сети — в 500 раз больше. Именно в ней и сосредоточена основная инфраструктура организованной наркопреступности.

Погружаясь в тонкости системы противодействия наркопреступлениям с IT-компонентом оперативно-розыскными мерами, следует различать два понятия: Deepweb (не индексированные поисковыми системами страницы, которые есть почти на каждом социальном сайте типа Facebook, Вконтакте, Одноклассники) и Darknet (теневая сеть). Разница заключается в способе доступа. Войти в Deepweb возможно при помощи обыкновенного браузера, а в Darknet — с использованием специального программного обеспечения (программы-ано-нимайзера либо анонимного браузера), например, TOR (The Onion Router). Данные предварительно проходят через три сервера TOR и только потом попадают в Интернет через «выходной» сервер, что обеспечивает маскировку IP-адреса (например, объект физически находится в России, а программное обеспечение отображает, что местоположением пользователя является Германия). То есть подключение к интернету выстраивается по нескольким VPN-каналам, как правило, предоставляемым компаниями, зарегистрированными за пределами Российской Федерации. Подобные VPN-сервисы прокладывают трафик к заблокированным ресурсам через защищенное соединение, которое и делает их доступными. Отследить такой маршрут сложно, так как задействованы произвольные IP-адрес и порт. Шифрование трафика внутри соединения в сочетании с его высокой скоростью позволяют использовать интернет-ресурсы и социальные сети в полном объёме. Этим и обусловлен криминальный интерес к теневой информационно-программной ресурсной базе12.

По данным TOR Metrics, Россия занимает второе место по использованию данной сети. Вместе с тем с 1 ноября 2017 г. в России запрещено использование программ-анонимайзеров, VPN-сервисов, встроенных браузеров на основании Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Этим законодательным актом предусматривается запрет на использования информаци-

12 Более подробно об этом - в Практическом пособии ГУНК МВД России «Отдельные вопросы документирования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершённых с использованием новых информационных и финансовых технологий» (автор Фирсова Е. В.), направленном в территориальные органы МВД России на региональном уровне за № 8/3-1704 от 29.11.2019.

онно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и компьютерных программ для получения доступа к запрещенным информационным ресурсам13. Они блокируются на уровне провайдеров14, при этом на операторов поисковых систем15 возлагается обязанность прекращения выдачи ссылок на заблокированные информационные ресурсы.

За неисполнение данного требования Ро-скомнадзора в течение 30 дней устанавливается ограничение доступа к источникам, используемым для обхода блокировок.

Однако приходится констатировать, что реализации положений действующего законодательства все-таки недостаточно для ограничения противоправных действий пользователей сети.

Преодолеть часть проблемных вопросов в данной сфере позволило бы установление уголовной ответственности в отношении лиц, участвующих в разработке программного обеспечения, используемого для сбыта наркотиков, и интернет-контентов, на которых размещается пронаркотическая информация, как мы отмечали выше.

Кроме того, в профильном законодательстве Российской Федерации отсутствует условие обязательной идентификации лиц, регистрирующих интернет-ресурсы16. Роскомнадзор располагает официальными сведениями только в отношении владельцев ресурсов, зарегистрированных в качестве средств массовой инфор-

13 Роскомнадзор осуществляет ограничение доступа к информации в сети «Интернет» в рамках реализации ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Федеральный закон № 149-ФЗ).

14 Провайдер хостинга — лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет (п. 18 введен Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральным законом от 28.07.2012 № 139-ФЗ).

15 Поисковая система—информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети Интернет информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами (п. 20 введен в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ Федеральным законом от 13.07.2015 № 264-ФЗ).

16 В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации

от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет может быть зарегистрирован как сетевое издание. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации (СМИ), СМИ не является. Таким образом, данная регистрация является добровольной и остается на усмотрение владельца сайта.

мации. Поэтому, к примеру, получить сведения о заявленных интернет-пользователями при регистрации реквизитах электронной почты возможно только через запрос администрации самого интернет-ресурса, оказывающего такие услуги17. Можно отметить, что сведения об администраторе доменного имени и провайдере хостинга интернет-ресурса или его сетевом адресе можно уточнить через общедоступные справочные whois-сервисы (например, https://2ip.ru, http://www.nameserver.ru/, http: // www.whois.ru и другие). Кроме того, подобную информацию возможно получить у регистратора соответствующего доменного имени. Администратором национальных доменов верхнего уровня «.RU» и «.РФ» является «Координационный центр национального домена сети Интернет» (https://cctld.ru).

Регулярный мониторинг сети Интернет средствами поисковых систем позволяет обнаруживать контенты, обеспечивающие незаконный сбыт наркотиков. С этой целью используются отечественные поисковые сервисы (Yandex, Rambler, Mail).

Практика последнего времени свидетельствует об изменении тенденций в структуре сетевого распространения подконтрольных средств и веществ. Если до недавнего времени сбыт наркотиков осуществлялся преимущественно через форумы и магазины автоматических продаж, то сейчас в основном через крупные торговые площадки, действующие в Darknet.

Например, HYDRA — платформа электронной криминальной коммерции (теневой мар-кетплейс), на которой базируются многочисленные магазины по продаже наркотических средств, поддельных документов, фальшивых денег и прочих незаконных услуг и атрибутики. Территориальный охват этой площадки — все государства СНГ.

Часть «зеркал» HYDRA (а также значительное количество иных интернет-ресурсов с информацией о продаже наркотиков в Российской Федерации) размещены на технических площадях хостинг-компании CloudFlare, зарегистрированной в США. Ресурсы указанной компании активно используются различными криминальными структурами (до 2015 г. там находилось 2 ресурса ИГИЛ).

Финансовая система данной площадки выстроена с использованием электронных платежных инструментов (QIWI Кошельки) и виртуальных активов.

17 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), исх. № 05СВ-13374 от 11.02.2019, вх. МВД России № 2737 от 13.02.2019.

Указанное подтверждается отчетом «О национальной оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма», подготовленном Росфинмониторингом в сотрудничестве с заинтересованными ведомствами, обозначены риски использования в схемах легализации преступных доходов: — электронных средств платежа (далее — ЭСП), при помощи которых не только осуществляются расчеты за наркотики и далее при легализации (отмывании) полученных криминальных денежных средств. При этом следует подчеркнуть, что действующее законодательство, на основе положений которого осуществляется регулирование электронных денег, допускает возможность использовать неперсо-нифицированные (анонимные) ЭСП (владельцами которых выступают физические лица) для совершения незаконных финансовых операций путем перевода средств с одного анонимного электронного кошелька на другой. Зачастую ЭСП используются так называемыми «дропа-ми», то есть лицами, не осведомленными о характере использования этих инструментов, в том числе в схемах отмывания денежных средств, полученных криминальным путем и т. д.;

— виртуальных валют (типа Ьксот и пр.) в схемах отмывания (легализации) криминальных денежных средств.

Тем не менее следует отметить, что фактов использования виртуальных валют при совершении преступлений в сфере экономики на территории Российской Федерации зафиксировано не было. Тем не менее, криптовалютами на различных этапах движения наркодоходов, включая расчеты наркодиллеров и наркопотребителей за наркотики, легализацию полученного преступного дохода и распределение денежных средств между организаторами криминального наркобизнеса, а также выплату вознаграждений закладчикам, наркокурьерам, работникам нарколабораторий, пользуются наркодиллеры. Это связано с тем, что анонимность расчетов такого рода делает популярным его использования при совершении преступлений и, кроме того, делает проблематичным для органов внутренних дел процесс документирования криминальной деятельности лиц, причастных к данному бизнесу с использованием традиционных средств и методов ОРД, а также расследование преступлений данного вида [3, 4, 5].

Государственными органами, осуществляющими антинаркотическую деятельность, а также регулирующими вопросы противодействия незаконным финансовым операциям, реализуется комплекс законодательных, организационных и практических мер, направленных на ликвидацию имеющихся рисков.

За последние годы удалось достичь определённых положительных результатов в укреплении системы государственного финансового контроля. Во многом это обусловлено вносимыми в законодательство изменениями, действенной площадкой для межведомственной проработки которых является Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Первыми положительными результатами в этом направлении принято считать принятие в 2013 г. норм18, которыми правоохранительным органам предоставлено значимое средство для достижения оперативных целей — это получение на стадии документирования сведений, составляющих банковскую тайну.

Противодействуя бесконтактным формам наркопреступности, оперативные сотрудники активно используют положения ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», касающиеся наделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, правом получать на основании судебного решения на стадии оперативного документирования криминальной деятельности лиц, подозреваемых в причастности к незаконному наркобизнесу из кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну. Главное условие для реализации этого правового механизма — наличие проверенной оперативной информации о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, к ним причастных, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Вместе с тем перечень информации, разрешенной к получению в порядке названной выше ст. 26, должен быть гораздо шире, поскольку в настоящее время кредитные учреждения, в том числе операторы платежных систем, обладают эксклюзивными программными комплексами, позволяющими получать и детализировать финансовую информацию, которая является оперативно-значимой для выявления и раскрытия тяжких и особо тяжких составов наркопреступлений.

Примерный стандарт данных, необходимых для начального анализа финансовой составляющей преступной деятельности лиц, подозреваемых к незаконному наркобизнесу, который требуется запросить в рамках дел оперативного учёта:

18 О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 6. Ст. 3207.

- движение денежных средств (входящие/ исходящие транзакции) по счёту (счетам) в банковских учреждениях либо по учетным записям в электронных платежных системах и сервисах (например, QIWI Кошелек);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подключение услуг интернет-банкинга, привязанные к электронным платежным инструментам номера телефонов, адреса электронной почты, IP-адреса, IMEI-коды используемого мобильного оборудования;

- биометрические данные, фото- и видеоизображения с устройств фиксации на банкоматах и платежных терминалах, геолокация субъектов финансовых операций;

- возможные обменные операции, связанные с виртуальными активами.

Обозначим недавний результат совместной работы с Росфинмониторингом. В сентябре 2019 г. вступили в силу изменения законодательства, направленные на снижение криминального использования электронного платежного сектора19.

Поправки в первую очередь были нацелены на противодействие использованию мобильных кошельков и предоплаченных карт в финансовом обеспечении незаконного оборота наркотиков (преимущественно это QIWI Кошелек, Яндекс.Деньги, WebMoney, PayPal). В настоящее время совершить операции по снятию или переводу денег с электронного платежного средства невозможно без процедуры идентификации клиента. По упрощённому варианту могут проверить только пользователя-резидента, которому требуется указать данные паспорта гражданина Российской Федерации и дополнительного документа (например, СНИЛС, ИНН). Идентификация осуществляется через сайт оператора платежной системы или через портал госуслуг. Также введено ограничение на разовую сумму обналичивания (не более 5 тыс. рублей в сутки и не более 40 тыс. рублей в месяц). Перевод средств по-прежнему возможен только в адрес юридического лица либо индивидуального предпринимателя (ранее был установлен запрет на переводы между физическими лицами, в отношении которых не проводилась процедура идентификации), но не более 200 тыс. рублей в месяц. При этом анонимы больше не смогут пополнить электронный кошелек через терминалы и офисы операторов сотовой связи, поскольку данная операция возможна исключительно с использованием банковского счета.

19 О национальной платежной системе: федер. закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 27. Ст. 3872.

В случае сомнений в законности финансовых операций электронное средство платежа оперативно блокируется.

Межведомственная работа по совершенствованию системы государственного контроля за законностью финансовых операций продолжается в текущем режиме. Ещё одно актуальное направление — пресечение трансграничных финансовых операций. Множество раз отмечалось, что наркобизнес на территории Российской Федерации преимущественно организован и регулируется из-за рубежа. Организаторы координируют продажи, находясь в Таджикистане, Украине и других государствах. Значительные объемы денежных средств, полученных от преступной деятельности, перемещаются из страны в адрес своих бенефициаров. Это проблема далеко не сегодняшнего дня и она образует реальную угрозу для государственной экономики, тем более в условиях действующих антироссийских санкций20.

Всё это диктует необходимость создания действенного механизма перекрытия каналов по трансграничному выводу денежных средств. Возможным решением данной проблемы может стать введение внесудебного механизма по блокировке безналичных и электронных денег при наличии достаточных данных, в том числе полученных оперативным путем, об их криминальном происхождении.

Кроме того, в Правительство Российской Федерации также направлен на рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и иных противоправных деяний».

В сводном законопроекте предложена для внесения в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № Э-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» ст. 52.1, направленная на недопущение использования банковских счетов (вкладов) и электронных средств платежа в целях незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Указанная норма может выступать основанием для принятия решения о приостановлении операций, связанных со списанием

20 О возможных решениях проблем данного рода в статье Фир-совой Е. В. О международных проектах в сфере противодействия легализации доходов от незаконного оборота наркотиков // Вестник МВД России. 2018. № 5 (157). С. 103—113.

денежных средств с банковских счетов (вкладов) или с уменьшением остатка электронных средств платежа, на срок до 10 рабочих дней с последующим информированием органов прокуратуры в течение 24 часов. После принятия указанной поправки МВД России в сотрудничестве с Росфинмониторингом предстоит разработать процедуру по формированию необходимых материалов и порядок их рассмотрения.

Предложенная правовая норма даст возможность сотрудникам органов внутренних дел, реализующих задачи в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков инициативно запустить процедуру, направленную на локирование (замораживание) как безналичных, так и электронных денежных средств, которыми распоряжаются юридические организациям и отдельные граждане, обоснованно подозреваемые в причастности к незаконному наркобизнесу и легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем.

Указанные обстоятельства прогнозируют потребность в научных исследованиях материалов уголовных дел и дел оперативного учёта по легализации наркодоходов в части, касающейся выработки комплекса научно обоснованных мер, включая меры оперативно-розыскного характер, направленные на подрыв экономических основ наркопреступности.

Указанные меры должны учитывать положения приказа МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминали-стических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (приложение № 2), в котором в перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, включены бухгалтерская (исследование содержания записей бухгалтерского учета), налоговая (исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов), финансово-аналитическая (исследование финансового состояния) и финансово-кредитная (исследование соблюдения принципов кредитования), а также товароведческая (исследование товаров с возможным определением их стоимости)21. При этом необходимо отметить, что исходя из анализа оперативно-служебной деятельности подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России, следует, что, как правило, по уголовным делам

21 Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 511 от 29 июня 2005 г.

рассматриваемой категории назначаются бухгалтерские и товароведческие исследования (экспертизы).

Вместе с тем финансовая структура наркобизнеса динамично развивается, в том числе посредством блокчейн-технологий, в результате чего отмечается ряд актуальных вопросов, которые нельзя отнести ни к одному из действующих видов экспертиз ни экономического, ни компьютерно-технического направления. Соответственно, и исследований. Например, исследование по уголовным делам, возбуждённым в отношении лиц, подозреваемых в отмывании наркодоходов, финансовых операций с ценными бумагами и виртуальными активами, связанными с лизингом, а также имущественными сделками, в том числе за рубежом. Возможным решением вопроса представляется создание унифицированного направления исследований и экспертиз в области экономики — финансово-экономического, с широким спектром вопросов. На необходимость и актуальность проведения исследований такого рода указывают и другие авторы [1].

Малочисленность и большая загруженность сотрудников экспертно-криминали-стических подразделений, уполномоченных на проведение компьютерных исследований и экспертиз, не позволяют оперативно проводить квалифицированные осмотры и экспертизы вычислительной техники и средств связи, изымаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий у лиц, подозреваемых в причастности к незаконному наркобизнесу, что приводит к потере доказательственной базы, а также существенно осложняет документирование преступной деятельности, связанной бесконтактным сбытом наркотиков и легализацией наркодоходов, совершаемой при помощи современных информационных и финансовых технологий.

Практически значимым и востребованным направлением в экспертном обеспечении оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной наркопреступности является производство исследований и впоследствии экспертиз по оценке имущества фигурантов дел (объектов недвижимости, транспортных средств, машин и оборудования, нематериальных и иных активов, включая криптоактивы, ценных бумаг, предприятий, бизнеса, имущественного комплекса в целом), что обеспечивает своевременность наложения ареста на преступные доходы и их последующую конфискацию, а также исполнение приговора в части взыскания штрафа (ст. 220, 228 УПК РФ).

Товароведческое экспертное направление не в полном объёме отвечает требуемой цели и в некоторых случаях выходит за пределы установленного предмета исследования. В частности, применительно к оценке бизнеса, объектов незавершенного строительства и так далее.

В этой связи требуется разработка и реализация в ЭКЦ МВД России экономико-стоимостного (оценочного) направления, поскольку оно отсутствует в ведомственном перечне экспертных специальностей. Востребованность также подтверждается популярностью назначения таких экспертиз в сторонние организации.

Таким образом, представляется необходимым дополнить перечень проводимых ЭКЦ МВД России экспертиз «финансово-экономической»22 (исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности субъекта), «компьютерно-финансовой» (широкий спектр вопросов, требующих исследования, в сфере информационных технологий (Интернет, Даркнет) в сочетании с анализом финансовых операций с виртуальными активами), а также «экономико-стоимостной (оценочной)», потенциал которых важен для решения задач по линии противодействия преступлениям не только в сфере незаконного оборота наркотиков, но и иным, совершенным с использованием новых информационных и финансовых технологий.

Указанные предложения согласуются с Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию)

22 Об утверждении перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 237.

доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждённой Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г. № Пр-920, которой установлена задача по снижению уровня преступности, связанной с легализацией доходов, в том числе посредством совершенствования деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) в целях повышения эффективности экспертного сопровождения при расследовании и рассмотрении уголовных дел данной категории.

Необходима внутриведомственная разработка актуального комплекса и усовершенствования методик проведения исследований и экспертиз для повышения эффективности борьбы с организованной наркопреступностью, а также алгоритмов выявления и документирования оперативно-розыскными методами преступлений с 1Т-окрасом.

В заключение следует отметить, что для успешной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров требуются дополнительные государственные меры нормативно-правового характера, связанные прежде всего с разработкой и введением в практическую деятельность органов внутренних дел новых профессиональных стандартов, а также с предоставлением доступа к несекретным разведывательным методикам, используемых иными государственными органами. Кроме того, необходимо предоставление криминологам на льготных условиях программно-аппаратных аналитических ресурсов и прогностических инструментов. Указанное в обязательном порядке должно быть дополнено целенаправленной реформой образования в рамках университетов и других учебных заведений и конечно же должно быть связано изменением психологии самих правоохранителей и исследователей [2].

Список литературы:

1. Батоев В. Б., Семенчук В. В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 9—16.

2. Овчинский В. С. Новая мировая преступность. Электронный ресурс (дата обращения: 25.03.2016).

3. Фирсова Е. В. Виртуальные активы. Новые подходы к перспективам регулирования // Оперативно-розыскная работа. № 3. 2019. С. 81—88.

4. Фирсова Е. В. О международных проектах в сфере противодействия легализации доходов от незаконного оборота наркотиков // Вестник МВД России. № 5 (157). 2018. С. 103—113.

5. Фирсова Е. В. Отдельные вопросы документирования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием новых информационных и финансовых технологи: практическое пособие ГУНК МВД Росси (№ 8/3-1704 от 29.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.