Научная статья на тему 'Тенденции развития наркоситуации в России'

Тенденции развития наркоситуации в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
"НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ" / "АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО" / "СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ". "QIWI-БАНК" / "ЯНДЕКС. ДЕНЬГИ" / "WEBMONEY" / "E-PORT" / "КУКУРУЗА" / "DRUG TRAFFICKING" / "DRUG LAWS" / "STATE OF THE NATIONAL SECURITY STRATEGY". "QIWI-BANK" / "YANDEX. MONEY" / "CORN"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дикарев Вячеслав Геннадиевич

Причиной, косвенно способствующей незаконному распространению наркотиков и наркомании, является бурное развитие российского сегмента всемирной коммуникационной сети Интернет, которая применительно к затронутой проблеме обнаруживает свои отрицательные стороны. В сети Интернет происходит активная электронная торговля наркотиками, заключаются договоры о наркосделках и тому подобные противоправные сделки. Высокие темпы развития современных информационных и финансовых технологий позволяют организованным наркогрупировкам разрабатывать новые способы легализации денежных средств. Используются различные платежные механизмы как для распределения наркодоходов, так и для проведения взаиморасчетов между наркодельцами (банковские почтовые переводы, переводы по средствам электронных платежных систем «QIWI», «WEB-money», мобильные платежи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дикарев Вячеслав Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of the drug situation in Russia

The cause, indirectly contributing to the spread of illegal drugs and drug addiction, is the rapid development of the Russian segment of the Internet global communications network, which is applied to the affected otritsatelnye discovers his hand. On the Internet, there is an active electronic drug trafficking, drug deal contracts are concluded, etc. Rapid development of modern information and financial technologies allow organized narkogrupirovkam develop new methods of money laundering. Different payment mechanisms for the distribution of drug revenues, as well as for settlements between drug traffickers (bank money orders, transfers by means of electronic payment system «QIWI», «WEB-money», mobile payments).

Текст научной работы на тему «Тенденции развития наркоситуации в России»

УДК 343 ББК 67.51

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАРКОСИТУАЦИИ В РОССИИ

ВЯЧЕСЛАВ ГЕННАДИЕВИЧ ДИКАРЕВ,

начальник кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А.Н. Сергеева ВИПК МВД России, полковник полиции

E-mail: sla-clava@rambler.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Причиной, косвенно способствующей незаконному распространению наркотиков и наркомании, является бурное развитие российского сегмента всемирной коммуникационной сети Интернет, которая применительно к затронутой проблеме обнаруживает свои отрицательные стороны. В сети Интернет происходит активная электронная торговля наркотиками, заключаются договоры о наркосделках и тому подобные противоправные сделки. Высокие темпы развития современных информационных и финансовых технологий позволяют организованным наркогрупировкам разрабатывать новые способы легализации денежных средств. Используются различные платежные механизмы как для распределения наркодоходов, так и для проведения взаиморасчетов между наркодельцами (банковские почтовые переводы, переводы по средствам электронных платежных систем «QIWI», «WEB-money», мобильные платежи).

Ключевые слова: «незаконный оборот наркотиков», «антинаркотическое законодательство», «стратегия государственной национальной безопасности». «QIWI-банк», «Яндекс. Деньги», «WebMoney», «E-port», «Кукуруза».

Abstract. The cause, indirectly contributing to the spread of illegal drugs and drug addiction, is the rapid development of the Russian segment of the Internet global communications network, which is applied to the affected otritsatelnye discovers his hand. On the Internet, there is an active electronic drug trafficking, drug deal contracts are concluded, etc. Rapid development of modern information and financial technologies allow organized narkogrupirovkam develop new methods of money laundering. Different payment mechanisms for the distribution of drug revenues, as well as for settlements between drug traffickers (bank money orders, transfers by means of electronic payment system «QIWI», «WEB-money», mobile payments).

Key words: «drug trafficking», «drug laws», «state of the national security strategy». «QIWI-Bank», «Yandex. Money», «WebMoney», «Е-port», «Corn».

В настоящее время в Российской Федерации отмечается стабильное увеличение незаконного производства синтетических наркотиков. Росту их производства способствуют ряд криминологических тенденций, которые негативно влияют на наркоситуацию в нашей стране.

Во-первых, производство и изготовление ряда синтетических наркотиков не нуждается не в большом количестве природных ресурсов, не требует привлечения к производству большого количества людей, не использует дорогостоящее оборудование и не привязана к определенным климатическим условиям (на пример выращивание конопли, опийного мака или кокаинового куста).

Во-вторых, с учетом простоты производства такого вида наркотиков существует возможность налаживания его изготовления в кратчайшие сроки и практически в любом месте. Изготовленный продукт имеет низкую себестоимость и высокую прибыльность на рынке, что делает его производство особенно привлекательным.

В-третьих, производство и изготовление синтетических наркотиков не требует использования одного конкретного прекурсора, а допускает использование и их аналогов (заменителей), что позволяет на выходе иметь не один, а несколько различных видов синтетических наркотиков, в том числе не контролируемых юридически в качестве наркотиче-

ских средств, но оказывающих схожее воздействие на центральную нервную систему человека.

Согласно статистическим данным основными потребителями синтетических наркотиков являются молодые люди в возрасте до 25 лет, то есть это студенты, молодые специалисты задействованные в работе в государственных структурах, коммерческих учреждениях и являющихся основным кадровым ресурсом и производственным потенциалом государства. Также указанная возрастная категория граждан это главная репродуктивная часть населения страны и употребление этими гражданами наркотических средств и психотропных веществ негативно сказывается на демографической ситуации в стране.

Проблема синтетических наркотиков уже достаточно давно приобрела международный уровень. Во Всемирных докладах Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) на протяжении нескольких лет отмечается, что реализуемые как «легальные» и «дизайнерские» наркотики новые психоактивные вещества распространяются с беспрецедентной скоростью и создают непредвиденные проблемы для общественного здравоохранения и безопасности.

В указанных докладах также содержится информация о том, что увеличение количества новых психоактивных веществ, о которых было сообщено в УНП ООН, выросло 2009 г. до 2015 г., более чем на 50%. Эксперты свидетельствуют, что эти такие вещества появляются на рынке наркотиков с завидной регулярностью, в то время как международная система контроля наркотиков постоянно сталкивается с трудностями, вызванными скоростью их появления и применением «творческих подходов» к их производству.

Схожей позиции в отношении новых видов психоактивных веществ придерживаются в совместном докладе Европол и Европейский центр Мониторинга наркотиков и наркомании (ЕЦМНН). Так, заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам юстиции, основных прав и гражданства В. Рединг в выступлении на пресс-конференции, посвященной данному вопросу, привела неутешительные данные по распространению так называемой «легальной дури» (LegalHighs) в странах Евросоюза. Всего с 2000 г. государства-члены Евросоюза зарегистрировали более 300 новых веществ, а в последние годы в среднем каждую неделю выявляется одно новое

психоактивное вещество, и эти показатели, как ожидается, будут только расти.

На состоявшейся 55-й сессии комиссии ООН по наркотическим средствам (12—16.03.2012, г. Вена Австрия) был вынесен на рассмотрение проект резолюции о развитии международного сотрудничества в отношении реагирования на появление новых психоактивных веществ, включая синтетические каннабиноиды и другие средства, имеющие схожие с наркотиками воздействие.

Проблема распространения новых видов синтетических наркотиков и психоактивных веществ становится все актуальней, и уже рассматривается в России наравне с угрозой распространения афганского героина.

Так, в 2015 г. в России количество изъятых новых синтетических наркотиков1 находится на втором месте после марихуаны, обогнав кокаин, гашиш, амфетамин и метамфетамин, наркотики опийной группы, включая героин. Причем масса изымаемой новой «синтетики» с каждым годом значительно возрастает (в 2012 г. — 1 т 296,2 кг, в 2013 — 1 т 966,5 кг, 2014 г. — 2 т 993,4 кг, в 2015 г. — 4 т 560 кг)2.

Все это свидетельствует об интенсивности трафика данного вида наркотиков, активизации преступной деятельности его производителей, поставщиков и распространителей.

Противодействие незаконному обороту синтетических наркотиков имеет ряд проблемных вопросов, существенно осложняющих работу национальных правоохранительных органов.

На протяжении последних лет сотрудники правоохранительных органов отмечают неуклонный рост преступного «профессионализма» и организованности участников незаконного оборота наркотиков. Наркосбытчики хорошо осведомлены о методах работы полиции и, в частности, о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, таких как проверочная закупка и контролируемая поставка. Они понимают, какому риску подвергаются, непосредственно (напрямую) общаясь с покупателями наркотиков, поэтому разрабатывают новые схемы наркосбыта, которые существенно затрудняют работу сотрудников антинаркотических структур по выявлению, фиксированию и доказыванию факта продажи. Кроме того, наркосбытчики, стремясь обезличить себя, не только прибегают к услугам посредников, но и используют при сбыте наркотиков современные технические средства и про-

граммное обеспечение. Так, в последнее время оперативники все чаще сталкиваются с организацией торговли синтетическими наркотическими средствами бесконтактным способом, с их передачей через системы тайников, расчетами за сделку посредством различных электронных платежных систем («QIWI-банк», «Яндекс. Деньги», «WebMoney»), осуществлением связи через различные интернет-приложения (ICQ, Viber, Watsap, Skype, Telegram). В таких структурах существует определенная иерархия, все функции участников преступной деятельности четко распределены, продумана система безопасности, на которую щедро тратятся полученные доходы от наркобизнеса. Одной из особенностей таких сетей сбыта и контрабанды наркотиков является незнание нижестоящими участниками вышестоящих. Такая преступная деятельность зачастую не только не ограничивается территорией одного региона, но и имеет международный характер. В последнее время отмечается тенденция активного использования наркогруппировками каналов международной почтовой связи для организации контрабандных поставок наркотиков и новых психоактивных веществ.

Данная проблема уже приняла всероссийский характер. Международные наркогруппировки интегрировались с российским криминалитетом и сумели наладить дилерские сети сбыта синтетических наркотиков в большинстве регионов страны. Сегодня синтетические наркотики реализуются наркобизнесом не только в мегаполисах, но и в районных городах. И если установить и задержать организаторов таких сетей в масштабах одного или нескольких регионов правоохранительным органам с трудом удается, то выйти на руководителей международных поставок наркотиков и изобличить их в преступной деятельности бывает практически невозможно.

В этих условиях сотрудники полиции в своем арсенале имеют лишь одно оперативно-розыскное мероприятие, имеющее правовое закрепление на международном уровне3, — это контролируемая поставка.

Другой проблемой является увеличение оборота новых видов психоактивных веществ, обладающих неопределенным правовым статусом, так называемых «дизайнерских» наркотиков, в т.ч. синтетических каннабиноидов.

С сожалением необходимо отметить, что производство и появление на рынке сбыта новых пси-

хоактивных веществ опережает российские меры контроля и успевает сформировать широкий круг потребителей, а наркоторговцы при этом получают сверхприбыль, не опасаясь ответственности.

Все это требует со стороны правоохранительных органов выработки качественно новых подходов к организации работы по изобличению организованной преступной деятельности наркодельцов и привлечению их к уголовной ответственности.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (в ред. от 3 февраля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, федеральный закон от 12 августа 1995 г. (в ред.от 21 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

3. О полиции, федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 3 февраля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

4. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (в ред. от 1 марта 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации 1998. № 2. Ст. 219.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ.

6. О включении новых психотропных соединений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1340.

7. Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681, Правовая система ГАРАНТ, 2015.

8. БатыршинИ.И. Временное ограничение на оборот новых видов синтетических наркотиков как мера противодействия незаконному обороту психоактивных веществ. Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2013. № 2 (13).

9. Морозов А.В. О проблемах борьбы с распространением новых психоактивных веществ: доклад

на Всероссийском семинар-совещании руководителей ЭКП МВД России. 14 августа 2014 г. Уфа.

10. Морозов А.В. Выявление и пресечение наркопреступлений, совершаемых с использованием каналов почтовой связи: методические рекомендации. ГУУР МВД России. М., 2014.

11. Морозов А.В. Организация оперативно-розыскных мероприятий по документированию бесконтактного способа сбыта наркотических средств и психотропных веществ: методические рекомендации. ГУУР МВД России. М., 2014.

12. Батыршин И.И., Корчагин О.Н., Чирков Д.К. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ как элемент национальной системы раннего выявления и предупреждения новых видов наркотиков и наркомании; Наркоконтроль. 2015. № 2.

13. Корчагин О.Н., Чирков Д.К., Литвинен-ко А.С. синтетические наркотики в России как реальная угроза национальной безопасности; Актуальные проблемы экономики и права 2015. № 1 (33).

14. Батыршин И.И., Тихомирова В.В. Временное ограничение на оборот новых видов синтетических наркотиков как мера противодействия незаконному обороту психоактивных веществ. Аналитический портал «Отрасли права» (httpV/отрасли-права. рф/ш-йс1е/7661) от: 01.06.2015.

References

1. Criminal code of the Russian Federation of 13 June 1996 (as amended on February 3, 2014) // meeting of the legislation of the Russian Federation. 1996. No. 25. St. 2954.

2. On operational-investigative activities in the Russian Federation, Federal law of 12 August 1995 (as amended on December 21, 2013.) // Collected legislation of the Russian Federation. 1995. No. 33. St. 3349.

3. On police Federal law of 7 February 2011 № 3-FZ (as amended on February 3, 2014) // meeting of the legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. St. 900.

4. On narcotic drugs and psychotropic substances: the Federal law of the Russian Federation from January 8, 1998 № 3-FZ (March 1, 2012) // collected legislation of the Russian Federation 1998. № 2. St. 219.

5. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation. February 3, 2015 No. 7-FZ.

6. The inclusion of the new psychotropic compounds in the List of narcotic drugs, psychotropic

substances and their precursors: regulation of the Government of the RF of 9 December 2014. № 1340.

7. On approval of the List of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation: the Russian Federation Government decree of 30 June 1998 n 681, the Legal system GARANT, 2015.

8. Batyrshin I.I. Temporary restriction on the circulation of new kinds of synthetic drugs as a countermeasure to illicit trafficking of psychoactive substances. Bulletin of the Siberian law Institute FSKN of Russia. 2013. №. 2 (13).

9. Morozov A.V. On the problems of combating the spread of new psychoactive substances: a report to the all-Russian seminar-meeting of heads of EKP of the MIA of Russia. August 14, 2014 in Ufa.

10. Morozov A.V. Detection and suppression of drug-related crimes committed through the use of postal channels: methodical recommendations. Renowned MIA of Russia. M., 2014.

11. Morozov V A. the Organization of operatively-search actions for documenting non-contact method of distribution of narcotic drugs and psychotropic substances: methodical recommendations. Renowned MIA of Russia. M., 2014.

12. Batyrshin I., Korchagin O.N., Chirkov D.K. Legal mechanisms against illicit trafficking of new potentially dangerous psychoactive substances, as an element of a national system of early detection and prevention of new types of drugs and drug use; Drug control. 2015. No. 2.

13. Korchagin O.N., Chirkov D.K., Litvinenko A.S. synthetic drugs in Russia as a real threat national security; Actual problems Economics and law 2015. № 1(33).

14. Batyrshin I.I., Tikhomirov V.V. a Temporary restriction on the circulation of new kinds of synthetic drugs as a countermeasure to illicit trafficking of psychoactive substances. Analytical portal «branch of law» (http://oT-pac™-npaBa.p$/article/7661) from: 01.06.2015.

1 N — метилэфедрон и его производные, в том числе a-PVP и синтетические аналоги тетрагидроканнабинола, в том числе JWH-018.

2 Сведения о количестве изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ на момент возбуждения уголовного дела. Форма 173 Главного информационного аналитического центра МВД России.

3 Ст. 11 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.