Научная статья на тему 'Антинаркотическая безопасность государства и ее значение в современных условиях'

Антинаркотическая безопасность государства и ее значение в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
510
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / DRUG TRAFFICKING / STATE ANTI-DRUG POLICY STRATEGY / STATE NATIONAL SECURITY STRATEGY / ANTI-DRUG SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврюшкин Юрий Борисович, Бордачева Анна Александровна

Предложен термин «придание антинаркотической безопасности статуса самостоятельного элемента системы национальной безопасности». Раскрыто значение «антинаркотической безопасности государства в современных условиях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-drug security of the and its importance in modern conditions

The article contains the tem giving anti-drug security the status of an independent element of the national security system. The authors are also using the term State anti-drug security in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Антинаркотическая безопасность государства и ее значение в современных условиях»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЮРИЙ БОРИСОВИЧ ГАВРЮШКИН,

профессор Всероссийского института повышения квалификации МВД РФ, кандидат юридических наук;

АННА АЛЕКСАНДРОВНА БОРДАЧЕВА,

научный сотрудник Всероссийского института повышения квалификации МВД РФ Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Предложен термин «придание антинаркотической безопасности статуса самостоятельного элемента системы национальной безопасности». Раскрыто значение «антинаркотической безопасности государства в современных условиях».

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, стратегия государственной антинаркотической политики, стратегия государственной национальной безопасности, антинаркотическая безопасность.

Annotation. The article contains the tem giving anti-drug security the status of an independent element of the national security system. The authors are also using the term State anti-drug security in modern conditions.

Keywords: drug trafficking, State anti-drug policy strategy, State National Security Strategy, anti-drug security.

Общее определение угрозы национальной безопасности приводится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; угроза национальной безопасности — это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства, т.е. возможность ущерба основным национальным интересам страны1.

В числе наиболее значимых современных угроз государственной и общественной безопасности в Стратегии совершенно оправданно выделены угрозы, связанные с деятельностью транснациональных преступных организаций и группировок, осуществляющих незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Особое значение в современных условиях приобретают угрозы международного терроризма и

растущая наркотизация общества, в связи с чем, антитеррористическая безопасность и наркобезопасность выдвигаются на первые позиции в системе национальной безопасности.

Антинаркотическую безопасность можно представить как защищенность интересов личности, общества и государства от угрозы распространения запрещенных наркотических средств и последствий, связанных с данной угрозой. О реальной угрозе незаконного распространения наркотиков свидетельствуют следующие данные: лиц употребляющих наркотики в России насчитывается более 7 млн человек, преимущественно в возрасте с 16 до 35 лет (средняя продолжительность жизни наркомана составляет 15 лет). По доле населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, Россия опережает страны Евросоюза в среднем в 5—8 раз, Германию — в 20 раз; при этом смертность названной социально активной группы достигает около 30 тыс. человек в год2. Вместе с тем, необходимо понимать, что сложившаяся наркоситуация стала качественно иной и по масштабам, и по степе-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ни разрушительности, оказываемой на общество и государство. Ежесуточно потребители покупают наркотиков на сумму 4,5 млрд руб., что в год составляет примерно 1,5 трлн руб.3. Полученные многомиллионные доходы составляют экономическую основу наркобизнеса и позволяют участвовать в финансировании деятельности террористических и экстремистских организаций. Так, группировка ИГИЛ получает ежегодно от 200 до 500 млн долл. США от контрабанды афганского героина в Европу4.

Экономический ущерб нашей страны только от афганских опиатов за счет исключения из числа экономически активного населения наркозависимых, затрат на их лечение, расходов на пенитенциарную систему, судебные издержки и т.д. оценивается в сумме, равной потерям до 3% ВВП, что применено в два раза больше, чем США расходуют на военные действия и свое присутствие в Афганистане5.

Отмеченные выше угрозы непосредственно связаны с комплексом угроз интересам и безопасности России в пограничной сфере, что нашло отражение в Стратегии. В частности указано, что угрозу безопасности в пограничной сфере представляет деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ6. Однако, что касается приведенных в Стратегии мер противодействия угрозам терроризма и распространения наркотиков, то они отличаются расплывчатостью и декларативностью. Так, в числе мер антитеррористической и антинаркотической деятельности названы:

• совершенствование структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти;

• реализация национального плана противодействия коррупции; развитие системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм;

• создание механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов;

• формирование долгосрочной концепции комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб;

• укрепление социальных гарантий их сотрудников;

• совершенствование научно-технической поддержки правоохранительной деятельности;

• внедрение перспективных специальных средств и техники;

• развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности;

• повышение социальной ответственности органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

Данное направление Стратегии нуждается, на наш взгляд, в дальнейшем развитии и совершенствовании, предполагая конкретизацию положений этой Стратегии. Нарастание угрозы распространения запрещенных к обороту наркотических средств, усиление негативных социальных, экономических, правовых и иных последствий незаконной деятельности по производству и сбыту наркотиков формируют объективные предпосылки необходимости дальнейшего развития и совершенствования основных положений Стратегии государственной антинаркотической политики.

Прежде всего, представляется необходимым выделить антинаркотическую безопасность из состава государственной и общественной безопасности в самостоятельное направление национальной безопасности, поскольку ее роль в обеспечении безопасности и устойчивого развития так же важна, как и роль военной, экономической, социальной, экологической безопасности. Придание антинаркотической безопасности статуса самостоятельного неотъемлемого элемента системы национальной безопасности позволит повысить значимость принимаемых решений в сфере антинаркотической деятельности, а также поднять уровень ответственности за их выполнение.

Только такой сбалансированный подход к реализации государственной антинаркотической политики даст максимальный эффект по сохранению

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

генофонда России и обеспечению национальной безопасности.

Литература

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ.

2. О включении новых психотропных соединений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1340.

3. Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681, Правовая система ГАРАНТ, 2015.

4. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690).

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537).

6. Батыршин И.И. Временное ограничение на оборот новых видов синтетических наркотиков как мера противодействия незаконному обороту психоактивных веществ И.И. Батыршин, В.В. Тихомирова Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2013. № 2 (13).

7. Борьба с деятельностью незаконных химических лабораторий по производству наркотиков как один из элементов механизма противодействия незаконному обороту синтетических наркотиков: аналитический обзор О.Н. Корчагин и др.; под ред. И.И. Бартыршина. М.: ФКУ НИЦ ФСКН России, 2015.

8. Всемирный доклад ООН о наркотиках за 2012 г.

9. Всемирный доклад УНП ООН о наркотиках за 2014 г.

10. Диченко А.А. изучение зарубежного опыта в части, касающейся создания системы ранненго выявления и предупреждения новых видов наркотиков и наркомании (в том числе и новых психоактивных веществ) с целью выработки предложений для реализации подобной системы на территории России

и пространстве СНГ, А.А. Диченко, О.Н. Корчагин, В.В. Тихомирова. Наркология 2014. № 7.

11. Доклад ЕвропейскогоЦентра Мониторинга Наркотиков и Наркомании (ЕЦМНН), ЕС. 2013 г.

12. Карпов Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса Я.С. Карпов, Накоконтроль. 2013. № 1.

13. Корчагин О.Н. Анализ и прогноз развития криминогенной обстановки в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации: аналитический обзор О.Н. Корчагин, Д.К. Чирков, под ред. И.И. Батыршина. М.: ФКУ НИЦ ФСКН России, 2015.

14. Корчагин О.Н. Временное ограничение на оборот новых видов наркотических средств и психотропных веществ О.Н. Корчагин, Наркоконтроль

2012. № 4.

15. Корчагин О.Н. Об опыте Великобритании по противодействию обороту синтетических наркотических средств: аналитическая справка О.Н. Корчагин, В.В. Тихомирова. М.: ФКУ НИЦ ФСКН России, 2013.

16. Корчагин О.Н. Синтетические наркотики в России как актуальная угроза национальной безопасности О.Н. Корчагин, Д.К. Чирков, А.С. Литве-ненко Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. № 1.

17. Корчагин О.Н. Создание системы раннего выявления и предупреждения новых наркотиков и наркомании в рамках СНГ как один из основных факторов противодействия незаконному обороту наркотиков на территории государств-участников СНГ / Корчагин // Международное сотрудничество государств-участников СНГ в борьбе конным оборотом наркотиков и противодействии наркомании: сборник материалов народной научно-практической конференции, 26 ноября 2012 г., г. Москва. М.,

2013.

18. Тихомирова В.В. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ В.В. Тихомирова Эксперт-криминалист. 2014. № 2.

19. Федоров А.В. комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

19 ноября 2012 г. № 1178 «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» А.В. Федоров Наркоконтроль. 2013. № 1.

20. Федоров А.В. Определение производных наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства А.В. Федоров Теория и практика ной экспертизы. 2013. № 1 (29).

21. Чирков Д.К. Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков: современный криминологический взгляд Д.К. Чирков, О.Н. Корчагин Вопросы безопасности-2014 г. № 5.

References

1. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: the Federal law from February 3, 2015 No. 7-FZ.

2. The inclusion of new psychotropic compounds in the List of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors : regulation of the Government of the Russian Federation of 9 December 2014. No. 1340.

3. About approval of the List of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation: the Russian Federation Government decree of 30 June 1998 n 681, the Legal system the GUARANTOR. 2015.

4. The strategy of the state antidrug policy of the Russian Federation until 2020 (approved by decree of the President of the RF on June 9, 2010 № 690).

5. The national security strategy of Russian Federation until 2020 (approved by decree of the President of the R.F. of 12 may 2009 № 537).

6. Batyrshin //.Temporary restriction on the circulation of new types of synthetic drugs as a countermeasure to illicit trafficking of psychoactive substances Batyrshin I.I., Tikhomirov V.V. Bulletin of the Siberian law Institute FSKN of Russia. 2013. No. 2 (13).

7. Dealing with the activities of illegal chemical laboratories for drug production as one of the elements of the mechanism of counteraction to illegal trafficking in synthetic drugs: analytical review of O.N. Korchagin and others; under the editorship of I.I. Batyrshina. M.: PKU SIC FSKN, 2015.

8. World report on drugs 2012.

9. The global report of UNODC on drug 2014.

10. DichenkoA.A. the foreign experience in the part concerning the establishment of a system of runningo detection and prevention of new types of drugs and drug use (including new psychoactive substances) with a view to developing proposals for implementation of similar systems in Russia and the CIS, A.A. Dichenko, O.N. Korchagin, V.V. Tikhomirov, Narcology 2014 № 7.

11. Report of Europackaging of Monitoring Drugs and drug Addiction (EMCDDA), the EU. 2013

12. Karpov Ya.S. new Designer drugs and precursors of narcotic drugs and psychotropic substances: the legal status of the S.Y. Karpov, Nanokontrol. 2013 № 1.

13. Korchagin O.N. Analysis and forecast of development of the criminogenic situation in the sphere of illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances in the Russian Federation: an analytical review of O.N. Korchagin, D.K. Chirkov, ed. by I.I. Batyrshina. M: PKU SIC FSKN, 2015

14. Korchagin O.N. A temporary restriction on the circulation of new kinds of narcotic drugs and psychotropic substances O.N. Korchagin, D.E. 2012. No. 4.

15. Korchagin O.N. About the UK experience on countering trafficking in synthetic drugs: analytical report, O.N. Korchagin, V.V. Tikhomirov. M: PKU SIC the Federal drug control service of Russia, 2013.

16. Korchagin O.N. Synthetic drugs in Russia as an actual threat to national security O.N. Korchagin, D.K. Chirkov, A.S. Litvinenko Actual problems of Economics and law. 2015. No. 1.

17. Korchagin O.N. The creation of a system of early detection and prevention of new drugs and drug use within the CIS as one of the main factors in countering drug trafficking on the territory of States-participants of the CIS / Pavel // International cooperation of States-participants of the CIS in combating horse drug trafficking and combating drug abuse: proceedings of the international scientific and practical conference, November 26, 2012, Moscow. M., 2013.

18. Tikhomirova V.V. Legal mechanisms to combat illicit trafficking in synthetic psychoactive substances V.V. Tikhomirov forensic investigator. 2014. No. 2.

19. Fedorov V.A. the commentary on the decree of the Government of the Russian Federation of 19

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

November 2012 № 1178 «On making changes in the list of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation» A.V. Fedorov the DEA. 2013. No. 1.

20. FedorovA.V. the determination ofthe derivatives of narcotic drugs and psychotropic substances for the purposes of criminal law A.V. Fedorov Theory and practice tion of the examination. 2013. No. 1 (29).

21. Chirkov D.K. crimes in the sphere of drug trafficking: modern criminological Outlook

D.K. Chirkov, O.N. Korchagin safety Issues-2014. no 5.

1 Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.

2 Официальные материалы ФСКН России :htt://www/fskn.ru/

3 Там же.

4 М.Ю. Кийко «Борьба с наркобизнесом в системе национальной безопасности России».

5 Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 1 30/12/2015.

6 Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.

УДК 343.721 ББК 67.408

СОВЕРШЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

ДАНИЯР САРСЕМБЕКОВИЧ САПАРБАЕВ,

адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России

E-mail: kzkg@inbox.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Научный руководитель: доктор юридических наук А.П. Кузнецов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Рассмотрены вопросы квалификации мошенничества, совершенного с использованием средств массовой коммуникации.

Ключевые слова: мошенничество, средства массовой коммуникации, средства массовой информации, информация, воздействие.

Annotation. The article is devoted to the formulation in the criminal legislation aggravating circumstance in committing fraud using mass media.

Keywords: fraud, mass communication media, information, influence.

Характерной особенностью современного общества является то, что оно неразрывно связано с расширением коммуникативных возможностей передачи информации. Массовая коммуникация рассматривается как способ передачи и массового обмена информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты [1, с. 18], предназначенной для неограниченного круга лиц [2, с. 11]. Массовая коммуникация — это не только средство обмена информацией, но и средство массового общения [3, с. 117].

Учитывая всеобъемлющее влияние информационных технологий, законодатель уделяет особое внимание правовой защищенности информационных отношений. Такой подход объясняется тем, что данный сектор коммуникативного информационного пространства стал «удобной средой» для различного рода преступных элементов. Поиск своих потенциальных жертв именно через массово коммуникативные инструменты, используя их в своих преступных целях, стало возможным и доступным. Так, возможности Интернет и печатных изданий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.