УДК 34 ББК 67
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА
НАРКОТИКОВ
БОРИС ПАВЛОВИЧ МИХАЙЛОВ,
профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;
ЛЕВ ЛЬВОВИЧ ТУЗОВ, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-разыскная деятельность E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы противодействия отмыванию доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков; дается понятие наркобизнеса, анализируется состояние современной наркоситуации в России. Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, наркобизнес, наркотрафик, наркорынок, легализация.
Annotation. In article urgent problems of counteraction to laundering of income gained from drug trafficking are considered; the concept of drug trafficking is given, the condition of a modern drug abuse situation in Russia is analyzed. Keywords: drug trafficking, drug trafficking, drug traffic, narcomarket, legalization.
Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных от незаконных операций с наркотиками, в современных условиях выдвигается как одна из ключевых проблем борьбы с организованной преступностью.
Одним из мощных каналов получения нелегальных доходов является незаконный оборот наркотиков (НОН) и связанная с ним наркомания. В практике международного противостояния организованной наркопреступности она ассоциируется с такими понятиями, как наркомафия и наркобизнес. Более точно эти криминальные явления были определены Всемирной конференцией по организованной преступности, состоявшейся в ноябре 1994 г. в Неаполе, которая расценила экономико-правовое содержание незаконного оборота наркотиков как индустрию наркобизнеса. Конференция исходила из того, что современный уровень организации незаконного распространения наркотиков, его экономическая основа соразмерна современ-
ному уровню экономики производства с отдельными его технологическими стадиями, состоящими из самого производства, транспортировки, складирования, реализации продукции и т.п.
Индустрия наркобизнеса обусловила появление и становление системы отмывания денег, способствовала укреплению преступных транснациональных организаций, связала ее с незаконной торговлей оружием и терроризмом1. Наркоиндустрия опасна тем, что она: во-первых, наносит огромный ущерб легальной экономики, подрывает ее устои; во-вторых, способствует регенерации наиболее опасных транснациональных преступных сообществ (наркокартелей и наркосиндикатов); в-третьих, обладая огромными средствами и логистическими возможностями, формирует международный наркорынок с целью получения прибылей и сверхприбылей от незаконных операций с наркотиками. В международной антинаркотической практике употребляется термин наркобизнес.
Лингвистическое понятие «наркобизнес» состоит из двух частей: «нарко» (наркотики) и собственно «бизнес». В юридической практике понятие «бизнес» характеризуется как «любой вид деятельности, приносящий доход или иные выгоды; экономическая деятельность, дающая прибыль»2. Обобщенное понятие наркобизнеса можно охарактеризовать как вид деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, приносящий доход или иные выгоды.
В то же время ряд российских ученых говорят «о наличии преступной наркоотрасли, наносящей колоссальный вред конкретным лицам, обществу и государству ради извлечения прибыли и сверхприбыли»3.
Изучив мнение авторитетных ученых, а также проведя собственное исследование, авторы выделяют основные (общие) операции, составляющие современный наркобизнес. К ним следует отнести:
• производство наркотиков, включая культивирование наркотикосодержащих растений, заготовку наркосырья и изготовления наркотиков в местах их естественного произрастания, а также в наркопритонах и местах кустарного изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
• незаконные операции с прекурсорами;
• хранение наркотиков до транспортировки к месту сбыта;
• транспортировка наркотиков и их прекурсоров;
• создание сети оптовой и розничной торговли наркотиками;
• сбыт наркотиков;
• отмывание денег (легализация доходов от наркобизнеса);
• хищение либо вымогательство наркотиков в сфере их легального оборота;
• незаконная выдача рецептов на наркотические вещества (препараты), подделка таких рецептов;
• формирование и осуществление мер противодействия государственным органам — субъектам антинаркотической деятельности.
Наркомафия, осуществляющая наркобизнес, способствует становлению и укреплению наркоиндустрии, которая, в свою очередь, порождает новые организации, активизирующие незаконный оборот наркотиков и стимулирующие систему отмывания денег. Индустрия наркобизнеса в мире, безусловно, существует, однако, на наш взгляд, понятие наркоиндустрии применимо к тем странам, где производство наркотиков поставлено на индустриальную основу и имеет вековую историю (например, Афганистан, страны Латинской Америки и др.). Так, в докладе УНП ООН еще в 2003 г. было отмечено, что афганская опиумная экономика, благодаря низкому риску и высокой прибыли, за весь урожай получает свыше одного миллиарда долларов США, без учета той прибыли, которую имеют наркоторговцы от продажи героина, переправляемого в приграничные области для его последующего экспорта4.
За прошедшие годы Афганистан нарастил объемы производства героина, и доля афганского героина в настоящее время в мировом обороте составляет свыше 90%. По данным государственного антинаркотического комитета, за последнее пятилетие масштабы наркопроизводства увеличились с соответствующим ростом героинового потока в направлении южных рубежей России. Так, в 2014 г. — 2015 г. было изъято 5,2 тонны героина. По оперативным данным, известно, что ежегодно афганская наркомафия держит на складах в качестве резерва на случай неурожая опийного мака около одной тысячи тонн героина.
Наряду с глобальным трафиком героина, в последние годы наблюдается существенный рост незаконного оборота новых синтетических наркотиков. Если в 2012 г. удельный вес синтетики в общей массе изъятых наркотических средств составлял немногим более 3%, то по итогам 2015 г. он достиг 16% (5,4 тонны).
28 апреля 2017 г. на заседании Совета Безопасности, рассмотревшего реализацию Стратегии государственной антинаркотической политики, Президент Российской Федерации В. В. Путин обратил особое внимание на то, что «в приоритетном порядке необходимо выявлять и перекрывать каналы незаконных поставок наркотических средств из Центральной Азии, а также синтетических наркотиков европейского, украинского, азиатского происхождения, оперативно пресекать деятельность наркодиллеров, связанных с ними организованных групп, в том числе транснациональных. Важнейшей задачей является подрыв экономических основ наркопреступности, которые, как известно, служат финансовой подпиткой и для террористических, экстремистских структур»5.
В последнее время отмечается увеличение контрабандной поставки синтетических наркотиков, курительных смесей (так называемых «спайсов») из Китая. Особенно активизировалась Украина, поставляющая синтетические наркотики, а также пищевой мак, маковую солому, из которых изготавливается ацетиллиро-ванный опий.
В странах, производящих наркотики, как показывает анализ, все процессы наркобизнеса действительно поставлены на индустриальную основу и централизовано управляются преступными наркосообществами, наркокартелями и наркосиндикатами. Однако, на наш взгляд, нет весомых доказательств существования в России в классическом смысле наркоиндустрии, организованно и системно охватывающей все процессы наркобизнеса, от производства до сбыта конечному потребителю, и управляемой централизованно каким-либо наркокартелем. Наша страна используется транснациональной наркопреступностью в основном как рынок сбыта, а также как транзитная территория для контрабанды наркотиков в Европу и далее. Многие процессы наркобизнеса имеют разрозненный, неконтролируемый централизованно характер, и являются бизнесом средних и мелких группировок, а также отдельных лиц, связанных с кланово-этнической преступностью.
Вышесказанное позволяет сформулировать некоторые выводы:
• во-первых, против России осуществляется агрессивная наркоэкспансия, управляемая из западных наркоцентров. Свидетельством тому является наличие транснациональных каналов наркотрафика, по которым перебрасываются огромные объемы наркотиков практически всех видов. В 2014 — 2015 гг. правоохранительными органами, по данным ФСКН России, было изъято почти 48,7 тонн наркотиков, пресечено около 22 тыс. оптовых поставок запрещенных веществ;
• во-вторых, на территории России создан емкий нелегальный рынок наркотиков, контролирующий разветвленную сеть оптовой и розничной торговли, обеспечивающий многомиллионную армию наркопотребителей. Значительная часть кустарного изготовления наркотических средств и психотропных веществ приходится на наркопритоны. За последние три года в стране ликвидировано около 5 тыс. таких притонов;
• в-третьих, известно, что незаконный оборот наркотиков и наркомания, как социально-криминальные явления, взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом незаконный оборот наркотиков представляет собой предложение наркотиков, и наркомания по своей сути олицетворяет спрос на наркотики. По экспертным оценкам, в настоящее время количество потребителей наркотиков составляет 7,3 млн. человек, 60% из них — молодые люди в возрасте от 15 до 34 лет. Ежегодно из-за злоупотребления наркотиками и сопутствующих заболеваний умирают 50-60 тыс. молодых людей названной возрастной категории, что составляет более 200 человек на 100 тыс. населения (в среднем по Европе 45 умерших на 100 тыс. населения)6.
Поражаемость наркотиками молодежи связана, прежде всего, с созданием в России массовой и дифференцированной системы наркоторговли, обусловившей внедрение новых технологий сбыта, например, с использованием интернета, изменением дислокации точек и мест сбыта, увеличением количества участников мелкого наркобизнеса. Заметную роль в наркоторговле играют кланово-этнические преступные наркогруппировки, особенно цыганские.
Несмотря на всю очевидность криминально-социальной опасности наркоторговли во всех ее проявлениях, разрушить ее или нанести сколько-нибудь серьезные массированные удары по ней в масштабах страны пока не удается. Наркоторговая сеть мобильна, динамична, легко рекрутирует новых участников замен выбывших, имеет способность к самовоспроизводству. Она является важнейшим звеном криминальной цепочки от организатора бизнеса до наркопотребителя,
которое надо «выбивать» всеми правоохранительными мерами и оперативно-разыскными средствами. Формирование наркорынка обуславливается созданием незаконного спроса на наркотики и незаконного предложения наркотиков, которые формируются по рыночным законам.
Исходя из современных постулатов теории управления рынком, при формировании нелегального («черного») рынка наркотиков просматриваются три концепции (стратегии) организации наркобизнеса:
1) концепция товара — наркотик дожжен привлекать покупателя своим хорошим качеством и умеренной ценой;
2) концепция сбыта — продвижение наркотовара на рынок и увеличение объема его продажи;
3) концепция маркетинга — основывается на определении потребности в наркотиках, потребительских оценках их ассортимента, качества, а также на конъюнктуре рынка7.
Анализ наркоситуации позволяет сделать вывод о том, что хорошо отлаженная система контрабанды наркотиков и преобладание зарубежных источников их поставки свидетельствует о продуманной маркетинговой стратегии международной наркомафии, для которой Россия представляет собой выгодный наркорынок. В последнее время в связи с широким распространением синтетических наркотиков проявляется тенденция реструктуризации российского наркорынка, обусловленная частичным замещением так называемых традиционных наркотиков синтетическими, в том числе новыми сильнодействующими психоактивными веществами, от которых наркозависимость наступает после приема первых доз, что может привести к резкому росту смертности наркопотребителей, особенно молодежи. Подтверждением этому являются массовые отравления жителей восьми регионов страны осенью 2014 года8.
Для ликвидации сетей сбыта синтетических наркотиков и их производных был принят Федеральный закон, подписанный Президентом Российской Федерации 8 февраля 2015 г., направленных на пресечение оборота новых психоактивных веществ.
Незаконный оборот наркотиков является сложным многофакторным образованием, включающим в себя производство и изготовление наркотиков, их контрабандную поставку (перемещение через границу), организацию сетей распространения и сбыта, разработку схем легализации преступных доходов, аккумулирующим в себе систему предложения наркотиков. Как многофакторное, социально-криминальное явление он стимулирует наркопреступность. В нее входят преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, преступления, совершаемые в состоянии наркотического опьянения, преступления, совершаемые с целью добывания денег на наркотики.
По оценкам специалистов, мотивация наркопотребителя на совершение преступления обусловлена острой потребностью в денежных средствах, напри-
мер, для героинового наркопотребителя суточная доза обходится в 2 тыс. рублей. За год наркоманы затрачивают до 4,5 млрд. рублей, тем самым, по экспертным оценкам, могут выводить из ВВП до полутора триллионов рублей. При этом 65% всех преступлений в стране в той или иной степени связано с наркотиками, до 80% мелкой преступности (кражи, грабежи) совершаются наркопотребителями (ежегодно около 340 тыс. таких преступлений)9.
За последние 5 лет в Российской Федерации ежегодно в среднем совершалось более 200 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Пик роста зарегистрированных преступлений пришелся на 2014 год — 253,5 тыс., снижение до 201,2 тыс. произошло в 2016 году, что на 15,1% ниже, чем в 2015 г.
Удельный вес выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта, и сбыт наркотических средств и психотропных веществ составляет от 40 до 50%. Для сравнения отметим, что в 1990 г. было зарегистрировано 35,3 тыс. преступлений этого вида, а коэффициент преступности в СССР в расчете на 100 тыс. населения данной группы преступлений равнялся 12,3. Большое число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также высокий удельный вес преступлений с целью сбыта и сбыт наркотиков свидетельствуют об их значительном распространении и высоком уровне потребления.
По данным МВД России, в 1997 г. денежный оборот от незаконный операций с наркотиками в России превышал 2,5 млрд. долларов и этот показатель обнаруживал устойчивую тенденцию к увеличению. По данным Центрального банка России, за пределы государства ежемесячно перекачивались 1,0 — 1,5 млрд. долларов. Из них доля доходов от наркобизнеса составляла 30 центов от каждого доллара США10.
По официальным данным Банка России, отток капитала из российской экономики в период 1994 — 2015 гг. составил 731,5 млрд. долларов США11.
По данным американских экспертов компании GFI лидерами по незаконному оттоку капитала среди развивающихся стран являются Китай и Россия — из КНР выведено 1,392 трлн. Долларов (в среднем — 139,2 млрд. в год), из России — 1,049 трлн. Долларов (примерно 104,9 млрд. долларов в год).
Расхождения в оценках выведенных активов, по мнению В. Г. Глотовой и Ю. И. Немцова, обусловлены применением разных подходов к причинам феномена бегства капитала и методологии ее расчета. Часть капитала покидает национальную экономику под воздействием рыночных механизмов, побуждающих владельцев финансов выводить их из-под контроля государства, другая — представляет собой доходы от преступной деятельности, в том числе коррупционной, а также законно полученные, но не нелегально выведенные за рубеж средства. Значительная часть таких капиталов сосредоточена в оффшорных юрисдик-циях — до 32 трлн. Долларов, из которых 1,3 трлн.
долларов имеет российское происхождение12.
Анализ различных источников свидетельствует о том, что объем оттока капитала из национальной финансовой системы и доли в нем теневого сектора продолжает возрастать. Серый отток капитала из России достигает 30-40%13.
По оценкам экспертов, в последние годы доходы от различного рода преступлений в сфере отмывания денег составляют от 2 до 5% всего мирового валового продукта, то есть, от 1 до 3 трлн. долларов США14.
В процессе легализации доходов от наркобизнеса выделяются три стадии: вложение (размещении), маскировка и интеграция.
Вложение (размещение). Первоначальное проникновение наркоденег в экономическую систему преследует главную цель — освобождение держателя больших сумм денежных средств (в национальной либо иностранной валюте) от накопленной наличности и размещения этих денежных средств в финансовой обороте для последующих стадий. Превращение наличности в недвижимость, предметы роскоши, драгоценности, размещение на банковских счетах и т.п. можно задокументировать. Первый этап, по мнению оперативных сотрудников, признается наиболее благоприятным для изобличения преступников.
Маскировка. В иностранных источниках она называется «расслоением», что подразумевает проведение многочисленных транзакций, которые продолжают отделять средства от незаконных источников их происхождения. По своей сущности — это серия финансовых операций, предназначенных для сокрытия источников происхождения денег. Однако, их можно выявлять, используя соответствующие меры и способы финансово-валютного контроля и методы оперативно-разыскной деятельности.
Интеграция является конечной стадией легализации, в процессе которой денежные средства, вливаясь в легальную экономику, становятся «чистыми» и растворяются в ней. «Сливание» денег от незаконных доходов в легальную экономику можно выявлять за счет хорошо отлаженной системы финансового мониторинга и целенаправленной оперативной работы. Учитывая, что деятельность по легализации наркоденег имеет международный характер, успех противодействия этим явлениям зависит от хорошего противодействия полиции, правоохранительных органов и силовых структур на международном уровне.
Для противодействия отмыванию денег, полученным незаконным путем, в 1989 г. была создана международная система комплексных и последовательных правовых мер, основанная на стандартах и рекомендациях ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Первые сорок рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990 г. как инициатива по защите финансовых систем от лиц, отмывающих денежные средства, полученные от продажи наркотиков. В 2003 г. рекомендации были пересмотрены, дополнены специальными рекомендациями по борьбе с финансированием терроризма
и приняты более чем 180 странами.
Названные рекомендации являются международным стандартом по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризму (ПОД/ФТ). Международные правовые инструменты по ПОД/ФТ базируются на предписаниях Венской конференции 1988 г., Палермской конференции 2000 г., Конвенции ООН о борьбе с коррупцией 2003 г. и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.
В Российской Федерации был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являющийся правовой основой российской государственной системы ПОД/ФТ. Россия является членом ФАТФ и активно сотрудничает с подразделениями финансовой разведки (ПФР) других государств.
Национальное подразделение финансовой разведки было создано в 2001 г. как самостоятельное ведомство в структуре органов исполнительной власти. До 2004 г. было подотчетно Минфину, с 2004 г. — Правительству Российской Федерации, с 2012 г. — отчитывалась перед Президентом Российской Федерации.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) была сформирована в результате преобразования Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) и представляет собою ПФР административного типа. Росфинмониторинг осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе и от незаконного оборота наркотиков, финансированию терроризма и финансированию оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в этой сфере. Очень важно, что финансовая разведка координирует соответствующую деятельность других органов исполнительной власти, а также осуществляет функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам15.
Для решения этих задач в странах — участниках СНГ в 2012 г. был создан Совет руководителей подразделений финансовой разведки СНГ (СРФР СНГ).
С точки зрения наркоугрозы, среднеазиатские страны, входящие в СНГ, исторически являются наркоопасными, поскольку через них проходит в Россию афганский героиновый наркотрафик, и сами они также входят в число наркопроизводящих стран (опиаты, гашиш, марихуана и т.д.). Поэтому финансовая разведка должна активно работать по выявлению отмы-вочных схем по легализации доходов, получаемых от незаконного оборота наркотиков и каналов финансирования терроризма. Известно, что наркокартели, организованные преступные сообщества финансируют террористическую деятельность ИГИЛ. Так, в иссле-
довании ФПТФ, посвященном торговле опиатами в Афганистане, отмечено, что многомиллионные доходы сетей, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, используются для финансирования террористических организаций. Согласно оценкам группы ООН по мониторингу за соблюдением санкций в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан», из общих доходов Талибана за 2011 — 2012 гг., составивших 400 млн. долларов США, треть поступила от торговли опиатами. Также имеются свидетельства связи между наркоторговлей и финансированием терроризма в Восточной Африке. Кроме того, есть сведения, что в незаконном обороте наркотиков замечены такие группировки, как Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК) и Хезболла.
Террористические организации могут получать доходы от незаконного оборота наркотиков, разрешая или содействуя этой деятельности в регионах, в которых они осуществляют свои операции16.
Специфика операций по отмыванию наркоденег выражается в организованном характере преступной деятельности в кредитно-финансовых отношениях и банковской деятельности, в сфере операций с наличными средствами и ценными бумагами, движимым и недвижимым имуществом и т.д. Наркобизнес тесно связан со сферой услуг, игорным бизнесом, проституцией, шоу-бизнесом, незаконным оборотом оружия, нелегальной торговлей антиквариатом. К сожалению, методика определения и подсчета размеров отмывания денег, получаемых от незаконного оборота наркотиков, не совершенна и носит приблизительный характер. Анализ различных литературных источников позволяет придти к выводу о том, что доля отмытых денег, получаемых от незаконного оборота наркотиков, в криминальном секторе экономики должна составлять около 30%.
В итоговой справке ФСКН РФ сказано, что по итогам 2015 г. правоохранительными органами страны пресечена легализация наркодоходов на сумму около 1 млн. рублей, что, по нашему мнению, свидетельствует о низком уровне оперативно-разыскной деятельности по подрыву экономической основы незаконного оборота наркотиков.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 (в ред. от 21.12.2016 г.) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» была упразднена ФСКН России с передачей функций и полномочий вновь созданному Главному управлению по контролю за оборотом наркотиков МВД России (ГУНК МВД России). Реформирование системы субъектов антинаркотической деятельности позволяет устранить параллелизм в работе, авангардисткие настроения и нездоровую конкуренцию. Органы внутренних дел имеют большой опыт борьбы (противодействия) незаконному обороту наркотиков, в отличие от органов наркоконтроля, осуществляют оперативно-
разыскную деятельность не только по линейному, но и территориальному принципам, располагает большими ресурсами. Положительным моментом стало создание в структуре ГУНК МВД России отдела по подрыву финансовой основы незаконного оборота наркотиков. По нашему мнению, необходимо обобщить опыт, накопленный органами наркоконтроля и органами внутренних дел, финансовой разведки зарубежных стран и с учетом стандартов и рекомендаций ФАТФ и Рос-финмониторинга разработать Наставление по организации и тактике противодействия отмыванию денег, получаемых от незаконного оборота наркотиков, и финансированию терроризма. Целесообразно также внести в статистическую отчетность Главного информационно-аналитического центра МВД России показатели по противодействию органов внутренних дел отмыванию денежных средств, полученных от незаконного оборота наркотиков.
В заключение отметим, что незаконный оборот наркотиков — это, прежде всего, хорошо отлаженный наркобизнес, обладающий огромными денежными средствами. Легализация наркодоходов, порождаемая наркобизнесом, в современных условиях представляет угрозу экономической и государственной безопасности России.
Обращение в Интернет
1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики».
3. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
4. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 (в ред. 21.12.2016 г.) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».
5. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности».
Сайт МВД России
1. Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 618 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
2. Приказ МВД России от 23 апреля 2016 г. № 209 «Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Сайт бывшей ФСКН России
Итоги деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в 2014 году.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Главная страница. Направления деятельности. Основные показатели деятельности подразделений Службы. Аналитические материалы. Аналитические материалы. Итоги деятельности за 2015 год.
1 Садков Е. В. Международный аспект проблемы противодействия отмыванию доходов от преступной деятельности, полученных преступным путем / Е. В. Садков // Правовые и организационные меры борьбы с легализацией (отмыванием) доходов от преступной дея-тельности : материалы Международной научно-практической конференции. М. : МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2009. С. 3-4.
2 Справочно-правовая система «Гарант». Компонент: Толковый словарь «Бизнес и пра-во».
3 См., например: Ревин В. П. Незаконный оборот наркотиков в России и некоторые направления стабилизации ситуации / В. П. Ревин // Проблемы совершенствования борь-бы с незаконным оборотом наркотиков : сборник научных трудов. М. : ИМПЭ, 2001. С. 5.
4 Доклад УНП ООН о производстве опия в Афганистане. Монитор, 2004. Март.
5 ТАСС http:// tass.ru/obs-chestvo/4220430.
6 Аналитические материалы. Итоги деятельности ФСКН России за 2014 — 2015 гг.
7 Михайлов Б. П., Артемьев В. В. Наркомания и незаконный оборот наркотиков как угро-за национальной безопасности / Б. П. Михайлов, В. В. Артемьев // Межвузовский сборник научных трудов. М. : МосУ МВД России, 2008. С. 43-44.
8 После употребления «спайсов» за медицинской помощью обратились свыше 2 тыс. че-ловек, более 40 человек погибли. См. : echo.msk.ru/news/1937912-echo./htm.
9 См. : Итоги деятельности ФСКН по контролю за оборотом наркотиков в 2014 году.
10 Проблемы борьбы с легализацией доходов от индустрии наркобизнеса в Российской Федерации : аналитический обзор ВНИИ МВД России, УБНОН МВД России. М., 1998. С. 30.
11 Мировая экономика теряет $2 трлн. из-за коррупции // Ведомости (электронный ре-сурс). URL:http://www.vestihnance. ru/articles/70732 (дата обращения: 10.10.2016).
12 Глотова В. И., Немцов Ю. И. Возврат активов как компонент экономической безопас-ности и системы государственного управления / В. И. Глотова, Ю. И. Немцов // Сборник материалов международной научно-практической конференции сетевого Института в сфере ПОД/ФТ. М., 2016. С. 85-86.
13 См. : Официальный сайт Российской газеты // URL: http://www.rg.ru/2014/04/22/kapital-anons.
14 Логинов Е. Л. Отмывание денег через Интернет-технологии / Е. Л. Логинов // Методы использования технологий для легализации криминальных доходов и уклонение от упла-ты налогов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
15 Выступление Ю. И. Чиханчина, директора Федеральной службы по финансовому мо-ниторингу / Финансовая безопасность. 2016. № 14. С. 24.
16 См. : Сборник материалов ФАТФ по противодействию финансированию терроризма. Париж : ФАТФ, 2016. С. 85-86.