УДК 34 ББК 67
НАРКОСИТУАЦИЯ В РОССИИ КАК ОДНА ИЗ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ XXI ВЕКА
БОРИС ПАВЛОВИЧ МИХАЙЛОВ,
профессор кафедры ОРД и СТМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, заслуженный юрист Российской Федерации ,доктор юридических наук, профессор;
ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ,
начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук, профессор
Научная специальность 12.00.12— криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются основные вопросы наркоситуации в современной России. Раскрываются основные проблемы по противодествию наркопреступности и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, наркоситуация, наркопреступность, наркоэкспансия, угроза национальной безопасности.
Annotation. The article considers the main issues of the drug situation in modern Noah of Russia. Reveals the main problems on the officially titled the drug-related crimes and the ways of their solution.
Key words: operatively-search activity, the drug situation, marcopito-ness, narkoeksmansii, a threat to national security.
Наряду с традиционными опасностями и угрозами, характерными для ХХ века: военные конфликты, политическая нестабильность и экономические кризисы, организованная преступность1, коррупция и терроризм, распространение наркотиков и другие потрясения, — XXI век привнес с собою новые опасности и угрозы. Среди них: угроза мировой войны; региональная политическая нестабильность; гражданские войны; государственные перевороты, возрождение неонацизма на Украине и в Прибалтике; усиление мировой индустрии наркотиков; возрастающая угроза террористической опасности2, вызванная образованием так называемого государства ИГИЛ (или Даеш); духовный кризис; обострение межрелигиозной вражды, гонения на христиан и их исход из стран Ближнего Востока; информационная война против России3 и другие вызовы, представляющие угрозу мировой цивилизации.
Анализ гносеологической сущности терроризма, экономической преступности и коррупции4, незаконного оборота наркотиков и наркотизации позволяют сделать вывод о том, что эти социально-
криминальные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены и, говоря образно, давно трансформировались в гигантский криминальный спрут, опутывающий своими смертельными щупальцами весь земной шар5.
Выступая на деловом саммите АТЭС «Бизнес и глобализация», Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что: «... глобализация экономики создает условия для распространения международной экономической преступности. Это — незаконная миграция капитала, отмывание денег, налоговые и таможенные манипуляции, незаконный оборот наркотиков и оружия, которые питают терроризм»6. Поэтому наркоситуацию в России следует рассматривать в контексте глобализации мировых криминальных процессов, связанных, в том числе, с тотальным распространением наркотиков, повышением уровня наркопреступности и наркотизации и возрастанием террористической опасности.
Под наркоситуацией принято понимать состояние наркотизации населения, распространенность наркозаболеваемости, уровень незаконного оборота
наркотиков и связанной с ним преступности (корыстно-насильственные преступления, совершенные в состоянии наркотического опьянения, а также с целью добывания средств для приобретения наркотиков) применительно к конкретному историческому периоду, либо календарному промежутку (отрезку времени). Вместе с тем, по нашему мнению, это определение будет неполным, если в его содержание не вкладывать совокупность аналитических измерений, характеризующих состояние адекватных мер реагирования государства и гражданского общества по противодействию наркотизации и наркопреступности. Как показывает ознакомление с литературными источниками, многие автор ведут отсчет так называемой «новой наркоситуации»в России с начала 90-х годов прошлого столетия, связывая ее с глобальными политическими и социально-экономическими преобразованиями, происходившими в России.
Как известно, 1990—2000-е годы ООН объявила десятилетием Всемирной борьбы с наркоманией и наркобизнесом. В то же время, этот исторический отрезок времени стал для России в связи с распадом Советского Союза периодом огромных социальных потрясений, включающим в себя не только коренные изменения в государственном и общественном переустройстве, но и в экономике, образовании, медицине, правоохранительной системе и т.д.
Изменения коснулись не только всех областей материальной жизни, но и психологии россиян, затронув менталитет нации, сместив акценты ее духовной жизни. Духовная эрозия, депрессивный социально-психологический настрой в обществе, который, по данным ВЦИОМ, в 90-е годы испытывали свыше 52% россиян, а состояние «напряжения, раздражения, страха и тоски» было характерным для 54,4% россиян (март 1993 г.), и до 39% (январь 2002 г.)7. Следствием рыночного шока стали, с одной стороны, как отмечала профессор Г.Г. Силласте, социально-психологическая депрессия и фрустрация в российских семьях и обществе, с другой, — отчуждение, стремление забыться и уйти от жизненных невзгод8.
Такие настроения во многом активизировали обращение к наркотикам и увеличивали спрос на них. Дестабилизация в этот период экономики и общества в целом, отсутствие внятной государственной антинаркотической политики, а также соответствующей
новым социальным условиям антинаркотической законодательной базы и, как следствие, частичная недееспособность правоохранительных органов способствовали развитию криминальных наркоструктур. Среди основных направлений нелегального бизнеса преступных группировок стали производство, изготовление, контрабанда и торговля наркотиками.
С высоты сегодняшнего дня авторы статьи убеждаются, в каком сложном положении оказалась Россия в конце 90-х годов прошлого столетия и начала XXI века под воздействием геополитических, внешнеполитических, идеологических, социально-психологических, правовых, культурологических и других факторов, детерминирующих процессы распространения наркотиков и наркотизации населения.
Оценивая наркотизацию, необходимо исходить из той парадигмы, что незаконный оборот наркотиков по своей сути является предложением наркотиков, а наркомания представляет собой спрос на них. Оба эти явления взаимосвязаны и практически задают вектор наркотизации общества.
С чем столкнулась Россия в рассматриваемый период? Прежде всего, с организованной против нее агрессивной наркоэкспансией, преследующей как экономические, так и геополитические цели.
Транснациональные наркокорпорации (картели, синдикаты), создавшие мировую наркоиндустрию, увидели в России потенциальный рынок сбыта наркотиков и территорию для многоканального наркотрафика. В страну в буквальном смысле хлынули потоки наркотиков. Этому способствовал распад Советского Союза, падение «железного занавеса» и возникшая прозрачность границ9. За 5 лет при снижении удельного веса марихуаны на 5% удельный вес гашиша и опия возрос в 2,5 раза, кокаина — в 10 раз, стимуляторов амфетаминового ряда — в 20 раз, а героина — в 23 раза. В то же время общий объем изъятых наркотиков вырос с 47,5 тонн в 2000 г. до 94,5 тонн в 2002 г. При этом следует учитывать, что, согласно оценкам зарубежных экспертов, в мировой практике из незаконного оборота изымалось порядка 10—15% объема наркотиков10.
Подчеркнем, что в 1990 г. в России уровень потребления наркотиков без назначения врача составлял 40 человек на 100 тыс. населения (по СССР — 41,5 чел.), к 2000 г. он вырос в 4—5 раз, а число потребителей превысило 3 млн. человека. Харак-
терно, что количество больных с диагнозом «наркомания» увеличилось в 10 раз (с 19 до 186 человек на 100 тыс. населения).
В начале 90-х годов ежегодно совершалось 13— 14 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, к 2000 г. их число достигло 243,6 тыс. преступлений (увеличение в 17 раз)11. Возросшие спрос и предложение наркотиков, активная деятельность наркомафиозных структур сформировали набирающий потенциал «черный» наркотикоемкий рынок, активно функционирующий в современных условиях. Хорошо отлаженная система наркотрафика, возрастающие объемы контрабанды наркотиков, преобладание зарубежных источников их производства и поставки, постоянный вброс на «черный рынок» новых тяжелый синтетических психоактивых веществ свидетельствуют о продуманной маркетинговой стратегии международной наркомафии.
Посмотрим, что дал нам 2015 г. По данным правоохранительных органов, эксклюзивным поставщиком тяжелых высококонцентрированных наркотиков, таких, как: героин, кокаин и синтетические субстанции, является международный наркобизнес. В результате оперативно-следственной работы по ликвидации инфраструктуры трансграничных поставок и дистрибуции наркотиков правоохранительными органами в 2015 г. пресечено свыше 17,7 тыс. фактов оптовых поставок наркотических средств и психотропных веществ. Из оптового оборота изъято 26,5 тонн наркотиков, а всего из незаконного оборота изъято 35,5 тонны подконтрольных веществ.
За этот период зарегистрировано 236,9 тыс. преступлений (-7,4%), из которых на долю органов внутренних дел приходится более 65%. На 8% уменьшились тяжкие и особо тяжкие преступления, а их число составило 175,7 тыс., из них свыше 60% выявлено также органами внутренних дел. При этом 66,5% преступлений, связанных со сбытом наркотиков, также регистрируются и раскрываются органами внутренних дел12.
Вместе с тем, всеми правоохранительными органами усилена работа по наиболее ключевым направлениям противодействия незаконному обороту наркотиков13.
Во-первых, по изъятию тяжелых сильнодействующих наркотиков из оптового оборота в 2015 г. пресечено 11,7 тыс. фактов оптовых поставок, изъято 26,5 тонн
наркотиков. На 30% увеличилось число задержанных за оптовые поставки иностранных граждан.
Во-вторых, расследовано свыше 14 тыс. наркопреступлений, совершенных в организованных формах, что на 14,3% больше, нежели в 2014 г. К уголовной ответственности привлечено более 13 тыс. участников организованных преступных групп и сообществ. В результате пресечения деятельности международных мафиозных группировок изъято 5,4 тонны новых синтетических наркотиков, представляющих смертельную опасность для наркопо-требителей14.
В-третьих, учитывая, что главным фактором подрыва системы безопасности на юге России по-прежнему остается трафик героина и опиатов из Афганистана, обеспечивающий мощный транзитный поток этих наркотиков через страны ОДКБ, внимание правоохранительных органов необходимо сосредоточить на этом опасном направлении. Только в 2014 г. изъятие героина возросло на треть, достигнув 3,2 тонны, в 2015 г. — около 2 тонн. Отметим, что за время операции в Афганистане стран НАТО во главе с США произведено около 100 тыс. тонн опиума, при реализации стоимостью свыше 1 трлн долларов. По оперативным данным, ежегодно в Афганистане на складах находится свыше 1 тыс. тонн героина, готового к транспортировке. В мировом обороте афганский героин доминирует и составляет свыше 90%15.
В-четвертых, важная роль отводится подрыву экономических основ наркобизнеса. Только за два последних года правоохранительными органами пресечена легализация преступных наркодоходов на сумму свыше 2 млрд рублей.
В-пятых, наблюдается стабильное снижение выявленных наркопритонов. Вследствие ликвидации за последние годы основных каналов поставок оптовых партий наркотиков, распространяемых под видом пищевого мака (особенно из Украины), а также в результате законодательного ограничения рецептурного отпуска кодеиносодержащих лекарственных препаратов, из которых в притонах изготовлялся смертельно опасный наркотик опийного ряда — дезоморфин, получивший широкое распространение, удалось существенно переломить ситуацию в сфере притоносодержательства. Эти результаты необходимо закрепить.
В-шестых, в практику противодействия организованной наркопреступности, наряду с традиционными оперативно-профилактическими операциями (КОПО) «Канал», «Мак» и другими, вошли международные комплексные операции «Канал-Патруль», «Канал-Синтетик-Почта», «Чистый Каспий», «Норд-Ост», «Мозаика» и т.п. Примером может служить успешно проведенная широкомасштабная специальная операция «Эстонский ноктюрн» по ликвидации транснационального организованного преступного сообщества, осуществляющего поставки оптовых партий концентрата синтетических наркотиков, так называемых спайсов, из стран Юго-Восточной Азии в Российскую Федерацию16.
Правоохранительным органам необходимо исходить из того, что они имеют дело не с обычной организованной преступностью, а со стратегически новой формацией глобальной наркопреступности, способной организовывать направленные и потоковые синтезы новых сложнейших сильнодействующих веществ, создавать системы контрразведки и опережающего маркетинга17.
Установлено, что преступники «обладали знаниями и методами работы современных спецслужб, использовали новейшие сетевые технологии, тайники, закладки, бесконтактное взаимодействие, шифрованную связь, анонимные цифровые денежные трансакции, хитроумные способы маскировки упаковок наркотиков, хорошо законспирированную транспортную сеть поставок товара»18. Так, в Россию крупные партии наркотиков переправлялись через российско-китайскую границу большегрузными автомобилями и складировались на оптовой перевалочной базе в г. Уссурийске. Затем наркотики партиями от 150 до 300 кг перевозились в Казань малотоннажным грузовым автотранспортом в специально оборудованных тайниках19. Далее с межрегиональных перевалочных баз партиями от 5 до 15 кг наркокурьерами уже на легковых автомобилях доставлялись в различные регионы России для розничного сбыта через сеть Интернет20. В результате операции были задержаны 23 человека, из незаконного оборота наркотиков изъято 970 килограмм концентрата, из которого можно было бы изготовить 19 тонн курительных смесей.
Изъятие в последнее время правоохранительными органами новых сильнодействующих синтетических
наркотиков свидетельствует об изменениях в стратегии транснациональной наркомафии, что требует создания эффективного механизма противодействия этой наркоугрозе на дальних подступах к российским границам. Подтверждением тому являются возрастающие объемы изъятия наркотической синтетики (в 2014 г. изъято 4,2 тонны, в 2015 г. — 5,4 тонн)21.
В последние годы наметились положительные сдвиги в стратегии и тактике оперативно-разыскной деятельности по пресечению каналов наркотрафика из зарубежных источников наркопроизводства22. Так, на территории Афганистана органами наркоконтроля были проведены 8 спецопераций, в результате которых ликвидировано 25 нарколабораторий и уничтожено около 30 тонн героина. Международные операции «Канал-Южный поток» и «Канал-Долина» прошли на территории государств, входящих в ОДКБ, и Афганистана, в результате которых изъято 16,5 тонн героина.
Таким образом, консолидация усилий субъектов антинаркотической деятельности России с зарубежными партнерами позволяет добиваться повышения эффективности решения сложных задач антинаркотической направленности23.
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 69024, определено: сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии; сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы; развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками. Деятельность по реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих потребление наркотиков, регламентирована подпрограммой Государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков», принятой Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г.25 Оба эти документа выдвигают снижение спроса на наркотики и их предложения на уровень важнейших государственных задач.
Вступила в действие Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности», утвержденная Правительством Российской Федерации от 6 марта
2013 г. № 313-р26, в которой в том числе выдвинуты задачи по повышению эффективности оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию наркопреступлений и профилактике наркомании. Приняты и другие нормативные правовые документы, касающиеся повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков и совершенствования антинаркотического законодательства.
Вместе с тем, ретроспективный анализ наркоситуации за 1990—2015 гг. ее генезис позволяют сформулировать ряд выводов и внести предложения:
• несмотря на принимаемые меры наркоситуация в России оценивается как тяжелая. Уровень наркопреступности, особенно в организованных ее формах, остается высоким. Добиться существенного снижения спроса на наркотики, а также надежно защитить население от асоциального поведения наркопреступников и наркоманов пока на достаточном уровне не удается. Высока латентность в сферах как самой наркопреступности, так и потребления наркотиков. Наркомания своим острием развернута против молодежи. Уровень смертности в возрастной категории от 15 до 34 лет более 200 человек на 100 тыс. населения (в среднем по Европе 45 умерших на 100 тыс. населения). По оценочным данным, число потребителей наркотиков в 2015 году составило 7,3 млн человек (в 2014 г. — 8 — 8,5 млн)27. Сложившийся за 25 лет высокий уровень наркотизации населения представляет угрозу национальной безопасности России;
• незаконный оборот наркотиков и связанная с ним наркомания детерминируется совокупностью геополитических, социально-экономических, морально-психологических, правовых и иных факторов, процедуирующих механизмы развития и обострения наркотизации;
• маховик наркотизации был запущен в начале 90-х годов прошлого века, набрал обороты в период, объявленный ООН Десятилетием борьбы с наркоманией и наркобизнесом, и раскручивается в настоящее время;
• многочисленные наркоканалы трафиков наркогенных наркотиков: героина, кокаина, синтетических сульфатов, их объемы свидетельствуют о продолжающейся против России наркоэкспан-
сиии в крайне агрессивных формах. Наряду с зарубежными наркосообществами, в этом участвуют российские организованные этнические группировки, интегрированные в транснациональный наркобизнес;
• становится очевидным, что в отдельно взятой стране нельзя победить наркоманию и наркобизнес. Необходимо объединять усилия и совершенствовать взаимодействие всех субъектов антинаркотической деятельности как внутри страны, так и на международном уровне;
• на наш взгляд, целесообразно вернуться к практике разработки федеральных среднесрочных комплексных программ по противодействию незаконному обороту наркотиков и связанной с ним наркоманией с привлечением ресурсов как субъектов антинаркотической деятельности, так и заинтересованных министерств и ведомств, с участием крупного и среднего бизнеса;
• в связи с кризисными явлениями в экономике и финансовыми трудностями необходимо изыскивать необходимые ресурсы, новые резервы и нетрадиционные источники финансирования социальных антинаркотических программ.
По нашему мнению, целесообразно реанимировать идею создания при Министерстве финансов федерального внебюджетного фонда по противодействию наркотизации. Правительством ранее принималось такое постановлением (20 мая 1999 г. № 544)28. Поступающие средства направлять на Программу реабилитации и ресоциализации больных наркоманией и противодействие наркопреступности.
В апреле текущего года принято важное решение о слиянии ФСКН России с Министерством внутренних дел и тем самым упразднена практика параллелизма двух субъектов антинаркотической деятельности в решении единой задачи противодействия наркопреступности с использованием по сути одинаковых методов29. Безусловно, этот конструктивный шаг позволит объединить ресурсы, кадровый состав профессионалов, накопленный положительный опыт работы, что, несомненно, должно повысить эффективность оперативно-разыскной деятельности и уровень профилактики наркомании.
1 Богданов А.В., Хазое Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как одного из видов организованной преступности в
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
современной Росси. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98—101.
2 Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика. Вестник экономической безопасности.
2015. № 6. С. 95—99.
3 БогдановА.В., ЗавьяловИ.А., ИльинскийИ.И., МихайловБ.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Н.Д. Эриашвили, Яковец Е.Н. «Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска» Учебно-методическое пособие под ред. профессора Михайлова Б.П., профессора Хазова Е.Н. М.,
2016.
4 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению и предупреждению преступлений, связанных с мошенничеством. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 276—279.
5 Богданов А.В., ВолченковВ.В., Воронцов А.В., ЕфимкинМ.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., ХромовИ.Л., ЧиковаЯ.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-розыскное воздействие Монография. / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I. С. 299—310.
6 См.: Выступление Президента Российской Федерации
B.В. Путина на деловом саммите АТЭС «Бизнес и глобализация» 15 ноября 2000 г. Бруней // Офиц. сайт Президента Российской Федерации: речи и выступления.
7 См.: ВЦИОМ. Мониторинг общественного мнения. 1994. № 6. С. 46; 2000. № 2. С. 72.
8 См.: Силласте Г.Г. Социальные последствия возможной легализации наркотиков в России / Г.Г. Силласте // Безопасность. Спецвыпуск. 1993. № 2. С. 31—35.
9 Богданов А.В., ВолченковВ.В., Воронцов А.В., ЕфимкинМ.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., ХромовИ.Л., ЧиковаЯ.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-розыскное воздействие Монография. / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I. С. 310—316.
10 См.: Михайлов Б.П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков : монография. М.: Граница, 2003. 233 с; Обзор состояния противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. М.: Госнаркокон-троль России, 2000.
11 См.: Михайлов Б.П., Осипов Н.Н., Сергеев А.Н. Внимание! Наркотики. М.: МАБН. Тип, ТАСС, 1991.
12 См.: Состоянии преступности в России. за январь—декабрь
2015 года. ФКУ ГИАЦ МВД России. М., 2016 г. https://mvd.ru/ Deljatelnost/statistics
13 Хазов Е.Н., Богданов А.В., Савельев Н.В. Перспективные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию наркопреступности на современном этапе в России. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 8.
C. 116—119.
14 См.: Сведения о фактах изъятия ФСКН России значительного количества наркотических средств и психотропных веществ (по классификации УНП ООН) по состоянию на 1 января
2016 года (за период с 1 января по 31 декабря 2015 года) http:// www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4491/index.shtml
15 БогдановА.В., ВолченковВ.В., ВоронцовА.В., Ефимкин М.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., ХромовИ.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-розыскное воздействие Монография. « / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть II. С. 19—41.
16 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организован-
ной преступности в сфере незаконной миграции на территории России. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142—145.
17 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Борьба с наркоманией и ее влияние на национальную безопасность России .Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. С. 46—50.
18 См.: Материалы пресс-конференции директора ФСКН России В. Иванова 5 ноября 2015 г.
19 Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков одна из реальных угроз национальной безопасности России. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9. С. 152—156.
20 Богданов А.В., Завьялов И.А., Закурдаев А.Н., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Шала-мов Р.Г., Яковец Е.Н. «Противодействие органов внутренних дел киберпреступности» Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации. / Учебно-методическое пособие под ред. профессора Михайлова Б.П. М., 2015.
21 См.: Сведения о фактах изъятия ФСКН России значительного количества наркотических средств и психотропных веществ (по классификации УНП ООН) по состоянию на 1 января 2016 года (за период с 1 января по 31 декабря 2015 года) http:// www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4491/index.shtml
22 Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств Учебник / М., 2013.
23 См.: Воронцов А.В., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Криминальная среда как объект оперативно-розыскной деятельности : монография. М., 2014. С. 110—126.
24 См.: Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 (ред. от 1 июля 2014 г.) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» «Собрание законодательства РФ», 14.06.2010, № 24, ст. 3015.
25 См.: Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств» (по состоянию на 24.12.2015 г.) (подготовлен ФСКН России) (Постановление подписано 01.04.2016 г. № 256) http://regulation.gov.ru.
26 См.: Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 313-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Собрание законодательства РФ», 18 марта 2013 г., № 11, ст. 1145, http://www.pravo.gov.ru.
27 См.: Сведения о фактах изъятия ФСКН России значительного количества наркотических средств и психотропных веществ (по классификации УНП ООН) по состоянию на 1 января 2016 года (за период с 1 января по 31 декабря 2015 года) http:// www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4491/index.shtml
28 См.: Постановление Правительства РФ от 20 мая 1999 г. № 544 (ред. от 17 ноября 2004 г.) «О федеральном внебюджетном фонде противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими» «Собрание законодательства РФ», 24 мая 1999 г., № 21, ст. 2634. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 г. № 865, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства РФ». 09.11.2009).
29 См.: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156»О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» «Собрание законодательства РФ», 11 апреля 2016 г., № 15, ст. 2071 http://www.pravo.gov.ru, 05.04.2016 г.