Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ'

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузина Любовь Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению оперативно-розыскной профилактики органов внутренних дел в системе предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Автором анализируются меры и направления оперативно-розыскной профилактики органов внутренних дел, нацеленные на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков, а также предлагаются рекомендации по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузина Любовь Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL-SEARCH PREVENTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SYSTEM OF PREVENTION OF INVOLVEMENT OF MINORS IN THE ILLEGAL TRAFFIC OF DRUGS

The article is devoted to the consideration of operational-search prevention of internal affairs bodies in the system of preventing the involvement of minors in illegal trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues. The author analyzes the measures and directions of operational investigative prevention of internal affairs bodies aimed at preventing the involvement of minors in drug trafficking, and also offers recommendations for their improvement.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ»

Л. С. Кузина, кандидат юридических наук

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ

OPERATIONAL-SEARCH PREVENTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SYSTEM OF PREVENTION OF INVOLVEMENT OF MINORS IN THE ILLEGAL TRAFFIC OF DRUGS

Статья посвящена рассмотрению оперативно-розыскной профилактики органов внутренних дел в системе предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Автором анализируются меры и направления оперативно -розыскной профилактики органов внутренних дел, нацеленные на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков, а также предлагаются рекомендации по их совершенствованию.

The article is devoted to the consideration of operational-search prevention of internal affairs bodies in the system ofpreventing the involvement of minors in illegal trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues. The author analyzes the measures and directions of operational investigative prevention of internal affairs bodies aimed at preventing the involvement of minors in drug trafficking, and also offers recommendations for their improvement.

Разработка и проведение научно обоснованной и эффективной государственной антинаркотической политики России является одной из важнейших задач государства по предупреждению наркопреступности. Реализация указанной политики осуществляется государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями, а также органами внутренних дел, которые, в свою очередь, используют все имеющиеся силы, средства и методы предупреждения преступности, в том числе негласные.

Понятие «оперативно-розыскная профилактика» толкуется учеными по-разному, но остановимся на определении, сформулированном А. В Воронцовым, Б. П. Михайловым, Е. Н Хазовым, на наш взгляд, достаточно полно раскрывающим его сущность. Оперативно-розыскная профилактика, по их мнению, представляет собой комплекс мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, осуществляемый оперативными подразделениями ОВД, направленный на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, пресечение

преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц, поставленных на оперативно-профилактический учет, в целях недопущения совершения ими преступлений и иных правонарушений [1].

Анализ юридической литературы и нормативных правовых актов позволил нам выявить основные направления оперативно-розыскной профилактики, включающие в себя деятельность по установлению причин и условий совершения преступления, сбор данных о лицах, представляющих оперативный интерес, их связях, наличии криминального опыта, преступных намерениях, осуществление предупредительно-профилактического воздействия на указанных лиц, а также пресечение готовящихся преступлений и т. д. В этой связи роль оперативно-розыскной профилактики приобретает особое значение в системе предупреждения преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее — незаконный оборот наркотиков).

Преступления, связанные с вовлечением несовершеннолетних в незаконный оборот наркоти-

ков, обладают рядом характерных черт, а именно: высоким уровнем латентности, особой сложностью выявления и документирования преступных действий лиц, совершенствующих механизмы вовлечения, систему конспирации, маскировочных действий, внедряющих методы коррумпирования либо дискредитации при совершении преступлений, а также реализующих контрмеры по нейтрализации правоохранительного контроля сотрудников органов внутренних дел, в частности осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Необходимо отметить, что не менее важная роль в системе предупреждения совершения преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков, также отводится оперативно-розыскной профилактике. С. Я. Лебедев указывает, что для противодействия лицам, совершающим преступления в сфере вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков, учитывая их индивидуальные психологические, профессионально-криминальные особенности, а также объективные и субъективные факторы, в целом присущие наркопреступлениям, необходимо широко и тактически грамотно использовать весь арсенал оперативно-розыскных сил, средств и методов [2].

Анализ официальной статистики МВД России за период времени с 2016 по 2020 год, показывает, что происходит некоторое снижение (32,3%) количества выявленных несовершеннолетних, самостоятельно совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Так, в 2016 г. выявлено 2511 несовершеннолетних, в 2017 г. — 2148, в 2018 г. — 1924, в 2019 г. —1682, в 2020 г. — 1699 [3].

На динамику указанных показателей, на наш взгляд, существенно влияют факты совершения указанных преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, приводящие к сложностям при выявлении и раскрытии данных видов преступлений, а также совершение преступлений лицами, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности, которые не охватываются рамками официальной уголовно-правовой статистики.

Кроме того, в рамках ранее проведенного нами исследования, было установлено, что преступления, связанные с вовлечением несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков, обладают высоким уровнем латентности [4]. А. В. Яскевич отмечает, что именно применение оперативно-розыскного инструментария в ходе оперативно-розыскной профилактики позволяет влиять на уровень латентности, то есть эффективно выявлять преступления, а также устранять причины и условия, способствующие их совершению [5].

По мнению ученых-криминологов, наиболее эффективными мероприятиями в рамках оперативно-розыскной профилактики являются комплексные оперативно-профилактические операции [6].

В Инструкции об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России указывается, что они представляют собой совокупность оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых (при необходимости — совместно с другими федеральными органами исполнительной власти) в соответствии с законодательными и иными нормативными актами в масштабах страны, одного или нескольких субъектов РФ по единому замыслу для достижения конкретной цели [7].

Реализуемые на сегодняшний день комплексные оперативно-профилактические операции в сфере профилактики преступности несовершеннолетних нацелены на выявление подростков, нарушающих порядок пребывания в общественных местах в период комендантского часа, установленный субъектом РФ, совершающих административные правонарушения или преступления, а также выявление родителей, не выполняющих обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. К примеру, в ходе проведения комплексных оперативно-профилактических операций «Быт» и «Подросток» прежде всего должны выявляться семьи, в которых родители не осуществляют должным образом воспитание и содержание подростков, а также характеризуются употреблением алкогольной продукции и наркотических средств, тем самым подвергая опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних.

К комплексным оперативно-профилактическим операциям в сфере предупреждения правонарушений, касающихся нахождения несовершеннолетних в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, нарушения запрета пребывания на улице, в общественных местах без сопровождения родителей либо лиц, их заменяющих, в период действия комендантского часа, относятся операции «Ночь» и «Подросток-Игла».

Операции «Мак», «Звезда Каспия», «Цунами», «Наркопритон» направлены на выявление преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, привлечение к ответственности лиц, их совершивших; установление незаконных посевов растений, содержащих прекурсоры наркотических или психотропных веществ; перекрытие каналов контрабанды наркотических средств или психотропных веществ или их аналогов, а также пресечение деятельности наркопритонов. Одной из значимых и масштабных комплексных оперативно-профилактических операций является операция «Мак», наце-

ленная на выявление организаторов и исполнителей наркопреступлений, устранение причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, установление незаконных посевов растений, содержащих прекурсоры наркотических или психотропных веществ.

Как правило, при реализации названных операций задействованы следующие службы и подразделения: Управление по контролю за оборотом наркотиков, ГИБДД МВД России, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), НЦБ Интерпол МВД России, Управление «К» МВД России и другие. Б. П. Михайлов, Л. Л. Тузов, М. А. Чварков отмечают, что проводимые мероприятия осуществляются под единым руководством и по единому плану, в заранее установленном месте и в определенное время. Взаимосвязь указанных подразделений должна прослеживаться и определяться самим содержанием операции, комплексом профилактических, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, силовых, процессуальных и режимных действий [8].

Не умаляя значения реализующихся на сегодняшний день комплексных оперативно-профилактических операций в сфере незаконного оборота наркотиков, необходимо отметить, что целенаправленной операции, касающейся предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный наркооборот, не имеется. В связи с этим нами предлагается проведение на федеральном уровне комплексной оперативно-профилактической операции под условным названием «Вовлекатель».

Полагаем, что основными задачами данной комплексной оперативно-профилактической операции должны являться: выявление лиц, совершающих преступные действия по вовлечению несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков, как в совершение административных правонарушений, так и преступлений, включая случаи склонения несовершеннолетних к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, установление и обнаружение вовлеченных подростков, устранение причин и условий, способствующих вовлечению несовершеннолетних в незаконный наркооборот, а также пресечение рассматриваемых преступных деяний.

Представляется, что при проведении указанной операции оперативной разработке и проверке должны подвергаться следующие лица и объекты:

- лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного наркооборота, в том числе связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений данного вида;

- лица, в том числе несовершеннолетние, ранее привлекавшиеся к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере незаконного наркооборота;

- образовательные организации;

- места массового проведения досуга;

- помещения, где систематически употребляют запрещенные вещества (наркопритоны);

- возможные места нахождения и распространения «закладок» наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

- сайты сети Интернет, в том числе теневого Багкпе!

Кроме того, предполагается, что при реализации данной комплексной оперативно-профилактической операции должен быть задействован большой круг субъектов профилактики, таких как сотрудники Управления по контролю за оборотом наркотиков, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска, Росгвардии, Управления «К» МВД России, участковые уполномоченные полиции, осуществляющих тесное взаимодействие с общественными объединениями, образовательными организациями, медицинскими учреждениями.

На наш взгляд, регулярное проведение предлагаемой комплексной оперативно-профилактической операции «Вовлекатель» на федеральном уровне может способствовать повышению уровня выявления преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков, и, как следствие, к снижению уровня их ла-тентности.

В ходе исследования нами проводился анонимный опрос по специально разработанной анкете сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и оперуполномоченных по контролю за оборотом наркотиков, в том числе проходивших повышение квалификации в Воронежском институте МВД России (всего опрошено 386 человек, из них сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних — 242 человека из 30 регионов Российской Федерации, сотрудников оперативных подразделений по контролю за оборотом наркотиков — 144 человека из 23 регионов). Проведенное исследование показало, что большинство респондентов видит необходимость законодательного закрепления и проведения комплексной оперативно-профилактической операции, нацеленной на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков. Так, на вопрос: «Как Вы считаете, какие результаты были бы достигнуты при проведении комплексного оперативно-профилактического мероприятия на федеральном уровне, направленного на выявление фактов вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков?» — 91% сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД и 93% оперуполномоченных по контролю за оборотом наркотиков указали, что результаты, свя-

занные с выявлением указанных фактов, значительно улучшились бы.

Одним из направлений деятельности оперативно-розыскной профилактики по предупреждению преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков, является получение данных о готовящемся, совершаемом или совершенном преступном деянии. А. В. Аносов, Я. Г. Ищук отмечают, что одной из особых составляющих данного направления является оперативное наблюдение и контроль за поведением профилактируемых лиц, а также меры воздействия с использованием всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Указанное сочетание наблюдения, контроля и воздействия является необходимым условием корректировки поведения профилактируемого лица или криминогенной обстановки [9]. Более подробно остановимся на рассмотрении оперативного наблюдения, реализуемого оперативными сотрудниками с целью получения информации о намерении, подготовке либо совершении лицами преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в незаконный наркооборот, так как реализация этого оперативно-розыскного мероприятия может способствовать отказу от преступных намерений как взрослых вовлекателей, так и подростков, готовых совершать наркопреступления.

В практической деятельности наблюдение за вышеуказанными лицами может осуществляться в возможных местах их времяпровождения, а именно по месту жительства, в образовательных организациях, в местах проведения досуга. Значительное содействие при осуществлении данного мероприятия могут оказать родственники, представители образовательных, общественных организаций и медицинских учреждений посредством передачи интересующей информации сотрудникам оперативных подразделений по контролю за оборотом наркотиков.

Кроме того, наблюдение за профилактируемы-ми лицами, осуществляющими действия по вовлечению подростков в незаконный наркооборот, и вовлеченными несовершеннолетними должно осуществляться непрерывно с момента получения информации о готовящемся преступлении, в связи с тем что эпизодическое наблюдение за вышеуказанными лицами не принесет достоверного результата, позволяющего принять объективное, законное решение.

Безусловно, рассматриваемое оперативно-розыскное мероприятие стоит проводить в комплексе с другими в целях достижения наибольшей эффективности.

Проникновение информационно-коммуникационных сетей в преступную среду также не обошло стороной и сферу незаконного наркооборота. С учетом увеличения количества преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

[3], можно утверждать, что наиболее часто применяемым механизмом вовлечения подростков в незаконный оборот наркотиков является использование сети Интернет и теневого интернета. Так, на XIV Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию отмечается, что темный сегмент Интернета открывает новые возможности для незаконного оборота наркотиков, поскольку он позволяет приобретать наркотические средства с использованием электронных денежных средств и получать их скрытым образом. Кроме того, анонимный характер указанного сегмента снижает риск обнаружения и задержания как исполнителей, так и лиц, приобретающих наркотические средства, а также устраняет опасности, связанные с их приобретением. Уголовное преследование, расследование, раскрытие вышеуказанных преступлений, а также профилактическая деятельность требуют наличия специальных навыков, которые должны использоваться в виртуальной среде. Возросшая зависимость от компьютерных технологий вызвала необходимость создания специальных подразделений по борьбе с киберпреступностью, которые должны повысить оперативные возможности государства в решении названной проблемы [10].

В 2019 году было принято решение о создании самостоятельного подразделения в составе Управления по контролю за оборотом наркотиков, выявляющего и устанавливающего преступные действия с наркотиками в сети Интернет.

Необходимо отметить, что одним из информационно-аналитических направлений деятельности указанного подразделения является систематизация, обобщение и анализ информации в данной области, позволяющей оценивать состояние, динамику, структуру наркопреступности, в том числе среди несовершеннолетних, на основании чего систематизировать и осуществлять оперативно-розыскную профилактику.

Согласимся с мнением В. С. Соловьева, А. Л. Осипенко о том, что центральным звеном предупределительной деятельности должен быть оперативный-профилактический контроль над криминальной средой, который немыслим без формирования системы анализа постоянно обновляемых массивов оперативно значимой информации, спектр технических источников которой в условиях цифровизации постоянно расширяется [11].

Вызывают обеспокоенность ситуации, при которых информация о несовершеннолетних, вовлеченных в незаконный наркооборот, при достижении ими возраста совершеннолетия и снятии с учета в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД не передается и не фиксируется в оперативных подразделениях по контролю за оборотом наркотиков [4].

Понимая в некотором смысле бесперспективность активизации оперативно-розыскной

профилактики в связи с отсутствием ее кульминации в виде уголовного дела, считаем фиксацию подобного антиобщественного поведения обязательным условием соответствующих информационных учетов, поскольку это может иметь значение для организации в перспективе целенаправленной оперативно-розыскной работы в отношении совершеннолетних вовлекателей, имеющих длительный временной путь становления своей преступной деятельности, а также для сохранения и использования информации о несовершеннолетнем как об активном участнике незаконного наркооборота. Благодаря этому сотрудники правоохранительных органов будут обеспечены информационным ресурсом в данной области. Так, по данным нашего исследования, на вопрос: «Какие, на Ваш взгляд, необходимо предпринять меры для предотвращения совершения преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков?» — 86% сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД и 90% оперуполномоченных по контролю за оборотом наркотиков отметили, что необходима разработка и использование в практической деятельности централизованного информационного учета, связанного с фактами вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков [4].

Наряду с вышесказанным отметим ряд значимых недостатков, наблюдаемых в деятельности органов внутренних дел по оперативно-розыскной профилактике в системе предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков. Так, отсутствует достаточная точность в определении полномочий субъектов оперативно-розыскной профилактики и их

взаимодействия между собой, имеются пробелы в реализации проведения мероприятий по ранней профилактике вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков; усматривается неконкретизированность алгоритма действий при выявлении информации о готовящемся или совершенном преступлении рассматриваемого вида; отсутствует централизованный учет лиц, вовлекающих несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков, и вовлеченных подростков.

Таким образом, оперативно-розыскная профилактика органов внутренних дел в системе предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков имеет важное значение, поскольку нацелена на устранение и нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, анализ и сбор данных о профилактируемых лицах с целью оказания на них профилактического воздействия, а также пресечение указанных преступлений. Полагаем, что эффективность оперативно-розыскной профилактики в сфере предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков может определяться качественным и своевременным проведением комплексных оперативно-профилактических операций, мероприятий по ранней профилактике, обладанием сотрудниками оперативных подразделений по контролю за оборотом наркотиков информацией о готовящихся или совершенных преступлениях, связанных с вовлечением несовершеннолетних в незаконный наркообоот, для пресечения и предотвращения преступлений, а также владением современными методами и техниками оперативно-розыскной работы, в том числе и в киберпространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцов А. В., Михайлов Б. П., Хазов Е. Н. Современные проблемы организации оперативно-разыскной профилактики и пути их решения // Вестник экономической безопасности. — 2017. — № 3. — С. 137.

2. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. С. Я. Лебедева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 156.

3. Данные официальной статистики ГИАЦ МВД России. — URL: http://www.mvd.ru /presscenter/ statistics/reports/ (дата обращения: 01.09.2021).

4. Кузина Л. С. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов : дис. ... канд. юрид. наук. — Краснодар, 2020. — 258 с.

5. Яскевич А. В. Особенности осуществления оперативно-разыскной профилактики // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии : материалы

международной научно-практической конференции. — Калининград : Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, 2017. — С. 10.

6. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учебник для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 639 с.

7. О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России : приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 772 (ред. 09.12.2008) // СТРАС «Юрист», 2012.

8. Михайлов Б. П., Тузов Л. Л., Чварков М. А. К вопросу о проведении специальных оперативно-разыскных операций по противодействию незаконному обороту наркотиков // Вестник Московского университета МВД России. — 2021. — № 1. — С. 199.

9. Аносов А. В., Ищук Я. Г. Оперативно-разыскная профилактика преступлений несовершеннолетних : направления, содержание, меры // Труды Академии управления МВД России. — 2018. — № 1 (45). — С. 122.

10. 14-й Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию [Элек-

тронный ресурс]. — URL : http://crimescience.ru/ wp-content/uploads/2020/05

11. Осипенко А. Л., Соловьев В. С. Киберугро-зы в отношении несовершеннолетних и особенности противодействия им с применением информационных технологий // Общество и право. — 2019. — № 3. — С. 28.

REFERENCES

1. Vorontsov A. V., Mihaylov B. P., Hazov E. N. Sovremennyie problemyi organizatsii operativno-razyisknoy profilaktiki i puti ih resheniya // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. — 2017. — # 3. — S. 137.

2. Narkomaniya i nezakonnyiy oborot narkotikov. Voprosyi teorii i praktiki protivodeystviya : ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po spetsialnosti «Yurisprudentsiya» / pod red. S. Ya. Le-bedeva. — 2-e izd., pererab. i dop. — M. : YuNITI-DANA, 2008. — S. 156.

3. Dannyie ofitsialnoy statistiki GIATs MVD Ros-sii. — URL: http://www.mvd.ru /presscenter/statistics/ reports/ (data obrascheniya: 01.09.2021).

4. Kuzina L. S. Preduprezhdenie vovlecheniya nesovershennoletnih v nezakonnyiy oborot narko-ticheskih sredstv, psihotropnyih veschestv ili ih analogov : dis. ... kand. yurid. nauk. — Krasnodar, 2020. — 258 s.

5. Yaskevich A. V. Osobennosti osuschestvleni-ya operativno-razyisknoy profilaktiki // Zakon i pra-vo-poryadok v tretem tyisyacheletii : materialyi mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Kaliningrad : Kaliningradskiy filial Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2017. — S. 10.

6. Preduprezhdenie prestupleniy i administrativnyih pravonarusheniy organami vnutrennih del : uchebnik dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyam

podgotovki «Yurisprudentsiya» i «Pravoohranitelnaya deyatelnost» / pod red. V. Ya. Kikotya, S. Ya. Lebedeva.

— 3-e izd., pererab. i dop. — M. : YuNI-TI-DANA,

2017. — 639 s.

7. O sovershenstvovanii organizatsii provedeni-ya kompleksnyih operativno-profilakticheskih oper-atsiy v sisteme MVD Rossii : prikaz MVD Rossii ot 13 avgusta 2002 g. # 772 (red. 09.12.2008) // STRAS «Yurist», 2012.

8. Mihaylov B. P., Tuzov L. L., Chvarkov M. A. K voprosu o provedenii spetsialnyih operativno-razyisknyih operatsiy po protivodeystviyu nezakonno-mu oborotu narkotikov // Vestnik Moskovskogo uni-versiteta MVD Rossii. — 2021. — # 1. — S. 199.

9. Anosov A. V., Ischuk Ya. G. Operativno-razyisknaya profilaktika prestupleniy nesovershen-noletnih : napravleniya, soderzhanie, meryi // Trudyi Akademii upravleniya MVD Rossii. —

2018. — # 1 (45). — S. 122.

10. 14-y Kongress OON po preduprezhdeniyu prestupnosti i ugolovnomu pravosudiyu [Elektronnyiy resurs]. — URL : http://crimescience.ru/wp-content/ uploads/2020/05

11. Osipenko A. L., Solovev V. S. Kiberugrozyi v otnoshenii nesovershennoletnih i osobennosti pro-tivodeystviya im s primeneniem informatsionnyih tehnologiy // Obschestvo i pravo. — 2019. — # 3.

— S. 28.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кузина Любовь Сергеевна. Старший преподаватель кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: Lyu-radkova@yandex.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-44.

Kuzina Lyubov Sergeevna. Senior lecturer of the chair of Criminal Proceeding. Candidate of Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: Lyu-radkova @yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-44.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков; несовершеннолетние; вовлечение; оперативно-розыскная профилактика; предупреждение.

Key words: drug trafficking; minors; involvement; operational-search prevention, prevention.

УДК 343.97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.