Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО - ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ГИБДД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солопова Ксения Игоревна, Моськин Сергей Александрович

В статье рассматривается вопрос, связанный с организацией занятий по служебно - прикладным видам спорта, определяется их значение в развитии физической подготовки сотрудников ГИБДД. Кроме того, изучаются навыки и умения, которые прививаются в ходе занятий служебно - прикладными видами спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солопова Ксения Игоревна, Моськин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS AND MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF TRAFFIC POLICE OFFICERS

The article discusses the issue related to the organization of classes in service - applied sports, determines their importance in the development of physical training of traffic police officers. In addition, the skills and abilities that are instilled in the course of service and applied sports are studied.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД»

УДК 796. 011.1

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД

PROBLEMATIC ASPECTS AND MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF TRAFFIC POLICE OFFICERS

Солопова Ксения Игоревна

слушатель младший лейтенант полиции факультет подготовки специалистов ГИБДД Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Solopova Ksenia Igorevna student

junior police lieutenant faculty of training of traffic police specialists Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Моськин Сергей Александрович

старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich senior lecturer department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Oryol, Russia

Аннотация. В статье рассматривается вопрос, связанный с организацией занятий по служебно-прикладным видам спорта, определяется их значение в развитии фи -зической подготовки сотрудников ГИБДД. Кроме того, изучаются навыки и умения, которые прививаются в ходе занятий служебно-прикладными видами спорта.

Abstract. The article discusses the issue related to the organization of classes in serviceapplied sports, determines their importance in the development of physical training of traffic police officers. In addition, the skills and abilities that are instilled in the course of service and applied sports are studied.

Ключевые слова: служебно-прикладной спорт; физическая подготовка; профессиональная подготовка; сотрудник ГИБДД; профессиональные качества; курсант.

Keywords: service-applied sports; physical training; professional training; traffic police officer; professional qualities; cadet.

Не вызывает сомнения то обстоятельство, что в настоящее время значительная часть обучающихся образовательных организаций Министерства внутренних дел (МВД) России по очной форме обучения составляют недавние выпускники общеобразовательных школ, то есть, 17-18 летние юноши и девушки. Лишь незначительная часть курсантов и слушателей вузов Министерства внутренних дел (далее - МВД) России прошли службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, что вызывает обоснованную тревогу сотрудников кафедр физической, огневой и тактико-специальной подготовки в плане их возмож-ности силового задержания правонарушителей.

Еще одним из тревожных моментов в области совершенствования служебно-прикладной физической подготовки сотрудников ГИБДД вызывает процентное соотношение курсантов девушек, обучающихся по некоторым специальностям в вузах МВД России. Вместе с тем, в силу выполнения своих должностных обязанностей курсантам вузов МВД России еще на младших курсах обучения зачастую приходится нести службу, что предполагает возможность силового задержания правонарушителей или пресечение беспорядков, обеспечение как личной безопасности сотрудников ГИБДД, так и безопасности граждан [2, с. 98].

В целом, задачами физической подготовки сотрудников Госавтоинспекции являются: развитие и поддержание профессионально важных физических качеств на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативно-служебных и служеб-но-боевых задач; овладение двигательными навыками и умениями эффективного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, и их непрерыв -ное совершенствование [1, с. 93].

Исходя из вышеизложенного, подготовка за период обучения в высшем учеб -ном заведении МВД России квалифицированных специалистов, способных квалифицированно выполнять служебные задачи, является одной из первостепенных задач вузов МВД России и предполагает совместную целенаправленную деятельность профессорско-преподавательского и начальствующего состава вузов.

Отметим, что сотрудники ГИБДД в процессе своей профессиональной деятель -ности постоянно подвергаются воздействию негативных факторов окружающей среды, психоэмоциональным перегрузкам, стрессовым состояниям. Все это обуславливает необходимость сотруднику ГИБДД иметь высокую физическую, моральную подготовленность, уметь контролировать себя в подобных ситуациях, не поддаваться на провокации, быть готовым в любой момент принять единственное пра -вильное решение. Главная составляющая работы в органах внутренних дел - это физическая подготовка, которой уделяется особое внимание и контроль. Так как от физических качеств и умения правильно и эффективно применять боевые приемы борьбы может зависеть жизнь и здоровье не только самого сотрудника ГИБДД, но и граждан [1, с. 255].

Мы считаем, что по дисциплине «Физическая подготовка», с курсантами и слушателями очной формы обучения в вузах МВД России, преподаватели в большей степени должны использовать комплексную форму проведения практических за -нятий, предполагающую использование на занятиях по разделу «Боевые приемы борьбы» элементов борьбы, рукопашного боя или бокса, отработку болевых

приемов борьбы.

Сотрудникам и работникам кафедр физической подготовки необходимо проводить практические занятия не путем демонстрации тех или иных приемов на несопротивляющемся ассистенте, а при его умеренном сопротивлении, достаточно высокой психофизической мобилизации обучающихся на фоне их утомления с использованием элементов психологической полосы препятствий, световых и шумовых эффектов.

Необходимо отметить, что положительным фактом является то обстоятельство, что значительное количество сотрудников и работников кафедр физической подготовки имеют высшее специальное (педагогическое) образование, существенная часть имеет ученые степени или звания именно по педагогическим специальностям. Профессорско-преподавательский состав кафедр физической подготовки не понаслышке знаком с педагогическими принципами обучения, принципами спор -тивной тренировки, основами физиологии и анатомии человека. Хотелось бы, чтобы и диссертационные исследования, проводимые сотрудниками и работниками кафедр физической, огневой и тактико-специальной подготовки были посвящены проблемам совершенствования служебно-прикладной физической подготовки в образовательных организациях МВД России.

Практически каждый выпускник вуза МВД России после окончания учебы в образовательной организации должен уметь самостоятельно организовать и провести учебное занятие по физической подготовке в территориальном органе МВД России. Еще одним направлением совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД является развитие и пропаганда служебно-прикладных видов спорта, повышение роли и места физической культуры и спорта среди обучающихся вузов МВД России, повышение положительного имиджа сотрудника ГИБДД среди студенческой молодежи. Это возможно достичь путем участия курсантов и слушателей в соревнованиях краевой (областной) Универсиады среди вузов, чемпионатах МВД России, городских, краевых, всероссийских и международных соревнованиях. Отрадно видеть, когда обучающиеся немногочисленных вузов системы МВД России наравне соревнуются, а зачастую и одерживают победу над студентами гражданских вузов в таких значимых для сотрудников правоохранительных органов видов спорта, как многоборье ГТО, самбо, дзюдо, лыжные гонки, легкая атлетика, гиревой спорт и др.

Одной из форм пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся вузов правоохранительных органов могут служить встречи обучающихся со знаменитыми спортсменами, учеными, занимающимися исследованиями и решением проблем в области физического воспитания, здорового образа жизни и спортивной трени -ровки.

Для поддержания физического здоровья сотрудников ГИБДД и развития их про -фессиональных навыков в программу обучения курсантов образовательной системы МВД включены служебно-прикладные виды спорта, на основе которых строится вся система физической подготовки. Для уже действующих сотрудников органов внутренних дел постоянно проводятся курсы повышения квалификации и регулярные занятия по физической подготовке, которые так же строятся исходя из значения

служебно-прикладных видов спорта. Кроме того, проводятся спортивно-массовые мероприятия, в которых обучающиеся могут поучаствовать в соревнованиях и сравнить свою подготовленность с другими. Для того, чтобы процесс занятий физической подготовкой давал больший результат, в настоящее время уделяется огромное внимание материально-техническому оснащению учебного про-цесса.

Создаются условия, необходимые для выполнения физических упражнений: строятся новые помещения, ремонтируются старые, реконструируются стадионы, приобретаются новые тренажеры. В образовательных программах высшего образования предусмотрены различные формы проведения занятий. Что касается физичес -кой подготовки, то чаще всего в образовательных организациях проводятся именно практические занятия. Тем не менее, хочется сказать, что все виды проводимых занятий схожи друг с другом. Они преследуют за собой одну цель - совершенствование уровня физической подготовки. Так же все проводимые занятия дополняют друг друга, что позволяет восполнить пробелы одного занятия другим.

Учитывая то, что, например, курсанты большую часть своего времени проводят именно в институте, то на их спортивной базе создаются все условия для совер-шенствования физической подготовленности по различным служебно-прикладным видам спорта.

Также без проведения спортивно-массовых мероприятий не должен обходиться учебный процесс, так как здесь обучающихся формируются такие профессио -нальные качества, которые невозможно получить на практических или семинарских занятиях. Так же хочется отметить, что спортивно-массовые мероприятия включают в себя не только проведения соревнований по служебно-прикладным видам спорта, но и походы, туристические слеты.

Благодаря таким разнообразным формам учебного процесса, у будущих сотрудников ГИБДД не только развивается физическая подготовленность, но и обеспечивается разносторонний активный досуг, общение со своими коллегами и пре -подавателями в неформальной свободной обстановке. Все это помогает сплотить коллектив и лучше понимать друг друга уже в процессе учебной деятельности

Служебно-прикладные виды спорта имеют огромное значение в обучении, именно поэтому ими занимаются многие сотрудники ГИБДД, как в образовательных организациях, так и во время прохождения службы в подразделениях. Благодаря таким занятиям повышается уровень физической подготовки, приобретаются новые навыки и умения, которые необходимы для работы в органах внутренних дел, кроме того, формируется психическая устойчивость к воздействию негативных факторов служебной деятельности. Поэтому в процессе такой работы формируются физически подготовленные кадры, готовые не только защищать честь своего подразделения на соревнованиях различного уровня, но и общественный порядок и безо -пасность граждан на улицах городов [3, с. 20].

Изучив учебную программу учебных организаций МВД, в частности разделы физической подготовки, мы можем сделать вывод о том, что каждое занятие по служебно-прикладным видам спорта вносит большой вклад в физическое и нравственное развитие личности сотрудника полиции и имеет большое значение в прио -бретении профессионально важных навыков и умений, которые необходимы в про-

цессе уже непосредственного осуществления своих служебных обязанностей сотрудником полиции.

Для тренировки эмоциональной напряженности, рекомендуется выполнение следующих упражнений:

1) участие в эстафете, в которую включены этапы с выполнением задач, требующих проявления смелости, решительности;

2) участие в командных видах спорта;

3) скалолазание.

Стойкость. Наиболее эффективное формирование стойкости, происходит в процессе физического воспитания. Выполнение упражнений на выработку стойкости должны содержать элементы, вызывающие чувство внутренней борьбы со своими страхами и преодоления трудностей. Часто они выполняются в неблагоприятных погодных условиях и, исходя из цели выполнения, в большей степени связаны с нервным напряжением. Формирование стойкости происходит за счет не только во-левого фактора, но и приложения физиологических усилий. Это значит, что занятие упражнениями, направленными на формирование стойкости, должно происходить медленно и постепенно.

Упражнения на формирование стойкости:

1) участие в забегах по пересеченной местности, на большие расстояния;

2) преодоление водной дистанции различной протяженности;

3) преодоление специальных полос препятствий;

4) борьба с разными противниками, имеющими превосходство в силе;

5) участие в различных турпоходах;

6) лыжные гонки, лыжные переходы,

7) веломарафон;

8) ныряние с задержкой дыхания на время.

Будущему сотруднику ГИБДД во время занятий физической культурой и спортом необходимо знать, что человеческий организм — сложная и саморегулирующая биологическая система, на нее воздействуют и природные и социально-экологические факторы.

Контроль и анализ умственной и физической работы может помочь успешно достичь цели повышения работоспособности и этому следует уделять ежедневное внимание. При проведении тренировок необходимо постоянно учитывать состояние организма для распределения нагрузки.

Фиксация и учет проделанной тренировочной работы позволят изучить ход и эффективность тренировочного процесса, скорректировать план тренировок, для этого рекомендуется ведение дневника самоконтроля, в котором будут отражены следующие данные:

1) количество проведенных тренировок за определенный период;

2) вид тренировки и интенсивность выполнения упражнений;

3) достигнутые результаты и достижения.

В ходе осуществления самоконтроля и учета тренировок, результаты могут быть представлены в ряде количественных показателей: таких как, частота сердечных сокращений, масса тела, объем тренировочных нагрузок во время занятий физи-

ческой культурой, результаты прохождения различных функциональных тестов, зачетные и спортивные результаты и другие.

В результате проведенного нами исследования необходимо сделать выводы:

Во-первых, выбор курса по которому предстоит двигаться будущему сотруднику полиции в спортивной деятельности и формы тренировочных занятий зависят, прежде всего, от мотивации курсанта или слушателя, от того какие цели хочет он достичь в процессе этих занятий. Данное формирование происходит под влиянием разнообразных факторов, влияющих на образ жизни будущего сотрудника ГИБДД.

Во-вторых, чаще всего целями самостоятельной физической активности являются следующие причины:

- активный и здоровый отдых;

- развитие и укрепление спортивных навыков;

- улучшение состояния здоровья;

- сдача нормативов по физической подготовке для получения определенной квалификации, классности.

В-третьих, выбор направленности стоит корректировать в зависимости от возрастных показателей, состояния здоровья, уровня индивидуальной физической под -готовленности и физического развития. Самая доступная форма — это утренняя физическая зарядка, занятия в спортивном зале, которым отдается наибольшее пред -почтение курсантами и слушателями учебного заведения МВД России.

В-четвертых, для достижения качественного эффекта от занятий надо включать комплекс упражнений, который способствует тренировке всех группы мышц, а так -же упражнения на гибкость и упражнения для дыхания.

В-пятых, любой комплекс физических упражнений следует составлять с учетом состояния здоровья, возрастного показателя, физической подготовленности, условий и мест занятий.

Литература

1. Баркалов С. Н. Анализ практики и условий применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2014. № 2 (59). С. 93-98.

2. Алдошин А. В. Особенности управления работоспособностью в служебной деятельности сотрудников ГИБДД // Научный вестник Орловского юридического инсти-тута МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 1 (70). С. 98-100.

3. Баркалов С. Н Актуальные аспекты совершенствования физической подготовки в образовательных организациях МВД России в свете формирования готовности к обеспечению личной безопасности сотрудников полиции // Автономия личности. 2020. № 2 (22). С. 19-23.

4. Кузнецов М. Б. Некоторые аспекты совершенствования силовых качеств у кур -сантов и слушателей образовательных организаций МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2019. № 1 (2). С. 255-259.

References

1. Barkalov S. N. Analiz praktiki i usloviy primeneniya boevykh priemov bor'by sotrudnikami organov vnutrennikh del [Analysis of the practice and conditions of the use of fighting techniques by employees of internal affairs bodies]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2014, no. 2 (59), pp. 93-98.

2. Aldoshin A. V. Osobennosti upravleniya rabotosposobnost'yu v sluzhebnoy deya-tel'nosti sotrudnikov GIBDD [Features of performance management in the official activities of traffic police officers]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo insti-tuta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2017, no. 1 (70), pp. 98-100.

3. Barkalov S. N Aktual'nye aspekty sovershenstvovaniya fizicheskoy podgotov-ki v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii v svete formirovaniya gotovnosti k obespecheniyu lichnoy bezopasnosti sotrudnikov politsii [Actual aspects of improving physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the light of the formation of readiness to ensure the personal safety of police officers]. Avtonomiya lichnosti -Autonomy of personality, 2020, no. 2 (22), pp. 19-23.

4. Kuznetsov M. B. Nekotorye aspekty sovershenstvovaniya silovykh kachestv u kur-santov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii, obuchayushchikhsya po profilyu GIBDD [Some aspects of improving the strength qualities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, studying in the profile of the traffic police]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya - Management of road safety activities: state, problems, ways of improvement, 2019, no. 1 (2), pp. 255-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.