Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРИКЛАДНОЙ ГИМНАСТИКЕ С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРИКЛАДНОЙ ГИМНАСТИКЕ С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИКЛАДНАЯ ГИМНАСТИКА / ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПЛЕКСНАЯ ТРЕНИРОВКА / PHYSICAL TRAINING / APPLIED GYMNASTICS / GYMNASTIC EXERCISES / ATHLETIC TRAINING / POWER EXERCISES / POWER ABILITIES / COMPLEX TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

В статье рассмотрены особенности применения гимнастических упражнений, цель, задачи, порядок организации, содержание и методика занятий гимнастикой с учетом ее прикладного значения в системе физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL FEATURES OF TRAINING ON APPLIED GYMNASTICS WITH CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

In article features of application of gymnastic exercises, the purpose, tasks, an order of the organization, contents and a technique of gymnastic activity taking into account its applied value in the system of physical training of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРИКЛАДНОЙ ГИМНАСТИКЕ С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРИКЛАДНОЙ ГИМНАСТИКЕ С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL FEATURES OF TRAINING ON APPLIED GYMNASTICS WITH CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Баркалов Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Barkalov Sergey Nikolaevich Ph. D., assistant professor head of the chair of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения гимнастических упражнений, цель, задачи, порядок организации, содержание и методика занятий гимнастикой с учетом ее прикладного значения в системе физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.

Abstract. In article features of application of gymnastic exercises, the purpose, tasks, an order of the organization, contents and a technique of gymnastic activity taking into account its applied value in the system of physical training of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia are considered.

Ключевые слова: физическая подготовка, прикладная гимнастика, гимнастические упражнения, атлетическая тренировка, силовые упражнения, силовые способности, комплексная тренировка.

Keywords: physical training, applied gymnastics, gymnastic exercises, athletic training, power exercises, power abilities, complex training.

Физическая подготовка является составной частью профессиональной подготовки сотрудников ОВД, в том числе курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Прикладная гимнастика - это один из разделов физической подготовки, необходимый для целостного формирования психофизической готовности к эффективному решению оперативно-служебных задач, которая включает в себя достаточную профессиональную работоспособность, наличие резервных физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям профессиональной и внешней среды,

объему и интенсивности труда, способности к полному восстановлению в заданном лимите времени, достаточный уровень здоровья, наличие мотивации и личностных качеств в достижении цели [1].

Актуальность правильного применения гимнастических упражнений в занятиях по физической подготовке объясняется тем, что с их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся в зале (на площадке), обеспечить надлежащий порядок и дисциплину, решить образовательные и физиологические задачи разминки, совершенствовать различные физические и воспитывать морально-волевые качества. Также ряд гимнастических упражнений может использоваться в качестве подготовительных и подводящих действий при освоении других упражнений, в том числе боевых приемов борьбы. Правильное и точное выполнение гимнастических упражнений существенно упрощает руководство педагогическим процессом, повышает эффективность обучения и увеличивает плотность занятий.

Специфическое (прикладное) значение гимнастических упражнений на занятиях по физической подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России заключается в формирование прикладных навыков. Они учат правильно прыгать, преодолевать препятствия, переносить тяжести, овладевать умениями в выполнении перекатов и кувырков, что имеет большое значение в предупреждении травматизма при выполнении сложных физических упражнений и в видах деятельности, где возможны падения. Постепенно увеличивая трудность различных двигательных задач, связанных с координацией движений, можно эффективно развивать психофизические качества, необходимые для выполнения сложных двигательных действий, с которыми сотрудник полиции встречается в повседневной и служебной деятельности [2].

Основная цель занятий прикладной гимнастикой в вузах МВД России заключается в развитии и совершенствовании у обучающихся способности к быстрым и точно согласованным движениям, силы и выносливости к силовым действиям, гибкости, пространственной ориентировки, свойств внимания, устойчивости вестибулярного аппарата, настойчивости и упорства, смелости, решительности и уверенности в своих силах, строевой выправки. Курсант, подготовленный в гимнастическом отношении, быстрее овладевает новыми действиями и упражнениями, встречающимися в других разделах физической подготовки, в том числе и боевыми приемами борьбы.

В ходе занятий прикладной гимнастикой решаются и образовательные задачи (изучение основ техники выполнения, методики разучивания упражнений, способов страховки и помощи, приобретение знаний о влиянии гимнастических упражнений на организм занимающихся), что способствует получению необходимых знаний и навыков для самостоятельных занятий физической культурой и спортом [3].

Основное содержание занятий прикладной гимнастикой в образовательных организациях МВД России составляют следующие виды гимнастических упражнений: строевые упражнения; общеразвивающие упражнения; акробатические упражнения; упражнения на снарядах, с партнером и отягощениями; подвижные игры и эстафеты, комплексная тренировка.

Занятия проводятся на гимнастических площадках, городках, тренажерных комплексах или на местности, в спортивных залах или специально оборудованных помещениях.

Физические упражнения на гимнастических и специальных снарядах, акробатические упражнения, упражнения с тяжестями разучиваются в целом, по частям, с помощью подготовительных упражнений, а комплексы вольных упражнений - по разделениям.

Для повышения интенсивности физической нагрузки гимнастические упражнения могут выполняться одновременно всеми занимающимися, в парах, поочередно, шеренгами, колоннами, потоком по одному или по нескольку человек, а также со сменой учебных мест по кругу.

Правильная организация занятий по прикладной гимнастике должна исключить возможность несчастных случаев и травм, для этого необходимо проверять исправность гимнастических снарядов, наличие и исправность матов и ям для приземления после прыжков, соскоков со снарядов и акробатических упражнений, обеспечивать страховку и помощь при выполнении упражнений [4].

Для правильного распределения физической нагрузки на протяжении всего занятия необходимо придерживаться общепринятой структуры. Начинать занятие надо с подготовительной части (разминки), затем проводить главную работу (основная часть) с большой нагрузкой и завершать занятие (заключительная часть) снижением нагрузки.

Подготовительная часть занятия должна быть направлена на общее укрепление организма и подготовку его к предстоящей основной работе. Она включает в себя строевые приемы и упражнения на внимание, общеразвивающие и разогревающие упражнения на месте и в движении, комплексы вольных упражнений, спокойный бег и различные его разновидности, упражнения на растягивание, в парах, на гимнастической стенке, с гимнастической скамейкой, мячом, гимнастической палкой и другими предметами. Упражнения подбираются с учетом воздействия на различные группы мышц.

n W w

В основной части разучиваются упражнения в соответствии с темой и основными задачами занятия, и проводится тренировка в их выполнении: упражнения на перекладине, брусьях, гимнастической лестнице и скамейке; опорные и безопорные прыжки, акробатические и комплексные упражнения; упражнения с тяжестями (гантелями, гирями, штангой), в переноске партнера, на тренажерах, блочных устройствах и многопролетных снарядах; упражнения в равновесии, лазании по канату (шесту); подвижные игры, эстафеты и упражнения, требующие скоростных действий, быстроты ориентировки и реакции. При этом надо соблюдать определенную последовательность: упражнения на быстроту реакции, скорость и координацию движений должны предшествовать упражнениям на силу и выносливость. Тренировка в выполнении гимнастических упражнений заключается в их многократном повторении.

Для организации атлетической тренировки используются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц (силовые упражнения). Они могут

занимать всю основную часть занятия прикладном гимнастикои. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основном части, но не после упражнении на выносливость. Силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на растягивание и расслабление [5].

Силовые упражнения выполняются с весом внешних предметов (штанги, гантели, гири, набивные мячи, вес партнера, различные тренажерные устройства и т. д.), с отягощением веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре и т. д.), с использованием сопротивления партнера или упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты и т.п.), в статическом (изометрическом) режиме, когда мышечное напряжение создается за счет волевых усилии с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, противодействия и т.п.) или самосопротивления [6].

При использовании силовых упражнений физическую нагрузку дозируют весом поднимаемого груза, количеством возможных повторений в одном подходе и темпом их выполнения, числом подходов и временем отдыха между ними. В зависимости от этих показателей решают задачи по воспитанию различных видов силовых способностей [6].

Для воспитания собственно силовых способностей, как правило, применяют упражнения, выполняемые в среднем темпе с большими, но непредельными, отягощениями: в зависимости от уровня подготовленности 50-85% от максимума, 3-6 подходов по 10-12 повторений с постепенным увеличением отягощения до возможного числа повторений 5-6 в одном подходе, интервалы отдыха между подходами практически до восстановления (2-5 мин). Околопредельные и предельные отягощения используются только с высокотренированными обучающимися [7].

Для воспитания скоростно-силовых способностей используются силовые упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые с максимально возможной скоростью: число повторений 6-10 (в зависимости от веса отягощения, который устанавливается в пределах 30-60% от максимума), 4-8 подходов с интервалами отдыха между ними до полного восстановления (3-4 мин) [8].

Воспитание силовой выносливости заключается в многократном повторении упражнения с отягощением небольшого веса (30-60% от мак-симума) с числом повторений от 20 и до «отказа», при этом часто применяют метод круговой тренировки с общим количеством станций от 5 до 15-20. Количество кругов, время отдыха между ними и после каждого упражнения определяется задачами подготовки и уровнем тренированности обучающихся [9].

С целью закрепления приобретенных двигательных навыков в конце основной части проводится комплексная тренировка, бег или игры и эстафеты. Во время комплексной тренировки выполняются в различных сочетаниях упражнения в беге, прыжках через различные препятствия, в лазании и перелезании, переползании, переноске тяжестей, упражнения на перекладине, брусьях, гимнастической лестнице и т.п. Бег проводится в чередовании с ходьбой, с изменением скорости и направления движения, с преодолением по ходу различных препятствий. По мере втягивания в бег время, отводимое на ходьбу, сокращается, а на бег - увеличивается с одновременным повышением скорости движения. Игры и эстафеты должны

включать упражнения с сопротивлением, бегом, прыжками, переноской тяжестей и преодолением препятствий. При проведении игр или эстафет необходимо повторять их по нескольку раз и добиваться активного участия всех обучающихся [10, 11].

В заключительной части занятия решаются задачи снижения нагрузки. Организм приводится в состояние, близкое к норме. Для этой части занятия наилучшим средством служит бег в спокойном, равномерном темпе. Также рекомендуется выполнение дыхательных упражнений, упражнений на расслабление и растягивание (особенно, если основная часть занятия носила силовую направленность), упражнений на концентрацию внимания.

Практика показывает, что недооценка значения разнообразных гимнастических упражнений не позволяет у обучающихся создать стабильный и технически правильный навык в выполнении специфических движений и, в частности, в нанесении различных ударов и постановки защит, проведении бросков, болевых приемов и т.п., что составляет основное содержание занятий по физической подготовке в образовательных организациях МВД России.

Литература

1. Макеева В. С., Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Дифференцированная физическая подготовка атлетической направленности для курсантов юридических вузов // Вестник спортивной науки. 2018. № 2. С. 51-54.

2. Алдошин А. В. Показатели, характеризующие динамику физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 3(72). С. 107.

3. Кузнецов М. Б. Особенности организации самостоятельной физической подготовки курсантов вузов МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 2(71). С. 127-130.

4. Еремин Р. В. Основные причины травматизма на занятиях по физической подготовке в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2016. С. 146-152.

5. Осипов Д. В. Гимнастика и влияние растяжки мышц на физическую активность и физическое состояние спортсмена // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 186-188.

6. Герасимов И. В. Методические основы силовой тренировки // Наука-2020. 2018. № 1-1(17). С. 22-31.

7. Герасимов И. В. Методические аспекты развития силовых способностей сотрудников ОВД // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2016. № 3(68). С. 136-139.

8. Губанов Э. В., Подрезов И. Н. Современные тенденции развития скоростно-силовых качеств курсантов образовательных организаций МВД России // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и

образовательные технологии : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2017. С. 111-114.

9. Осипов Д. В. Развитие силовой выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России путем применения круговой тренировки // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 129-133.

10. Кузнецов М. Б., Осипов Д. В. Комплексное применение средств физической подготовки на практических занятиях с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 99-104.

11. Подрезов И. Н. Развитие физических качеств курсантов как будущих специалистов ГИБДД средствами спортивных и подвижных игр // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2018. № 1(1). С. 339-343.

References

1. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Differencirovannaya fizicheskaya podgotovka atleticheskoj napravlennosti dlya kursantov yuridicheskih vuzov [The differentiated physical training of athletic orientation for cadets of legal higher education institutions]. Vestnik sportivnoj nauki - Bulletin of sports science, 2018, no. 2, pp. 51-54.

2. Aldoshin A. V. Pokazateli, harakterizuyushchie dinamiku fizicheskoj podgotovlennosti kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [The indicators characterizing dynamics of physical fitness of cadets and students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2017, no. 3(72), pp. 104-107.

3. Kuznecov M. B. Osobennosti organizacii samostoyatel'noj fizicheskoj podgotovki kursantov vuzov MVD Rossii [Features of the organization of independent physical training of cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2017, no. 3(71), pp. 127130.

4. Eremin R. V. [The main reasons for traumatism on classes in physical training in the system of vocational training of staff of bodies of internal affairs]. Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'nosti: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Physical culture and sport in professional activity: modern directions and educational technologies: collection of materials of the International scientific and practical conference]. Habarovsk: DVYUI MVD Rossii Publ., 2016, pp. 146-152.

5. Osipov D. V. [Gymnastics and influence of an extension of muscles on physical activity and physical condition of the athlete]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: sbornik statej [Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova Publ., 2017, pp. 186-188.

6. Gerasimov I. V. Metodicheskie osnovy silovoj trenirovki [Methodical bases of a power training]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 1-1 (17), pp. 22-31.

7. Gerasimov I. V. Metodicheskie aspekty razvitiya silovyh sposobnostej sotrudnikov OVD [Methodical aspects of development of power abilities of staff of Department of Internal Affairs]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova -Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2016, no. 3(68), pp. 136-139.

8. Gubanov E. V., Podrezov I. N. [Current trends of development of high-speed and power qualities of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'nosti: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Physical culture and sport in professional activity: modern directions and educational technologies: collection of materials of the International scientific and practical conference]. Habarovsk: DVYUI MVD Rossii Publ., 2017, pp. 111-114.

9. Osipov D. V. [Development of power endurance in cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia by application of a circular training]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii: sbornik statej [Current problems of development of physical culture of students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia: collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova Publ., 2018, pp. 129-133.

10. Kuznecov M. B., Osipov D. V. [Complex application of means of physical training on a practical training with cadets and students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii: sbornik statej [Current problems of development of physical culture of students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia: collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova Publ., 2018, pp. 99104.

11. Podrezov I. N. Razvitie fizicheskih kachestv kursantov kak budushchih specialistov GIBDD sredstvami sportivnyh i podvizhnyh igr [Development of physical qualities of cadets as future specialists of traffic police means of sports and outdoor games]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya - Management of activities for traffic safety: state, problems, ways of improvement, 2018, no. 1(1), pp. 339-343.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.