Научная статья на тему 'О реализации некоторых нормативных требований в образовательном процессе по физической подготовке в вузах МВД России'

О реализации некоторых нормативных требований в образовательном процессе по физической подготовке в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PHYSICAL TRAINING / FIGHTING METHODS OF FIGHT / ROLE-PLAYING GAME / PROBLEM AND SITUATIONAL EXERCISES / MODELING OF SITUATIONS OF OFFICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

В статье представлен опыт использования активных, интерактивных форм, методов и технологий обучения в процессе физической подготовки курсантов Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова в свете реализации требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About implementation of some regulatory requirements in educational process on physical training in higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia

The article presents the experience of using active, interactive forms, methods and technologies of training in the course of physical training of cadets of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia in the light of implementation of requirements of the Order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education to programs of a bachelor degree, programs of the specialist programs, programs of a magistracy approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 05.04.2017 No. 301.

Текст научной работы на тему «О реализации некоторых нормативных требований в образовательном процессе по физической подготовке в вузах МВД России»

УДК 796.011.3

О РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

В ВУЗАХ МВД РОССИИ

ABOUT IMPLEMENTATION OF SOME REGULATORY REQUIREMENTS IN EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING IN HIGHER

EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Баркалов Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия BBarkalov Sergey Nikolaevich Ph. D, assistant professor head of the chair of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье представлен опыт использования активных, интерактивных форм, методов и технологий обучения в процессе физической подготовки курсантов Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова в свете реализации требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательны1м программам вы>1сшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратурыы, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017№ 301.

Abstract. The article presents the experience of using active, interactive forms, methods and technologies of training in the course of physical training of cadets of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia in the light of implementation of requirements of the Order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - to programs of a bachelor degree, programs of the specialist programs, programs of a magistracy approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of05.04.2017No. 301.

Ключевые слова: физическая подготовка, боевы/е приемы! борьбы,/, ролевая игра, проблемно-ситуационныз/е упражнения, моделирование ситуаций служебной деятельности.

Keywords: physical training, fighting methods of fight, role-playing game, problem and situational exercises, modeling of situations of office activity.

Физическая подготовка является неотъемлемой частью подготовки кадров в системе МВД России и как учебная дисциплина преподается в течение всего периода обучения в ведомственном вузе. При этом Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности), образовательным организациям предписано при проведении учебных занятий обеспечивать развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств, включая при необходимости проведение ролевых игр, тренингов, анализа ситуаций, имитационных моделей и др.

С целью реализации указанных требований в Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова при проведении занятий по физической подготовке применяются различные активные, интерактивные формы, методы и технологии обучения. Так, направленное развитие навыков командной работы и межличностной коммуникации курсантов и слушателей осуществляется использованием элементов ролевой игры в процессе занятий

/■ >-» . и и и

общей физической подготовкой и заключается в самостоятельной организации и проведении обучающимися соревнований по видам спорта в соответствии с темой занятия (в беге на короткие, средние и длинные дистанции, лыжным гонкам, метанию гранаты, выполнению различных силовых упражнений, преодолению полосы препятствий) [1, 2]. Предварительно преподаватель дает задание группе изучить (или самим разработать) правила по тому или иному виду состязаний и распределить роли оргкомитета соревнования. Непосредственно в ходе занятия группа делится на две подгруппы, одна из которых выполняет роли организаторов и судей (подготовка места соревнования и технических средств его обеспечения, открытие, жеребьевка, распределение по забегам, старт забегов, фиксация и объявление результатов, ведение протоколов, рассмотрение протестов, закрытие соревнований и др.), вторая -участники, соревнующиеся между собой, а также оказывающие друг другу помощь в качестве тренера (проводят разминку, осматривают место соревнования, следят за соблюдением правил, при необходимости подают протесты в судейскую коллегию, дают технико-тактические рекомендации непосредственно тому или иному участнику и др.). По завершению мероприятия происходит смена ролей между подгруппами. Итоги участия в этих соревнованиях одновременно учитываются как результаты выполнения контрольных нормативов.

Посредством ролевой игры формируется организационно-методическая подготовленность и лидерские качества обучающихся при проведении занятий по теме «Методическая практика», где одни курсанты выполняют роль руководителя занятия (преподавателя), другие - обучающихся [3, 4]. Предварительно каждый курсант получает задание по подготовке плана-конспекта проведения определенной части занятия, комплексов или отдельных упражнений: строевых приемов, общеразвивающих упражнений на месте или в движении, других комплексов разминки или утренней физической зарядки, обучение и тренировка какому-либо элементу на снарядах или боевому приему борьбы,

проведение игр, эстафет или комплексной тренировки. В ходе практического занятия осуществляется непосредственное выполнение подготовленных тематических заданий. Группа разбивается на несколько подгрупп (по 4-5 человек в каждой), один курсант в каждой подгруппе назначается руководителем (преподавателем), другие являются обучающимися и выполняют его команды и указания, после отработки заданий курсанты в подгруппах меняются ролями.

С целью развития у обучающихся навыков принятия решений в процессе специальной физической подготовки используются элементы моделирования ситуаций служебной деятельности (тренинги, имитационные модели и анализ ситуаций), направленные на совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы в усложненных условиях, в том числе с применением проблемно-ситуационных упражнений на фоне повышенной физической и нервно-эмоциональной напряженности [5, 6]. Это предполагает формирование профессионально важных психофизических качеств и способности их реализовать в рамках решения задач по силовому пресечению противоправных действий, а также овладение необходимым диапазоном тактико-технических взаимодействий с «правонарушителем», в ходе которых у обучающихся вырабатывается способность самостоятельно и творчески действовать при решении учебно-служебных заданий, моделирующих условия максимально приближенные к реальных ситуациям оперативно-служебной деятельности [7, 8]. В этом случае право выбора конкретных технико-тактических действий для решения той или иной задачи предоставляется самому обучающемуся, а моделирование ситуаций обеспечивается приближением внешних условий занятия к реальным условиям оперативно-служебной деятельности (воспроизведение внешней картины) или внутренних (психофизических) условий занятия (возможно более точное воспроизведение обучающимися психофизической деятельности, которая максимально близка к той, что бывает на практике). Для этого занятие насыщается элементами быстрого изменения обстановки, риска и внезапности, противодействия и борьбы, упражнения выполнялись с высокой скоростью и темпом. После решения поставленной задачи обучающийся совместно с преподавателем и другими обучающимися проводят анализ, разбор и оценку смоделированной ситуации с точки зрения технико-тактической эффективности и правомерности предпринятых мер [9, 10].

Кроме того, учебно-тренировочные поединки по официальным или упрощенным правилам самбо, дзюдо, бокса, кикбоксинга, рукопашного боя или в виде выполнения обусловленных, полуобусловленных и необусловленных заданий, которые проводятся в ходе совершенствования боевых приемов борьбы, также являются одним из элементов создания имитационных моделей и тренингов, моделирующих единоборство с «правонарушителем». В обусловленных заданиях преподаватель строго определяет действия нападающих и обороняющихся (дистанцию, направление, вид, скорость атакующих действий и защитные действия). В полуобусловленных заданиях усложняются условия их проведения. Например, преподаватель разрешает нападающему активно маневрировать, самостоятельно выбирать момент для атаки (а не выполнять ее по команде), а защищающемуся использовать только определенные приемы. В необусловленных заданиях преподаватель разрешает нападающему активно маневрировать, самостоятельно выбирать момент для атаки и атаковать

различными способами и с разных направлений, а защищающемуся - использовать приемы по своему выбору. Обусловленные, полуобусловленные и необусловленные поединки проводятся против одного или двоих невооруженных ассистентов, а также против вооруженного ассистента безопас-ным макетом ножа или имитационной палкой [11, 12].

В завершении необходимо отметить, что с целью успешного прохождения процедуры государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, необходимо, чтобы выполнение требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе касающихся использования в образовательном процессе активных и интерактивных форм и методов обучения, имело соответствующее отражение в методических материалах учебно-методических комплексов учебных дисциплин.

Литература

1. Кузнецов М. Б. Некоторые особенности формирования у курсантов образовательных организаций МВД России способности к слаженным и совместным действиям в процессе занятий физической подготовкой // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник статей Международной научно-практической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2018. С. 106-110.

2. Кузнецов М. Б. Развитие у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России навы/ка коллективной работы/ на занятиях физической подготовкой // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 4(73). С. 110-112.

3. Баркалов С. Н. Особенности формирования организационно-методической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке //Наука-2020. 2017. № 2(13). С. 159-166.

4. Подрезов И. Н. Факторы/ повы/шения профессиональных способностей курсанта как будущего специалиста // Подготовка кадров для силовых структур: современны/е направления и образователыны/е технологии : сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. В 2 т. Т. 2. Иркутск : ВСИ МВД России, 2017. С. 134-137.

5. Баркалов С. Н. К вопросу проблемно-ситуационного обучения в процессе физической подготовки курсантов образовательны/х организаций МВД России // Научны/й вестник Орловского юридического института МВД России имени В.

B. Лукьянова. 2017. № 1(70). С. 101-104.

6. Герасимов И. В. Перспективы/ использования ситуационного моделирования в процессе занятий по физической подготовке // Подготовка кадров для силовых структур: современны/е направления и образовательны/е технологии : материалы/ Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2014.

C. 261-265.

7. Герасимов И. В. Использование ситуативно-ролевых тренингов на занятиях по физической подготовке // Научны/й вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2014. № 1(58). С. 151-155.

8. Еремин Р. В. Модельны/е ситуации в процессе физической подготовки будущих сотрудников ГИБДД //Наука-2020. 2018. № 8(24). С. 80-83.

9. Калашников А. Ф., Панферов Р. Г Формирование профессиональной

106/143

компетентности курсантов вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД, средствами физической подготовки // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 111-115.

10. Моськин С. А. Использование элементов моделирования ситуаций служебной деятельности при проведении практических занятий по физической подготовке // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2015. № 3(64). С. 159-161.

11. Баркалов С. Н. Методические особенности обучения ударно-защитны/м действиям на занятиях по физической подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 47-52.

12. Моськин С. А. Учебно-тренировочны/е поединки на занятиях по физической подготовке как средство обучения и воспитания курсантов // Подготовка кадров для силовы/х структур: современные направления и образовательные технологии : материалы/ Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2014. С. 304-306.

References

1. Kuznetsov M. B. [Some features of formation at cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia of ability to harmonious and joint actions in the course of the occupations physical training]. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Improvement of vocational and physical training of cadets, students of the educational organizations and the staff of security agencies: collection of articles of the International scientific and practical conference]. Irkutsk, VSI MVD Rossii Publ., 2018, pp. 106-110.

2. Kuznetsov M. B. Razvitie u kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii navyka kollektivnoj raboty na zanyatiyah fizicheskoj podgotovkoj [Development in cadets and students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia of skill of collective work on occupations physical training]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2017, no. 4(73), pp. 110-112.

3. Barkalov S. N. Osobennosti formirovaniya organizacionno-metodicheskoj podgotovlennosti kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke [Features of formation of organizational and methodical readiness of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia on classes in physical training]. Nauka-2020 - Science-2020, 2017, no. 2(13), pp. 159-166.

4. Podrezov I. N. [Factors of increase in professional abilities of the cadet as future expert]. Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Training for law enforcement agencies: modern directions and educational technologies. Collection of materials of the All-Russian scientific and methodical conference]. In 21. T. 2. Irkutsk, VSI MVD Rossii Pub/., 2017, pp. 134-137. (In Russ.).

5. Barkalov S. N. K voprosu problemno-situacionnogo obucheniya v processe fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [To an issue of problem and situational training in the course of physical training of cadets of the

educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2017, no. 1(70), pp. 101-104.

6. Gerasimov I. V. [The prospects of use of situational modeling in the course of the classes in physical training]. Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Training for law enforcement agencies: modern directions and educational technologies. Materials of the All-Russian scientific and methodical conference]. Irkutsk, VSI MVD Rossi PubI, 2014, pp. 261-265. (In Russ.).

7. Gerasimov I. V. Ispol'zovanie situativno-rolevyh treningov na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke [Use of situational and role trainings on classes in physical training]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova -Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2014, no. 1(58), pp. 151-155.

8. Eremin R. V. Model'nye situacii v processe fizicheskoj podgotovki budushchih sotrudnikov GIBDD [Model situations in the course of physical training of future traffic police officers]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 8(24), pp. 80-83.

9. Kalashnikov A. F., Panferov R. G. [Formation of professional competence of cadets of the higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia studying on a profile of traffic police, means of physical training]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej [Improvement of physical training of law enforcement officers. Collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V V Luk'yanova PubI., 2018, pp. 111-115.

10. Moskin S. A. Ispol'zovanie ehlementov modelirovaniya situacij sluzhebnoj deyatel'nosti pri provedenii prakticheskih zanyatij po fizicheskoj podgotovke [Use of elements of modeling of situations of office activity when carrying out a practical training on physical training]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2015, no. 3(64), pp. 159-161.

11. Barkalov S. N. [Methodical features of training in shock and protective actions at classes in physical training with cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej [Improvement of physical training of law enforcement officers. Collection of articles]. Orel, OrYuI MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova PubI, 2017, pp. 47-52.

12. Moskin S.A. [Educational and training duels on classes in physical training as the tutorial and education of cadets]. Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Training for law enforcement agencies: modern directions and educational technologies. Materials of the All-Russian scientific and methodical conference]. Irkutsk: VSI MVD Rossii PubI, 2014, pp. 304-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.