Научная статья на тему 'СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОВД / СЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погонышева Надежда Сергеевна, Пахомов Вячеслав Иванович

В последние годы профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) в Российской Федерации осуществляется в сложной криминальной обстановке и в условиях жестокого и агрессивного поведения преступников. Для решения сложных и ответственных задач в таких условиях к сотрудникам ОВД, их обучению и повышению квалификации, а также к их знаниям, навыкам и профессиональным способностям предъявляются определенные требования, которые, с одной стороны, максимально приближены к реальной практике, с другой - надежны и эффективны. Успешная работа сотрудников ОВД, поддержание общественного порядка и противостояние преступникам требуют не только юридической подготовки, но и готовности вести рукопашный бой и эффективно применять служебное оружие. Кроме того, служба в органах требует от сотрудника полиции немалых духовных и физических сил. О важности служебно - прикладной физической подготовки сотрудников полиции говорится в многочисленных нормативных правовых документах Министерства внутренних дел России. Однако, уровень подготовленности сотрудников во многом зависит от самих сотрудников, у которых есть мотивация к самостоятельным занятиям физической подготовкой и спортом. Значение физической подготовки и спорта в правоохранительной системе определяется, прежде всего, укреплением здоровья и качественной профессиональной подготовкой каждого сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погонышева Надежда Сергеевна, Пахомов Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE-APPLIED PHYSICAL TRAINING AS THE BASIS OF PERSONAL SECURITY OF AN EMPLOYEE OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

In recent years, the professional activity of police officers in the Russian Federation has been carried out in a complex criminal situation and in conditions of violent and aggressive behavior of criminals. In order to solve complex and responsible tasks in such conditions, certain requirements are imposed on the employees of the Department of Internal Affairs, their training and advanced training, as well as their knowledge, skills and professional abilities, which, on the one hand, are as close as possible to real practice, on the other - reliable and effective. Successful work of police officers, maintaining public order and confronting criminals require not only legal training, but also readiness to conduct hand - to - hand combat and effectively use service weapons. In addition, service in the authorities requires considerable spiritual and physical strength from the police. The importance of service - applied physical training of police officers is stated in numerous regulatory legal documents of the Ministry of Internal Affairs of Russia. However, the level of preparedness of employees largely depends on the employees themselves, who have the motivation to engage in independent physical education and sports. The importance of physical culture and sports in the law enforcement system is determined primarily by the strengthening of health and high - quality professional training of each employee.

Текст научной работы на тему «СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 796.819.

СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

SERVICE-APPLIED PHYSICAL TRAINING AS THE BASIS OF PERSONAL SECURITY OF AN EMPLOYEE OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS

Погонышева Надежда Сергеевна

курсант

факультет подготовки специалистов ГИБДД Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Pogonysheva Nadezhda Sergeevna

cadet

faculty of training of traffic police specialists Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Пахомов Вячеслав Иванович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Pakhomov Vyacheslav Ivanovichn department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В последние годы профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) в Российской Федерации осуществляется в сложной кри-минальной обстановке и в условиях жестокого и агрессивного поведения преступников. Для решения сложных и ответственных задач в таких условиях к сотрудникам ОВД, их обучению и повышению квалификации, а также к их знаниям, навыкам и профессиональ-ным способностям предъявляются определенные требования, которые, с одной стороны, максимально приближены к реальной практике, с другой - надежны и эффективны. Успешная работа сотрудников ОВД, поддержание общественного порядка и противос-тояние преступникам требуют не только юридической подготовки, но и готовности вести рукопашный бой и эффективно применять служебное оружие. Кроме того, служба в органах требует от сотрудника полиции немалых духовных и физических сил. О важности служебно-прикладной физической подготовки сотрудников полиции говорится в многочисленных нормативных правовых документах Министерства внутренних дел России. Однако, уровень подготовленности сотрудников во многом зависит от самих сотрудников, у которых есть мотивация к самостоятельным занятиям физической подготовкой и спортом. Значение физической подготовки и спорта в правоохранительной системе определяется, прежде всего, укреплением здоровья и качественной профессиональной подготовкой каждого сотрудника.

Abstract. In recent years, the professional activity of police officers in the Russian Federation has been carried out in a complex criminal situation and in conditions of violent and aggressive behavior of criminals. In order to solve complex and responsible tasks in such conditions, certain requirements are imposed on the employees of the Department of Internal Affairs, their training and advanced training, as well as their knowledge, skills and professional abilities, which, on the one hand, are as close as possible to real practice, on the other - reliable and effective. Successful work of police officers, maintaining public order and confronting criminals require not only legal training, but also readiness to conduct hand-to-hand combat and effectively use service weapons. In addition, service in the authorities requires considerable spiritual and physical strength from the police. The importance of service-applied physical training of police officers is stated in numerous regulatory legal documents of the Ministry of Internal Affairs of Russia. However, the level of preparedness of employees largely depends on the employees themselves, who have the motivation to engage in independent physical education and sports. The importance of physical culture and sports in the law enforcement system is determined primarily by the strengthening of health and high-quality professional training of each employee.

Ключевые слова: сотрудник ОВД; служебная подготовка; курсант; электронная образовательная среда.

Keywords: police officer; service training; cadet; electronic educational environment.

Осуществляя служебную деятельность, сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с опасностью причинения вреда их жизни и здоровью в процессе про -тивостояния с правонарушителями и преступниками. Поэтому, во избежание тяжких последствий для своей жизни и здоровья, сотрудники полиции должны обладать высокой физической подготовленностью. Физическая подготовка как элемент профессиональной служебной подготовки гарантирует способность сотрудника эффек -тивно выполнять свои служебные обязанности.

Служебно-прикладная физическая подготовка (далее - СПФП) - это процесс, ориентирующий сотрудников полиции на накопление физических и умственных знаний, прикладных двигательных навыков, способствующих развитию устойчивости организма к повышенному уровню работоспособности.

Целью СПФП является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физи-ческой силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой ра -ботоспособности в процессе служебной деятельности.

Достижение указанной цели зависит от решения в процессе СПФП следующих задач [1, с. 22]:

- пополнение багажа двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению профессиональной деятельности, и их совершенствование средствами подготовки сотрудников к действиям в экстремаль -ных ситуациях, с использованием специальных средств, приемов рукопашного боя, огнестрельного оружия;

- развитие важных профессиональных физических способностей, двигательных навыков, влияющих на психо-физическую устойчивость организма к высоким нагрузкам (таких как выносливость при длительном движении в ускоренном темпе при поиске или преследовании нарушителя);

- формирование и развитие нравственных, духовных, волевых и других качеств (решительность, самодисциплина, внимание, настойчивость, бдительность, стрессоустойчивость и другие), характеризующих степень сопротивления организма воздействию неблагоприятных условий и факторов профессиональной деятельности, его адаптационных возможностей, сохранению и укреплению здоровья.

Для реализации поставленных задач необходимы следующие условия:

- применение методик, учебных материалов, гарантирующих высокое качест -во обучения;

- совершенствование специальной физической подготовки в условиях моделирования реальных ситуаций на практических занятиях;

- решение тактических задач личной безопасности с легальным примене-нием специальной техники, рукопашного боя, оружия;

- осуществление контроля над реализацией учебно-материальной базы и образовательных программ [2, с. 49].

В настоящее время основной задачей образовательных организаций системы МВД России является разработка образовательной модели, которая позволит правильно организовать образовательный процесс и обеспечить эффективное профес -сиональное обучение сотрудников полиции. Сотрудник полиции при осуществлении служебной деятельности имеет право на применение физической силы, специаль -ных средств и огнестрельного оружия. В случаях реализации этого права существует риск причинения вреда жизни и здоровью человека [3, с 250]. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба. Таким образом, для осуществления профессиональных и компетентных действий, направленных на защиту прав граждан и соблюдение законности, сотрудники полиции обязаны прохо -дить специальную подготовку и практиковать основы применения физической силы. Для эффективной реализации поставленных задач в учебный процесс образовательных организаций Министерства внутренних дел (далее - МВД) России внедряются практики и методики преподавания СПФП с использованием моделирования характерных ситуаций оперативной и служебной деятельности сотрудника полиции, связанных с применением физической силы и специальных средств. Кроме того, предлагается использовать на учебно-тренировочных занятиях специальные упражнения для совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки.

В современной действительности актуально рассмотреть применение элект-ронной образовательной среды по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» при переводе на дистанционный формат обучения. В XXI веке высокие технологии заняли прочные позиции во всех сферах общественной жизни. С появлением и активным развитием высокоскоростной всемирной сети Интернет современ -ное общество стало более мобильно, информационно подковано, технически развито. Персональные компьютеры в наше время в каждой семье и в каждом доме, а переносные мобильные устройства - смартфоны и планшеты - есть практически у каждого современного человека. В связи с этим, обязательным условием и объективным требованием к каждому члену современного общества является умение пользоваться, но не только уверенно пользоваться компьютерными технологиями,

как это было в начале века, а и осуществлять самостоятельное изучение и совершен -ствование навыков работы с мобильными устройствами. Не является исключением профессорско-преподавательский состав, курсанты и слушатели образовательных организаций системы МВД России.

В настоявшее время одним из обязательных условий и критерием эффектив -ности служебной деятельности сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций системы МВД России является навык профессионального взаимодействия с обучающимися курсантами и слушателями всех форм и направлений подготовки по средствам электронной образовательной среды [3, с. 79].

Особую актуальность это приобрело в связи с пандемией коронавируса, кото -рая охватила все страны и континенты, практический весь мир. Вопрос о незамени -мости и актуальности использования электронной образовательной среды встал наиболее остро. Для обеспечения беспрерывности образовательного процесса в период эпидемии коронавируса многие образовательные организации МВД России были вынуждены перейти на дистанционную форму обучения.

Многие вузы МВД выбрали платформу «Moodle». В ходе реализации образовательного процесса в дистанционном формате представилось возможным в полной мере опробовать все возможности платформы «Moodle» и выявить преимущества данной системы, а также некоторые существенные недостатки. К числу преимуществ относительно других платформ представляется возможным отнести следую -щее:

- обучающиеся курсанты и слушатели, соблюдая режим самоизоляции, смогли продолжить обучение, не выходя из дома;

- обучающиеся смогли самостоятельно ознакомиться с новым, а также вернуться к уже пройденному материалу;

- отсутствие временных ограничений, так как во время дистанционного обучения курсанты и слушатели могли в любой момент ознакомиться или восполь-зоваться методическим материалом, который размещен на данной платформе;

- обучающиеся курсанты и слушатели, которые по различным законным при -чинам отсутствовали на занятии, могли самостоятельно изучить пропущенную лекцию или пропущенный материал по практическому занятию по служебно-приклад-ной подготовке;

- на дистанционных занятиях по физической подготовке посредствам электронных офисных систем курсанты и слушатели не забывали про поддержание общей физической формы.

Обучающимися производилась видеофиксация выполнения физических упражнений и комплексов силовых упражнений с последующим размещением материала на платформе электронной образовательной среды. Преподаватель, в свою оче-редь, мог наглядно оценить правильность выполнения упражнения, физическое сос -тояние конкретного обучающегося и, тем самым, скорректировать для него нагрузку и указать на его ошибки. Посредством электронного журнала успеваемости курсанты и слушатели по окончании занятия могли ознакомиться с оценками, которые выставляет преподаватель, оценивая теоретическую и практическую самостоя-

тельную работу [4, с. 120].

Как подмечает В. В. Желонкин учебная дисциплина «Служебно-прикладная физическая подготовка» в структуре учебной программы содержит 98 % практических занятий, предполагающих активную форму их проведения под контролем со стороны профессорско-преподавательского состава. Перевод образовательного процесса в дистанционную интерактивную форму выявил ряд существенных недостатков, связанных со спецификой дисциплины. К числу таких недостатков дистанционного преподавания по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» следует отнести следующие: практические занятия по служебно-прикладной физической подготовке требуют визуальной наглядности и досконального поэтапного разбора с объяснением преподавателем в медленном темпе всех элементов данного упражнения.

Во время дистанционного обучения преподаватель видит выполнение обучающимися упражнения только с одного ракурса, что не позволяет ему в полном объеме оценить правильность выполнения упражнения и указать на ошибки при его выполнении:

- при выполнении практических упражнений по служебно-прикладной физической подготовке в домашних условиях увеличивается риск получения травмы;

- в одно время дистанционное занятие по физической подготовке может проходить сразу у семи, восьми групп. В связи с этим зачастую обучающиеся и препо -даватели сталкивались с рядом проблем в работе платформы;

- многие обучающиеся курсанты и слушатели проживают в отдаленных уголках страны и зачастую возникали технические проблемы с входом в образователь -ную электронную среду из-за качества Интернета.

И все же данные проблемы по организации дистанционного обучения по слу -жебно-прикладной физической подготовке не столь критичны и с проведением последующих занятий они были частично решены и устранены. Обучающиеся ста -рались производить видеофиксацию выполнения упражнений под разными ра-курсами, что позволило преподавателю в полном объеме увидеть правильность выполнения упражнения и своевременно указать на ошибки. Также было скорректи -ровано расписание дистанционных учебных занятий с целью устранения загруженности электронной образовательной среды. Обучающиеся, у которых были проблемы с качеством Интернета, самостоятельно решили данную проблему, установив более качественные и скоростные модемы. Решение указанных выше проблем, а также иных недостатков как организационно-методического, так и материально-технического характера позволило в значительной мере улучшить образовательный процесс по дисциплине, что положительно отразилось на качестве освоения учебного материала.

В заключение отметим, что поиск средств для качественной и эффективной физической подготовки в системе МВД России обязан осуществляться в рамках сущест -вующей организационной структуры. При этом особое внимание следует уделить начальному этапу профессионального развития и процедуре отбора кандидатов для обучения [5, с. 130]. Обучение высокоразвитых, слаженных, высоко психически устойчивых, мужественных, решительных, уверенных в себе сотрудников полиции,

способных эффективно ориентироваться и действовать в сложных, быстро меняющихся, опасных и критических ситуациях при задержании и конвоировании особо опасных вооруженных преступников - основная задача служебно-прикладной физической подготовки в системе органов внутренних дел и качественная реализация данной задачи является основой личной безопасности всех сотрудников ОВД.

Литература

1. Баркалов С. Н. Актуальные аспекты совершенствования физической подготовки в образовательных организациях МВД России в свете формирования готовности к обеспечению личной безопасности сотрудников полиции // Автономия личности. 2020. № 2 (22). С. 19-23.

2. Баркалов С. Н.Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: уточнение понятий и конкретизация задач // Наука-2020. 2019. № 8 (33). С. 45-52.

3. Баркалов С. Н. Актуальные аспекты оптимизации образовательного процесса по физической подготовке в вузах МВД России // Наука-2020. 2018. № 1-2 (17). С. 77-80.

4. Герасимов И. В.Основные подходы к организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в современных условиях // Наука-2020. 2019. № 6 (31). С. 118-123.

5. Алдошин А. В. Основные черты всесторонней физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2019. № 3 (80). С. 129-131.

References

1. Barkalov S. N. Aktual'nye aspekty sovershenstvovanija fizicheskoj podgotov-ki v obrazovatel'nyh organizacijah MVD Rossii v svete formirovanija gotovnosti k obespecheniju lichnoj bezopasnosti sotrudnikov policii [Actual aspects of improving physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the light of the formation of readiness to ensure the personal safety of police officers]. Avtonomija lichnosti -Personal autonomy, 2020, no. 2 (22), pp. 19-23.

2. Barkalov S. N. Fizicheskaja podgotovka sotrudnikov organov vnutrennih del: utochnenie ponjatij i konkretizacija zadach [Physical training of employees of bodies of internal Affairs: conceptual clarification and specification of the task]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 8 (33), pp. 45-52.

3. Barkalov S. N. Aktual'nye aspekty optimizacii obrazovatel'nogo processa po fizicheskoj podgotovke v vuzah MVD Rossii [Relevant aspects of optimization of the educational process on physical training in educational institutions of the MIA of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 1-2 (17), pp. 77-80.

4. Gerasimov I. V.Osnovnye podhody k organizacii fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del v sovremennyh uslovijah [The Main approaches to the organization of physical training of employees of internal Affairs bodies in modern conditions]. Nauka-2020 -Science-2020, 2019, no. 6 (31), pp. 118-123.

5. Aldoshin A. V. Osnovnye cherty vsestoronnej fizicheskoj podgotovki sotrud-nikov organov vnutrennih del [The Main features of a comprehensive physical training of employees of internal Affairs bodies]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo juridicheskogo institu-ta MVD Rossii imeni V.V. Lukjanova - Scientific Bulletin of Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2019, no. 3 (80), pp. 129-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.