Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАРОД РОССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Метлик И.В.

Статья посвящена рассмотрению проблемного поля теории и практики патриотического воспитания детей и молодежи в системе образования современной России. Выделены основные компоненты российского патриотизма, формирующие патриотическое сознание гражданина России, охарактеризованы их взаимные отношения. Обоснованы подходы к развитию теории и практики патриотического воспитания в части совершенствования его правовых оснований, уточнения содержания основных понятий, терминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM STUDY OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF MODERN CHILDREN AND YOUTH FORMATION

The article is devoted to the consideration of the problem study of the theory and practice of children and youth patriotic education in the education system of modern Russia. The main components of Russian patriotism which form the patriotic consciousness of a citizen of Russia are highlighted, their mutual relations are characterized. Approaches to the development of the theory and practice of patriotic education in terms of improving its legal foundations, clarifying the content of basic concepts, terminology are justified.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

Духовно - нравственный контент образования

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

И. В. МЕТЛИК, доктор педагогических наук, ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва) metlik@list.ru

Статья посвящена рассмотрению проблемного поля теории и практики патриотического воспитания детей и молодежи в системе образования современной России. Выделены основные компоненты российского патриотизма, формирующие патриотическое сознание гражданина России, охарактеризованы их взаимные отношения. Обоснованы подходы к развитию теории и практики патриотического воспитания в части совершенствования его правовых оснований, уточнения содержания основных понятий, терминологии.

The article is devoted to the consideration of the problem study of the theory and practice of children and youth patriotic education in the education system of modern Russia. The main components of Russian patriotism which form the patriotic consciousness of a citizen of Russia are highlighted, their mutual relations are characterized. Approaches to the development of the theory and practice of patriotic education in terms of improving its legal foundations, clarifying the content of basic concepts, terminology are justified.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, российская гражданская идентичность, компоненты патриотического сознания, дети и молодежь, образование, российская система образования, народ России

Key words: patriotic education, Russian civic identity, components of patriotic consciousness, children and youth, education, the Russian education system, the people of Russia

Патриотическое воспитание являет- развития воспитания в российской систе-ся одним из основных направле- ме образования. Теория и практика патрио-ний воспитания детей и молодежи, тического воспитания, существующие в сои одним из основных целевых ориентиров временных социальных условиях, отража-

ют их состояние и динамику, изменения в общественном сознании, в государственной политике, в расстановке общественно-политических сил, постулирующих различное видение прошлого, настоящего и будущего нашего государства. Основные исходные факторы, определяющие сегодня теорию и практику патриотического воспитания, сформировались в Российской Федерации в 1991 году.

Рассматривая проблемное поле патриотического воспитания современных детей и молодежи, можно выделить две области. Первая связана с правовыми условиями патриотического воспитания, задающими содержание и рамки его реализации без нарушений свободы взглядов, убеждений, мировоззренческого выбора, совести, вероисповедания и т. д. граждан. Вторая связана с пониманием и применением ряда «несущих» категорий самого феномена патриотизма, патриотического воспитания, таких как российский народ (народ России), российская гражданственность, российский патриотизм, Отечество и др. При кажущейся очевидности их трактовок единого, общепринятого понимания этих терминов нет ни среди населения, ни в научном и педагогическом сообществах. Сюда также можно добавить термин «Россия», который частью наших граждан и жителей соседних стран не воспринимается как синоним Российской Федерации. В российском обществе проблема самоидентификации стоит довольно остро, о чем недавно заявил президент РАН А. М. Сергеев: «Кто мы такие, что нас объединяет, что такое наша идентичность, как нам двигаться, чтобы этот консенсус появился? Потому что без такого консенсуса... существенное и быстрое социально-экономическое развитие общества невозможно... В том обществе, в котором мы сейчас живем, мы только нащупываем, что нас объединяет» [7].

Дополнительно проблемное поле патриотического воспитания «подпитывается» социально-экономическими проблемами, сохраняющимися как в стране в целом,

так и в отдельных регионах — в так называемых «депрессивных» местах. Это низкий уровень жизни, трудности в удовлетворении основных социальных потребностей, получении образования, трудоустройстве. Это и негативные процессы движения населения —такие как ультраурбанизация и отток людей из села, из регионов Сибири и особенно Дальнего Востока, и сохраняющийся разрыв в доходах населения России и других стран, с меньшими ресурсами, уже давно не только западных; сильное социальное расслоение (децильный коэффициент больше 15, в то время как в большинстве развитых стран — до 10). Все это происходит в условиях глобальной открытости, в практически нерегулируемом информационном пространстве.

Рассмотрим указанные проблемные области более детально.

Воспитание имеет целью усвоение человеком определенных представлений о явлениях и объектах действительности (всех, в том числе мыслимых, не данных в ощущениях), формирование к ним эмоционально-ценностных отношений и соответствующего поведения, деятельности. В нашей правовой системе легитимными субъектами воспитания признаются, во-первых, родители (иные законные представители) для своих детей, несовершеннолетних граждан [8, ст. 63, ч. 1], во-вторых, все граждане России, устанавливающие общеобязательные в Российской Федерации нормы и ценности прямым выражением своей воли на всенародном голосовании (общероссийское голосование, референдум и т. п.), закрепляя их в правовой системе через социальный институт государства принятием и изменениями Конституции как основного закона. Установленные таким образом российские общественные (иначе — гражданские, так как их определяют граждане, имею-

Воспитание имеет целью усвоение человеком определенных представлений о явлениях и объектах действительности, формирование к ним эмоционально-ценностных отношений и соответствующего поведения, деятельности.

щие право голоса); базовые; общенациональные или национальные (имеется в виду народ России как политическая нация) ценности обладают высшей легитимностью и составляют нормативные ценностно-целевые основы общественного воспитания. Ядром российских общественных ценностей являются конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации [3, гл. 2]. Любые органы власти, ведомства, организации, юридические или физические лица не имеют права утверждать какое-либо обязательное содержание воспитания, реализовывать его или требовать его реализации за рамками российских конституционных норм и ценностей, а тем более в противоречии им. Указанные конституционные права, свободы и обязанности являются также единственно легитимными нормативными основами патриотического воспитания, в том числе в системе образования, на которые необходимо опираться при разработке и реализации любых образовательных программ. Отсюда следует вывод, что сегодня патриоти-че-ское воспитание в любых формах, а также любое его содержательное развитие обусловлены и могут осуществляться, если правовые условия для этого устанавливаются на конституционном уровне. Все другие законы, правовые акты основываются на конституционных нормах и только конкретизируют их.

Примером, когда в Конституцию были внесены нормы, значимые для патриотического воспитания, можно назвать поправки, принятые общероссийским голосованием в 2020 году. В частности, это почитание памяти защитников Отечества, недопущение искажения исторической правды, умаления подвига народа при защите Отечества, вмешательства во внутренние дела Российского государства, призывов и действий, направленных на отчуждение части

Воспитание у детей патриотизма, уважения к своей стране, ее истории не может быть эффективным, если одновременно мы признаем верховенство в нашем государстве иностранных организаций, органов власти, в частности судебных.

территории России; тысячелетняя история России, преемственность в развитии Российского государства, сохранение памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога; поддержка соотечественников за рубежом в сохранении ими общероссийской культурной идентичности [3, ст. 67, ч. 1; ст. 69; ст. 79, ч. 1].

Важно отметить, что если решения межгосударственных органов (международных организаций, в том числе ООН) противоречат Конституции РФ, то они не подлежат исполнению [3, ст. 79]. Реализация этой нормы может привести к полной суверенизации Российского государства в правовой сфере, а значит, и народа России в нашем правовом пространстве.

Совершенно очевидно значительное позитивное воздействие этих новых норм на содержание и практику воспитания детей и молодежи, особенно гражданского, патриотического. Однако воспитание у детей патриотизма, уважения к своей стране, ее истории не может быть эффективным, если одновременно мы признаем верховенство в нашем государстве иностранных организаций, органов власти, в частности судебных (напомним, что судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти). Это унизительно для любой страны, особенно для нашей (учитывая историю России), и разрушительно для формирования патриотизма.

Представим подростка, который на уроке обществознания при изучении темы о механизмах защиты прав и свобод человека в Российской Федерации узнает, что высший уровень такой защиты у нас обеспечивают международные организации. А на следующем уроке по истории России ему рассказывают о героизме предков в отстаивании свободы и независимости Отечества, государства. Позже на другом уроке по истории он может узнать, что не органы государственной власти России, созданные народом России, а международная организация (ЮНЕСКО) определяет, какой высоты можно установить памятник великому князю Владимиру — Крестителю

Руси рядом с Московским Кремлем, чтобы он не «портил виды» для туристов. Или узнать о том, что Президент России выступил с инициативой восстановить в том же Московском Кремле уничтоженные во время гонений на Церковь храмы, народные святыни, с которыми связаны многие страницы отечественной истории [6], но вместо этого на их месте делается подземный музей, потому что предложение главы нашего государства, широко поддержанное россиянами, не одобрили чиновники ЮНЕСКО [9].

Безусловно, грамотный учитель на очередном уроке по обществознанию (в разделе «Право») объяснит подростку такое положение тем, что российский народ в 1993 году сам проголосовал за то, что права и свободы граждан России в первую очередь «признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» [3, ст. 17, ч. 1] и только потом — «в соответствии с настоящей Конституцией». И что такие принципы и нормы в виде решений разных международных органов, организаций «автоматически» становятся частью нашей правовой системы [3, ст. 15, ч. 4].

Включение в Конституцию РФ указанной нормы в статье 79 стало первым шагом к исправлению этой ситуации, но окончательно отменить приоритет решений международных органов в России можно только после изменения статьи 15, что потребует нового решения народа России как источника власти [3, ст. 3, ч. 1] на самом высоком уровне. Еще имея в виду, что главы 1, 2, 9 Конституции РФ может изменять только Конституционное собрание, которое созывается в соответствии с федеральным конституционным законом. Такого закона пока нет, поэтому двойственная ситуация сохраняется. В связи с этим мы в процессе патриотического воспитания должны будем говорить детям о том, что народ России сознает себя «частью мирового сообщества» [3, преамбула] и наш российский патриотизм законно ограничен интересами «мирового со-

общества», по поводу которого в Конституции РФ не дано каких-либо определений: что это, кто его представляет, каково в нем место России. Фактически же, это не все народы или государства в мире, как можно подумать, а США и их ближайшие сателлиты, присвоившие себе право называть себя «мировым сообществом» и выступать от его имени. Тот самый «однополярный мир», на практике означающий только одно: «это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решений. Это мир одного хозяина, одного суверена» [1], который еще не разрушен, однако постепенно становится многополярным, во многом благодаря политике нашего государства.

При практической реализации государственной политики по патриотическому воспитанию детей и молодежи важны новые нормы Конституции: функцией нашего государства является установление единых правовых основ системы воспитания и образования [3, ст. 71]; Российское государство создает условия, способствующие духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности, уважения к старшим [3, ст. 67.1, ч. 4].

Очевидно, что любая правовая норма, в том числе «патриотическая», закрепленная в Конституции, сама по себе не гарантирует достижения целей патриотического воспитания. Ее наличие отнюдь не означает, что люди, в том числе воспитатели, сами станут патриотами и будут воспитывать патриотов, однако является свидетельством того, что наш народ сознает важность такой правовой нормы и ее закрепления в Основном Законе Российской Федерации. Одновременно это свидетельствует о духовно-нравственном состоянии народа, качестве общественного сознания, потребностей граждан, их отношения к государству, что является осно-

Наш российский патриотизм законно ограничен интересами «мирового сообщества», по поводу которого в Конституции РФ не дано каких-либо определений.

ванием для патриотического воспитания, направленного на детей и молодежь.

Совершенствование правовых условий патриотического воспитания может потребовать внесения в Конституцию РФ новых изменений: полного закрепления приоритета основного закона в правовой системе, о чем было сказано выше, отмены запрета цензуры [3, ст. 29, ч. 5], которая является не чем иным, как формой реализации права граждан России через институт государства контролировать информационное пространство в стране, в том числе интернет, поскольку в суверенном государстве информационная среда не может существовать без ее правового регулирования в общественных интересах, в том числе в интересах воспитания патриотизма детей и молодежи. Давно назрело и обсуждается включение в Конституцию норм, касающихся идейных основ нашего государства, государственного строительства. Возможно, без использования слов «государственная идеология», поскольку

еще с советских времен этот термин у многих ассоциируется с навязыванием одной обязательной идеологии, но с закреплением ряда конкретных идейных позиций, в центре которых должен быть именно российский патриотизм, интересы народа России — как цель, ориентир и критерий оценки деятельности государства, всех органов власти, чиновников.

Патриотическое сознание граждан в Российской Федерации представляет собой объемное явление, включающее ряд компонентов с взаимными связями, отношениями, не всегда комплементарными, а иногда и потенциально противоречивыми (условно они показаны на схеме). Воспитание патриотических убеждений, чувств, приобретение социокультурного опыта патриотической направленности происходит в пространстве всех этих компонентов патриотизма для каждого гражданина России. При этом все они значимы, имеют право на существование и защищены российским законодательством.

Компоненты российского патриотизма

Российский общенациональный, гражданский патриотизм

Патриотизм народов России

Русский национальный патриотизм

Патриотизм национальных общин

Областной, краевой, региональный патриотизм

Местный патриотизм: любовь к малой родине

При нормальном личностном развитии любовь к местам, где человек родился и рос, образуется естественно. Формирование и сохранение образа малой родины нужно для гармоничного развития личности, это важный первоначальный компонент патриотического сознания, на который опираются другие. Воспитание любви к малой родине должно входить в любую программу воспитания детей в системе образования (изучение духовной и материальной культуры, истории своей местности). Необходимо также отметить, что местный патриотизм не содержит потенциальных противоречий с другими компонентами российского патриотизма.

Под «малой родиной» может пониматься не только дом, двор, улица, но и район, город, область, что позволяет нам говорить уже о региональном патриотизме. Это патриотическое отношение к своему краю, его людям, их образу жизни, истории и культуре. Региональный патриотизм, любовь к своему краю (области, республике и т. д., ее населению и культуре в прошлом и настоящем) — также важная часть патриотического сознания гражданина России. Но здесь уже могут возникнуть противоречия с российским общенациональным патриотизмом при слабом формировании последнего, на фоне ослабления государства, под воздействием дру-

гих внутренних и внешних, политических факторов. Тогда региональный патриотизм может превратиться в сепаратизм, выражающийся в акциях типа «Хватит кормить Москву!», выступлениях сторонников «Уральской республики» с региональной символикой, направленных фактически против центральной власти и несущих угрозу раскола народа России и государства по региональному признаку.

Следующий компонент российского патриотизма формируется в отношении к своему народу как этнической группе, по происхождению. Это патриотизм народов России, а также национальных общин, то есть людей из народов, которые имеют свои национальные государства за пределами Российской Федерации (греки, евреи, немцы и т. д.), сознающих как ценность свою этническую и/или национальную идентичность, связь с соответствующим государством. Любовь к своему народу — естественный компонент патриотического сознания граждан России. Воспитание патриотизма всех народов России, национальных общин не ставится под сомнение: так государство защищает «культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации» [3, ст. 69, ч. 2], а также религиозных общностей, поскольку нет народов без традиционных религий. Но здесь, как и в воспитании регионального патриотизма, тоже могут возникать противоречия по отношению к общенациональному российскому патриотизму. Также при ослаблении государственного центра, под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, существует риск возникновения этнического сепаратизма. Подобный процесс проходил при разрушении СССР.

Воспитание российского патриотизма во всех регионах России, особенно в национальных, с учетом устройства государства в форме «ассиметричной федерации» — важнейшая проблема в теории и практике патриотического воспитания. Для ее решения необходимо найти гармоничные способы интеграции патриотизма всех

народов России с общенациональным российским патриотизмом, при этом учитывая и уважая историю и культуру каждого народа, этнической группы без ущерба для их национального достоинства, самосознания, традиций. Такой опыт развивается, накапливается в _

российских регионах, республиках. Можно сказать, что сегодня это наиболее важное направление развития теории и практики патриотического воспитания.

Кроме этого, отдельной проблемой следует выделить воспитание русского патриотизма, что особенно важно в связи с ролью русского народа в истории России, который сам сформировался постепенно в процессе создания Русского государства, и который исторически является сначала «государство-образованным» народом и уже затем, и во многом поэтому, — госу-дарствообразующим. До сих пор об образовании русского народа, его особенности как изначально политической нации, созданной свободным объединением разных этносов, нет единого понимания в обществе. Исторически сначала были Русское государство, Русская земля, а уже потом русский народ как жители этого государства, население этой земли. Однако в обществе сохраняется дискурс о так называемой «чистоте крови» русских, а также спекуляции о «норманнской теории» или многотысячелетней истории русских. Как и другие славянские народы, русский народ принято относить к славянам, имея в виду и язык, и происхождение. Язык — славянский, но по происхождению, «по крови», русский народ изначально разный: и славянский, и финно-угорский, и варяжский в древности, и тюркский впоследствии и т. д. Это народ из разных этнических групп, утративший свою племенную, этническую идентичность и приобретший единую (но с региональными культурными, языковыми, бытовыми и т. п.

Воспитание российского патриотизма во всех регионах России, особенно в национальных, с учетом устройства государства в форме «ассиметричной федерации» — важнейшая проблема в теории и практике патриотического воспитания.

отличиями) русскую народную идентичность.

Очевидно, что для патриотического воспитания важнейшее значение сегодня приобретают исторические знания, историческое образование, чтобы критически подходить к такого рода теориям и идеям. Существующие пробелы в знании истории обусловлены как содержанием исторического образования, так и мизерными объемами учебного времени, отводимого на изучение истории России в школе (в 3-4 раза меньше, чем иностранных языков).

Корректное определение русской идентичности дано в документе Всемирного русского народного собора: «русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа» [2]. Однако в образовательных материалах, в преподавании истории воспроизводится представление о русских как «восточно-славянском этносе»; история образования русского народа в связи с образованием Русского государства адекватно не изучается. Не каждый русский школьник сможет ответить на вопросы: когда образовался русский народ, к которому он принадлежит, или когда образовалось Русское государство, о тысячелетней преемственности истории которого уже записано в Конституции РФ. В 2012 году в Великом Новгороде прошли праздничные мероприятия, посвященные 1150-летию зарождения российской государственности, однако в историческом образовании, и соответственно, в патриотическом воспитании тематика, касающаяся обстоятельств образования русской государственности, их морального значения, представлена недостаточно.

Существующие пробелы в знании истории обусловлены как содержанием исторического образования, так и мизерными объемами учебного времени, отводимого на изучение истории России в школе (в 3-4 раза меньше, чем иностранных языков).

Наконец, российский общенациональный, гражданский патриотизм, в воспитании которого формируется наибольшее проблемное поле, начинается с определения основных понятий. Каков объект этого патриотизма, к чему или к кому надо воспитывать ценностное отношение? Только граждане Российской Федерации по паспорту и проживающие на ее территории? Если не только, и это народ России и в настоящем, и в прошлом, то с какого времени — с начала российской государственности в IX веке или с другого времени? Россия — название страны и государства, но это еще и территория, границы. Понятно, что границы России «нигде не кончаются» — как заметил В. В. Путин, отвечая на вопрос об этом юного гражданина, ведь границы любого государства — замкнутая кривая линия. Но какие именно границы и территория? Ограничивается ли российский общенациональный патриотизм границами Российской Федерации, ее населением или гражданами? Общепринятого, единого ответа и понимания в обществе нет.

Понятие российского общенародного, гражданского патриотизма связано с понятием Отечества. Вспомним еще раз о подростке на уроке истории. Школа готовится отмечать День Победы, участвовать в акции «Бессмертный полк», подтверждая тем самым, что мы чтим предков, ценой огромных потерь, крови, самопожертвования, величайшего героизма отстоявших свободу и независимость Отечества в войне (которая потому так и названа — Отечественной), защитивших «священные границы» Отечества. И готовим детей к этим празднованиям, сами участвуем в них мы — старшее поколение, допустившее разрушение этого самого Отечества. Наши отцы освободили Европу, вернули ее народам свободу (хотя это сейчас там оспаривается, так как большинство этих народов сами воевали против СССР под началом Германии), а мы, современники, судимся с нашим Российским государством в их европей-

ских судах. Могут об этом задумываться дети? Вероятно, да.

Недостаточно просто записать в Конституции, что Российская Федерация — правопреемник СССР [3, ст. 67.1, ч. 1]. С тем же правом сюда можно записать преемственность и от Российской империи, поскольку несмотря на незаконный характер разрушения Российской империи в 1917 году и Советского Союза в 1991 году, и то и другое в итоге было узаконено, легитимировано народом России. Вероятно, и здесь придется работать с понятийным аппаратом воспитания российского патриотизма, в частности уточнять такие понятия, как «Отечество», «соотечественники» и соотносить их не только с Российской Федерацией и ее народами, а возможно, с народами СССР и их потомками (конечно, с теми, которые сами сохраняют связь с Россией или сознают единство своей судьбы с исторической судьбой России, с ее народом).

Проблемное поле теории и практики современного патриотического воспитания находит отражение в системе образования в части воспитания детей и молодежи в образовательных организациях, что нагляднее всего проявляется в сохраняющейся в официальных образовательных документах, материалах полипарадигмаль-ности, когда разные документы, а иногда и один документ, разрабатываются авторами с разных идейных позиций, с различным пониманием задач воспитания, его целей, ценностных оснований. Такие противоречия рассмотрены в ряде публикаций [4, с. 153—188], поскольку влияют на понимание патриотического воспитания и его места в образовании.

В качестве примера можно привести недавно одобренную и уже включенную во ФГОС НОО, ООО, СОО новую примерную программу воспитания, написаную не как обычно — по направлениям воспитания (патриотическое, гражданское, духовно-нравственное и т. д.), а по направлениям деятельности школы (урочная, внеурочная и т. д.). В задачах воспитания

(раздел 2) говорится о необходимости «знать и любить свою Родину — свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну», о формировании ценностных отношений «к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать», и опыта— «дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом... деятельного выражения собственной гражданской позиции» [5]. При этом понятия «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание» в программе не используются. Может ли это негативно отразиться на практике патриотического воспитания школьников? Вопрос для обсуждения.

Очевидно, что указанные проблемы обусловлены неоднозначным пониманием патриотизма людьми в нашем обществе, так как затрагиваются личностные чувства, знания, потребности. Патриотизм нельзя внушить, навязать насильно по указке сверху, иначе это будет фанатизм без живого чувства и смысла. Патриотизм — это осознанное чувство, возникающее у человека, основанное на знании исторического опыта предков, а также на личном осмысленном, справедливом и нравственно оправданном выборе. Патриотизм в отношении любого сообщества (общие отцы) —не просто красивая моральная идея, благородство в отношении предков, отцов, а еще и средство выживания, как иммунитет для организма. Любовь нельзя вложить в человека, она должна взрасти в его сердце как естественная потребность. Имеется в виду любая любовь, в том числе к малой родине, к своему народу, к народу России в целом и к нашему государству как необходимому в этом мире коллективному средству

Патриотизм — это осознанное чувство, возникающее у человека, основанное на знании исторического опыта предков, а также на личном осмысленном, справедливом и нравственно оправданном выборе.

общей защиты и безопасности. Именно для этого создавали когда-то наше государство словене и кривичи, чудь и весь с призванными ими варягами-русью и другими племенами. Для этого принимали важнейшее моральное решение, отказываясь от своей племенной власти,—для создания единого порядка, безопасной жизни по закону, по правде, на общей территории, земле.

В заключение повторим исходный те-

зис в категорической форме долженствования: патриотическое воспитание должно быть одним из основных направлений воспитания детей и молодежи. Сокращение проблемного поля в теории и практике патриотического воспитания будет происходить постепенно — при достижении максимально широкого общественного согласия о значимости и необходимости воспитания патриотизма у молодого поколения граждан России.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции. — 2007. — 10 февраля. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 25.05.2021).

2. Декларация русской идентичности // Всемирный русский народный собор : [сайт]. — URL: https://vrns.ru/documents/deklaratsiya-russkoy-identichnosti/ (дата обращения: 25.05.2021).

3. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Консультант Плюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 25.05.2021).

4. Метлик, И. В. Взаимодействие социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе : монография / И. В. Метлик, О. М. Потаповская, И. А. Галиц-кая ; под редакцией доктора педагогических наук И. В. Метлика. — Москва : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. — 240 с. — ISBN 978-5-91955-152-2.

5. Примерная программа воспитания : одобрена ФУМО по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20) // Министерство просвещения Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaja-programma-vospitanija/ (дата обращения: 25.05.2021).

6. Путин предложил восстановить монастыри и церковь на территории Кремля // РИА Новости : [сайт]. — URL: https://ria.ru/20140731/1018316881.html (дата обращения: 25.05.2021).

7. Россияне еще не пришли к пониманию национальной идентичности, заявили в РАН // РИА Новости : [сайт]. — URL: https://ria.ru/20191113/1560875049.html (дата обращения: 25.05.2021).

8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. 02.03.2021) // Гарант : [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/10105807/ (дата обращения: 25.05.2021).

9. Состояние сохранения. Кремль и Красная площадь, Москва (Российская Федерация) // ЮНЕСКО : [сайт]. — URL: http://whc.unesco.org/en/soc/3297 (дата обращения: 25.05.2021).

Г ~~\

В 2021 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы

Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Создание современной образовательной среды как условие реализации ФГОС СПО по топ-50, топ-регион: Сборник статей / Сост.: Л. Н. Казакова, Т. П. Бобро, Н. Ф. Горчакова. 92 с.

В сборнике рассматриваются вопросы реализации образовательных программ из перечня топ-50, топ-регион и поиска путей повышения качества образования, создания современной образовательной среды.

Содержание статей раскрывается на материалах, полученных в ходе практической работы авторов в системе профессионального образования Нижегородской области.

Сборник предназначен педагогам системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.