Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1007
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / РОДИНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плотников Александр Сергеевич

В статье рассмотрены особенности развития современной российской системы патриотического воспитания молодежи. Предложены пути модернизации государственной политики в сфере патриотического воспитания. Некоторые проблемы в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Плотников А.С.

Плотников Александр Сергеевич - магистрант, кафедра ээкономики, организация и управление производством, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНММЕХ» им. Д.Ф. Устинова,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития современной российской системы патриотического воспитания молодежи. Предложены пути модернизации государственной политики в сфере патриотического воспитания. Некоторые проблемы в данной сфере.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриот, патриотизм, духовно-нравственные ценности, государство, Россия, родина.

Патриотизм как ценностная ориентация является важнейшим условием консолидации общества и формирования национальной идентичности, которые, в свою очередь, являются условием авторитетности и влиятельности страны на международной арене. Патриотизм - это нравственный принцип, включающий в себя любовь к своей стране, гордость за прошлое и готовность защищать Россию от внешних угроз, способность воплощать образ достойного общенационального будущего [6; с. 188].

Проблема гражданского и патриотического воспитания в российском обществе актуальна потому, что доля молодого, активного, трудоспособного населения России от 20 до 40 лет - одна из самых высоких в развитых странах мира. В долгосрочной перспективе молодежь объективно является стратегическим ресурсом демократического развития России. К активной общественной жизни в ближайшем будущем придёт поколение, родившееся за последние двадцать лет, для которого советское прошлое будет только легендой. А рассказы, свидетельства, да и сами участники Великой Отечественной войны останутся в лучшем случае на видеозаписях, аудиозаписям, (и оставшихся пиджаках с наградами в шифоньерах). Российское общество глубоко заинтересовано в том, чтобы молодое поколение непосредственно участвовало бы в формировании и реализации социальных программ, касающихся общества и было ответственным за будущее России, сохраняло исторические и культурные традиции страны. Именно от осознания своей гражданской ответственности молодежь может влиять на направление развития всего общества.

Гражданскому и патриотическому воспитанию был нанесен значительный урон, когда в 90-е годы ХХ века псевдолиберальные политики часто произносили слова Семюэля Джонсона о том, что «патриотизм - последнее прибежище негодяя». А сегодня они в Интернете называют страну, в которой получили бесплатное образование, социальное положение, «фальшивой страной». Критика подобных взглядов является неотъемлемой чертой гражданского и патриотического воспитания, поскольку без гражданственности и патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность - это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих и гражданских свойств.

Стало быть, без гражданских качеств и патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека, «манкурта». Несмотря на то, что была принята программа патриотического воспитания, а также Концепция защиты информационной безопасности России социальная реальность в сфере образования свидетельствует о

том, что в последние десятилетия с преподаванием истории наблюдались откровенно антипатриотичные моменты.

В настоящее время на уроках истории присутствует негативизм, а героические страницы истории России и русского народа исключаются или нивелируются. В программах школ по литературе, отечественной истории происходит вымывание тем патриотизма и в сознании школьника не укрепляется причастность к русской культуре. Либеральная публика выдвигает тезис: «Любовь к Родине там, где кусок жирнее». Таким образом, можно утверждать, что среди россиян есть люди, которые не просто мешают воспитанию, а стоят на антипатриотических, а стало быть, и на антипедагогических позициях.

Любовь к Родине - это самоотверженный труд. Нельзя забывать, что гражданин и патриот воспитывается в семье. В перспективе патриотизм нужно взращивать медленно и серьезно через воспитание духовного начала в молодом человеке. Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине. Поэтому целью воспитания должно быть взращивание, укрепление духовного начала в молодом человеке через гражданское и патриотическое воспитание. Прорывной идеологией патриотического воспитания может стать та, которая раскрывает социальный смысл и содержание, социальные последствия и результаты социальных изменений в обществе, определит приоритеты и критерии реформаторских усилий. Эта идеология должна быть нацелена на решение основных реальных проблем страны и способствовать возрождению здоровых духовно-нравственных основ и сил общества, выбор пути развития, соответствующий подлинным общенациональным интересам, консолидации «верхов» и «низов» для достижения этих позитивных целей [10; с. 263].

Для молодежи патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа. Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История культуры служит основой ощущения духовной связи молодого человека с Отечеством, с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, надежда и вера в ее будущее. Становлению антипатриотизма служат те СМИ, которые проводят линию на подрыв безопасности страны [11; с. 20].

Отражением стратегии и тактики решения данной проблемы на уровне государства являются такие документы, как Конституция Российской Федерации [1], Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [2], программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» [4], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [3], План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [5] и многие другие. В соответствии с данными документами в Российской Федерации выстроена система патриотического воспитания граждан на государственном, региональном, местном, институциональном уровнях.

Смысл нравственнопатриотического воспитания - ввести патриотизм как выс шее нравственное качество в систему ценностей и практического поведения учащихся. В силу этого всеобщего глобального и стратегического характера проблемы нрав ственно патриотического воспитания требуют системного решения с серьезным ре сурсным потенциалом, проявления политической воли и целенаправленного специ ализированного управления на всех уровнях от государственного до территориаль ного, участия государства, гражданского общества и бизнеса в формировании пози тивной ситуации в деле формирования адекватного и эффективного нравственно патриотического воспитания детей.

Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственные основы образовательной, воспитательной и массовой

образовательной деятельности, а также комплекс мер по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности: от семьи, учебных заведений, воинских, трудовых и других коллективов и до высших государственных органов. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и осуществление индивидуальной воспитательной работы с отдельно взятой личностью.

На рисунке 1 представлены основные компоненты системы патриотического воспитания.

Рис. 1. Основные компоненты системы патриотического воспитания

В мировой практике разработаны различные подходы к формированию политики патриотического воспитания. Как правило, этот процесс не рассматривается изолированно и включается в одну из двух систем - национально-государственного строительства или гражданского образования. В обеих системах патриотизм понимается как принадлежность и выражается в чувствах привязанности, заботе, любви, верности и гордости по отношению к группе или государству.

Безусловно, гражданское образование и национально-государственное строительство как концептуальные модели формирования гражданина представляют собой идеальные типы, теоретические конструкции. Их анализ позволяет выделить определенные общие черты патриотического воспитания и гражданского образования (гражданская идентичность, ценности, разделяемые членами общества, а также желание и способность участвовать в жизни государства), а также патриотического

воспитания и национально-государственного строительства (национальная идентичность как чувство принадлежности к определенной нации, национальная гордость) (табл. 1).

Таблица 1. Сходства и различия концепций гражданского образования, национально-государственного строительства и патриотического воспитания

Концептуальная основа Гражданское образование Патриотическое воспитание Национально-государственное строительство

Основная доминанта воспитания/образования Практические навыки Знания Критическое мышление Поведенческие паттерны гражданина Эмоциональная привязанность Национальные атрибуты Политическое сообщество Знания Ценности

Общие черты концепций Гражданская идентичность Ценности Участие, гражданское поведение —

— Национальная идентичность Знания Национальная идея

Однако если и гражданское образование, и национально-государственное строительство в большей степени позволяют реализовать когнитивный, нормативно-ценностный и поведенческий компоненты государственной идентичности, то патриотическое воспитание направлено лишь на один, эмоциональный, компонент. Именно поэтому оно наиболее размыто как в целевом, так и в инструментальном плане, что приводит к угрозе формирования слепого патриотизма и продуцированию национальных и интернациональных конфликтов.

Итак, патриотизм - явление духовное, он связан с духовными традициями народа, а потому патриотизм национален. Без возвращения народу, создавшему Россию, его имени и достоинства, нельзя добиться патриотического сознания в стране. Нам есть чем гордиться, окидывая взглядом прошлое нашего народа-созидателя. «...прекрасное служит опорой души народа. Сломав его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизни. На изгаженном, вытоптанном месте не вырастить любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своем славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо!» [7; с. 262].

20 февраля 2020 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса по изучению патриотических чувств российских граждан. Большинство опрошенных россиян считают, что патриотизм не требует единодушия, а представляет собой ряд четких поведенческих требований, соблюдение которых является обязательным - и особенно для государственных служащих.

Согласно данным опроса патриотизм, прежде всего, связан с любовью к своей стране: подавляющее большинство россиян считает, что человек, который не любит Родину, не может быть патриотом (85%, что на 8 процентных пунктов больше, чем в 2017 году). Практически такое же единодушие (80%) россияне испытывают в отношении людей, участвующих в коррупционных схемах, - независимо от того, дают они взятку или берут, их нельзя считать патриотами [12].

Две трети россиян считают, что человек, избегающий своих гражданских обязанностей - избегающий службы в армии (65%) или уклоняющийся от уплаты налогов (64%), - не может быть патриотом.

Связи с другими государствами - желаемые или реальные - также считаются проявлением непатриотичного поведения, причем динамика негативного восприятия

этих связей за последние два года увеличилась. Так, более половины россиян считают, что человек, мечтающий о переезде в другую страну (64%, на 12 п.п. больше, чем два года назад), имеющий счета за рубежом (57%, на 7 п.п. больше, чем в 2017 г.), имеющий второе гражданство (50%, +20 п.п. за два года), а также работающий в организации - «иностранном агенте» (47%), патриотом России быть не может. Однако желание вступить в брак с иностранцем считают непатриотичным только 19% россиян [12].

Отсутствие знания государственной символики России приравнивают к непатриотичному поведению 59% россиян, при этом оппозиционное или протестное поведение считают таковым реже: отказ от участия в выборах считают непатриотичным 46% россиян, а публичное высказывание мнения, противоречащего государственной точке зрения, - только 23% (на 13 п.п. меньше, чем два года назад).

В целом только треть россиян (30%) осуждают публичное высказывание оппозиционного мнения, причем преимущественно в рамках общественного порицания (21%), в то время как более половины наших соотечественников считают это частным делом, не требующим вмешательства ни государства, ни общества (58%). Почти такая же доля опрошенных (53%) считают частным делом непатриотичное поведение, не являющееся нарушением закона, хотя треть подвергают его общественному порицанию (34%) [12].

Как и два года назад, более половины россиян считают, что непатриотичное поведение касается всех, и общество должно на него реагировать (62%). Абсолютное большинство респондентов уверены, что непатриотичных людей нельзя допускать к государственной службе (79%). Однако 82% считают, что нет никакой необходимости высылать людей из родной страны за отсутствие патриотизма.

Слово «Россия» наши сограждане ассоциирует в первую очередь с Родиной (31%) и Великой державой (29%), преимущественно люди старшего поколения. У каждого десятого (9%) возникают такая ассоциация, как огромная территория и большая страна. Еще 7% назвали сильную армию, а по 4% - добрых и хороших людей, надежду на светлое будущее. Среди негативных ассоциаций россияне назвали низкий уровень жизни (6%), боль за страну и коррупцию (по 3%) [12].

Главными символами России респонденты считают официальные символы, такие как герб, гимн и флаг, а также единство нашего народа, его сплоченность и многонациональность (по 16%). Для 9% опрошенных символом нашей страны является богатая природа. Любовь к Родине как символ России признают 6% участников опроса, а 5% видят символом силу, мощь и величие нашей страны.

Вооруженные силы Росси вызывают чувство гордости у каждого пятого (20%) опрошенного. Каждый седьмой (14%) испытывает гордость за единство нашей нации и черты ее характера. Еще 8% гордятся развитием спорта в стране и победами спортсменов. А для 7% поводом для гордости служит внешняя политика и то, как другие страны к нам относятся [12].

Проведенный анализ состояния патриотического воспитания в России выявил следующие тенденции:

- повышение значения патриотического воспитания в государственной молодежной политике, что находит выражение в принятии государственных программ, усилении влияния социально значимых патриотических установок, учитываемых государственными органами при принятии решений;

- применение целевого подхода для решения задач патриотического воспитания на федеральном и региональном уровнях; государственное финансирование программ по патриотическому воспитанию на основе оптимизации выделенных на эти цели государственных ресурсов;

- комплексное обеспечение условий реализации патриотического воспитания граждан - нормативное и правовое, педагогическое и методическое, информационное и кадровое, финансовое и экономическое;

- расширение содержания и форм патриотического воспитания;

- увеличение кадровой базы субъектов патриотического воспитания молодежи, повышение их профессионального уровня, морального и материального стимулирования.

Наряду с этим в реализации государственных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации имели место и существенные недоработки. В частности, вскрылась неэффективность государственной политики патриотического воспитания граждан Российской Федерации в сфере противодействия религиозно-террористическим организациям («Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра»); не выработаны четкие и объективные критерии оценки эффективности патриотического воспитания граждан России по возрастным категориям; продолжает иметь место неэффективная реализация государственной политики патриотического воспитания молодежи на региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время обозначились проблемы, характерные для патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Во-первых, вызывает серьезные опасения эффективность созданной государственной системы патриотического воспитания и связанные с ней риски, поскольку она основывается на программно-целевом подходе в государственной политике. Нетрудно представить, что произойдет с государственной системой патриотического воспитания, если государство откажет ему в приоритетности и целевом финансировании. Многие руководители поддерживают реализацию только целенаправленно финансируемых государством мероприятий [9; с. 50].

Во-вторых, не обеспечена социальная ответственность исполнителей государственной программы за ее выполнение. В некоторых субъектах Российской Федерации так и не были созданы органы, ответственные за организацию и координацию работы по патриотическому воспитанию. На управленческом уровне не обеспечено тесное взаимодействие основных исполнителей мероприятий данных программ на уровне министерств с научными организациями (РАН, Российское авторское общество (РАО) и др.), общественно-государственными (ДОСААФ) и общественными организациями.

В-третьих, развитие системы патриотического воспитания нуждается в тесном сопряжении с другими направлениями государственной политики, в первую очередь научной, оборонной, социальной, культурной и образовательной. Патриотическое воспитание молодежи следует осуществлять через создание благоприятных условий для интеграции подрастающего поколения в социум, его активного вовлечения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем современного российского общества.

В-четвертых, система патриотического воспитания в образовательных организациях имеет свои системообразующие элементы: кадровый потенциал, традиции, материально-бытовые условия, социальную среду и др. На их основе необходимо усилить патриотическое содержание учебных дисциплин истории Отечества, обществознания, литературы в школе; политологии, социологии, культурологии, истории в вузах. Не может считаться нормальным выделение на изучение Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в школе за весь период обучения всего 16-20 час. Учащиеся школ все хуже знают русский язык, русскую литературу, отечественную историю. Более 30 % выпускников технических вузов уезжают работать за границу.

В-пятых, следует продолжить работу по укреплению методической базы системы патриотического воспитания. Антипатриотизм и космополитизм — чрезвычайно распространенные явления в молодежной среде. Сегодня молодые россияне позиционируют себя гражданами мира, но, к сожалению, не на духовно-нравственной, а на материальной основе. Для многих родина там, где дают

39

чечевичную похлебку. Скомпрометирована сама идея воинской службы, которая представляется как глупый анахронизм, за который цепляются ура-патриоты и профессиональные военные или те, кто испытывает к ней животное пристрастие, извлекает из войны выгоду. Однако развивать в молодежи гуманитарное отвращение к войне, стимулировать пацифистские чувства — значит лить воду на мельницу наших «партнеров».

В-шестых, актуальной остается проблема воздействия средств массовой информации на функционирование государственной системы патриотического воспитания. Реальность такова, что некоторые СМИ, будучи государственными по форме собственности, не относят себя к государственной системе патриотического воспитания, дистанцируются от патриотической работы, а иногда и в различных формах ей противодействуют. Причем даже центральные СМИ недостаточно делают для распространения культурных ценностей и формирования нравственных идеалов, защиты общественного сознания от негативного воздействия информационной продукции, противодействия деструктивной информации, распространяемой через спутниковое, кабельное телерадиовещание и периодические печатные издания.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести не только к деградации социальной системы, но и потере ее суверенитета. Поэтому необходимы системная и целенаправленная работа по формированию научных подходов к решению вышеперечисленных проблем, а также определение основных направлений совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания молодежи, в том числе и с позиций обеспечения национальной безопасности (подобные программы существуют и за рубежом, в частности, в военно-учебных заведениях США реализуется программа воспитания будущих офицеров под наименованием «Цельная личность») [8: с. 137].

В настоящее время научные подходы целесообразно обосновывать следующими методологическими подходами: философским (гносеологический, т. е. познавательный, аксиологический, т. е. ценностный, герменевтический, т.е. интерпретационный, подходы), общенаучным (системный и целостный подходы); конкретно-научным (антропологический, культурологический, деятельностный подходы); методики и техники исследования (этнопедагогический, диалогический, дифференцированный, технологический подходы). На основании вышеперечисленных методологических подходов приняты в обращение ключевые понятия: «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность».

Результатом патриотического воспитания выступает патриотическая воспитанность, которая характеризуется актуальным уровнем развития внутренней культуры человека, обусловленным усвоением им опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта и проявляющимся в способности и готовности реализоваться как личность в служении Отечеству. Критерием оценки патриотической воспитанности является соответствие между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота и реальным поведением индивида как субъекта деятельности. Индикатором патриотической воспитанности выступает опыт познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и его практическая реализация.

В течение многих лет в России неоднократно предпринимались попытки со здания различных систем по предотвращению негативных явлений в детской и молодежной среде, однако, как правило, они носили единичный, а не комплекс ный и системный характер. Сейчас ситуация с воспитанием подрастающего по коления в ряде элементов неподконтрольна ни государству, ни гражданскому об ществу, что является угрозой формирования рисков для национальной безопас ности страны.

В сложившейся ситуации предлагаются следующие направления и предложения по совершенствованию патриотического воспитания молодежи в русле существующих механизмов государственного управления.

40

1) Определить патриотическое воспитание молодежи как основной инструмент решения стратегической задачи — исправления и выработки новых положительных качеств народа России, образования российской, и прежде всего титульной, русской, нации, отвечающей вызовам и угрозам XXI века. Разработать систему мер по первоочередному трудоустройству молодежи и взять на контроль их реализацию органами исполнительной власти.

2) Принять меры, направленные на осознание обществом и органами управления факта, что против России ведется война нового типа, где главным объектом и первой целью является не все население, а прежде всего молодежь, поскольку подрастающее поколение наиболее важный ресурс, чем все сырьевые запасы. В средствах массовой информации пропагандировать положительный образ человека-труженика.

3) Рассматривать положение дел в молодежной среде как один из основных показателей национальной безопасности страны со всеми вытекающими отсюда последствиями. Патриотическое воспитание молодежи — это центральное звено политики национальной безопасности, берущей начало в настоящем и обращенной — от поколения к поколению — в далекое будущее. Необходимо поднять дух нации, воз будить в молодежи веру в лучшее будущее России. В государственной молодежной политике сделать акцент на наиболее успешную, национально ориентированную, патриотически настроенную часть молодежи, которой оказать всемерную политическую, моральную, правовую и финансовую поддержку.

4) Вести планомерную работу по изменению демографической ситуации в стране. В результате молодежь должна осознать свою миссию отцовства и материнства. Для недопущения сокращения населения в обществе всемерно возвеличить культ женщины-матери как идеал прекрасного. Всемерно пропагандировать полные семьи, в которых гармонично участвуют в воспитании детей отец и мать.

5) В патриотическом воспитании граждан России сделать акцент на противодействии внедрению в сознание российской молодежи чужих цивилизационных ценностей, развенчании американского представления, будто именно их образ жизни является рецептом усовершенствования всего мира.

Эффективность работы по реализации концепции патриотического воспитания молодежи необходимо рассматривать с двух позиций: процессуальной и результативной. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько оптимально были определены цели, задачи, формы, содержание работы, средства и методы, учтены возрастные и индивидуальные особенности молодежи, социальные и психолого-педагогические условия. Результативная оценка показывает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность выражается в показателях — наблюдаемых признаках поведения и сознания молодых людей. Конечный результат эффективности работы по патриотическому воспитанию должен оцениваться по показателям, характеризующим вхождение молодежи в социальную интеграцию общества, в том числе направленность молодых людей на решение социально-экономических, духовных, нравственных и других проблем, стоящих перед российским обществом.

Таким образом, предложенные подходы к формированию основных направлений совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания подрастающего поколения с позиций обеспечения национальной безопасности ориентируют личность, общество и государство на социальную востребованность молодежи, осознание молодыми людьми своей нужности и значимости для общества. Россия, пережившая реформы конца ХХ столетия, способна при наличии стратегии развития и государственной воли воссоздать сильное, социально ориентированное государство, успешно адаптированное к тенденциям мирового сообщества.

Патриотический потенциал интеграции России в мировое сообщество включает: культурно-исторические духовные ценности; разумность личных потребностей и их

41

соответствие коллективным, общественным и государственным; преобладание духовного начала над материальным; общинность и соборность; способность воспроизводить духовно-нравственный потенциал, хозяйственно-бытовую и культурную среду жизнедеятельности и другое. В реализации патриотического воспитания необходимо осознание того, что формирование патриотизма не может занимать второстепенного места или быть предметом спекуляций в политической борьбе. Нравственно-патриотическое воспитание детей и молодежи должно приобрести черты самостоятельной системной сферы деятельности различных властных и гражданских субъектов, сопряженной с общими задачами организации образования и социализации в обществе.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2014. № 9. Ст. 851.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21.05.2003). [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/6148105/ (дата обращения: 24.03.2020).

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015. № 23. Ст. 3367.

4. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы": Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016. № 2. Ст. 368 (Часть I).

5. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая

2015 г. N 996-р: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 марта

2016 года № 423-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016. № 13. Ст. 1852.

6. Актуальные проблемы патриотического воспитания детей и молодежи: опыт, проблемы, направления развития: Материалы региональной научно-практической конференции с межрегиональным участием (г. Нижневартовск, 28 апреля 2017 года) / Отв. ред.: Р.З. Фаттахова; под общ. ред. В.И. Лутовинова. Екатеринбург: ФОРТ ДИАЛОГ-Исеть, 2017. 398 с.

7. Ефремов И.А. Таис Афинская. М.: Издательский дом «Верже», 2018. 480 с.

8. Колесников К.Ю. Конфликт советских и либеральных концептуальных подходов к стратегии и тактике патриотического воспитания // Актуальные проблемы правового и политического развития России. Материалы VII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей. Выпуск 7. Сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2014. С. 135-139.

9. Липатников, А.Г. О научных подходах к формированию государственной политики в области патриотического воспитания молодёжи / А.Г. Липатников,

B.Н. Григорьев // Военная мысль. М.: Издательство: Редакционно-издательский центр «Красная звезда» Министерства обороны Российской Федерации, 2017. № 8.

C. 46-58.

10. Симонова М.А. Современные аспекты патриотического сознания российской молодёжи / М.А. Симонова // Формирование гражданской идентичности молодёжи в условиях социально-экономических реалий российского общества. Материалы международной научно-практической конференции. Казань: Издательство «Академия социального образования», 2017. С. 262-269.

11. Патриотическое воспитание: от слов к делу / сборник статей. М: Полиграф сервис, 2018. 426 с. 12. Пресс-служба ВЦИМ. Аналитические обзоры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wciom.ru/ (дата обращения: 24.03.2020).

12. Пресс-служба ВЦИМ. Аналитические обзоры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wciom.ru/ (дата обращения: 24.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.