PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IS THE BASIS FOR FORMING THE INTEGRITY OF SOCIETY Alekhina A.V.1, Silyutina M.V.2, Chernov A.V.3, Testova S.G.4, Romanova М.М.5 (Russian Federation) Email: Alekhina455@scientifictext.ru
1Alekhina Anna Vladimirovna - post-graduate Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL AND REHABILITATION MEDICINE, GERIATRICS, VORONEZH STATE MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER N.N. BURDENKO, VORONEZH,
General Practitioner,
SEMILUKSK REGIONAL HOSPITAL NAMED AFTER A.V. GONCHAROV, SEMILUKI,
VORONEZH REGION; 2Silyutina Marina Vladislavovna, - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor; 3Chernov Alexey Victorovich - Doctor of Medicine, Associate Professor, Head of the Department; 4Testova Svetlana Georgievna - Assistant; 5Romanova Marina Mikhailovna, - Candidate of Medical Sciences, Assistant, DEPARTMENT OF PHYSICAL AND REHABILITATION MEDICINE, GERIATRICS, VORONEZH STATE MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER N.N. BURDENKO,
VORONEZH
Abstract: the article deals with the issues of moral and Patriotic education of young people, emphasizes the role of cultural foundations and traditional values in the Patriotic education of students, in their awareness of the glorious historical past of Russia, the formation of an active life position, and describes the importance of Patriotic and moral education in the modern world.
The article reveals the problem of Patriotic education of young people, the forms and conditions for the formation of patriotism, the goals of military-Patriotic education. Currently, in Russia, the understanding of patriotism is limited by the experience of past centuries. The manifestation ofpatriotism can be expressed in various forms: pride for your country, for your people, respect for the history of your country, respect for traditions and values. Motivational characteristics of activity, ideological and ideological readiness, moral and ethical stability, evaluative and critical attitude to oneself and others Express the level of Patriotic education of the individual. The problems of Patriotic education and their implementation in modern conditions are considered.
To better understand the essence of the problems, I recommend reading this article.
The topic of the article is particularly interesting and relevant in the context of a spiritual
and moral crisis caused by deep socio-economic transformations taking place in modern
Russia. The current social situation makes us think about the revival of lost spiritual values,
about moral and Patriotic guidelines in the education of young people.
Keywords: traditional values, Russian culture, moral and Patriotic education, active
citizenship.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБЩЕСТВА Алехина А.В.1, Силютина М.В.2, Чернов А.В.3, Тестова С.Г.4, Романова М.М.5 (Российская Федерация)
1Алехина Анна Владимировна - аспирант, кафедра физической и реабилитационной медицины, гериатрии, Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж;
врач общей практики,
Семилукская районная больница им. А.В. Гончарова, г. Семилуки, Воронежская область; 2Силютина Марина Владиславовна - кандидат медицинских наук, доцент;
45 ■ European science № 6 (55)
3Чернов Алексей Викторович - доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой;
4Тестова Светлана Георгиевна - ассистент;
5Романова Марина Михайловна - кандидат медицинских наук, ассистент, кафедра физической и реабилитационной медицины, гериатрии, Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко,
г. Воронеж
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы нравственного и патриотического воспитания молодежи, подчеркивается роль культурных основ и традиционных ценностей в патриотическом воспитании студентов, в осознании ими славного исторического прошлого России, формировании активной жизненной позиции, описывается важность патриотического и нравственного воспитания в современном мире.
В статье раскрывается проблема патриотического воспитания молодежи, формы и условия формирования патриотизма, цели военно-патриотического воспитания. В настоящее время в России понимание патриотизма ограничивается опытом прошлых столетий. Проявление патриотизма может выражаться в различных формах: гордость за свою страну, за свой народ, уважение к истории своей страны, бережное отношение к традициям, ценностям. Мотивационная характеристика деятельности, идейно-мировоззренческая готовность, нравственно-этическая устойчивость, оценочно-критическое отношение к себе и окружающим людям выражают уровень патриотического воспитания личности. Рассматриваются задачи патриотического воспитания и их реализация в современных условиях. Чтобы лучше разобраться в сути проблем, рекомендую ознакомиться с данной статьей.
Тема статьи особенно интересна и актуальна в условиях духовно-нравственного кризиса, вызванного глубокими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в современной России. Сложившаяся общественная ситуация заставляет задуматься о возрождении утерянных духовных ценностей, о нравственных и патриотических ориентирах в воспитании молодежи. Ключевые слова: традиционные ценности, российская культура, нравственное и патриотическое воспитание, активная гражданская позиция.
Введение. В современной России только последнее время уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Постепенно приходит понимание того, что пассивность и безразличие к своей стране, может привести к падению нравственности и духовности, и, следовательно, к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И поэтому необходимо воспитывать в детях и молодежи гражданина и патриота России через различные формы работы, например через поисковую деятельность, ведь на культе павших героев воспиталось не одно поколение и не только в странах постсоветского пространства, но и во всем мире [1].
Важную роль в формировании личности молодого человека играет нравственность. России как никогда необходимо возрождение нравственного начала, прежде всего, чувства патриотизма.
В.В. Путин определил патриотизм как главную общенациональную идею возрождения и объединения российского общества. Без патриотизма, чувства причастности России, её великому прошлому, мы не сможем построить наше великое будущее! Патриотизм - главная составляющая духовно-нравственного воспитания, фундамент здорового государства, основа его жизнеспособности, одно из важных условий эффективности функционирования системы государственных институтов, особенно в современной международной обстановке [4].
Еигореап Баепсе № 6 (55) ■ 46
Патриотизм, как известно, это не природное, а социальное качество, и поэтому не наследуется биологически, а формируется обществом. Одной из важных задач патриотического воспитания является формирование понятия Родина. Вершина патриотического воспитания - осознание себя гражданином России, формирование национальной идентичности и соответствующего ей мировоззрения. В этом контексте важные задачи по патриотическому воспитанию студенчества, состоящие в выработке основ патриотического мировоззрения, любви к Родине, стоят перед системой российского высшего образования. Задачи по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию были сформулированы в документах Правительства РФ. Это Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой перечислены основные традиционные духовные ценности России (человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством); Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы»; Распоряжение от 12 марта 2016 г. N 423-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016- 2020 годах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Чувством гордости за культурные и научные достижения страны должно быть пронизано обучение студентов всех профилей подготовки, включая преподавание технических и естественных дисциплин [5]. Но главную роль тут, конечно, играют социально-гуманитарные дисциплины. Важно, чтобы люди знали историю своего государства, не забывали о подвигах предков, знали русские традиции и культуру, русский язык.
Основная часть. Для молодого человека активная гражданская позиция служит залогом реализации его творческого и профессионального потенциала. В период интенсивного развития цифровых технологий, интернета важно не забывать о нравственности, ценить то, что нелегким трудом завоевали наши предки. Все чаще мы слышим о том, как оскверняют памятники, переписывают историю, забывают подвиги наших отцов, дедов, матерей. Именно правильное нравственное и патриотическое воспитание поможет нам в борьбе с бесчеловечностью, послужит уважительному отношению друг к другу.
Нравственно развитое патриотическое сознание умеет правильно сочетать личные и общественные интересы, преодолевать чуждые обществу процессы и явления, разрушающие его устои и потенциал. Сегодня, в условиях беспрецедентного политического и идеологического давления извне, с навязыванием псевдодемократических западных ценностей, которые размывают не только многовековые нравственные ориентиры Европы, но и ведут к исчезновению самоидентификации старейших европейских наций, как никогда востребованы идеи возрождения традиционных морально-нравственных ориентиров. Духовно-нравственные ценности и патриотическое самосознание сегодня являются основой для решения многих государственных задач.
Нравственное и патриотическое воспитание студентов не может быть ограничено рамками учебного процесса. Огромное значение принадлежит внеаудиторной работе: это и участие в волонтерских движениях, и помощь ветеранам, пожилым людям, совместная работа по уборке территории, посещение музеев, выставок, посвященных историческим событиям и т.д. [6].
В настоящее время президент все больше уделяет внимание патриотизму, возрождает традиции, стремится к тому, чтобы мы уважали ветеранов, старшее поколение, своих родителей. Важна роль преподавателей, которые должны учить этому школьников и студентов, чтобы нравственность и патриотизм были для нас как должное, чтобы люди, в первую очередь стали добрее и уважительнее друг к другу, ценили природу, свою страну. Еще более важно - это закладка таких ценностей в семье, рассказы родителей, бабушек и
47 ■ Еигореап Баепсе № 6 (55)
дедушек про войну, про подвиги предков, про прекрасные традиции нашей страны. Такой подход, несомненно, приведет к результатам.
Выводы. Таким образом можно сделать вывод, что благодаря процессу патриотического и нравственного воспитания, молодое поколение сможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества. Для меня, как для будущего преподавателя, это очень важно, т.к. именно на нас лежит огромная ответственность по воспитанию молодежи.
Список литературы /References
1. Зевелёва Е.А., Казакова Л.К., Третьякова Н.М. Задачи патриотического воспитания студентов в высшей школе. Смоленск, 2016.
2. Зевелёва Е.А., Казакова Л.К., Третьякова Н.М. Современные аспекты социогуманитарного образования в высшей школе: взаимосвязь классических и инновационных технологий. // Стратегия развития геологического исследования недр: настоящее и будущее (К 100-летию МГРИРГГРУ). Материалы Международной научно-практической конференции. (МГРИ-РГГРУ) В 2-х томах. Том 2. М.: Изд-во НПП «Фильтроткани», 2018. С. 415-416.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 22-е изд. М.: Русский язык, 1990. 921 с.
4. Белоусов Н.А. «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н.А. Белоусов, Т.Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. М., 2004. С. 38-41.
5. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М.Э. Шульженко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2017. № 47 (181). С. 240-243. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 21.09.2020).
6. Малоземов А.В. Юнармейское движение как социальная среда воспитания и развития качеств гражданина-патриота / А.В. Малоземов, В.Е. Калмыков // Социологические и педагогические аспекты образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 март 2019 г.) / редколл.: Л.А. Абрамова [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 157-161. ISBN 978-5-6042436-1-9.
European science № 6 (55) ■ 48