DOI 10.47576/2712-7516_2022_7_3_278 УДК 336
ПРОБЛЕМНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Бессарабов Владислав Олегович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского (ДОННУЭТ), г. Донецк, ДНР, Россия, e-mail: bessarabov93@gmail. com
Ильченко Александр Александрович,
ассистент кафедры экономической теории, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского (ДОННУЭТ), г. Донецк, ДНР, Россия, e-mail: [email protected]
Статья посвящена разработке проблемно-терминологического поля финансовой грамотности, рассматриваемой как существенный фактор повышения уровня жизни населения. Предложенная разработка состоит из двух логических взаимосвязанных и взаимообусловленных полей (терминологического и проблемного), совокупность элементов в рамках которых направлена на теоретическое обоснование логики процесса формирования финансовой грамотности населения. Дополнительно обоснована логика исследуемого процесса с позиции кибернетического подхода.
Ключевые слова: финансовая грамотность, уровень жизни, стратегия достижения финансовой грамотности; проблемно-терминологическое поле финансовой грамотности; национальные стандарты финансовой грамотности; организационно-образовательные меры достижения финансовой грамотности.
UDC 336
THE PROBLEM-TERMINOLOGICAL FIELD OF FINANCIAL LITERACY IN THE CONTEXT OF THE STANDARD OF LIVING
OF THE POPULATION
Bessarabov Vladislav Olegovich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DPR, Russia, e-mail: bessarabov93@gmail. com
Ilchenko Alexander Alexandrovich,
Assistant of the Department of Economic Theory, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DPR, Russia, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the development of the problem-terminological field of financial literacy, considered as an essential factor in improving the standard of living of the population. The proposed development consists of two logical interrelated and interdependent fields (terminological and problematic), the set of elements within which is aimed at theoretical substantiation of the logic of the process of forming the financial literacy of the population. Additionally, the logic of the process under study is substantiated from the standpoint of the cybernetic approach.
Keywords: financial literacy, standard of living, strategy for achieving financial literacy; problem-terminological field of financial literacy; national financial literacy standards; organizational and educational measures to achieve financial literacy.
Быстрое распространение финансовых отношений на все сферы жизнедеятельности людей, привлечение более широкого круга частных инвесторов к участию в финансовом рынке, наличие ряда инвестиционных рисков при инвестировании в различные финансовые проекты требуют целостной и эффективной системы, защиты прав и интересов частных инвесторов в России. В этом контексте актуальной проблемой является формирование новой экономической культуры и экономического мышления, обеспечивающих, прежде всего, должный уровень финансовой грамотности населения страны, что крайне важно в современных условиях глобального экономического пространства.
В развитых странах власти давно осознали важность финансового воспитания граждан как для экономического развития и социальной защищенности, так и для установления демократических принципов социального управления. Финансовая грамотность «не только способствует самосознанию граждан, способствует творческому потенциалу личности, но и помогает людям эффективно защищать свои права, тем самым повышая свой уровень жизни. В большинстве стран экономическое образование взрослого населения рассматривается как продуктивная инвестиция в развитие и один из важных инструментов обеспечения стабильности в обществе» [7, с. 57].
Процесс повышения финансовой грамотности населения, который в разных государствах начался в виде отдельных инициатив государственных и частных организаций, направленных на оказание помощи гражданам в управлении личными средствами и информировании о тех или иных финансовых услугах, постепенно развился до уровня национальных программ и стратегий, а также наднациональных инициатив Европейского Союза, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития и других международных структур.
Многообразие причин, побуждающих правительства многих стран решать проблему повышения финансовой грамотности населения, определяет неоднозначность трактовок этого понятия. В основном финансовая грамотность понимается в узком смысле как «знания о финансовых учреждениях и предлагаемых ими продуктах, а также умение
использовать их при необходимости и понимать последствия их действий» [3] или как «способность потребителей и предпринимателей малого бизнеса понимать розничные финансовые продукты для принятия обоснованных финансовых решений» [8]. То есть финансовая грамотность напрямую связана с определенной системой знаний об основных финансовых продуктах, реализуемых на финансовом рынке страны.
М. Овчинников рассматривает финансовую грамотность как «совокупность двух элементов: 1) обладание физическими лицами информацией о доступных финансовых продуктах и их производителях/продавцах, а также доступными каналами получения ин -формационных и консультационных услуг; 2) способность потребителей финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решений: при проведении специальных расчетов, оценки рисков, сравнения пор преимуществ и недостатков финансовой услуги» [4, с. 6].
Более широкое и подробное определение финансовой грамотности населения представлено в Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, где финансовая грамотность определяется как «способность граждан: эффективно управлять личными финансами; отслеживать расходы и доходы населения и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование; оптимизировать соотношение между потреблением и сбережениями; понимать особенности различных финансовых продуктов и услуг (включая инструменты рынка ценных бумаг и коллективные инвестиции), иметь актуальную информацию о финансовом положении, принимать обоснованные решения о финансовых продуктах и услугах и нести сознательную ответственность за такие решения; грамотно планировать и осуществлять пенсионные накопления» [2]. Данная трактовка наиболее полно охватывает основные аспекты управления личными финансами граждан.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 20172023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. (№ 2039-р) характеризует финансовую грамотность как результат про-
цесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния [1].
Таким образом, финансовая грамотность населения - это совокупность мировоззренческих позиций, знаний и умений граждан относительно эффективного управления личными финансами и умения грамотно применять их в процессе принятия финансовых решений. К таким позициям принадлежат сформированные населением традиции и культура финансового поведения (противодействие и противостояние социальным нормам, которые поощряют безрассудное потребление, а не сбережение) и уровень осознания им необходимости повышения финансовой грамотности. Знание предполагает разработку и понимание населением основных финансовых категорий, понятий, явлений и процессов (например, сущность, мотивы и ранги сбережений, характер и функции финансового рынка, принципы функционирования финансовых институтов, сравнение риска и доходности и т. д.). К навыкам относятся умение находить и анализировать финансовую информацию, привычка отслеживать события на финансовом рынке, умение сравнивать предложения по инвестированию в финансовые активы от разных финансовых институтов; умение читать договоры о покупке финансовых услуг и понимать информацию, содержащуюся в них и т. д.
Важность формирования и развития базовых финансовых навыков (к которым также относятся навыки личного финансового планирования), оптовых доходов и расходов бюджета, инвестирования, использования различных финансовых продуктов и услуг обусловлена возрастающей ролью стоимостных агрегатов в жизни современного человека. Во многих странах умение зарабатывать и распоряжаться средствами является критерием успешной финансовой защиты личности в обществе. Итак, в этом контексте вопрос восприятия денег и богатства, финансовых атрибутов в мировоззрении россиян приобретает первостепенное значение и неотделим от проблемы формирования финансовой культуры населения.
Если в развитых странах наблюдается диалектическая тенденция к снижению социальной значимости денег в пользу гуманитарных ценностей, то в России долгое время внимание рядового гражданина невольно сосредоточилось на деньгах по важнейшей причине - их отсутствия или острой нехватки. Поэтому сегодня имеет смысл говорить не о снижении, а о незаконном преувеличении значения денег в массовом сознании.
Несомненно, умение эффективно управлять собственными деньгами является одной из важнейших характеристик финансовой грамотности населения. В то же время, согласно данным Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, портрет российского потребителя финансовых услуг не вызывает оптимизма, поскольку «навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств по-прежнему отсутствуют у большинства российских домохо-зяйств. Только в каждом 4-м домохозяйстве ведется письменный учет доходов и расходов. Лишь треть россиян стараются финансово обеспечить свою пенсию и обращают внимание на доходность и гарантию сохранности сбережений при выборе инструментов накоплений» [1, с. 8].
Низкий уровень финансовой грамотности населения страны обусловлен факторами, которые связаны как с субъективными, так и с объективными причинами.
Во-первых, отсутствие устоявшихся традиций обучения граждан основам финансовой грамотности в России обусловлено прошлым историческим развитием государства.
Во-вторых, недостаточное обеспечение потенциальных участников рынка необходимой качественной и наиболее объективной финансовой информацией.
В-третьих, отсутствие устоявшегося института финансовых консультантов. Такие специалисты дают консультации по принятию инвестиционных решений и формируют личные инвестиционные портфели, оптимизируют бюджет доходов и расходов, управляют долгами, консолидируют кредиты при необходимости, минимизируют финансовые риски, оптимизируют налоговые риски, контролируют страховые и сберегательные счета и т. д.
В связи с этим актуализируется необходимость расширения подготовки специалистов по направлению «Финансы и кредит» высшими учебными заведениями России путем внедрения профессиональной ориентации «Финансовое консультирование».
В-четвертых, спрос на финансовые знания со стороны основной массы населения крайне низок ввиду отсутствия понимания их практической роли на всех этапах жизненного цикла. На наш взгляд, это главное препятствие, которое усложняет решение проблем повышения финансовой грамотности россиян. Как правило, рядовые граждане не понимают необходимости расширения своих знаний в этой области, поскольку не видят способов применения приобретенных финансовых навыков. Это свидетельствует о слабой мотивационной составляющей получения знаний. Поэтому основным процессом получения финансовых знаний и формирования соответствующего уровня грамотности должно стать изменение мировоззренческих позиций и поведения населения относительно сущности денег и личных финансов.
Из вышесказанного следует, что быть финансово грамотным - значит уметь распоряжаться собственными деньгами таким образом, чтобы обеспечить финансовую независимость себе и своей семье с помощью тех инструментов, которые появляются на рынке, и тех навыков обращения с деньгами, которые помогают сохранить и приумножить собственное благополучие.
По нашему мнению, государство, обязуясь придать рыночной экономике социальную направленность, должно быть заинтересовано в повышении уровня финансовой грамотности граждан, утверждая в экономическом поведении граждан такие ее модели, которые соответствуют принципам трудовой морали и социальной справедливости. Именно государство должно создавать необходимые условия для организации и проведения различных образовательных программ финансово-экономической направленности (разумеется, при активной поддержке крупных финансовых организаций и бизнес-структур).
Опыт зарубежных стран (в том числе США, Великобритании, Канады, Австралии, Франции, Германии, Нидерландов, Израиля) [5; 6] в финансировании информационно-образо-
вательных программ и мониторинге их реализации может быть чрезвычайно интересным и полезным.
Мы считаем, что в целях повышения уровня финансовой грамотности населения необходимо внести ряд изменений в отечественную систему образования с учетом мировых тенденций при условии, что соответствующие ее достижения будут сохранены. Инвестиции в образование всегда были и остаются важной составляющей повышения уровня человеческого капитала в целом и его базового элемента в частности - приобретенных знаний, навыков и опыта.
По нашему мнению, подготовка будущих специалистов для любой сферы деятельности должна осуществляться только специализированными высшими учебными заведениями. А введение в образовательные программы таких дисциплин, как «Финансы домохозяйства», «Управление личными финансами», «Управление личным инвестиционным портфелем» и др., позволит студентам овладеть основами финансовой грамотности и активно влиять на уровень благополучия в будущем.
Следует отметить, что основным требованием к формированию системы финансового образования в России должна стать разработка и внедрение национальных стандартов финансовой грамотности, что обусловлено необходимостью формализации национальных базовых основ финансовой грамотности в рамках общей системы отечественного образования.
В показанном на рис. 1 проблемно-терминологическом поле финансовой грамотности, исследуемой в контексте уровня жизни населения, выделены три плоскости: проблемная, терминологическая, плоскость решения проблем. Взаимосвязь указанных структурных элементов разработки обеспечивается за счет причинно-следственной связи, которая имеет обратную логику. Так, пути решения существующих проблем должны формироваться исключительно после их теоретического осмысления, формирования концептуальных терминологических основ исследуемой нами проблематики.
Так, акцентируем внимание на том, что плоскость решения проблем финансовой грамотности направлена на формирование теоретических и практических путей их раз-
работки. Взаимосвязь между ними формируется за счет разработки концептуального подхода к развитию финансовой грамотности населения как фактора повышения уровня жизни, внимание которому будет уделено в заключительном параграфе диссертационной работы. Такая логика «объединения» путей решения существующих проблем в рамках концептуального подхода обусловлена структурой проблемно-терминологического поля финансовой грамотно-
сти, а именно взаимосвязью его структурных элементов.
Сложность и дискуссионность плоскостей является прямым следствием их сложной структуры (от наполнения дефиниций терминов как с экономической точки зрения, так и финансовой до определения соответствующих проблем) и наличия, согласно общеизвестному кибернетическому подходу, «входов» и «выходов». Сказанное, схематично нашло свое отражение на рис. 2.
Рисунок 1 - Проблемно-терминологическое поле финансовой грамотности в контексте уровня жизни населения (авторская разработка)
Подчеркнем, что если состояние «входов» (Хп) и «выходов» ^п) зафиксировано в некоторый временной промежуток (^ (например, в условиях реализации программ, проектов, направленных на развитие финансовой грамотности населения), то можно записать три вектора, которые описывают характер взаимосвязи элементов поля:
- вектор проблем финансовой грамотности: Х^Х^..^;
- вектор преобразования терминологии финансовой грамотности: qt=(q1, q2...qk)t;
- вектор формирования путей решения проблем финансовой грамотности
- вектор развития финансовой грамотности в контексте решения существующих проблем (в нашем случае в контексте повышения уровня жизни населения)
(рис. 2). где:
Хп - проблемы развития финансовой грамотности;
qk - терминологические особенности фи-
нансовой грамотности (наполнение дефини- Ym - пути решения проблем развития фи-ций терминов, их преобразование исходя из нансовой грамотности через призму теории существующих проблем и т. д.); и практики.
Рисунок 2 - Логика формирования проблемно-терминологического поля финансовой грамотности
в контексте уровня жизни населения
При такой интерпретации проблемно-терминологического поля финансовой грамотности в контексте уровня жизни процесс ее формирования и развития у населения приобретает многовекторность, становится более управляемым и ориентированным на решение существующих и потенциальных проблем.
Таким образом, сформировано проблемно-терминологическое поле финансовой грамотности в контексте уровня жизни населения. Структура поля отличается со-
вокупностью элементов, направленных на наполнение дефиниций понятий «благо», «благосостояние», «уровень жизни», «финансовая грамотность», рассмотренных в контексте существующих проблем формирования и развития финансовой грамотности у населения. Следуя общей логике исследования, а также обоснованному выделению терминологической и проблемной плоскостей, предложены пути решения проблем, связанных с финансовой грамотностью населения.
Список литературы _
1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержден -ная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. (№ 2039-р). URL: http://static. government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. М., 2009. URL: http://www.misbfm.ru/node/11143 (дата обращения: 15.04.2023).
3. Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения: Отчет по результатам исследования. URL: http://www.moneybasics.ru/articles/270 (дата обращения: 15.04.2023).
4. Овчинников М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности. М., 2008. 258 с.
5. Стахович Л. В., Рыжановская Л. Ю., Галишникова Е. В. Возможности использования в России зарубежного опыта разработки и внедрения программ и продуктов в области финансового образования населения // Финансы и кредит. 2010. № 28 (412). С. 63-69.
6. Столярова А. А., Шахназарян Г Э. Анализ мировой практики развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения // Финансы и кредит. 2010. № 34 (418). С. 72-78.
7. Шахназарян Г Э. Финансовая грамотность населения в свете современных тенденций развития образования // Финансы и кредит. 2008. № 20 (308). С. 57-65.
8. Survey of Financial Literacy Schemes in the EU27. URL: http://www.eceuropa.eu/internal_market/finservicesretail/ docs/capability/report_survey_en.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
References _
1. The Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated September 25, 2017. (No. 2039-r). URL: http://static.government.ru/ media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (date of reference: 04/15/2023).
2. The concept of the National Program for improving the level of financial literacy of the population of the Russian Federation. Moscow, 2009. URL: http://www.misbfm.ru/node/11143 (accessed: 04/15/2023).
3. Criteria of financial literacy of the population and ways to improve it: A report on the results of the study. URL: http:// www.moneybasics.ru/articles/270 (date of reference: 04/15/2023).
4. Ovchinnikov M. Review of international practice in the implementation of strategies and programs in the field of financial literacy. M., 2008. 258 p.
5. Stakhovich L. V., Ryzhanovskaya L. Yu., Galishnikova E. V. Possibilities of using in Russia foreign experience in the development and implementation of programs and products in the field of financial education of the population. Finance and credit. 2010. No. 28 (412). Pp. 63-69.
6. Stolyarova A. A., Shakhnazaryan G. E. Analysis of the world practice of development of financial education and improvement of financial literacy of the population. Finance and credit. 2010. No. 34 (418). Pp. 72-78.
7. Shakhnazaryan G. E. Financial literacy of the population in the light of modern trends in the development of education. Finance and credit. 2008. No. 20 (308). Pp. 57-65.
8. Survey of Financial Literature Schemes in the EU27. URL: http://www.eceuropa.eu/internal_market/finservicesretail/ docs/capability/report_survey_en.pdf (accessed: 04/15/2023).