Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ'

ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ / ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессарабов Владислав Олегович, Ильченко Александр Александрович

В статье разработана диалектическая модель взаимосвязи составляющих финансовой грамотности и социально-экономических характеристик уровня жизни населения. Структуру разработки предопределили результаты анализа этапов пролификации составляющих финансовой грамотности и оценки характеристик уровня жизни. Вследствие этого содержание предложенной модели способствует формированию комплексного взгляда на исследуемую проблематику через призму результатов и противоречий, сопровождающих процесс развития составляющих финансовой грамотности (содержательных, контекстных, процессных).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бессарабов Владислав Олегович, Ильченко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE COMPONENTS OF FINANCIAL LITERACY AND SOCIOECONOMIC CHARACTERISTICS OF THE STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION

The article develops a dialectical model of the relationship between the components of financial literacy and the socio-economic characteristics of the standard of living of the population. The structure of the development was predetermined by the results of the analysis of the stages of profiling the components of financial literacy and assessing the characteristics of the standard of living. As a result, the content of the proposed model contributes to the formation of a comprehensive view of the issues under study through the prism of the results and contradictions that accompany the process of developing the components of financial literacy (content, context, process).

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»

Научная статья УДК 366.2

doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_128

ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УРОВНЯ ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ

Бессарабов Владислав Олегович

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (ДОННУЭТ), Донецк, ДНР, Россия, [email protected]

Ильченко Александр Александрович

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (ДОННУЭТ), Донецк, ДНР, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье разработана диалектическая модель взаимосвязи составляющих финансовой грамотности и социально-экономических характеристик уровня жизни населения. Структуру разработки предопределили результаты анализа этапов пролификации составляющих финансовой грамотности и оценки характеристик уровня жизни. Вследствие этого содержание предложенной модели способствует формированию комплексного взгляда на исследуемую проблематику через призму результатов и противоречий, сопровождающих процесс развития составляющих финансовой грамотности (содержательных, контекстных, процессных).

Ключевые слова: составляющие финансовой грамотности; социально-экономические характеристики уровня жизни; диалектика взаимосвязи.

Для цитирования: Бессарабов В. О., Ильченко А. А. Диалектика взаимосвязи составляющих финансовой грамотности и социально-экономических характеристик уровня жизни населения // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 1. -С. 128-136. doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_128.

Original article

DIALECTICS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE COMPONENTS OF FINANCIAL LITERACY AND SOCIOECONOMIC CHARACTERISTICS OF THE STANDARD OF LIVING

OF THE POPULATION

Bessarabov Vladislav O.

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DPR, Russia, [email protected]

Ilchenko Alexander A.

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DPR, Russia, [email protected]

Abstract. The article develops a dialectical model of the relationship between the components of financial literacy and the socio-economic characteristics of the standard of living of the population. The structure of the development was predetermined by the results of the analysis of the stages of profiling the components of financial literacy and assessing the characteristics of the standard of living. As a result, the content of the proposed model contributes to the formation of a comprehensive view of the issues under study through the prism of the results and contradictions that accompany the process of developing the components of financial literacy (content, context, process).

Keywords: components of financial literacy; socio-economic characteristics of the standard of living; interconnection dialectics.

For citation: Bessarabov V. O., Ilchenko A. A. Dialectics of the relationship between the components of financial literacy and socio-economic characteristics of the standard of living of the population. Regional and branch economy, 2023, no. 1, pp. 128-136. doi: 10.47576/2949-1916 2023 1 128.

Взаимосвязь финансовой грамотности и уровня жизни населения является очевидной. Чем выше финансовая грамотность, тем выше, при прочих равных условиях, уровень жизни населения, поскольку умение применять имеющиеся знания по финансовой грамотности в обыденной практике и на финансовом рынке сокращает финансовые потери и потенциально увеличивает доходы индивида. На макроэкономической уровне положительный эффект финансовой грамотности может состоять в повышении стабильности и эффективности финансовой системы в целом.

Обладая финансовой грамотностью люди имеют возможность сопоставлять свои потребности и возможности, оценивать и распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы, грамотно использовать и развивать человеческий капитал, принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

В последнее время финансовая система постоянно предлагает перечень новых сложных финансовых продуктов и услуг (в том числе долговых продуктов, инвестиционных инструментов и т. п.), использование которых нуждается в знаниях как в сфере финансовой математики, так и в сфере финансов, а также законодательства в целом. Новые про -дукты и услуги связаны с новыми рисками, включая тех, которые потребители не могут

идентифицировать без специальных знаний. К сожалению, частные лица - потребители финансовых услуг преимущественно не подготовлены к принятию решений повышенной сложности, которые ставит перед ними финансовая система. Это объясняется отсутствием у граждан соответствующих знаний, умения принимать правильные решения по использованию финансовых продуктов и услуг. Вследствие этого на фоне агрессивного предложения и рекламы таких продуктов и услуг со стороны коммерческих структур в обществе происходит накопление значительных рисков, способных перерасти в проблемы национального масштаба.

Именно финансовая грамотность позволяет потребителю пользоваться плодами финансовых решений, а надлежащая защита прав таких потребителей гарантирует доверие финансовым учреждениям.

Вместе с тем интерес представляет развитие взаимосвязи составляющих финансовой грамотности и социально-экономических характеристик уровня жизни человека.

Начнем с определения составляющих финансовой грамотности. По мнению О. Е. Кузиной, финансовая грамотность включает: знания и умения пользоваться сложными финансовыми инструментами, понимание основных принципов управления личными финансами, таких как понимание финансовой ответственности за принятые решения и умение оценивать связанные с ними риски,

а также осознание влияния финансовых решений на более широкий спектр жизненных проблем [1, с. 65].

С точки зрения министерства финансов Великобритании [2] финансовая грамотность включает в себя умение жить согласно текущему уровню доходов, вести учет средств и планировать, в том числе пенсионные, свои сбережения, грамотно использовать финансовые инструменты, а также ориентироваться в текущих финансовых событиях.

Другие авторы [3-7] при общем разнообразии формулировок охватывают разные аспекты, начиная от управления личным бюджетом, планирования пенсионных сбережений и других важных целей в жизни до понимания таких инструментов, как страхование жизни, рисков частных инвестиций на финансовых рынках, знание прав потребителей финансовых продуктов. В целом можно отметить, что они определяют составляющие финансовой грамотности как важный элемент знаний, необходимый для принятия решений.

В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы составляющие финансовой грамотности определяются как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в ко -нечном итоге для достижения финансового благосостояния [8].

По нашему мнению, составляющие финансовой грамотности населения - это совокупность мировоззренческих позиций, знаний и умений граждан относительно эффективного управления личными финансами и умения грамотно применять их в процессе принятия финансовых решений. Включающие в себя противодействие и противостояние социальным нормам, которые поощряют безрассудное потребление, а не сбережение и уровень осознания им необходимости повышения финансовой грамотности, разработка и понимание населением основных финансовых категорий, понятий, явлений и процессов, умение находить и анализировать финансовую информацию, умение сравнивать предложения по инвестированию в финансовые активы, умение читать договоры о покупке финансовых услуг и понимать информацию, содержащуюся в них и т.д.

На основании анализа литературных источников и нашего определения финансовой грамотности мы выделяем такие базовые группы составляющих финансовой грамотности: содержательные, контекстные и процессные.

Содержательные включают знания о природе возникновения доходов и расходов, денег и операций с ними, инфляционных процессов, сбалансированности бюджета домохозяйства, контекстные - знания о механизмах формирования сбережений и инвестирования, реализации финансовых инструментов, функционирования инфраструктуры финансового рынка, процессные - знания об эффективных действиях и стратегиях роста благополучия и качества жизни домохо-зяйств и умение их применять в конкретных социально-экономических условиях.

Уровень жизни - сложное и многогранное понятие, объединяющее широкий спектр социально-экономических отношений, связанных с состоянием и условиями жизни человека в обществе. Уровень жизни населения долгое время остается одной из основных социально-экономических категорий, которая характеризует не только материальное благополучие индивида, но и определяет обобщенный результат экономики страны за определенный период. Эта категория не нова, она давно изучается в зарубежных и отечественных научных кругах.

На основе проведенного анализа работ по проблемам уровня жизни как отечественных, так и зарубежных ученых со времен классической политэкономии до современности, на основе их систематизации во временном и пространственном аспектах выделены три этапа в истории исследования уровня жизни населения в мировой практике. При выделении каждого периода приведены соответствующие данному этапу составляющие финансовой грамотности. Этапы различаются как по пониманию сути уровня жизни, так и по задачам и методам исследования.

Первый этап - ранний, вплоть до первой половины XIX века, практически совпадает с периодом становления классической политической экономии. В это время произошло рождение терминологии. Его представителями являются У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Ри-кардо и другие. Этап совпал со становлением капиталистических отношений на Западе.

Представители этого этапа пытались установить взаимосвязь между уровнем получаемой заработной платы и удовлетворением потребностей работника; объяснить причины различий в уровне получаемых доходов и факторы, влияющие на рост заработной платы работника. Уровень жизни учитывался как на микро-, так и на макроуровне (как благосостояние нации). Финансовая грамотность в то время была представлена знаниями и пониманием доходов и расходов, денег и операций с ними, стремлению домашних хозяйств к сбалансированности семейного бюджета.

Особое место на раннем этапе занимают труды Карла Маркса. Он рассматривал уровень жизни населения как социально-экономическую категорию, характеризующую уровень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей личности. Согласно его взглядам, «традиционный уровень жизни» предполагает не только удовлетворение потребностей физической жизни, но и удовлетворение определенных потребностей, порожденных социальными условиями, в которых люди живут и воспитываются [9, с. 351]. Здесь у Маркса также прослеживается такие составляющие финансовой грамотности, как умение распоряжаться доходи и расходами, семейного бюджета.

Таким образом, исследования раннего этапа не были всеобъемлющими, а касались отдельных аспектов понятия «уровень жизни». Вместе с этим прослеживались обращения к составляющим финансовой грамотности. Актуальными социальными проблемами в то время были такие, как достаточность получаемой заработной платы, государственная помощь малообеспеченным семьям, факторы роста благосостояния нации и т. д. Особое место в трудах отводилось роли государства в регулировании общественных отношений.

II этап - вторая половина XIX в. - 20-е гг. ХХ века. Акценты сместились с политико-экономического на экономико-статистическое направление аналитической оценки уровня жизни, произошел переход с макро- на микро -уровень. Разрабатываются экономические теории благосостояния. Смена акцентов исследований характерна для конца XIX века, что объясняется изменениями практических потребностей общества и целей экономического развития, что привело к смещению

внимания с теоретических исследований на прикладные. Были заданы вопросы об определении уровня жизни, включая определение реального прожиточного минимума трудоспособного населения, и, соответственно, установление необходимого размера заработной платы с учетом отраслевых и региональных различий. Содержательными составляющие финансовой грамотности этого периода, дополнились знаниями о механизмах формирования сбережений и инвестирования, реализации финансовых инструментов и функционирования инфраструктуры финансового рынка. Произошла пролификация контекстных составляющих финансовой грамотности в содержательные.

К выдающимся исследователям второго этапа относятся Э. Энгель, В. Парето, А. Маршалл, А. Пигу и др. Еще в XIX веке Эрнст Энгель, глава статистического бюро Саксонии, обнаружил ряд взаимосвязей между доходами и расходами населения, которые впоследствии получили название «законы Энгеля» [10, с. 190]. В. Парето на основе анализа статистических данных вывел закон распределения доходов («закон Парето»), выражающий взаимосвязь между величиной дохода и числом его получателей, исходя из распределения способностей людей [11, с. 273]. А. Маршал анализировал поведение работника как рационального субъекта, оценивающего свое участие в производстве через сопоставление доходов и расходов [12, с. 219]. Последователем А. Маршалла является А. Пигу, развивший неоклассические идеи и создавший экономическую теорию благосостояния [13, с. 73-74].

Таким образом, на втором этапе расширяется трактовка уровня жизни (наряду с макроэкономическим аспектом выделялся микроэкономический аспект, но понимание самого уровня жизни все же было в узком смысле), разрабатываются статистические методы исследования, формулируются основные закономерности потребительского поведения в связи с повышением (или снижением) уровня жизни населения. Исследования приобретают практическую значимость. А в работах авторов можно проследить наличие составляющих финансовой грамотности.

III этап - 20-е годы ХХ века - наше время. Ученые акцентируют внимание на смягчении антагонизмов и гармонизации интересов раз-

ных социальных слоев населения, практической реализации механизмов ограничения неоправданного уровня дифференциации доходов и преодоления бедности. В мировой науке произошло смещение акцентов исследований с экономического на социальный. Центральным элементом экономической системы признается человек, экономика работает на удовлетворение его потребностей и интересов. Терминологическая база исследования существенно обогащается, наряду с понятием «уровень жизни» начали оперировать категориями «образ жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «развитие человека» и др. Разрабатываются методики определения уровня жизни населения (как государства в целом, так и отдельных регионов) [14, с. 18]. Вопросы о знаниях в области финансовой грамотности проявляются отчетливее, ввиду повышения доходов населения и большей вовлеченности его в деятельность на финансовых рынках.

В середине XX века в мировых исследованиях сформировалось понятие качества жизни, которое содержало как конкретные вопросы, связанные с условиями труда и быта людей, так и общефилософские проблемы человеческого бытия. Реалии жизни наиболее развитых стран мира показали, что экономический рост и достижение высокого уровня потребления не избавляют автоматически от нищеты, голода, наркомании, техногенных катастроф, социальных потрясений, не гарантируют безопасного существования человека в обществе. Поэтому западные ученые сосредоточились не на количественных параметрах (рост заработной платы, производство товаров и т. д.), а на внедрении элементов организованного потребления, основанного на обогащении духовными, культурными и социальными благами.

Современные исследования качества жизни в зарубежных странах проводятся на основе объективных условий жизни и субъективных оценок населения. В последнем выделяют рациональную (общая удовлетворенность жизнью и оценка степени удовлетворенности ее составляющими) и эмоциональную (баланс положительных и

отрицательных эмоций) составляющие. При этом западные исследователи утверждают, что в переходных обществах индивидуальные представления о качестве жизни формируются в основном под влиянием эмоциональной составляющей [15].

Идеи концепции качества жизни получили развитие в концепции развития человека [16, с. 10]. Основные положения концепции человеческого развития заключаются в том, что главной ценностью общественного развития признается человек, а не рост национального богатства.

Концепция развития человеческого потенциала в ее нынешнем виде содержит следующие аспекты: реализация основных возможностей, сотрудничество, справедливость, устойчивость, и безопасность в том числе финансовая безопасность, в которой в настоящее время значительное внимание уделяется финансовой грамотности. Базовым принципом концепции является не постоянное оказание помощи малообеспеченным слоям и странам, а стимулирование развития человеческого потенциала, повышение его роли в обществе, расширение выбора образа жизни с полной ответственностью за принимаемые решения [17, с. 13].

Таким образом, в исследованиях третьего этапа резко меняется цель исследований (не повышение общего благосостояния страны, а создание условий для максимального развития человека), что приводит к разработке принципиально новых подходов к определению сущности и измерению уровня жизни. Наряду с объективными методами оценки уровня жизни все большую популярность приобретают субъективные оценки достигнутого благополучия. А имеющиеся составляющие финансовой грамотности дополняются процессными, включающими знания об эффективных действиях и стратегия роста благополучия и качества жизни домохо-зяйств и умение их применять в конкретных социально-экономических условиях

Проведенное исследование составляющих финансовой грамотности и социально-экономических показателей уровня жизни представлено в табл. 1.

Таблица 1 - Этапы развития составляющих финансовой грамотности и показателей уровня жизни

Этапы развития концепции уровня жизни Пролификация составляющих (прорастают друг в друга) финансовой грамотности Развитие показателей уровня жизни (общая характеристика, показатели)

I этап до первой половины XIX века Содержательные: Знание о природе возникновения доходов и расходов, денег и операций с ними, инфляционных процессов, сбалансированности бюджета домохозяйств. В основном использовались количественные показатели: уровень получаемой заработной платы и удовлетворение базовых потребностей работника; объяснение причин различий в уровне получаемых доходов; помощь малообеспеченным семьям, объяснение факторов, влияющих на рост заработной платы работника и др. Уровень жизни учитывался как на микро- (благосостояние индивида, семьи), так и на макроуровне (как благосостояние нации). Основные показатели количественные: доходы,потребление, прожиточный минимум

II этап вторая половина де-вятнадца-того века -20-е годы. ХХ века Содержательные дополняются контекстными: Знания о механизмах формирования сбережений и инвестирования, реализации финансовых инструментов, функционирования инфраструктуры финансового рынка Акценты сместились с политико-экономического на экономико-статистическое направление аналитической оценки уровня жизни, произошел переход с макро- на микроуровень. Смещение внимания с теоретических исследований на прикладные, формулируются основные закономерности потребительского поведения в связи с повышением (или снижением) уровня жизни населения Основные показатели количественные: реальный прожиточный минимум трудоспособного населения, необходимый размер заработной платы с учетом отраслевых и региональных различий и др.

III этап 30-е годы. ХХ века -наше время Содержательные и контекстные дополняются процессными: Знания об эффективных действиях и стратегиях роста благополучия и качества жизни домохо-зяйств и умение их применять в конкретных социально-экономических условиях В исследованиях акцентируется внимание на смягчении антагонизмов и гармонизации интересов разных социальных слоев населения. Сформировалось понятие качества жизни, которое содержит как конкретные вопросы, связанные с условиями труда и быта людей, так и общефилософские проблемы человеческого бытия. Современные исследования качества жизни проводятся на основе объективных условий жизни и субъективных оценок населения. Основные показатели качественные: удовлетворенность населения жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов и включает в свое содержание характеристики и показатели уровня жизни, условий труда и отдыха, жилищных условий, социальной защищенности.

В разработанной модели диалектической взаимосвязи составляющих финансовой грамотности и социально-экономических характеристик уровня жизни населения выделены составляющие финансовой грамотности, а также характеристики уровня жизни.

Диалектика взаимосвязи проходит несколько этапов. Развитие экономики неизбежно приводит к усложнению финансовой системы, заключающемся в том числе в увеличении количества и качества финансовых продуктов, предлагаемых населению, что обуславливает противоречие между новыми финансовыми продуктами и недостаточным уровнем знаний о них у населения в целом.

Результатом первого этапа выступает обоснование точек взаимосвязи финансовой грамотности и уровня жизни. Возникает потребность в новом знании в области фи-

нансовой грамотности, отражающем современное состояние финансовой системы. Создателем нового знания выступают ученые в области финансов и педагогики.

На втором этапе противоречия, воспроизводящиеся вследствие нового усложнения финансовой системы, приводят к формированию способов действий, отвечающих» финансовым требованиям современного уровня жизни.

Результатом третьего этапа становится рост финансового благополучия домохо-зяйств и уровня жизни населения. Так как в процессе создания финансовой грамотности за счет получения и усвоения новых финансовых знаний и применения полученных навыков на практике, индивиды могут более эффективно взаимодействовать с финансовой системой, что может быть выражено в увеличении социально-экономических пока-

со о m

о "Ь

70 >

о н

о >

о с

70

Содержательные

Знания о природе возникновения доходов и расходов, денег и оперший с ними, инфляционных процессов, сбаланеированности бюджета домохозяйства

Контекстные

Знанияо цеханизмах формирования с бе[ж же ний и инвестирования, реализации нсовыхрнструментоЕ, фуныдаонироЕ^ия инфраструктуры финансового рынка

Этапы яропификаиии составляющих финансовой грамотности S I этап до первой половины XIX в. (формирование содержательных составляющих), S II этап вторая половина XIX в. - 20-е г. XX в. (дополнение содержательных

составляющих контекстными); ^ III этап с 30-х г. XX в. (дополнение содержательных и контекстных составляющих процессными)

Пиоиессные

3 нания об эффективных де йс твиях и страту гия рос та благо пкшучия и кЬчес тва ж изни

домохозяйств в умение их притенять е конкретных социально-экономических условиях

А_i_

Составляющие

Финлнеовая грамотность

Уровень жшни

Хатза кт evuemum Ä

Удовлетворе нЯос ть нас еле ния жизнью, условия труда и отдыха, урове Нь жилищных : уеловий; степень социапйой защищенности и т.д. :

Качественные

Реальный прожиточный минимум трудоспособного населения, величина оплаты труда : учето и о траслевой и региональной специфики и др.

Рост финансового благополучия домохозяйств и уровня жизни общества

Формирование способов действий, отвечающих «финансовым» требованиям современного уровня жизни

Обоснование точек взаимосвязи финансовой грамитности и уровня

...........

Ч

Кошшественные

Микроурокнь +

Количественные

Доходы, потребление, прожиточный минимум Макготоовень ^........

j

Этапы оценки характеристик уровня, жизни S I этап до первой половины XIX в. (акцент на количественных характеристиках на макроуровне);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S II этап вторая половина XIX в. - 20-е г. XX в. (детализация количественных

характеристик на микроуровне) ^ III этапе 30-х г. XX в. (формирование качественных характеристик)

Рисунок 1 - Диалектическая модель взаимосвязи составляющих финансовой грамотности и социально-экономических

характеристик уровня жизни населения (авторская разработка)

зателей уровня жизни (доходы, финансовые ресурсы, владение имуществом и т. п.).

Таким образом, в результате исследования разработана диалектическая модель взаимосвязи составляющих финансовой грамотности (содержательной, контекстной, процессной) и социально-экономических характеристик уровня жизни населения (качественных и количественных). Структура и содержание модели направлены на детали-

зацию этапов диалектики финансовой грамотности и уровня жизни населения через призму выделенных в рамках исследования этапов. В свою очередь результаты реализации каждого этапа позволят решить ряд противоречий, которые неизбежно возникают как в ходе развития научных знаний о финансах, так и практики функционирования финансовых систем и механизмов, оказывающих влияние на уровень жизни населения.

Список литературы

1. Кузина О. Е. Финансовая компетентность россиян: результаты международного сравнительного исследования // Деньги и кредит. 2015. № 5. С. 64-68.

2. Klapper L, Lusardi A. Financial literacy and financial resilience: Evidence from around the world // Financial Management. 2020. № 49. С. 589-614. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/flma.12283 (дата обращения: 01.02.2023).

3. Никитина Т. В., Дембинскайте В. С., Скалабан М. П. Финансовая грамотность и ее детерминанты // Известия СПбГЭУ. 2020. № 5 (125). С. 78-83.

4. Джалал Мир Абдул Каюм, Додонов С. В., Додонова М.В., Бунчук Н. А. Финансовая грамотность как детерминант личной финансовой безопасности в условиях развития рынка // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. № 1 (50). С. 13-22.

5. Попова Е. М., Никитина Т. В. Финансовая грамотность в эпоху цифровизации: новые возможности и вызовы // Финансы и управление. 2021. №4. С. 50-67.

6. Шевченко Д. А., Давыденко А. В. Финансовая грамотность населения как фактор сберегательного поведения домашних хозяйств // Пространство экономики. 2013. № 4-2. С. 139-144.

7. Литвинова В. В. Финансовое поведение человека и определяющие его факторы // Журнал экономической теории. 2020. № 1. С. 230-237.

8. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. (№ 2039-р). URL: http://static.government.ru/media/flles/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения: 15.04.2023).

9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. изд. 2-е. М.: Политиздат. Т. 1. 1960. 891 с.

10. Рабкина Н. Е., Римашевская Н. М. Основы дифференциации заработной платы и доходов населения. Методы экономико-математического прогнозирования. М.: Экономика, 1972. 288 с.

11. Парето В. Учебник политической экономии. 2-е изд. М. : РИОР; ИНФРА-М, 2018. 591 с.

12. Принципы экономической науки: [в 3 т.] / А. Маршалл. М. : Прогресс, 1993. 350 с.

13. Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния: для научных библиотек / общ. ред. С. П. Ау-куционека. М. : Прогресс, 1985. 512 с.

14. Магомаев М. М., Магомедова Э. Р. Сущность, взаимосвязь и различия категорий «Образ жизни», «Уровень жизни», «Качество жизни» // Вопросы структуризации экономики. 2002. № 2.

15. Социальные показатели образа жизни советского общества : Методол. проблемы. М. : Наука, 1980. 216 с.

16. Social Quality : From Theory to Indicators / ed. by A. Walker, L.J.G van der Maesen. New York : Palgrave MacMillan. 2012. 322 p.

17. Доклад о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости / ПРООН. М. : Весь Мир, 2014. 236 с.

References

1. Kuzina O. E. Financial competence of Russians: results of an international comparative study. Money and credit. 2015. No. 5. Pp. 64-68.

2. Klapper L, Lusardi A. Financial literature and flnancial resilience: Evidence from around the world. Financial Management. 2020. No. 49. Pp. 589-614. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ flma.12283 (date of address: 01.02.2023).

3. Nikitina T. V., Dembinskaite V. S., Skalaban M. P. Financial literacy and its determinants. Izvestiya SPbGEU. 2020. No. 5 (125). Pp. 78-83.

4. Jalal Mir Abdul Kayum, Dodonov S. V., Dodonova M.V., Bunchuk N. A. Financial literacy as a determinant of personal financial security in the conditions of market development. Scientific Bulletin: finance, banks, investments. 2020. No. 1 (50). Pp. 13-22.

5. Popova E. M., Nikitina T. V. Financial literacy in the era of digitalization: new opportunities and challenges. Finance and Management. 2021. No. 4. Pp. 50-67.

6. Shevchenko D. A., Davydenko A.V. Financial literacy of the population as a factor of saving behavior of households. Space of Economics. 2013. No. 4-2. Pp. 139-144.

7. Litvinova V. V. Financial behavior of a person and its determining factors. Journal of Economic Theory. 2020. No. 1. Pp. 230-237.

8. Strategy for improving Financial literacy in the Russian Federation for 2017-2023, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of September 25, 2017. (No. 2039-r). URL: http://static. government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (date of reference: 04/15/2023).

9. Marx K., Engels F. Essays. ed. 2-E. M.: Politizdat. Vol. 1. 1960. 891 p.

10. Rabkina N. E., Rimashevskaya N. M. Fundamentals of differentiation of wages and incomes of the population. Methods of economic and mathematical forecasting. Moscow: Ekonomika, 1972. 288 p.

11. Pareto V. Textbook of political economy. 2nd ed. Moscow: RIOR; INFRA-M, 2018. 591 p.

12. Principles of economic science: [in 3 volumes] / A. Marshall. Moscow: Progress, 1993. 350 p.

13. Pigu A. S. Economic theory of welfare: for scientific libraries / general ed. S. P. Auctioneca. M. : Progress, 1985. 512 p.

14. Magomaev M. M., Magomedova E. R. The essence, interrelation and differences of the categories "Lifestyle", "Standard of living", "Quality of life". Issues of structuring the economy. 2002. No. 2.

15. Social indicators of the lifestyle of Soviet society: methodol. problems. Moscow: Nauka, 1980. 216 p.

16. Social Quality: From Theory to Indicators / ed. by A. Walker, L.J.G van der Maesen. New York: Palgrave MacMillan. 2012. 322 p.

17. Human Development Report 2014. Ensuring sustainable human progress: Reducing vulnerability and building resilience / UNDP. Moscow: The Whole World, 2014. 236 p.

Сведения об авторах

БЕССАРАБОВ ВЛАДИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (ДОННУЭТ), Донецк, ДНР, Россия, e-mail: [email protected] ИЛЬЧЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - старший преподаватель кафедры экономической теории, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (ДОННУЭТ), Донецк, ДНР, Россия, e-mail: [email protected]

Information about the authors

BESSARABOV VLADISLAV O. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DPR, Russia, e-mail: [email protected] ILCHENKO ALEKSANDR A. - Senior Lecturer, Department of Economic Theory, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DPR, Russia, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.