слушают разъяснения по использованию тех или иных иноязычных фразовых выражений, лексических единиц, но сами активно включают их в свою речь.
По результатам окончания учебного года в вышеупомянутых группах на занятиях факультативного курса проведено анкетирование-тестирование, которое показывает, что 95% обучающихся активно пользуются как на занятиях английского языка, так и в личных целях лексически грамотной речью на базе изученных литературных материалов авторов - носителей языка для обогащения собственного иноязычного лексического словаря; 50% читают англоязычные художественные произведения и слушают театральные аудио постановки на английском языке начального уровня сложности без перевода и также активно внедряют новые речевые лексические обороты в свою иноязычную речь; 35% обучающихся связываются с зарубежными англоговорящими студентами и активно и мобильно пользуются полученными лексическими речевыми навыками в своих личных целях и в повседневной жизни и деятельности. Эти факты свидетельствуют об успешности проведенных нами курсов и об эффективности разработанной и внедренной в образованный процесс вуза методики.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация дифференцированного обучения в вузе в процессе изучения студентами английского языка положительно влияет на формирование у них лексически грамотной иноязычной речи. Студенты с удовольствием работают с англоязычной поэмой, что развивает их речевые, грамматические, лексические навыки и память. Наследие общепризнанных англоязычных авторов, как У. Шекспир, на факультативных уроках английского языка способствует расширению и закреплению личного словарного запаса студента, отработку приобретенных навыков в иноязычной речи на английском языке, так как помогают запомнить, пусть в стихотворной форме, различные грамматические особенности, фразеологические единицы английского языка. После отработки верных лексических выражений в речи на учебных занятиях студенты, как показывает наша педагогическая практика, выбирают и вводят в свой речевой иноязычный обиход различные речевые обороты, которые надолго остаются в их памяти.
Успех подобных занятий определяется отсутствием проигравших, что даёт мощный импульс повышению речевой иноязычной познавательной активности студентов в будущем. Они обретают уверенность в своих силах, не чувствуют страха перед новыми речевыми иноязычными лексическими задачами, могут пользоваться грамотной иноязычной лексикой в незнакомой ситуации иноязычного общения и стараются самостоятельно обогащать свой словарный запас лексически грамотными речевыми оборотами, черпая из произведений признанных носителей иностранного языка. В результате все это способствует созданию у студентов положительной мотивации к изучению иностранного языка на всем протяжении обучения в вузе.
Литература:
1. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М., 1984.
2. Вельс А.Е Трудности обучения лексике английского языка в школе / А.Е. Вельс. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 11 (58). - С. 577-579.
3. Гурвич П.Б. Усиление произвольно-сознательного элемента в усвоении иноязычного словарного запаса в школе // Иностранные языки в школе. - 2009. - №3. - С. 22-26
4. Доника Е.С. Классификации трудностей при обучении устной иноязычной речи // Международный студенческий научный вестник. - 2019. - № 1.; URL: https://eduheraM.ru/ru/artide/view?id=19478 (дата обращения: 24.08.2021).
5. Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. - М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
6. Кувшинов, В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка [Текст] / М.А. Кувшинов // Иностранные языки в школе. - № 5. - 1995. - С. 20-24.
7. Комарова Е.В. Трудности употребления иноязычной лексики в процессе обучения иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 2. - Ч. 4. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/47166 (дата обращения: 20.08.2021).
8. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. - СПб.: КАРО. Н.В. Новоторцева. 2006.
9. Михалева Е.А. Языковое образование как составляющая экономического капитала личности на современном рынке труда // Социологические науки. - 2008. - № 7. - С. 100-102.
10. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
11. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. - М., 2000.
12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 8 февраля 2021 г. № 83 [Электронный ресурс Интернет]: "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования - бакалавриат по направлениям подготовки" Режим доступа на: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400346239/
13. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. - М.: Компания Спутник +. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.
Педагогика
УДК 373.3.016:51
кандидат филологических наук, доцент Милованова Любовь Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат педагогических наук, доцент Разливинских Ирина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); магистрантка Стерхова Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы развития финансовой грамотности современного младшего школьника. Решение рассматриваемой проблемы авторы предлагают осуществлять в рамках структурно-содержательной модели - формализованного представления комплекса компонентов изучаемого процесса. На основе анализа понятия «финансовая грамотность» представлен авторский подход к определению данного понятия применительно к младшему школьнику, выделена структура и охарактеризовано содержание компонентов рассмотренного феномена. Выявленная авторами структура финансовой грамотности, общая структура и логика педагогического процесса, каковым является и
развитие финансовой грамотности у младших школьников в образовательном процессе начальной школы, обусловили выделение компонентов разработанной структурно-содержательной модели: целевого, содержательного, операционального и результативного. Все компоненты предлагаемой модели находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости.
Ключевые слова: младший школьник, финансовая грамотность, структурно-содержательная модель.
Annotation. The article substantiates the urgency of the problem of the development of financial literacy of a modern primary school student. The authors propose to solve the problem under consideration within the framework of a structural-meaningful model - a formalized representation of a complex of components of the process under study. Based on the analysis of the concept of "financial literacy", the author's approach to the definition of this concept in relation to a younger student is presented, the structure is highlighted and the content of the components of the phenomenon under consideration is characterized. The structure of financial literacy identified by the authors, the general structure and logic of the pedagogical process, which is also the development of financial literacy in primary school students in the educational process of primary school, determined the identification of the components of the developed structural and content model: target, meaningful, operational and effective. All components of the proposed model are in a relationship of interconnection and interdependence.
Keywords: junior schoolchild, financial literacy, structural-content model.
Введение. Кардинальные преобразования в финансово-экономическом секторе Российской Федерации существенно усложнили финансовую систему России и вызвали появление большого ассортимента финансовых продуктов и услуг, а также форсирование процесса глобализации, диктующего населению страны решение более сложных задач, к которым оно оказалось неготовым. Сложившаяся ситуация диктует необходимость повышения финансовой грамотности граждан и делает актуальным появление программ, реализуемых на государственном уровне. В то же время различные аспекты развития финансовой грамотности вводятся в содержание на всех уровнях образования, реализуемых в государстве. Тем не менее, как указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [9], учет возрастных особенностей учащихся и актуальных запросов их социализации, требуют от условий реальности начинать системную работу в указанной сфере знания уже в ходе реализации программ начального образования.
Современный «портрет выпускника начальной школы», представленный в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, включает в себя ряд личностных характеристик, обеспечивающих его успешность во многих сферах жизни и деятельности, среди которых: любознательность, активность и заинтересованность познания окружающего мира; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [12]. Формирование данных качеств выпускника начальной школы тесным образом переплетается с формированием основ финансовой грамотности обучающегося, гарантирующей приобретение навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе в целом, и финансовой его составляющей, в частности.
Учеными доказано, что, будучи готовым к самостоятельному приобретению товаров в магазинах, совершению покупок в интернете, использованию банковских карт и т.д., обучающиеся грамотно пользуются деньгами и участвуют в торгово-финансовых отношениях, демонстрируя при этом тот или иной уровень сформированности финансовой грамотности (исследования А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой, Р. Вольпе, Е.Н. Землянской, О.Е. Кузиной, А. Лусарди, Т.В. Никитиной, Г.В. Семеко и мн.др.).
Изложение основного материала статьи. Рассматривая сущность понятия «финансовая грамотность», ученые трактуют ее с точки зрения:
1) знаний, умений в совокупности с соответствующими социально-психологическими характеристиками, необходимыми для ориентирования в рыночной продукции и числовых расчетах:
- знаний финансовых концепций и рыночной продукции, обеспечивающих успешность овладения числовой информацией и умения выполнять простые расчёты (J. Almenberg и O. Widmark) [13, С. 2-3];
- совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, определяющих способность и готовность продуктивно выполнять различные социально-экономические роли (М.Э. Паатова, М.Ш. Даурова) [6, С. 173];
- совокупность знаний денежной системы (её функционирования и регулирования, продуктов и услуг) и умений осознанного и ответственного использования этих знаний с пониманием последствий своих действий (И.В. Морозова, С.Н. Бегидова) [5, С. 59];
- единство знаний о финансовых продуктах и умений их применения в повседневной деятельности (А.Н. Лизогуб) [4, С. 8];
2) сложной личностной сферы, предполагающей:
- понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей (Д.А. Русаленко и В.И. Марчук) [10, С. 255];
- совокупность способностей, приобретённых в ходе получения финансового образования и практического освоения в течение жизни (Н.В. Гаркуша и А.И. Медведев) [1, С. 78].
Таким образом, анализ представленных выше трактовок понятия «финансовая грамотность» позволил выделить ряд аспектов, важных для дальнейшего продвижения исследования:
- в большинстве случае финансовая грамотность представляется учеными как совокупность знаний (концепций и рыночной продукции; денежной системы, её функционирования и регулирования, продуктов и услуг, ключевых финансовых понятий) и умений (выполнять простые расчёты, умений применения знаний о финансовых продуктах в повседневной деятельности, умений принимать разумные решения, которые способствуют материальному благополучию людей и экономической безопасности), необходимых для ориентирования в рыночной продукции и числовых расчетах;
- «личностную окраску» названной выше совокупности знаний, умений придают определенные социально-психологические характеристики, среди которых: осознанность и ответственное использование этих знаний с пониманием последствий своих действий, готовность эффективно осуществлять разного рода социально-экономические функции и т.д.;
- формирование финансовой грамотности происходит как в ходе получения финансового образования, так и практического освоения указанной выше совокупности знаний и умений в течение жизни.
Опираясь на данные положения, под финансовой грамотностью младшего школьника мы понимаем интегративную характеристику личности, включающую совокупность личностно-мотивационного, когнитивного и практического компонентов, обеспечивающую успешность ориентирования в рыночной продукции и элементарных финансово-числовых расчетах. Структуру данного качества составляют и личностно-мотивационный (стремление к принятию грамотных финансовых решений; самостоятельность, аккуратность и ответственность в финансовых отношениях), когнитивный (знания концепций и рыночной продукции; денежной системы, её функционирования и регулирования, продуктов и услуг, ключевых финансовых понятий) и практический (умения грамотного выполнения простых эконмических расчётов,
применения знаний о финансовых продуктах в повседневной деятельности, принятия безопасных экономических решений) компоненты.
Решение рассматриваемой проблемы мы предлагаем осуществлять в рамках модели развития финансовой грамотности у младших школьников структурно-содержательного характера, видимой нами как формализованное представление комплекса компонентов указанного процесса, среди которых мы выделили: целевой, содержательный, операциональный и результативный.
Целевой компонент содержит описание социального заказа на формирование основы финансовой грамотности обучающихся младших классов, обеспечивающей успешное приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для грамотного решения задач финансово-экономического характера: самостоятельного приобретения товаров в магазинах, совершения покупок в интернете, использования банковских карт и т.д., грамотного пользования деньгами и участия в торгово-финансовых отношениях.
Повышение уровня финансовой грамотности учащихся начальных классов является приоритетной целью рассматриваемого процесса.
Детализация цели процесса развития финансовой грамотности младших школьников позволила сформулировать его задачи: 1) развитие стремления к принятию грамотных финансовых решений; 2) формирование элементарных финансово-экономических знаний; 3) развитие умений грамотного выполнения простых эконмических расчётов, применения знаний о финансовых продуктах в повседневной деятельности.
Содержательный компонент, входящий в состав модели развития финансовой грамотности младших школьников, включает принципы, на которые основывается этот процесс и его содержание: принцип вариативности, диктующий необходимость создания многообразных видов и форм обучения финансовой грамотности; принцип преемственности, предполагающий осмысление теоретических основ конструирования программ обучения финансовой грамотности, их целей, задач и содержания, обеспечивающих преемственность образования учащихся на разных возрастных этапах [2, С. 60]; принцип разумного сочетания традиционных и инновационных форм организации обучения; принцип интеграции содержания программ финансовой грамотности, заключающийся в рациональном выделении и приоритетном развитии направлений, единых для всех субъектов финансового образования [11]. Реализация в совокупности перечисленных выше принципов обеспечит эффективность развития финансовой грамотности у младших школьников.
Содержание данного процесса, которое может быть реализовано в образовательном процессе начальной школы, определяется с учетом цели, задач и принципов развития финансовой грамотности младших школьников, определяется.
В учебном плане начального общего образования самостоятельная дисциплина по развитию финансовой грамотности не выделена, однако ее составляющие могут быть включены в основную образовательную программу по предметам «Математика», «Технология», «Окружающий мир». Синтезируя содержание требований к образовательным результатам, прописанных в ФГОС НОО и обеспечивающих успешность решения вопросов развития финансовой грамотности, мы выявили взаимосвязь между предметными результатами по разным учебным предметам и содержанием структурных компонентов финансовой грамотности.
Так, предметные результаты по математике, характеризующие использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений и приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач [8, С. 232] тесным образом взаимосвязаны с когнитивным и практическим компонентами финансовой грамотности, отражающими знания о простых расчетах и умения их выполнения и умения применения знаний о финансовых продуктах в повседневной деятельности.
Анализируя содержание предметных результатов по окружающему миру, представленных осознанием норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде и изучением финансово грамотного поведения в рамках освоения моделей здоровьесберегающего поведения в социальной среде [8, С. 273], также можно выявить взаимосвязь данных предметных результатов с содержание когнитивного и практического компонентов финансовой грамотности, отражающих знания денежной системы, её функционирования и регулирования, продуктов и услуг, ключевых финансовых понятий и умения принимать разумные решения, способствующие экономической безопасности и благосостоянию людей.
Наконец, предметные результаты по технологии, характеризующие первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества и применение финансовых знаний при проектировании технологий изготовления и обработки материалов [8, С. 359], также тесным образом взаимосвязаны с когнитивным и практическим компонентами финансовой грамотности, включающими знания рыночной продукции; ее стоимости, затрат на ее производство и умениями ориентироваться в финансовых продуктах в повседневной деятельности.
Многие аспекты, рассматриваемые в области финансовой грамотности, позволяют детализировать некоторые моменты, относящиеся к труду, сделать их максимально актуальными для учащихся начальных классов (например, при рассматривании вопросов по формированию семейного бюджета, при проектировании дальнейшей деятельности, при изучении основ предпринимательства).
В качестве следующего структурного компонента модели развития финансовой грамотности младших школьников нами выделен операциональный компонент, который включает в себя формы, методы и средства.
Эффективными методами развития финансовой грамотности у младших школьников в контексте данной работы являются: беседа, объяснение, метод ассоциаций, метод «Мозаика», mind-map (ментальные карты).
С целью установления существенных признаков предметов, правил, понятий, экономических явлений или законов применяется метод объяснения, характеризующийся доказательностью, аргументированностью и отличающийся логичной и последовательной интерпретацией мыслей. Как правило, объяснение сопровождается наглядностью, которая детально раскрывает основные понятия, моменты изучаемой темы [6, С. 174].
Используемые в ходе исследования беседы обладают финансовой направленностью, включая освещение таких аспектов, как стоимость школьных принадлежностей и её соотнесение с семейными финансовыми ресурсами; государственная финансовая поддержка семье; ведение домашнего хозяйства (бюджет семьи, источники доходов и расходов семьи, сбережения) и т.д.
Метод «Mind-map» позволяет продемонстрировать связь между отдельными элементами виде ветвящегося «дерева» и применяется при обучении и мозговых штурмах. При этом в любой теме курса может быть построена диаграмма связей: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т.д. (для детей адаптирована и полезна программа Kidspiration (i-Pad)) [3].
Таким образом, процесс развития финансовой грамотности у младших школьников включает в себя пассивные и активные методы, которые способствуют погружению в финансовую среду и принимают на себя определенную экономическую роль, что позволяет более качественно изучить учебный материал.
Операциональный компонент, помимо методов, включает и средства обучения, которые представляют собой комплекс материальных объектов и предметов духовной компетентности, предназначенных для организации и реализации процесса обучения и реализующих разные функции [7, С. 437]. Применительно к нашей работе, перечень данных средств составляют: дидактические (обучающие издания и сериалы мультфильмов - «Азбука финансовой грамотности» для учащихся 1-2 классов; сериал «Пинкод. Азбука финансовой грамотности» для учеников 3-4 классов и пр., формирующие представления обучающихся о первых деньгах, криптовалюте, необходимости страховки, действиях мошенников, финансовых пирамидах и т.д.), наглядные (диаграммы, схемы), технические (мультимедийные презентации, образовательные интернет-сайты) и т.д.
Механизмом реализации процесса развития финансовой грамотности младших школьников являются такие формы организации обучения, как: урок, экскурсия, занятия в форме исследовательских лабораторий, КВН и т.д. Например, одной из эффективных форм развития финансовой грамотности является учебная экскурсия - занятие, организованное в условиях финансового предприятия, пенсионного фонда, страховой компании, в банке и пр. Цель подобных занятий является формирование представлений младших школьников о специфике деятельности, многочисленных финансовых операциях, имидже сотрудников, связи с жизнью людей - посетителей и клиентов и т.д.
В свою очередь, интеграция форм организации и содержания рассматриваемого процесса возможна в рамках внеурочной деятельности: в форматах проектно-исследовательской деятельности (при выполнении мини-проектов: «Карманные деньги младшего школьника», «Мой любимый питомец», «Бюджет и экономия в семье» и др.), деловых игр («Денюшки дяди Скруджа»), КВНа. Данные формы позволят детям познакомиться с историей появления денег, их видом в разных странах, способами грамотной траты и т.д.
Таким образом, для развития финансовой грамотности младших школьников используются различные средства, методы и формы обучения.
Результативный компонент предлагаемой нами структурно-содержательной модели развития финансовой грамотности младших школьников предполагает наличие конкретных результатов: 1) повышение интереса у младших школьников к финансовой сфере и ее прикладным аспектам; 2) переход на более высокий уровень финансовой грамотности обучающихся.
Выводы. Финансовая грамотность является важной частью жизни современного младшего школьника и представляет интегративную характеристику личности, состоящую из личностно-мотивационного, когнитивного и практического компонентов, обеспечивающую успешность ориентирования младшего школьника в рыночной продукции и элементарных финансово-числовых расчетах.
Осуществление развития финансовой грамотности у младших школьников мы предлагаем в рамках модели структурно-содержательного характера, которая содержит целевой, мотивационный, содержательный, операциональный и результативный компоненты.
Устойчивость развития финансовой грамотности у младших школьников обеспечивает взаимосвязь базовых компонентов структурно-содержательной модели. Предлагаемые компоненты указывают на целостный характер процесса развития финансовой грамотности и диалектическую взаимосвязь его элементов, что позволяет воспринимать их как важные и достаточные для построения модели процесса развития финансовой грамотности у младших школьников.
Выделение указанных компонентов обусловлено структурой финансовой грамотности, общей структурой и логикой педагогического процесса, каковым является и развитие финансовой грамотности у младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Литература:
1. Гаркуша Н.В., Медведев А.И. Роль финансовой грамотности в развитии системы формирования социально-экономического потенциала человеческого капитала // Власть и управление на Востоке России. - 2016. - № 4 (77). -С. 76-81.
2. Косикова С.В., Косолапова Л.А. Непрерывность развития учебной самостоятельности школьника как критерий преемственности образовательной системы школы // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 1. - С. 58-69.
3. Кузина О.Е. Финансовая грамотность молодежи / О.Е. Кузина // Мониторинг общественного мнения. - 2009. -№ 4. - С. 157-177.
4. Лизогуб А.Н. Финансовая грамотность населения: экономическое содержание и необходимость её повышения в условиях рыночных отношений: глава книги // Инновационные процессы в обществе, науке, образовании: монография. -Пенза: Наука и Просвещение, 2019. - С. 5-13.
5. Морозова И.В., Бегидова С.Н. Финансовая грамотность воспитанников детского дома как фактор успешного освоения социально-экономических ролей // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - № 4 (146). -С. 58-64.
6. Паатова М.Э., Даурова М.Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 2 (28). - С. 173-175.
7. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998. - 640 с.
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с.
9. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, принят Госдумой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. - 2013. - № 6. - С. 2-64.
10. Русаленко Д.А., Марчук В.И. Экономическая грамотность населения // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. -С. 255-258.
11. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 203 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
13. Almenberg J., WidmarkO. Numeracy financial literacy and participation in asset markets. SSRN. - United Kingdom: ELSEVIER, 2011. - P. 1-40.