Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3361
882
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные исследования оценки качества образования / проблемы современного школьного образования / функциональная грамотность / структура функциональной грамотности / модель формирования функциональной грамотности младших школьников / international studies of assessment of quality of education / problems of modern school education / functional literacy / structure of functional literacy / model of formation of functional literacy of primary school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л Н. Стрельникова, В В. Журавлева

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников. Авторами рассмотрены и проанализированы подходы к определению понятия и структуры функциональной грамотности. Значительное внимание уделяется характеристике данной категории, предложенной Н.Ф. Виноградовой. В статье описывается разработанная авторами модель формирования функциональной грамотности младших школьников, которая носит ориентировочный характер. В процессе ее применения содержание отдельных блоков может быть конкретизировано или дополнено. В заключение авторами высказано предположение, что результатом реализации представленной модели будет повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л Н. Стрельникова, В В. Журавлева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article studies a current problem of forming functional literacy of primary school students. The authors consider and analyze approaches to the definition of the concept and structure of functional literacy. Considerable attention is paid to the characteristics of this category proposed by N.F. Vinogradova. The article describes the model developed by the authors for the formation of functional literacy of primary school children, which is indicative in nature. In the process of its application, the content of individual blocks can be specified or supplemented. In conclusion, the authors suggest that the result of the implementation of the presented model will be an increase in the level of formation of functional literacy of primary school students. The authors conclude that the process of developing functional literacy for junior schoolchildren will be effective, if functional literacy components and their basic characteristics are identified.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

5. Hrisanov V.A. Kompleksnoe obuchenie i vospitanie kursantov i slushatelej v usloviyah innovacionnogo razvitiya Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina: monografiya. Belgorod, 2019.

6. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. O formirovanii otdel'nyh professional'nyh kompetencij pri podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii v vysshih uchebnyh zavedeniyah MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 128 - 131.

7. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Innovacionnye metody v obuchenii sledovatelej organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 131 - 133.

8. Kocherova L.A., Shamaev A.M., Nesterenko A.V., Askarov S.V. Obuchenie kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD osobennostyam issledovaniya sledov ruk, zapahovyh i DNK sledov cheloveka na ognestrel'nom oruzhii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 132 - 134.

Статья поступила в редакцию 01.03.21

УДК 373.31

Strelnikova L.N., Cand. of Sciences (Philology), Head of Department of Primary Education, Stavropol Regional Institute for the Development of Education,

Advanced Training and Retraining of Educatonal Workers (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Zhuravleva V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary Education, Stavropol Regional Institute of Education Development,

Advanced Training and Retraining of Educatonal Workers (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

MODEL OF FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article studies a current problem of forming functional literacy of primary school students. The authors consider and analyze approaches to the definition of the concept and structure of functional literacy. Considerable attention is paid to the characteristics of this category proposed by N.F. Vinogradova. The article describes the model developed by the authors for the formation of functional literacy of primary school children, which is indicative in nature. In the process of its application, the content of individual blocks can be specified or supplemented. In conclusion, the authors suggest that the result of the implementation of the presented model will be an increase in the level of formation of functional literacy of primary school students. The authors conclude that the process of developing functional literacy for junior schoolchildren will be effective, if functional literacy components and their basic characteristics are identified.

Key words: international studies of assessment of quality of education, problems of modern school education, functional literacy, structure of functional literacy, model of formation of functional literacy of primary school students.

Л.Н. Стрельникова, канд. филол. наук, зав. каф. начального образования Ставропольского краевого института развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

В.В. Журавлева, канд. пед. наук, доц., Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

работников образования, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников. Авторами рассмотрены и проанализированы подходы к определению понятия и структуры функциональной грамотности. Значительное внимание уделяется характеристике данной категории, предложенной Н.Ф. Виноградовой. В статье описывается разработанная авторами модель формирования функциональной грамотности младших школьников, которая носит ориентировочный характер. В процессе ее применения содержание отдельных блоков может быть конкретизировано или дополнено. В заключение авторами высказано предположение, что результатом реализации представленной модели будет повышение уровня сформированное функциональной грамотности младших школьников.

Ключевые слова: международные исследования оценки качества образования, проблемы современного школьного образования, функциональная грамотность, структура функциональной грамотности, модель формирования функциональной грамотности младших школьников.

Сегодня одной из приоритетных целей развития нашей страны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года является повышение конкурентоспособности и качества российского образования. Авторы отмечают, что по результатам международных и национальных исследований оценки качества образования у российских школьников на достаточно высоком уровне сформированы предметные знания. При этом задания, предполагающие применение предметных знаний в условиях, связанных с реальными жизненными ситуациями, вызывают затруднения обучающихся. Среди основных направлений совершенствования общего образования РФ выделяют формирование и развитие функциональной грамотности школьников [1 - 7].

Э.П Азимов, А.Н. Щукин включают в содержание понятия «функциональная грамотность» знания, умения, навыки, которые дадут возможность человеку адаптироваться во внешней среде и функционировать в ней [1, с. 342].

А.А. Леонтьев в определении функциональной грамотности делает акцент на постоянности процесса приобретения человеком знаний, умений, навыков и на способности использовать их в реальных жизненных ситуациях [7, с. 35].

Н.Ф. Виноградова представляет функциональную грамотность младшего школьника совокупностью определенных показателей. В качестве основных автор выделяет готовность успешно взаимодействовать с постоянно изменяющимся окружающим миром; возможность решать нестандартные задачи, как учебные, так и жизненные; способность строить социальные отношения в соответствии с нормами и правилами; сформированность рефлексивных умений [2, с. 16 - 17].

Основной вопрос международного исследования PISA позволяет определить функциональную грамотность как совокупность ЗУН (в настоящий момент -компетенций), которые дают возможность человеку полноценно функционировать в современном мире.

Анализируя различные подходы к определению понятия «функциональная грамотность», П.С. Ковалева одной из основных ее составляющих выделяет умение человека использовать знания, умения и компетенции при решении различных задач. По мнению автора, функциональная грамотность, прежде всего,

проявляется в решении нетиповых проблемных задач, которые выходят за пределы учебных ситуаций. Таким образом, с целью оценки уровня функциональной грамотности учителю целесообразно предлагать обучающимся нетипичные задания, связанные с реальными жизненными ситуациями [4, с. 33].

Среди недостатков российского образования на современном этапе Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [2, с. 11] выделяют:

- несформированность у обучающихся умения осуществлять смысловое чтение;

- затруднения при решении задач, предполагающих интерпретацию информации;

- недостаточная сформированность умения осуществлять знаково-сим-волическое моделирование;

- затруднения в решении задач, требующих анализа, обобщения;

- неумение обучающихся высказывать предположения, строить доказательства.

Изучение обозначенной выше проблемы определило для нас необходимость разработки модели, целью которой является формирование функциональной грамотности младших школьников (рис. 1).

Методологический блок модели включает цель и основные подходы: сис-темно-деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и аксиологический.

Содержательно-операциональный блок представлен следующими компонентами:

- структура функциональной грамотности младших школьников;

- методы, формы организации обучения, виды заданий;

- обновление учебных и методических материалов;

- повышение квалификации педагогов.

Рефлексивно-оценочный блок включает процедуры контрольно-оценочной деятельности как учителя, так и обучающихся.

В процессе разработки модели мы сочли необходимым более подробно остановиться на характеристике функциональной грамотности, предложенной Н.Ф. Виноградовой. Автор выделяет предметные компоненты,

ЦЕЛЬ: формирование функциональной грамотности младших школьников

ч> ~

ПОДХОДЫ: системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный, аксиологический

Предметные компоненты функциональной грамотности (языковая, математическая, естественнонаучная, литературная).

О

о

Интегративные компоненты функциональной грамотности (коммуникативная, информационная, читательская, социальная)

Поисково-исследовательская деятельность, учебный диалог, совместная деятельность (парная, групповая работа)

Информационные, поисково-исследовательские, творческие, ситуационные задания (макро- и микроситуации)

ОБНОВЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (рабочие программы, методические рекомендации, банк ситуационных заданий, банк _учебно-практических и^уче^ио-познавательных заданий)_

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ (система подготовки, _переподготовки и повышения квалификации)_

а

о

Ч ю

'S

х т о X <и X

о ■

о X

Ей

X

и «

<и П

<и Сч

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ СПОСОБАМИ УЧЕБНОГО _ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ_

ОЦЕНИВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

СОВМЕСТНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ВЗАИМОКОНТРОЛЬ САМОКОНТРОЛЬ И

ВЗАИМООЦЕНКА САМООЦЕНКА

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТ: повышение уровня сформированности функциональной _грамотности младших школьников_

Рис. 1. Модель формирования функциональной грамотности младших школьников

соответствующие основным учебным предметам НОО, и интегративные компоненты: языковая, математическая, естественнонаучная, литературная грамотность.

При проектировании процесса формирования функциональной грамотности младших школьников Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [2] предлагают в качестве приоритетного вида деятельности обучающихся рассматривать поисково-исследовательскую деятельность. Этот вид деятельности обучающихся должен быть направлен на формирование умений: выдвигать гипотезы, строить доказательства, оценивать возможность преодоления интеллектуального препятствия при его возникновении, работать с информацией (поиск, анализ, обобщение, интерпретация).

Особую роль в формировании функциональной грамотности младших школьников играет совместная деятельность обучающихся. Данная форма организации обучения способствует формированию познавательных и регулятивных учебных действий. Выявлению и минимизации трудностей в процессе формирования функциональной грамотности способствует учебный диалог.

Процесс формирования функциональной грамотности младших школьников будет эффективным при использовании специально сконструированной системы заданий:

- ситуационные задачи или задания, содержание которых приближено к реальной действительности и связано с различными сферами человеческой деятельности;

- задачи метапредметного содержания, которые могут быть решены при использовании предметных ЗУНов (информационные, поисково-исследовательские, творческие).

При этом задания должны соответствовать следующим критериям:

- контекст заданий предполагает решение проблемных ситуаций, связанных с повседневной жизнью;

- разнообразие заданий по типу (стандартные или интерактивные) и форме (с открытым ответом, с закрытым ответом, с развернутым ответом);

- представление заданий в различных информационных форматах (текст, таблица, график, схема, диаграмма и т.д.).

Можно выделить две основные цели использования специально сконструированной системы заданий: диагностическая (включая текущую оценку) - оценка достижения планируемых результатов и выявление реальных возможностей обучающихся, их индивидуальных затруднений; формирующая - достижение планируемых результатов на каждом этапе урока.

Формированию математической грамотности младших школьников способствует решение нестандартных задач, погружение обучающихся в ситуации, близкие к реальным. В качестве приоритетных стратегий и приемов работы с текстом можно выделить следующие: мозговой штурм, чтение про себя с вопросами, чтение про себя с остановками, чтение про себя с пометками, фишбон, дерево предсказаний, вопросы после текста, синквейн, кубик Блума, инсерт, двойной дневник, сюжетная таблица, кластер, интеллект-карта.

Одним из направлений повышения эффективности процесса образования, в частности формирования функциональной грамотности, мы определяем обновление учебно-методического обеспечения. Как показывает практика, несмотря на достаточно широкий выбор вариативных программ для начального образования, предлагаемое содержание не дает возможности в полной мере формировать функциональную грамотность младших школьников. Актуальным сегодня становится обновление учебных и методических материалов.

Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является решение вопроса по обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами. Сегодня необходимы механизмы, мотивирующие учителей к совершенствованию профессиональных компетенций с учетом требований профессионального стандарта педагога, позволяющие осознать необходимость непрерывного профессионального развития. С целью совершенствования профессиональных компетенций учителей начальных классов

Библиографический список

в вопросах формирования функциональной грамотности младших школьников сотрудниками кафедры начального образования СКИРО ПК и ПРО разработана и реализуется программа КПК «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся начальной школы» трудоемкостью 72 часа. Содержание программы спроектировано с учетом профессиональных затруднений и дефицитов педагогов Ставропольского края. Также кафедрой начального образования проводятся методические мероприятия по вопросам формирования как функциональной грамотности в целом, так и отдельных ее компонентов.

Особую актуальность в процессе формирования функциональной грамотности имеет контроль динамики развития отдельных ее компонентов, как предметных, так и интегративных. Этим обусловлено выделение в модели рефлексивно-оценочного блока. Проектируя содержание данного компонента модели, мы опирались на основные виды контрольно-оценочной деятельности педагога и младших школьников, определенные М.И. Кузнецовой [5]. Ключевым видом контрольно-оценочной деятельности современного педагога автор определяет педагогическую диагностику. Данный вид диагностики дает возможность учителю получить полную объективную оценку учебных возможностей ребенка.

Одним из условий совершенствования качества образования является мониторинг образовательных достижений обучающихся. Уровень сформирован-ности функциональной грамотности младших школьников оценивается в рамках международных (TIMSS, PIRLS) и национальных исследований (НИКО).

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности младших школьников будет эффективным, если:

- определены компоненты функциональной грамотности и их основные характеристики;

- спроектирована и реализуется специальная система задач и заданий, соответствующая критериям, описанным выше;

- организована поисково-исследовательская деятельность обучающихся;

- осуществляется контроль динамики отдельных компонентов функциональной грамотности.

В рамках данной статьи рассмотрена разработанная нами модель формирования функциональной грамотности младших школьников, которая носит ориентировочный характер. В процессе ее применения содержание отдельных блоков может быть конкретизировано или дополнено. Мы предполагаем, что результатом реализации представленной модели будет повышение уровня сфор-мированности функциональной грамотности младших школьников.

1. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва, 2009.

2. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Москва, 2018.

3. Ковалева Г.С. На пути решения стратегических задач. Вестник образования России. 2019; № 14: 49 - 52.

4. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности. Вестник образования России. 2019; №16: 32 - 36.

5. Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя. Москва, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). Available at: https://base.garant.ru/71937200

7. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Москва, 2003.

References

1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij (teoriya iprakíika obucheniya yazykam). Moskva, 2009.

2. Vinogradova N.F., Kochurova E.'E., Kuznecova M.I. i dr. Funkcional'naya gramotnost'mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya. Moskva, 2018.

3. Kovaleva G.S. Na puti resheniya strategicheskih zadach. Vestnikobrazovaniya Rossii. 2019; № 14: 49 - 52.

4. Kovaleva G.S. Chto neobhodimo znat' kazhdomu uchitelyu o funkcional'noj gramotnosti. Vestnik obrazovaniya Rossii. 2019; №16: 32 - 36.

5. Kuznecova M.I. Sovremennaya sistema kontrolya i ocenki obrazovatel'nyh dostizhenij mladshih shkol'nikov: posobie dlya uchitelya. Moskva, 2014.

6. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 19.07.2018). Available at: https://base.garant.ru/71937200

7. Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla. Pod nauchnoj redakciej A.A. Leont'eva. Moskva, 2003.

Статья поступила в реакцию 28.02.21

УДК 371

Suleimanova Z.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Director of Museum-Reserve - Ethnographic Complex "Dagestan Au" (Makhachkala, Russia) Magomedgadzhieva E.M., senior teacher, Department of Decorative Arts and Teaching Techniques, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FORMS AND METHODS OF HANGING THE EFFECTIVENESS OF DEVELOPING ARTISTIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FOLK COSTUME. The article deals with the increasing effectiveness of forming the artistic culture among students of 5-7 grades through the study of folk costume. Before talking about this theme, which is elected as the articles' main theme, the researchers discuss the key features of the schoolchildrens' artistic culture developing process. Because of the importance, they must be taken into account when introducing the study of national costume in the 5-7 grade arts courses. The following subjects are considered: levels of students' artistic perception (low, medium and high), its structural components, as well as the system of students' artistic culture forming that exists in modern schools. The work also considers the most effective forms of arts classes with studying elements of the national costume.

Key words: folk costume, art culture, schoolchildren, pedagogical process, art object, artistic taste, forms and methods.

3.3. Сулейманова, д-р пед. наук, директор Музея-заповедника - этнографический комплекс «Дагестанский аул», г. Махачкала Э.М. Магомедгаджиева, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.