Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА УСТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОПИСАНИИ ОБЪЕКТОВ ЗАКУПОК В АСПЕКТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 08.07.2022 № 1224'

ПРОБЛЕМАТИКА УСТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОПИСАНИИ ОБЪЕКТОВ ЗАКУПОК В АСПЕКТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 08.07.2022 № 1224 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ЗЕЛЕНЫЕ ЗАКУПКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родевальд С.Е.

Стремление к экономическому росту любой ценой без учета необходимости сбалансированной эксплуатации природных ресурсов влечет их истощение, и усиление антропогенного давления на окружающую среду. Риски, связанные с экологическими кризисами, по мере урбанизации и численности населения приобретают критичный характер. Концепция устойчивого развития общества предполагает сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие, внедрение механизмов контролируемого потребления, экологической ориентированности регуляторных механизмов и инструментов экономики, в том числе направленных на стимулирование производителей к увеличению доли использования вторичного сырья при производстве продукции. До последнего времени в России подобные механизмы фактически отсутствовали. По этой причине постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 № 1224, определяющее экологические требования к описанию объектов закупок в рамках контрактной системы в сфере закупок, имеет особенное значение. Однако, для практики закупок необходима оценка рисков применения экологических требований, перспектив их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ESTABLISHING ENVIRONMENTAL REQUIREMENTS WHEN DESCRIBING OBJECTS OF PROCUREMENT IN THE ASPECT OF DECREE OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION OF 08.07.2022 NO. 1224

Striving for economic growth at any cost without taking into account the need for balanced exploitation of natural resources entails their depletion and increased anthropogenic pressure on the environment. The risks associated with environmental crises become critical with urbanization and population size. The concept of sustainable development of society presupposes balanced economic, social and environmental development, the introduction of mechanisms of controlled consumption, environmental orientation of regulatory mechanisms and economic instruments, including those aimed at stimulating producers to increase the share of the use of secondary raw materials in the production of products. Until recently, such mechanisms were virtually absent in Russia. For this reason, the Decree of the Government of the Russian Federation No. 1224 of 08.07.2022, defining environmental requirements for the description of procurement objects within the framework of the contract system in the field of procurement, is of particular importance. However, for the practice of procurement, it is necessary to assess the risks of applying environmental requirements and the prospects for their improvement.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА УСТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОПИСАНИИ ОБЪЕКТОВ ЗАКУПОК В АСПЕКТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 08.07.2022 № 1224»

Проблематика установления экологических требований при описании объектов закупок в аспекте постановления Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224

Родевальд Станислав Евгеньевич,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, МГУУ Правительства Москвы

Стремление к экономическому росту любой ценой без учета необходимости сбалансированной эксплуатации природных ресурсов влечет их истощение, и усиление антропогенного давления на окружающую среду. Риски, связанные с экологическими кризисами, по мере урбанизации и численности населения приобретают критичный характер. Концепция устойчивого развития общества предполагает сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие, внедрение механизмов контролируемого потребления, экологической ориентированности регуляторных механизмов и инструментов экономики, в том числе направленных на стимулирование производителей к увеличению доли использования вторичного сырья при производстве продукции. До последнего времени в России подобные механизмы фактически отсутствовали. По этой причине постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 № 1224, определяющее экологические требования к описанию объектов закупок в рамках контрактной системы в сфере закупок, имеет особенное значение. Однако, для практики закупок необходима оценка рисков применения экологических требований, перспектив их совершенствования. Ключевые слова: контрактная система, государственные и муниципальные закупки, зеленые закупки, экологические требования.

CSI CSI

0

CSI

сч

01

Н О ш m х

<

m о х

X

Осознание глобальной ценности экологии, учета интересов будущих поколений, начало формироваться еще в начале прошлого века[1] и в 1987 получило свое международное признание на Генеральной Ассамблее ООН в фундаментальном докладе Международной комиссии, под руководством премьер-министра Норвегии Г.Х. Бру-ндтланда - «Наше общее будущее» (Our Common Future)[2]. В 1992 году в рамках Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро - «Рио+20» получила свое окончательное оформление концепция устойчивого развития, предусматривающая основные принципы взаимодействия человека с окружающей сре-дой[3].

Таким образом, необходимость обеспечения экологической безопасности, в том числе минимизации захораниваемых отходов, совершенствования технологии производственных процессов в аспекте ресурсосбережения, перехода на модель циркулярной экономики, предполагающей широкое вовлечение в хозяйственный оборот вторичного сырья, достаточно давно осознана.

При этом одним из наиболее перспективных и важных направлений по практической реализации концепции устойчивого развития и экологической безопасности на международном уровне признано внедрение «зеленых» закупок[4].

В Российской Федерации в настоящее время принят целый ряд правовых актов, определяющих базисные положения государственной политики в сфере экологической безопасности и устойчивого развития. В 2020 году в Конституцию включены поправки[5], относящие экологическое развитие к предмету ведения Российской Федерации (пункт «е» статьи 71), на Правительство (пункт «е.5» статьи 114) возложено осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Одновременно, наряду с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[6] можно отметить Указы Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»[7] и от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»[8], Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом РФ 30.04.2012)[9], Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года»[10].

Вместе с тем, следует признать, что до настоящего времени в Российской Федерации механизмы стимулирования «зеленых» технологий еще находятся на этапе становления и потенциал контрактной системы в сфере

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система) в этом аспекте фактически не задействован.

Несмотря на глубокую доктринальную проработку вопроса «зеленых» закупок[11-14] и предложения об их внедрении Экспертного совета при Правительстве РФ 2017 года[15] до последнего времени в рамках контрактной системы фактически отсутствовали механизмы, направленные на стимулирование отечественных производителей к увеличению использования вторичного сырья при производстве продукции.

В этом аспекте, постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования»[16] (далее соответственно - Постановление № 1224, Особенности описания), определяющее обязательность установления доли вторичного сырья, использованного при производстве отдельных товаров, безусловно, является «прорывным».

Вместе с тем, анализ положений Постановления № 1224 вызывает целый ряд вопросов, ставящих под сомнение возможность его эффективного применения в действующей редакции.

Вопрос 1. При закупке каких товаров подлежит применению Постановление № 1224?

Как следует из наименования предмета регулирования Постановления № 1224 оно определяет особенности описания отдельных товаров, являющихся объектов закупки.

В этой связи следует отметить, что сам термин «объект закупки» в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ)[17] не определен.

Из системного толкования отдельных положений Закона № 44-ФЗ (например, части 2 статьи 16, частей 1 и 14 статьи 24 части 14) следует, что под объектом закупки понимается предмет контракта. Этот подход находит свое отражение в позиции Министерства финансов Российской Федерации, согласно которой наименование объекта закупки («общее понятие») не тождественно наименованию закупаемого товара («частное понятие»)[18]. В тоже время в ряде норм Закона № 44-ФЗ в качестве объекта закупки прямо указываются товары, работы, услуги (часть 3 статьи 28, часть 4 статьи 29).

Эта неоднозначность понятия «объект закупки» ставит вопрос следует ли применять Постановление № 1224 в случае закупок на выполнение работ с поставкой товаров.

При том, что ряд указанных в Особенностях описания товаров подлежит бухгалтерскому учету как основное средство (например, контейнеры - подпункт «г» пункта 2), и в соответствии с позицией Федеральной антимонопольной службы России при выполнении работ может рассматриваться в качестве поставляемого товара.

Фактически в Постановлении № 1224 применена описательная конструкция предмета регулирования, аналогичная приведенной в постановлении Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описа-

ния лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Постановление № 1380)[19], вероятно потому, что оба акта основаны на положениях части 5 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Однако, если в случае с Постановлением № 1380 область применения не вызывает сомнений, в силу того, что лекарственные препараты фактически никогда не являются товарами, поставляемыми при выполнении работ, оказании услуг, то есть товарами, подлежащими бухгалтерскому учету в качестве основных средств, то в случае с Постановлением № 1224 этот вопрос, безусловно, требует уточнения, в оптимальном варианте путем корректировки наименования предмета регулирования данного правового акта.

Вопрос 2. На какие именно товары распространяется Постановление № 1224?

На первый взгляд перечень товаров, приведенный в пункте 2 Особенностей описания невелик, прост и ясен.

Однако, при внимательно чтении мы можем констатировать, что эта ясность обманчива, и в перечне в целом ряде случаев имеет место использование обобщенных наименований товаров, без необходимой детализации материала изготовления или назначения, что не позволяет идентифицировать конкретные товарные группировки.

Так, использование в подпункте «а» пункта 2 формулировки «изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения - туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения» ставит вопрос -входят ли в данную позицию товары медицинского назначения, учтенные в Номенклатурной классификации медицинских изделий[20]? При том, что распространение на последние экологических требований в общем порядке представляется необоснованным.

В подпунктах «б» и «в» Постановление № 1224 фактически задает нормативное определение терминов «твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства» и «мягкие покрытия», соответственно, что ли может быть обоснованно на уровне правовых актов этого уровня.

Более того, какие именно товары входят в эти группировки до конца не ясно. Однозначно определить, что подразумевается под «бордюром», «мягкой кровлей» и «гидроизоляционными материалами» фактически невозможно без информации о материале изготовления.

Примечательно, что рассматривать в качестве «бордюра» бортовой камень, очевидно, не стоит, поскольку в его производстве вторичное сырье не используется (ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия»)[21].

В отношении товаров, указанных в подпункте «д» пункта 2, мы можем отметить, что термин «почвогрунт» действующими государственными стандартами и техническими регламентами не предусмотрен. В то время как понятие «грунт, пригодный для технических целей» раскрывается в Основах ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (пункт 24.1)[22], согласно которым содержание вторичного сырья в таком товаре может достигать 100%.

Таким образом, с 1 января 2023 года с вступлением в силу Постановления № 1224 заказчики столкнутся с

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

сч сч о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

существенными проблемами при определении товаров при закупке которых они обязаны установить экологические требования.

Отдельно следует отметить, что установление перечня товаров не в общепринятом формате отдельного нумерованного перечня и без использования кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 0342014 (КПЕС 2008) (ОКПД2)[23], однозначно усложнит дальнейший анализ соблюдения требований Постановления № 1224.

Вопрос 3. Как заказчики должны указать долю вторичного сырья, использованного при производстве товаров?

Принимая во внимание цели принятия Постановления № 1224, установление доли вторичного сырья, использованного при производстве товаров (далее - доля вторичного сырья), путем указания ее максимального значения или путем установления ее значения равного нулю, представляется недопустимым. Хотя, однозначно соответствующий запрет Постановлением № 1224 не предусмотрен.

Также буквальное толкование пункта 3 Особенностей описания в действующей редакции не позволяет однозначно установить необходимо ли указание доли вторичного сырья путем указания ее минимального значения либо требуется указание конкретного значения.

Следует отметить, что доля вторичного сырья, по своей сути, является технической характеристикой товара. Соответственно, указание конкретного значения доли вторичного сырья повлечет невозможность поставки товара, имеющего иное значение этой характеристики, в том числе отличающее в большую сторону.

С учетом изложенного представляется необходимой четкая регламентация подходов к указанию доли вторичного сырья.

Вопрос 4. В каком порядке заказчик должен определить допустимую долю вторичного сырья?

В аспекте этого вопроса следует отметить, что механизм определения доли вторичного сырья на основании писем производителей, аналогичный механизму подтверждения процентного содержания вторичных материалов в упаковке[24], представляется неприемлемым.

Поскольку в этом случае, по сути, технологические нормы производственных процессов отдельных производителей (при этом критерии их отбора не определены) будут рассматриваться заказчиком как основание для установления требований к закупаемым товарам в целом, что неизбежно повлечет риск ограничения конкуренции. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[25] при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Более того, при этом подходе предполагается самостоятельное определение каждым заказчиком значения доли вторичного сырья, что не соответствует принципу единства контрактной системы (статья 11 Закона № 44-ФЗ).

В связи с вышеизложенным, необходимо либо закрепление значений минимальной допустимой доли вторичного сырья непосредственно в Особенностях описания, либо определение в Особенностях описания иного источника информации о такой доле, обязательного к применению на территории всей Российской Федерации.

В качестве последнего, в свою очередь, могут рассматриваться:

а) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формируемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145[26] (далее соответственно - КТРУ), позволяющий учесть данные об экологических требованиях;

б) технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (далее - стандарты);

в) отдельный каталог товаров, к которым предъявляются экологические требования.

В этой связи КТРУ представляется оптимальным инструментом в аспекте данной задачи, что ранее уже отмечалось в научной литературе[27].

Поскольку, как представляется, временные затраты, связанные с корректировкой позиций КТРУ, несопоставимы с временными затратами по изменению целого комплекса стандартов или формированием отдельного правового акта Правительства Российской Федерации.

Использование КТРУ в качестве источника информации о доле вторичного сырья дополнительно позволит:

а) исключить проблемы с идентификацией конкретных товаров, на которые должны распространяться требования Постановления № 1224;

б) решить вопрос формата указания заказчиком доли вторичного сырья (так как в этом случае заказчики будут использовать функционалы единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС));

в) обеспечить в дальнейшем оперативное получение и анализ средствами ЕИС информации об объеме закупок товаров, на которые распространяются требования Постановления № 1224, и о фактических значениях доли вторичного сырья в таких товарах;

г) сократить объем трудозатрат заказчиков при описании товаров и количество нарушений требований Постановления № 1224.

д) с учетом сроков вступления в силу Постановления № 1224, позволит избежать продолжительной неопределенности в вопросе указания доли вторичного сырья.

Отдельно можно упомянуть, что в странах Европейского экономического союза используется Каталог экологичных товаров - The EU Ecolabel Product Catalogue, дающий понятную любому заказчику информацию об отраслевых товарах, которые соответствуют экологическим требованиям. В этом каталоге, содержаться не только сведения о товарах, но и информация о производителях включая: номер лицензии, место нахождения, контактные данные[28].

Вопрос 5. В каком порядке участник закупки должен подтвердить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям к доле вторичного сырья?

В действующей редакции Постановления № 1224 соответствующий порядок не определен.

Следует отметить, что в настоящее время не существует отлаженных механизмов, позволяющих получить информацию достаточной степени достоверности, подтверждающую фактическую долю вторичного сырья в продукции.

Представляется, что первоисточником такой информации является производитель. В целях формирования структурированной базы соответствующих данных оптимальным было бы включение информации о доле вторичного сырья в перечень данных о товарах, содержащихся в каталоге продукции государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП).

Данное решение не только решило бы вопрос об формировании прозрачного источника сведений о доле вторичного сырья, но и стимулировало бы производителей к более активному использованию функционалов ГИСП. В случае же, отсутствия в каталоге ГИСП данных о доле вторичного сырья, в качестве альтернативного источника на некий переходный период, возможна реализация ранее упомянутого алгоритма подтверждения данных о доле вторичного сырья путем предоставления писем от производителя товара.

Временный характер этого варианта представляется необходимым, поскольку его безусловным недостатком является риск фальсификации документов со стороны недобросовестного участника закупки, без фактической возможности для заказчика оперативно проверить их достоверность.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что несмотря на необходимость формирования механизмов «зеленых» закупок и принципиальную важность Постановления № 1224, этот правовой акт нуждается в оперативном пересмотре и совершенствовании. В противном случае с 1 января 2023 года закупка довольно широкой номенклатуры товаров будет сопряжена с существенными и неустранимыми рисками.

Литература

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

2. The right of the future generations // On the Commons. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.onthecommons.org/rights-future-generations (дата обращения: 10.12.2022)

3. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ri odecl.shtml (дата обращения: 10.12.2022)

4. Руководство по внедрению Устойчивых государственных закупок\\ United Nations Environment Programme. Париж. 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/31 586/EnFin.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.12.2022)

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования

01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

7. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

8. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант-Плюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

9. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом РФ 30.04.2012) // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: КонсультантПлюс.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант-Плюс.

11. Казакова Е.Д. Внедрение концепции экологически чистых государственных закупок в Федеральную контрактную систему России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2012. - № 3

12. Сметанина Т.П. Организационное сопровождение государственных зелёных закупок в России. Формирование рынка экологичных товаров // Экономические науки. - 2019 - № 6 (175)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Государственные «зеленые» закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России / О. Анчишкина, Ю. Грачева, Р. Исмаилов, Е. Кузнецова, А. Птичников, Е. Хмелева - Москва, 2020 г. - 64 с.

14. Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования. Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при банке России. Рабочая группа по вопросам ответственного финансирования 2019 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/File/84163/press_0410201 9.pdf (дата обращения: 10.12.2022)

15. Предложения по исполнению подпункта «з» пункта 1 и подпункта «а» пункта 2 перечня поручений президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета российской Федерации 27 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://open.gov.ru/upload/iblock/fd7/fd7e6508f26126fa1fd 805c4f5e4ffda.pdf (дата обращения: 10.12.2022)

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования» // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант-Плюс.

17. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

18. Письмо Министерства финансов Российской Федерации России от 21.10.2021 № 24-06-06/85270 «О применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при закупке нескольких товаров и установлении запрета на допуск иностранных промышленных товаров». // СПС Консуль-тантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

19. Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант-Плюс.

20. Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr.

21. ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» утвержден постановлением Госстроя СССР от 03.04.1991 г. № 13 // Система Гарант. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Система Гарант.

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: КонсультантПлюс.

23. ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

24. Информация Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее -РОП)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Кон-сультантПлюс.

25. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант-Плюс.

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145. // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

27. Анчишкина О.В. Экологически ответственные закупки: правовая база и контрактные механизмы. // СПС КонсультантПлюс. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

28. Buying green! A handbook on green public procurement. 3rd Edition. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ec.europa.eu/environirient/gpp/pdf/Buying-Green-Handbook-3rd-Edition.pdf (дата обращения: 10.12.2022)

The problem of establishing environmental requirements when

describing objects of procurement in the aspect of Decree of the

Government of the Russian Federation of 08.07.2022 No. 1224 Rodewald S.E.

Moscow Metropolitan Governance University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

Striving for economic growth at any cost without taking into account the need for balanced exploitation of natural resources entails their depletion and increased anthropogenic pressure on the environment. The risks associated with environmental crises become critical with urbanization and population size. The concept of sustainable development of society presupposes balanced economic, social and environmental development, the introduction of mechanisms of controlled consumption, environmental orientation of regulatory mechanisms and economic instruments, including those aimed at stimulating producers to increase the share of the use of secondary raw materials in the production of products. Until recently, such mechanisms were virtually absent in Russia. For this reason, the Decree of the Government of the Russian Federation No. 1224 of 08.07.2022, defining environmental requirements for the description of procurement objects within the framework of the contract system in the field of procurement, is of particular importance. However, for the practice of procurement, it is necessary to assess the risks of applying environmental requirements and the prospects for their improvement.

Keywords: contract system, state and municipal procurement, green

procurement, environmental requirements. References

1. Vernadsky V.I. Scientific thought as a planetary phenomenon. M.: Nauka,

1991. 271 p.

2. The right of the future generations // On the Commons. [Electronic

resource]. - Access mode: https:// www.onthecommons.org/rights-future-generations (Accessed: 12/10/2022)

3. Rio Declaration on Environment and Development (adopted by the UN

Conference on Environment and Development, Rio de Janeiro, June 314, 1992). [Electronic resource]. - Access mode: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (date of access: 12/10/2022)

4. Implementation Guide for Sustainable Public Procurements United Nations

Environment Program. Paris. 2012. [Electronic resource]. - Access Mode:

https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/31586/EnFin.p df?sequence=1&isAllowed=y (Accessed: 12/10/2022)

5. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on

12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020) // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. -Access mode: ConsultantPlus.

6. Federal Law of January 10, 2002 No. 7-FZ "On Environmental Protection"

// SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

7. Decree of the President of the Russian Federation of 01.04.1996 No. 440

"On the Concept of Transition of the Russian Federation to Sustainable Development" // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. -Access mode: ConsultantPlus.

8. Decree of the President of the Russian Federation of April 19, 2017 No.

176 "On the Strategy for Environmental Security of the Russian Federation for the period up to 2025" // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

9. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of

the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by the President of the Russian Federation on April 30, 2012) // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

10. Decree of the Government of the Russian Federation dated January 25, 2018 No. 84-r "On approval of the Strategy for the development of industry for the processing, disposal and disposal of production and consumption waste for the period until 2030" // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

11. Kazakova E.D. Implementation of the concept of environmentally friendly public procurement in the Federal contract system of Russia // Issues of state and municipal management. - 2012. - No. 3

12. Smetanina T.P. Organizational support of state green procurement in Russia. Formation of the market of environmentally friendly goods // Economic sciences. - 2019 - No. 6 (175)

13. State "green" procurement: legal regulation experience and proposals for

implementation in Russia / O. Anchishkina, Yu. Gracheva, R. Ismailov, E. Kuznetsova, A. Ptichnikov, E. Khmeleva - Moscow, 2020 - 64 p. .

14. The concept of organizing a methodological system in Russia for the development of green financial instruments and responsible investment projects. Expert Council on the Market of Long-Term Investments at the Bank of Russia. Working Group on Responsible Finance 2019 [Electronic resource]. - Access mode: https://cbr.ru/Content/Document/File/84163/press_04102019.pdf (date of access: 10.12.2022)

15. Proposals for the execution of subparagraph "h" of paragraph 1 and subparagraph "a" of paragraph 2 of the list of instructions of the President of the Russian Federation following the meeting of the State Council of the Russian Federation on December 27, 2016 [Electronic resource]. -Access mode: https://open.gov.ru/upload/iblock/fd7/fd7e6508f26126fa1fd805c4f5e4ffd a.pdf (date of access: 12/10/2022)

16. Decree of the Government of the Russian Federation of July 8, 2022 No.

1224 "On the features of the description of certain types of goods that are the object of procurement to meet state and municipal needs, the procurement of which imposes environmental requirements" // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

17. Federal Law of April 5, 2013 No. 44-FZ "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. -Access mode: ConsultantPlus.

18. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation of Russia No. 24-06-06/85270 dated October 21, 2021 "On the application of a catalog of goods, works, services to meet state and municipal needs when purchasing several goods and establishing a ban on the admission of foreign industrial goods". // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

19. Decree of the Government of the Russian Federation of November 15, 2017 No. 1380 "On the features of the description of medicinal products for medical use that are the object of procurement to meet state and municipal needs". // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. -Access mode: ConsultantPlus.

20. Nomenclature classification of medical products by type [Electronic resource]. - Access mode: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr.

21. GOST 6665-91 "Concrete and reinforced concrete stones oral. Specifications" was approved by the Decree of the USSR State Construction Committee No. 13 dated April 3, 1991 // System Garant. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: System Garant.

22. Decree of the Government of the Russian Federation of May 30, 2016 No. 484 "On pricing in the field of municipal solid waste management". // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

23. OK 034-2014 (CPA 2008). The All-Russian classifier of products by type of economic activity, approved by the order of Rosstandart dated January 31, 2014 No. 14-st. // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

24. Information of the Ministry of Natural Resources of Russia "On topical issues of execution of the "extended" responsibility of producers, importers of goods (hereinafter referred to as RRP)". [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

25. Federal Law of July 26, 2006 No. 135-FZ "On Protection of Competition" // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

26. Decree of the Government of the Russian Federation of 08.02.2017 No. 145. // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

27. Anchishkina O.V. Environmentally responsible procurement: legal framework and contractual arrangements. // SPS ConsultantPlus. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: ConsultantPlus.

28. Buying green! A handbook on green public procurement. 3rd edition. [Electronic resource]. - Access mode: https://ec.europa.eu/environment/gpp/pdf/Buying-Green-Handbook-3rd-Edition.pdf (accessed 10.12.2022)

X X

o

OD A c.

X

OD m

o

ho o ho ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.