Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ЗАКУПКИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ЗАКУПКИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЗЗ / УМНЫЙ ГОРОД / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Е.К.

Государственные зеленые закупки - один из ключевых инструментов стимулирования развития рынка «чистых» товаров и услуг. Государство обладает значительной покупательской способностью, поэтому оно играет важную роль в улучшении экологической ситуации, в том числе посредством осуществления закупок. Существенная доля участия государства в потреблении товаров и услуг позволяет ему диктовать собственные условия производителям, стимулировать их к применению «зеленых» технологий. город Москва, в сравнении с прочими регионами Российской Федерации, отличается масштабностью включения экологических требований в госзакупки. Системы общественного транспорта представляют собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей урбанизированной среды г. Москва. С 2010 г. Правительство города внедрило экологические требования к качеству и техническим характеристикам продукции, закупаемой на основании государственного заказа. Наличие экологических критериев можно обнаружить в нескольких разделах закупочной документации - конкурсной, аукционной, котировочной. Экологические критерии могут быть прописаны в технических требованиях и спецификации закупаемой продукции, в требованиях к поставщикам, критериях оценки заявок и определении победителя и условия контракта. Методом сплошной выборки с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок отобраны контракты на закупку общественного транспорта и договоры на оказание услуг в области общественного транспорта по ФЗ-44 и ФЗ-223 в период с 2013 по 2022 гг. включительно. Обеспечение функционирования системы общественного транспорта, в том числе для лиц с особыми потребностями, стало предметом 3921 завершенных закупок. Экологические критерии и требования в большинстве случаев применяются заказчиками в технических условиях и спецификации продукции - 3029 контрактов из выборки (77,3% от общего числа рассматриваемых процедур); дублируя их - полностью или частично - в условиях контракта - 1924 контракта, или 49,1% от общего объема выборки. Во множестве случаев данные документы не прописывают прямо экологические параметры, которым должна соответствовать поставляемая продукция или оказываемая услуги; включение экологических критериев обеспечено посредством ссылок на законодательные акты. Реформирование процедур государственных закупок в области обеспечения общественного транспорта возможно посредством проведения «зелёных» экспериментальных торгов, публикацией их результатов в публичном пространстве. Кроме того, целесообразным представляется реформирование образовательной системы в рамках специальных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яковенко Е.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE GREEN PROCUREMENTS AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE CITY OF MOSCOW

State green procurement is one of the key tools to stimulate the development of the market for “clean” goods and services. The state has significant purchasing power, and it plays an important role in improving the environmental situation, including through procurement. A significant share of the state's participation in the consumption of goods and services allows it to dictate its own conditions to producers, to encourage them to use green technologies. The city of Moscow, in comparison with other regions of the Russian Federation, is distinguished by the large scale of including environmental requirements in public procurement. Public transport systems are one of the most dynamically developing sectors of the urban environment in Moscow. Since 2010, the city government has introduced environmental requirements for the quality and technical characteristics of products purchased on the basis of a state order. The presence of environmental criteria can be found in several sections of the procurement documentation - tender, auction, quotation. Environmental criteria can be written in the technical requirements and specifications of purchased products, in the requirements for suppliers, criteria for evaluating applications and determining the winner and contract terms. Using the continuous sampling method, contracts for the purchase of public transport and contracts for the provision of services in the field of public transport under FZ-44 and FZ-223 were selected from the Official website of the Unified Information System in the field of procurement in the period from 2013 to 2022. inclusive. The maintenance of the public transport system, including for persons with special needs, was the subject of 3,921 completed procurements. Environmental criteria and requirements are in most cases applied by customers in the technical conditions and product specifications - 3029 contracts from the sample (77.3% of the total number of considered procedures); duplicating them - in whole or in part - in contracts - 1924 contracts, or 49.1% of the sample. In many cases, these documents do not directly prescribe the environmental parameters that the supplied products or services must comply with; the inclusion of environmental criteria is ensured through references to legislative acts. Reforming public procurement procedures in the field of public transport is possible through the conduct of green experimental tenders, the publication of their results in the public space. In addition, it seems appropriate to reform the educational system within the framework of special courses.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ЗАКУПКИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

Государственные зеленые закупки как фактор устойчивого развития города Москвы

Яковенко Евгений Константинович,

аспирант, МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра экономики природопользования, эд. адрес: yakovenko.evgeniy@bk.ru

Государственные зеленые закупки - один из ключевых инструментов стимулирования развития рынка «чистых» товаров и услуг. Государство обладает значительной покупательской способностью, поэтому оно играет важную роль в улучшении экологической ситуации, в том числе посредством осуществления закупок. Существенная доля участия государства в потреблении товаров и услуг позволяет ему диктовать собственные условия производителям, стимулировать их к применению «зеленых» технологий. город Москва, в сравнении с прочими регионами Российской Федерации, отличается масштабностью включения экологических требований в госзакупки. Системы общественного транспорта представляют собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей урбанизированной среды г. Москва. С 2010 г. Правительство города внедрило экологические требования к качеству и техническим характеристикам продукции, закупаемой на основании государственного заказа. Наличие экологических критериев можно обнаружить в нескольких разделах закупочной документации - конкурсной, аукционной, котировочной. Экологические критерии могут быть прописаны в технических требованиях и спецификации закупаемой продукции, в требованиях к поставщикам, критериях оценки заявок и определении победителя и условия контракта. Методом сплошной выборки с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок отобраны контракты на закупку общественного транспорта и договоры на оказание услуг в области общественного транспорта по ФЗ-44 и Ф3-223 в период с 2013 по 2022 гг. включительно. Обеспечение функционирования системы общественного транспорта, в том числе для лиц с особыми потребностями, стало предметом 3921 завершенных закупок. Экологические критерии и требования в большинстве случаев применяются заказчиками в технических условиях и спецификации продукции - 3029 контрактов из выборки (77,3% от общего числа рассматриваемых процедур); дублируя их - полностью или частично - в условиях контракта - 1924 контракта, или 49,1% от общего объема выборки. Во множестве случаев данные документы не прописывают прямо экологические параметры, которым должна соответствовать поставляемая продукция или оказываемая услуги; включение экологических критериев обеспечено посредством ссылок на законодательные акты. Реформирование процедур государственных закупок в области обеспечения общественного транспорта возможно посредством проведения «зелёных» экспериментальных торгов, публикацией их результатов в публичном пространстве. Кроме того, целесообразным представляется реформирование образовательной системы в рамках специальных курсов.

Ключевые слова: государственные закупки, устойчивое развитие, гзз, умный город, экологичность, экологический критерий, общественный транспорт

В настоящее время национальные экономические системы проходят фазу трансформации в сторону учета фактора экологичности и имплементации экологически ориентированных инноваций. При этом государство выступает инициатором и катализатором подобных изменений: рынок не может осуществить переориентацию к применению экологичных инноваций самостоятельно, поэтому государство создает благоприятные условия для этого [3, с. 117]. Идея о «зеленых» закупках основывается на снижении негативного воздействия деятельности человека на окружающую среду при учете всех экологических издержек, сырья, транспортировки, хранения, использования и утилизации. «Зеленые» закупки, выполняемые государственными структурами, выступают одним из ключевых инструментов стимулирования развития рынка «чистых» товаров и услуг. Посредством имплементации «зеленых» государственных закупок более востребованными становятся именно те хозяйственные структуры, которые инвестируют в инновационные и экологически чистые технологии. «Зеленые» государственные закупки - «проводник» в реализации социальной, экономический и экологический политики. Поддержка «зеленого» производства, таким образом, должна ощущаться на государственном уровне. Именно государство способно обеспечить уверенность поставщиков продукции и услуг в том, что переход на зеленые технологии окажется целесообразным.

Полноценная реализация концепции «зеленых» госзакупок может столкнуться с рядом предубеждений и препятствий. К примеру, существует мнение о том, что экологически чистая продукция имеет более высокую стоимость; не все производители и потребители в полной мере понимают саму сущность экологичности. Барьером может стать недостаточность стимулов к реализации «зеленых» проектов, стремление к работе по наработанным алгоритмам и нежелание поиска новых поставщиков и технологических решений и проч.

Как отмечено выше, бытует мнение о том, что товары и услуги, обладающие экологическими характеристиками, стоят дороже аналогичных. Действительно, на начальных фазах реорганизации производства в пользу соответствия экологическим критериям возникают ощутимые дополнительные расходы, но, тем не менее, они компенсируются за счет снижения затрат на эксплуатацию, техобслуживание и утилизацию, а в ряде стран -за счет государственных льгот и субсидий; кроме того, компания, внедрившая зеленые инновации, зачастую открывает для себя колоссальный по объёму рынок сбыта - государство.

Совокупность органов государственной власти практически любой страны являет собой крупнейшего потребителя и экономического актора; этим обстоятельством и определяется его ведущая роль в формировании нового устойчивого рынка. В данной связи многие исследователи постулируют необходимость имплементации

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

зарубежного опыта в организации «зеленых» государственных закупок и интеграцию их в национальные контрактные системы.

Государственные закупки составляют от 14 до 17 % валового продукта в Российской Федерации, что позволяет определить их как рынкообразующий сегмент национального рынка [7, с. 73]. М. И. Рыбакова выражает схожий тезис: «обладая значительной покупательской способностью, государство может сыграть важную роль в улучшении экологической ситуации, в том числе посредством осуществления закупок для государственных нужд» [6, с. 67]. Значительная доля участия государства в потреблении товаров и услуг позволяет ему диктовать собственные условия производителям, стимулировать их к применению высоких технологий, повышению энергоэффективности товаров.

В качестве еще одного фактора, осложняющего внедрение «зеленых» закупок, является несовершенство правовой базы в области применения экологических критериев в процессе государственных закупок. А. Казанцева, к примеру, указывает, что далеко не все участники торгов информированы об экологических требованиях, выдвигаемых в отношении объектов закупок [3, с. 118]. Российский законодатель регулирует процедуры реализации государственных закупок посредством двух федеральных законов: № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 [9] и №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 [8]. В обоих законах содержится указание на то, что заказчик имеет право устанавливать экологические характеристики объекта закупки (к примеру, об этом указано в статье 32 Федерального закона от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Отметим также Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ [10], который устанавливает преференциальный режим для товаров, работ и услуг на основе показателей экологичности.

Представим некоторые положения данного закона, имеющие значение для целей настоящего исследования. Ч. 8 ст. 10 Закона воспрещает закупку электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд; ч. 1 ст. 26 предписывает осуществлять закупки в соответствии с требованиями энергетической эффективности товаров, работ, услуг. Ч. 4 данной статьи, помимо прочего, закрепляет запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, связанных с непроизводительным расходом энергетических ресурсов.

Несмотря на наличие законодательной базы в области регулирования госзакупок, нельзя констатировать отсутствие проблем в области выработки и установления экологических критериев объекта государственной закупки. Согласимся с Т. Е. Алиевой и Т. П. Сметаниной в том, что сложность выработки унифицированной системы критериев заключается в том, что государственные закупки касаются крайне широкой номенклатуры разнородной продукции и услуг кардинально различных сфер функционирования общества и человека [1, с. 71]. Установление единого перечня экологических критериев в данной связи не представляется возможным.

Следовательно, требуется применять дифференцированный подход выделения экологических критериев по видам экономической деятельности.

Таким образом, принятие точечных положений об экологичности государственных закупок не решило проблему «озеленения» закупочной деятельности. Т. Е. Алиева и Т. П. Сметанина предлагают в данной связи ввести классификатор видов природоохранной деятельности и природоохранных расходов, который будет способствовать экологизации бюджетной закупочной деятельности [1, с. 74]. Однако, по нашему мнению, подобный классификатор также не сможет выступить полноценным инструментом перехода к общероссийскому переходу на зеленые госзакупки.

А. С. Валеева справедливо отмечает: несмотря на то, что ст. 32 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ фиксирует возможность учета экологических параметров объекта закупки при оценке заявок и окончательных предложений [9], де факто эта возможность игнорируется во множестве ситуаций закупок. В качестве причин этого исследователь называет отсутствие апробированных методик и эффективных механизмов стимулирования производителей и закупщиков [2, с. 72].

Возможно, при включении «зеленых» государственных закупок в ряд приоритетных целей последующих стратегий социально-экономического развития России ситуация изменится. На данном же этапе исследователи говорят о необходимости имплементации дифференцированных классификаторов (см. выше), разработке методических руководств по экологическим характеристикам продукции и услуг, внедрении на уровне законодательства экоориентированных критериев отбора участников тендеров/аукционов в процедуры осуществления государственных закупок, которые обяжут участников государственных закупок действовать из соображений экологизации. Существует ряд теоретических и экспериментально апробированных решений по методам экономического стимулирования.

Нуждается в совершенствовании система экологических маркировок, обновление стандартов и дополнение их критериями экологичности. М. И. Рыбакова говорит о дополнении Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» N 44-ФЗ от 05.04.2013 термином «контракт жизненного цикла». Подобный контракт должен будет действовать не только в течение закупки и в течение гарантийного срока на оборудование или иной товар, но и включать в себя обслуживание, ремонт, утилизацию поставленного товара (часть 16 статьи 34 Закона о контрактной системе) [6, с. 69]. Т. Е. Алиева и Т. П. Сметанина рекомендуют дополнить спектр принятых мер формированием экспертной консультативной группой по «зеленым» закупкам, состав которой должен включать представителей регионов, членов Торгово-промышленной палаты, Ассоциации малых и средних предприятий, природоохранных организаций, Общества потребителей, представителей профильных организаций [1 с. 73].

На данный момент масштабным и полноценным опытом включения экологических требований в госзакупки в Российской Федерации характеризуется только

город Москва. С 2010 г. здесь были внедрены экологические требования к качеству и техническим характеристикам продукции, закупаемой на основании государственного заказа. Речь идет, прежде всего, об уровнях выбросов в атмосферный воздух для моторного топлива; уровне энергоэффективности электрической техники и электроники. Регламентируется также использование вторичного сырья для бумаги. Данные требования были введены посредством принятия постановления Правительства г. Москва № 332-ПП «Об экологических требованиях к качеству и техническим характеристикам продукции, закупаемой по государственному заказу города Москвы и направлениях совершенствования систем экологической сертификации и аудита» от 20.04.2010 [4].

Согласно одному из исследований экологических требований к качеству и техническим характеристикам отдельных видов продукции, результаты которого были представлены в 2017 г., экологичность как условие участия в отборе поставщиков для госзакупки выявлена в 165 процедурах, или 83,7% от общего объема рассмотренных. Как отмечено выше, экологические критерии могут быть обнаружены не только в федеральных законах, но и в постановлении правительства Москвы, где они представлены более детально и конкретно. Анализ соответствия выборки завершенных госзакупок условиям постановления показал, что только в 21 процедуре закупок из 245, или в 8,5% случаев, применялись экологические критерии и требования, установленные постановлением Правительства Москвы. В большинстве случаев экологические критерии, предписанные Постановлением, прямо прописаны в ситуациях закупки компьютерной и офисной техники [11].

По данным исследования на конец 2016 г., выполненного по заказу Департамента Природопользования Правительства Москвы экспертами wWf, НП «Экологический союз» и Высшей школы экономики, направленного на то, чтобы выявить выполнение условий Постановления в реальной практике госзакупках в Москве, экологические требования и критерии обнаруживаются в 82% процедур. Экологические критерии и требования, как правило, включаются заказчиками в технические условия и спецификации продукции (78,8%), а также в условия контракта (8,1%). Исследование проведено по выборочным группам товаров и услуг: чистящие и моющие средства, пищевые продукты, Офисная техника и электронное оборудование, Садовое оборудование, приборы внутреннего освещения, клининг, кейтеринг [11].

Рассмотрим не исследованную ранее с точки зрения имплементации экологических критериев в процедуры государственных закупок категорию товаров и услуг -систему общественного транспорта города. Системы общественного транспорта представляют собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей урбанизированной среды г. Москва. Среди недавних достижений Правительства города отметим следующие. В 2017 г. Мосгортранс закупил 300 электробусов; в этом же году был представлен проект наземного метро. В 2018 г. была запущена нейросеть для фиксации ПДД, городской транспорт был оснащён технологичной билетной системой. В 2019 г. автобусы были оснащены системами мониторинга пассажиропотока и поиска безбилетников, были установлены более 2,5 тысяч светодиодных светофоров, и, самое важное, декларирован переход на

экологичный транспорт. В 2020 г. частично имплементи-рована интеллектуальная система контроля транспортной системы, созданы подземные паркинги. В 2022 г. в городе начали работу светофоры с бесконтактными кнопками [4]. Технические инновации сопровождались, как очевидно, интенсификацией соответствующего сегмента контрактов с поставщиками данных инноваций.

Далее рассмотрим степень имплементации экологических критериев при госзакупках транспортных средства, в том числе электрического транспорта. Наличие данных критериев можно обнаружить в нескольких разделах закупочной документации - конкурсной, аукционной, котировочной и т. п.). Экологические критерии могут быть прописаны в технических требованиях и спецификации закупаемой продукции, в требованиях к поставщикам, критериях оценки заявок и определении победителя и условия контракта.

Методом сплошной выборки с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок [5] были отобраны контракты на закупку общественного транспорта и договоры на оказание услуг в области общественного транспорта, в том числе специальные транспортные услуги для отдельных категорий населения по ФЗ-44 и ФЗ-223 в период с 2013 по 2022 гг. включительно.

Всего в базе данных с 01.01.2013 по 03.07.2022 по Москве зафиксировано 18573 записи о завершенных закупках по Фз 44 и ФЗ 223, из которых 6122 касаются вопросов, связанны с закупкой и обслуживанием транспортных средств и транспортными слугами. Обеспечение функционирования системы общественного транспорта, в том числе для лиц с особыми потребностями, стало предметом 3921 завершенных закупок (данный показатель и представил, собственно, целевую выборку для целей настоящего исследования).

Отмечено, что с 2017 г. позиция «электробус» и сопутствующие ей товары и услуги стали одними из наиболее весомых в общем объеме услуг и товаров, фигурирующих на портале госзакупок. Поставка и обслуживание электробусов и конструирование соответствующей инфраструктуры составили, по нашим подсчетам, более 19% от всего объема госзакупок в области обеспечения общественного транспорта в Москве с 2017 г. по текущий момент (745 случаев завершенных контрактов, исполненных или исполняемых на момент написания статьи).

Как показывает анализ завершенных закупок в системе Единой информационной системы в сфере закупок [5], наиболее наглядным, простым и действенным способом «озеленения» государственных закупок является установление в техническом задании соответствующих требований, (параметры, способ производства, свойства и методы утилизации применяемых материалов, требования к происхождению сырья, наличие «экологической» сертификации, указание на параметры тары, упаковки и проч.).

Было выявлено, что экологические критерии и требования в большинстве случаев применяются заказчиками в технических условиях и спецификации продукции -3029 контрактов из выборки (77,3% от общего числа рассматриваемых процедур); дублируя их - полностью или частично - в условиях контракта - 1924 контракта, или 49,1% от общего объема выборки. Во множестве случаев данные документы не прописывают прямо экологические параметры, которым должна соответствовать по-

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

сч сч

0

CS

01

о ш m

X

3

<

m О X X

ставляемая продукция или оказываемые услуги; включение экологических критериев в них имеет косвенный характер - оно опосредовано ссылками на законодательные акты.

Как отмечено выше, Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» допускает возможность применения экологических критериев для оценки заявок, но далеко не во всех анализируемых процедурах они были установлены. Тем не менее, результаты анализа показывают, что на практике во многих случаях закупщики применяют экологические требования к товарам, хотя и несистемно.

Проанализировав федеральное законодательство и международную нормативно-правовую базу по экологическим критериям при государственных закупках, мы определили перечень ключевых экологических критериев и подсчитали доли закупок, в которых они были прописаны (см. Таблица 1):

Таблица 1

Наличие ключевых экологических критериев при закупках транспортных средств, элементов инфраструктуры и про-

Указанный в заявке параметр Количество заявок % от выборки

Транспортное средство с низким уровнем выбросом углекислого газа 3029 77,3

Транспортное средство с низким уровнем генерации шума 3029 77,3

Использование кондиционеров с низким индексом GWP 1321 33,7

Экологичный стиль вождения (для заявок на оказание транспортных услуг) 0 0

Требование к экологичности материалов шин, смазочных масел и прочих расходных материалов 897 22,9

В 100% случаев закупок экологические критерии применялись при закупке электробусов (электронные аукционы на поставку городских электробусов с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП «Мосгортранс» №0173200001420001844, №0173200001419001670 и др.).

Таким образом, наблюдается корреляция между наличием в национальном законодательстве соответствующих экологических положений и степенью включения их в процедуры госзакупок: в случае отсутствия законодательной фиксации критерия он, в свою очередь, отсутствует и в перечне экологических требований (к примеру, стиль вождения). Параметр экологичности работы систем кондиционирования стал активно включаться в требования к экологичности в последние 3-4 года, если исходить из данных выборки. Тем не менее, подобное требование содержалось еще в Постановлении Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов». Не найдено случаев включения требований об экологичном стиле вождения - по той причине, что подобных требований нет и в законодательстве. В данном контексте имеет смысл перенять зарубежный опыт, где стиль вождения включен в перечень ключевых экологических критериев как при оказании

транспортных услуг в целом, так и в сфере государственных закупок.

Низкая доля (22,9%) включения экологического критерия, связанного с материалом шин, смазочных масел и прочих расходных материалов объясняется тем, что обязательная маркировка шин в Российской Федерации начала действовать только с 1 ноября 2020 года. Тем не менее, в России до сих пор не выработана система отдельной маркировки шин муниципальных служебных автомобилей и автобусов, подобно тому, как это сделано в Германии («Голубой Ангел» [13]), Швеции (Bra Miljoval [14]) и других странах. Все это приводит к выводу о том, что «озеленение» госзакупок не может происходить в отрыве от законодательной и регулятивной практики; пробелы в «зеленом» законодательстве результируют в пробелы в экологичности государственных закупок. Данное положение, безусловно, применимо и к сфере общественного транспорта, и к любой другой.

Реформирование процедур государственных закупок в области обеспечения общественного транспорта может происходить по нескольким векторам. Возможно проведение «зелёных» экспериментальных торгов, анализ и разбор их результатов в публичном (медийном) пространстве, что, в свою очередь, позволит создать позитивный прецедент. Развитие устойчивых государственных закупок во всем мире говорит о том, что такой подход вполне целесообразен и в России [12, с. 164]. Внедрение концепции устойчивых государственных закупок в области системы общественного транспорта способствовало бы улучшению состояния окружающей среды, уровня и качества жизни населения, развитию инновационной экономики, экономии бюджетных средств за счет использования энергоэффективной продукции и оборудования, и это широко поддерживается и понимается органами государственной власти, существует ряд субъективных и объективных проблем для применения такой концепции закупок в России.

Ключом к «озеленению» системы госзакупок является информирование. Очевидно, что существующие образовательные курсы экологических факультетов и вузов обладают крайне узкой специализацией и технологической, утилитарной ориентацией. Возможно, целесообразным является внедрение в учебные программы курсов на базе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Менеджмент высшего звена (имеются в виду как служащие предприятий, так и сами чиновники) также должен проходить обязательное кратковременное обучение подобно тому, как это осуществлено в странах Запада. Законодатель регулирует экологизацию госзакупок «сверху», тогда как информирование будет способствовать возникновению «озеленительных» инициатив снизу. Информированность поможет руководителям предприятий и чиновникам оставаться осведомленными о глобальных тенденцияхзаку-почной практики в сфере транспорта, о цикличности экономики и экологических критериях продукции.

Подводя итог отметим, что текущее состояние развития госзакупок в России оказывает недостаточное стимулирующее воздействие на участников торгов для движения к экологизации и устойчивости экономики. Необходимо дальнейшее изменение законодательной базы, разработка системы экологической маркировки и классификаторов видов природоохранной деятельности и природоохранных расходов, апробация новых мето-

дов стимулирования производителен, создание системы информирования и обучения «зеленым» закупкам как для закупщиков, так и для поставщиков.

Положительный пример города Москвы показывает, что даже неполное применение данных инструментов экологизации госзакупок позволяет увеличить долю «зелёной» продукции, реализуемой в ходе закупочных процедур, что, в свою очередь, будет оказывать положительное воздействие на состояние окружающей среды города и качество жизни населения.

Литература

1. Алиева, Т. Е. Государственные закупки - варианты «зеленых стандартов» / Т. Е. Алиева, Т. П. Сметанина // Научные известия. - 2018. - №12. - С.70-74.

2. Валеева, А. С. «Зеленые» государственные закупки: опыт европейского союза и российские реалии / А. С. Валеева // Вестник магистратуры. - 2021. - №5-5 (116). - С. 71-72.

3. Казанцева, А. «Зеленые» государственные закупки / А. Казанцева // Государственная служба. - 2015.

- №3 (95). - С.117-119.

4. Москва - Умный город. Информационные технологии в Москве // Официальный сайт Мэра Москвы. -2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/smartcity/- Дата доступа: 03.07.2022.

5. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок - 2022. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/. - Дата доступа: 03.07.2022.

6. Рыбакова, М. И. Законодательные основы развития «Зеленых» закупок в России / М. И. Рыбакова // Вестник экономической безопасности. - 2018. -№4. - С.66-72.

7. Сметанина, Т. П. Организационное сопровождение государственных зеленых закупок в России: формирование рынка экологичных товаров / Т. П. Сметанина, А. М. Воротников, Б. А. Тарасов // Вестник РУК. - 2019.

- №1 (35). - С.68-80.

8. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-Ф3 (последняя редакция) // Консультант. - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11696 4/. - Дата доступа: 03.07.2022.

9. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) // Консультант. - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14462 4/. - Дата доступа: 03.07.2022.

10. Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ (последняя редакция) // Консультант. - 2022. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/ . - Дата доступа: 03.07.2022.

11. Шадрина, Е. «Зеленые» закупки. Какие экологические критерии применяются в России? / Е. Шарина // Журнал «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение». - 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ecounion.ru/press/zelenye-zakupki-kakie-

ekologicheskie-kriterii-primenyayutsya-v-rossii/. - Дата доступа: 03.07.2022.

12. Шмелева, М. В. Эффективная реализация горизонтальной политики в области государственных закупок / М. В. Шмелева // Вестник СГЮА. - 2018. - №1 (120). - С.159-165.

13. Blue Angel: The German Ecolabel - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.blauer-engel.de/en. - Дата доступа: 03.07.2022.

14. Bra Miljöval // ECOHZ - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ecohz.com/renewa-ble-energy-solutions/eco-labels/bra-miljoval. - Дата доступа: 03.07.2022.

State green procurements as a factor of sustainable development of the

city of Moscow Yakovenko E.K.,

Moscow State University M.V. Lomonosov

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

State green procurement is one of the key tools to stimulate the development of the market for "clean" goods and services. The state has significant purchasing power, and it plays an important role in improving the environmental situation, including through procurement. A significant share of the state's participation in the consumption of goods and services allows it to dictate its own conditions to producers, to encourage them to use green technologies. The city of Moscow, in comparison with other regions of the Russian Federation, is distinguished by the large scale of including environmental requirements in public procurement. Public transport systems are one of the most dynamically developing sectors of the urban environment in Moscow. Since 2010, the city government has introduced environmental requirements for the quality and technical characteristics of products purchased on the basis of a state order. The presence of environmental criteria can be found in several sections of the procurement documentation - tender, auction, quotation. Environmental criteria can be written in the technical requirements and specifications of purchased products, in the requirements for suppliers, criteria for evaluating applications and determining the winner and contract terms. Using the continuous sampling method, contracts for the purchase of public transport and contracts for the provision of services in the field of public transport under FZ-44 and FZ-223 were selected from the Official website of the Unified Information System in the field of procurement in the period from 2013 to 2022. inclusive. The maintenance of the public transport system, including for persons with special needs, was the subject of 3,921 completed procurements. Environmental criteria and requirements are in most cases applied by customers in the technical conditions and product specifications - 3029 contracts from the sample (77.3% of the total number of considered procedures); duplicating them

- in whole or in part - in contracts - 1924 contracts, or 49.1% of the sample. In many cases, these documents do not directly prescribe the environmental parameters that the supplied products or services must comply with; the inclusion of environmental criteria is ensured through references to legislative acts. Reforming public procurement procedures in the field of public transport is possible through the conduct of green experimental tenders, the publication of their results in the public space. In addition, it seems appropriate to reform the educational system within the framework of special courses.

Keywords: public procurement, sustainable development, ppp, smart city, environmentally friendly prctices, environmental criteria, public transport References

1. Aliyeva, T. E. Public procurement - options for "green standards" / T. E.

Aliyeva, T. P. Smetanina // Scientific news. - 2018. - No. 12. - P.70-74.

2. Valeeva, A. S. "Green" public procurement: the experience of the European

Union and Russian realities / A. S. Valeeva // Bulletin of the Magistracy.

- 2021. - No. 5-5 (116). - S. 71-72.

3. Kazantseva, A. "Green" public procurement / A. Kazantseva // Public ser-

vice. - 2015. - No. 3 (95). - P.117-119.

4. Moscow - Smart city. Information technologies in Moscow // Official website

of the Mayor of Moscow. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.mos.ru/city/projects/smartcity/ - Access date: 07/03/2022.

5. Official website of the Unified Information System in the field of procure-

ment - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://zakupki.gov.ru/. - Access date: 07/03/2022.

6. Rybakova, M. I. Legislative basis for the development of "Green" procure-

ment in Russia / M. I. Rybakova // Bulletin of economic security. - 2018. -№4. - P.66-72.

7. Smetanina, T. P., Vorotnikov, A. M., Tarasov, B. A. Organizational support

of state green purchases in Russia: formation of a market for environmentally friendly goods. Vestnik RUK. - 2019. - No. 1 (35). - P.68-80.

X X

о го А с.

X

го m

о

to о to to

8. Federal Law "On the Procurement of Goods, Works, Services by Certain

Types of Legal Entities" dated July 18, 2011 N 223-FZ (last edition) // Consultant. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_116964/. - Access date: 07/03/2022.

9. Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods,

works, services to meet state and municipal needs" dated April 5, 2013 N 44-FZ (last edition) // Consultant. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_144624/. - Access date: 07/03/2022.

10. Federal Law "On Energy Saving and Increasing Energy Efficiency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated November 23, 2009 N 261-FZ (last edition) // Consultant. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/docu

ment/cons_doc_LAW_93978/. - Access date: 07/03/2022.

11. Shadrina, E. "Green" purchases. What environmental criteria are applied

in Russia? / E. Sharina // Journal "Government Order: Management, Placement, Provision". - 2017. [Electronic resource]. - Access mode: https://ecounion.ru/press/zelenye-zakupki-kakie-ekologicheskie-kriterii-primenyayutsya-v-rossii/. - Access date: 07/03/2022.

12. Shmeleva, M. V. Effective implementation of horizontal policy in the field of public procurement / M. V. Shmeleva // Vestnik SGUA. - 2018. - No. 1 (120). - P.159-165.

13. Blue Angel: The German Ecolabel - 2022. [Electronic resource]. - Access

mode: https://www.blauer-engel.de/en. - Access date: 07/03/2022.

14. Bra Miljöval // ECOHZ - 2022. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.ecohz.com/renewable-energy-solutions/eco-labels/bra-miljoval. - Access date: 07/03/2022.

CS CS

o

CS

o

HI

m

X

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.