Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития цифровой экономики в сфере закупок'

Актуальные вопросы развития цифровой экономики в сфере закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКУПКИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дёгтев Геннадий Валентинович, Акимов Николай Александрович, Гладилина Ирина Петровна, Ященко Владимир Васильевич

Авторами статьи на основе анализа правовых актов по развитию цифровой экономики в Российской Федерации и международных договоров государств участников Содружества Независимых Государств, государств членов Евразийского экономического союза выделены и рассмотрены актуальные вопросы развития цифровой экономики в сфере закупок. При этом анализ проведен по двум направлениям развития цифровой экономики в Российской Федерации: нормативное регулирование; кадры и образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дёгтев Геннадий Валентинович, Акимов Николай Александрович, Гладилина Ирина Петровна, Ященко Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития цифровой экономики в сфере закупок»

Актуальные вопросы развития цифровой экономики в сфере закупок

Б

а

2 о

Дёгтев Геннадий Валентинович

доктор юридических наук, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», G.Degtev@mail.ru

Акимов Николай Александрович

кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», AkimovNA@edu.mos.ru

Гладилина Ирина Петровна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», GladilinaIP@edu.mos.ru

Ященко Владимир Васильевич

кандидат технических наук, ведущий эксперт кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», YaschenkoVV@edu.mos.ru

Авторами статьи на основе анализа правовых актов по развитию цифровой экономики в Российской Федерации и международных договоров государств - участников Содружества Независимых Государств, государств - членов Евразийского экономического союза выделены и рассмотрены актуальные вопросы развития цифровой экономики в сфере закупок. При этом анализ проведен по двум направлениям развития цифровой экономики в Российской Федерации: нормативное регулирование; кадры и образование.

Ключевые слова: цифровая экономика, нормативное регулирование, кадры и образование, закупки, электронный формат закупок.

Учитывая мировые тренды в развитии цифровой экономики и повышение ее роли в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года отметил высокий потенциал развития отрасли информационных технологий в России и указал на необходимость формирования в стране цифровой экономики, ориентированной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий.

Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы, в которой определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Цифровая экономика определена в утвержденной Стратегии как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Экосистема цифровой экономики определена как партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет - сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.

При этом в названном Указе Президента Российской Федерации рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации внести изменения в документы стратегического планирования в соответствии с утвержденной Стратегией.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации разработана Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р) (далее - Программа), включающая цели, уровни и направления развития цифровой экономики, «дорожная карту», которая по основным направлениям включает описание целей, ключевых вех и задач Программы, а также сроки их достижения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года № 1030 утверждена система управления реализацией Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в функциональную структуру которой входят уполномоченные и заинтересованные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и организации.

Целями Программы являются:

создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;

создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и

(или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и на высокотехнологичных рынках;

повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.

В Программе к 5 базовым направлениям развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. По каждому из указанных направлений определены цели развития.

Так, основная цель направления, касающегося нормативного регулирования, определена в Программе как формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).

По данному направлению в «дорожной карте» Программы предусмотрены задачи в части формирования политики по развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), гармонизации подходов к нормативному правовому регулированию, способствующие развитию цифровой экономики на пространстве ЕАЭС.

Здесь следует отметить, что в части гармонизации подходов к нормативному правовому регулированию электронных закупок в действующих международных договорах государств - участников Содружества Независимых Государств, государств - членов ЕАЭС заложен определенный задел для дальнейшего развития цифровой экономики в сфере закупок.

Так, в Протоколе между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок (Бишкек, 7 июня 2016 года) предусмотрено, что стороны указанного Договора (государства - участники Содружества Независимых Государств) обеспечивают переход на электронный формат осуществления закупок конкурентными способами (в том

числе подачу заявок, подведение итогов и заключение договора (контракта) о закупке) не позднее 1 января 2018 года, а внедрение технологий, обеспечивающих информационную открытость и прозрачность закупок, совместимость технологических платформ, в целях получения сторонами технической возможности участия в закупках, и обсуждение условий применения сторонами национального режима - до 1 января 2019 года.

В Протоколе о порядке регулирования закупок (Приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года (ред. от 08.05.2015 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017 г.) определено, что государства - члены ЕАЭС обеспечивают проведение конкурса и аукциона только в электронном формате и стремятся к переходу на электронный формат при осуществлении других способов закупок.

Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года № 12 и включают единый понятийный аппарат, цели и принципы реализации цифровой повестки, вызовы цифровой трансформации для ЕАЭС, общие подходы к реализации цифровой повестки, направления развития цифровой экономики. Очевидно, что приведенные выше международные договоры должны применяться в контексте Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС.

В отношении Российской Федерации здесь следует учитывать, что проект федерального закона № 623906-6 о переводе всех открытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму при проведении закупок в рамках контрактной системы запланирован к рассмотрению во 2-м чтении Государственной Думой Российской Федерации на осеннюю сессию 2017 года.

При этом в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации о расширении сферы применения электронного формата при осуществлении государственных и муниципальных закупок Федеральное казначейство:

- должно обеспечить возможность подачи через единую информационную систему в сфере закупок (далее - ЕИС) заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений не позднее 1

января 2018 года (постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года № 36);

- размещает в ЕИС в форме электронного документа информацию, включаемую в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до 1 октября 2017 года. Правила использования указанного каталога вступают в силу с 1 января 2018 года (постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 145);

- должно вести в электронном виде в составе ЕИС реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ по специальному инвестиционному контракту с 1 января 2018 года (постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 231).

Актуальными на сегодня вопросами развития цифровой экономики в сфере закупок в части нормативного регулирования, требующими соответствующей проработки, являются:

- возможность осуществлять в режиме онлайн через ЕИС оплату контактов и иных платежей;

- возможность подачи в режиме онлайн через ЕИС жалобы и получения решений по результатам рассмотрения жалобы (в настоящее время жалоба в форме электронного документа может быть направлена через Интернет в ФАС России и суды по электронной почте в установленном законодательством порядке);

- возможность применения иных востребованных в сфере государственных и муниципальных закупок электронных сервисов и цифровых роботов на основе интегрированной цифровой среды;

- расширение сферы применения электронного формата и цифровых решений при осуществлении корпоративных закупок до уровня, достигнутого при осуществлении закупок в рамках контрактной системы.

Следует отметить, в проекте Всемирного Банка «Сравнение систем государственных закупок» первые два вопроса, выделенных выше, учитываются при оценке национальных систем государственных закупок.

Примерами дополнительных (по отношению к ЕИС) электронных сервисов, введенных в рамках регионального законодательства, могут служить применяемые в городе Москве:

- Портал поставщиков (zakupki.mos.ru), обеспечивающий

О £

Я

3

9

2 а

7

г-

сэ

сч

£

Б

ей

2 ©

бизнесу гарантированный электронный доступ к малым закупкам;

- Инвестиционный портал города Москвы (investmoscow.ru), обеспечивающий благоприятные условия для осуществления бизнесом инвестиционной деятельности в городе Москве, включая закупку имущества;

- Навигатор по инновационной столице (imoscow.mos.ru), обеспечивающий электронный доступ к информации по всем инновационным объектам города Москвы, также онлайн сервисы для ин-новаторов.

В контексте развития экосистемы цифровой экономики на региональном уровне необходимо отметить, что среди субъектов Российской Федерации по уровню оказания цифровых услуг для населения город Москва является лидером. Всемирная организация электронных правительств городов мира WeGO удостоила Москву наградой в номинации «Предоставление государственных услуг в электронной форме».

Официальный сайт Мэра Москвы «mos.ru» интегрировал все услуги и сервисы, которые ранее предоставлял Портал городских услуг города Москвы. Пользователям Портала городских услуг города Москвы не требуется повторной или новой регистрации. Личные кабинеты как физических, так и юридических лиц сохранены, логины и пароли остались прежними.

За последние 5 лет количество электронных услуг и сервисов в городе Москве увеличилось почти в 15 раз: сегодня каждый второй житель столицы пользуется госуслугами онлайн. Регистрация позволяет получить единый доступ к информационным ресурсам города - порталам «Наш город» (включая сервис -подать жалобу), «Автокод» (проверка VIN кода и иных сведений), «Московский паркинг» (информация о количестве свободных парковочных мест, составление оптимального маршрута движения, оплата парковки) и др. Так, в разделе «Услуги и сервисы» mos.ru вы сможете найти ближайший центр госуслуг «Мои документы» и записаться на прием («Центры госуслуг»), оплатить необходимые вам услуги («Оплата»), получить подробную информацию об услугах и способах их получения («О городских услугах»), узнать о необходимом вам органе исполнительной власти города Москвы («Ведомства»).

Основными целями направления, касающегося кадров и образования, в Программе определены:

- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;

- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;

- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;

- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Актуальными вопросами цифровой экономики в сфере закупок в части кадров и образования являются:

- разработка образовательных программ профессионального образования в области цифровой экономики, учитывающих сферу закупок;

- разработка требований к компетенциям цифровой экономики в сфере закупок и доработка профессиональных стандартов в сфере закупок;

- доработка образовательных программ дополнительного профессионального образования в области цифровой экономики, в том числе в сфере закупок;

- формирование системы мотивации специалистов, занятых в сфере закупок, к освоению новых компетенций цифровой экономики в сфере закупок.

Детальная проработка выделенных в настоящей статье актуальных вопросов развития цифровой экономики в сфере закупок позволит повысить эффективность, прозрачность и конкурентные преимущества как самих закупок, так экономики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях.

Литература

1. Дёгтев Г.В. Информационные ресурсы как основа формирования эффективной контрактной системы в сфере закупок города Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. - 2017. -№ 1.

2. Акимов Н.А., Ященко В.В. Модели стимулирования специалистов, осуществляющих государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. - 2017. - № 1;

3. Дёгтев Г.В., Гладилина И.П., Ященко В.В. Действия специалиста в сфере закупок товаров, работ и услуг при возникновении проблемных ситуаций // Инновации и инвестиции. - 2017. - № 5.

4. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в

сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Кон-сультантПлюс».

5. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Консультан-тПлюс».

6. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Правовая система «Кон-сультантПлюс».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р (об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Кон-сультантПлюс».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «КонсультантПлюс».

9. Протокол между государствами -участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок (Бишкек, 7 июня 2016 года). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Правовая система «Кон-сультантПлюс».

10. Протокол о порядке регулирования закупок (Приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года). - Режим доступа: Правовая система «Консультан-тПлюс».

11. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года».- Режим доступа: Правовая система «КонсультантПлюс».

Topical issues of development of digital economy in the sphere of purchases Dyogtev G.V., Akimov N.A., Gladilina I.P., Yashchenko V.V.

Moscow city university of management of the

Government of Moscow Authors of article on the basis of the analysis of legal acts on development of digital economy in the Russian Federation and international treaties of the State Parties of the Commonwealth of Independent States,

member states of the Eurasian Economic Union have allocated and considered topical issues of development of digital economy in the sphere of purchases. At the same time the analysis is carried out in two directions of development of digital economy in the Russian Federation: standard regulation; shots and education.

Keywords: digital economy, standard regulation, shots and education, purchases, electronic format of purchases. References

1. Dyogtev G. V. Information resources as a basis

of formation of effective contract system in the sphere of purchases of the city of Moscow/ /the Bulletin of the Governments of Moscow University. - 2017. - No. 1.

2. N. A. akims, Yashchenko V.V. of Model of

stimulation of the experts conducting government procurement of goods, operations, services for support of needs of the city of Moscow//the Bulletin of the Governments of Moscow University. - 2017. - No. 1;

3. Dyogtev G. V., Gladilina I. P., Yashchenko V.V.

Actions of the expert in the sphere of purchases

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of goods, operations and services in case of origin of problem situations//Innovations and investment. - 2017. - No. 5.

4. The federal law of 05.04.2013 No. 44-FZ «About

contract system in the sphere of purchases of goods, operations, services for support of the state and municipal needs». - [Electronic resource]. - Access mode: Legal ConsultantPlus system.

5. The federal law of 18.07.2011 No. 223-FZ

«About purchases of goods, operations, services by separate types of legal entities». - [Electronic resource]. - Access mode: Legal ConsultantPlus system.

6. The decree of the President of the Russian

Federation of 09.05.2017 No. 203 «About the Development strategy of information society in the Russian Federation for 2017 -2030». - [Electronic resource]. - Access mode: Legal ConsultantPlus system.

7. The instruction of the Government of the Russian

Federation of 28.07.2017 No. 1632-r (about the approval of the «Digital Economy of the Russian Federation» program). - [Electronic resource]. - Access mode: Legal ConsultantPlus system.

8. The resolution of the Government of the Russian

Federation of 28.08.2017 No. 1030 «About management system implementation of the «Digital Economy of the Russian Federation» program. - [Electronic resource]. - Access mode: Legal ConsultantPlus system.

9. The protocol between the State Parties of the

Contract on the free trade zone of October 18, 2011 about rules and procedures of regulation of government procurement (Bishkek, on June 7, 2016). - [Electronic resource]. - Access mode: Legal ConsultantPlus system.

10. The protocol on an order of regulation of purchases (Application No. 25 to the Contract on the Eurasian Economic Union (Astana, on May 29, 2014). - Access mode: Legal ConsultantPlus system.

11. The decision of the Supreme Euroasian economic council of 11.10.2017 No. 12 «About the Main directions of implementation of the digital camp-up of the Eurasian Economic Union till 2025».- Access mode: Legal ConsultantPlus system.

О

3

В

s

ff

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.