Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА, ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РОМАНА-ЭССЕ МАУЛИТА ЯМАЛЕТДИНА «ИШМУХАМЕТ СЭСЭН»'

ПРОБЛЕМАТИКА, ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РОМАНА-ЭССЕ МАУЛИТА ЯМАЛЕТДИНА «ИШМУХАМЕТ СЭСЭН» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
214
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
роман-эссе / жанр / проблематика / романное содержание / субъективное повествование / описательность / сэсэн / novel-essay / genre / problems / .novel content / subjective narrative / descriptiveness / sesen

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хасанов Ришат Фаукатович

Роман характеризуется как новое явление в башкирской исторической романистике. Делается вывод о том, что это исторический роман с активным использованием элементов эссе, а именно: отчетливо выраженная авторская позиция, свободная манера изложения, малая доля вымысла, тяготение к документализму, ориентация на общение с читателем, активное включение в текст разговорно-бытовой речи, поговорок, диалектизмов. Отмечается, что проблематика, тематика романа связаны с обращением к личностям и фактам истории, которые еще не становились объектом художественного изображения, а также «нетрадиционностью», новизной авторских взглядов на некоторые известные события и лица. Дается характеристика центральным персонажам. Научная новизна обусловлена тем, что это один первых опытов изучения жанра романа-эссе в башкирской литературе в целом и романа М. Ямалетдина, в частности. Актуальность темы исследования объясняется тем, что произведения на исторические темы с новым взглядом на события и лица прошлого всегда вызывают интерес у читателей и литературных критиков, изучение этих произведений показывает, какие эволюционные процессы происходят в отечественной и национальной литературе в области проблематики и тематики, жанра и стиля. В статье применяется имманентный анализ текста с частичным использованием элементов контекстуального и сравнительного методов. Целью исследования является анализ романа в аспекте жанра и проблематики. Данная цель предполагает решение следующих задач: а) краткая характеристика жанра эссе; б) выявление элементов эссе в романе; в) определение авторских «симпатий» и «антипатий» к историческим деятелям; г) сравнительно-сопоставительный анализ романов М. Ямалетдина, Я. Хамматова («Сырдарья»), З. Ураксина («Караван-сарай»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS, FEATURES OF THE GENRE OF THE NOVEL-ESSAY BY MAULIT YAMALETDIN "ISHMUKHAMET SESSEN"

The novel is characterized as a new phenomenon in Bashkir historical novelistics. It is concluded that this is a historical novel with an active use of essay elements, namely: a clearly expressed author's position, a free manner of presentation, a small proportion of fiction, a tendency to documentalism, orientation to communication with the reader, active inclusion in the text of colloquial everyday speech, sayings, dialectisms. It is noted that the problems and themes of the novel are connected with the appeal to personalities and facts of history that have not yet become the object of artistic representation, as well as the "unconventionality", the novelty of the author's views on some famous events and persons. The central characters are characterized. The scientific novelty is due to the fact that this is one of the first experiences of studying the genre of the novel-essay in Bashkir literature in general and the novel by M. Yamaletdin in particular. The relevance of the research topic is explained by the fact that works on historical topics with a new look at the events and faces of the past always arouse the interest of readers and literary critics; the study of these works shows what evolutionary processes are taking place in domestic and national literature in the field of issues and themes, genre and style. The article uses an immanent analysis of the text with partial use of elements of contextual and comparative methods. The purpose of the study is to analyze the novel in the aspect of genre and problematics. This goal assumes the solution of the following tasks: a) a brief description of the genre of the essay; b) identification of the essay elements in the novel; c) determination of the author's "likes" and "dislikes" to historical figures; d) comparative analysis of the novels of M. Yamaletdin, Y. Khammatov ("Syrdarya"), Z. Uraksin ("Caravan-shed").

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА, ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РОМАНА-ЭССЕ МАУЛИТА ЯМАЛЕТДИНА «ИШМУХАМЕТ СЭСЭН»»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

¡t^ ^ ^ jit'- ¿J'- J!^ /fc ¿J'- J!^ ^ -if'- ^ j'i'- Jji. ¿'J'- /I'; J!^ ^ rf'-

DOI 10.24412/2223-0564-2023-1-35-40 Р.Ф. Хасанов УДК 821.512.141.09

ПРОБЛЕМАТИКА, ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РОМАНА-ЭССЕ МАУЛИТА ЯМАЛЕТДИНА «ИШМУХАМЕТ СЭСЭН»

Аннотация

Роман характеризуется как новое явление в башкирской исторической романистике. Делается вывод о том, что это исторический роман с активным использованием элементов эссе, а именно: отчетливо выраженная авторская позиция, свободная манера изложения, малая доля вымысла, тяготение к документализму, ориентация на общение с читателем, активное включение в текст разговорно-бытовой речи, поговорок, диалектизмов. Отмечается, что проблематика, тематика романа связаны с обращением к личностям и фактам истории, которые еще не становились объектом художественного изображения, а также «нетрадиционностью», новизной авторских взглядов на некоторые известные события и лица. Дается характеристика центральным персонажам. Научная новизна обусловлена тем, что это один первых опытов изучения жанра романа-эссе в башкирской литературе в целом и романа М. Ямалетдина, в частности. Актуальность темы исследования объясняется тем, что произведения на исторические темы с новым взглядом на события и лица прошлого всегда вызывают интерес у читателей и литературных критиков, изучение этих произведений показывает, какие эволюционные процессы происходят в отечественной и национальной литературе в области проблематики и тематики, жанра и стиля. В статье применяется имманентный анализ текста с частичным использованием элементов контекстуального и сравнительного методов.

Целью исследования является анализ романа в аспекте жанра и проблематики. Данная цель предполагает решение следующих задач: а) краткая характеристика жанра эссе; б) выявление элементов эссе в романе; в) определение авторских «симпатий» и «антипатий» к историческим деятелям; г) сравнительно-сопоставительный анализ романов М. Ямалетдина, Я. Хамматова («Сырдарья»), 3. Ураксина («Караван-сарай»),

Ключевые слова: роман-эссе, жанр, проблематика, романное содержание, субъективное повествование, описательность, сэсэн

Rishat F. Khasanov

PROBLEMS, FEATURES OF THE GENRE OF THE NOVEL-ESSAY BY MAULIT YAMALETDINOV «ISHMUKHAMET SESSEN»

Abstract

The novel is characterized as a new phenomenon in Bashkir historical novelistics. It is concluded that this is a historical novel with an active use of essay elements, namely: a clearly expressed author's position, a free manner of presentation, a small proportion of fiction, a tendency to documentalism, orientation to communication with the reader, active inclusion in the text of colloquial everyday speech, sayings, dialectisms. It is noted that the problems and themes of the novel are connected with the appeal to personalities and facts of history that have not yet become the object of artistic representation, as well as the «unconventionality», the novelty of the author's views on some famous events and persons. The central characters are characterized. The scientific novelty is due to the fact that this is one of the first

Хасанов Ришат Фаукатович, доктор филологических наук, профессор кафедры филологии Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий (Бирск), e-mail: hasanovrr@rambler.ru

Rishat F. Khasanov, Dr. Sci. (Philology), professor of the department ofphilology of the Birsky branch of the Ufa University of Science and Technology (Birsk), e-mail: hasanovrr@rambler.ru

experiences of studying the genre of the novel-essay in Bashkir literature in general and the novel by M. Yamaletdin in particular. The relevance of the research topic is explained by the fact that works on historical topics with a new look at the events and faces of the past always arouse the interest of readers and literary critics; the study of these works shows what evolutionary processes are taking place in domestic and national literature in the field of issues and themes, genre and style. The article uses an immanent analysis of the text with partial use of elements of contextual and comparative methods.

The purpose of the study is to analyze the novel in the aspect of genre and problematics. This goal assumes the solution of the following tasks: a) a brief description of the genre of the essay; b) identification of the essay elements in the novel; c) determination of the author's «likes» and «dislikes» to historical figures; d) comparative analysis of the novels of M. Yamaletdin, Y. Khammatov («Syrdarya»), Z. Uraksin («Caravan-shed»).

Key words: novel-essay, genre, problems, .novel content, subjective narrative, descriptiveness, sesen

Современное состояние исторического романа характеризуется как расширением и углублением тематики и проблематики, так и эволюцией жанровых форм, поисками романистами новых средств, способов изображения исторической действительности. Причиной этого являются как внешние, так и собственно литературно-эстетические факторы. Это и изменившиеся социально-исторические условия в современном мире, развитие исторической науки, смена приоритетов, пересмотр сложившихся стереотипов на те или иные факты истории и т.д. «Сегодняшние романисты ищут новые художественные структуры, которые могли бы с наибольшей полнотой передать как мир усложнившейся действительности, так и внутренний мир героя-современника; происходит жанровое смещение: приемы одного жанра используются для раскрытия проблематики другого. Современному романисту как будто тесно в рамках одного жанра, он смело сочетает элементы психологического и философского, исторического и документального, все это свидетельствует о постоянном поиске новых форм, новых средств выражения, новых художественных приемов, используемых для отражения сложности нашего времени» [10, с. 9]. Не потеряли своей актуальности известные положения М.М. Бахтина о большой эпической форме. Ученый отмечал, что роман динамичный, подвижный, пластичный жанр. «Роман - единственный становящийся и еще неготовый жанр. Жанрообразующие силы действуют на наших глазах: рождение и становление романного жанра совершаются при полном свете исторического дня. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей» [1, с. 447-448]. «Роман более глубоко, существенно, чутко и быстро отражает становление самой действительности, это вечно ищущий, вечно исследующий

себя самого и пересматривающий все свои сложившиеся формы, жанр» [2, с. 95-121]. Литературная практика наших дней является подтверждением вышесказанного.

Эти процессы характерны и башкирской исторической романистике. Классический исторический роман, популярный в литературе советского времени и на рубеже веков, постепенно эволюционирует, видоизменяется. Уходят в прошлое произведения эпопейного масштаба с большим хронотопом, событийностью, описа-тельностью, активным сочетанием вымысла и факта, исторических лиц и вымышленных персонажей. Это романы «Кинзя» Г. Ибрагимова, «Карасакал» Б. Рафикова, «Кречет мятежный» Р. Баимова, «Кровавый пятьдесят пятый» Г. Хусаи-нова, «Там лежат останки батыра» Н. Мусина, «Мелодия степи», «Кожаная шкатулка». «Плач домбры» А. Хакимова, «Северные амуры» Я. Хамматова. Созданные в 70-90-е годы прошлого века, они составили золотой фонд башкирской исторической прозы.

Роман «Ишмухамет сэсэн» по своей тематике и проблематике созвучен с произведениями предшественников. Однако организация, подача исторического материала, сюжетно-композиционная структура, стиль, свидетельствуют о поисках новых приемов и способов его выражения и изображения. Это одно из первых произведений в башкирской прозе в жанре эссе. Оно является примером того, как писатель на примере прошлого откликается на меняющийся мир, на социально-политические, духовно-нравственные проблемы своего времени [11].

Научное определение жанра дано в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи»: «Эссе - жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с её изложением, ориентированным на массовую

аудиторию. Основой жанра является философское, публицистическое начало и свободная манера повествования. Эссе относится к жанрам с нестрого заданными характеристиками» [5, с. 786]. В Большом энциклопедическом словаре читаем: «Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением...» [3, с. 1413]. Или: «Эссе - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т.п.» [7, с. 478]. Как видно, эссе дает автору определенную свободу в изложении материала, в трактовке темы, возможность выразить по ней личную позицию, порой не совпадающую с официальной.

Следует отметить, что данный жанр довольно редкое явление не только в башкирской, но и в отечественной литературе. Наиболее удачными примерами могут быть «Память» В. Чивилихина (1980), «Пушкинский дом» А. Битова (1978), «Бесконечный тупик» Д. Галковского (1997). Тем не менее процесс сближения литературы и эссеи-стики продолжается. В этой связи К. Зацепин пишет, что «эссе в художественной литературе начала XXI в. стал жанром, который преобразовал современный роман». [4, с. 191-199].

М. Ямалетдин, обращаясь к возможностям эссе, намного расширяет хронотоп, тематический диапазон классического исторического романа, обогащает его проблематику философским, публицистическим содержанием, актуализирует исторический материал, выражая при этом свою точку зрения. Он стремится сказать свое слово по отношению ко многим фактам, событиям российской истории XVIII-XIX вв. Это правление Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, участие башкир в Отечественной войне 1812 г., Хивинский поход русских в 1839 г., башкирский край в период реформ во второй половине XIX в., губернаторы Оренбургского края (В.А. Перовский, H.A. Крыжановский, В.А. Обручев) и др. Каждая тема получает свою оценку с позиции философа, публициста, писателя-историка. Парадоксальность авторского взгляда, его симпатии и антипатии видны в оценке личности и деятельности исторических лиц и фактов истории.

Вопреки сложившейся традиции М. Ямалетдин считает, что башкирские восстания ХУИ-ХУШ вв. приносили народу больше горестей и страданий, чем пользы, и что сам Салават Юлаев, уже будучи арестованным, передавал на волю, чтобы его сородичи не восставали, а нашли мирные способы урегулирования конфликтов, противоречий. В рассказе о губернаторах автор также не во всем согласен со своими предшественниками, в частности, положительно, с теплотой пишет о В.А. Перовском, оставившим яркий след в истории башкир, и в то же время негативно отзывается о Кржижановском и Обручеве.

В этом отношении роман М. Ямалетдина созвучен с романами Я. Хамматова «Сырдарья» [9] и 3. Ураксина «Караван-сарай» [8], в которых также немало места занимает рассказ о Хивинском походе и Перовском. При сопоставительно-сравнительном рассмотрении произведений видны сходства и различия в освещении событий и лиц. Писатели едины в понимании объективных причин неудачи военной экспедиции. Это непогода, бездорожье, отсутствие постоянного снабжения продовольствием и кормами для лошадей и верблюдов, болезни, незнание местности, сил, вооружения противника. Тем не менее Я. Хамма-тов возлагает большую вину на организатора похода - В.А. Перовского, не сумевшего тщательно, серьезно подготовиться к нему. Автор «Ишмуха-мет сэсэна» считает губернатора не виновником, а жертвой сложившихся обстоятельств, рока. Проникновенно рисует писатель его внутреннее состояние в эти дни, его терзания, мучения совести, показывает драму человека, не сумевшего оправдать высокое доверие. Для Я. Хамматова Перовский - это чиновник, представитель самодержавной власти, «кнутом и пряником» проводящий ее политику. Он суров, строг, двуличен, в общении с людьми играет в простонародность, демонстрирует показное радушие.

3. Ураксин, не умаляя достоинств губернатора - ум, образованность, деловитость, решительность, инициативность, забота о процветании края, верность долгу, - в целом рисует хитрого и тонкого политика, царского чиновника. Во всех своих действиях и начинаниях он прежде всего преследует корыстные цели - добиться славы, почета и уважения перед лицом государя, выслужиться. Многое в мировоззрении, характере Перовского объясняет его диалог-спор с В.И. Далем о внешней и внутренней политике самодержавия. Отношения с азиатскими соседями, горцами,

по мнению генерал-губернатора, больше надо строить на силе оружия, а не либеральничать, «все средства, ведущие к превосходству, к победе хороши, а победителей не судят», - говорит он.

У М. Ямалетдина губернатор показан как обычный человек, со своими недостатками и достоинствами, который может предаваться ностальгии, чувству умиления, восхищения мелодией курая, пением, танцами башкир, проявлять искреннюю любовь и уважение к природе, обычаям, обрядам местного народа. Он прост, обыден в общении с окружающими, с сэсэном Ишмуха-метом, щедр на подарки, хлебосолен, устраивает ежегодные сабантуи. Суров, но справедлив, говорят о нем башкиры. Свою деятельность он строит с учетом их национальных особенностей, вековых устоев, обычаев. В отличие от других считает, что нельзя указами, силой принуждать башкир перейти к оседлости, заниматься земледелием, запретить кочевой образ жизни, что это процесс эволюционный, долгий.

В такой оценке деятельности генерал-губернатора автор недалек от истины. В официальных источниках также отмечается, что время губернаторства Перовского признавалось современниками периодом развития и процветания Оренбургского края. При нем здесь были построены школы, больницы, заводы, медресе, мечети, шедевр зодчества и символ Оренбурга - знаменитый «Караван сарай» - специальный торгово-гостиничный комплекс для башкир, говоря современным языком. Перовский был одним из образованнейших людей России. Он знал несколько иностранных языков (с башкирами общался на их родном языке), любил поэзию, музыку.

Эссеистическое начало романа обусловливает более строгие тона повествования, сдержанность в использовании изобразительных средств, краткость, стремление к точности, фактологич-ность. Романное содержание позволяет автору быть более «раскованным» и «свободным» от канонов жанра; здесь он дает простор творческому воображению, описательности, психологизму, лиризму, неспешному рассказу о своих героях, включать в повествование пейзажные зарисовки, диалоги, монологи... Именно так выстраивается сюжетная линия, связанная с образом главного героя. На основе скудных данных о сэсэне Ишму-хамете писатель создает целостную картину его жизни и семьи, рассказывает о взаимоотношениях героя с В.А. Перовским, с сородичами, о его

надеждах и чаяниях, о счастливых и драматических периодах жизни. Участник Хивинского похода, он понимает, что эта военная экспедиция -историческая необходимость и была предпринята ради обеспечения безопасности России. В то же время сэсэн душой и сердцем против этого, т.к. приносит людям несчастье, потери, гибель. Безвременную смерть своего любимца Яркая он тоже связывает с этим.

В романе центральный персонаж показан в различных жизненных ситуациях - в семейном кругу, вдали от дома, в походе, наедине с самим собой, в общении с другими. Автор часто рисует его на лоне природы, еще раз подчеркивая его любознательность, влюбленность в родную землю. Так постепенно вырастает фигура вдумчивого и впечатлительного человека, наделенного природным даром музыканта и поэта, часто погруженного в грустные мысли о потере близких, страдающего при виде несправедливости, зла, насилия.

В создании его психологического портрета автор прибегает к так называемому «субъективному повествованию» (несобственно-прямой речи), что способствует сближению, а порой и слиянию мыслей, переживаний повествователя и героя. Глазами сэсэна мы видим обстоятельства военного похода, праздник сабантуя; во многом через его восприятие в романе предстает фигура В.А. Перовского и некоторых других лиц. Картины жизни башкир того времени (хлопоты по хозяйству, семейные взаимоотношения, гастрономия, национальные обряды, одежда и т.п.) также даны через восприятие главного героя. Это служит созданию целостной картины жизни народа, усиливает непосредственность впечатления от изображаемого. Люди и события, увиденные «вблизи», глазами их очевидца и участника, обретают большую историческую достоверность и убедительность.

С образом главного героя в роман входит одна из традиционных тем в башкирской литературе -тема поэта, сэсэна-импровизатора, кураиста. В жизни башкирского народа они занимали особое положение, выступали духовными лидерами, глашатаями истины, прорицателями, властителями дум, борцами за справедливость и свободу. Слова Е. Евтушенко «поэт в России больше, чем поэт» как нельзя лучше объясняют их роль и место в жизни народа в разных ее проявлениях.

Страницы, посвященные сэсэнам, кураю, интересны и познавательны. Его мелодия

сопровождает героев и в походе и в мирной жизни, звучит на праздниках. Повествование в этих местах окрашивается в лирические тона. Заметно, что это близко и дорого автору. Писатель демонстрирует хорошее знание языка народа, о чем свидетельствуют диалоги, авторская речь. По страницам романа буквально рассыпаны поговорки, народные изречения, встречаются диалектизмы. Все это выражает национальный характер, показывает мудрость, прозорливость, смекалку народа.

Мысли, действия, поведение героев обусловлены социально-бытовыми факторами, обстоятельствами своего времени, автор же возвышается над этим, выходит в область онтологических тем, находится в бытийном пространстве, пишет о субстанциональных явлениях, рассуждает не только о человеке, а о человечестве, о вечной борьбе добра и зла, о войне и мире, о любви и ненависти. Перед нами не бытописатель, а философ, размышляющий о причинах войн, о социальных катаклизмах, о человеческой природе, о смысле жизни, делающий грустный вывод о том, что вся история человечества тревожна, кровава, наполнена войнами, распрями. Интересно сопоставление двух миров - животных и людей. У первых нет чувства ненависти, у них все подчинено пропитанию и продолжению рода, тогда как человек наделен не только природными инстинктами, но и обуреваем чувством ненависти, зависти, коварства, злости, что чревато печальными последствиями. Здесь слышен голос писателя-публициста, озабоченного неустройством жизни, социально-нравственными проблемами, нарушением миропорядка, причиной которых является сам человек. Порой автор пишет, что сама природа словно предупреждает людей о предстоящей беде, хочет предостеречь от трагедии. Например, перед выступлением в Хивинский поход наступает хмурое утро, кругом мгла, слышен гул ветра, начинается снежно-песчаная буря.

М. Ямалетдин не порывает с традициями классического исторического романа. Сюжетность, элементы хроники, описательность, опора на фольклорный, этнографический, биографический материал, сочетание факта и вымысла, документального и художественного, система образов, включающая исторических лиц и вымышленных персонажей, языковая стилизация, создание социально-бытового колорита изображаемой эпохи, - все это подтверждает вышеска-

занную мысль. По проблематике, художественным особенностям роман «Ишмухамет сэсэн» сближается с произведениями исторической романистики последних лет с их злободневностью, тесной связью истории и современности, публицистичностью, с ярко выраженным авторским началом. В этом ряду «По велению башкир», «Февральский буран» Г. Хисамова, «Башкирское войско» Р. Камала, «Идель йорт» М. Идельбаева.

Таким образом, жанровые возможности романа-эссе позволяют автору, отталкиваясь от конкретно-исторической тематики, обратиться к вечным вопросам бытия, в небольшом по объему произведении выразить большое содержание. Это не только желание выразить свое отношение, свою позицию по отношению к явлениям действительности, но и попытка пытливого ума понять этот многогранный мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. БарановХ.К. Арабо-русский словарь. М.: Русский язык, 1977. 943 с.

2. Бертелъс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1960. 556 с.

3. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада: принципы и методы: монография. М.: Але-тейя, 1999. 216 с.

4. Григорьева Т.П. И еще раз о Востоке и Западе // Иностранная литература. 1975. № 7. С. 241-257.

5. Исмайлов X., Султанова Р. Канон - инвариант восточного литературного процесса. Проблемы методологии ориенталистики // Теория литературы. Т. 4: Литературный процесс. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. С. 82-95.

6. Крачковский И.Ю. Китаб ал-бади // Крачков-ский И.Ю. Избранные сочинения. Т. 6. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 739 с.

7. Куделин А.Б. Нестилизационные подражания как явления мировой литературы средних веков // Вестник славянских культур. 2018. Т. 48. С. 101-112.

8. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. статей / Отв. ред. И.Ф. Муриан. М.: Наука, 1973. С. 6-15.

9. Лотман Ю.М. Каноническое искусство и информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. статей / Отв. ред. И.Ф. Муриан. М.: Наука, 1973. С. 16-22.

10. Ыирзоев А. Является ли «Хадигатус-суада» Физули переводом? // История азербайджанского

художественного перевода и Физули. Баку: Авропа, 2009. С. 103-П0.(на азерб. яз.).

11. Пак Н.И. Канон // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Ни-колюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 336.

12. Попов А.И. Восточный эстетический канон в гуманитарной культуре современности (на примере художественного творчества): автореф. дисс. канд. филос. наук. Тамбов, 2007. 21 с.

13. Словарь арабских и персидских слов, употребляемых в классической азербайджанской литературе. Баку: Маариф, 1981. 521 с. (на азерб. яз.).

14. Филъштинский И.М. История арабской литературы. V - начало X в. М.: Гл. ред. Вост. лит-ры. 1991. 531 с.

15. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв.). М.: Наука, 1974. 253 с.

REFERENCES

1. Baranov, Kh.K. Arabo-russkij slovar' [Arabic-Russian Dictionary], Moscow: Russian language, 1977. 943 p. (in Russ.).

2. Bertels, E.E. Istoriya persidsko-tadzhikskoj lit-eratury [History of Persian-Tajik literature]. Moscow: Publishing House of Eastern Literature, 1960. 556 p. (in Russ.).

3. Burkhardt, T. Sakral'noe iskusstvo Vostoka i Zapada: principy i metody [Sacred art of the East and West: principles and methods]. Moscow: Aleteya, 1999. 216 p. (in Russ.).

4. Grigorieva, T.P. I eshche raz o Vostoke i Zapade [And once again about the Eastand the West]. In: Inos-trannaya literatura [Foreign Literature]. 1975. No. 7. P. 241-257. (in Russ.).

5. Ismailov, H., Sultanova, R. Kanon - invariant vostochnogo literaturnogo processa. Problemy metod-ologii orientalistiki [The canon is an invariant of the Eastern literary process. Problems of the methodology of orientalism]. In: Teoriya literatury [Theory of Literature]. Vol. 4: Literary process. Moscow: IMLI RAS, «Heritage», 2001. P. 82-95. (in Russ.).

6. Krachkovsky, I.Yu. Kitab al-badi. In: Krachk-ovsky I.Yu. Izbrannyye sochineniya [Selected writings]. Vol. 6. Moscow-Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences, 1960. 739 p. (in Russ.).

7. Kudelin, A.B. Nestilizatsionnyye podrazhani-ya kak yavleniya mirovoy literatury srednikh vekov [Non-stylistic imitations as an eventin world literature of the Middle Ages]. In: Vestnik Slavianskikh kultur [Herald of Slavic Cultures], 2018. Vol. 48. P. 101-112. (in Russ.).

8. Losev, A.F. O ponyatii khudozhestvennogo kanona [On the concept of the artistic canon]. In: Problema kanona v drevnem i srednevekovom iskusstve Azii i Afriki [The problem of the canon in ancient and medieval art of Asia and Africa: Collection of articles]. Ed. by I.F. Murian. Moscow: Nauka, 1973. P. 6-15. (in Russ.).

9. Lotman, Y.M. Kanonicheskoye iskusstvo i infor-matsionnyy paradoks [Canonical art and information paradox]. In: Problema kanona v drevnem i srednevekovom iskusstve Azii i Afriki [The problem of the canon in ancient and medieval art of Asia and Africa: Collection of articles]. Ed. by I.F. Murian. Moscow: Nauka,

1973. P. 16-22. (in Russ.).

10. Mirzoev, A.Is Yavlyayetsya li «Khadigatus-suada» Fizuli perevodom? [«Khadigatus-suada» by Fizuli a translation?]. In: Istoriya azerbaydzhanskogo khudozhestvennogo perevoda i Fizuli [History of Azerbaijani Literary Translation and Fizuli]. Baku: Avropa, 2009. P. 103-110. (in Azerbaijani).

11. Pak, N.I. Canon. In: Literaturnaya entsiklope-diya terminov i ponyatiy [Literary Encyclopedia of terms and concepts]. Moscow: NPK «Intelvak», 2001. P. 336. (in Russ.).

12. Popov, A.I. Vostochnyy esteticheskiy kanon v gumanitarnoy kul 'ture sovremennosti (na primere khudozhestvennogo tvorchestva) [The Eastern aesthetic canon in the humanitarian culture of modernity (on the example of artistic creativity)]. PhD Thesis. Tambov, 2007. 21 p. (in Russ.).

13. Slovar' arabskikh i persidskikh slov, upotre-blyayemykh v klassicheskoy azerbaydzhanskoy literature [Dictionary of Arabic and Persian words used in classical Azerbaijani literature]. Baku: Maarif, 1981. 521 p. (in Azerbaijani).

14. Filshtinsky, I.M. Istoriya arabskoy literatury. V- nachalo X v. [History of Arabic Literature. V - the beginning of the X century], Moscow: Main edition of Eastern literature, 1991. 531 p. (in Russ.).

15. Shidfar, B.Ya. Obraznaya sistema arabskoy klassicheskoy literatury (VI-XII vv.) [Arabic classical literature system (VI-XII centuries)]. Moscow: Nauka,

1974. 253 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.