ПРОБЛЕМА ЗАНИЖЕНИЯ ОЦЕНОК УЧИТЕЛЕМ: ПРИЧИНЫ,
ПОСЛЕДСТВИЯ, СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ
1 2 Максименкова А.С. , Морозикова И.В.
'Максименкова Алина Сергеевна - студент, естественно-географический факультет;
2Морозикова Ирина Владиславовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, психолого-педагогический факультет, Смоленский Государственный университет, г. Смоленск
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема занижения оценок учителями в условиях современного образовательного пространства. Рассмотрены виды конфликтов, формируемые на почве занижения оценок. Проанализированы причины возникновения данных конфликтов со стороны учителя и со стороны ученика и способы их решения. Проведено исследование в виде разработанного нами тестирования, с помощью которого мы выяснили долю обучающихся, которые сталкивались с проблемой занижения оценок, как в школьные годы, так и в студенчестве. На основе комплексного изучения данной темы и результатов проведенного нами исследования сформулированы рекомендации для учителей, учеников и родителей по предупреждению и решению данных ситуаций. Ключевые слова: конфликт, конфликт «учитель - ученик», конфликтная ситуация, занижение оценок.
УДК 37.06
«Правильно ли оценили работу моего ребенка? Кажется, что учитель придирается к ребенку, так ли это? Сколько ошибок можно допустить в контрольной работе, чтобы получить хорошую отметку?» — эти и многие подобные вопросы всегда вызывают у родителей и учеников много мнений и комментариев. Выясняя все тонкости ситуаций, чаще всего оказывается, что учитель выставил отметку справедливо. Но, случается и так, что учитель по какой-либо причине занизил отметку, такое тоже может быть.
Несмотря на то, что учителя и администрация школы разъясняют родителям и ученикам нормативы выставления оценок, каждый год возникают ситуации, когда родители или ученики задаются вопросом: «объективно ли была выставлена отметка?». Часто родители и школьники за низкой отметкой видят предвзятое отношение учителя к ребенку. На данной почве формируется конфликт.
А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают следующее определение конфликта: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1].
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [2].
Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что -то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
В школе встречаются следующие типы конфликтов (по Воронину) [3]:
1. Конфликт «Ученик - ученик»;
2. Конфликт «Учитель - ученик»;
Такие конфликты наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми. Также именно этот тип конфликтов наиболее часто встречается при проблеме занижения оценок.
3. Конфликт «Учитель - родитель».
В большинстве случаев происходит, когда ученик обращается к родителем за помощью в решении конфликта с учителем.
К наиболее распространённым причинам конфликтов можно отнести следующие:
1. Отсутствие единства в требованиях учителя;
2. Чрезмерное количество требований к ученику;
3. Непостоянство требований учителя;
4. Невыполнение требований самим учителем;
5. Личные качества учителя или ученика;
6. Ученик считает себя недооцененным.
В процессе изучения проблемы занижения оценок учителями, мы решили выяснить, много ли учащихся сталкиваются с такой проблемой и как её решают.
Чтобы ответить на эти вопросы мы провели исследование.
Цель нашего исследования - узнать, какой % учеников сталкивались с проблемой занижения оценок, какими способами они выходили из сложившейся ситуации и какие результаты это дало.
В нём приняли участие 14 человек - студенты 4 курса Смоленского Государственного университета. Из них 3 юноши и 11 девушек.
Для достижения цели исследования мы использовали разработанный нами тест из 12 вопросов, 11 из которых с выбором ответа и 1 с развернутым ответом.
Образец анкеты «Выяснение отношения учащихся к субъективности оценки»:
1. Вам когда-либо занижали оценки?
а) да
б) нет
2. Занижали ли вашим друзьям оценки?
а) да
б) нет
3. Часто ли вам занижали оценки?
а) да
б) нет
4. Вы считаете, что вам занижали оценки по недоразумению?
а) да
б) нет
5. Вы считаете, что вам занижали оценки из-за плохого отношения учителя к вам?
а) да
б) нет
6. Пытались ли вы оспорить выставленную оценку?
а) да
б) нет
7. Воспринимал ли ваше недовольство учитель так, словно вы абсолютно неправы?
а) да
б) нет
8. Пытался ли учитель объяснить вам причину выставления оценки?
а) да
б) нет
9. Оставались ли вы удовлетворены оценкой учителя после объяснения причин ее выставления?
а) да
б) нет
10. Решали ли вы проблему оценки при помощи родителей?
а) да
б) нет
11. Если вы «жаловались» администрации школы, то они были на стороне учителя?
а) да
б) нет
12. Напишите, как вы или ваши друзья пытались решить проблему выставления неправильной оценки учителем.
В ходе проведения тестирования были получены следующие результаты, которые наглядно представлены на диаграмме 1:
Рис. 1. Диаграмма. Сравнение отношения учащихся к субъективности оценки в школе и
университете
50% опрошенных считают, что им в школе занижали оценки; в университете - 60%. 70% опрошенных утверждают, что их друзьям занижали оценки в школе; в университете 60%.
30% опрошенных считают, что им в школе часто занижали оценки; в университете 20%.
40% опрошенных считают, что в школе им занижали оценки по недоразумению; в университете 30%.
50% опрошенных считают, что в школе им занижали оценки из-за плохого отношения учителя к ним; в университете 50%.
50% опрошенных в школе пытались оспорить оценку, если считали, что она выставлена несправедливо; в университете 70%.
40% опрошенных утверждают, что в школе учитель был абсолютно уверен в своей правоте; в университете 20%.
60% опрошенных утверждают, что в школе учитель пытался объяснить причину выставления данной оценки; 80% в университете.
90% опрошенных оставались удовлетворены своей оценкой после объяснения её выставления учителем в школе; 70% в университете;
40% опрошенных в школе прибегали к помощи родителей; в университете 0%.
В 50% в школе и 50% в университете администрация была на стороне учителя.
Отвечая на последний вопрос 100% опрошенных ответили, что решали возникший конфликт путём спокойной беседы.
Мы видим, что проблема занижения оценок имеет место быть в современных реалиях образовательных учреждений. Чтобы этого избежать, учителям необходимо придерживаться определённых рекомендаций:
1. Оценивай работу ученика адекватно, объективно, справедливо, непредвзято, а также за его знания, а не за поведение;
2. Оценивая работу ученика, опирайся на ФГОС по своему предмету и устав школы «Об оценивании учеников», так ваша оценка будет более объективной и в случае несогласия ученика или родителей с выставленной оценкой, будет проще её обосновать (доказать).
Рекомендации ученикам: спокойным и уважительным тоном попроси учителя объяснить, почему он поставил данную оценку. Возможно, он в чем-то прав и тебе просто нужно подтянуться в учебе или быть более внимательной. Постарайся адекватно посмотреть на ситуацию, не оправдывай свою лень. Если ситуация не меняется и учитель по-прежнему не желает ставить тебе заслуженную, по твоему мнению, оценку, то имеет смысл рассказать все родителям и вместе поговорить с учителем.
Родителям стоит помнить о том, что учитель для них не враг, а союзник, разговаривать нужно спокойно и уважительно. Правильно выстроенные отношения родителей с педагогом - это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб.:
Питер, 2013. 512 с.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544 с.
3. Конфликт: виды и способы разрешения конфликтов // Financial lawyer.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.financial-
lawyer.ru/newsbox/society/183-529115.html/ (дата обращения: 06.12.18).