Научная статья на тему 'Проблема насилия над детьми в оценках московских школьников'

Проблема насилия над детьми в оценках московских школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
731
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ / НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ / ПОДРОСТКИ / КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ / CHILD ABUSE / ACT OF VIOLENCE AGAINST CHILDREN / YOUNG PEOPLE / CONFLICTS IN FAMILIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хвыля-олинтер Надежда Андреевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме жестокого обращения с детьми в Москве. Анализ проводится на основе оценок, данных московскими школьниками. Выявляются особенности взаимоотношений подростков с окружающими в основных зонах риска в семьях, учебных заведениях, на улице как в местах возможного возникновения конфликтных ситуаций. Описаны имеющие место типы жестокого поведения по отношению к детям, их интенсивность и основные причины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of child abuse in ASSESSMENTS of schoolchildren in Moscow

The article describes findings of empirical study concerning the problems of child abuse in Moscow. The analysis is based on Moscow schoolchildren's assessment. Specific characteristics of relationships of teenagers with people around them in the major areas of risk are revealed in families, in educational institutions, in the streets as well as in the places where conflict situations could arise. The types of child abuse, their intensity and underlying reasons have been described.

Текст научной работы на тему «Проблема насилия над детьми в оценках московских школьников»

УДК 316.346

Хвыля-Олинтер Надежда Андреевна

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник кафедры методологии социологического исследования социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова k_nadejda@mail.ru

ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В ОЦЕНКАХ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме жестокого обращения с детьми в Москве. Анализ проводится на основе оценок, данных московскими школьниками. Выявляются особенности взаимоотношений подростков с окружающими в основных зонах риска - в семьях, учебных заведениях, на улице - как в местах возможного возникновения конфликтных ситуаций. Описаны имеющие место типы жестокого поведения по отношению к детям, их интенсивность и основные причины.

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, насилие над детьми, подростки, конфликты в семье.

Khvylya-Olinter Nadezhda Andreevna

PhD in Sociology, Senior Researcher of the Department of Social Research Methodology of the Faculty of Sociology, Moscow State University named after M.V. Lomonosov k_nadejda@mail.ru

PROBLEMS OF CHILD ABUSE IN ASSESSMENTS OF SCHOOLCHILDREN IN MOSCOW

The article describes findings of empirical study concerning the problems of child abuse in Moscow. The analysis is based on Moscow schoolchildren’s assessment. Specific characteristics of relationships of teenagers with people around them in the major areas of risk are revealed - in families, in educational institutions, in the streets - as well as in the places where conflict situations could arise. The types of child abuse, their intensity and underlying reasons have been described.

Key words: child abuse, act of violence against children, young people, conflicts in families.

Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. и ратифицированная нашей страной, обязывает государства обеспечить необходимые меры с целью «защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» (ст.19).

К сожалению, сегодня проблема жестокого обращения с детьми, насилия по отношению к ним, все более актуализируется. На фоне экономического кризиса масштабы этой всеобщей беды неуклонно растут. Российское общество, в связи с переориентацией на новые социальноэкономические условия, постепенно теряет исконные семейные устои и практики, что влечет за собой кризис человеческих взаимоотношений. Люди разных поколений практически разучились искренне общаться, делиться своими проблемами, доверять друг другу. Забота о близких часто подменяется решением чисто материальных вопросов, при этом почти полностью игнорируется духовное общение и душевное тепло, столь важные для полноценного развития личности.

В том, что сегодня в нашей стране наблюдается эскалация насилия по отношению к детям, к сожалению, сомневаться не приходится. На это указывают, например, данные о динамике случаев лишения родительских прав в

Российской Федерации. В 2000 г. численность детей, родители которых были лишены родительских прав, составила 53 073 человек, в 2004 - 65 180, в 2008 - 74 492 [1, с. 122]. Можно найти множество причин этой печальной тенденции: культурная обусловленность восприятия телесных наказаний, низкий уровень жизни, алкоголизация общества, общий уровень агрессии, некомпетентность специалистов, работающих с детьми, деформация поведенческих моделей поколений и т.д.

Следует также учитывать, что официальная статистика не вполне адекватно отражает ситуацию, так как зачастую факты жестокого обращения с детьми скрываются и замалчиваются, а в криминальной статистике учитываются только возбужденные уголовные дела. Случаи избиений, экономических преступлений, которые не удалось завершить уголовным преследованием, не учитываются вообще. По оценкам экспертов, эти данные соответствуют действительности максимум на 10%, поскольку боязнь огласки заставляет подростков и их семьи скрывать подобные происшествия. Насильственные действия психологического характера практически никогда не фигурируют в российской статистике.

Научное описание проблемы насилия над детьми затрудняется, в том числе, в связи с неоднозначностью терминологии, используемой для ее описания. Категория «насилие» многозначна и имеет различные трактовки. Так, согласно словарю русского языка, насилие означает «применение физической силы к кому-

либо; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие; опора на силу, действие с помощью силы» [4, с. 344]. Однако сводить насилие только к физическому воздействию в корне не верно. Более современные подходы включают в это понятие целый комплекс поведенческих феноменов. Так, под насилием понимают, например, «нанесение любого ущерба (физического, морального, психологического, идеологического и др.), или любые формы принуждения в отношении других индивидов и групп» [3, с. 85].

В силу многоаспектности феномена насилия необходимо говорить о множестве проявлений жестокого обращения с детьми, как правило, это физический, психический, духовный, сексуальный и экономический ущерб, наносимый ребенку.

Физическое насилие проявляется в нанесении человеку физических травм, телесных повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие или лишающих его жизни. Данный вид жестокости усугубляется тем, что ребенок часто не осознает грозящей ему опасности. Поэтому к этой категории относят также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя или химических веществ.

Психическое насилие есть воздействие на другого человека посредством оказания влияния на его психику. Сюда можно причислить, например, оскорбления, угрозы, унижение человеческого достоинства, необоснованные обвинения, принуждения к действиям, противоречащим общественным нормам и т.п. Такого рода деяния вызывают у ребенка состояние психологического и эмоционального напряжения, душевные страдания и подвергают опасности его развитие в качестве полноценной личности. К этой категории относят также и информационное воздействие со стороны средств массовой информации, насаждающее насилие в сознании ребенка. В результате у детей формируется склонность к агрессивному поведению, фобиям (например, страх стать «жертвой»), привыкание и равнодушное отношение к жестокости.

Духовное насилие предполагает использование религиозных убеждений с целью установления контроля над сознанием, поведением, мыслями и даже чувствами. Например, в религиозных культах активно используются специальные технологии манипулирования личностью [2]. Дети гораздо более восприимчивы к такого рода воздействиям по разным причинам, например, в силу доверия авторитету взрослого человека или отсутствия достаточного жизненного опыта.

Сексуальное насилие имеет трактовки в Уголовном кодексе (УК) Российской Федерации.

Так, в главе 18 УК РФ конкретизируются преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. К этой категории преступлений относят изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к подобным действиям, развратные действия. Несмотря на то, что благодаря законодательству проявления сексуального насилия четко обозначены, проблема научного анализа этой проблемы налицо. Статистические данные по данной теме, скорее всего в связи с ее сложностью и деликатностью, не отражают реальной ситуации, так как основываются только на численности уголовных дел, зарегистрированных Генеральной прокуратурой РФ. Случаи сексуального насилия часто скрываются по причине того, что жертвы не имеют достаточных моральных сил для их обнародования, но и общество, в свою очередь, не готово открыто обсуждать эти проблемы.

Под экономическим насилием понимают отказ предоставить средства для обеспечения выживания ребенка, угрозу его финансовой безопасности, причинение ущерба его имуществу. Проявляется это в отсутствии должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка, например, в пище, одежде, жилье, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Установление контроля над поведением ребенка средствами денежного шантажа также следует относить к экономическому насилию.

Если анализировать зоны риска, в рамках которых дети могут быть подвергнуты жестокому обращению, то можно выделить три основных: семья, образовательное заведение и улица. Соответственно, при изучении проблемы насилия над детьми следует рассматривать особенности их взаимодействия с ровесниками и взрослыми в трех пространственных сферах: место жительства - место получения образования - места проведения свободного времени.

В ноябре 2010 г. на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова при участии автора было проведено репрезентативное исследование «Состояние и характер насилия в отношении детей в г. Москве» (научноисследовательская работа «Проблема насилия в отношении детей в городе Москве», выполнена по Государственному контракту № 32). Некоторые результаты этого исследования представлены в данной работе.

Выборочная совокупность образовательных учреждений строилась как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности по следующим параметрам: окружное или городское подчинение, тип (государственные, не-

государственные) и вид (средние общеобразовательные школы, центры образования, гимназии, лицеи, прогимназии, школы-интернаты). Так же в выборку включались специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы. Всего было охвачено 43 образовательных учреждения, в каждом из которых опрошено от 20 до 40 учеников (объем выборки 1 514 чел. от 14 лет и старше).

Кроме того, в рамках данного исследования был проведен анкетный опрос родителей подростков, фокус-группы с подростками и экспертный опрос. Целью исследования была оценка современной ситуации и выявление основных тенденций в состоянии проблемы насилия в отношении детей в семье, в школе и на улицах Москвы.

В качестве одного из критериев, по которому оценивался характер взаимоотношений подростка с окружающими, рассматривалось, насколько комфортно он ощущает себя дома и вне его. Большинство московских школьников не испытывают дискомфорта ни в семье, ни за ее пределами. Но 8% опрошенных детей заявило, что постоянно конфликтует со своими родственниками, а 6,6% ощущают себя незащищенными в учебных заведениях и на московских улицах. Несмотря на то, что всего 2,1% подростков отметили, что практически постоянно конфликтуют со взрослыми и сверстниками, находясь за пределами семьи, проведенный анализ позволил выделить характеристики этих детей. Таковыми оказались следующие особенности: подросток живет в неполной семье (осо-

Обращение учителей

бенно при отсутствии матери), характер отношений в семье негативный, школьная успеваемость низкая, регулярное употребление алкоголя, состояние на внутришкольном учете. Таким образом, именно так называемые «сложные дети» более всего нуждаются в особом внимании, так как чаще других оказываются втянутыми в конфликтные ситуации.

Учебные заведения оказались относительно безопасной средой для подростков. Несмотря на то, что дети в целом оценивают ситуацию в школьных стенах как достаточно благополучную, случаи жестокого обращения с учениками встречаются. А в сравнении с домашней и уличной средой школа представляется им местом наибольшей конфликтности. Конечно, следует учитывать, что Москва - экономически и социально достаточно благополучна, а, следовательно, и проблемы в семьях не достигают критичного уровня. В тоже время родители стараются не предоставлять подростков самим себе и ограничивать их свободное времяпровождение на улицах, ограждая тем самым от негативных ситуаций. По этим причинам именно школа оценивается как место сравнительно высокой степени опасности.

В ходе опроса детей просили охарактеризовать их взаимоотношения с учителями. Только три четверти опрошенных сказали, что в школе их никогда не унижали и не оскорбляли, но с каждым пятым такие случаи происходили. Каждого третьего ребенка грубо одергивали или высмеивали перед всем классом. Два подростка из трех указывали, что учителя предвзято относились к ним и безосновательно занижали оценки.

Таблица 1.

со школьниками (%).

Бывали ли случаи, когда учителя... никогда крайне редко редко часто очень часто

ударили Вас 94,3 2,2 1,2 0,5 1,8

унижали, оскорбляли Вас 74,0 14,6 5,7 2,8 3,0

грубо одергивали Вас 69,6 16,3 7,4 3,5 3,1

высмеивали Вас перед всем классом 59,6 21,2 9,8 5,1 4,3

предвзято относились к Вам 33,7 27,2 18,4 12,4 8,3

Из приведенных данных видно, что в процессе взаимодействия учителей и подростков достаточно распространенным является психический вид насилия.

Стремление к сокращению уровня конфликтности в школах предполагает ряд профилактических мер. Во-первых, нужно избегать предвзятости по отношению к детям. Это предполагает организацию и проведение семинаров для учителей по вопросам особенностей общения с детьми и подростками. Учитывая косвенную функциональную нагрузку оценок, которые

являются как бы символом престижа в классе, необходимо, чтобы учителя умели обосновать справедливость выставленной отметки, не ущемляя при этом достоинство ребенка. Во-вторых, важно повышать компетентность педагогического персонала, объяснять возможные последствия психологических травм в случае высмеивания детей перед классом, проводить тренинги, обучающие корректному и профессиональному поведению в конфликтных ситуациях. В-третьих, нужно проводить работу с подростками, вводя для них уроки этики общения,

тренинги по предотвращению конфликтов с учителями и другими детьми в школе.

Московские улицы воспринимаются каждым пятым подростком как место средней степени опасности (21,7%), абсолютное большинство детей указывают на низкую степень насилия на улицах (76,3%), оставшиеся 2,1% - на высокую. В последней группе закономерно оказались подростки, семьи которых испытывают значительные денежные затруднения, школьники, регулярно употребляющие алкоголь и учащиеся неудовлетворительно. Мальчики в два раза чаще указывают на опасность быть втянутыми в разного рода конфликты на улицах, чем девочки (37,5% и 19,7% соответственно). Интересно, что по мере взросления подростки чаще говорят о высокой или средней степени опасно-

сти на улице. Среди детей 15 лет таковых наблюдается 21,7%, в 16 лет об этом заявляет каждый четвертый (25,2%), а в 17 лет - почти треть (29,2%). По-видимому, это связано с тем, что, становясь старше, дети постепенно уходят из-под контроля родителей и чаще начинают бывать на улице без сопровождения взрослых родственников.

Исследование позволило выяснить, с какого рода негативными ситуациями уже приходилось сталкиваться школьникам на улицах Москвы. Чаще всего подростки оказывались вовлеченными в конфликты со сверстниками или взрослыми, подвергались ругани и оскорблениям, угрозе избиения. Полное распределение ответов на вопрос о частоте возникновения таких случаев на улице приведено в таблице 2.

Таблица 2.

Частота вовлечения подростков в негативные ситуации на улице (%).

Бывали ли случаи, когда на улице. никогда крайне редко редко часто очень часто

заставляли Вас воровать 97,5 0,9 0,6 0,2 0,8

Вас избивали 95,2 3,4 0,8 0,2 0,5

Вас вынуждали отдавать деньги, вещи 93,4 4,5 1,0 0,2 0,9

привлекали Вас к просмотру порнографических материалов 89,9 4,6 1,5 0,8 3,2

предлагали Вам наркотики 89,4 5,3 2,1 1,4 1,7

намеренно повреждали Вашу вещи, одежду 87,3 9,7 1,7 0,6 0,7

угрожали Вас избить 84,0 10,6 2,7 1,6 1,0

Вас грубо одергивали, оскорбляли, ругали 69,6 20,0 6,5 2,4 1,5

вовлекали Вас в конфликты со сверстниками или взрослыми 69,6 21,0 5,8 1,6 2,0

Следует отметить, несмотря на то, что вышеперечисленные явления мало распространены на московских улицах, оставлять без внимания подобные случаи никак нельзя.

Находясь в пределах собственного дома, большинство подростков ощущают себя комфортно. Оценить характер взаимоотношений взрослых с детьми позволяют, например, сведения о том, как часто родители обнимают, хвалят своего ребенка, проводят с ним свободное время и т.д. Оказалось, что зачастую родители не столь щедры на проявление своих чувств по отношению к детям. Каждый третий подросток говорит, что родители редко выражают свои чувства тактильно (например, гладят по голове, обнимают). Примерно двое из пяти детей нуждаются в более частом одобрении родителей, треть детей - в похвале и совместном времяпровождении. Более половины опрошенных школьников хотели бы поговорить по душам со своими родителями.

Оказалось, что в большинстве семей одобрительные действия по отношению к детям

заменяются на материальные стимулы (подросткам дают карманные деньги, покупают им что-либо). Нехватка теплоты в отношениях постепенно отдаляет детей от родителей. Следует отметить, что избиение ребенка, попытки выгнать его из дома, крайне редко наблюдаются в московских семьях (в 1,5% и 1,7% семей соответственно).

Поскольку в исследовании кроме детей опрашивались и родители, то был проведен компаративный анализ, показавший значительное расхождение частоты фактов жестокого обращения в оценках детей и взрослых. В оценках подростков абсолютно все рассматриваемые виды насилия фиксировались гораздо чаще.

Заставляют насторожиться и другие данные - 7,5% детей считают вполне нормальным применение в семье физических наказаний (среди родителей таковых только 2%). Более терпимыми к подобной воспитательной мере являются мальчики. Известно, что опыт переживания телесных наказаний в детстве человек склонен переносить на своих детей. Таким об-

разом, можно ожидать дальнейшую эскалацию насилия по отношению к детям уже в последующих поколениях.

Причины физического наказания детей в семьях могут быть различны. Чаще всего наказание следует за плохие оценки в школе, далее по степени убывания частоты следуют желание родителей убедить таким образом в чем-то ребенка, плохое поведение подростка с родственниками, раздраженное состояние родителей, общая конфликтная обстановка в семье. Треть опрошенных детей указали, что хотя бы раз в жизни были наказаны родителями без какой бы то ни было понятной им причины.

Эти данные указывают на искажения в ценностно-нормативной системе современников смысла семейных отношений, родительства и детства, непонимания сущности и социальной значимости этих феноменов.

Проблемы детей, конфликты, происходящие за пределами дома, часто по разным причинам остаются без внимания взрослых. Дети, оказываясь в сложной ситуации, испытывая стресс и переживая обиды, не всегда легко идут на контакт с родителями и оказываются беспомощными перед лицом своих неприятностей. Это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, накапливает негативные переживания и эмоции, теряет уверенность в том, что семья может стать опорой в жизни, отдаляется от взрослых. У него формируется представление о враждебности окружающего мира, развивается перманентная депрессия. Расстройства поведения подростка часто вызывают непонимание и раздражение со стороны родителей,

порождая тем самым новые конфликтные ситуации. Создается замкнутый круг, разорвать который можно только средствами систематической психологической и социальной работы, как с подростками, так и с их родителями, мониторинга особенностей взаимоотношений внутри семьи, повышения информированности родителей о возможных проблемах их детей.

Таким образом, недопустимое по отношению к детям поведение наблюдается как в семье, так и за ее пределами. Важно понимать, что к жестокому обращению с детьми следует относить не только физическое воздействие. Это понимание будет способствовать выработке адекватных моделей взаимодействия поколений и снижению общего уровня агрессии в обществе.

Проблемы насилия над детьми относятся к разряду таких, которые невозможно радикально решить в короткие сроки. Работа с конкретными детьми, попавшими в сложную ситуацию, и со взрослыми, склонными к неадекватному поведению, обязательно должна сочетаться с действиями, ориентированными на отдаленные, но устойчивые результаты. Таковыми являются пропаганда уважения к личности, к детству, формирование социального неприятия жестокости, повышение уровня общей образованности населения, информированности о гражданских правах и ответственности, о социально приемлемых нормах взаимоотношений. Комплексный подход к решению этой проблемы позволит выработать навыки гуманного, человечного отношения к окружающим людям и снизить уровень агрессии в российском обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Дети России. 2009: Стат. сб. // ЮНИСЕФ, Росстат. М., 2009.

2. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия / под ред. Майкла Д. Лангоуни., пер. с англ. Е.Н. Волков, И.Н. Волкова. Нижний Новгород, 1996.

3. Козырев Г.И. Проблема насилия в теории, массовом сознании и реальной жизни // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2000. № 6.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.