УДК 364.4
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ И ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
© С.В. Балтуева1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Изучены проблемы научной идентификации понятия «жестокое обращение», рассмотрены технологии профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Проанализированы методы изучения родительского отношения к детям, приведены результаты диагностических методик изучения осознанного отношения родителей к наказанию своих детей. Приведены результаты изучения мнения родителей о проблеме наказании детей в семье. Представлены технологии социальной работы с семьями по формированию правильного родительского отношения к детям и проблеме наказания детей в семье, приведен опыт социальной работы в школе с семьями и детьми по профилактике жестокого обращения. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: жестокое обращение с детьми; профилактика жестокого обращения с детьми; социальная работа с семьями и детьми в школе по профилактике жестокого обращения; изучение родительского отношения к наказанию детей; организация коррекционной работы с семьями по профилактике жестокого обращения с детьми.
TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH FAMILIES TO PREVENT CHILD ABUSE S.V. Baltueva
Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article studies the problems of identifying the scientific concept of "abuse". It discusses technologies to prevent child abuse in the family, analyzes methods to study parental attitude to children, gives the results of diagnostic methods to study conscious parental attitudes to their children punishment, provides the study results of parents' opinions on the problem of children punishment in the family, presents the technologies of social work with families on the formation of correct parental attitude to children and the problem of children punishment in the family, describes the experience of social work at school with families and children to prevent child abuse. 5 sources.
Key words: child abuse; prevention of child abuse; social work with families and children at school to prevent abuse; study of parental attitude to children punishment; organization of corrective work with families to prevent child abuse.
Жестокое обращение с детьми в семье - одна из основных опасностей, угрожающих благополучию общества. Эта проблема актуальна и вызывает всё большую озабоченность социальных работников, педагогов, исследователей. Дети являются самой незащищённой группой населения, когда речь идёт о жестоком обращении. Они наиболее уязвимы не только потому, что не могут защитить себя физически и непосредственно сами отстаивать свои права, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых. Поэтому дети часто становятся жертвами насилия, что, несомненно, наносит вред их физическому и психическому здоровью, мешает их развитию как личности. Наиболее остро агрессия и жестокость проявляются в семье, которая, казалось бы, по определению лишена агрессивности и жестокости и где все получают поддержку, любовь и заботу.
Среди факторов, способствующих жестокому обращению с детьми в семье, выступает неправильное воспитание ребёнка. Особенно пагубно влияет отсутствие сознательного воспитательного воздействия
родителей на ребёнка. Как известно, воспитательная функция - одна из важнейших функций семьи. Согласно мнению Э. Эриксона, практика семейного воспитания обусловлена культурным и историческим контекстом, в котором существует семья. Однако в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умением целенаправленно отбирать методы и приёмы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.
Целью данной статьи является изучение и анализ проблемы жестокого обращения с детьми в семье и рассмотрение технологий профилактических мер, применяемых социальными работниками и педагогами в школе.
Единого определения понятия жестокое обращение в научной социологической, психолого-педагогической литературе не существует. Первой
1Балтуева Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89500843515, e-mail: [email protected]
Baltueva Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Sociology and Social Work, tel.: 89500843515, e-mail: [email protected]
причиной отсутствия общепринятого обобщённого определения является то, что определение понятия жестокого обращения должно содержаться в национальном законодательстве и учитывать этнические, культурные, исторические, религиозные, социальные особенности страны.
Жестокое обращение с детьми - сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом). Комплексный характер исследования жестокого обращения с ребёнком является второй причиной отсутствия его общепринятого обобщённого определения.
Понятие жестокое обращение с детьми было введено в зарубежную научную литературу не юристами, а врачами и психологами, оказывавшими помощь пострадавшим детям. Для представителей этих специальностей целью работы с ребёнком было устранение негативных последствий, которые вызвало перенесённое насилие, а не наказание виновного. Поэтому они, формулируя определение жестокого обращения с детьми, прежде всего исходили из тяжести и характера причинённого ребенку вреда, а не из характера и мотивов действий взрослого. Именно сходство негативных последствий для личности ребёнка привело к объединению в одно понятие жестокого обращения с ребёнком не только насилия, которое может быть выражено только в действии, но и пренебрежения основными нуждами ребёнка, которое выражается в бездействии.
Т.Я. Сафонова предлагает такое определение жестокого обращения: «Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребёнка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребёнка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» [3, с. 74]. Таким образом, определение жестокого обращения должно включать три обязательных элемента:
• описание деяния (действия или действия и бездействия);
• описание последствий деяния;
• круг лиц, деяния которых рассматриваются как жестокое обращение.
Мы же будем придерживаться определения, которое даёт Е.И. Цымбал: жестокое обращение - это «любые умышленные действия или бездействия со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребёнка, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребёнком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребёнка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребёнка, либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья» [5, с. 18].
Жестокое обращение с детьми является частным случаем насилия по отношению к детям. От других форм насилия жестокое обращение отличают особен-
ности отношений, существующих между ребёнком и насильником. О жестоком обращении с ребёнком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями, постоянно проживающими в семье отчимами или мачехами) [2, с. 22]. Жестоким обращением с детьми в семье часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребёнку, но и многие привычные «традиционные» формы наказания и воздействия на детей.
Ситуации, когда совсем маленького ребёнка оставляют без присмотра дома или на улице, по многу часов заставляют стоять в углу, регулярно унижают и называют идиотом, плохо кормят и одевают, не создают условия для обучения, предъявляют завышенные нереалистические требования и ожидания, а потом наказывают за несоответствие им, имеют много общего по своим последствиям (хотя некоторые из них никак нельзя назвать насилием в обыденном понимании этого слова) Всё это - «дурное», «жестокое», «неправильное» обращение с ребёнком в семье, травмирующее его, негативно сказывающееся на его развитии и здоровье.
По мнению Е.И. Цымбал, факторы риска физического насилия целесообразно объединить в следующие группы [5, с. 41]:
A) социокультурные: отношение к физическому наказанию как допустимому и эффективному средству воспитания, отношение к ребёнку как к «собственности» родителей, а не как к самостоятельной личности;
Б) социально-экономические: бедность, безработица, плохие жилищные условия;
B) особенности семьи: нестабильные брачные отношения (частая смена супругов или партнёров), насилие со стороны супруга, развод или вдовство;
Г) состояние здоровья родителей: плохое состояние здоровья, особенно болезнь матери, уменьшает стабильность семейных отношений, ограничивает адаптационные ресурсы семьи, затрудняет выполнение обязанностей по уходу за ребёнком и его воспитанию. Особо значимо влияние психических расстройств и алкоголизма (наркомании). В Российской Федерации наиболее распространённой причиной жестокого обращения с детьми является алкоголизм;
Д) состояние здоровья ребёнка: проблемы со здоровьем или инвалидность ребёнка затрудняют его воспитание, требуют дополнительного времени для ухода за ним;
Е) недостаточная родительская компетентность: низкий образовательный уровень, недостаточность родительских навыков ограничивают возможности родителей отказаться от использования насилия при воспитании ребёнка;
Ж) индивидуальные особенности родителей: молодость, социальная изоляция, наличие судимости за насильственное преступление, перенесённое в детстве жестокое обращение (социальное наследование насилия).
Физическое насилие имеет место во всех слоях общества. Однако чаще подобные случаи выявляются
в семьях с низким доходом или в семьях, находящихся в социальной изоляции. Низкий образовательный уровень родителей, занятие неквалифицированным трудом, отсутствие работы, наличие судимости за совершение преступления, связанного с применением насилия, существенно повышают риск физического насилия над ребёнком.
Бедность считается одним из наиболее значимых социальных факторов риска физического насилия. Это связано с тем, что бедность провоцирует негативное отношение человека к обществу, его ценностям и нормам поведения, в том числе и к уважению личности ребёнка, его прав. Криминологические исследования свидетельствуют о наличии устойчивой связи между бедностью и распространённостью насилия.
Внутрисемейные факторы риска физического насилия в отношении ребёнка многообразны, но некоторые из них встречаются значительно чаще других. К числу наиболее распространённых факторов, способствующих возникновению насилия по отношению к ребёнку в семье, можно отнести алкоголизм одного или обоих родителей, конфликтные отношения в семье, перенесённое родителями в детстве жестокое обращение, неразвитость родительских навыков.
В возникновении психического насилия большое значение имеет механизм социального наследования (воспроизведение в собственной семье моделей поведения, усвоенных в детстве). Каждый третий родитель из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращается со своими собственными детьми. Наиболее высок риск психического насилия над ребёнком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребёнком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Тяжёлым разочарованием для них становится понимание того, что любовь и привязанность ребёнка необходимо «зарабатывать» тяжёлым повседневным трудом.
Приведённые выше факторы риска в практической социальной работе могут использоваться как индикаторы, свидетельствующие о высокой вероятности насилия над ребёнком в семье. Однако необходимо учитывать, что жестокое обращение с ребёнком является сложным социально-психологическим феноменом, обусловленным совокупностью причин. Какой-либо основной причины, безусловно приводящей к насилию над ребёнком, не существует, поэтому лишь выявление нескольких факторов риска даёт основание предположить, что ребёнок в этой семье может подвергаться жестокому обращению.
Традиционно различают четыре общие категории жестокого обращения с детьми: 1) физическое насилие, 2) психическое (эмоциональное) насилие, 3) сексуальное насилие, 4) пренебрежение потребностями ребенка [4, с. 12].
Основываясь на том, что «технология выступает в виде определённой системы приёмов, методов воздействия на клиента с целью изменения его состояния, повышения социальной компетентности, формирования определённых установок, ценностных ориен-таций, улучшения процессов адаптации к условиям
современного общества» [1, с. 222], мы, как специалисты социальной работы, при изучении проблемы жестокого обращения с детьми применили технологию социальной профилактической и коррекционной работы. Объектом нашего исследования стали школьники в возрасте 7-9 лет одной из школ города Иркутска, обучающиеся в первых, вторых и третьих классах, и их родители. Цель работы заключалась в выявлении детей, подвергающихся деструктивным методам воспитания в семье, и в проведении мероприятий по профилактике насилия над детьми. При этом были поставлены следующие задачи:
1) выявить детей, подвергающихся деструктивным методам воспитания, которые могут способствовать жестокому обращению в семье (с помощью проективной методики «Рисунок семьи» для детей, анкетирования и опросников для их родителей);
2) выявить родителей, имеющих высокий уровень агрессивности и склонность к жестокому обращению с детьми;
3) попытаться выяснить, какими способами родители воспитывают ребёнка (тип воспитания) и способствует ли этот тип воспитания развитию жестокого обращения с детьми в семье;
4) провести коррекционную работу с родителями по преодолению трудностей семейного воспитания и изменению установок по отношению к ребёнку.
Всего в работе приняли участие 54 школьника и 68 родителей.
На первом этапе, который мы называем «диагностическим», необходимо было выделить детей, у которых есть различного рода проблемы в адаптации, а именно: трудности в обучении; неорганизованность; агрессия; неуравновешенность, частые смены настроения; неуверенность в себе; трудности во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми; воровство, лживость и т.п.
Мы попросили классных руководителей в свободной форме ответить на вопрос о том, у каких детей, по их мнению, наблюдаются вышеперечисленные проблемы. По отзывам учителей было выявлено определённое количество детей, у которых имелись трудности в обучении, агрессия, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, замкнутость, а также частые смены настроения. По словам учителей, случаев жестокого обращения родителей со своими детьми они не наблюдали, то есть никто из детей никогда не приходил в школу с синяками, ссадинами или кровоподтёками, что подтверждает медицинский осмотр детей в школе. Органы опеки и попечительства не обращались в школу по случаю жестокого обращения с детьми.
Для проверки полученных данных и исключения возможной субъективности учителей мы использовали проективную рисуночную методику для детей «Рисунок семьи». По результатам диагностики было выявлено 18 детей, у которых наблюдались тревожность, страх, агрессия, замкнутость, эмоциональная нестабильность (дети, которых классные руководители и учителя отметили как проблемные, вошли в их число). На рисунках у двоих детей есть искажение реального
состава семьи: вообще не изображён один из родителей. На вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, дети дали ответ: «Не хотел - он меня обижает». В процессе рисования некоторые из этих детей делали паузы перед рисованием одного из родителей, что может говорить о конфликтном отношении с ним. Также наблюдалось стирание нарисованного родителя и перерисовывание его, но это не привело к заметно лучшей графической презентации. Один ребёнок нарисовал одного родителя с большой формой тела, преобладающей над всеми остальными членами семьи, с длинными руками и большими пальцами, что связано с агрессивными желаниями этого родителя. Другой ребёнок нарисовал своего родителя с ремнем в руках и открытым ртом. На вопрос «Почему?» ребёнок ответил, что родитель часто таким образом его наказывает.
На втором этапе методом опроса родителей были выделены те из них, кто нарушает права своих детей (применялись анкетирование и опросник Басса - Дар-ки). Мы опросили 68 родителей учеников первых, вторых и третьих классов на родительских собраниях, которые были организованы по нашей просьбе классными руководителями этих классов. Особенно внимательно мы наблюдали за теми родителями, чьи дети на первом этапе диагностики показали негативные результаты теста «Рисунок семьи» и у которых, по отзывам учителей, наблюдались проблемы в адаптации.
После проведения опроса родителей с помощью анкетирования на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребёнка нами были получены следующие результаты.
Ответы на приведённые в анкете вопросы у 48 родителей не вызывали никаких сомнений по поводу их воспитания детей. Эти родители выбирают конструктивные методы воздействия на своего ребёнка, а именно: анализ поведения, уговоры, нотации и поучения, предупреждения, объективную критику, упрёки. В случае какой-либо провинности ребёнка лишают «привилегий» (просмотр телепередач, занятия на компьютере, игры с друзьями) либо используют тайм-аут («посиди - подумай»). Некоторые из родителей указали, что физическое наказание ребёнка используют в крайне редких случаях. Остальные же считают физическое наказание, крики, угрозы и насмешку над ребёнком совершенно неприемлемыми в воспитании детей. В стрессовых ситуациях родители редко или же никогда не разряжаются на своем ребёнке. В воспитании детей они часто применяют похвалу, проявляют к ним свою любовь. На вопрос: «Когда Вы сами были ребёнком и не слушались родителей, как Вас наказывали?», взрослые указали, что их родители использовали физическое наказание в редких случаях.
Результаты же опроса 20 родителей, у детей которых наблюдались проблемы в обучении и трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, показали, что эти родители в воспитании своего ребёнка используют деструктивные методы воспитания, такие как предупреждения, угрозы, приказы и команды, насмешки, критика, физическое наказание.
Родители указали, что угрозу физического наказа-
ния либо само физическое наказание они используют при значительной, по их мнению, провинности: в случае непослушания (неподчинение распоряжению родителей или других членов семьи), ссор с другими детьми (оскорбления и поведение, представляющее угрозу для других детей) эти меры они считают эффективным средством воспитания. Было отмечено, что эти родители редко хвалят своего ребёнка и показывают свою любовь к нему. Часто или же иногда в стрессовом состоянии они могут разрядиться на своем ребёнке. На вопрос: «Когда Вы сами были ребёнком и не слушались родителей, то как обращались с Вами?», взрослые указали, что на них кричали, давали подзатыльники, били и пугали избиением.
Далее, чтобы понять психологическую основу таких методов воздействия, как порицание, нотация, поучение, критика, предупреждение и т.п., мы использовали опросник Басса - Дарки. Эти способы воздействия на ребёнка могут быть проявлениями вербальной агрессии, а могут и не быть, так как разные родители вкладывают в слова критика, предупреждение и т.п. различный смысл. То, насколько характерна для родителей физическая и вербальная агрессия, можно с большой достоверностью определить с помощью соответствующей шкалы данного опросника. Результаты тестирования подтверждают, что 32 родителя не имеют склонности к проявлению агрессии. Эти родители получили баллы, равные нижнему значению нормы или ниже его, по шкалам «Физическая агрессия», «Косвенная агрессия», «Раздражение» и «Вербальная агрессия».
А результаты тестирования 26 родителей показали, что набранные ими по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражение» и «Вербальная агрессия» баллы равны граничному значению нормы или выше этого значения. В их число вошли те родители, которые отличались деструктивными методами воспитания своих детей.
Третий этап диагностики включал анализ родительской позиции матери или отца к своему ребёнку. Для выявления особенностей родительского отношения к детям был использован тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина.
Низкие баллы по шкале «принятие - отвержение» (от 0 до 8 баллов) и по шкале «симбиоз» (1, 2 балла), а также высокие баллы по шкалам «контроль» (6, 7 баллов) и «отношение к неудачам ребёнка» (7, 8 баллов) получились у родителей 12 детей, выявленных нами на первом этапе диагностики. Это говорит о том, что взрослые испытывают по отношению к ребёнку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду. Они считают ребёнка неудачником и относятся к нему как к несмышлёному существу, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и нередко своим отношением третируют ребёнка, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителям несерьёзными и они игнорируют их. Взрослые ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребёнку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая
ему строгие дисциплинарные рамки, навязывают ребёнку почти во всём свою волю.
Таким образом, в ходе трёх этапов диагностики мы выявили детей, которые подвергаются со стороны родителей деструктивным методам воспитания, а также самих родителей, предрасположенных к физическому и психологическому насилию над детьми, так как у них имеется склонность к злоупотреблению физическим наказанием. С целью профилактики жестокого обращения в этих семьях и коррекции семейного воспитания, а также изменения установок по отношению к ребёнку мы организовали тематические родительские собрания и провели дискуссию среди родителей на тему «Эффективное семейное воспитание». Дискуссия имела следующие задачи:
• снижение тревоги у родителей по поводу воспитания ребёнка;
• определение правильных целей и средств воспитания;
• разработка эффективных инструментов взаимодействия с детьми;
• повышение осознанности родительского поведения.
Принять участие в дискуссии мы пригласили тех родителей, у которых в процессе диагностики наблюдалась предрасположенность к физическому и психологическому насилию, а также тех родителей, которые успешно прошли все этапы диагностики и не имели склонностей к проявлению агрессии и жестокого обращения с детьми.
В дискуссии приняли участие 38 человек. Родителям предлагалось обсудить вопросы по воспитанию детей. В процессе обсуждения родители определили, что наказание - это способ воздействия на поведение ребёнка, его эмоциональную сферу; наказание должно вызвать у ребёнка чувство вины, раскаяния, главное - чтобы он осознал свой проступок. Негативное отношение к наказанию высказали 54% присутствовавших. Однако родители отметили, что без этой меры воздействия на плохое поведение ребёнка иногда не обойтись. Оставшаяся часть (46%) родителей относятся к наказанию положительным образом и считают его неотъемлемой частью воспитательного процесса. Мы выяснили мнения взрослых по поводу эффективности применения наказаний. Большинство родителей (58%) полагали, что существенную роль в эффективности применения наказания играет то, какой проступок совершил ребёнок и какой вид наказания за это следует. Остальные родители (42%) определяли наказание, в особенности физическое, эффективным способом воздействия на ребёнка вне зависимости от того, какой проступок он совершил. Родителям был задан вопрос, каким должно быть наказание. Здесь мнения участников снова разделились. Те же 58% родителей полагали, что наказание должно быть мягким, без применения физической силы и крика: упрёк, тайм-аут, труд, лишение сладостей и приятного времяпровождения (просмотр телепередач, поход в цирк и т.д.), физическое же наказание можно применять только при каких-либо существенных про-
винностях ребёнка. А 37% родителей настаивали на том, что наказание должно быть жёстким и действенным: физическое наказание (порка ремнем), угрозы. Родители пришли к мнению, что возраст ребёнка является важным аспектом в вопросе наказания: в возрасте пяти лет ребёнок способен адекватно реагировать на установленные рамки поведения и с этого возраста можно применять наказания за нарушение этих рамок. Но 28% родителей придерживались мнения, что ребёнка можно наказывать «шлепком» уже в возрасте двух-трёх лет.
Мы предложили участникам дискуссии обсудить, какие чувства испытывает наказанный ребёнок. Родители пришли к единому мнению, что наказанный ребёнок испытывает чувство обиды, страха, беззащитности, растерянности, у него возникают мысли, что он плохой, его никто не любит. Также у ребёнка может возникнуть чувство озлобленности, ненависти и мести к своим родителям. Отсюда перед родителями возник вопрос, является ли использование только физических наказаний эффективным способом воспитания ребёнка? После обсуждения этих вопросов они пришли к выводу, что частые и интенсивные физические наказания отрицательно влияют на психическое состояние и здоровье ребёнка, они могут быть основной причиной ряда психосоматических расстройств. Применение телесных наказаний запугивает ребёнка, озлобляет его, ущемляет его достоинство. Некоторые родители признались, что сами очень часто применяли именно этот вид наказания для своего ребёнка вне зависимости от того, какой проступок он совершил или как плохо себя вёл, и в ряде случаев данный вид наказания не приводил к улучшению поведения ребёнка. Бывали ситуации, когда ребёнок просто попадался под «горячую руку». Следует отметить, что большая часть родителей, которые выступали за применение физического наказания и считали его самым эффективным способам воздействия на поведение ребёнка, постепенно меняли свою точку зрения на иную, более терпеливую и вдумчивую. И в итоге участники дискуссии предложили такую замену физическим наказаниям:
• объяснение ребёнку его плохого поведения, поступка;
• лишение ребёнка на какое-то время удовольствий, таких как игры на компьютере, семейные воскресные мероприятия, просмотр любимых мультфильмов, прогулки и игры с друзьями во дворе и др.;
• тайм-ауты: предложить ребёнку подумать над своим поведением, затем подойти к родителям и объяснить, в чём он был не прав.
Родители в результате дискуссии пришли к выводу, что наказание должно соответствовать проступку ребёнка, и один и тот же вид наказания не должен применяться родителями постоянно, так как его эффективность в этом случае снижается. Ситуации, когда родители вынуждены телесно наказывать детей -это признак родительского промаха в воспитании ребёнка: значит что-то упустили, где-то не смогли правильно построить отношения с ребёнком, не донесли
и не научили истине, не смогли воспитать послушание и ответственность.
В дискуссии нами была затронута и система поощрения. Самое распространённое поощрение, которое используют родители - похвала. Далее следуют объятия, поцелуи, ласковые прикосновения, поглаживания. Во многих семьях практикуется такое поощрение, как интересные семейные мероприятия. Но следует отметить, что 15% родителей затруднились ответить на этот вопрос.
Подводя итог дискуссии, родители согласились с такими рекомендациями в применении наказания детей:
• Уметь распознавать добро и зло. Обязательно при любой провинности, прежде чем наказывать ребёнка, задать ему вопрос: «То, что ты сделал, хорошо или плохо?».
• Прежде чем наказать ребёнка, необходимо определить степень его провинности.
• Определить уровень наказания, соответствующий степени непослушания.
• Не должно быть поспешности в применении наказания, сначала нужно выявить и понять причины, побудившие ребёнка к отрицательным действиям.
• Наказание должно непосредственно следовать за проступком, а не спустя некоторое время. Лучше не наказать, чем наказывать запоздало; можно высказать недовольство (или порицание) проступком ребёнка сразу же.
• Порицать нужно только отдельный случай неадекватного поведения ребенка, а не саму его личность.
• После наказания обязательно утешить ребенка; снять с него вину - основное предназначение наказания. Не следует оставлять его наедине с переживаниями. Задать ребёнку такой вопрос: «Так почему же мне пришлось тебя наказать?»
• В процессе воспитания не следует вымещать на ребёнке свои обиды.
На протяжении дискуссии мы наблюдали за мнениями интересовавших нас родителей, у которых в процессе диагностики был выявлен высокий уровень физической и вербальной агрессии. В начале дискуссии они выступали за безоговорочное применение телесных наказаний как самого эффективного метода воспитания ребёнка, при этом они были агрессивно настроены к тем родителям, которые считали, что необходимы не физические методы наказания, а другие, более мягкие способы воздействия на поведение ребёнка. Но после того как мы апеллировали к чувствам, которые испытывает наказанный ребёнок, а сами родители привели ряд возможных последствий применения только физических наказаний в воспитании ребёнка, а также нашли иные убедительные способы воздействия на своего ребёнка, не требующие применения силы, большая часть родителей (69%) изменили свою точку зрения и признались, что слишком часто или иногда злоупотребляли физическим наказанием своих детей.
Таким образом, мы полагаем, что наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры профилактики и целенаправленного построения технологий социальной работы с семьями. Чем раньше будут выявлены семьи, где дети подвергаются деструктивным методам воспитания, чем эффективнее будет действие профилактической социальной работы, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье, а значит, появления счастливого ребёнка и по-настоящему мудрой и любящей семьи. Если взрослые деликатно обращаются с малышом, щадят его самолюбие, поддерживают человеческое достоинство, то это гарантия воспитания социально значимой личности.
1. Балтуева С.В. Технологии социальной работы: методологический аспект // Вестник ИрГТУ. 2011. № 4 (51). С. 220224.
2. Зырина А.И., Индейкина Т.Л Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье. Пермь: Ресурс, 2009. 109 с.
3. Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми // Социальная педагогика. 2003. № 3. С. 73-82.
Библиографический список
4. Смагина М.В. Защита детей от семейного насилия в современном российском обществе: монография. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 124 с.
5. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: учеб. пособие. М.: РБФ НАН, 2007. 272 с.
УДК 32.019.5: 130.2
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Л
© Е.И. Банкерова1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Представлены и проанализированы особенности исторического сознания в системе форм общественных отношений. Сформулирован вывод о роли исторического сознания и исторической памяти в становлении идеологической реальности современности. Библиогр. 10 назв.
1Банкерова Елена Ивановна, аспирант, тел.: 89607604087, e-mail: [email protected] Bankerova Elena, Postgraduate, tel.: 89607604087, e-mail: [email protected]