Медико-психолого-педагогическая помощь детям
С.Б. Лазуренко1, Н.В. Мазурова1, Л.С. Намазова-Баранова1,2 3, Т.В. Свиридова1
1 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
2 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
3 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва
Жестокое обращение с детьми как проблема, требующая междисциплинарного решения
Контактная информация:
Лазуренко Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 340-01-04 Статья поступила: 09.12.2011 г., принята к печати: 01.03.2012 г.
В статье представлен современный взгляд на проблему жестокого обращения с детьми, а также результаты проведенного в Научном центре здоровья детей исследования. Показаны особенности эмоциональной сферы и поведения детей, подвергшихся жестокому обращению, психологические особенности их родителей, выделены причины проявления жестокости. Авторы разработали предложения по организации комплексной поддержки семьи и ребенка, определив решающую роль педиатрической службы в данном вопросе.
Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, психологические особенности родителей, поведение детей, пути решения, поддержка семьи, психологические занятия с семьями.
Молодое поколение является стратегическим ресурсом каждого государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От физического и психического здоровья детей зависит будущее цивилизации. Здоровье ребенка формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. Задача всех прогрессивных ученых заключается в объединении усилий, выработке единой стратегии медицинской, психологической и социальной помощи подрастающему поколению для сохранения биологического потенциала человечества [1, 2].
В данной статье мы рассмотрим одну из серьезных социальных проблем современности — жестокое обращение с детьми со стороны близких взрослых людей.
Многим представляется, что жестокое обращение с детьми — это единичные, вопиющие случаи решения взрослыми своих проблем, возникающих в силу
тяжести жизненной ситуации или особенностей поведения ребенка. Неверно также считать, что жестокость свойственна только определенной категории семей — с плохим экономическим положением, расстройствами психики или низким уровнем образования родителей. Реальность, к сожалению, выглядит иначе.
Явления жестокого обращения с детьми приобрели устрашающие размеры. В 2009 г. правоохранительными органами России зарегистрировано 108 тыс. преступлений в отношении детей, 1600 из них погибли от рук взрослых, 2500 был причинен тяжкий вред, свыше 50 тыс., спасаясь от жестокости родителей, убежали из дома. По инициативе женских общественных организаций данный вопрос стал широко обсуждаться; были обнародованы сведения о том, что 40% всех насильственных действий совершается именно в семьях, причем независимо от их социального и экономического статуса [3].
S.B. Lazurenko1, N.V. Mazurova1, L.S. Namazov-Baranova1,2 3, T.V. Sviridova1
1 Scientific Center of Children's Health, RAMS, Moscow
2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
3 N.I. Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow
Child abuse as the problem that requires interdisciplinary solution
This paper presents a modern approach to the problem of child abuse, as well as the results of the Scientific Center for Children’s Health research. There were shown the features of emotional and behavioral sphere of children who have been abused, the psychological characteristics of their parents, the causes of cruelty have been identified. The authors have developed the proposals concerning the organizing a comprehensive family and child support, highlighting the decisive role of the pediatric service in this matter.
Key words: child abuse, psychological characteristics of parents, children’s behavior, solutions, family support, psychological sessions with families.
Горькая статистика не обошла детей, родители которых обратились в НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН за помощью в восстановлении их здоровья.
Как известно, из разных отделений Центра в психо-лого-педагогическую службу обращаются врачи и родители для изучения психологического состояния маленьких пациентов. Специалисты лаборатории определяют темп познавательного и речевого развития, особенности формирования личности, эмоционального состояния и социального взаимодействия. В течение 2009 — начала 2010 г. в ходе стандартного психологического обследования детей были выявлены случаи жестокого обращения с ними родителей или других родственников. С сентября 2010 г. в схему обследования ребенка были введены специальные методики, позволяющие выявлять детей группы риска по жестокому обращению; затем более подробно изучалась социальная сторона развития этих детей.
За 1 год (с сентября 2010 по сентябрь 2011 г.) психологическое обследование прошли 886 семей. Выявлено 59 случаев жестокого обращения с детьми (6,65%):
11 человек дошкольного возраста, 29 младших школьников и 19 подростков.
Анализ собранных данных показал, что проявления жестокости не зависели от возраста и пола ребенка.
Причинами жестокого обращения с детьми, по мнению большинства ученых, могут служить неблагоприятные изменения, происходящие с системой гуманистических ценностей, нормами общественной морали. Рост нетерпимости в общении — в настоящее время доминирующая тенденция в отношениях людей во всем мире. В России также ежегодно увеличивается число зарегистрированных случаев жестокого обращения с детьми [4-7].
Психологически за жестокостью всегда стоит острый дискомфорт личности, эмоциональное состояние, которое возникает как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного [8, 9].
Согласно литературным источникам, выделяют 4 типа жестокого обращения:
• физическое насилие;
• сексуальное насилие;
• психологическое жестокое обращение;
• пренебрежение основными потребностями ребенка. Классификация легла в основу группировки случаев
жестокого обращения в обследованных нами семьях:
• физическое насилие (69%): телесные наказания, привязывания к стулу и др.;
• психологическое насилие (80%): крик, оскорбления, унижение, запирание в подвале, угрозы родителей обнародовать какую-либо личную информацию ребенка, эмоциональная холодность;
• сексуальное злоупотребление (8%): мама спит с подростком в одной кровати, папа купает 15-летнюю дочь;
• пренебрежение основными нуждами (20%): педагогическая запущенность, отсутствие систематических занятий, невключенность родителей в досуг и духовную жизнь ребенка.
В большинстве случаев (76%) дети поступали на консультацию в психолого-педагогическую службу без запроса со стороны родителей. Родители были уверены, что они сами достаточно компетентны в вопросах воспитания и все делают правильно. В 24% случаев родители предъявляли жалобы по поводу плохого поведения ребенка, нарушения общения со сверстниками, школьных трудностей, хронической неуспешности («плохо ест, плохо спит, ленится, не хочет учиться, не может дать отпор»). Родители были убеждены, что проблема заключается в характере ребенка.
Анализ запросов врачей показал, что в большинстве случаев (60%) поведение детей ничем не отличалось от обычного, и лишь небольшая группа (25%) насторожила специалистов симптомами повышенной возбудимости (раздражительностью, нарушением сна, непослушанием, изменением поведения, нарастанием возбуждения в момент врачебного осмотра), а также в 15% — особенностями общения со взрослыми (ребенок болезненно реагирует на повышение интонации или громкости голоса, опасливо следит за реакциями и поведением родителей, боится говорить при близких, отказывается проходить процедуры).
Таким образом, прямых свидетельств, подтверждающих факт жесткого обращения с ребенком, в ходе наблюдения выявлено не было, как и не было жалоб от самих детей. Следовательно, обнаружить ущемление ребенка в его правах также затруднительно, как и защитить его здоровье, психическое состояние и жизнь. Обнаружить данную проблему можно было только в ходе подробного врачебного осмотра (синяки, ссадины), консультации психолога или систематического общения профессионалов (педагогов и воспитателей) с ребенком.
Именно поэтому в стандартную схему обследования детей включены методы диагностики детско-родительских отношений, методики оценки фрустрированности, опросник Басса-Дарки для выявления враждебности в отношениях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Исследование эмоциональной сферы показало длительное психическое напряжение детей, фиксацию на негативных эмоциональных переживаниях, что истощало нервную систему и нарушало нормальное функционирование всего организма. Наряду с этим дети имели одно или несколько отклонений в здоровье, которые родители планировали исправить в ходе лечения.
Была также обнаружена зависимость между возрастом детей и их эмоциональным состоянием, поведением.
Для большинства дошкольников было характерно примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, инверсия эмоций: дети хорошее и плохое поведение интерпретировали одинаково, эмоциональную реакцию взрослых оценивали однотипно, ассоциировали с неприятными образами, в общении придерживались заискивающего поведения, отличались чрезмерной уступчивостью, покорностью.
Восемнадцать из 29 детей младшего школьного возраста и половина подростков испытывали стыд, тревогу при обсуждении причин их эмоционального состоя-
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2012/ ТОМ 9/ № 2
ния. Для последних было характерно также оправдание жестоких действий родителей своим плохим поведением. Например, на голову девочки мама вылила горячую овсянку, когда та не хотела ее есть, а девочка испытывала чувство вины, что маме пришлось готовить кашу снова. Мальчик с хроническими запорами считал себя виноватым: мама очень нервничала из-за его запоров, поэтому кричала на него, обзывала, больно делала клизмы и била.
У 55% младших школьников начинали проявляться такие особенности, как негативизм, жестокость по отношению к животным или младшим детям.
Только 30% подростков пытались оправдать действия родителей, 25% — открыто критиковали взрослых. У них появлялось желание себя защитить (например, подросток с патологией легких, которого каждый день избивал отец-алкоголик, вызывал милицию, писал туда заявления, чтобы прекратилось избиение).
В большинстве случаев (13 из 19) подростки начинали вести себя вызывающе, грубить, не реагировали на просьбы родителей. Применяемое по отношению к ним наказание выступало как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждалась окружающими. В результате оно закреплялось, становясь обычным для ребенка поведением.
Мы выяснили, что поведение ребенка, пережившего жестокое обращение, меняется с возрастом от пассивного к агрессивному. И часто эти изменения становятся неожиданностью для родителей.
К 10-летнему возрасту дети, страдающие от жестокого обращения, воспроизводят одну из двух типичных моделей защитно-приспособительных реакций:
• пассивный тип (провокативное, или поведение «жертвы» — ребенок ведет себя таким образом, что окружающие дети неосознанно ведут себя с ним как с жертвой, он не является для них интересным партнером по общению);
• агрессивно-защитный тип (выраженное жесткое, грубое поведение, идентификация с агрессором).
Мы отметили, что наиболее часто жестокому обращению подвергаются дети младшего школьного возраста. Нередко именно школа провоцирует проявление жестокости со стороны родителей. Учитель сообщает родителям о том, что их ребенок получает двойки или ведет себя плохо. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер в семье, где принято жестокое воспитание: минимум — моральное воздействие, максимум — физическое.
Практика показывает, что чаще всего жестокость отражает не столько степень реального проступка ребенка, сколько степень пережитого родителями стыда при общении с учителем. В этом случае наказание изначально не является объективным и справедливым, а выбранный родителями способ воздействия не способствует формированию у ребенка социальных норм и правил, не вызывает чувство доверия и любви, не улучшает их отношений, а лишь увеличивает степень напряжения между членами семьи, обостряет у ребенка чувство дискомфорта, страха и недоверия к взрослым.
Жестокость со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи — безопасное существование любого ее члена. В этой ситуации ребенок не может удовлетворить свою базовую потребность в безусловном принятии и любви. Если он не испытает этого чувства в детстве в кругу семьи, он не сможет ощутить его больше ни с кем и никогда. Вследствие длительного эмоционального напряжения и психологического дискомфорта нарушится естественный ход развития личности, что в скором времени приведет к патологическому формированию характера.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, СКЛОННЫХ К ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С РЕБЕНКОМ
Родители, проявляющие жестокость в отношении детей, были обоих полов, разных национальностей, социального положения, то есть не относились к «группе социального риска». Их жестокие действия имели целью улучшение поведения ребенка путем установления власти и контроля над ним (80%); достижение эмоциональной разрядки («ребенок попал под руку, когда проблема не была связана с ним») — 20%.
В ходе обследования были выделены личностные особенности родителей, склонных к жестокому обращению с детьми:
• эмоционально-личностная нестабильность, которая приводит к истощению ресурсов личности;
• темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью;
• культурные особенности воспитания: наличие в своем детстве опыта насилия в семье и других социальных институтах (детском саду, школе, больнице);
• закрепившаяся неблагоприятная практика поведения — частое достижение успеха при помощи жестоких слов и действий;
• низкая психолого-педагогическая культура (родители воспроизводили чей-то опыт без осмысления, не имели элементарных знаний в области детской пси хологии).
Анализ родительского отношения к детям с помощью опросника Варги-Столина показал следующие наиболее часто встречающиеся типы детско-родительских отношений у исследуемых нами родителей:
• отвержение (45%) — жестокое обращение связано с эмоциональным неприятием личности ребенка, с ощущением, что он родителю «в тягость»;
• авторитарность (27%) — жестокость связана с жесткой системой наказаний и поощрений, принятой в семье якобы «во благо ребенка»;
• симбиоз (28%) — жестокость вызвана эмоциональным слиянием с ребенком, проецированием на него своих проблем. Возникал характерный эффект, получивший название «террор любовью».
Между типом детско-родительских отношений, мотивами, видом проявления жестокости и приспособитель-
ными реакциями детей не было выявлено прямой корреляционной связи.
Во всех исследуемых нами случаях родители и дети были заложниками тяжелой психологической ситуации, в которой нет победителей, а все без исключения участники — жертвы. Родители, проявляющие жестокость в отношении детей, сами находились в состоянии психологического дискомфорта по разным причинам: потеря «вкуса» жизни, расхождение в своих понятиях «хочу» и «могу»; ощущение собственной беспомощности; жесткие или завышенные требования к себе как родителю и к ребенку; конфликты между супругами; неразрешенные конфликты или недовольство отношениями со значимыми близкими того же пола, что и ребенок (мужем, отцом или матерью, сестрой). Эмоциональные вспышки могли быть обусловлены существованием острой потребности, которая беспокоила и не находила своего удовлетворения.
Нами установлено, что практически все родители, склонные к жестокому обращению, в процессе воспитания желают своим детям психического и соматического благополучия, хорошей социальной адаптации в обществе, коррекции поведения. Большинство родителей начинают применять жестокость стихийным образом.
В ситуации отсутствия специализированной психо-лого-педагогической поддержки такое поведение закрепляется. С течением времени формируется прочное защитное поведение детей, при котором родителям все труднее достичь воспитательных целей. В ответ они усиливают проявления жестокости в отношении ребенка, усугубляя детско-родительские отношения. Образуется сложная замкнутая система, требующая профессионального вмешательства врачей, психологов, социальных работников и общества. Для достижения успеха специалисты должны учитывать биологические, социальные и психологические факторы предрасположенности людей к проявлению жестокости:
• биологические — наличие психического, неврологического заболевания, наследственная предрасположенность к подобного рода поведению [9-13];
• социальные — отсутствие эмоционально насыщенных, теплых отношений с близкими людьми; тотальный неуспех в социальных отношениях; несформирован-ная или разрушенная система жизненных ценностей; нереализованность в жизни (отсутствие деятельности, приносящей радость) и т. д. [14];
• психологические — хронический эмоциональный дискомфорт; глубокое переживание стресса; подражательные действия [15].
Приостановить рост насилия и жестокости в отношении детей России возможно путем разработки и реализации программы профилактики, построенной с учетом вышеуказанных факторов риска.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И РЕБЕНКА
В современном обществе созданы все условия для разработки и развития комплексной системы противодействия жестокому обращению с детьми. На территории нашей страны 15 сентября 1989 г. вступила в силу конвенция ООН о правах ребенка. В 18 странах Совета Европы
(Россия входит в эту организацию) запрещено физически наказывать детей. Позиция государства в данном вопросе определена, однако конкретные действия и механизмы взаимодействия специалистов разных ведомств не сформулированы и не закреплены законодательно.
Проблема жестокого обращения с детьми достаточно сложная. Решать ее нужно обдуманно, избегая резких, крайних действий. Как в любом социальном вопросе, гораздо эффективнее предупредить явление, отследить его на ранней стадии. Профилактические мероприятия по предупреждению возникновения негативных социальных и психологических условий жизни ребенка должны проводиться с раннего возраста и на протяжении всего периода детства, включать в себя различные виды медицинской, психологической, социальной и общественной поддержки семьи с целью повышения качества жизни ребенка.
Для разработки алгоритма и содержания медико-психолого-педагогического наблюдения за семьей ребенка раннего, дошкольного и школьного возраста в ходе педиатрической помощи, в частности учреждениях здравоохранения, будут не лишними следующие действия:
• определение последовательности и методов обследования семьи у педиатра, невролога и психолога на ежегодных профилактических осмотрах ребенка в районной поликлинике и детской клинической больнице;
• анкетирование семьи у участкового врача-педиатра;
• разработка порядка проведения регулярных профилактических осмотров, включая в качестве обязательного звена обследование детей в возрасте 5-16 лет врачом-психиатром.
Положительную роль, на наш взгляд, могло бы сыграть включение обязательной ежегодной консультации семьи и ребенка у психолога, оценки условий жизни ребенка в семье сотрудниками социальных служб (социальными работниками).
Эти меры позволят не только получить более полную информацию о социальной ситуации развития ребенка, системе детско-родительских отношений, но и своевременно начать профессиональную поддержку. Школьным психологам, специалистам органов опеки и попечительства будет легче организовать помощь детям в семьях, где были установлены факты психологического неблагополучия и жестокого обращения; проводить просветительскую работу и обучение родителей наиболее эффективным способам взаимодействия на детей по месту их жительства и в образовательных учреждениях; определить педагогический и психологический маршрут ребенка, организовать контроль реализации потребности детей и подростков в межличностном общении, личностного и творческого потенциала, освоения трудовых и профессиональных навыков; обеспечить возможность посещения кружков, секций, художественных и музыкальных студий.
Для повышения эффективности принимаемых мер нужно создать управленческую модель, позволяющую наладить механизмы обмена информацией, координировать усилия медиков, социальных работников, школьных и клинических психологов, педагогов и других спе циалистов.
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2012/ ТОМ 9/ № 2
Как правило, жестокое обращение с детьми чаще всего выявляется либо в дошкольных образовательных учреждениях (пока дети могут откровенно обсуждать эту тему), либо в детских клиниках (поликлиниках). Педиатрическая служба страны обладает необходимым кадровым потенциалом и уникальными условиями для выявления жестокого обращения с ребенком. Доверие членов семьи специалистам медицинского учреждения и готовность поделиться с врачом или клиническим психологом своими проблемами и тревогами способствуют выявлению потенциального риска на ранней стадии, оказанию комплексных профилактических мер по его устранению.
Сотрудники медицинских учреждений должны провести медицинскую оценку состояния ребенка — жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте; при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости. За специалистами образовательных и лечебных учреждений в случае выявления ими факта жестокого обращения с ребенком должна быть закреплена обязанность информировать правоохранительные органы, органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних.
Но эффективная помощь детям, пострадавшим от насилия в семье, не всегда совместима с применением только правоохранительных мер в отношении их родителей. Часто более эффективными становятся поддержка и квалифицированное консультирование профессионалов — детских и семейных психологов, социальных педагогов и т. д. [16].
Своевременное выявление жестокого обращения в семье в рамках психологического обследования поз-
волит оказать родителям и детям первую психологическую помощь в сложившейся неразрешимой ситуации. Консультирование родителей семейным психологом необходимо для повышения эмоциональной устойчивости, снижения внутриличностной конфликтности. Индивидуальные рекомендации детских психологов позволят подобрать оптимальный стиль взаимоотношений с ребенком, мотивируют на дальнейшую психологическую работу.
Так, например, с каждой семьей, в которой было выявлено жестокое обращение с ребенком, мы проводили психологические занятия (от 3 до 5). Большинство родителей (85%) проявили желание работать, а в последующем «показали» положительную динамику в отношениях с ребенком: психологическое состояние детей стало улучшаться.
Необходимо отметить, что работа с такими семьями должна быть длительной, а иногда постоянной (до достижения ребенком совершеннолетия). Именно поэтому родители были ориентированы нами на получение помощи в различных психологических центрах города.
Объединение усилий специалистов системы здравоохранения, образования и социальной защиты, внесение изменений в систему юридического контроля жестокого обращения с детьми, пересмотр общей идеологии в демонстрации жестокости средствами массовой информации позволят защитить права ребенка, своевременно поддержать семью, помочь родителям в эмоционально трудной ситуации и тем самым предотвратить эскалацию жестокости, осуществить меры по профилактике социального сиротства, снизить показатели детского и подросткового суицида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А. А., Лапин Ю. Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей. Вопросы теории и практики. М., 2009.
2. Основные принципы превенции жестокого обращения с детьми. Информационное письмо Минздрава РФ. РГМУ, кафедра поликлинической педиатрии. М., 2003
3. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год. М.: Министерство труда и социального развития РФ. 2002.
4. Альбицкий В. Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии. Избранные очерки. М., 2012.
5. Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми и его возможные последствия. Психологический журнал. 1996; 14 (6): 110-118.
6. Девятова О. Е. Семейная депривация и психические расстройства у детей. М.: Барс. 2004.
7. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Социально-психологические проблемы жестокого обращения в семье. Семья в процессе развития. Материалы научно-практической конференции. 18-19 ноября 1993 г. М., 1994.
8. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум. 1984.
9. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина. 1974.
10. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа. 1981.
11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина. 1983.
12. Менделевич В. Д. Новые проблемы психологии и психопатологии девиантного поведения в период социальных перемен. Психиатрия и общество. Сборник научных работ, посвященный 80-летию ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. М.: ГЭОТАР-мед. 2001. С. 144-151.
13. Руководство по социальной психиатрии / под ред. Т. Б. Дмитри евой. М.: Медицина. 2001.
14. Дубошеева И. М. Социальная работа по предотвращению насилия в семье. Отечественный журнал социальной работы. 2002; 1: 49-52.
15. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер. 1999.
16. Марголина И. А., Козловская Г. В., Проселкова М. Е. Психические расстройства у детей, подвергшихся хроническому внутрисемейному насилию. Психиатрия. 2003; 5: 21-24.