Научная статья на тему 'Подростки мегаполиса о проблеме насилия'

Подростки мегаполиса о проблеме насилия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
296
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / МЕГАПОЛИС / НЕНАСИЛИЕ / АГРЕССИЯ / ЗАЩИТА / CHILDREN / TEENAGERS / MEGACITY / NONVIOLENCE / AGGRESSION / DEFENSE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смакотина Наталья Леоновна

Статья посвящена проблеме насилия в отношении детей. Рассматриваются условия существования насилия (на примере мегаполиса Москвы). Проводится анализ социальной природы проявления насилия. Рассматриваются социокультурные основания поведения людей, которые влияют волей или неволей на перекос в понимании смысла ситуации. Особое внимание уделяется отношению к проблеме насилия самих детей. В статье используются результаты исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenagers of the megacity about the violence problem (results of sociological research)

Article is devoted to the problem of violence under the children. The author pointed to the living conditions (as an example megacity of Moscow is shown) as a cause of violence. The violence social nature is analyzed. Special attention is given to the sociocultural people behavior principles, which influence on a distortion in understanding of sense of a situation. Also is underlined the relation to the problem of violence under the children. The article is based on a research results.

Текст научной работы на тему «Подростки мегаполиса о проблеме насилия»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Подростки мегаполиса о проблеме насилия Результаты социологического исследования

Статья посвящена проблеме насилия в отношении детей. Рассматриваются условия существования насилия (на примере мегаполиса Москвы). Проводится анализ социальной природы проявления насилия. Рассматриваются социокультурные основания поведения людей, которые влияют волей или неволей на перекос в понимании смысла ситуации. Особое внимание уделяется отношению к проблеме насилия самих детей. В статье используются результаты исследований.

Ключевые слова: дети, подростки, мегаполис, ненасилие, насилие, агрессия, защита.

Проблема насилия в отношении детей является многогранной по своей роли в жизни каждого ребенка, семьи, города, российского общества в целом.

По своему воздействию насилие над детьми имеет огромные разрушительные последствия, долговременные по своей протяженности и запускающемуся механизму воспроизводства насилия в настоящем и будущем.

Особенно большую опасность представляет рост уровня насилия во время социальных кризисов. Основными следствиями которых являются: экономия граждан на продуктах питания и досуге, проблемы трудоустройства молодежи, рост числа заболеваний, криминогенность и коррумпированность общества, разрушение системы ценностей.

Самым непосредственным образом социальные и демографические кризисы связаны с психологическими кризисами, которые проявляются в эмоциональной опустошенности людей, чувстве апатии, снижении активности, в страхе потерять работу, депрессиях, стрессовых состояниях, ухудшении психологического климата в обществе, на работе, в семье.

В 90-е годы наше общество в связи с переориентацией на новые социально-экономические условия начало терять исконные семейные устои и практики, что вылилось в кризис семьи.

Необходимо отметить тот факт, что сам термин «насилие» имеет множество значений, которые несут

© Смакотина Н.Л., 2011

Н.Л. Смакотина

различные смысловые нагрузки. Это связано с исторически сложившимися обычаями в разных странах и в разное время, которые накладывают отпечаток на практики отношения к детям, а также на распространенность форм насилия в конкретном обществе. Вместе с тем, глобализация, а также цивилизованные формы борьбы с насилием привели к тому, что сложились общечеловеческие подходы к пониманию насилия и основных его видов. Несмотря на множество подходов к определению насилия, есть определенное согласие, что это акт агрессии физической, моральной или институциональной против целостности индивида (индивидуумов), группы людей.

Все эти проявления характерны в той или иной степени для современной России, в том числе и для Москвы, что делает проблему исследования насилия в отношении детей особенно актуальной.

Москва, как и другие мегаполисы, в особенности Запада, приобретает черты «глобального» города, становясь узлом международного взаимодействия, одним из центров управления мировой экономикой. Мегаполис Москва — общество особого типа, со специфической формой социальноэкономической и политической организации, город-государство со стабильными социальными и политическими отношениями, сложившимися культурными традициями, особой городской инфраструктурой распределения социальных благ, с сильным влиянием городской культуры на большинство процессов, протекающих за пределами его территориальных границ, со своей конструкцией городской среды, жизни московского сообщества, со своей муниципальной политикой.

В мегаполисе бурные потоки разнообразной деятельности, образов жизни, языков, культур, моделей поведения, менталитетов, столкновение и взаимодействие которых не всегда позитивно отражается на жизни постоянно проживающих групп. Современное этнокультурное и конфессиональное лицо города меняется в первую очередь за счет притока трудовых мигрантов.

Предотвращение насилия в отношении детей является важнейшей социальной задачей органов городской власти, общественных организаций, школ, семьи, общества в целом и отдельных граждан города. Для решения этой сложной проблемы необходимо иметь представление о видах и целях насилия в отношении детей, субъектах и причинах его осуществления, поведении детей в таких ситуациях, эффективности мер профилактики.

Получить такого рода комплексное знание позволило социологическое исследование насилия в отношении детей, основанное на данных, полученных от детей, родителей, экспертов.

Одним из направлений анализа проблем насилия в отношении детей являются проведение социологических исследований, позволяющих оценить состояние и характер насилия в отношении детей в г. Москве. Результаты такого исследования, проведенного в 2010 г. на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова по заказу Уполномоченного по

правам человека в городе Москве и Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве легли в основу анализа.

Основной целью исследования была оценка современной ситуации и выявление основных тенденций в состоянии проблемы насилия в отношении детей в семье, школе, на улицах в городе Москве. Для достижения этой цели были использованы качественные и количественные методы.

Выборочная совокупность образовательных учреждений строилась как модель, воспроизводящая структуру всей генеральной совокупности образовательных учреждений Москвы. В выборочной совокупности воспроизводится структура генеральной совокупности по следующим параметрам:

• окружное или городское подчинение;

• тип (государственные, негосударственные);

• вид (СОШ; Центры образования; Гимназии, лицеи, прогимназии; Школы-интернаты. Так же в выборку включены специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы).

В качестве респондентов выступили подростки обоего пола (в равном соотношении) в возрасте от 14 до 17 лет, большую часть которых составляют 15—16-летние. Это обстоятельство определяет некоторые ограничения исследования, поскольку категория детей в широком смысле выступает в данном исследовании в виде одного из возрастных срезов — подростковоюношеском. Полный объем выборки 1514 учеников.

Социальный портрет семьи и ребенка выглядел следующим образом. В полной семье с родными отцом и матерью проживают 61,6% опрошенных. При этом только с матерью либо с отчимом и матерью живут 31,3%, аналогичная ситуация с отцом или мачехой и отцом составляет лишь 2,7% случаев. Таким образом, мать в семье присутствует у абсолютного большинства подростков (93%), тогда как более чем в трети случаев отец отсутствует.

Примерно две трети подростков не отмечали существенных материальных затруднений в семье. О выраженных трудностях сообщают около 6% детей, которые чувствуют в связи с этим свое невыгодное положение среди одноклассников.

Дома 91,6% подростков проводят более 3 часов свободного времени ежедневно, в том числе 40,5% — более 6 часов. Время они тратят на подготовку уроков (66,6%), общение с друзьями в социальных сетях (60,0%), занятия любимым делом (45,8%), помощь по дому родителям (44,0%), компьютерные игры (40,2%). Относительно немного времени отводится на просмотр телевизионных передач (38,0%). 78,2% подростков отмечают, что большую часть времени или всегда делают дома то, что им нравится. Обращает на себя внимание оценка подростками отношений в семье. Примерно 80% говорят о теплых, дружеских отношениях, для которых характерны взаимопонимание, любовь, забота. В то же время в 20% случаев

отношения отчужденные, плохие. Комфортно ощущают себя в семье 87,4% подростков, тогда как 12,6% чувствуют себя незащищенными, лишними, никому не нужными или участниками конфликтов. О частых проявлениях любви, теплого отношения со стороны родителей говорят 60% детей, в то время как 40% отмечают их редкость или отсутствие (5,1%). Более чем в трех четвертях случаев родители часто дают своим детям деньги для их нужд. Две трети детей часто получают похвалу, а также моральную поддержку, если у них что-то не получается. Остальные проявления заботы и любви, с точки зрения детей, находятся в явном дефиците. 40% родителей редко проводят свободное время с детьми, 80% не посещают вместе с ними концерты, кино и пр. Больше половины детей отмечают, что родители редко или никогда не говорят с ними по душам, что позволяет сделать вывод о недостаточном психологическом контакте родителей со своими детьми-подростками.

Около трети подростков не удовлетворены общением с родителями, его количеством или качеством. При неповиновении со стороны ребенка родители в половине случаев используют убеждение, в четверти — запрещают делать что-либо, что хочется ребенку. В описании детей часты явно неконструктивные варианты поведения родителей: они кричат (34,1%), обижаются (18,1%), перестают обращать внимание на ребенка (7,1%) либо обращаются к насильственным методам: пугают наказанием, избиением (5,1%), могут ударить, выпороть (4,8%). Таким образом, можно предположить, что по параметру физического жестокого обращения, по свидетельству детей, до 5% ответивших могут находиться в социально опасном положении, а до 20% — в зоне риска по физическому насилию.

В качестве наказывающего родителя, равно как и поощряющего, выступает мать (83% ответов), причем часто и очень часто — 21,4%. Отец действует подобным образом существенно реже (62% ответов), часто и очень часто — в 12,1% случаев.

Более терпимыми к применению родителями к детям физических наказаний являются мальчики (9,1%) по сравнению с девочками (4,8%).

Степень терпимости к применению родителями к детям физических наказаний зависит от типа семьи. Более терпимыми к применению родителями к детям физических наказаний являются дети, которые живут только с отцом (это нормально — 16%) или с мачехой и отцом (это нормально — 15,4%). Таким образом, в этих типах семей воспроизводится отношение к применению родителями к детям физических наказаний как к норме.

Основной причиной достаточно высокой распространенности физического и психического насилия над детьми в семье является либеральное отношение к наказаниям, признание допустимости использования в воспитательных целях не только психологического, но физического насилия родителей над детьми. Для опрошенных детей благонамеренное «моральное насилие» — это стереотип поведения, усвоенный ими и переданный

им предшествующими поколениями. В этой связи выглядят неубедительными попытки связать распространенность жестокого обращения с детьми с «культом насилия и жестокости в СМИ».

Одна из проблем современного общества заключается в смене установок к брачности, семейным ценностям, роли матери и отца. Современная эмансипированная женщина сама решает, когда она будет иметь детей и будет ли она воспитывать их вместе с отцом, что существенно уменьшает участие в процессе воспитания отца, и влечет за собой специфические социальные и психологические проблемы личностного становления ребенка. Прежде всего, мать служит для ребенка источником одновременно как заботы, эмоциональной поддержки и поощрений, так и негативных санкций, а временами — и жестокого обращения. По-видимому, повышенная нагрузка, которую должна нести мать, ограничивает ее возможности, несмотря на ее собственное желание уделять ребенку достаточно времени, а также использовать только конструктивные методы воспитания.

Для профилактики насилия в отношении детей в семьях важно понимание того, какие виды насилия распространены в большей степени и каково их содержание. Виды насилия в исследовании были разделены по следующим группам: физическое, психическое, духовное, экономическое, которые в свою очередь были разделены по степени тяжести на тяжелые и средние. Виды физического насилия тяжелой степени крайне редко присутствуют в семьях. Выгоняли детей на улицу или не пускали домой, избивали детей часто и очень часто в 0,8% семей. Несколько больше, хотя и в очень немногих семьях, присутствуют виды физического насилия средней степени — пощечины или удары (часто и очень часто — 2,1%).

В заметно большем количестве семей присутствуют косвенные виды физического насилия, заключающиеся в принуждении ребенка делать что-либо без его желания (часто и очень часто — 16,7%). Данный косвенный физический вид насилия, в случае отказа ребенка делать что-то без собственного желания, может спровоцировать прямое физическое насилие в отношении ребенка.

Виды психического насилия тяжелой степени, связанные с угрозой физического ущерба, практически не присутствуют в семьях. Для небольшой части семей характерно использование психического насилия средней степени — грубое одергивание (часто и очень часто — 5,2%), оскорбление или унижение (часто и очень часто — 5,4%), отказ от общения с ребенком (переставали разговаривать часто и очень часто — 4,6%).

Виды духовного насилия тяжелой степени редко присутствуют в семьях. Настраивали детей против второго родителя, проживающего отдельно, или запрещали видеться с ним часто и очень часто в 2,6% семей. Заметно больше присутствуют виды духовного насилия средней степени: запрет пользоваться компьютером (часто и очень часто — 13,3%), запрет общаться с друзьями, подругами (часто и очень часто — 4,4%), запрет делать то, что им

хочется (часто и очень часто — 12,2%). Вопрос о том, можно ли отнести к духовному насилию запрет детям делать то, что им хочется, также подлежит обсуждению, однако, на наш взгляд, такой запрет, если он не касается действий, наносящих вред самому ребенку или другим людям, следует отнести к духовному насилию, ибо этот запрет препятствует саморазвитию ребенка.

Редко присутствуют в семьях различные виды экономического насилия тяжелой степени. Ограничивают детей в одежде, в карманных деньгах небольшое количество семей (часто и очень часто — 5,6%).

Соотношение насилия в отношении детей по степени его интенсивности.

Для понимания масштаба распространенности насилия в семьях по отношению к детям посредством кластерного анализа был рассчитан интегральный параметр, который разделяет всех школьников на 3 группы, по степени интенсивности насилия в их семьях.

На диаграмме 1 представлены результаты сегментации школьников по степени интенсивности насилия в их семьях.

Для абсолютного большинства семей (61,7%) характерна низкая степень интенсивности насилия по отношению к детям. Более чем для каждой четвертой семьи характерна средняя степень, для каждой десятой семьи — высокая степень интенсивности насилия по отношению к детям.

Диаграмма 1

Сегментация школьников по степени интенсивности насилия в семье (в %)

Более высокая интенсивность насилия в семьях характерна по отношению к девочкам (11,9%) по сравнению с мальчиками (7,4%).

Степень интенсивности насилия в семьях по отношению к детям зависит от возраста детей. Больше среднего значения она характерна для детей в возрасте 14 лет (11,6%).

Заметно больше среднего значения высокая интенсивность насилия по отношению к своим детям чаще встречается в тех семьях, в которых де-

ти живут только с отцом (23,1%) или с мачехой и отцом (23,1%) по сравнению с другими типами семей. Эти типы семей требуют особого внимания с точки зрения профилактики насилия в отношении детей.

Высокая интенсивность насилия по отношению к своим детям чаще встречается в тех семьях, в которых существуют прохладные, отчужденные (28,5%) или плохие (30%) отношения, присутствуют равнодушие, безразличие (22,7%) или постоянное недовольство, раздражение (38,9%) в отношениях.

Заметно больше среднего значения высокая интенсивность насилия по отношению к своим детям чаще встречается в бедных (30,8%) и малообеспеченных (24,6%) семьях; среди семей, дети которых учатся на тройки и двойки (35,1%); активно включены в какие-либо молодежные субкультуры (17,6%); курят (16,6%); регулярно употребляют алкоголь (18,9%); состоят на внутришкольном учете (15%).

Все вышеуказанные типы семей требуют особого внимания с точки зрения профилактики насилия в отношении детей.

Для проведения целенаправленной работы по сокращению уровня насилия в семьях важно определить причины насильственных действий в семьях. В исследовании причины насилия были распределены на четыре группы: воспитание, подавление, перенос внутриличностного конфликта и разрешение конфликта, немотивированные действия.

В таблице 1 представлено распределение причин насильственных действий в семьях.

Таблица 1

Причины насилия со стороны родителей (в %)

Причины Никогда Крайне редко Редко Часто Очень часто

1 Поведение на улице 80,3 9,5 5,4 2,6 2,2

2 Безо всякой причины 77,1 12,8 3,8 3,2 3,2

3 Стремление родителей заставить им подчиняться 68 14,8 7,1 5,5 4,6

4 Поведение в школе или конфликт с учителем 62,1 17,4 11,7 5,7 3,1

5 Конфликтные отношения в семье 54,3 22,9 11,3 6,6 5

6 Раздраженное состояние родителей 40 28 15,3 10,6 6,1

7 Поведение с родителем, сестрой, братом 40 26,4 17,9 11,3 4,4

8 Желание убедить Вас в чем-то 37,5 26,5 19 10,8 6,2

9 Плохие оценки в школе 32,3 22,5 24,9 14,2 6,1

Наиболее распространенной причиной насилия в семье по отношению к ребенку является его воспитание. Большей частью насильственные действия осуществляются родителями из-за плохих оценок ребенка в школе (часто и очень часто — 12,8%). На втором месте находятся насильственные действия, связанные с поведением ребенка с родителями, сестрой, братом (часто и очень часто — 9,3%). На третьем месте находятся насильственные действия, связанные с поведением ребенка в школе или с конфликтом с учителями (часто и очень часто — 5,1%). На четвертом месте находятся насильственные действия, связанные с поведением ребенка на улице (часто и очень часто — 5,1%).

Важное место в работе по сокращению уровня насилия в семьях занимает определение тех членов семьи, которые в наибольшей степени склонны к насилию. В таблице 2 представлено распределение насильственных действий в семьях в зависимости от того, кто из членов семьи их совершал.

Таблица 2

Регулярность насилия со стороны членов семьи (в %)

Члены семьи Никогда Крайне редко Редко Часто Очень часто

1 Мачеха 92,5 3 1,3 1,1 1,2

2 Отчим 81,5 6,6 5,4 3,5 3

3 Старшие брат, сестра 70,9 13,6 6,4 5,9 3,3

4 Бабушка, дедушка 69,4 16,6 6,9 5,4 1,7

5 Отец 37,9 32,4 17,6 9,3 2,8

6 Мать 17 36,8 24,8 14,1 7,3

7 Другие члены семьи 84,5 8,2 3,4 2,1 1,7

В наибольшей мере насилие в семье по отношению к ребенку характерно для матери (часто и очень часто — 21,4%), и в заметно меньшей степени — для отца (часто и очень часто — 12,1%). Таким образом, профилактика насилия в семье по отношению к ребенку должна быть направлена в первую очередь на его мать.

Основной причиной насилия в семье по отношению к детям, как было указано выше, является воспитание детей. Необходимо выявить наиболее распространенные виды насилия родителей по отношению к детям в случае их непослушания.

Диаграмма 2

Наиболее распространенные в семьях действия родителей в случае непослушания детей (в %)

Наиболее распространенным действием родителей в случае непослушания детей является попытки уговорить, убедить их (51%). Сами по себе такого рода действия родителей являются положительными. Отрицательная их сторона появляется тогда, когда попытки уговорить, убедить ребенка приобретают насильственный характер.

Распространенным видом насилия родителей по отношению к детям в случае их непослушания является психическое насилие, заключающееся в криках (34,1%), угрозах наказания (26,1%), обиде на ребенка (18,1%), нежелании обращать на него внимание (7,1%), угрозах наказания, избиения (5,1%).

Следующим по степени распространенности видом насилия родителей по отношению к детям в случае их непослушания является экономическое насилие, заключающееся в лишении денег (6,8%).

Распространенным видом насилия родителей по отношению к детям в случае их непослушания является физическое насилие, заключающееся в использовании ударов, порки (4,8%).

Сокращение уровня насилия в семье по отношению к детям в определенной мере зависит от отношения самих детей к насилию над ними. Отрицательное отношение будет способствовать снижению уровня насилия, положительное — повышению.

Абсолютное отрицание применения родителями к детям физических наказаний характерно менее чем для половины детей (недопустимо ни в какой ситуации — 41,5%). Относительное отрицание применения родителями к детям физических наказаний характерно более чем для половины детей (допустимо в исключительных случаях, когда исчерпаны другие меры воздействия — 51,5%). Нормальным считают применение родителями к детям физических наказаний небольшое, но заметное количество детей (7,5%).

Пытаются уговорить, убедить Вас Кричат на Вас Запрещают делать что-либо Обижаются

Перестают обращать на Вас внимание Лишают денег Пугают наказанием, избиением Могут ударить, выпороть Другое

34,1

51,0

Диаграмма 3

Допустимость физического наказания над детьми со стороны родителей, по мнению детей (в %)

Оценки детей по поводу допустимости применения родителями к детям физических наказаний распределились в зависимости от типа семьи и поведения родителей.

Более терпимыми к применению родителями к детям физических наказаний являются мальчики (9,1%) по сравнению с девочками (4,8%). Более терпимыми к применению родителями к детям физических наказаний являются дети, которые живут только с отцом (это нормально — 16%) или с мачехой и отцом (это нормально — 15,4%).

Степень терпимости к применению родителями к детям физических наказаний зависит от отношений в семье. Заметно выше среднего значения терпимость к применению родителями к детям физических наказаний встречается в тех семьях, в которых существуют плохие отношения (16,3%), присутствуют равнодушие, безразличие в отношениях (14,9%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень терпимости к применению родителями к детям физических наказаний зависит от материального положения семьи, включенности детей в молодежные субкультуры, употребления алкоголя и стояния на внут-ришкольном учете. Заметно выше среднего значения терпимость к применению родителями к детям физических наказаний встречается в бедных (21,2%) и малообеспеченных (17,2%) семьях; среди семей, дети которых активно включены в какие-либо молодежные субкультуры (10,8%); регулярно употребляют алкоголь (17,1%); состоят на внутришкольном учете (19,2%).

Таким образом, во всех вышеназванных типах семей и поведенческих типах детей воспроизводится отношение к применению родителями к детям физических наказаний как к норме. С детьми именно из этих типов, в первую очередь, необходима работа по профилактике насилия в семье в отношении детей.

Многообразие видов и уровней насилия приводит к необходимости выявить возможности детей обратиться за помощью. По оценкам детей, наибольшее доверие в оказании помощи вызывают близкие люди, родственники, к ним обратились бы в первую очередь 59,7% детей, и милиция (58,6% детей). На втором месте находятся друзья (обратились бы 48,5% де-

тей). Рейтинг остальных возможных людей и организаций оказался существенно ниже родственников, милиции и друзей.

На третьем месте по рейтингу способности оказать помощь находится психолог (обратились бы 15,7% детей).

На четвертом месте по рейтингу способности оказать помощь находятся Уполномоченный по правам ребенка в Москве (обратились бы 10,9% детей) и телефон доверия (обратились бы 10% детей).

На пятом месте по рейтингу способности оказать помощь находятся учитель (обратились бы 5,4% детей) и взрослые во дворе (5%). Эти данные говорят о том, что учитель мало у кого из школьников вызывает доверие как человек, способный помочь в случае насилия. Столь же низкое доверие у детей к окружающим их взрослым людям.

На шестом месте по рейтингу способности оказать помощь находятся органы опеки и попечительства (обратились бы 4,2% детей) и социальный педагог (4,1%). Столь низкие оценки школьников, во многом, обусловлены тем, что они слабо информированы о наличии таких возможностей.

На седьмом месте по рейтингу способности оказать помощь находятся школьный омбудсмен (обратились бы 2% детей) и соседи (2,2%). Столь низкие оценки школьников способности омбудсмена помочь им обусловлены тем, что они слабо информированы о нем. Что касается соседей, то полученные данные говорят о том, что соседи мало у кого из детей вызывают доверие как люди, способные помочь в случае насилия над ними в семье. (Диаграмма 4).

Диаграмма 4

Распределение ответов школьников на вопрос: «К кому бы вы обратились за помощью, в случае если бы в отношении вас было совершено насилие?» (в %)

Обратился бы к родственникам 59,7

Сообщил бы в милицию 58,6

Обратился бы к друзьям 48,5

Обратился бы к психологу

Обратился бы к Уполномоченному по правам ребенка в городе Москве

Позвонил бы по телефону доверия

Обратился бы к учителям 5,4

Обратился бы к взрослым во дворе 5,0

Обратился бы в органы опеки Н 4 „ и попечительства Н ’

Обратился бы к социальному педагогу Ц 4,1 Обратился бы в общественные ■ 3 1 организации в городе И ’

Обратился бы к соседям | 2,2 Обратился бы к школьному омбудсмену [ 2,0

Ни к кому не стал бы обращаться 14,в

Возможности различных организаций и лиц помочь в случае насилия над детьми в семье подтверждаются данными о том, помогали или нет детям, если они обращались к кому-либо за помощью.

В абсолютном большинстве случаев (93,6%), если дети обращались к кому-либо за помощью в виду насилия над ними, им помогали различными способами. Причем почти более чем три четверти случаев (78,7%) носили практический характер — помогли практическими действиями (47,9%) и советами (30,8%). (Диаграмма 5).

Диаграмма 5

Виды полученной школьниками помощи в случае насилия над ними (в %)*

Отказали в помощи; 6,4 1 Помогли практическими действиями; 47,9

Успокоили; 41 1 \ Помогли советом; 30,8

* Сумма ответов в диаграмме больше 100%, т. к. отвечающие могли выбирать несколько вариантов ответов.

В небольшом числе случаев (6,4%) детям отказали в помощи. Причем число таких случаев зависит от параметров семьи и поведения ребенка.

Больше случаев отказа в помощи детям при насилии над ними в семье наблюдается среди девочек (7,3%) по сравнению с мальчиками (5,3%) в возрасте 14 лет.

Больше случаев отказа в помощи детям при насилии над ними в семье наблюдается среди детей, в семьях которых существуют равнодушие, безразличие в отношениях (14,3%).

Больше случаев отказа в помощи детям при насилии над ними в семье наблюдается среди детей, живущих в бедных (29,6%) и малообеспеченных (13,5%) семьях; среди детей, которые учатся на тройки и двойки (30,4%); активно включены в молодежные субкультуры (12,5%); курят (12,3%); регулярно употребляют алкоголь (14%); состоят на внутришколь-ном учете (14,6%). (Диаграмма 6).

Диаграмма 6

Виды полученной школьниками помощи в случае насилия над ними, в различных группах школьников (в %)

Помогли практическими действиями Помогли советом Успокоили Отказали в помощи

ПОЛ*

Мужской 55,5 29,3 32,3 5,3

Женский 40,2 32,3 51,1 7,1

Продолжение диаграммы

Помогли практическими действиями Помогли советом Успокоили Отказали в помощи

ВОЗРАСТ

14 лет 40,7 32,9 40,7 14,3

15 лет 47,1 30,8 41,3 4,8

16 лет 51,8 27,6 42,6 3,7

17 лет 44,6 36,4 43 5,8

ТИП СЕМЬИ

С матерью и отцом 48,3 32,8 40,9 5,8

Только с матерью 46,7 23,7 41,4 6,6

Только с отцом 30 20 40 20

С мачехой и отцом 44,4 44,4 33,3 22,2

С отчимом и матерью 51,9 33,7 45,2 2,9

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Теплые, дружеские 50,7 31,2 41,1 5

Прохладные, отчужденные 47,4 34,2 43,9 5,3

Плохие 39,6 22,9 41,7 10,4

ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Взаимопонимание, любовь, забота 49,7 31,7 40,8 5

Равнодушие, безразличие 33,3 31 42,9 14,3

Постоянное недовольство, раздражение 37,2 29,8 50 7,4

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ

Часто не хватает денег 29,6 29,6 25,9 29,6

Хватает денег на покупку продуктов 35,1 32,4 35,1 13,5

Хватает денег на покупку одежды 45,7 30 51,4 5,7

Хватает денег на покупку мебели 43,1 38,7 38,2 3,4

Хватает денег на любые покупки 56,4 26,6 42,6 3,5

СРАВНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СЕМЬЕ С СЕМЬЯМИ ОДНОКЛАССНИКОВ

Лучше, чем у одноклассников 49,2 31,5 41,1 7,3

Такое же, как у одноклассников 48,9 32,8 39,2 4,6

Хуже, чем у одноклассников 37,3 25,5 54,9 13,7

Окончание диаграммы

Помогли практическими действиями Помогли советом Успокоили Отказали в помощи

УСПЕВАЕМОСТЬ

Почти на одни пятерки 40 33,3 43,3 10

На пятерки и четверки 44,9 29,6 45,4 7,1

Почти одни четверки 48,3 33,6 35 3,5

На четверки и тройки 49 32,1 42,2 3,7

Почти одни тройки 58,5 28,3 39,6 9,4

На тройки и двойки 47,8 8,7 30,4 30,4

ВКЛЮЧЕННОСТЬ В МОЛО£ ЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

Да 59,7 18,1 35,4 12,5

Нет 43,8 34,1 42,1 5,2

ВКЛЮЧЕННОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Да 50,9 29,1 45,1 4,8

Нет 41,6 33,7 35,3 5,2

КУРЕНИЕ

Я не курю 47 33,1 43 3,8

Я курю очень редко 45,3 26,3 45,3 6,3

Курю 53,8 26,3 33,9 12,3

УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ

Никогда 48,5 33,4 39,2 7,5

В редких случаях 47,5 30 44,6 4,3

Регулярно 56 20 20 14

СОСТОЯНИЕ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ

Да 62,5 18,8 16,7 14,6

Нет 47,6 32,1 43,5 4,4

* Группы, название которых выделено, имеют статистически значимую связь с рассматриваемым вопросом.

Особое внимание для сокращения уровня насилия в семье по отношению к детям необходимо в большей степени девочкам, детям в возрасте 14 лет, детям из бедных и малообеспеченных семей, семьям детей, которые плохо учатся, активно включены в какие-либо молодежные субкультуры, курят, регулярно употребляют алкоголь, состоят на внутришколь-ном учете.

С точки зрения детей, в домашней среде моральное насилие доминирует над физическим. Методы воспитания с применением морального насилия используют родители 55% детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В большинстве случаев семьи участвующих в исследовании детей принадлежат к традиционному типу, это значит, что все воспитательные фун-

кции ложатся на матерей, а основные функции отца — материальное обеспечение семьи.

Однако, по мнению большинства детей, отец при этом уступает в добром отношении к ним.

«Отец в семье лидер, уважаемый. Мама больше времени дома» (фокус-группа с детьми, Владимир,14 лет).

«Мама лидер, так как построже, но отца больше уважаю. Мама занимается хозяйством» (фокус-группа с детьми, Егор, 14 лет).

Таким образом, можно заключить о неком образе «матери-цербера» и уважаемом лидере — отце в распределении семейных ролей в детском сознании.

В целом, следует обратить внимание на то, что, несмотря на разные виды и уровни насилия в семье, нет оснований говорить о том, что уровень насилия в московской семье высокий и семья является основным источником насилия.

Социальное пространство насилия не замыкается на семье. Как показало проведенное исследование, поле распространения его намного шире. Обратимся к ситуации вне семьи. Важными местами социального пространства, в котором дети проводят достаточно много времени, являются школа и улица.

По оценкам детей, в школе превалирует моральное насилие со стороны учителей и физическое — между учениками. В моральном насилии в системе «учитель — ученик» инициаторами, как правило, выступают педагоги. Основными мотивами такого поведения дети считают «моральную разрядку учителя», «стремление унизить».

Все перечисленные выше виды насилия со стороны учителей в школе провоцируют агрессию, неудовлетворенность, нервозность со стороны учеников, которая, в свою очередь, проецируется на сверстников как единственно доступных объектах самовыражения.

В современных школах зачастую не предусмотрено какой-либо неформальной коммуникации между учениками и учителями, нет систематизации норм и правил в конфликтных ситуациях, нет компетентных органов со стороны, способных вмешаться в учебный процесс, нет периодических психологических тестирований педагогического состава, отвечающих за профессиональную пригодность учителей в моральном смысле. В конце концов, детям некому жаловаться на педагога.

Безнаказанность и всемогущество педагогического состава провоцирует расцвет и произвол морального насилия с их стороны. Можно отметить, что отсутствие физического насилия в школе со стороны учителей связано, скорее, с нормами, прописанными законодательно, а не моральными принципами.

Провокация морального насилия со стороны учителей в школе и родителей в семье способствует развитию физического насилия между учениками, сверстниками.

Среди разных видов физического насилия наиболее часто отмечаются: «драки между одноклассниками, имеющими неравное положение: более сильный третирует более слабого», «демонстрация силы старшеклассниками по отношению к представителям младших классов», «массовые драки», «стрелки», как правило, за стенами школы, но на ее территории.

Для изучения насилия в отношении детей важно понимание того, какие виды насилия распространены в большей степени на улице и каково их содержание. В таблице 3 представлены оценки детей по поводу того, с какими видами насилия они сталкивались на улице.

Таблица 3

Виды насилия над детьми на улице (в %)

Виды насилия Никогда Крайне редко Редко Часто Очень часто

1 Заставляли Вас воровать 97,5 0,9 0,6 0,2 0,8

2 Избивали Вас 95,2 3,4 0,8 0,2 0,5

3 Вас вынуждали отдавать деньги 93,4 4,5 1 0,2 0,9

4 Привлекали Вас к просмотру порнографических материалов, фильмов 89,9 4,6 1,5 0,8 3,2

5 Предлагали Вам наркотики 89,4 5,3 2,1 1,4 1,7

6 Намеренно повреждали Ваши вещи, одежду 87,9, 9,7 1,7 0,6 0,7

7 Угрожали Вас избить 84 10,6 2,7 1,6 1

8 Вас грубо одергивали, оскорбляли, ругали 69,6 20 6,5 2,4 1,5

9 Вас вовлекали в конфликты со сверстниками и взрослыми 69,6 21 5,8 1,6 2

Несмотря на сложившееся обыденное представление о том, что улица является более опасным пространством (по сравнению с организованным семейным и школьным) с насилием дети встречаются реже. Абсолютное большинство детей ответили, что не подвергались насилию на улице (от 97,5% до 69,6% в зависимости от вида насилия). Тем не менее, уличное пространство является условием различных видов насилия. Наиболее распространенным видом насилия над детьми на улице является предложение выпить спиртные напитки (часто и очень часто — 11,9%).

На втором месте по распространенности среди других видов насилия над детьми на улице находится привлечение к просмотру порнографических материалов, фильмов (часто и очень часто — 3,8%); грубое одергивание, оскорбление, ругань (часто и очень часто — 3,8%); вовлечение в

конфликты со сверстниками и взрослыми (часто и очень часто — 3,6%); предложение наркотиков (часто и очень часто — 3,1%).

На третьем месте по распространенности среди других видов насилия над детьми на улице находится угроза избиения (часто и очень часто — 3,1%).

Для интегральной оценки масштаба распространенности насилия над детьми на улицах проведен кластерный анализ, позволивший разделить всех школьников на 3 группы по степени интенсивности насилия над детьми на улице. Распределение школьников по группам показано на диаграмме 7.

Диаграмма 7

Сегментация школьников по степени интенсивности насилия над детьми на улице (в %)

Высокая степень; 2,1

Средняя степень; 21,7

Низкая степень; 73,6

Абсолютное большинство детей указывают на низкую степень насилия на улицах (76,3%). Примерно каждый пятый ребенок на среднюю степень насилия на улицах (21,7%). На высокую степень насилия на улицах указывает очень небольшое количество детей (2,1%).

На диаграмме 8 показано распределение школьников по группам по степени интенсивности насилия над детьми на улице в зависимости от параметров семьи и самого ребенка.

Диаграмма 8

Сегментация школьников по степени интенсивности насилия над детьми на улице, в различных группах школьников (в %)

Низкая степень Средняя степень Высокая степень

пол*

Мужской 72,5 25,9 1,6

Женский 80,4 17,4 2,3

ВОЗРАСТ

14 лет 84,1 12,7 3,3

15 лет 78,3 20,7 1

16 лет 74,9 24,2 1

17 лет 70,8 25,7 3,5

Продолжение диаграммы

Низкая степень Средняя степень Высокая степень

ТИП СЕМЬИ

С матерью и отцом 78 20,2 1,8

Только с матерью 74,1 24,5 1,4

Только с отцом 73,1 23,1 3,8

С мачехой и отцом 69,2 23,1 7,7

С отчимом и матерью 72,2 26,6 1,2

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Теплые, дружеские 79,5 19,4 1,1

Прохладные, отчужденные 63,3 34,2 2,5

Плохие 65 27,5 7,5

ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Взаимопонимание, любовь, забота 79,8 18,9 1,2

Равнодушие, безразличие 58,7 34,7 6,7

Постоянное недовольство, раздражение 61,8 35,4 2,8

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ

Часто не хватает денег 39,5 23,7 36,8

Хватает денег на покупку продуктов 67,7 26,2 6,2

Хватает денег на покупку одежды 73,7 25,4 0,8

Хватает денег на покупку мебели 79,3 20,2 0,5

Хватает денег на любые покупки 76,9 22,2 1

СРАВНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СЕМЬЕ С СЕМЬЯМИ ОДНОКЛАССНИКОВ

Лучше, чем у одноклассников 68,8 28,1 3

Такое же, как у одноклассников 78,5 20,4 1,1

Хуже, чем у одноклассников 68,6 27,9 3,5

УСПЕВАЕМОСТЬ

Почти на одни пятерки 81,7 13 5,3

На пятерки и четверки 83,1 15,2 1,7

Почти одни четверки 77,9 21,8 0,4

На четверки и тройки 71,7 27,1 1,2

Почти одни тройки 71,7 26,1 2,2

На тройки и двойки 45,7 37,1 17,1

ВКЛЮЧЕННОСТЬ В МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

Да 57,6 37,6 4,8

Нет 80,3 18,3 1,4

ВКЛЮЧЕННОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Да 75,3 23,1 1,6

Нет 79,5 17,5 3,1

Окончание диаграммы

Низкая степень Средняя степень Высокая степень

КУРЕНИЕ

Я не курю 84,6 14,1 1,2

Я курю очень редко 69 30,4 0,5

Курю 52,3 41,9 5,8

УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ

Никогда 88,6 10,2 1,2

В редких случаях 72,3 26,9 0,9

Регулярно 35,1 50,6 14,3

СОСТОЯНИЕ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да 41,8 41,8 16,5

Нет 78,6 20,5 0,9

*Группы, название которых выделено, имеют статистически значимую связь с рассматриваемым вопросом.

Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия на улицах, наблюдается среди мальчиков (37,5%) по сравнению с девочками (19,7%).

Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия на улицах, наблюдается среди детей в возрасте 15 лет (21,7%), 16 лет (25,2%) и 17 лет (29,2%). Таким образом, степень насилия на улицах по отношению к детям возрастает с увеличением их возраста.

Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия на улицах, наблюдается среди детей, в семьях которых существуют прохладные, отчужденные (36,7%) или плохие (35%) отношения, равнодушие, безразличие (41,4%) или постоянное недовольство, раздражение (38,2%) в отношениях.

Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия на улицах, наблюдается среди детей, живущих в бедных (60,5%) семьях; среди детей, которые учатся на тройки и двойки (54,2%); активно включены в молодежные субкультуры (42,4%); среди детей, которые курят (47,7%); регулярно употребляют алкоголь (64,9%); состоят на внутришкольном учете (58,3%).

Таким образом, насилие на улицах направлено, в первую очередь, на мальчиков; детей в возрасте от 15 до 17 лет; детей из семей с плохими отношениями в семье; из бедных семей; детей с плохой успеваемостью и отклоняющимся поведением (активно включенных в молодежные субкультуры, курящих, регулярно употребляющих алкоголь, состоящих на внутришкольном учете).

Увлечения и характер занятий самих подростков характеризуют их «внутреннюю ситуацию», которая также важна для оценки риска их уяз-

вимости как жертвы насилия, а также (в настоящем и будущем) его возможного субъекта.

Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками, что подтверждают данные опроса. Вне дома с друзьями 90,1% ответивших проводят от 2 и более часов в день, в том числе 42,5% — более 5 часов. Если учесть, что общение с друзьями происходит и дома с помощью социальных сетей, активными участниками которых являются 67,8% подростков, то по объему оно превосходит другие занятия подростков. При этом активными сторонниками каких-либо молодежных субкультур являются 17,7% ответивших. В качестве факторов риска насилия здесь может рассматриваться членство в экстремистских молодежных группировках, перечисленных подростками (скинхеды, националисты и т. п.), отчасти — в фанатских клубах.

Рассмотрение подростка как части целостной социальной системы, включающей в себя семью, школу, неформальное общение вне дома, прежде всего, со сверстниками, показывает, что риск жестокого обращения с подростком присутствует во всех перечисленных сферах.

Литература:

1. Дети России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. — М., 2000.

3. Фукуяма Ф. Великий разрыв. — М.: Аст, 2003.

4. Штомка П. Социология социальных изменений. — М.: Аспект Пресс,

1996.

5. Отчет по выполнению НИР «Проблема насилия в отношении детей в городе Москве», по Государственному контракту № 32 от 14 июля 2010 года для государственных нужд города Москвы /Научный руководитель проекта д.с.н., проф. Смакотина Н.Л. — М., МГУ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.