■ ■ ■ Структура конфликта как негативного коммуникационного процесса в образовательном пространстве
Шакирова Д. М.
Казанский государственный энергетический университет.
Аннотация: При изучении конфликтов в школьной среде подчеркивается сложная динамика перемен, в которой происходит социальное становление современных школьников. В статье раскрываются негативные коммуникационные процессы между учащимися и учителями как субъектами образовательного процесса. Структура конфликта рассматривается как с теоретической, так и с прикладной точек зрения. Анализ теоретических аспектов вопроса показал, что в первом случае структура выступает основой существования конфликта, которая формирует его в качестве системы, которая обладает свойствами динамичности, взаимосвязанности и целостности. В качестве компонентов структуры берутся следующие элементы: 1) конфликтная ситуация как стечение ряда обстоятельств и столкновение интересов либо отдельных лиц, либо социальных общностей, которые своим поведением формируют предпосылки для их столкновения; 2) конфликтующие стороны, в качестве которых могут выступать как отдельные личности, так и социальные группы; 3) ситуация, в которой разворачивается противостояние конфликтующих сторон; 4) проблема, которая требует своего решения и выступает в основе детерминирующей причины. Прикладной аспект вопроса раскрыт с помощью авторского социологического исследования, проведенного в 2016 г в Казани. Объем целевой выборки составил 345 респондентов. В статье представлена оценка учащимся социально-психологической обстановки в классе, а также наличия одноклассников, с которыми респонденты находятся в отношениях конфликта. Составлен рейтинг основных агентов социализации из окружения подростка, которые оказывают непосредственную помощь в трудных жизненных ситуациях и показано место в нем учителя. В данной статье затронуты вопросы наличия и характера распространения таких форм конфликтов как драки, потасовки, словесные оскорбления, избиения. Показана роль социального окружения из которого образуется группа «подстрекателей». Дана характеристика учащихся, составляющих данную группу.
Ключевые слова: конфликт, образовательное пространство, структура, школа, ученик, учитель.
Для цитирования: Шакирова Д. М. Структура конфликта как негативного коммуникационного процесса в образовательном пространстве. Коммуникология. Том 5. №3. С. 47-53 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-3-47-53
Сведения об авторе: Шакирова Динара Марселевна, ст.преподаватель кафедры «Менеджмент» Казанского государственного энергетического университета. Адрес: г. Казань, ул. Королева, д.8, кв.15, 89172641519 [email protected]
Школа как образовательное пространство все больше привлекает внимание ученых различного направления. В нем проходят множественные комму-
Communicology.2017.VoL5. ^.3. Р. 47-53
http://www. communicology.us
никационные процессы, поливариативность которых определяется разновек-торным взаимодействиями учеников, учителей, родителей и пр. субъектов образования. В настоящее время можно констатировать повышение конфликтности коммуникационных процессов, которое затрагивает отношения как между учениками, так и между учениками и учителями. Причин данных тенденций множество и они кроются в преобразованиях самой школы, в усложнении школьной программы, в изменениях социального взаимодействия самого социума, в ментальности людей и пр.
В научной литературе отсутствует однозначная трактовка категории «конфликт», что, во многом объясняется природой общественной жизни, которая включает его в себя как социальное явление. Существует множество определений данного термина. В самом общем виде термин «конфликт» означает столкновение, серьезное разногласие, спор [1, с. 395]. В словаре русского языка С.И. Ожегова синонимами понятия конфликт являются такие слова как серьезное разногласие, спор [2, с. 252]. В Большой Советской Энциклопедии конфликт предстает в виде столкновения противоположных интересов, взглядов, стремлений, который ведет к серьезному разногласию, острому спору или к более сложным формам борьбы [3, с. 493].
Наиболее распространенный подход определяет конфликт как противоречие, которое носит социальный характер. При этом сами противоречия представляются в виде неотъемлемой характеристики развития общества и его структурных элементов. В свою очередь разрешение конфликта сводится к разрешению социальных противоречий.
Целью данной статьи является изучение структуры конфликта в образовательном пространстве как негативного коммуникационного процесса. Как любой социальный феномен конфликт имеет свою структуру и существует благодаря взаимодействию структурных элементов в качестве совокупности устойчивых связей. А.Я. Анцупов под структурой конфликта понимает совокупность его устойчивых связей, которые обеспечивают его целостность, тождественность самому себе, а также служат отличительной особенностью от иных явлений и процессов социальной жизни. Таким образом, структура конфликта выступает основой его существования, которая формирует его в качестве динамически взаимосвязанной целостной системы [4, с.47].
Конфликтную ситуацию в этом понимании можно рассматривать как составной элемент конфликта, который образует накопление и обострение противоречий в системе социальных связей, группового поведения и межличностного социального взаимодействия. Данная ситуация представляет собой особое стечение жизненных обстоятельств и пересечение интересов отдельных лиц и социальных общностей, которые своим поведением формируют предпосылки для возможного столкновения между ними. Именно поэтому конфликтная ситуация выступает в качестве сложной субъективно-объективной реальности, в которой объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации [5, с. 104].
При этом сама конфликтная ситуация также имеет свою структуру. В нее входят участники конфликта; проблема, требующая своего решения и выступающая в роли детерминирующей причины и среду протекания конфликта [6, с.7-9].
По мнению А.В. Дмитриева как минимум две конфликтующие стороны выступают в роли структурных компонентов, которые могут быть представлены как отдельными индивидами, так и социальными группами [7, с. 98].
В качестве участников конфликта всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако в обществе действуют не только индивиды, но и различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и т.д. Таким образом, участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое множество.
Основным участникам конфликта принадлежит ведущая роль в его возникновении и развитии. Они представляют его действующими лицами, в основе противоборства заложено противоречие именно их интересов.
Т.Н. Кильмашкина указывает на то, что поведение участников конфликта зависит от выбранной или случайно выпавшей им роли. Ее исполнение осуществляется сознательно и выступает в качестве модели поведения социального субъекта, определяемой социальным статусом. Исполнение роли находит свое выражение в поведении участников социального конфликта обусловлено интересами, амбициями, характером, менталитетом и пр. Определенный фактор вносит ситуация, в которой разворачивается противостояние конфликтующих сторон [8, с.35].
Присутствует различие и в степени участия в конфликте, которое может варьироваться от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Данная степень находит свое выражение в разделении на основных участников конфликта, группу поддержки и других участников.
Именно основные участники конфликта есть его субъекты, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга. В основе данных действий заложено несовпадение интересов, взглядов и установок [9, с.232]. Их также можно рассматривать в качестве агентов социализации, которые не только участвуют в конфликтах, но и несут в своем поведении определенный ценностно-нормативный набор [10, 11, 12].
Иные, в определенной степени косвенные участники, как, правило, избегают открытого участия в конфликтных действиях. Но при этом они втянуты в противостояние, заинтересованы в его развертывании и определенном варианте исхода. Своими действиями они могут способствовать разжиганию противоборства, либо стремятся привести к консенсусу. При этом они могут выполнять разнообразные роли и тем самым оказывать различное воздействие на ход конфликта. Например, реализуя роль подстрекателя, они могут подталкивать оппонентов к противоборству. Роль пособника содействует советом, технической поддержкой и пр. Как правило, в групповых конфликтах они являются пособниками лидера.
Особое место, по мнению Р.Фишера, У. Юри, в конфликте занимают посредники (медиаторы), которые могут не входить в число участников конфликта, но их действия всегда имеют целью урегулирование конфликтной ситуации [13].
Соттитсо1оду.2017.Ш.5. N0.3. Р. 47-53
ЬПр://1/тм. соттитсо/оду.ив
С целью выявления структуры конфликта в образовательном пространстве в 2016 г. было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 345 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет. В опросе приняли участие учащиеся пяти школ разных районов г.Казани.
Согласно полученным данным приблизительно у четверти школьников в классе есть ребята, которые с ними конфликтуют (26,8 %), у 73,2 % школьников таких ребят в классе нет. Выяснилось, что юношей обижают гораздо чаще, чем девушек (29,6 к 23,8 % соответственно). В конфликтах с учителем признались только 5,4 % опрошенных школьников.
Среди причин конфликта с учителем были названы: непонимание некоторых предметов и придирки со стороны учителя. За ним по значимости выступают неудовлетворительные оценки, которые поставил учитель, невыполненное домашнее задание и внешний вид учащегося. Однако согласно полученным результатам учитель занимает последнее место в рейтинге тех, к кому подросток обратится в сложной жизненной ситуации. Безусловно, в данном рейтинге лидирующую позицию заняли мама и папа (78, 1 и 43,2 %). Однако учителя уступили друзьям (21,2 %), знакомым по переписке в социальных сетях (18,9 %). К учителю в школе дети обратятся в последнюю очередь, что говорит о том, что данный персонаж обладает недостаточным авторитетом и влиянием на ребенка, чтобы он мог обратиться к нему со своими проблемами.
Каждый второй респондент признался в том, что происходят конфликты между школьниками (49,7%). Отрицают их наличие 40,5% учащихся. При этом 15,9% отказались ответить на данный вопрос.
Каждый третий в ходе открытого конфликта выступал в роли зрителя (33,7%), тогда как 16,7% учащихся принимали в них непосредственное участие. В 2,6% случаев учащийся являлся пострадавшей стороной.
Каждый четвертый признался, что подобные конфликты между учащимися происходят редко (23%), намного меньшее количество опрошенных считает, что указанные события происходят достаточно часто (6,7%). Вариант «от случая к случаю» выбрал каждый второй респондент (52,3%), тогда как 18% затруднились ответить на поставленный вопрос.
Каждый второй респондент отметил, что словесные перепалки без оскорблений являются доминирующей формой конфликтных действий, а каждый третий убежден, что оскорбления в них присутствуют (52,3 к 31,8 %). По мнению каждого пятого подростка, конфликты в школе происходят вместе с дракой (20,3%), тогда как избиения случаются лишь в 5% случаев.
В конфликтах со словесными перепалками принимали участие как мальчики, так и девочки; при этом с оскорблениями участниками чаще становились девочки; с драками - мальчики.
Согласно полученным результатам опроса социальное окружение нередко выступает «благоприятной почвой» разрастания конфликта и включения в него таких аспектов как драка и рукоприкладство. В ходе конфликта достаточно часто образуется группа «подстрекателей». Для учащихся, составляющих данную
группу характерно активное наблюдение за происходящими событиями, которое может сопровождаться нецензурной лексикой, смехом, одобрением действий конфликтующих сторон.
Как показал теоретический анализ вопроса, в конфликте всегда имеет место конфликтная ситуация. Прикладной аспект по этому вопросу продемонстрировал, что причинами создания конфликтной ситуации являются поведение учащегося, которое не одобряется и порицается другими учащимися (52,8 %), нежелание быть как все, стремление выделится (38,4%), несовпадение мнений, разногласия (26,5 %), недоброжелательное, неприязненное отношение (18,2 %).
Таким образом, конфликт в образовательном пространстве как негативный коммуникационный процесс имеет следующую структуру. В своем большинстве его участниками выступают сами учащиеся, хотя имеет место и наличие учителя в качестве активного субъекта конфликтного процесса коммуникации. Доминирующей формой конфликта выступают словесные перепалки, которые могут приобретать нецензурный характер. Каждый пятый конфликт происходит с применением физической силы. При этом гендерный аспект вопроса показал, что в последнем варианте участие мальчиков встречается чаще. В структуре конфликта имеет место группа наблюдателей, которая может провоцировать усугубление конфликта и его выход за рамки общепринятых правил поведения.
Источники
1. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. 2004. М.: Русские словари, 957 с.
2. Ожегов С.И. 1984. Словарь русского языка. M.: Русский язык. 797 с.
3. Большая советская энциклопедия. T.22. 2-е изд-е. M.: Большая советская энциклопедия. 523 с.
4. Анцупов А.Я., Малышев A.A. 1995. Введение в конфликтологию. Ужгород: МАУП. 101 с.
5. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. 2005. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 302 с.
6. Олейник А.Н. 1992. Основы конфликтологии. М.: АПО, 53 с.
7. Дмитриев A.B. 2003. Конфликтология. М.: Альфа-М, 336 с.
8. Кильмашкина Т.Н. 2004. Конфликтология: социальные конфликты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 279 с.
9. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. 1999. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 551 с.
10. Возрастная специфика социализации личности в современных условиях (на материалах Республики Татарстан) / А.В. Махиянова // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. Вып. 6. 2012. С.125-131.
11. Жизненные ценности современной личности: состояние и роль агентов социализации в их формировании / А.В. Махиянова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. Научный журнал. № 1 (4). 2011. С. 99-102.
12. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. 2015. Общая конфликтология. М.: ИТК «Дашков и Ко», 240 с.
13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. 1990. М.: Наука, 158 с.
Communicology.2017.Vol.5. No.3. P. 47-53
http://www. communicology.us
■ ■ ■ Structure of the conflict as a negative communication process in the educational space
Dinara M. Shakirova
Kazan State Energy University.
Abstract: The study of conflicts in the school environment emphasizes the complex dynamics of change, in which the social formation of modern schoolchildren is taking place. The article reveals the negative communication processes between pupils and teachers as subjects of the educational process. The structure of the conflict is viewed from both theoretical and applied points of view. An analysis of the theoretical aspects of the issue showed that in the first case the structure is the basis for the existence of a conflict that forms it as a dynamically interrelated integrated system. As components of the structure, the following elements are taken: 1) the conflict situation as a concatenation of life circumstances and the intersection of the interests of individuals and social communities, which by their behavior form the prerequisites for a possible clash between them; 2) the conflicting parties, in which both individual individuals and social groups can act; 3) the situation in which the confrontation of the conflicting parties is unfolding; 4) a problem that requires its solution and acts as a determinative cause.
The application aspect of the issue was uncovered with the help of the author's sociological research conducted in Kazan in 2016. The volume of the target sample was 345 respondents. The article presents an assessment of the students' socio-psychological situation in the classroom, as well as the availability of classmates with whom the respondents are in conflict relations. A rating of the main socialization agents from the environment of the adolescent who provide direct assistance in difficult life situations and shows the place of the teacher in it. This article discusses the existence and nature of the spread of such forms of conflict as fights, brawls, verbal abuse, beatings. The role of the social environment from which a group of «instigators» is formed is shown. The characteristics of the students who make up this group and the style of their behavior in the conflict situation are given.
Keywords: conflict, educational space, structure, school, pupil, teacher.
For citation: Shakirova D. M. Structure of the conflict as a negative communication process in the educational space. Communicology. Vol. 5. No. 3. 2017. P. 47-53 DOI 10.21453/23113065-2017-5-3-47-53
Inf. about authors: Dinara M. Shakirova. Teacher of the chair «Management» of Kazan State Energy University. Address: Kazan, ul. The queen is 8 sq.15 [email protected]
References
1. Bol'shoy illyustrirovannyy slovar' inostrannykh slov. M.: Russkiye slovari, 2004. 957 s. [A large illustrated dictionary of foreign words. Moscow: Russian dictionaries, 2004. 957 p.]. (In Russ.).
2. Ozhegov S.I. 1984. Slovar' russkogo yazyka. M.: Russkiy yazyk, 1984. 797 s. [Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. M.: Russian language, 797 p.]. (In Russ.).
3. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. T.22. 2-ye izd-ye. M.: Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. 523 s. [ The Great Soviet Encyclopedia. T.22. 2-nd ed. Moscow.: The Great Soviet Encyclopedia. 523 p.]. (In Russ.).
4. Antsupov A.Y, Malyshev A.A. 1995. Vvedeniye v konfliktologiyu. Uzhgorod: MAUP, 101 s. [Antsupov A.Y, Malyshev A.A. 1995. Introduction to conflictology. Uzhgorod: IAPM, 101 p.]. (In Russ.).
5. Kibanov A.Y, Vorozheykin I.Y Zakharov D.K., Konovalova V.G. 2005. Konfliktologiya. M.: INFRA-M, 302 s. [Kibanov A.Y, Vorozheikin I.E., Zakharov D.K., Konovalova V.G. 2005. Conflictology. Moscow: INFRA-M, 302 p.]. (In Russ.).
6. Oleynik A.N. Osnovy konfliktologii. 1992. M.: APO, 53 s. [Oleinik A.N. 1992. Fundamentals of conflictology. Moscow: APO, 53 p.]. (In Russ.).
7. Dmitriyev A.B. Konfliktologiya. 2003. M.: Al'fa-M, 336 s. [Dmitriev A.B. 2003. Conflictology. Moscow: Alfa-M, 336 p.].
8 Kil'mashkina T.N. 2004. Konfliktologiya: sotsial'nyye konflikty. M.: YUNITI-DANA, 279 s.. [Kilmashkina T.N. 2004. Conflictology: social conflicts. Moscow: UNITY-DANA, 279 p.]. (In Russ.).
9. Antsupov A.Y, Shipilov A.I. Konfliktologiya. 1999. M.: YUNITI, 551 s. [Antsupov A.Y, Shipilov A.I. 1999. Conflictology. Moscow: UNITY 551 p.].
10. Vozrastnaya spetsifika sotsializatsii lichnosti v sovremennykh usloviyakh (na materialakh Respubliki Tatarstan) / A.V. Makhiyanova // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, sotsiologiya, politologiya, kul'turologiya. 2012. Vyp. 6. S.125-131. [Age specificity of the socialization of the individual in modern conditions (on materials of the Republic of Tatarstan) / A.V. Makhiyanova. 2012. Bulletin of the Buryat State University. Philosophy, sociology, political science, culturology. Issue. 6. P. 125-131.]. (In Russ.).
11. Zhiznennyye tsennosti sovremennoy lichnosti: sostoyaniye i rol' agentov sotsializatsii v ikh formirovanii / A.V. Makhiyanova // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Filosofiya i sotsiologiya; kul'turologiya. Nauchnyy zhurnal. 2011. № 1 (4). S. 99-102. [Life values of modern personality: the state and role of socialization agents in their formation / A.V. Makhiyanova. 2011. Bulletin of Vyatka State Humanitarian University. Philosophy and sociology; Culturology. Science Magazine. № 1 (4). P. 99-102.]. (In Russ.).
12. Sharkov F. I., Speransky V. I. 2015. The Overall conflict. M.: ITK «Dashkov and Co», 240 p. (In Russ.).
13. Fisher R., Yurii U. 1990. Put' k soglasiyu ili peregovory bez porazheniya. M.: Nauka, 158 s. [Fisher R., Yuri U. The path to agreement or negotiations without defeat. M .: Science, 1990. 158 p.]. (In Russ.).