Научная статья на тему 'Проблема взаимосвязей человека и природы в трилогии чеченского писателя А. Айдамирова'

Проблема взаимосвязей человека и природы в трилогии чеченского писателя А. Айдамирова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ / ЧЕЧЕНСКАЯ ПРОЗА / ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ / А. АЙДАМИРОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Садулаева М. Х.

В статье рассматривается проблема человека и природы в творчестве современного чеченского писателя А. Айдамирова. В трилогии Айдамирова документально-публицистический материал дополняет национальный горный пейзаж, имеющий важнейшее эстетическое и смыслообразующее значение. Он многопланов и имеет национальные признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема взаимосвязей человека и природы в трилогии чеченского писателя А. Айдамирова»

ям... В лесной глуши, в тёмных ущельях проходили дни одинокого кровника» [1, с. 93].

Природа всецело выступает на стороне героя, защищая его, «сочувствуя» ему, давая силы для дальнейшей борьбы и испытаний, которых выпало много на долю Арсби.

Россия и Кавказ в начале ХХ века бурлили событиями. Арсанов С. через описание природы подчеркивает наступление «смутного» времени перемен: «Холодом повеяло с гор, затянувшихся серой пеленой. Не слышно было птиц, только изредка порхали бабочки. Чирикали воробьи, а на проезжей части с места на место перелетали голуби» [1, с. 176]. Арсби после неуверенности и сомнений все же выбирает путь борьбы за преобразование жизни, и он уверен, что его сын Бено достойно продолжит дело отца.

Арсанов С. в течение всего повествования подчеркивает глубинную взаимосвязь героев со своей природной средой, являющейся для них «вторым домом». Пейзажные зарисовки в романе «Когда познается дружба» полифункциональны, несут композиционную и смыслообразующую нагрузку, обладают эстетической ценностью, отличаются психологизмом и философским содержанием.

Список литературы:

1. Арсанов С. Когда познаётся дружба. - Грозный, 1982.

2. Джамбеков О. Жанровые и поэтические особенности героико-истори-ческих песен (илли): дисс. ... канд. фил. наук. - Майкоп, 2008.

3. Хватов А. На родной земле, в родной литературе. - М., 1980.

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ТРИЛОГИИ ЧЕЧЕНСКОГО ПИСАТЕЛЯ А. АЙДАМИРОВА

© Садулаева М.Х.*

Чеченский государственный университет, г. Грозный

В статье рассматривается проблема человека и природы в творчестве современного чеченского писателя А. Айдамирова.

В трилогии Айдамирова документально-публицистический материал дополняет национальный горный пейзаж, имеющий важнейшее эстетическое и смыслообразующее значение. Он многопланов и имеет национальные признаки.

Ключевые слова: национальный пейзаж, чеченская проза, человек и природа, эстетическая и смыслообразующая роль, А. Айдамиров.

* Старший преподаватель кафедры Отечественной и мировой литературы.

К концу 60-х годов ХХ века чеченская проза представляла собой сложившуюся эстетическую систему, в которой исключительно важное место занимали проблемы истории, нравственного совершенствования и национальной культуры. Наряду с писателями старшего поколения С. Арсановым, М. Мамакаевым, Х. Ошаевым в процесс развития опыта национальной литературы были включены и молодые - А. Айдамиров, М. Сулаев, У Гайсул-танов, М. Мусаев, Х. Эдилов и др., творчество которых существенно обогатило чеченскую прозу 70-90-х годов. К исследованию произведений этих писателей неоднократно обращались чеченские ученые - Ю. Айдаев, Х. Тур-каев, Т. Джамбекова, М. Исмаилова, С. Инаркаева и др. в русле типологических проблем жанра, своеобразия героя, взаимодействия художественного и фольклорного начал, идейно-художественного содержания и т.д.

Айдамиров А. - писатель, который своим творчеством вывел на новый уровень развития жанр исторического романа, его трилогия - «Долгие ночи» (1972), «Молния в горах» (издан в 1989), «Буря» (1999) - представляет собой целостное произведение, создающее панорамное повествование об исторической и драматичной судьбе чеченского народа.

«Духовный опыт писателя (А. Айдамирова - М.С.), - подчеркивает К. Гайтукаев в книге «В пламени слова» (1989), был обременён памятью об отдалённых раскатах грозной войны, о трагическом испытании, выпавшем на долю родного народа, голодном детстве...» [4, с. 26].

В середине Х1Х века в истории чеченского народа началась величайшая трагедия, когда люди оказались перед выбором: или переселиться на Кубань, подчиняясь колонизаторам, или переселиться в Турцию, но в любом случае нужно было расстаться со своей землей. Разрыв кровных связей с родной землей для каждого чеченца обернулся катастрофой.

Следует особо подчеркнуть, что насильственное переселение горцев, разрыв с родной землей стали точкой отчета в бесчисленных бедах и страданиях чеченцев. Философия этого разрыва заключается в том, что вследствие разрушения гармонической целостности существования человека и природы, родной земли в данном случае, нарушился взаимообмен, и человек перестал аккумулировать жизненную энергетику от земли. Произошел перевес в сторону природы, но она не утратила своего «кругового» движения. Подтверждением является представленное описание в главе «Мирная весна»: «Да, природа разыгралась и одновременно засветилась всеми красками. И так происходит из века в век, из года в год. Что природе до человека, до его забот, радостей, горестей, бед и несчастий. У природы и у весны, в частности, свои законы, если люди разучились радоваться их проявлениям, то они сами в этом повинны, заслонив их от себя спорами, враждой, пролитой кровью, словно не хватает места под бескрайним небом, под по-матерински ласковыми лучами солнца. Люди сами для себя развязали войну, которая длится уже тысячелетия, то затихая на время, то вспыхивая с новой силой. Впро-

чем, вот уже вторую весну не грохочут пушки и не трещат ружья. Но стала жизнь от того иной, более спокойной и радостной? Нет, не стала» [2, с. 27].

После массового выселения чеченцев природа продолжала жить по своим законам, только вот осиротела земля, некому стало её обрабатывать: «Несмотря на раннюю весну, солнце палило нещадно... Еще несколько таких жарких дней, и земля совсем высохнет. Пахать было некому» [2, с. 28].

На чужбине не нашли люди приюта и утешения, но их обратное возвращение было невозможно, путь домой был отрезан. Кроме страданий, мучений, смертей тысяч людей это переселение ничего не дало. Они жили воспоминаниями о родине и надеждой, природа разделяла их горькую участь, успокаивала, давала силы: «Лес давал силы. Хорошо в лесу. Ветка ли треснет, мышь ли зашуршит в прошлогодней листве, белка ли встрепенется в дупле над головой, - всё слышно. Вот и дятел приостановил свою звонкую работу и замер, словно тоже внимал голосу леса. Васал встретился с его настороженным взглядом, усмехнулся и прошел мимо. Общение с лесом дарило душе радость и утешение. Но вот смешанные деревья и кустарники остались позади, и Васал ступил под сень чинарного леса. Белые гладкие стволы чинар напомнили ему далекую родину» [2, с. 64].

В документально-публицистическое полотно романа писатель вводит описание природы, позволяющее острее передать горечь разрыва с родиной и почувствовать глубокую и неразрывную связь с человеком: «День был сырой, пасмурный. Казалось, что сама природа страдает вместе с ними. Густой вязкий туман выползал из оврагов и речных излучин. Еще недавно зеленые деревья сбрасывали с себя праздничный наряд. Глухо, словно откуда-то из-под земли, доносились предрассветные крики петухов и злобный лай невыспавшихся собак.

У природы свои законы, и она живет сообразно им, ежегодно удивляя нас последовательностью и постоянством. Никто и ничто не в силах изменить этот порядок, который уже тысячи лет повторяется изо дня в день, из года в год.» [2, с. 396].

У А. Айдамирова в романе «Долгие ночи» природа является ключевым концептом раскрытия душевного состояния, психологии людей, оставшихся без дома и родины. Безмерное горе изгнанников чувствуется в каждом движении души и мыслей героев. Переселенцы умирали тысячами от болезней и голода. У Али тяжело заболел брат, силы его покидали, надежды на выздоровление не осталось. «Дома я бы достал брату лекарства, рассуждал Али, -лечил бы его травами. Чеченские горы и леса были его родным домом, в котором он знал все, что есть, и нашел бы то, что нужно» [2, с. 402].

Второй роман А. Айдамирова в тематическом и идейном плане является продолжением предыдущего романа «Долгие ночи», однако в «Молнии в горах» писатель сосредотачивает свое внимание не только на судьбе освободительного движения чеченцев в последней трети Х1Х века, но и выявляет его глубинные причины.

В связи с этим Т. Джамбекова пишет в своей работе, говоря о трилогии А. Айдамирова: «Художественно убедительно, и в то же время, опираясь на документальный материал, писатель опровергает официальную позицию историографии, что восстание 1877 года было поднято религиозными деятелями, «увлёкшими за собой легковерных и наивных горцев-крестьян». Причины этого восстания А. Айдамиров видит в глубоком сословном размежевании, когда вражда и непримиримость стали неотъемлемыми чертами взаимоотношений в этносреде.» [5, с. 209].

В связи с тем, что А. Айдамиров касается серьезных исторических проблем на основе документальных материалов, в эпическом полотне романа не представлены в большом количестве картины взаимосвязи человека и природы, они носят ограниченный характер.

Верным признаком раскрытия национального характера в романе являются скачки, в которых участвует Алибек. Они подчеркивают неразрывную связь героя со своим конем в традициях устного народного творчества чеченцев. «Друзья стояли, вслушиваясь в приглушенный говор вокруг, и не сводили глаз с Алибека. Удача в сегодняшних состязаниях им представлялась как знамение будущей победы в задуманном деле. Пулей проносясь сквозь пламя и влетев на обрыв сорокааршинной высоты, конь встал у самого края на задние ноги и замер над пропастью, даже у Кайсара и Ала-Магомеда, которые не впервые видели опасные самоиспытания Алибека и его коня, душа ушла в пятки. Если конь потеряет баланс хотя бы на волосинку, то он вместе с всадником рухнет вниз со страшной высоты. Но Алибек был спокоен. В таком положении он оставался больше минуты, пока по просьбе Ахмеда и Акты ему не велели отъехать назад.» [3, с. 13].

Герои в романе действительно ищут поддержки и взаимопонимания у природы. Писатель подчеркивает, что из-за своего одиночества в жизни, Бер-са искал друзей в природе. «По одной из загнивших ветвей грушевого дерева забарабанил дятел. Он друг Берсы. Когда Берса только начинал приходить сюда, птица, завидев его, спешила улететь. Потом немного привыкла и, изредка бросая взгляд вниз, продолжала свою работу. А теперь они крепко подружились. Чуть в стороне желтоногая и желтобрюхая пчела суетливо рылась в цветах, собирая нектар. На верхней ветке, заверещав свою короткую песню, умолкла цикада. Хоть день и был жарким, задержавшийся здесь больше обычного Берса начал мерзнуть. Сначала он решил было пойти домой. Но в темной, низенькой хате было всегда так тоскливо, что дальше некуда» [3, с. 27].

Глубокая взаимосвязь человека и природы емко передана писателем в следующем размышлении: «Человек видит только зло, раны, потери, причиняемые ему войной. Но война наносит суровые раны и природе. Когда-то здесь в Ичкерии были столетние леса, словно горы были накрыты огромным зеленым каракулем. Теперь их почти нет. В годы усмирения горцев

царские войска безжалостно рубили и сжигали эти девственные леса, уничтожали первозданную красоту величественной природы.

Как остаются шрамы и рубцы на теле человека после ран, так следы войны хранит природа. Они видны и в новых рощицах, густо разросшихся вокруг, и лесных просеках, и в одичавших садах разрушенных аулов, да на заброшенных дорогах, которые раньше вели в эти аулы [3, с. 75].

Чеченский национальный пейзаж выведен в романе А. Айдамирова «Буря» в качестве смыслообразующего компонента, подчеркивающего глубокий патриотизм героев, их любовь к родной земле, горным бушующим речкам и необыкновенным лесам. О сказочной красоте природы в окрестностях аула Ведено автор пишет в самом начале произведения: «Аул (Ведено - М.С.), хотя и находится в горах, расположен на широком ровном плато. С востока, запада и юга его окружают горы, покрытые дремучими лесами. В дни весеннего цветения кажется, будто на них кто-то накинул огромный зеленый каракуль с вьющимися локонами. Сотни родников, бьющие из скал, стекаясь в мелкие ручьи, собираются в ущелье Хулхулау и отсюда, перепрыгивая через валуны, пенясь, разбиваясь в миллионы жемчужных брызг, буравя тесные берега, словно необъезженные кони, устремляются на запад, на Чеченскую равнину.

Эти древние густые леса, студеные родники и не тающие снежные шапки на вершинах гор даже в летний зной поддерживают здесь приятный, прозрачный, здоровый воздух, а вода в родниках и речушках столь чиста, что переливается глубокой небесной синевой» [1, с. 1].

Глубоко психологичен ночной пейзаж, открывающий главу романа «Ночной гость». «Высоко в небе ярко светила луна. Множество звезд, будто разбросанных по небу чьей-то рукой, освещали покрытую снежным покрывалом землю.» [1, с. 41]. При виде мечети и сакли сердце путника забилось чаще, с волнением приходилось с трудом справляться. Встреча с родным аулом, домом была глубоко волнительна для тех, кто возвращался из далеких мест, зачастую их уже не ждали, считая мертвыми.

На смену восстаниям и войнам несли новые революционные бури. Неопределенность, неожиданность, отдаленность происходящего писатель подчеркивает описанием природы: «Зима в этом году наступила рано, была она и необычно холодной. По всему лесу тройным эхом разносился треск то и дело ломающихся под тяжестью снега деревьев. Дороги между аулами были занесены толстым слоем снега» [1, с. 134].

Образ Зелимхана в романе напрямую связан с природой Чечни. Всем сердцем он полюбил красоту своего края, бесконечно любуясь ею: «Горы-то везде были одинаковыми. Они стояли, проткнув облака своими вершинами, покрытыми нетающими снегами и ледниками, и вонзив их в синеву небосвода. Маленькие горные родники, огибая гранитные скалы, падая с них, собирались в большие реки и, превращаясь в грозную силу природы, устрем-

лялись вниз. Древние дремучие леса на склонах гор и у их подножий. Заросшие сочной травой, пестрые от разнообразных цветов просеки в поймах. Блестящие на ярком солнце редкие маленькие озера с обрамленными густой зеленью берегами. Всевозможные птицы и звери. Медведи, лоси, серны, дикие козы и бараны. Сидящие на вершинах скал или парящие в небе гордые орлы, соколы, ястребы. Зелимхан не мог насытиться этой прекрасной, но грозной природой» [1, с. 197].

Зелимхан представлял опасность для властей, за его голову обещали вознаграждение восемнадцать тысяч. Природа, на лоне которой он чувствовал себя уверенно, всей своей мощью стала на его защиту. «... Покрытые дремучими лесами и укутанные в нетающие снежные шубы горы. Под ними сотни пещер, в любой из которых может поместиться аул средних размеров. Сотни башен. Узкие тропы, с которых запросто можно сорваться в пропасть» [1, с. 208] - всё было на стороне Зелимхана.

В трилогии А. Айдамирова удивительным образом документально-публицистический материал дополняет национальный горный пейзаж, передающий глубокие чаяния и страдания чеченского народа, придающий всему повествованию глубоко философский характер и подчеркивающий единство человека и природы в огромном жизненном пространстве.

Пейзаж несет и эстетическую функцию, пронизывая всю художественную ткань произведений, воплощая собой естественный материальный мир, в котором живут и действуют герои. В произведениях природное и человеческое неразделимо, связано и обречено на вечное взаимосуществование.

Список литературы:

1. Айдамиров А. Буря [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ыф://^-chenmedia.at.ua/load/fajly_biblioteki/khud_lit_ra/a_ajdamirov_quotburjaquot/ 31-1-0-3

2. Айдамиров А. Долгие ночи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.checheninfo.ru/files/22_dolgie-nochi-.-abuzar-aydamirov-zip.html.

3. Айдамиров А. Молния в горах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhaina.com/history/141-molnija-v-gorakh.htm.

4. Гайтукаев К. В пламени слова. - Грозный, 1989.

5. Джамбекова Т. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы: дисс. . доктора фил. наук. - Майкоп, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.