УДК 82
АТАБАЕВА Хелина Султанбековна,
кафедра литературы и методики ее преподавания Чеченского государственного педагогического института, Грозный, Чеченская республика, Россия e-mail: lito - [email protected]
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБУЗАРА АЙДАМИРОВА «КАЛУЖСКИЙ ПЛЕННИК»
В статье проведен анализ произведений Абузара Айда-мирова с целью установления условий, побудивших Ай-дамирова взяться за перо. По итогам проведенного исследования отмечено, что, выявляя проблематику произведений, автор статьи пытался установить, что заставило Айдамирова взяться за перо, почему именно этими мыслями захотел он поделиться с читателем. Основанием для авторской оценки Шейха Мансура как авторского идеала служит представление писателя о нем, как о человеке, участвующем в газавате (священной войне), ), и эта оценка отражена в противопоставлении Мансура и Шамиля. Эпическую повесть Айдамирова «Калужский пленник» вполне можно определить как эпико- драматическое произведение.
Ключевые слова: произведение, анализ, читатель, писатель, священная война, повесть, драма.
ATABAEVA Khelina Sultanbekovna,
Instructor, Chair of Fiction (Literature) and Teaching Techniques, Chechnya State Pedagogics Institute, Grozny city, Republic of Chechnya , Russia e-mail: lito - [email protected]
CONSIDERING THE FICTION PIECE «KALUGA PRISONER» BY ABUZAR
AYDAMIROV
The paper carried out a review of fiction pieces by Abuzar Ayidamirov with the purpose of establishing the reasons that prompted Aydamirov to put pen to paper. The study outcomes have mentioned that the author tried to identify the set of issues of Aydamirov' s pieces, to understand what reasons made Aydamirov put pen to paper, and why the author intended to share these issues with the reader. The basis for author's assessment of Sheikh Mansour being the perfect type for the author is writer's presentation of a person participating in Jihad (the Holy War), this portrayal has been reflected in contrasting Mansur with Shamil. An epic story «Kaluga prisoner» by Aydamirov may be properly defined as a piece combining epic and drama.
Keywords: fiction piece, review, reader, writer, Holy War, the novel, drama.
Абузар Айдамиров является народным писателем Чечено-Игушетии, а также поэтом, публицистом, прозаиком, широко известным в Чеченской Республике и далеко за ее пределами. Его перу принадлежат: сборник «В родных горах» («Винчу лаьмнашкахь», Грозный, 1962, на чеченском языке), сборник рассказов и повестей «Один день судьбы», «Калужский пленник», «В день смерти сына», «Сердце матери», «По горным аулам», «Думы о школе», «След на земле».
Исторические романы «Именем свободы» (1968), «Долгие ночи» (1972) и «Молния в горах» (1989) принесли ошеломляющую славу писателю. Также Айдамирову принадлежит серия публицистических произведений, одна из которых - «Наши нравы» («Вайн амалш»), в которой писатель попытался понять, в чем сущность характера современного чеченца [4, с. 20-21].
Айдамировские произведения, прежде всего, привлекают к себе стремлением быть правдивым, поступать по велению сердца и быть услышанным.
В повести «Калужский пленник» автора интересовала проблема сдачи в плен имама Шамиля. Автор попытался показать историческую обстановку, дабы понять личность имама Шамиля с детства.
«Калужский пленник» - историческая повесть. Тема ее - изображение Шамиля в эпоху Кавказской войны (1817-1864), войны Российской империи в горных районах Северного Кавказа. Идея повести - показать становление личности имама Шамиля и его кровопролитную войну на территории Чечни и Дагестана. Следовательно, Шамиль является главным героем повести [3, с. 26].
Сюжет произведения построен на воспоминаниях главного героя с раннего детства до конца его жизни.
Образ Шамиля складывается в повести постепенно на фоне важнейших исторических событий XIX века.
Айдамиров не скрывает отрицательных черт характера и страшных поступков имама: в повести есть сцены, где Шамиль проявляет жестокость, подозрительность, несправедливость. При этом писатель опирается на принцип исторического детерминизма, то есть не спешит осуждать, но пытается разобраться в негативных чертах главного героя.
Имам Шамиль родился в селении Гимры. Получил неплохое образование, в совершенстве владел знанием Корана.
Первый имам Кази-Мула, преданный исламу, был очень известным в Дагестане, строго следовал заповедям Корана и Сунны, но погиб в боевых действиях в 1832 г.
Гамзат-Бек отличался от своего предшественника жестокостью и вскоре в мечети был заколот аварцами за убийство семьи ханов Хунзаха.
Филология и лингвистика
Здесь впервые проявляются качества Шамиля, как он ловко переоделся из белой папахи в черную, сняв ее с рядом стоящего человека, и тем самым, благополучно вернулся в селение Гимры.
Безусловно, Шамиль обладал незаурядным талантом военного полководца. Он упорно отказывался от звания третьего имама, но судьбе не прикажешь. И в 1834 г. Шамиль становится имамом - духовым наставником жителей Дагестана, командующим войском джихад. «Его главная задача - неуклонно продолжать дело своего друга и учителя Гази-Мулы распространять и утверждать шариат. С его помощью объединить в один кулак многочисленные народы и поднять их против гяуров. Только лишь шариат, осененный чистым исламом, может решить эту трудную задачу» [1, с. 4].
Вскоре после осады Ахульго и сдачи его сына в плен Шамиль вместе с семейством и мюридами бежал 22 августа 1839 г. Пал Ахульго, вместе с ним пало и имамство Шамиля на территории Дагестана. Вместе с семерыми верными мюридами и семьей они устремились в Чечню.
В Чечне имя Шамиля было хорошо известно. Чеченцы были рады Шамилю и поэтому оказали теплый прием. Однако времена для Шамиля резко изменились, он уже не мог никому доверять.
А.П. Берже пишет: «Это было вскоре после взятия Ахульго, откуда разбитый наголову имам бежал и очутился в самом бедственном положении, не имея даже на себе черкески и скитаясь из одного аула в другой, пока сами чеченцы не отыскали его в Шуэти, где предложили ему, как чужестранцу, сделаться главою их вооруженного восстания».
Он сумел организовать горцев в регулярную армию и создать на территории Чечни и Дагестана государство-имамат, основанное на законах шариата.
Народное предание использовано как авторское отступление, рассказывающее о жизни девушки, дочери Шаабана, у которого он гостил. Бедная Зезаг пала жертвой, а ее тетя Баянт, растившая ее с детства, поклялась отомстить за смерть девушки. Но у нее никого не было, кто бы мог это сделать. И тогда она рассказала парню Губбашу о причине смерти Зезаг: как девушка, не желая выйти замуж за имама, покончила собой. Но его попытка мести не увенчалась успехом: вскоре Губбашу выкололи глаза и бросили в яму недалеко от дома.
В ярких и правдивых красках писатель показывает тяжелую обстановку самой Чечни и Дагестана: «Вся она лежала в пепле и руинах, усеянная свежими маленькими холмами» [5, с. 3].
Насколько Чечня была разгромлена, разорена, сожжена при генерале Евдокимове, видевшем только такой выход в борьбе с войсками Шамиля! Люди даже не успевали засевать землю и собирать урожай. И дело не в том, что у них не было желания заниматься землей, а в том, что им постоянно приходилось бороться за жизнь и у них попросту не хватало времени. Дети с малых лет брались за оружие, женщины в аулах при необходимости или боролись со всеми наравне, или кончали с собой, дабы не попадаться в плен. Настолько ужасающим было это время, сколько крови было пролито во времена имама Шамиля!
Битва на склонах Гуниба была последней для Шамиля. Осада шла две недели. За это время пали почти все, кто защищал Гуниб. Имама неоднократно уговаривали заключить мир, но он не верил гяурам до конца. Как только он зачитывал своим соратникам договор о капитуляции, все единогласно были готовы бороться до конца. Его верный сподвижник, однорукий, одноглазый, одноногий наиб Байсангур аль-Беной, уговаривал бороться до последнего вздоха, иначе жизнь людей, сражавшихся все эти двадцать лет, будет лишена смысла. Он единственный мог открыто высказать имаму все, о чем он думал. Его уважали все, в том числе и Шамиль. Мы еще вернемся к Байсангуру аль-Беной.
Тем временем князь Барятинский не терял надежды взять имама живым.
На следующий день Шамиль сдался в плен. Он направился в рощу, где ждали князь Барятинский, граф Евдокимов, переводчик и полковник Трамповский. Позже его отправили в Санкт-Петербург под конвоем. Во время поездки он был поражен территорией России, огромным населением. Он недоумевал, как он мог бороться против такого количества людей в течение двадцати лет.
В Харькове император Александр II принял имама очень тепло и даже поцеловал его в знак дружбы. Для него организовали балы, ему демонстрировали российскую армию, оружейный завод и паровые машины. И каждый раз имама посещали мысли: у них есть все, но они не могли победить горстку горцев, которые даже не подозревают о существовании балета, цирка и паровых машин [2, с. 48].
Недалеко от Москвы, в городе Калуге поселится имам Шамиль со своей семьей. Ему установят годовое жалованье в размере пятнадцати тысяч рублей.
Здесь, в Калуге, в тишине и спокойствии, Шамиль осмысливал прожитые годы.
Он вспоминал верных мюридов, Байсангура аль-Беноя, который прорвал три кольца и смог вырваться из Гуниба; Хаджи-Мурата, убитого по приказу Шамиля, Юсуфа-Хаджи, бедного Кунта-Хаджи, который проповедовал на зло отвечать добром и был вынужден покинуть Чечню; маленького Хан-Булача, которого он тоже дал сбросить в реку Койсу из-за боязни, что, когда мальчик вырастет, перейдет на сторону русских и отомстит. Глубокий психологизм демонстрирует нам Айдамиров. Чувство раскаяния, сочувствия, тоски по Родине, думы о горцах - разве на это способен «обычный» человек, которому, по сути, должно быть безразлично.
Александр II обещал имаму, что разрешит ему поехать в паломничество в Мекку. В 1870 г. император сдержал свое обещание. Впервые увидев город Медину, имам прослезился. Автор использует прием усиления.
После пленения Шамиль потерял почти всех родных, оставшихся он лишился еще на священной земле. 4 марта 1871 г. в Медине умирает Шамиль-аль-Гимри, выдающаяся личность, уникальный имам Чечни и Дагестана.
Заключает повесть Айдамирова эпилог, в котором показана дальнейшая судьба чеченского народа.
Идейное содержание повести Айдамирова заключается в том, что народ должен помнить свою историю и не повторять ошибок прошлого. Ибо каждая война уносит тысячи неповинных судеб, а судьба имама Шамиля была ярким примером того, как в ходе военных действий народ теряет своих героев, гибнут десятки тысяч людей.
Проблематика повести дает читателю возможность размышлять и переживать, а разве не это главное в художественной литературе?
Таким образом, выявляя проблематику данного произведения, мы стремились понять, что заставило Айдамирова взяться за перо, почему именно этими мыслями он захотел поделиться с читателем.
Основанием для авторской оценки Шейха Мансура как авторского идеала стало представление писателя о нем, как о человеке, участвующем в газавате (священной войне), что и воплощено в противопоставлении Мансура и Шамиля.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1 Айдамиров А. Дороги моей жизни // Вайнах. - 2008. - № 10. - С. 4.
2 Айдамиров А.А. «Служить народу...» // Вайнах. - 2004. - № 2. - С. 48.
3 Гайтукаев К.Б. В пламени слова. - Грозный: Книга, 1989. - С. 26.
4 Гайтукаев К.Б. Писатель и его герои. - Грозный, 1997. - С. 20-21.
5 Гериханов Х. Тернистый путь «Долгих ночей» // Молодежная смена. - 2009. - № 88. - С. 3.
REFERENCES
1. Ajdamirov A. The Road of my life [Dorogi moey zhizni] Vainakh, 2008, no. 10, p. 4. (in Russ.).
2. Ajdamirov A.A.To Serve the people... [Sluzhit narodu] Vainakh, 2004, no. 2, p. 48. (in Russ.).
3. Gaitukayev K.B. In the flame of the word. [V plameni slova], Grozny: Kniga, 1989, p. 26. (in Russ.).
4. Gaitukayev K.B. Writer and his characters.[ Pisatel i ego gero], Grozny. 1997. - pp. 20-21. (in Russ.).
5. Guryanov H. Thorny path «Long nights» [Ternistyy put "Dolgikh nochey" ] Molodezhnaya smena. 2009, no. 88, p. 3.
(in Russ.).