Научная статья на тему 'Типология образа Зелимхана и некоторые вопросы художественной индивидуальности романа А. Айдамирова «Буря»'

Типология образа Зелимхана и некоторые вопросы художественной индивидуальности романа А. Айдамирова «Буря» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
883
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА СВОБОДЫ / АБРЕК / ЛИЧНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЖ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ / НАРОДНЫЙ ЗАСТУПНИК / УПОРСТВО / АКТИВНОСТЬ / ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА / PARADIGM OF FREEDOM / ABREK / PERSONALITY / ARTISTIC CHARACTER / LITERARY HERO / THE NATIONAL DEFENDER / PERSISTENCE / ACTIVITY / SELF-RESPECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джамбекова Тамара Белаловна, Джамбеков Овхад Алихаджиевич

На материале романа «Буря» известного чеченского писателя Абузара Айдамирова рассматривается «мифологема благородного разбойника», легендарного абрека начала ХХ века Зелимхана Харачоевского. Выявляется и анализируется типология фольклоризма чеченской исторической прозы в области темы абречества в единстве жанра, художественной структуры, поэтической образности. На основе историко-литературного и текстологического методов отмечается, что все двадцать восемь глав произведения отличаются глубиной и сложностью поставленных в них общественных, философских, нравственных, психологических вопросов. В них с особой силой встаёт стремление автора показать судьбу родины через судьбу своего героя, показать в нём формирование чувства долга, ответственности перед собой, народом, родиной. История народа в романе тесно переплетена для А. Айдамирова с его личной судьбой, она необыкновенно актуальна для писателя, поскольку это и есть одна из граней, объединяющих излюбленные темы писателя темы родины и свободы. Утверждение особенностей национального характера происходит через призму истоков и судьбы его героев, прежде всего Зелимхана. Значимость данной темы определяется не только сугубо национальным и региональным, локальным, конкретно историческим характером материала, актуального не только для чеченской и северокавказской традиции, но и его общечеловеческими признаками, зафиксированными в архетипических образах и мифологемах благородного разбойника, в самом его феномене, неотъемлемом от исторического и духовного развития практически любого этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of the image of Zelimkhan and some issues of artistic individuality of the novel «The Storm» by A. Aydamirov

This paper is based on the material of the novel «The Storm» written by the well-known Chechen writer Abuzar Aydamirov. The paper deals with the mythologem of the “noble robber”, the legendary Abrek of the early twentieth century Zelimkhan Kharachoevsky. The typology of folklorizm of the Chechen historical prose in the field of the subject of abrechestvo is identified and analyzed in unity of a genre, art structure and poetic figurativeness. On the basis of historical, literary and textual methods it is shown that all twenty eight chapters of the work are noted for depth and complexity of the public, philosophical, moral and psychological questions put in them. In the novel, with a special force the author aspires to show destiny of the homeland through destiny of the hero, formation of call of duty, responsibility to himself, to the people and to the homeland. The people history in the novel is closely bound with personal destiny of A. Aydamirov. It is unusually topical for the writer since it is one of the sides uniting favourite subjects of the writer the subject of the homeland and freedom. Features of national character are represented through a prism of sources and destiny of his heroes, first of all, of Zelimkhan. The importance of this subject is defined not only by especially national and regional, local and specific historical character of the material, which is relevant not only for the Chechen and North Caucasian tradition, but also by its universal features recorded in archetypic images and mythologems of the noble robber and in its phenomenon inseparable from historical and spiritual development of any ethnos.

Текст научной работы на тему «Типология образа Зелимхана и некоторые вопросы художественной индивидуальности романа А. Айдамирова «Буря»»

УДК 82.01

ББК 83.01

Д 40

Джамбекова Т.Б.

Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы и методики преподавания Чеченского государственного педагогического университета, e-mail: ATB-1952@mail.ru

Джамбеков О.А.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Чеченского государственного педагогического университета, e-mail: sharani-999@mail.ru

Типология образа Зелимхана и некоторые вопросы художественной индивидуальности романа А. Айдамирова «Буря»

(Рец ензирована)

Аннотация:

На материале романа «Буря» известного чеченского писателя Абузара Айдамирова рассматривается «мифологема благородного разбойника», легендарного абрека начала ХХ века Зелимхана Харачоевского. Выявляется и анализируется типология фольклоризма чеченской исторической прозы в области темы абречества в единстве жанра, художественной структуры, поэтической образности. На основе историко-литературного и текстологического методов отмечается, что все двадцать восемь глав произведения отличаются глубиной и сложностью поставленных в них общественных, философских, нравственных, психологических вопросов. В них с особой силой встаёт стремление автора показать судьбу родины через судьбу своего героя, показать в нём формирование чувства долга, ответственности перед собой, народом, родиной. История народа в романе тесно переплетена для А. Айдамирова с его личной судьбой, она необыкновенно актуальна для писателя, поскольку это и есть одна из граней, объединяющих излюбленные темы писателя - темы родины и свободы. Утверждение особенностей национального характера происходит через призму истоков и судьбы его героев, прежде всего Зелимхана. Значимость данной темы определяется не только сугубо национальным и региональным, локальным, конкретно историческим характером материала, актуального не только для чеченской и северокавказской традиции, но и его общечеловеческими признаками, зафиксированными в архетипических образах и мифологемах благородного разбойника, в самом его феномене, неотъемлемом от исторического и духовного развития практически любого этноса.

Ключевые слова:

Парадигма свободы, абрек, личность, художественный персонаж, литературный герой,народный заступник, упорство, активность, чувство собственного достоинства.

Dzhambekova T.B.

Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Literature and Technique of Teaching, the Chechen State Pedagogical University, e-mail: ATB-1952@mail.ru

Dzhambekov O.A.

Candidate of Philology, Associate Professor of the Chechen Philology Department, the Chechen State Pedagogical University, e-mail: sharani-999@mail.ru

Typology of the image of Zelimkhan and some issues of artistic individuality of the novel «The Storm» by A. Aydamirov

Abstract:

This paper is based on the material of the novel «The Storm» written by the well-known Chechen writer Abuzar Aydamirov. The paper deals with the mythologem of the "noble robber", the legendary Abrek of the early twentieth century Zelimkhan Kharachoevsky. The typology of folklorizm of the Chechen historical prose in the field of the subject of abrechestvo is identified and analyzed in unity of a genre, art structure and poetic figurativeness. On the basis of historical, literary and textual methods it is shown that all twenty eight chapters of the work are noted for depth and complexity of the public, philosophical, moral and psychological questions put in them. In the novel, with a special force the author aspires to show destiny of the homeland through destiny of the hero, formation of call of duty, responsibility to himself, to the people and to the homeland. The people history in the novel is closely bound with personal destiny of A. Aydamirov. It is unusually topical for the writer since it is one of the sides uniting favourite subjects of the writer - the subject of the homeland and freedom. Features of national character are represented through a prism of sources and destiny of his heroes, first of all, of Zelimkhan. The importance of this subject is defined not only by especially national and regional, local and specific historical character of the material, which is relevant not only for the Chechen and North Caucasian tradition, but also by its universal features recorded in archetypic images and mythologems of the noble robber and in its phenomenon inseparable from historical and spiritual development of any ethnos.

Keywords:

Paradigm of freedom, Abrek, the personality, artistic character, the literary hero, the national defender, persistence, activity, self-respect.

Исследование типологических связей между фольклором и литературой является продуктивным, поскольку демонстрирует общие закономерности историко-культурного и особенности этно-психологического компонента в фольклорно-литературном осмыслении аналогичных параллельных явлений действительности. Вызывает особый интерес также проблема изучения духовно-нравственной и психологической интерпретации в фольклорных и литературных произведениях парадигмы свободы, имеющей глубокие корни, различные этнона-циональные подходы и яркие, выразительные формы художественного воплощения. Одним из подобных аспектов, в частности, является в общемировой фольклорной и литературной традиции и художественной практике архетип и «мифологема благородного разбойника», борца против

социальной несправедливости и разного рода тирании, защитника попранных человеческих прав и свобод угнетенного народа, вынужденно ставшего на стезю мщения под знаком чести и достоинства.

Чеченский народ в своих фольклорных произведениях о легендарных разбойниках, изгоях, отщепенцах и одновременно народных мстителях и защитниках, в том числе и абреках (Вара, Геха, Зелимхан и др.), романтизировал образ «проигравшей стороны», что неизбежно придавало этим легендарным образам, особенно образу Зелимхана Харачоевского, ещё и глубоко трагический характер. Характерно, что его личность ещё при жизни породила множество устных рассказов, преданий, хабаров, близких к слухам и анекдотам, которые с разной степенью приближения к ним или, наоборот, отмежевания от них, находили своё отражение

в литературных произведениях об этом уникальном персонаже [2].

В ХХ веке писатели самых разных национальностей не раз обращались к образу Зелимхана из Харачоя [5]. Фигура знаменитого абрека в их интерпретации отличается неповторимостью и ярким своеобразием. Этот факт ставит перед литературоведами определенные вопросы типологии и эволюции этого персонажа, связанные и с различными датами и временными границами написания произведений, объединенных общей темой абре-чества и личностью Зелимхана.

Типизация, т.е. развитие и завершение возможностей, заложенных в реальной жизни и реальных индивидах, наиболее характерна для эпоса, где развёрнуто создаются жизнеподобные типичные характеры и обстоятельства. Именно эти признаки оказываются главенствующими в историко-биографическом романе Абу-зара Айдамирова «Буря» [2]. Это произведение отличается, прежде всего, солидным объёмом художественного вымысла и обобщения, а также привлечением значительного количества архивных документов. Абрек Зелимхан, по сути, является и художественным персонажем, и общепризнанным героем, образ которого А. Айдамировым «списан» с реальной личности, жившей в начале ХХ века. В процессе типизации биографический герой здесь претерпевает более или менее серьёзную трансформацию, потому что, как справедливо напоминает М. Горький, «факт, - ещё не вся правда, он - только сырьё, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства» [3].

И хотя биографический герой в наиболее чистом, неприкосновенном виде сохраняет черты прототипа, процесс типизации неизбежен и для него. «Явление, перенесённое целиком из жизни в произведение искусства, - как подчёркивал И.А. Гончаров, - потеряет истинность действительности и не станет художественною правдой» [4].

Как известно, к общим типологическим признакам литературы относится, прежде всего, интерес к документальности, к строгой правде исторического факта, к неповторимому его своеобразию, лиризму рассказа-исповеди, взволнованному свидетельству об исторической эпохе. Одновременно все они (признаки) ставят вопрос о том, как в переломных моментах истории оставаться человеком, сыном своей нации и своего народа.

В романе Абузара Айдамиро-ва «Буря» голос писателя то раздаётся рядом с «голосом героя», то сливается с ним, то возвышается и объясняет или добавляет то, чего ещё не мог постичь и осознать литературный герой. Эти два голоса, принадлежащие автору А. Айдамирову и его герою, звучат на протяжении всего произведения, и за каждым из них стоят творческие силы малой родины и народа.

Роман «Буря» даёт яркое и верное представление о единстве многоликого культурного пространства, о многообразии и уникальности национальных характеров, носителями которых были соратники Зелимхана Аюб, Зока, Солтаму-рад, Овхад и др. Пространство далекого края (глава «В Синей Сибири») [1; 473499], военные компании против Зелимхана (главы «Новые беды» [1; 408-434], «Сокол с подбитым крылом») [1; 435452] обрисованы А. Айдамировым кратко, точно, ярко, с указанием самых характерных и зримых деталей.

Точное описание подробностей национального быта в тесном контакте с природой сделано мастерски и убедительно. Пространство истории плавно перетекает в пространство литературы. Роман «Буря» имеет право быть своеобразным комментарием писателя к истории его народа, его летописью и, что особенно важно, прямым рупором мировоззрения и открытой авторской позиции писателя.

Характерно, что знакомство с широким пространством Кавказа и России заставляет писателя активнее передвигать-

ся не только в пространстве, но и во времени, всё больше углубляясь в историю. Этим ценнейшим опытом писатель делится на страницах своего биографического романа, начиная с описания широкой панорамы географического, исторического и природного пространства.

Вкрапление различных эпизодов максимально заостряет историко-культурный контекст этой трагической темы. Место своего народа в истории и в мире А. Айдамиров определяет наглядно и убедительно, доступно и глубоко. Сдержанно и немногословно сообщая историко-этнографическую информацию, писатель делится самым сокровенным.

Народные истоки романа А. Айдамирова «Буря» проявляются в обобщённом образе крестьянина-горца, создаваемом автором с нескрываемым уважением и гордостью. В романе А. Айдамирова каждая личность - неповторимая художественная индивидуальность, требующая и соответственного художественного воплощения и находящая его.

Жизнь и быт героев воспроизведён в романе очень точно, в деталях, но основным фоном выступает не бытовое обустройство, а становление в людях чувства национального и социального самосознания. Произведение насыщено образами чудесных людей - родными и земляками героя. Их неотъемлемыми чертами являются стремление к правде и справедливости, вдохновенная и творческая любовь к труду и родной земле, подлинная доброта. Это люди сильны духом, знают себе цену. Среди них и происходило становление героя, его физическое, нравственное и социальное взросление. Сложность характера Зелимхана, его незаурядность отражается в романе «Буря» с невероятной цельностью.

Через авторское восприятие мы видим нравы и характеры главных героев, ощущаем его восхищение физической и духовной силой родного народа, как постепенно растёт его самосознание, пони-

мание событий, естественного хода вещей. Автор не скрывает своей любви к отчему краю, окружающей его природе.

Это говорит, прежде всего, о напряжённой работе мысли и чувства писателя, вырабатывавшего творческую программу, свою литературную и гражданскую позицию. В философских размышлениях о мире, в раздумьях о жизни очень важна мысль о том, что питает жизненный оптимизм писателя - о роли родины в его творчестве.

В романе А. Айдамирова переплетаются, с одной стороны, событийность и многоплановость, характерные признаки эпоса и эмоциональная, проникновенная оценка событий, не столько описание, развёртывание событий, сколько чувства и мысли о них, - с другой. Через судьбу своего героя, через его духовный опыт и единство облика писателю удалось раскрыть насущные проблемы, волнующие чеченское общество начала ХХ столетия.

Строгая документальность, присущая роману от первой и до последней строчки, не снижает художественного уровня произведения. Яркие и запоминающиеся подробности дают меткую характеристику жизни чеченского края.

От своих предков Абузар Айдами-ров унаследовал крестьянскую основательность, полное отсутствие суетности, тонкое ощущение природы, знание деревенского обихода, народных песен, пословиц и поговорок. В его романе психологически тонко переданы такие особенности личности героя, как упорство, активность, чувство собственного достоинства. И что особенно важно, принципиальная авторская установка на честность, откровенность и точность характерна для всех частей трилогии «Долгие ночи» А. Айдамирова. Ему чуждо стремление «подтянуть», идеализировать своего героя, изобразить его более нравственно и психологически зрелым и сознательным. В его герое крепнет, всё более оформляется представление о призвании, предназначении быть защитником справедливости, народным заступником.

Основной принцип структурного построения романа А. Айдамирова - хронологический, но все обозначенные выше компоненты их содержания сосуществуют параллельно, порой пересекаясь, сталкиваясь, прерываясь на время, образуя пунктирные линии, создавая своеобразную полифонию самых разных составляющих романа «голосов» главных персонажей, многочисленных родственников и односельчан, протагонистов и антагонистов; «разноголосицу» фрагментарных историко-этнических экскурсов: религиозно-мировоззренческих, социально-политических, этноменталь-ных, фольклорных, мифологических.

Кроме того, в романе представлено само время - через разного рода «голоса». Понятие «голоса» употреблено нами не случайно еще и по той причине, что в этих текстах весьма высок «удельный

вес» диалогов многочисленных действующих лиц повествования, внутренних монологов, приёма несобственно прямой речи. Их реконструкция, «озвучивание» даётся автору очевидно легко и убедительно, чувствуется, что они естественно и органично живут, «звучат» в сознании и памяти авторов, как будто произнесенные сегодня или вчера, а не десятилетия назад.

И наряду со всем этим - как объединяющий, обобщающий, регулирующий темп и ритм повествования фактор - голос самого автора, с высоты своего возраста и жизненного опыта осмысливающего относительно недавнюю историю (по историческим меркам) в контексте времени и судьбы своего народа на пересечении историко-этнических, политических, историко-культурных, нравственно-психологических истоков и традиций прошлого и современности.

Примечания:

1. Айдамиров А.А. Буря // Айдамиров А.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. III. Грозный, 2004. 572 с.

2. Бакаев М.У. Воспоминания об абреке Зелимхане. Грозный: Книга, 1990. 159 с.

3. http: // tsitaty.com/автор/максим-горький/.

4. http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/proza/luchshe-pozdno-chem-nikogda.htm.

5. Гатуев Дз. Зелимхан. Орджоникидзе, 1965. 152 с.; Икскуль В.Я. Кавказские повести. Цхинвали, 1966. 283 с.; Мамакаев М.М. Зелимхан. Грозный, 1971. 276 с.; Айдамиров А.А. Буря. Грозный, 2004. 572 с.; Гудаев Л. Абрек Зелимхан: факты и документы. Грозный, 2010. 512. с.

References:

1. Aidamirov A.A. The storm // Coll. of works in 6 vol., V. III. Grozny, 2004. 572 pp.

2. Bakaev M.U. Memories of the Abrek Zelimkhan. Grozny: Kniga, 1990. 159 pp.

3. http: // tsitaty.com/автор/максим-горький/.

4. http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/proza/luchshe-pozdno-chem-nikogda.htm.

5. Gatuev Dz. Zelimkhan. Ordzhonikidze, 1965. 152 pp.; Ikskul.V.Ya. Caucasian novels. Tskhinvali, 1966. 283 pp.; Mamakayev MM. Zelimkhan.Grozny, 1971. 276 pp.; Aidamirov A.A. The storm. Grozny, 572 pp.; Gudaev L. Abrek Zelimkhan: facts and documents. Grozny, 2010. 512 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.