Таким образом, проведённое исследование доказывает, что общий стаж работы, стаж работы в университете и возраст оказывают влияние на мотивацию трудовой деятельности работников университета. При этом зависимость мотивации трудовой деятельности от возраста прослеживается и у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, и у профессорско-преподавательского состава университета. Что касается стажа работы, то у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала на мотивацию трудовой деятельности влияет стаж работы в университете, тогда как у
Библиографический список
профессорско-преподавательского состава- общий стажрабо-ты.
В результате проведённого исследования было также установлено, что возраст и стаж не оказывают существенного влияния на мотивирующие и гигиенические факторы, социально-психологические установки личности в мотивационно-потреб-ностной сфере и типы трудовой мотивации работников университета. При этом обнаружена зависимость отдельных мотивов трудовой деятельности, потребностей и факторов, влияющих на удовлетворённость трудом, от возраста и стажа работников университета.
1. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности. Москва: ЕАОИ, 2008.
2. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2005.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2004.
4. Мерзлякова С.В. Основы научного исследования: статистический анализ данных. Астрахань: Color, 2015.
5. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112416/
References
1. Zaharova T.I., Gavrilova S.V. Motivaciya trudovoj deyatel'nosti. Moskva: EAOI, 2008.
2. Prakticheskaya psihodiagnostika: metodikii testy. Redaktor-sostavitel' D.Ya. Rajgorodskij. Samara: BAHRAH-M, 2005.
3. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.
4. Merzlyakova S.V. Osnovy nauchnogo issledovaniya: statisticheskij analiz dannyh. Astrahan': Color, 2015.
5. Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i specialistov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Edinyjkvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistovi sluzhaschih. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_112416/
Статья поступила в редакцию 27.03.16
УДК 159.99 УДК 37.015.31
Kobzareva I.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ninia@mail.ru
Volobueva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: volobueva_79@mail.ru
THE PROBLEM OF CHOOSING A FUTURE PROFESSION IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY PROFILE TRAINING.
In the article the basic problems connected with the study of the choice of the future profession are investigated. In the context of the problem the authors present the main definitions of the notions: select, choice of future profession, awareness, conscious choice of future profession. The article stresses the importance of the formation of conscious choice of the future profession in conditions of profile training in the modern school. The authors name some indicators of conscious choice of the future profession. The choice of the future profession is viewed by the authors as position of a person chooses a profession, and the profession itself, requiring in the person who has a certain set of qualities. The authors come to the conclusion that the effective choice of the future profession depends of an ability to objectively assess personal qualities by students. The students should know how to explore the world of professions, to form an adequate idea of it; adequately to analyze internal resources and connect them with demands of the profession. Key words: choice, choice of future profession, awareness, conscious choice of future profession.
И.И. Кобзарева, канд. психол. наук, доц., доц. каф. психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: ninia@mail.ru
Е.В. Волобуева, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: volobueva_79@mail.ru
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрыты основные проблемы, связанные с изучением выбора будущей профессии. В контексте данной проблемы представлены главные её дефиниции: выбор, выбор будущей профессии, осознанность, осознанный выбор будущей профессии. В статье подчёркнуто значение формирования осознанного выбора будущей профессии в условиях реализации профильного обучения в современной школе. Авторами рассмотрены некоторые показатели осознанного выбора будущей профессии. Сам выбор будущей профессии рассматривается авторами как с позиции личности, выбирающей себе профессию, так и с позиции самой профессии, нуждающейся в личности обладающей определённым набором качеств. Авторы приходят к выводу о том, что для эффективного выбора будущей профессии необходимо уметь объективно оценивать свои личностные качества; изучать мир профессий, формировать адекватное представление о нем; адекватно анализировать внутренние ресурсы и соотносить их с требования профессии.
Ключевые слова: выбор, выбор будущей профессии, осознанность, осознанный выбор будущей профессии.
Модернизация современного российского образования на старшей ступени общего образования предусматривает внедрение в учебный процесс школы профильного обучения. Одной из задач профильного обучения является осуществление выбора профиля обучения, а соответственно и раннего выбора будущей профессии.
Понятие «выбора» является междисциплинарной категорией, т. к. изучается различными науками: философией (многовариантность исторических процессов и теоретических проблем социального выбора; отдельные исторические личности и сообщества в критических ситуациях, возникающие в обществе на определенных этапах его развития); социологией (исследуются
прикладные аспекты «выбора», при этом в качестве определяющей рассматривается социальная детерминация выбора); этикой (проявления присущей человеку свободы) [1].
Для определения сущности научного понятия «выбор» мы обратились к словарно-энциклопедической литературе. В словаре современного русского языка слово «выбор» означает - действие, от глагола «выбирать». В философском словаре это понятие выступает синонимом слова свобода и определяется как «способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которых он добивается поставленных перед собой целей».
В психологии к понятию «выбор» обращались представители различных её направлений: психоаналитического (А. Адлер, З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.), гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), когнитивного (Дж. Брунер, К. Левин, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, и др.), символического (Дж. Мид, Г. Тэджфел, Р. Харре и др.), бихевиористического (А. Бандура, Дж. Роттер, Б. Скиннер, и др.). В настоящее время в психологии под «выбором» понимается разрешение неопределенности на различных уровнях человеческой деятельности в условиях множественности альтернатив (А.Д. Леонтьев [2]). Однако нас интересует не просто «выбор», а выбор будущей профессии. В разработку психологических основ профессионального выбора существенный вклад внесли, как зарубежные (Ф. Парсонс, Ф. Райс, Д. Сьюпер, Р. Хей-вигхерст, Э. Фромм), так и отечественные ученые (С.Я. Баышев, Л.И. Божович, Е.М. Борисова и др.).
Выбор профессии - сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься [2]. Данное определение В.В. Сериков расширяет и уточняет. «Ситуация выбора профессии, по его мнению, содержит в своей основе нравственный выбор, самостоятельную постановку цели, препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия, ощущение собственной значимости для других людей, самоанализ и самооценку, отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей, осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности» [3].
Таким образом, выбор профессии, который осуществляет человек в результате анализа внутренних ресурсов и путём соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе и одним из главных решений в его жизни. Проблемным полем исследования выбора профессии являются: структурные составляющие; факторы и условия; возрастные этапы; психологическое сопровождение; готовность к выбору профессии и т. д. Перечисленные направления исследований внесли серьезный вклад в разработку данной проблемы, однако, она по-прежнему остаётся актуальной.
С одной стороны ранняя профессиональная направленность даёт учащимся широкие и глубокие знания в области своей будущей профессиональной деятельности, а с другой стороны -ребёнок должен осуществить этот выбор в возрасте 14-15 лет. Н.С. Лейтес отмечает: «Удивляет та лёгкость, с которой школьники этого возраста меняют свои увлечения. Резкое или постепенное изменение предпочитаемых занятий является для них естественным и часто зависит от случайных обстоятельств. Оно идет как бы впереди сознательного выбора» [4]. Сложность выбора будущей профессии заключается и в том, что подросток должен осознать и соотнести чего он хочет и чего он может делать. Часто его желания и возможности друг с другом не совпадают. Чтобы подросток адекватно соотносил свои возможности, способности со своими желаниями необходимо о них знать, уметь анализировать и принимать адекватные решения.
Личный опыт подростка, выступает источником информации об окружающей социальной действительности. Он является результатом усвоения общечеловеческой культуры, опыта других поколений и своих сверстников. Но ведущее место среди источников формирования личного опыта отводится непосредственным впечатлениям и переживаниям. Отличительными особенностями личного опыта подростка являются его высокая внутренняя значимость [5].
По мнению Т.Н. Кабаченко [6], внутренними регуляторами выбора будущей профессии, являются индивидуальные стили принятия решений. Таковыми являются:
- Импульсивные решения (неожиданные и непредсказуемые). Профессия выбирается малодоступная. Даже понимая это, человек делает свой выбор, чтобы доказать что - то себе и окружающим. Отличительной чертой таких решений является
их эмоциональная привлекательность, но лишь частичная, фрагментарная критичность.
- Уравновешенные решения. Сочетают в себе лёгкость выдвижения различных вариантов выбора с их полноценной и планомерной последующей критической оценкойю.
- Осторожные решения. Отличаются неуверенностью, осторожностью (боязнь ошибки), особой тщательностью (перестраховкой) оценки возможных вариантов. Решение принимается долго, с большим трудом.
- Инертные решения. Результатом поиска альтернатив является углубленное погружение в их особенности, получение избыточной информации, с последующей излишней их критической оценкой. Их отличает застревание на оценке возможных отрицательных последствий, связанных с принятием конкретного варианта.
Для подростка характерна импульсивность в принятии решений. Варианты решений отличаются слабой реалистичностью, но возникают быстро и легко. Совершаемые детьми действия напоминают игру, а не серьёзный поступок.
При выборе будущей профессии чрезвычайно важно осознать не только свои желания и возможности, но и четко представлять себе требования самой профессии к человеку её выбирающему. Каждому типу профессий (Ч-Ч, Ч-Т, Ч-Х, Ч-П) соответствует свой набор личностных качеств. Среди этих качеств есть такие, которые называются профессионально ценными. Профессионально ценные качества в каждой профессии не рядоположены, считает Е.А. Климов [7], а образуют нечто целое, систему. В этой системе важными являются пять основных слагаемых:
1) гражданские качества - идейный, моральный облик человека как члена коллектива, общества;
2) отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности;
3) дееспособность - общая, не только физическая, но и умственная;
4) единичные, частные, специальные способности;
5) навыки, привычки, знания, опыт.
Наличие у человека тех или иных качеств личности может говорить о пригодности человека к данному типу профессий. Е.А. Климов [7] выделил четыре степени профессиональной пригодности:
- непригодность человека к данной профессии (временная или практически непреодолимая);
- годность к той или иной профессии или их группе (человек не имеет противопоказаний в отношении определённой области труда, но нет и показаний);
- соответствие способностей человека данной области деятельности: нет противопоказаний, а имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определённой профессии или группе профессий;
- призвание к данной профессиональной области деятельности - высший уровень профессиональной пригодности человека как труженика (во всех основных элементах структуры способностей человека есть явные признаки его соответствия требованиям к данной деятельности).
Осознанный выбор будущей профессиональной деятельности предполагает осмысление старшеклассником позитивных и негативных аспектов профессии, к которой он испытывает интерес, и возможность, в результате этого осмысления, сделать свободный, правильный и самостоятельный выбор.
Таким образом, осознание является конечным результатом деятельности сознания. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии требует высокой активности субъекта и зависит от уровня сфор-мированности осознанной психической саморегуляции, а так же степени развития контрольно-оценочной сферы. Для эффективного выбора будущей профессии необходимо: уметь объективно оценивать свои качества личности; изучать мир профессий, формировать адекватное представление о нем; выделять главное для себя; адекватно анализировать внутренние ресурсы и соотносить их с требования профессии; т.е. умение максимально адекватно оценивать себя и саму ситуацию выбора профессии. Внедрение в образовательный процесс профильного обучения поставило перед подростками трудноразрешимую задачу осознанного, самостоятельного выбора будущей профессии. Результатом такого выбора должен быть относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реальный план ближайших шагов на профессиональном и жизненном пути.
Библиографический список
1. Волобуева Е.В. Влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассника. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2007.
2. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под редакцией А.В. Петровского. Москва, 2005.
3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: монография. Волгоград, 1994.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. Москва, 1971.
5. Кобзарева И.И., Берладина Е.Л. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в условиях профильного обучения: монография. Элиста, 2010.
6. Психология в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие. Т.С. Кабаченко. Санкт-Петербург, 2003.
7. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. Москва, 2003.
References
1. Volobueva E.V. Vliyanie roditelej na professional'nyj vybor starsheklassnika. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2007.
2. Psihologicheskij leksikon. 'Enciklopedicheskij slovar' vshesti tomah. Pod redakciej A.V. Petrovskogo. Moskva, 2005.
3. Serikov V.V. Lichnostnyjpodhod v obrazovanii: monografiya. Volgograd, 1994.
4. Lejtes N.S. Umstvennye sposobnostii vozrast. Moskva, 1971.
5. Kobzareva I.I., Berladina E.L. Psihologicheskoe soprovozhdenie razvitiya lichnosti uchaschihsya v usloviyah profil'nogo obucheniya: monografiya. 'Elista, 2010.
6. Psihologiya v upravlenii chelovecheskimi resursami: uchebnoe posobie. T.S. Kabachenko. Sankt-Peterburg, 2003.
7. Klimov E.A. Psihologiya professional: izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 2003.
Статья поступила в редакцию 19.02.16
УДК 159.923
Kovalenko V.I., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Psychology of Practical and Special Psychology,
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: valentin.kovalenko.56@mail.ru
RELATION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY WITH THE LEVEL OF TEAM FEELING IN COLLEGE STUDENTS. This paper examines the relation of success in the educational process and the dynamic processes occurring in student groups. The author believes that group cohesion and the feeling of a team in your group perform the most significant factor that characterizes a group. To define the relation of the level of cohesion among students and the results of learning activities the author uses a sociometric approach. The research examines the relation of learning outcomes of college students and the level of cohesion student groups. The study has found a direct relation of the quality of performance, motivation for learning activities and the degree of cohesion of the group. The work gives recommendations to improve the moral and psychological climate in groups.
Key words: learning activities, small social group, sociometry, sociometric index, group cohesion.
В.И. Коваленко, канд. техн. наук, доц. каф. практической и специальной психологии, Новосибирский государственный
педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: valentin.kovalenko.56@mail.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УРОВНЕМ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В статье анализируется взаимосвязь успешности учебно-воспитательного процесса и динамических процессов, протекающих в студенческих группах. Групповая сплочённость выступает наиболее значимым фактором, который характеризует группу. В качестве метода исследования, взаимосвязи уровня сплоченности студенческих групп и результатов учебной деятельности, использован социометрический подход. Представлены результаты социометрического исследования подростковых учебных групп. Анализируется взаимосвязь результатов учебной деятельности студентов колледжа и уровня сплочения студенческих групп. В результате исследования выявлена прямая взаимосвязь качества успеваемости и степени сплоченности групп. Разработаны рекомендации по улучшению морально-психологического климата в группах.
Ключевые слова: учебная деятельность, малая социальная группа, социометрия, социометрический индекс, групповая сплоченность.
Сплочённость малых групп представляет собой сложный и многогранный феномен и занимает одно из ведущих мест среди явлений, связанных с групповыми изменениями. Проблемами групповой сплоченности занимались Л. Фестингер, Т. Ньюком, А.И. Донцов, А.В. Петровский, Я.Л. Морено и др. [1] Исследование групповой сплочённости привело к созданию таких направлений как: методологическое, деятельностное (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) [2]; социометрическое (И.П. Волков, Я.Л. Коломинский); социально-перцептивное (А.А. Бодалев, А.А. Деркач); параметрическая концепция (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев); органищзационно-управленческий подход (А.Л. Журавлев, А.Л. Свенцицкий) [3].
Феномен групповой сплочённости выступает наиболее значимым фактором, характеризующим группу и, при этом, включает в себя следующие социально-психологические компоненты: уровень развития группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, личностные и групповые ценности, смыслы и групповые нормы. Все вышеуказанные социально-психологические компоненты являются составляющими для формирования сплоченности [4; 5].
Исследование зависимости успешности процесса обучения и воспитания от различных внешних и внутренних факторов про-
водятся как в области педагогики, так и в психологической науке [1; 6; 7; 8; 9]. Особый интерес, на наш взгляд, вызывает зависимость результатов обучения и воспитания от динамических процессов, протекающих в студенческих группах.
Г.М. Андреева одной из проблем формирования малой группы выделяет групповую сплочённость, то есть формирование особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам [4].
В качестве метода исследования, взаимосвязи уровня сплочённости студенческих групп и результатов учебной деятельности, мы использовали социометрический подход. Его автор -американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии [10].
Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
В качестве целей социометрической процедуры выступают: - измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;