нормализовался сон, исчезли приступы тревоги и страха вместе с симптомами стесненности дыхания, исчезло ощущение комка в горле, повысился общий фон настроения, пациент стал более
Библиографический список
общительным и бодрым. Собеседование, проведённое через восемь месяцев после окончания терапии, показало сохранность достигнутых результатов
1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. Москва, 1996.
2. Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. Символдрама и современный психоанализ. Харьков, 1999.
3. Русских Н.И. Интенсивная психотерапия острого ипохондрического невроза (использование метода символдрамы по Х Лёйнеру). Журнал практического психолога. 1996; 5: 4-52.
4. Хейли Дж. Терапия испытанием. Москва: «Класс», 1998.
5. Чумаченко А.А. Лечение эндогенной депрессии методом символдрамы. Символдрама: сборник научных трудов. Под редакцией Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Минск, 2001.
6. Шевченко Н.Ф. Работа психолога в онкологической клинике - опыт использования метода символдрамы. Символдрама: сборник научных трудов. Под редакцией Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Минск, 2001.
References
1. Lejner H. Katatimnoe perezhivanie obrazov. Moskva, 1996.
2. Obuhov Ya.L. Glubinno-psihologicheskij podhod v psihoterapii psihosomaticheskih zabolevanij. Simvoldrama i sovremennyj psihoanaliz. Har'kov, 1999.
3. Russkih N.I. Intensivnaya psihoterapiya ostrogo ipohondricheskogo nevroza (ispol'zovanie metoda simvoldramy po H Lejneru). Zhurnal prakticheskogo psihologa. 1996; 5: 4-52.
4. Hejli Dzh. Terapiya ispytaniem. Moskva: «Klass», 1998.
5. Chumachenko A.A. Lechenie 'endogennoj depressii metodom simvoldramy. Simvoldrama: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej Ya.L. Obuhova i V.A. Polikarpova. Minsk, 2001.
6. Shevchenko N.F. Rabota psihologa v onkologicheskoj klinike - opyt ispol'zovaniya metoda simvoldramy. Simvoldrama: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej Ya.L. Obuhova i V.A. Polikarpova. Minsk, 2001.
Статья поступила в редакцию 01.04.16
УДК 159.9:331.1
Eremitskaya I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia),
E-mail: irer@inbox.ru
THE INFLUENCE OF AGE AND EXPERIENCE ON LABOR ACTIVITY MOTIVATION OF UNIVERSITY EMPLOYEES. The article presents results of research of influence of personal factors on labor activity motivation of university employees. Relations of total work experience, work experience in the organization and the age are predicated upon the social-psychological attitudes of a person in motivation-and-need sphere, basic needs and their groups, work motives and types of work motivation, motivating and hygienic factors and factors that influence job satisfaction. In the work the comparison of results of two groups of university employees is held: administrative and auxiliary educational staff and higher-education teaching personnel.
Key words: labor activity motivation, age, work experience, positions of specialists of higher education.
И.А. Еремицкая, канд. психол. наук, доц., Астраханский государственный университет, г. Астрахань,
Е-mail: irer@inbox.ru
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА И СТАЖА НА МОТИВАЦИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА
В статье излагаются результаты исследования влияния персональных факторов на мотивацию трудовой деятельности работников университета. Определяется связь общего стажа работы, стажа работы в организации и возраста с социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере, основными потребностями и их группами, мотивами трудовой деятельности и типами трудовой мотивации, мотивирующими и гигиеническими факторами и факторами, влияющими на удовлетворенность трудом. Проводится сравнение результатов двух групп работников университета: административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: мотивация трудовой деятельности, возраст, стаж работы, должности специалистов высшего образования.
Как известно, на мотивацию трудовой деятельности персонала могут оказывать влияние многие факторы: личностные, групповые, организационно-управленческие, экономические, социальные и др. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы определить влияние персональных факторов (возраста и стажа) на мотивацию трудовой деятельности работников университета.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1) установить связь возраста, общего стажа работы и стажа работы в университете с показателями мотивации трудовой деятельности работников;
2) сравнить влияние возраста, общего стажа работы и стажа работы в университете на показатели мотивации трудовой деятельности работников, относящихся к разным группам специалистов высшего образования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: методики «Двухфакторный профиль Ф. Герц-берга» [1], «Диагностика социально-психологических установок
личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» [2], «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир, «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Т.Л. Бадоева [3]; а также математико-статистические методы обработки данных [4], включающие в себя вычисление дескриптивных статистик (средних арифметических значений), критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, ранговой корреляции Спирмена и линейной корреляции Пирсона. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный университет» (АГУ). В исследовании приняли участие 66 работников университета. В соответствии с должностями руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [5], мы выделили две группы специалистов: 1) работники административно-хо-
Таблица 1
Характеристика работников, принявших участие в исследовании
Группа Количество человек Возраст (количество лет) Стаж работы (количество лет)
общий в АГУ
Вся выборка 66 от 21 до 60 от 0,4 до 40 от 0,4 до 31
Среднее значение 35,94 14,56 10,95
Административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал 33 от 21 до 53 от 0,4 до 30 от 0,4 до 29
Среднее значение 29,91 9,00 6,73
Профессорско-преподавательский состав 33 от 26 до 60 от 7 до 40 от 2,5 до 31
Среднее значение 41,97 20,12 15,18
зяйственного и учебно-вспомогательного персонала (диспетчер, специалист по учебно-методической работе и т. п.) и 2) профессорско-преподавательский состав (профессор, доцент, старший преподаватель и т.п.). В таблице 1 представлена краткая характеристика работников, принявших участие в исследовании.
Для оценки достоверности взаимосвязи показателей трудовой мотивации и общего стажа работы, стажа работы в АГУ, возраста мы использовали корреляционный анализ. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы
проверили нормальность распределения для количественных переменных. Для количественных переменных, имеющих нормальное распределение, мы вычислили линейную корреляцию Пирсона (г), в остальных случаях - ранговую корреляцию Спир-мена (г5).
В таблицах 2-4 представлены результаты проведенного исследования по всей выборке и в группах административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава университета отдельно.
Переменные Стаж работы Возраст
общий в АГУ
Мотивирующие и гигиенические факторы (г)
Содержание работы 0,180 0,077 0,148
Контекст работы -0,180 -0,077 -0,148
Социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере (r)
Ориентация на процесс труда 0,125 0,068 0,088
Ориентация на зарабатывание денег 0,013 0,058 -0,001
Ориентация на процесс деятельности -0,033 0,039 0,006
Ориентация на результат деятельности -0,034 -0,037 -0,114
Основные потребности (г)
Добиться признания и уважения 0,024 0,013 0,043
Иметь теплые отношения с людьми -0,091 -0,054 -0,054
Обеспечить себе будущее -0,134 -0,024 -0,114
Зарабатывать на жизнь -0,053 -0,204 -0,017
Иметь хороших собеседников -0,187 -0,172 -0,153
Упрочить свое положение -0,021 -0,102 -0,027
Развивать свои силы и способности -0,094 -0,018 -0,141
Обеспечить себе материальный комфорт -0,118 -0,227 -0,116
Повышать уровень мастерства и компетентности 0,090 0,045 0,055
Избегать неприятностей -0,038 0,040 -0,071
Стремиться к новому и неизведанному 0,209 0,194 0,177
Обеспечить себе положение влияния 0,025 0,003 -0,010
Заниматься делом, требующим полной отдачи 0,210 0,266* 0,210
Быть понятым другими 0,083 0,049 0,084
Группы потребностей (r)
Материальные потребности -0,029 -0,210 -0,032
Потребности в безопасности -0,112 -0,061 -0,126
Социальные (межличностные) потребности -0,067 -0,059 -0,042
Потребности в признании 0,053 0,068 0,051
Потребности в самовыражении 0,146 0,208 0,141
Мотивы трудовой деятельности (г)
Денежный заработок 0,067 -0,021 0,065
Стремление к продвижению по работе -0,085 -0,127 -0,137
Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег -0,156 -0,143 -0,159
Таблица 2
Связь показателей трудовой мотивации и общего стажа работы, стажа работы в организации, возраста по всей выборке
Переменные Стаж работы Возраст
общий в АГУ
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей -0,066 -0,016 -0,079
Ориентация на престиж и уважение со стороны других 0,063 -0,069 0,039
Удовлетворение от хорошо выполненной работы 0,253* 0,189 0,225
Общественная полезность труда 0,049 0,008 0,015
Типы трудовой мотивации (г)
Внутренняя мотивация 0,147 0,043 0,099
Внешняя положительная мотивация 0,051 -0,073 -0,010
Внешняя отрицательная мотивация -0,050 -0,002 -0,065
Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом (г)
Значимость профессии 0,077 0,110 0,057
Престижность профессии 0,105 -0,033 0,102
Вид трудовой деятельности -0,057 -0,032 -0,055
Организация труда -0,188 -0,164 -0,172
Санитарно-гигиенические условия -0,074 -0,032 -0,087
Размер заработной платы -0,146 -0,175 -0,149
Возможность повышения квалификации -0,241 -0,148 -0,269*
Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников -0,249* -0,229 -0,235
Взаимоотношения с коллегами -0,213 -0,120 -0,247*
Потребность в общении и коллективной деятельности -0,105 -0,109 -0,142
Потребность в реализации индивидуальных особенностей 0,035 0,026 0,013
Возможность творчества в процессе работы 0,190 0,127 0,171
Удовлетворенность работой в целом -0,030 -0,143 -0,082
Общая удовлетворенность трудом (г) -0,128 -0,144 -0,136
Примечание:* - корреляция значима на уровне 0,05.
По результатам анализа (см. табл. 2) видно, что переменная «Общий стаж работы» положительно связана с переменной «Удовлетворение от хорошо выполненной работы» и отрицательно - с переменной «Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников». Следовательно, чем больше общий стаж работников университета, тем больше они испытывают удовлетворение от хорошо выполненной работы и тем меньше они удовлетворены отношением администрации к их труду, отдыху и быту.
Переменная «Стаж работы в АГУ» положительно связана
с переменной «Заниматься делом, требующим полной отдачи». Отсюда следует, что увеличение стажа работы в университете способствует удовлетворению у работников одной из потребностей в самовыражении: заниматься делом, требующим полной отдачи.
Переменная «Возраст» отрицательно связана с переменными «Возможность повышения квалификации» и «Взаимоотношения с коллегами». Значит, чем старше работники университета, тем меньше они удовлетворены возможностью повышения квалификации и взаимоотношениями с коллегами.
Таблица 3
Связь показателей трудовой мотивации и общего стажа работы, стажа работы в организации, возраста в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала
Переменные Стаж работы Возраст
общий в АГУ
Мотивирующие и гигиенические факторы (г)
Содержание работы -0,036 -0,289 -0,038
Контекст работы 0,036 0,289 0,038
Социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере (rJ
Ориентация на процесс труда -0,281 -0,334 -0,275
Ориентация на зарабатывание денег 0,267 0,228 0,275
Ориентация на процесс деятельности -0,132 0,035 -0,164
Ориентация на результат деятельности 0,068 -0,083 0,060
Основные потребности (г)
Добиться признания и уважения -0,180 -0,186 -0,210
Иметь теплые отношения с людьми -0,138 -0,133 -0,159
Обеспечить себе будущее -0,266 -0,094 -0,227
Зарабатывать на жизнь -0,005 -0,098 0,036
Иметь хороших собеседников -0,174 -0,223 -0,200
Упрочить свое положение -0,130 -0,148 -0,128
Развивать свои силы и способности -0,138 -0,068 -0,169
Обеспечить себе материальный комфорт -0,043 -0,058 0,002
Повышать уровень мастерства и компетентности 0,107 0,091 0,064
Избегать неприятностей -0,115 -0,121 -0,159
Переменные Стаж работы Возраст
общий в АГУ
Стремиться к новому и неизведанному 0,332 0,255 0,333
Обеспечить себе положение влияния 0,031 0,008 0,084
Заниматься делом, требующим полной отдачи 0,303 0,209 0,302
Быть понятым другими 0,242 0,220 0,217
Группы потребностей (r)
Материальные потребности 0,010 0,027 0,029
Потребности в безопасности -0,233 -0,122 -0,217
Социальные (межличностные) потребности -0,016 -0,019 -0,032
Потребности в признании -0,048 -0,088 -0,038
Потребности в самовыражении 0,210 0,081 0,204
Мотивы трудовой деятельности (г)
Денежный заработок 0,237 0,155 0,195
Стремление к продвижению по работе 0,304 0,167 0,268
Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег -0,058 -0,032 0,016
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 0,096 0,138 0,113
Ориентация на престиж и уважение со стороны других -0,010 -0,099 0,009
Удовлетворение от хорошо выполненной работы 0,103 0,170 0,079
Общественная полезность труда 0,043 0,125 0,002
Типы трудовой мотивации (г)
Внутренняя мотивация 0,072 0,148 0,015
Внешняя положительная мотивация 0,295 0,091 0,237
Внешняя отрицательная мотивация 0,100 0,132 0,151
Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом (г)
Значимость профессии -0,225 -0,049 -0,244
Престижность профессии -0,175 -0,243 -0,159
Вид трудовой деятельности -0,004 0,137 0,002
Организация труда -0,136 -0,026 -0,151
Санитарно-гигиенические условия 0,098 0,161 0,054
Размер заработной платы -0,103 -0,158 -0,138
Возможность повышения квалификации -0,315 -0,196 -0,332
Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников -0,212 -0,162 -0,167
Взаимоотношения с коллегами -0,250 -0,030 -0,294
Потребность в общении и коллективной деятельности -0,342 -0,295 -0,370"
Потребность в реализации индивидуальных особенностей -0,111 -0,020 -0,137
Возможность творчества в процессе работы 0,110 0,089 0,077
Удовлетворенность работой в целом -0,002 0,064 -0,065
Общая удовлетворенность трудом (г) -0,340 -0,359" -0,338
Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05.
Как видно из таблицы 3, в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала установлена значимая связь стажа работы в университете и возраста работников с факторами, влияющими на удовлетворенность трудом. В частности, переменная «Стаж работы в АГУ» отрицательно связана с переменной «Общая удовлетворенность трудом», а переменная «Возраст» - с переменной «Потребность в общении и коллективной деятельности». Значимой зависимости исследованных нами переменных от общего стажа работы в группе
административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала обнаружено не было.
Отсюда следует, что чем больше стаж работы в университете у представителей административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, тем меньше они удовлетворены своей трудовой деятельностью. Кроме того, по мере увеличения их возраста потребность в общении и коллективной деятельности будет оказывать меньшее влияние на их удовлетворенность трудом.
Таблица 4
Переменные Стаж работы Возраст
общий в АГУ
Мотивирующие и гигиенические факторы (г)
Содержание работы -0,037 0,053 -0,151
Контекст работы 0,037 -0,053 0,151
Социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере (rJ
Ориентация на процесс труда 0,045 0,118 -0,101
Ориентация на зарабатывание денег 0,072 0,175 0,036
Ориентация на процесс деятельности -0,134 -0,063 -0,049
Связь показателей трудовой мотивации и общего стажа работы, стажа работы в организации, возраста в группе профессорско-преподавательского состава
Переменные Стаж работы Возраст
общий в АГУ
Ориентация на результат деятельности -0,055 0,004 -0,231
Основные потребности (г)
Добиться признания и уважения 0,140 0,155 0,167
Иметь теплые отношения с людьми -0,002 0,082 0,093
Обеспечить себе будущее 0,059 0,095 0,078
Зарабатывать на жизнь 0,272 -0,090 0,380*
Иметь хороших собеседников -0,292 -0,193 -0,186
Упрочить свое положение 0,070 0,012 0,081
Развивать свои силы и способности -0,099 0,076 -0,204
Обеспечить себе материальный комфорт 0,226 -0,079 0,250
Повышать уровень мастерства и компетентности -0,202 -0,240 -0,252
Избегать неприятностей -0,241 -0,082 -0,282
Стремиться к новому и неизведанному -0,118 -0,113 -0,204
Обеспечить себе положение влияния 0,189 0,227 0,049
Заниматься делом, требующим полной отдачи -0,207 0,047 -0,224
Быть понятым другими 0,083 -0,013 0,126
Группы потребностей (r)
Материальные потребности 0,369* -0,107 0,375*
Потребности в безопасности -0,091 -0,060 -0,145
Социальные (межличностные) потребности -0,060 -0,041 0,032
Потребности в признании 0,033 0,132 0,019
Потребности в самовыражении -0,223 0,077 -0,253
Мотивы трудовой деятельности (г)
Денежный заработок 0,020 -0,188 0,069
Стремление к продвижению по работе -0,260 -0,283 -0,337
Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег -0,145 -0,240 -0,173
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей -0,177 -0,155 -0,198
Ориентация на престиж и уважение со стороны других 0,215 -0,017 0,149
Удовлетворение от хорошо выполненной работы 0,044 -0,143 -0,016
Общественная полезность труда 0,045 -0,149 -0,006
Типы трудовой мотивации (г)
Внутренняя мотивация 0,089 -0,213 0,025
Внешняя положительная мотивация 0,044 -0,102 -0,030
Внешняя отрицательная мотивация -0,064 -0,083 -0,109
Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом (г)
Значимость профессии 0,135 0,117 0,075
Престижность профессии 0,031 -0,152 -0,024
Вид трудовой деятельности -0,309 -0,338 -0,352*
Организация труда -0,006 -0,071 0,023
Санитарно-гигиенические условия -0,061 -0,060 -0,033
Размер заработной платы -0,006 -0,055 0,027
Возможность повышения квалификации -0,117 -0,084 -0,172
Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников -0,097 -0,079 -0,110
Взаимоотношения с коллегами 0,070 0,071 0,019
Потребность в общении и коллективной деятельности -0,086 -0,129 -0,194
Потребность в реализации индивидуальных особенностей 0,055 -0,099 0,000
Возможность творчества в процессе работы 0,023 -0,058 -0,050
Удовлетворенность работой в целом 0,046 -0,287 -0,040
Общая удовлетворенность трудом (г) 0,010 0,036 -0,007
Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05.
Данные анализа (см. табл. 4) показывают, что в группе профессорско-преподавательского состава университета установлена связь общего стажа работы и возраста с потребностями и факторами, влияющими на удовлетворенность трудом. В частности, переменная «Общий стаж работы» положительно связана с переменной «Материальные потребности», а переменная «Возраст» положительно коррелирует с переменными «Зарабатывать на жизнь» и «Материальные потребности» и отрицательно - с переменной «Вид трудовой деятельности». Значимой зависимости исследованных нами переменных от стажа работы
в университете в группе профессорско-преподавательского состава обнаружено не было.
Следовательно, чем больше общий стаж работы и возраст представителей профессорско-преподавательского состава университета, тем в большей степени удовлетворены их материальные потребности. Кроме того, чем больше возраст представителей профессорско-преподавательского состава университета, тем больше удовлетворена их потребность зарабатывать на жизнь и тем меньше их удовлетворенность видом выполняемой ими трудовой деятельности.
Таким образом, проведённое исследование доказывает, что общий стаж работы, стаж работы в университете и возраст оказывают влияние на мотивацию трудовой деятельности работников университета. При этом зависимость мотивации трудовой деятельности от возраста прослеживается и у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, и у профессорско-преподавательского состава университета. Что касается стажа работы, то у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала на мотивацию трудовой деятельности влияет стаж работы в университете, тогда как у
Библиографический список
профессорско-преподавательского состава- общий стажрабо-ты.
В результате проведённого исследования было также установлено, что возраст и стаж не оказывают существенного влияния на мотивирующие и гигиенические факторы, социально-психологические установки личности в мотивационно-потреб-ностной сфере и типы трудовой мотивации работников университета. При этом обнаружена зависимость отдельных мотивов трудовой деятельности, потребностей и факторов, влияющих на удовлетворённость трудом, от возраста и стажа работников университета.
1. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности. Москва: ЕАОИ, 2008.
2. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2005.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2004.
4. Мерзлякова С.В. Основы научного исследования: статистический анализ данных. Астрахань: Color, 2015.
5. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112416/
References
1. Zaharova T.I., Gavrilova S.V. Motivaciya trudovoj deyatel'nosti. Moskva: EAOI, 2008.
2. Prakticheskaya psihodiagnostika: metodikii testy. Redaktor-sostavitel' D.Ya. Rajgorodskij. Samara: BAHRAH-M, 2005.
3. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.
4. Merzlyakova S.V. Osnovy nauchnogo issledovaniya: statisticheskij analiz dannyh. Astrahan': Color, 2015.
5. Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i specialistov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Edinyjkvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistovi sluzhaschih. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_112416/
Статья поступила в редакцию 27.03.16
УДК 159.99 УДК 37.015.31
Kobzareva I.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ninia@mail.ru
Volobueva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: volobueva_79@mail.ru
THE PROBLEM OF CHOOSING A FUTURE PROFESSION IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY PROFILE TRAINING.
In the article the basic problems connected with the study of the choice of the future profession are investigated. In the context of the problem the authors present the main definitions of the notions: select, choice of future profession, awareness, conscious choice of future profession. The article stresses the importance of the formation of conscious choice of the future profession in conditions of profile training in the modern school. The authors name some indicators of conscious choice of the future profession. The choice of the future profession is viewed by the authors as position of a person chooses a profession, and the profession itself, requiring in the person who has a certain set of qualities. The authors come to the conclusion that the effective choice of the future profession depends of an ability to objectively assess personal qualities by students. The students should know how to explore the world of professions, to form an adequate idea of it; adequately to analyze internal resources and connect them with demands of the profession. Key words: choice, choice of future profession, awareness, conscious choice of future profession.
И.И. Кобзарева, канд. психол. наук, доц., доц. каф. психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: ninia@mail.ru
Е.В. Волобуева, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: volobueva_79@mail.ru
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрыты основные проблемы, связанные с изучением выбора будущей профессии. В контексте данной проблемы представлены главные её дефиниции: выбор, выбор будущей профессии, осознанность, осознанный выбор будущей профессии. В статье подчёркнуто значение формирования осознанного выбора будущей профессии в условиях реализации профильного обучения в современной школе. Авторами рассмотрены некоторые показатели осознанного выбора будущей профессии. Сам выбор будущей профессии рассматривается авторами как с позиции личности, выбирающей себе профессию, так и с позиции самой профессии, нуждающейся в личности обладающей определённым набором качеств. Авторы приходят к выводу о том, что для эффективного выбора будущей профессии необходимо уметь объективно оценивать свои личностные качества; изучать мир профессий, формировать адекватное представление о нем; адекватно анализировать внутренние ресурсы и соотносить их с требования профессии.
Ключевые слова: выбор, выбор будущей профессии, осознанность, осознанный выбор будущей профессии.
Модернизация современного российского образования на старшей ступени общего образования предусматривает внедрение в учебный процесс школы профильного обучения. Одной из задач профильного обучения является осуществление выбора профиля обучения, а соответственно и раннего выбора будущей профессии.
Понятие «выбора» является междисциплинарной категорией, т. к. изучается различными науками: философией (многовариантность исторических процессов и теоретических проблем социального выбора; отдельные исторические личности и сообщества в критических ситуациях, возникающие в обществе на определенных этапах его развития); социологией (исследуются