Научная статья на тему 'Влияние возраста и стажа на мотивацию трудовой деятельности работников университета'

Влияние возраста и стажа на мотивацию трудовой деятельности работников университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LABOR ACTIVITY MOTIVATION / AGE / WORK EXPERIENCE / POSITIONS OF SPECIALISTS OF HIGHER EDUCATION / МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОЗРАСТ / СТАЖ РАБОТЫ / ДОЛЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремицкая И.А.

В статье излагаются результаты исследования влияния персональных факторов на мотивацию трудовой деятельности работников университета. Определяется связь общего стажа работы, стажа работы в организации и возраста с социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере, основными потребностями и их группами, мотивами трудовой деятельности и типами трудовой мотивации, мотивирующими и гигиеническими факторами и факторами, влияющими на удовлетворенность трудом. Проводится сравнение результатов двух групп работников университета: административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремицкая И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF AGE AND EXPERIENCE ON LABOR ACTIVITY MOTIVATION OF UNIVERSITY EMPLOYEES

The article presents results of research of influence of personal factors on labor activity motivation of university employees. Relations of total work experience, work experience in the organization and the age are predicated upon the social-psychological attitudes of a person in motivation-and-need sphere, basic needs and their groups, work motives and types of work motivation, motivating and hygienic factors and factors that influence job satisfaction. In the work the comparison of results of two groups of university employees is held: administrative and auxiliary educational staff and higher-education teaching personnel.

Текст научной работы на тему «Влияние возраста и стажа на мотивацию трудовой деятельности работников университета»

нормализовался сон, исчезли приступы тревоги и страха вместе с симптомами стесненности дыхания, исчезло ощущение комка в горле, повысился общий фон настроения, пациент стал более

Библиографический список

общительным и бодрым. Собеседование, проведённое через восемь месяцев после окончания терапии, показало сохранность достигнутых результатов

1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. Москва, 1996.

2. Обухов Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. Символдрама и современный психоанализ. Харьков, 1999.

3. Русских Н.И. Интенсивная психотерапия острого ипохондрического невроза (использование метода символдрамы по Х Лёйнеру). Журнал практического психолога. 1996; 5: 4-52.

4. Хейли Дж. Терапия испытанием. Москва: «Класс», 1998.

5. Чумаченко А.А. Лечение эндогенной депрессии методом символдрамы. Символдрама: сборник научных трудов. Под редакцией Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Минск, 2001.

6. Шевченко Н.Ф. Работа психолога в онкологической клинике - опыт использования метода символдрамы. Символдрама: сборник научных трудов. Под редакцией Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Минск, 2001.

References

1. Lejner H. Katatimnoe perezhivanie obrazov. Moskva, 1996.

2. Obuhov Ya.L. Glubinno-psihologicheskij podhod v psihoterapii psihosomaticheskih zabolevanij. Simvoldrama i sovremennyj psihoanaliz. Har'kov, 1999.

3. Russkih N.I. Intensivnaya psihoterapiya ostrogo ipohondricheskogo nevroza (ispol'zovanie metoda simvoldramy po H Lejneru). Zhurnal prakticheskogo psihologa. 1996; 5: 4-52.

4. Hejli Dzh. Terapiya ispytaniem. Moskva: «Klass», 1998.

5. Chumachenko A.A. Lechenie 'endogennoj depressii metodom simvoldramy. Simvoldrama: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej Ya.L. Obuhova i V.A. Polikarpova. Minsk, 2001.

6. Shevchenko N.F. Rabota psihologa v onkologicheskoj klinike - opyt ispol'zovaniya metoda simvoldramy. Simvoldrama: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej Ya.L. Obuhova i V.A. Polikarpova. Minsk, 2001.

Статья поступила в редакцию 01.04.16

УДК 159.9:331.1

Eremitskaya I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia),

E-mail: irer@inbox.ru

THE INFLUENCE OF AGE AND EXPERIENCE ON LABOR ACTIVITY MOTIVATION OF UNIVERSITY EMPLOYEES. The article presents results of research of influence of personal factors on labor activity motivation of university employees. Relations of total work experience, work experience in the organization and the age are predicated upon the social-psychological attitudes of a person in motivation-and-need sphere, basic needs and their groups, work motives and types of work motivation, motivating and hygienic factors and factors that influence job satisfaction. In the work the comparison of results of two groups of university employees is held: administrative and auxiliary educational staff and higher-education teaching personnel.

Key words: labor activity motivation, age, work experience, positions of specialists of higher education.

И.А. Еремицкая, канд. психол. наук, доц., Астраханский государственный университет, г. Астрахань,

Е-mail: irer@inbox.ru

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА И СТАЖА НА МОТИВАЦИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье излагаются результаты исследования влияния персональных факторов на мотивацию трудовой деятельности работников университета. Определяется связь общего стажа работы, стажа работы в организации и возраста с социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере, основными потребностями и их группами, мотивами трудовой деятельности и типами трудовой мотивации, мотивирующими и гигиеническими факторами и факторами, влияющими на удовлетворенность трудом. Проводится сравнение результатов двух групп работников университета: административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: мотивация трудовой деятельности, возраст, стаж работы, должности специалистов высшего образования.

Как известно, на мотивацию трудовой деятельности персонала могут оказывать влияние многие факторы: личностные, групповые, организационно-управленческие, экономические, социальные и др. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы определить влияние персональных факторов (возраста и стажа) на мотивацию трудовой деятельности работников университета.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

1) установить связь возраста, общего стажа работы и стажа работы в университете с показателями мотивации трудовой деятельности работников;

2) сравнить влияние возраста, общего стажа работы и стажа работы в университете на показатели мотивации трудовой деятельности работников, относящихся к разным группам специалистов высшего образования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: методики «Двухфакторный профиль Ф. Герц-берга» [1], «Диагностика социально-психологических установок

личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» [2], «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир, «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Т.Л. Бадоева [3]; а также математико-статистические методы обработки данных [4], включающие в себя вычисление дескриптивных статистик (средних арифметических значений), критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, ранговой корреляции Спирмена и линейной корреляции Пирсона. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный университет» (АГУ). В исследовании приняли участие 66 работников университета. В соответствии с должностями руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [5], мы выделили две группы специалистов: 1) работники административно-хо-

Таблица 1

Характеристика работников, принявших участие в исследовании

Группа Количество человек Возраст (количество лет) Стаж работы (количество лет)

общий в АГУ

Вся выборка 66 от 21 до 60 от 0,4 до 40 от 0,4 до 31

Среднее значение 35,94 14,56 10,95

Административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал 33 от 21 до 53 от 0,4 до 30 от 0,4 до 29

Среднее значение 29,91 9,00 6,73

Профессорско-преподавательский состав 33 от 26 до 60 от 7 до 40 от 2,5 до 31

Среднее значение 41,97 20,12 15,18

зяйственного и учебно-вспомогательного персонала (диспетчер, специалист по учебно-методической работе и т. п.) и 2) профессорско-преподавательский состав (профессор, доцент, старший преподаватель и т.п.). В таблице 1 представлена краткая характеристика работников, принявших участие в исследовании.

Для оценки достоверности взаимосвязи показателей трудовой мотивации и общего стажа работы, стажа работы в АГУ, возраста мы использовали корреляционный анализ. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы

проверили нормальность распределения для количественных переменных. Для количественных переменных, имеющих нормальное распределение, мы вычислили линейную корреляцию Пирсона (г), в остальных случаях - ранговую корреляцию Спир-мена (г5).

В таблицах 2-4 представлены результаты проведенного исследования по всей выборке и в группах административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава университета отдельно.

Переменные Стаж работы Возраст

общий в АГУ

Мотивирующие и гигиенические факторы (г)

Содержание работы 0,180 0,077 0,148

Контекст работы -0,180 -0,077 -0,148

Социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере (r)

Ориентация на процесс труда 0,125 0,068 0,088

Ориентация на зарабатывание денег 0,013 0,058 -0,001

Ориентация на процесс деятельности -0,033 0,039 0,006

Ориентация на результат деятельности -0,034 -0,037 -0,114

Основные потребности (г)

Добиться признания и уважения 0,024 0,013 0,043

Иметь теплые отношения с людьми -0,091 -0,054 -0,054

Обеспечить себе будущее -0,134 -0,024 -0,114

Зарабатывать на жизнь -0,053 -0,204 -0,017

Иметь хороших собеседников -0,187 -0,172 -0,153

Упрочить свое положение -0,021 -0,102 -0,027

Развивать свои силы и способности -0,094 -0,018 -0,141

Обеспечить себе материальный комфорт -0,118 -0,227 -0,116

Повышать уровень мастерства и компетентности 0,090 0,045 0,055

Избегать неприятностей -0,038 0,040 -0,071

Стремиться к новому и неизведанному 0,209 0,194 0,177

Обеспечить себе положение влияния 0,025 0,003 -0,010

Заниматься делом, требующим полной отдачи 0,210 0,266* 0,210

Быть понятым другими 0,083 0,049 0,084

Группы потребностей (r)

Материальные потребности -0,029 -0,210 -0,032

Потребности в безопасности -0,112 -0,061 -0,126

Социальные (межличностные) потребности -0,067 -0,059 -0,042

Потребности в признании 0,053 0,068 0,051

Потребности в самовыражении 0,146 0,208 0,141

Мотивы трудовой деятельности (г)

Денежный заработок 0,067 -0,021 0,065

Стремление к продвижению по работе -0,085 -0,127 -0,137

Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег -0,156 -0,143 -0,159

Таблица 2

Связь показателей трудовой мотивации и общего стажа работы, стажа работы в организации, возраста по всей выборке

Переменные Стаж работы Возраст

общий в АГУ

Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей -0,066 -0,016 -0,079

Ориентация на престиж и уважение со стороны других 0,063 -0,069 0,039

Удовлетворение от хорошо выполненной работы 0,253* 0,189 0,225

Общественная полезность труда 0,049 0,008 0,015

Типы трудовой мотивации (г)

Внутренняя мотивация 0,147 0,043 0,099

Внешняя положительная мотивация 0,051 -0,073 -0,010

Внешняя отрицательная мотивация -0,050 -0,002 -0,065

Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом (г)

Значимость профессии 0,077 0,110 0,057

Престижность профессии 0,105 -0,033 0,102

Вид трудовой деятельности -0,057 -0,032 -0,055

Организация труда -0,188 -0,164 -0,172

Санитарно-гигиенические условия -0,074 -0,032 -0,087

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размер заработной платы -0,146 -0,175 -0,149

Возможность повышения квалификации -0,241 -0,148 -0,269*

Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников -0,249* -0,229 -0,235

Взаимоотношения с коллегами -0,213 -0,120 -0,247*

Потребность в общении и коллективной деятельности -0,105 -0,109 -0,142

Потребность в реализации индивидуальных особенностей 0,035 0,026 0,013

Возможность творчества в процессе работы 0,190 0,127 0,171

Удовлетворенность работой в целом -0,030 -0,143 -0,082

Общая удовлетворенность трудом (г) -0,128 -0,144 -0,136

Примечание:* - корреляция значима на уровне 0,05.

По результатам анализа (см. табл. 2) видно, что переменная «Общий стаж работы» положительно связана с переменной «Удовлетворение от хорошо выполненной работы» и отрицательно - с переменной «Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников». Следовательно, чем больше общий стаж работников университета, тем больше они испытывают удовлетворение от хорошо выполненной работы и тем меньше они удовлетворены отношением администрации к их труду, отдыху и быту.

Переменная «Стаж работы в АГУ» положительно связана

с переменной «Заниматься делом, требующим полной отдачи». Отсюда следует, что увеличение стажа работы в университете способствует удовлетворению у работников одной из потребностей в самовыражении: заниматься делом, требующим полной отдачи.

Переменная «Возраст» отрицательно связана с переменными «Возможность повышения квалификации» и «Взаимоотношения с коллегами». Значит, чем старше работники университета, тем меньше они удовлетворены возможностью повышения квалификации и взаимоотношениями с коллегами.

Таблица 3

Связь показателей трудовой мотивации и общего стажа работы, стажа работы в организации, возраста в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала

Переменные Стаж работы Возраст

общий в АГУ

Мотивирующие и гигиенические факторы (г)

Содержание работы -0,036 -0,289 -0,038

Контекст работы 0,036 0,289 0,038

Социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере (rJ

Ориентация на процесс труда -0,281 -0,334 -0,275

Ориентация на зарабатывание денег 0,267 0,228 0,275

Ориентация на процесс деятельности -0,132 0,035 -0,164

Ориентация на результат деятельности 0,068 -0,083 0,060

Основные потребности (г)

Добиться признания и уважения -0,180 -0,186 -0,210

Иметь теплые отношения с людьми -0,138 -0,133 -0,159

Обеспечить себе будущее -0,266 -0,094 -0,227

Зарабатывать на жизнь -0,005 -0,098 0,036

Иметь хороших собеседников -0,174 -0,223 -0,200

Упрочить свое положение -0,130 -0,148 -0,128

Развивать свои силы и способности -0,138 -0,068 -0,169

Обеспечить себе материальный комфорт -0,043 -0,058 0,002

Повышать уровень мастерства и компетентности 0,107 0,091 0,064

Избегать неприятностей -0,115 -0,121 -0,159

Переменные Стаж работы Возраст

общий в АГУ

Стремиться к новому и неизведанному 0,332 0,255 0,333

Обеспечить себе положение влияния 0,031 0,008 0,084

Заниматься делом, требующим полной отдачи 0,303 0,209 0,302

Быть понятым другими 0,242 0,220 0,217

Группы потребностей (r)

Материальные потребности 0,010 0,027 0,029

Потребности в безопасности -0,233 -0,122 -0,217

Социальные (межличностные) потребности -0,016 -0,019 -0,032

Потребности в признании -0,048 -0,088 -0,038

Потребности в самовыражении 0,210 0,081 0,204

Мотивы трудовой деятельности (г)

Денежный заработок 0,237 0,155 0,195

Стремление к продвижению по работе 0,304 0,167 0,268

Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег -0,058 -0,032 0,016

Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 0,096 0,138 0,113

Ориентация на престиж и уважение со стороны других -0,010 -0,099 0,009

Удовлетворение от хорошо выполненной работы 0,103 0,170 0,079

Общественная полезность труда 0,043 0,125 0,002

Типы трудовой мотивации (г)

Внутренняя мотивация 0,072 0,148 0,015

Внешняя положительная мотивация 0,295 0,091 0,237

Внешняя отрицательная мотивация 0,100 0,132 0,151

Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом (г)

Значимость профессии -0,225 -0,049 -0,244

Престижность профессии -0,175 -0,243 -0,159

Вид трудовой деятельности -0,004 0,137 0,002

Организация труда -0,136 -0,026 -0,151

Санитарно-гигиенические условия 0,098 0,161 0,054

Размер заработной платы -0,103 -0,158 -0,138

Возможность повышения квалификации -0,315 -0,196 -0,332

Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников -0,212 -0,162 -0,167

Взаимоотношения с коллегами -0,250 -0,030 -0,294

Потребность в общении и коллективной деятельности -0,342 -0,295 -0,370"

Потребность в реализации индивидуальных особенностей -0,111 -0,020 -0,137

Возможность творчества в процессе работы 0,110 0,089 0,077

Удовлетворенность работой в целом -0,002 0,064 -0,065

Общая удовлетворенность трудом (г) -0,340 -0,359" -0,338

Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05.

Как видно из таблицы 3, в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала установлена значимая связь стажа работы в университете и возраста работников с факторами, влияющими на удовлетворенность трудом. В частности, переменная «Стаж работы в АГУ» отрицательно связана с переменной «Общая удовлетворенность трудом», а переменная «Возраст» - с переменной «Потребность в общении и коллективной деятельности». Значимой зависимости исследованных нами переменных от общего стажа работы в группе

административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала обнаружено не было.

Отсюда следует, что чем больше стаж работы в университете у представителей административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, тем меньше они удовлетворены своей трудовой деятельностью. Кроме того, по мере увеличения их возраста потребность в общении и коллективной деятельности будет оказывать меньшее влияние на их удовлетворенность трудом.

Таблица 4

Переменные Стаж работы Возраст

общий в АГУ

Мотивирующие и гигиенические факторы (г)

Содержание работы -0,037 0,053 -0,151

Контекст работы 0,037 -0,053 0,151

Социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере (rJ

Ориентация на процесс труда 0,045 0,118 -0,101

Ориентация на зарабатывание денег 0,072 0,175 0,036

Ориентация на процесс деятельности -0,134 -0,063 -0,049

Связь показателей трудовой мотивации и общего стажа работы, стажа работы в организации, возраста в группе профессорско-преподавательского состава

Переменные Стаж работы Возраст

общий в АГУ

Ориентация на результат деятельности -0,055 0,004 -0,231

Основные потребности (г)

Добиться признания и уважения 0,140 0,155 0,167

Иметь теплые отношения с людьми -0,002 0,082 0,093

Обеспечить себе будущее 0,059 0,095 0,078

Зарабатывать на жизнь 0,272 -0,090 0,380*

Иметь хороших собеседников -0,292 -0,193 -0,186

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упрочить свое положение 0,070 0,012 0,081

Развивать свои силы и способности -0,099 0,076 -0,204

Обеспечить себе материальный комфорт 0,226 -0,079 0,250

Повышать уровень мастерства и компетентности -0,202 -0,240 -0,252

Избегать неприятностей -0,241 -0,082 -0,282

Стремиться к новому и неизведанному -0,118 -0,113 -0,204

Обеспечить себе положение влияния 0,189 0,227 0,049

Заниматься делом, требующим полной отдачи -0,207 0,047 -0,224

Быть понятым другими 0,083 -0,013 0,126

Группы потребностей (r)

Материальные потребности 0,369* -0,107 0,375*

Потребности в безопасности -0,091 -0,060 -0,145

Социальные (межличностные) потребности -0,060 -0,041 0,032

Потребности в признании 0,033 0,132 0,019

Потребности в самовыражении -0,223 0,077 -0,253

Мотивы трудовой деятельности (г)

Денежный заработок 0,020 -0,188 0,069

Стремление к продвижению по работе -0,260 -0,283 -0,337

Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег -0,145 -0,240 -0,173

Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей -0,177 -0,155 -0,198

Ориентация на престиж и уважение со стороны других 0,215 -0,017 0,149

Удовлетворение от хорошо выполненной работы 0,044 -0,143 -0,016

Общественная полезность труда 0,045 -0,149 -0,006

Типы трудовой мотивации (г)

Внутренняя мотивация 0,089 -0,213 0,025

Внешняя положительная мотивация 0,044 -0,102 -0,030

Внешняя отрицательная мотивация -0,064 -0,083 -0,109

Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом (г)

Значимость профессии 0,135 0,117 0,075

Престижность профессии 0,031 -0,152 -0,024

Вид трудовой деятельности -0,309 -0,338 -0,352*

Организация труда -0,006 -0,071 0,023

Санитарно-гигиенические условия -0,061 -0,060 -0,033

Размер заработной платы -0,006 -0,055 0,027

Возможность повышения квалификации -0,117 -0,084 -0,172

Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников -0,097 -0,079 -0,110

Взаимоотношения с коллегами 0,070 0,071 0,019

Потребность в общении и коллективной деятельности -0,086 -0,129 -0,194

Потребность в реализации индивидуальных особенностей 0,055 -0,099 0,000

Возможность творчества в процессе работы 0,023 -0,058 -0,050

Удовлетворенность работой в целом 0,046 -0,287 -0,040

Общая удовлетворенность трудом (г) 0,010 0,036 -0,007

Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05.

Данные анализа (см. табл. 4) показывают, что в группе профессорско-преподавательского состава университета установлена связь общего стажа работы и возраста с потребностями и факторами, влияющими на удовлетворенность трудом. В частности, переменная «Общий стаж работы» положительно связана с переменной «Материальные потребности», а переменная «Возраст» положительно коррелирует с переменными «Зарабатывать на жизнь» и «Материальные потребности» и отрицательно - с переменной «Вид трудовой деятельности». Значимой зависимости исследованных нами переменных от стажа работы

в университете в группе профессорско-преподавательского состава обнаружено не было.

Следовательно, чем больше общий стаж работы и возраст представителей профессорско-преподавательского состава университета, тем в большей степени удовлетворены их материальные потребности. Кроме того, чем больше возраст представителей профессорско-преподавательского состава университета, тем больше удовлетворена их потребность зарабатывать на жизнь и тем меньше их удовлетворенность видом выполняемой ими трудовой деятельности.

Таким образом, проведённое исследование доказывает, что общий стаж работы, стаж работы в университете и возраст оказывают влияние на мотивацию трудовой деятельности работников университета. При этом зависимость мотивации трудовой деятельности от возраста прослеживается и у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, и у профессорско-преподавательского состава университета. Что касается стажа работы, то у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала на мотивацию трудовой деятельности влияет стаж работы в университете, тогда как у

Библиографический список

профессорско-преподавательского состава- общий стажрабо-ты.

В результате проведённого исследования было также установлено, что возраст и стаж не оказывают существенного влияния на мотивирующие и гигиенические факторы, социально-психологические установки личности в мотивационно-потреб-ностной сфере и типы трудовой мотивации работников университета. При этом обнаружена зависимость отдельных мотивов трудовой деятельности, потребностей и факторов, влияющих на удовлетворённость трудом, от возраста и стажа работников университета.

1. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности. Москва: ЕАОИ, 2008.

2. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2005.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2004.

4. Мерзлякова С.В. Основы научного исследования: статистический анализ данных. Астрахань: Color, 2015.

5. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112416/

References

1. Zaharova T.I., Gavrilova S.V. Motivaciya trudovoj deyatel'nosti. Moskva: EAOI, 2008.

2. Prakticheskaya psihodiagnostika: metodikii testy. Redaktor-sostavitel' D.Ya. Rajgorodskij. Samara: BAHRAH-M, 2005.

3. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

4. Merzlyakova S.V. Osnovy nauchnogo issledovaniya: statisticheskij analiz dannyh. Astrahan': Color, 2015.

5. Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i specialistov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Edinyjkvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistovi sluzhaschih. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_112416/

Статья поступила в редакцию 27.03.16

УДК 159.99 УДК 37.015.31

Kobzareva I.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ninia@mail.ru

Volobueva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: volobueva_79@mail.ru

THE PROBLEM OF CHOOSING A FUTURE PROFESSION IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY PROFILE TRAINING.

In the article the basic problems connected with the study of the choice of the future profession are investigated. In the context of the problem the authors present the main definitions of the notions: select, choice of future profession, awareness, conscious choice of future profession. The article stresses the importance of the formation of conscious choice of the future profession in conditions of profile training in the modern school. The authors name some indicators of conscious choice of the future profession. The choice of the future profession is viewed by the authors as position of a person chooses a profession, and the profession itself, requiring in the person who has a certain set of qualities. The authors come to the conclusion that the effective choice of the future profession depends of an ability to objectively assess personal qualities by students. The students should know how to explore the world of professions, to form an adequate idea of it; adequately to analyze internal resources and connect them with demands of the profession. Key words: choice, choice of future profession, awareness, conscious choice of future profession.

И.И. Кобзарева, канд. психол. наук, доц., доц. каф. психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: ninia@mail.ru

Е.В. Волобуева, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: volobueva_79@mail.ru

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрыты основные проблемы, связанные с изучением выбора будущей профессии. В контексте данной проблемы представлены главные её дефиниции: выбор, выбор будущей профессии, осознанность, осознанный выбор будущей профессии. В статье подчёркнуто значение формирования осознанного выбора будущей профессии в условиях реализации профильного обучения в современной школе. Авторами рассмотрены некоторые показатели осознанного выбора будущей профессии. Сам выбор будущей профессии рассматривается авторами как с позиции личности, выбирающей себе профессию, так и с позиции самой профессии, нуждающейся в личности обладающей определённым набором качеств. Авторы приходят к выводу о том, что для эффективного выбора будущей профессии необходимо уметь объективно оценивать свои личностные качества; изучать мир профессий, формировать адекватное представление о нем; адекватно анализировать внутренние ресурсы и соотносить их с требования профессии.

Ключевые слова: выбор, выбор будущей профессии, осознанность, осознанный выбор будущей профессии.

Модернизация современного российского образования на старшей ступени общего образования предусматривает внедрение в учебный процесс школы профильного обучения. Одной из задач профильного обучения является осуществление выбора профиля обучения, а соответственно и раннего выбора будущей профессии.

Понятие «выбора» является междисциплинарной категорией, т. к. изучается различными науками: философией (многовариантность исторических процессов и теоретических проблем социального выбора; отдельные исторические личности и сообщества в критических ситуациях, возникающие в обществе на определенных этапах его развития); социологией (исследуются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.