Научная статья на тему 'Программа психологического сопровождения формирования готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии'

Программа психологического сопровождения формирования готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
841
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОГРАММА / CONSCIOUS CHOICE OF PROFESSION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PROGRAMME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Микаэлян Диана Арменовна

Предлагается программа психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии, которая включает в себя комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих формирование готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Микаэлян Диана Арменовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAMme OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF STUDENT READINESS TO THE CONSCIOUS CHOICE OF THE FUTURE PROFESSION

The article introduces the programme of psychological support for the formation of readiness to the conscious choice of the future profession, which includes the set of psychological and educational measures providing the formation of student readiness to the conscious choice of their future profession.

Текст научной работы на тему «Программа психологического сопровождения формирования готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии»

УДК 159.9.07

Микаэлян Диана Арменовна

руководитель центра профессионального образования, филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Буденновске editor@hist-edu.ru

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Mikaelyan Diana Armenovna

Head of the Center of Vocational Education, Affiliated Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Budennovsk editor@hist-edu.ru

THE PROGRAMME OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF STUDENT READINESS TO THE CONSCIOUS CHOICE OF THE FUTURE

PROFESSION

Предлагается программа психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии, которая включает в себя комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих формирование готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии.

Ключевые слова: осознанный выбор профессии, психологическое сопровождение, программа.

The article introduces the programme of psychological support for the formation of readiness to the conscious choice of the future profession, which includes the set of psychological and educational measures providing the formation of student readiness to the conscious choice of their future profession.

Key words: conscious choice of profession, psychological support, programme.

Программа психологического сопровождения формирования готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии представляет собой комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих формирование готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии в виде оперативной помощи в выборе оптимальной профессиональной сферы с учетом индивидуальных способностей, возможностей, социально-экономической ситуации на рынке

Фундаментальными характеристиками вышеуказанной программы выступают комплексность, системность и последовательность, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Программа психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии направлена на решение следующих задач:

- оказать помощь в формировании знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, о соответствии личностных качеств и способностей выбранной профессии;

- научить учащихся использовать имеющиеся ресурсы и информацию для прогнозирования профессионального роста;

- углубить знания старшеклассников о мире профессий;

- способствовать осознанию учащимися связи выбора профессии с их индивидуальнотипологическими и личностными особенностями, с конкретными факторами психического и социального развития и др.;

- углубить представления старшеклассников о самих себе посредством овладения приёмами самопознания, через выявление личностных возможностей, понимание необходимости самосовершенствования;

- мотивировать старшеклассников к личностному и профессиональному саморазвитию, овладение приёмами самопобуждения к личностному росту.

В процессе реализации программы психологического сопровождения формирования готовности, важную роль играет активное гармоническое взаимодействие психолога с учащимся, его родителями, педагогами, классным руководителем.

В контексте нашего исследования программа психологического сопровождения формирования готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии включает в себя следующие блоки:

1) работа с учащимися;

2) работа с педагогами-предметниками и классным руководителем;

3) работа с родителями учащихся.

Наиболее сложный и, несомненно, самый важный блок программы психологического сопровождения - работа с учащимися. Отметим, что все стадии работы с учащимися в рамках

данной программы строятся, прежде всего, с учетом уровня сформированности готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии.

В качестве критериев оценки уровня психологической готовности можно обозначить следующие факторы:

• уверенность (субъективная оценка правильности выбора);

• адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности);

• действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор).

На наш взгляд, такой подход является целесообразнее, нежели организация психологического сопровождения с опорой исключительно на возраст старшеклассников. Исследования показывают, что все умственное и психологическое развитие учащихся старших классов может иметь существенные различия [1, с. 299]. В этой связи, программа психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии предполагает дифференциацию старших школьников по принципу психологической готовности к выбору профессиональной деятельности, которая определяется в процессе диагностики.

В целом, данный блок программы реализуется на следующих этапах:

а) Диагностический (углубленная диагностика по запросу и\или по результатам минимума). На данном этапе программа подразумевает определение уровня сформированности готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии

Программа психологического сопровождения формирования готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии на этапе диагностики включает такие методики, как «Мотивы выбора профессии» (по С.С. Гриншпуну), «Анкета старшеклассника» Б.А. Федоршина, «Карта интересов» (по А.Е. Голомштоку), тест определения типа личностной направленности по Дж. Голланду; тест интересов и склонностей (С.И. Вершинин); опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л.Н. Кабардова; методика В. Смекала и М. Кучера «Направленность личности»; опросник «Кем быть» Н.С. Пряжникова [2, с. 45]; методика В. Б. Успенского; методики определения профессиональных способностей подростков.

б) Консультативный этап организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Однако консультирование может быть плановым, основанным на результатах диагностики. Целью психологической консультации является оказание помощи в самораскрытии и самоанализе индивидуальных особенностей учащегося. Данная деятельность может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

На данном этапе большое значение имеет проведение различных тренингов, в числе которых тренинг «Планирование профессионального пути». Основная цель данного тренинга заключается в освоении учащимися навыков по планированию своего профессионального пути. В ходе занятия психолог решает следующие задачи:

- Предоставляет учащимся необходимые знания по планированию профессионального

пути;

- Предоставляет возможность всем участникам тренинга представить будущее с учетом полученных знаний.

В качестве ведущей техники тренинга выступает проективный рисунок «Я через десять лет» или «Мой товарищ через десять лет» и др.

Работа начинается с рисунка «Я через 10 лет». Перед началом занятия психолог уточняет, что рисунок не обязательно должен отражать профессию. Далее, на другом листе участниками выполняется второй рисунок, на котором участники отображают, каким они видят напарника по тренингу через десять лет

После того, как все рисунки готовы, психолог организует дискуссию по двум направлениям:

- анализ представлений самого человека о своем будущем и представление о его будущем других людей;

- сравнение представлений о будущем человека его друзей, тех, кто его давно знает и любит, и людей, которые впервые встретились с ним в группе.

Отметим, что зачастую в рисунках старшеклассников предстает не сама личность, а ее образ жизни (например, машина, дом, дети). В подобной ситуации для конкретизации представлений учащегося необходимо задать вопрос: «Кто ты будешь при этом, какими средствами будут достигнуты цели?»

После анализа рисунков, реализуется обсуждение темы «На чем строится планирование».

в) Коррекционный этап включает коррекцию образовательного маршрута в ситуации несоответствия возможностей и желаний («хочу» и «могу»), а также коррекцию образователь-

ного маршрута в соответствии с существующей реальностью («хочу» и «надо»). Коррекционная работа осуществляется через специально организованную систему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии.

В контексте нашей программы в качестве коррекционной работы предлагается курс «Стратегия выбора профессии». Форма проведения занятий - групповая. Частота - 2-3 раза в месяц (всего в полугодии 12 занятий). Длительность каждого - 1 час.

г) Развивающий этап направлен на оказание помощи учащимся в самопознании, определении собственных стремлений и потребностей. Главной задачей психолога на данном этапе выступает расширение представлений учащихся о мире профессий. Проведение конференций на темы: «Возможные ошибки при выборе профессии», «Профессии XXI века», «Формула будущей профессии» и т.д.

д) Просвещение включает обеспечение учащихся сведениями о рынке труда, путях и условиях профессиональной подготовки, возможностях трудоустройства. На данном этапе психолог использует учебно-методические пособия, справочные пособия, информационные и рекламные листы, буклеты.

Отметим, что просвещение задает слушателям пассивную позицию, в этой ситуации получения информация может изменять представление и мнение человека или предполагает изменение их, а также может быть отвергнута или забыта.

Психологическое просвещение учащихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, по-прежнему остро, на мой взгляд, стоит вопрос о его эффективности. Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии.

е) Профилактический этап направлен на формирование стрессоустойчивости в процессе выбора профессии. Данный этап включает разработку и проведение тренинговых занятий, семинаров, конференций.

Следующий блок программы психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии - работа с педагогами, классными руководителями и учителями-предметниками. В структуру данного блока входят:

а) Просветительская работа психолога основывается на обсуждении проблемы профориентации на педагогических советах. Немаловажное значение имеет организация конференций, посвященных вопросам профессиональной идентификации с приглашением учащихся и их родителей, преподавателей вузов и колледжей.

б) Консультационная: индивидуальные и групповые психологические консультации (по запросу).

Крайне важное значение имеет такой блок психологического сопровождения, как работа с родителями.

а) Диагностическая работа предполагает, прежде всего, анкетирование с целью изучения отношения родителей к профориентации, а также насколько оправдан выбор профиля обучения учащимися.

б) Просветительская работа психолога направлена на проведение родительских собраний, лекториев с целью формирования у родителей учащихся понимания важности осознанности выбора будущей профессии.

в) Консультативно-корректирующая работа с родителями необходима в случае, если на диагностическом этапе психолог обнаружил проблемы, затрудняющие в той или иной мере процесс профессиональной идентификации учащегося. Кроме того, данный вид психологической работы осуществляется при запросе со стороны родителей.

Таким образом, программа психологического сопровождения формирования готовности к осознанному выбору будущей профессии базируется на органичном сочетании массовых, индивидуальных и групповых форм профориентационной работы с учащимися, родителями, классным руководителем, учителями-предметниками.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. М., 2007.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова ЕЮ. Профориентация: учеб. пособие. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.