Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ'

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ИНТЕРЕС / ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / CONFLICT OF INTEREST / CIVIL SERVANT / INTEREST / PERSONAL INTEREST / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колмыкова М.А., Завершинская Ю.А.

В статье рассматриваются основные аспекты конфликта интересов государственных служащих. Рассмотрена взаимосвязь конфликта интересов и управленческих конфликтов. Кроме того, сделаны выводы о том, что главную роль в возникновении конфликта интересов играет личная заинтересованность. Выявлена взаимосвязь конфликта интересов и коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE EMERGENCE AND SETTLEMENT OF THE CONFLICT OF INTERESTS IN THE PUBLIC SERVICE

The article discusses the main aspects of the conflict of interest of public servants. The interrelation of conflict of interests and management conflicts is considered. In addition, it was concluded that the main role in the occurrence of a conflict of interest is personal interest. Identified the relationship of conflict of interest and corruption.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ»

УДК 316.48

Колмыкова М.А., к.социол.н.

доцент

кафедра государственного и муниципального управления

Завершинская Ю.А.

студент ОГУ

РФ, г. Оренбург ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты конфликта интересов государственных служащих. Рассмотрена взаимосвязь конфликта интересов и управленческих конфликтов. Кроме того, сделаны выводы о том, что главную роль в возникновении конфликта интересов играет личная заинтересованность. Выявлена взаимосвязь конфликта интересов и коррупции.

Ключевые слова: конфликт интересов, государственный служащий, интерес, личная заинтересованность, коррупция.

Kolmykova M.A.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor

state and municipal government

OSU

Russian Federation, Orenburg Zavershinskaya J.A.

Student OSU

Russian Federation, Orenburg THE PROBLEM OF THE EMERGENCE AND SETTLEMENT OF THE CONFLICT OF INTERESTS IN THE PUBLIC SERVICE

Annotation: The article discusses the main aspects of the conflict of interest of public servants. The interrelation of conflict of interests and management conflicts is considered. In addition, it was concluded that the main role in the occurrence of a conflict of interest is personal interest. Identified the relationship of conflict of interest and corruption.

Keywords: conflict of interest, civil servant, interest, personal interest, corruption.

Государственная служба представляет собой вид социального взаимодействия, в процессе которого нередко могут возникать разного рода противоречия, которые становятся предпосылками появления конфликтов в этой сфере, в том числе конфликта интересов. В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 27Э-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции», конфликтом интересов считается ситуация, при которой личная

заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) [1].

Данная проблема не теряет своей актуальности. Мы сталкиваемся с подобного рода нарушениями служебного поведения государственными служащими не только в средствах массовой информации, но и в собственной жизни. Государственные служащие всё чаще обменивают свои властные полномочия на материальные блага, тем самым развивая коррупцию в нашей стране. Ключевыми понятиями для раскрытия данной темы являются «интерес» и «личная заинтересованность». Понятие интерес рассматривается социологами как причина направленной деятельности людей для удовлетворения неизменно растущих потребностей. Для государственного служащего особый интерес представляют интересы государства и общества, права и свободы человека и гражданина. Личной заинтересованностью является возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод. Эти два понятия близки, но не тождественны. В словарях понятие личной заинтересованности определено как «жажда личной наживы». Исходя из этого, напрашивается вывод о том, что если при описании личных интересов способ их восприятия ведёт к большому разнообразию оценок, то в личной заинтересованности предмет интереса явно оценивается личностью как более важный [2].

Особый вид конфликтов представляют конфликты в сфере управления, когда субъектами конфликтного взаимодействия выступают представители разных статусных позиций, разных уровней управления, разного «ранга».

Объективные предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления вытекают из основной задачи управленческой деятельности. Поскольку она заключается в обеспечении целенаправленной, скоординированной работы, как отдельных участников совместного труда, так и трудовых коллективов в целом, постольку интересы субъектов взаимодействия не всегда совпадают, что и приводит к конфликтам [3].

Важной частью работы руководителя является предупреждение и эффективное разрешение конфликтов. Безусловно, получить навыки по разрешению конфликтов невозможно, прочитав необходимую литературу и посещая бизнес тренинги. Подобная конфликтологическая компетентность у руководителей формируется в результате накопленного опыта управленческой деятельности, за счет постоянной работы с людьми, использую все приемы и правила эффективного общения. Для предупреждения конфликта руководитель должен уметь устанавливать обратную связь со всеми звеньями управления. Информация - это главный ресурс, способный устранить противоречия между управляющей и управляемой системой социальной организации. Конфликт может быть

предупрежден, если будет осуществляться постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учетом конкретных условий.

Невозможно не согласиться с тем, что ведущую роль в разрешении управленческих конфликтов играет непосредственно руководитель. Мы считаем, что для успешного разрешения конфликтных ситуаций в сфере управления руководитель должен обладать важнейшими качествами, такими как: сдержанность, умение вести переговоры, внимательность по отношению к психоэмоциональному состоянию сотрудников, умение грамотно преподносить и обосновывать коллективу необходимость нововведений и многое другое.

Конфликт интересов также как и управленческий конфликт нельзя рассматривать только с негативной стороны, но деструктивный характер этих явлений отрицать невозможно. Любые конфликты влияют на психическое состояние людей, порождают раздвоенность, противоречия, дисгармонию.

В соответствии с действующим законодательством, конфликт интересов всегда имеет вредоносную коррупционную природу. Проблема коррупции носит общемировой характер. Такое сложное явление как коррупция в сфере государственного управления не может развиваться и распространяться само по себе, для этого нужен потенциал, которым и является конфликт интересов. Предотвращение возникновения конфликта интересов является важнейшим инструментом по борьбе с коррупцией.

В наше время мы всё чаще сталкиваемся с недоверием граждан ко всей системе государственного управления. Безусловно, это явление не безосновательное. По нашему мнению, исследуемая категория «конфликт интересов» на государственной службе является огромным препятствием на пути к прозрачности и открытости деятельности должностных лиц. Отсюда и закономерное недоверие, которое в любой сфере деятельности играет отрицательную роль в развитии. Данные аргументы всё больше подтверждают необходимость эффективного предупреждения и урегулирования такого рода конфликтов.

Основные проблемы урегулирования конфликтов интересов заключаются:

- во внесении изменений в должностное положение государственного служащего, который считается стороной конфликта интересов, вплоть до его увольнения;

- в отказе государственного служащего от определённой выгоды;

- в отводе государственного служащего в установленных действующим законодательством случаях [4].

Для того, чтобы эффективно урегулировать конфликт интересов представляется необходимым обратить внимание на причину его возникновения и понять её. В большинстве случаев коррупция проявляется там, где имеет место публичная власть, государственные ресурсы и бюрократический аппарат.

К основным причинам коррумпированности системы государственного

управления зачастую относят:

- усложнение аппарата управления;

- нехватка квалифицированных служащих или недостаточная их квалификация;

- традиция преподнесения подарков как выражение благодарности за услугу;

- «клановость аппарата управления».

Возникновение конфликта интересов может произойти при выполнении оплачиваемых функций или должностных обязанностей в отношении своих близких людей, родственников; при владении ценными бумагами, вкладами; при получении подарков; при имущественных обязательствах и судебных разбирательствах и так далее.

Представляется необходимым минимизировать препятствия, образующиеся в процессе выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе. Для этого целесообразно использовать следующие эффективные способы:

- объективная и прозрачная процедура рассмотрения уведомлений служащих о возникновении личной заинтересованности;

- включение в тест по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей, психологических вопросов, способствующих определению отношения кандидата на вакантную должность к коррупции, помогут чётко выявить склонность к проявлению личной заинтересованности;

- включение в нормативно правовые акты положений об ответственности за ненадлежащее рассмотрение замечаний по результатам проведения антикоррупционной экспертизы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что конфликт интересов на государственной службе является неоднозначным, социальным явлением. Основу данного рода конфликтов составляют личные интересы служащего и его личная заинтересованность в чём-либо. По нашему мнению, данное явление требует своевременного выявления и грамотного урегулирования. Предотвратить проявление конфликта интересов лишь рекомендательными и запретительными мерами представляется невозможным. Необходимо, в первую очередь, обращать внимание на формирование правильной внутренней и внешней среды государственной службы, личности государственного служащего, для которой на первом месте будут находиться принципы служения своему государству и обществу.

Использованные источники:

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 дек. 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82959/ (Дата обращения: 4.01.2019)

2. Гирин С. А. О соотношении понятий «Интерес» и «Личная

заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. С. 155-160.

3. Гвоздева Е.В. Управленческие конфликты: переговоры как способ их решения // Актуальные проблемы современной науки. 2015. С. 81-83.

4. Пономарёв А. В. Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017. С. 289-290.

УДК 35.08

Колмыкова М.А., к.социол.н.

доцент

кафедра государственного и муниципального управления

Дородникова Е.Д. студент 2 курса

кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ

ЧИНОВНИКОВ

Аннотация: В статье проанализированы поведенческие особенности чиновников в настоящее время. Рассмотрены нормативно закрепленные и неформальные нормы, регулирующие поведение государственных служащих. Приведены примеры несоответствия действий и высказываний чиновников, общепризнанным образцам и правилам поведения. Выявлены главные качества, которыми должен обладать чиновник.

Ключевые слова: аппарат управления, поведение чиновников, моральный облик государственного служащего, общепринятые нормы, личностные установки.

Kolmykova M.A., candidate of social Sciences, associate professor professor at the department of state and municipal administration

Orenburg State University Russia, Orenburg Dorodnikova E.D., student 2nd year, department of state and municipal administration

Orenburg State University Russia, Orenburg THE BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF MODERN BUREAUCRATS

Abstract: The article analyzes the behavioral characteristics of officials at the present time. The normative fixed and informal norms regulating the behavior of civil servants are considered. Examples of discrepancy between actions and statements of officials, generally recognized patterns and rules of conduct are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.