УДК: 328.185
Чалых Татьяна Владимировна, магистрант, Среднерусский институт управления - филиал, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: ctv@ifst.ru
ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье автор пытается подвергнуть анализу процесс введения в систему государственной службы и правового регулирования понятия «конфликт интересов». Отмечается актуальность формирования единой системы правового регулирования процесса понимания и квалификации ситуаций конфликта интересов. Автор обосновывает взаимосвязь процесса противодействия коррупции на государственной гражданской службе, злоупотребления должностными полномочиями и конфликта интересов. Процесс урегулирования конфликта интересов рассматривается в качестве самостоятельного направления антикоррупционной политики государства.
Ключевые слова: конфликт интересов, государственная служба, государственная гражданская служба, коррупция, личная заинтересованность, урегулирование конфликта интересов.
Chalych T.V., Master Student, Central Russian Institute of Management -a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: ctv@ifst.ru
THE PROBLEM OF CONFLICT OF INTERESTS IN PUBLIC SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION
In the article the author tries to analyze the process of introduction to system of public service and legal regulation of the concept "conflict of interests". Relevance of formation of uniform system of legal regulation of process of understanding and qualification of situations of conflict of interests is noted. The author proves interrelation of process of counteraction of corruption at public civil service, abuses of powers and conflict of interests. The process of settlement of conflict of interests is considered as the independent direction of anti-corruption policy of the state.
Keywords: conflict of interests, public service, public civil service, corruption, personal interest, settlement of conflict of interests.
В российской системе государственного управления сохраняются системные противоречия, не позволяющие реализовать в полной мере потенциал, заложенный в программах реформирования системы государственной службы. Институт государственной службы, являясь механизмом реализации функций государственного управления, несет в себе значи-
тельный комплекс проблем и противоречий. Это обусловливает сложность и комплексность задач модернизации, которые актуальны на современном этапе развития государственной службы1.
1 Слатинов В.Б. Реформирование государственной гражданской службы России в условиях
Неблагоприятные тенденции в деятельности государственных органов проявляются, прежде всего, в неразвитости и низкой эффективности процедур, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих. Указанные проблемы приводят к возникновению конфликта интересов, который выражается в «злоупотреблении государственными служащими должностным положением и использовании служебных полномочий для удовлетворения личных интересов или иных интересов, не связанных с исполнением должностных обязанностей»1.
Государственная гражданская служба Российской Федерации - важнейший инструмент проводимых в государстве преобразований, связанных с развитием социально-экономической сферы и формированием институтов гражданского общества. В процессе её реформирования большое внимание уделяется эффективности функционирования самого института государственной службы, результативности профессиональной деятельности чиновников, разработке и внедрению современных кадровых, информационных и образовательных технологий, позволяющих совершенствовать её кадровый состав, а также противодействию распространению явлений, способных негативно отразиться на деятельности государственных гражданских служащих и государственных органов. К подобным явлениям в системе государственной гражданской службы принято относить бюрократизм, коррупцию и противопоставление общественных интересов частным интересам служащего или государственного органа. Именно это явление «противопоставления служению интересам государства и общества и личного корыстного интереса стало рассматриваться в системе государ-
распространения концепции «новой публичности»: проблемы и ограничения // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - № 3. - С. 61-68. 1 Зеленов М.Ф. Разрешение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // Философия социальных коммуникаций. - 2013. - № 2. -С. 40-47.
ственной гражданской службы как конфликт интересов»2.
Понятие «конфликт интересов в системе государственной службы» является достаточно новым для российского законодательства. Введение в практику государственной службы понятия «конфликт интересов» обусловлено международными обязательствами России, связанными с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой 31 октября 2003 года. Статья 7 Конвенции ООН против коррупции в качестве меры по предупреждению коррупции рекомендует государствам-участникам «создавать, поддерживать и укреплять такие системы, которые способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов»3.
Так, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российский Федерации» устанавливалось, что «конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации»4. Обязательным понятием, способствующим уточнению и конкретизации сущности конфликта ин-
2 Пономарева Е.А. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе и противодействие коррупции // Безопасность бизнеса. -2012,-№2.-С. 7-10.
3 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. № 51/59 // Гарант: информационно-правовой портал // Режим доступа: http://base.garant.ru/2565430
4 О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - № 31. -Ст. 3215.
тересов, является понятие «личная заинтересованность». Законодатель в рамках Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предлагает понимать «под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами». (В пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конкретизируется круг лиц, которые определяются по признакам близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим).
В Федеральном законе № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 10, ч. 1) под конфликтом интересов «понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)», а под личной заинтересованностью «понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным законе, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родите-
лями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в законе, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями»1.
При этом сложилась ситуация, когда федеральное законодательство одного уровня регламентации (Федеральный закон № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») содержало в себе различающиеся трактовки понятия «конфликт интересов».
Федеральный закон от 05.10.2015 № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» исправил данную ситуацию и установил, что в законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применяется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЭ «О противодействии коррупции».
В связи с квалификацией понятия «конфликт интересов» представляют определенный интерес выводы Цыбиковой A.A., которая полагает, что в основе «конфликта интересов на государственной гражданской службе лежит конфликт между различными ролями государственного служащего. Личные интересы гражданского служащего могут приходить в противоречие с публичными интересами (как государственными, так и общественными), из-за чего возникают конфликты между интересами гражданского служащего как личности и интересами граждан, а также между интересами
1 О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. -№ 52(ч. 1).-Ст. 6228._
гражданского служащего как личности и интересами государства»1.
Автор предлагает понимать конфликт интересов как «конфликт между должностными обязанностями и личными интересами государственного гражданского служащего, при котором его личные интересы способны повлиять на выполнение им служебных обязанностей, вследствие чего возможно наступление негативных последствий в виде нанесения ущерба интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации»2.
Ильяков А.Д. считает необходимым выделить нематериальную заинтересованность как самостоятельный вид личной заинтересованности государственного служащего и в связи с этим предлагает под конфликтом интересов на государственной службе понимать «ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная, материального и нематериального характера) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным»3.
Из вышеназванного определения мы видим, что понятие «конфликт интересов» не отождествляется с коррупцией, но на наш взгляд именно неумелое управление разреше-
1 Цыбикова A.A. Формирование механизма управления конфликтами интересов на государственной гражданской службе // Автореф. дисс.... канд. экон. наук. - М, 2011. -24с.
2 Цыбикова A.A. Формирование механизма управления конфликтами интересов на государственной гражданской службе // Автореф. дисс.... канд. экон. наук.-М, 2011.-24 с.
3 Ильяков А.Д. Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления // Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. - М., 2015.-25 с._
нием таких конфликтов, которые возникают между субъективными интересами должностных лиц и их обязанностями может порождать коррупцию.
Согласимся с тем, что конфликт интересов в системе государственной гражданской службы по своей природе и содержанию представляет собой в большей степени моральную коллизию государственных интересов и личных интересов лица, замещающего соответствующую должность4. На практике очень часто возникает весьма соблазнительная для государственного служащего ситуация, в которой его личные и публичные интересы пересекаются. Более того, реализация публичного интереса «в свою пользу», по своему усмотрению вырисовывает для чиновника немалую материальную, политическую или иную выгоду5.
Из-за того, что государственный служащий имеет законные интересы, которые вытекают из его статуса, такое явление как «конфликт интересов» невозможно избежать обычным запретом. То есть, можно говорить о том, что по своей «природе» конфликт интересов является практически неизбежным, поэтому большое значение имеет внедрение эффективной системы, как выявления, так и урегулирования таких конфликтов. В таком случае, если не контролировать существующий конфликт интересов, то он, вероятно, приведет к безосновательной дискредитации государственно-управленческих решений или к принятию неправомерных решений, которые отражают чьи-либо частные интересы, то есть к коррупции6.
4 Малахова ОБ., Мамошин A.B. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2014. - Т. 2. - № 8. - С. 38-42.
5 Милушева Т.В. Конфликт интересов как фактор ограничения публичной власти: теоретико-правовой аспект // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2009. -№1.-С.4-11.
6 Гончарук Н.С. Специфика противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации с использованием административно-правовых механизмов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. -№1.-С.107-113.
Д.И. Дедов при исследовании понятия «конфликт интересов» связывает его возникновение с отсутствием у человека свободы выбора. Большинство из нас при дилемме «личная заинтересованность - публичные интересы» скорее всего остановят свой выбор отнюдь не на второй позиции. Этот феномен, с точки зрения Дедова, легко объясняется определенностью человеческого бытия: «нарушая публичные интересы, человек совершает нецивилизованные поступки, отдаляясь от духовного и приближаясь к физическому, животному состоянию»1.
В рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по разрешению конфликта интересов на государственной службе дается следующее определение. «Конфликт интересов - это конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами государственного должностного лица, при котором его частные интересы (вытекающие из положения государственного должностного лица как частного лица) способны неправомерным образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций».2 Такое определение подразумевает явление, которое определяется термином «фактический конфликт интересов», т. е. ситуацию, которая связана с текущим конфликтом.
Существует такое понятие, как «потенциальный конфликт интересов». Он происходит тогда, когда появляется мнение о том, что субъективные интересы государственного должностного лица могут отрицательно сказываться на выполнении его должностных обязанностей, но в реальности этого не происходит. Потенциальный конфликт интересов возникает в тех случаях, когда государственное должностное лицо имеет такие частные инте-
1 Дедов Д.И. Концепция конфликта интересов в предпринимательском праве // Российская академия юридических наук. Научные труды. Вып. 3. - Т. 1. -М„ 2003.
2 Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе // URL: http://www.oecd.org/gov/ethics/2957345.pdf_
ресы, которые могут привести к конфликту интересов, если этому должностному лицу предстоит выполнять соответствующие (т. е. конфликтующие с частными интересами) официальные обязанности в будущем. При этом понятием «личные интересы» могут определяться не только финансовые, материальные, то есть не только те, которые могут принести государственному служащему прямую личную выгоду.
Конфликт интересов также может относиться к действиям государственного служащего как частного лица, то есть, если имеет семейные или дружеские интересы, которые в будущем могут оказывать ненадлежащие влияние на выполнение им своих должностных обязанностей. Такая личная заинтересованность может возникнуть, когда должностное лицо вовлечено в работу каких-либо общественных организаций. Здесь личный интерес основан на личной включенности в деятельность организации, что может стать источником последующего конфликта между общественным долгом публичного должностного лица и его личными интересами. Под общественным долгом публичных должностных лиц понимается то, что публичный интерес как интерес всего общества в целом, состоящий из суммы интересов отдельных членов общества, обязательно должен стоять выше личных интересов при принятии решений в процессе исполнения публичными должностными лицами своих обязанностей.
В случае когда у государственного гражданского служащего возникает личная заинтересованность, которая может привести или приводит к конфликту интересов, он обязан сообщить об этом в письменной форме представителю нанимателя. Представитель нанимателя, в свою очередь, обязан предпринять меры по предотвращению или по урегулированию данного конфликта интересов, даже до отстранения гражданского служащего, который является стороной конфликта, от замещаемой им должности.
Источниками конфликта интересов на государственной гражданской службе чаще всего являются: во-первых, недооценка труда государственных служащих по сравнению с трудом
политических руководителей (представителей нанимателя), а во-вторых, их незащищенность в правовых вопросах и, в частности, в вопросах увольнения с государственной (гражданской) службы, а также достаточно низкая заработная плата. По совокупности эти источники делают государственную службу непрестижной и работающие на ней стремятся как-то укрепить свой социальный статус подчас нелегитимными методами1.
Значимость исследования проблемы управления конфликтом интересов2 обусловлена тем, что применяемые процедуры, направленные на противодействие злоупотреблениям должностным положением в целях удовлетворения личных интересов, носят фрагментарный характер. Они «слабо связаны между собой и поэтому недостаточно эффективны, а формированию комплексного механизма управления конфликтами интересов не уделяется должного внимания3. Закрепленный законодательством Российской Федерации подход к управлению конфликтом интересов необоснованно сужает сферу действия, поскольку направлен на борьбу всего лишь с преследованием материальной выгоды при выполнении должностных обязанностей. При таком подходе нематериальная выгода, которая также может оказывать влияние на поведение государственного служащего, остается за пределами правового регулирования.
Следует отметить, что если отсутствует эффективное управление конфликтом интересов, то он может препятствовать надлежащему
1 Трифонов Ю.Н., Хабаров И.А. Институт конфликта интересов на государственной гражданской службе: моральный выбор и правовые последствия // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. - 2013. -2(05).-С. 28-34.
2 Меркулов П.А., Филонов В.И., Щеголева H.A. Корпоративный кодекс управления как механизм разрешения конфликта интересов в корпорации// Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - № 4. - С.87.
3 Ахметова H.A. Конфликт интересов на государственной службе // Власть. - 2013. - № 12. -
С. 124-127.
функционированию демократического правительства путем ослабления приверженности государственных служащих законности, беспристрастности и справедливости в процессе принятия государственных решений и искажения принципа верховенства закона, формирования и исполнения политических решений, функционирования рынков и распределения государственных ресурсов.
Таким образом, понятие «конфликт интересов на государственной службе» можно представить, как многотипную конфликтную (спорную) ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего препятствует объективному исполнению им своих должностных либо служебных обязанностей и противоречит правам и законным интересам общества и государства.
Также необходимо отметить, что в настоящее время значительно возросла актуальность проблемы конфликта интересов на государственной службе как феномена, непосредственно сопутствующего должностным злоупотреблениям. Выполняя непосредственные обязанности, установленные должностными регламентами, государственный служащий может столкнуться с ситуацией, когда его личные интересы будут превышать значимость интересов государства и общества, что напрямую поставит под угрозу эффективность решения задач в масштабах государственной службы.
Исследование проблем управления конфликтом интересов, выбор элементов механизма управления конфликтом интересов «на базе упреждающего подхода соответствуют общемировым тенденциям смещения приоритетов в управлении государственной службой в направлении применения этических регуляторов и положений, что представляется актуальным как для теории, так и практики государственного управления России4. Формирование механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на
4 Гилязева М.Р. Структура и сущность конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 8. - С. 31-33._
государственной службе составляет одну из наиболее актуальных и важных задач государственного строительства и реформирования, и рассматриваются в качестве самостоятельного направления антикоррупционной политики государства.
Библиография:
1.Ахметова H.A. Конфликт интересов на государственной службе II Власть. - 2013. -№12.-С. 124-127.
2. Гилязева М.Р. Структура и сущность конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе II Глобальный научный потенциал. - 2013. -№ 8. - С. 31-33.
3. Гончарук Н.С. Специфика противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации с использованием административно-правовых механизмов II Среднерусский вестник общественных наук. -2016. -№ 1.-С. 107-113.
4. Дедов Д.И. Концепция конфликта интересов в предпринимательском праве II Российская академия юридических наук. Научные труды. Вып. 3. - Т. 1. - М., 2003.
5. Зеленов М.Ф. Разрешение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе II Философия социальных коммуникаций. - 2013. - № 2. - С. 40-47.
6. Ильяков А.Д. Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления II Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2015.-25 с.
7. Малахова О.В., Мамошин A.B. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы II Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. -2014. - Т. 2. - № 8.-С. 38-42.
8. Меркулов П.А., Филонов В.И., Щеголева H.A. Корпоративный кодекс управления как механизм разрешения конфликта интересов в корпорации II Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - № 4. -С.87.
9. Милушева Т.В. Конфликт интересов как фактор ограничения публичной власти: теоретико-правовой аспект II Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2009. - № 1. - С. 4-11.
10. О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) II Собрание законодательства РФ. -02.08.2004.-№31.-Ст. 3215.
11.0 противодействии коррупции Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) II Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
12. Пономарева Е.А. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе и противодействие коррупции II Безопасность бизнеса. - 2012. - № 2. - С. 7-10.
13. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. № 51/59 II Гарант: информационно-правовой портал II Режим доступа: http://base.garant.ru/2565430.
14. Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе//URL: htp:/A/wwv.oecd.org/gov/ethics/2957345.pdf
15.Слатинов В.Б. Реформирование государственной гражданской службы России в условиях распространения концепции «новой публичности»: проблемы и ограничения II Среднерусский вестник общественных наук. -2016. -№ 3,-С. 61-68.
16. Трифонов Ю.Н., Хабаров И.А. Институт конфликта интересов на государственной гражданской службе: моральный выбор и правовые последствия II Политическое управление: научны информационно-образовательный электронный журнал. - 2013. -2(05).-С. 28-34.
17. Цыбикова A.A. Формирование механизма управления конфликтами интересов на государственной гражданской службе II Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М, 2011. -24с.
References:
lAhmetova N.A. Konflikt interesov na gosudar-stvennoj sluzhbe [The conflict of interests in public service] II Vlast'. - 2013.-№12. -S. 124-127. (In Russ.)
2. Gilyazeva M.R. Struktura i sushchnost' kon-flikta interesov na gosudarstvennoj grazhdanskoj (municipal'noj) sluzhbe [Struktur and essence of the conflict of interests in the public civil (municipal) service] II Global'nyj nauchnyj potencial. -2013. - №8. -S. 31-33. (InRuss.)
3. Goncharuk N.S. Specifika protivodejstviya korrupcii v sisteme gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby Rossijskoj Federacii s ispol'zovaniem ad-ministrativno-pravovyh mekhanizmov [Spetsifika of counteraction of corruption in system of the public civil service of the Russian Federation with use of administrative legal mechanisms] II Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2016. - №1. -S. 107-113. (InRuss.)
4. Dedov D.I. Koncepciya konflikta interesov v predprinimatel'skom prave [The concept of the conflict of interests in the enterprise right] II Ros-sijskaya akademiya yuridicheskih nauk. Nauchnye trudy. Vyp. 3. T. 1. - M„ 2003. (In Russ.)
5. Zelenov M.F. Razreshenie konflikta interesov na gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhbe [A resolution of conflict of interests in the public and municipal service] II Filosofiya social'nyh kommunikacij. - 2013. - №2. - S. 40-47. (In Russ.)
6. Il'yakov A.D. Uregulirovanie konflikta interesov kak osnovnoj sposob preduprezhdeniya korrupcii v sisteme gosudarstvennogo upravleniya [A settlement of conflicting interests as the main way of the prevention of corruption in system of public administration] II Avtoref. diss. ... kand.yurid.nauk. - M„ 2015. -25s. (In Russ.)
7. Malakhova O. V., Mamoshin A.V. The conflict of interests in system of the public civil service [The conflict of interests in system of the public civil service] II Theoretical and applied questions of economy and a services sector. - 2014. - T. 2. -No. 8. - Page 38-42. (In Russ.)
8.Merkulov P.A., Filonov V.I., Shchegoleva N.A. Korporativnyj kodeks upravleniya kak mek-hanizm razresheniya konflikta interesov v korpo-racii vestnik gosudarstvennogo i municipalnogo upravleniya// -2016. -4,- S.87. (In Russ.)
9. Milusheva T.V. Konflikt interesov kak faktor ogranicheniya publichnoj vlasti: teoretiko-pravovoj aspekt [Conflict of interests as factor of restriction
of the public power: teoretiko-legal aspect] II Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby. - 2009. - №1. - S. 4-11. (In Russ.)
10. Ponomareva E.A. Uregulirovanie konflikta interesov na grazhdanskoj sluzhbe i protivodejstvie korrupcii [A settlement of conflicting interests on civil service and corruption counteraction] II Be-zopasnost' biznesa. - 2012. - № 2. - S. 7-10. (In Russ.)
H.SIatinov V.B. Reformirovanie gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby Rossii v usloviyah rasprostraneniya koncepcii «novoj publichnosti»: problemy i ogranicheniya [Reforming of the public civil service of Russia in the conditions of distribution of the concept of "new publicity": problems and restrictions] II Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2016. - №3. - S. 61-68. (In Russ.)
12. Trifonov YU.N., Habarov I.A. Institut konflikta interesov na gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe: moral'nyj vybor i pravovye posledstviya [Institut of the conflict of interests on the public civil service: moral choice and legal consequences] II Politicheskoe upravlenie: nauchny informacionno-obrazovatel'nyj ehlektronnyj zhurnal. - 2013. -2(05).-S. 28-34. (InRuss.)
13. Cybikova A.A. Formirovanie mekhanizma upravleniya konfliktami interesov na gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe [Formation of the mechanism of management of the conflicts of interests on the public civil service] : Avtoref. diss. ... kand. ehkon. nauk. - M, 2011. - 24s. (In Russ.)