Научная статья на тему 'Конфликт интересов на государственной службе'

Конфликт интересов на государственной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7632
1289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / КОРРУПЦИЯ / ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CONFLICT OF INTERESTS / CORRUPTION / PERSONAL INTEREST / PUBLIC SERVICE / ANTI-CORRUPTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметова Наиля Ахметовна

В статье рассматривается понятие «конфликта интересов» на государственной службе и анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concept of conflict of interests in the public service and analyzes main regulatory acts concerning this institution.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов на государственной службе»

Наиля АХМЕТОВА

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

В статье рассматривается понятие конфликта интересов на государственной службе и анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный институт.

The article discusses the concept of conflict of interests in the public service and analyzes main regulatory acts concerning this institution.

Ключевые слова:

конфликт интересов, коррупция, личная заинтересованность, государственная служба, противодействие коррупции; conflict of interests, corruption, personal interest, public service, anti-corruption activity.

АХМЕТОВА

Наиля

Ахметовна — к.соц.н., доцент кафедры

конституционного и муниципального права ВолГУ акИтв^а_паИуа@ mail.ru

В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции 2003 г. каждое государство - участник стремится, согласно основопо -лагающим принципам своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять системы, способствующие прозрачности и предупреждающие возникновение коллизии инте ресов (п. 4 ст. 7)1. Российское государство, ратифицировав данный международный документ, приняло на себя обязательства по урегу -лированию и предупреждению конфликта интересов на государст -венной службе.

Собственно, сам термин «конфликт интересов» впервые в России стал применяться в сфере предпринимательской деятель ности2. В частности, в п. 2 ст. 3 федерального закона «О рынке ценных бумаг» говорится о конфликте интересов брокера и его клиента, который определяется как «ситуация противоречия между имущественными и иными интересами профессиональ -ного участника рынка ценных бумаг и (или) его работников, осу ществляющих свою деятельность на основании трудового или гражданско правового договора, и клиента профессионального участника, в результате которого действия (бездействие) профессионального участника и (или) его работников причиняют убытки клиенту и (или) влекут иные неблагоприятные послед ствия для клиента»3.

В п. 3 ст. 8 федерального закона «О саморегулируемых орга -низациях» под конфликтом интересов понимается «ситуация, при которой личная заинтересованность членов саморегулируе мой организации, лиц, входящих в состав органов управления саморегулируемой организации, ее работников, действующих на основании трудового договора или гражданско правового дого вора, влияет или может повлиять на исполнение ими своих про фессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникно -вение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации или угрозу возникновения противоречия, которое способно приве -

1 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью- Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58 -й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.

2 Слюсаренко Т.В. Урегулирование конфликта интересов в системе муници -пальной службы // http://vestnik.uapa.ru/ru -ru/issue/2009/04/05

3 Постановление ФКЦБ РФ от 05.11.1998 г. № 44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // СПС КонсультантПлюс.

сти к причинению вреда законным инте -ресам саморегулируемой организации»1.

Таким образом, для конфликта инте -ресов в сфере предпринимательской дея -тельности характерно наличие 3 компо -нентов: противоречия интересов, круп -ного убытка или неправомерного деяния (его сокрытие) и причинной связи между ними2.

Категория конфликта интересов в системе государственной службы стала использоваться с момента принятия феде рального закона «О системе государст -венной службы Российской Федерации»3. Позже данное понятие упоминается в федеральном законе «О государст -венной гражданской службе Российской Федерации»4, а также в федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации»5. Принятие федерального закона «О противодействии коррупции»6 в 2008 г. оформило процесс распространения института конфликта интересов на все виды государственной службы.

В современных условиях порядок предотвращения и урегулирования кон -фликта интересов достаточно подробно регламентируется в ряде нормативно правовых актов.

Так, указ Президента РФ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претен дующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными слу жащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требова ний к служебному поведению» предусма

1 Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315 - ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // СПС КонсультантПлюс.

2 Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Трудовое право, 2009, № 4.

3 Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 - ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

4 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

5 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

6 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ

«О противодействии коррупции» // СПС

КонсультантПлюс.

тривает возможность принятия решения о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюде -нию требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п. 28, 31 Положения)7.

Указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»8 определяет порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции».

Анализ содержащихся в отмеченных нормативно правовых актах определений конфликта интересов позволяет сделать вывод о том, что под конфликтом инте ресов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государствен ного служащего влияет или может повли -ять на надлежащее исполнение им долж ностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересо ванностью государственного служащего и правами и законными интересами других субъектов права.

Таким образом, категория конфликта интересов раскрывается через понятие личной заинтересованности, под которой понимается возможность получения госу дарственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

7 Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государст венной службы, и федеральными государствен ными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к слу жебному поведению» // СПС КонсультантПлюс.

8 Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служеб ному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интере сов» // СПС КонсультантПлюс.

Личная заинтересованность, по мне -нию законодателя, может иметь как пря мой, так и косвенный характер1. Учитывая изложенное, достаточно сложно сказать, что при этом понимается под косвенной личной заинтересованностью. Можно лишь предположить, что в данном случае речь может идти не о непосредственном получении государственным служащим доходов, а о создании реальной возмож ности их получения2.

Для более глубокого понимания сущ -ности института конфликта интересов, а также выбора наиболее эффективного средства его урегулирования или предот вращения необходимо проведение типо логизации понятия.

А.В. Соловьев предлагает различать юридический (конфликт права) и эко номический (конфликт интересов) кон фликты. Рациональный путь завершения экономического конфликта интересов он видит в разрешении конфликта путем согласования интересов в процессе обо юдного рассмотрения предмета спора или при участии третьих лиц. А вот уже про -цесс урегулирования юридического кон -фликта интересов А.В. Соловьев видит во вмешательстве в него административного органа или органа судебной власти3.

Ситуационную типологию конфликта интересов приводит С.Ю. Кабашов, который рассматривает особенности конфликта интересов при формирова нии состава комиссий, а также при про ведении конкурса на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для го сударственных и муниципальных нужд4.

Предлагаемое С.Ю. Кабашовым обособление типичных ситуаций в деятель -ности государственных служащих пред ставляется наиболее удачным, т.к. пре -доставляет возможность интегрировать наиболее схожие ситуативные условия,

1 Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на граж данской и муниципальной службе: теория и прак тика : учебное пособие. - М.: ИНФРА- М, 2011, с. 36.

2 Кандыбин Р. Сущность и типология конфлик та интересов на государственной службе в воен ной организации государства // Военное право, 2013, вып. № 1, с. 6.

3 Соловьев А.В. Конфликты на государствен -ной службе: типология и управление : учебно практическое пособие. - М. : Альфа Пресс, 2008, с. 142.

4 Кабашов С.Ю. Указ. соч., с. 54.

сопутствующие такому феномену, как конфликт интересов на государственной службе. Владея информацией о суще ствующих типовых ситуациях конфликта интересов, а также располагая личным опытом, государственный служащий способен принять верное решение и не допустить развития конфликтной ситуа ции, что, безусловно, будет способство вать надлежащему исполнению им своих служебных обязанностей в соответствии с принципами законности, справедливо сти, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» (ч. 4, 5 ст. 11) предусматривает следующие варианты предотвращения и урегулирования конфликта интересов:

1) изменение должностного или слу -жебного положения государственного или муниципального служащего, являю щегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;

2) отказ государственного или муни -ципального служащего от выгоды, явив шейся причиной возникновения кон фликта интересов;

3) отвод или самоотвод государствен ного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Особо оговаривается в законе «О проти водействии коррупции» ситуация, связан ная с передачей государственным служа щим в доверительное управление принад лежащих ему ценных бумаг, акций (доли участия, паи в уставных [складочных] капиталах организаций).

Практика показывает, что в основном ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных [складочных] капита лах организаций) передаются государ ственными служащими родственникам и иным лицам, поэтому данная ситуация до конца не исключает возможность их лич ной заинтересованности. В целях сни жения риска возникновения ситуации конфликта интересов законодательством предусмотрено, что указанное имущество должно быть передано в доверительное управление независимому лицу.

Таким образом, данные варианты уре гулирования или предотвращения кон фликта интересов носят конкретный характер и представляют собой типичные

варианты поведения государственного служащего, оказавшегося в конфликтной ситуации.

Автор предлагает дополнить перечень следующим комплексом мер:

— информирование государственных служащих об их правовом статусе, о воз можных случаях конфликта интересов, а также ознакомление их с обязанностями по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

— проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование атмосферы реальности наступления от ветственности за невыполнение обязан ностей по предотвращению и урегулиро -ванию конфликта интересов;

— подготовка методических материа -лов, включающих краткие обзоры основ -ных запретов, ограничений и обязанно стей, налагаемых в целях противодей -ствия коррупции, а также тематических сборников нормативно правовых актов в сфере противодействия коррупции;

— участие государственных служащих в научно-практических мероприятиях по антикоррупционной тематике (обу чающие семинары, курсы повышения квалификации);

— совершенствование связи подразделений по профилактике коррупцион ных и иных правонарушений и кадровых служб государственных органов;

— материальное стимулирование соблюдения государственными служа щими запретов и ограничений, а также обязанностей.

Обращаем внимание на то обстоятель ство, что перечень данных мер носит в большей степени превентивный харак тер и предполагает информирование и обучение государственных служащих.

В заключение следует отметить, что конфликт интересов в системе госу дарственной службы — явление доста -точно сложное, требующее дальнейшей проработки как на правотворческом, так и на правоприменительном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.