Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЧИНОВНИКОВ'

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЧИНОВНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ / ПОВЕДЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ / МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО / ОБЩЕПРИНЯТЫЕ НОРМЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ADMINISTRATION / BEHAVIOR OF OFFICIALS / THE MORAL CHARACTER OF A PUBLIC SERVANT / ACCEPTED NORMS / AND PERSONAL SETUP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колмыкова М.А., Дородникова Е.Д.

В статье проанализированы поведенческие особенности чиновников в настоящее время. Рассмотрены нормативно закрепленные и неформальные нормы, регулирующие поведение государственных служащих. Приведены примеры несоответствия действий и высказываний чиновников, общепризнанным образцам и правилам поведения. Выявлены главные качества, которыми должен обладать чиновник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF MODERN BUREAUCRATS

The article analyzes the behavioral characteristics of officials at the present time. The normative fixed and informal norms regulating the behavior of civil servants are considered. Examples of discrepancy between actions and statements of officials, generally recognized patterns and rules of conduct are given. Identified the main qualities that, should be possessed by the official.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЧИНОВНИКОВ»

заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. С. 155-160.

3. Гвоздева Е.В. Управленческие конфликты: переговоры как способ их решения // Актуальные проблемы современной науки. 2015. С. 81-83.

4. Пономарёв А. В. Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017. С. 289-290.

УДК 35.08

Колмыкова М.А., к.социол.н.

доцент

кафедра государственного и муниципального управления

Дородникова Е.Д. студент 2 курса

кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ

ЧИНОВНИКОВ

Аннотация: В статье проанализированы поведенческие особенности чиновников в настоящее время. Рассмотрены нормативно закрепленные и неформальные нормы, регулирующие поведение государственных служащих. Приведены примеры несоответствия действий и высказываний чиновников, общепризнанным образцам и правилам поведения. Выявлены главные качества, которыми должен обладать чиновник.

Ключевые слова: аппарат управления, поведение чиновников, моральный облик государственного служащего, общепринятые нормы, личностные установки.

Kolmykova M.A., candidate of social Sciences, associate professor professor at the department of state and municipal administration

Orenburg State University Russia, Orenburg Dorodnikova E.D., student 2nd year, department of state and municipal administration

Orenburg State University Russia, Orenburg THE BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF MODERN BUREAUCRATS

Abstract: The article analyzes the behavioral characteristics of officials at the present time. The normative fixed and informal norms regulating the behavior of civil servants are considered. Examples of discrepancy between actions and statements of officials, generally recognized patterns and rules of conduct are given.

Identified the main qualities that, should be possessed by the official.

Key words: administration, behavior of officials, the moral character of a public servant, accepted norms, and personal setup.

В настоящее время большинство развитых стран реализуют один из основополагающих компонентов структуры формы государства: форму государственного режима, в виде демократического политического режима. Демократия - форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений. Каждый отдельно взятый гражданин не может (в силу недостаточности профессионализма, необходимых знаний, умений и навыков, морально-нравственных характеристик) осуществлять государственно-властные полномочия как внутри страны, так и на международной арене. В связи с этим выбираются представители народа в лице аппарата управления, который в свою очередь представлен должностными лицами, то есть чиновниками.

Поскольку чиновники выступают от лица народа и выражают мнение большинства, их поведение должно соответствовать требованиям нормативным правовым актам, в первую очередь, Конституции Р.Ф, в которой приведены полномочия и требования к государственным служащим всех уровней власти. Основополагающие требования к государственным служащим во время несения службы закреплены в федеральном законе № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В данном нормативно-правовом акте отмечены требования к служебному поведению гражданского служащего, которые вызывают интерес в процессе исследования проблемы поведенческих особенностей современных чиновников. Например, «не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей», «соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации», «проявлять корректность в обращении с гражданами»[1].

На уровне Российского законодательства поведение чиновника регулируется этическими нормами, которые нашли свое отражение в этическом кодексе. Он существует не в качестве единого свода правил поведения, а разрозненно в форме типовых кодексов на уровне субъектов федерации. В третьей главе типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих зафиксированы рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих, а во второй главе трактуются основные принципы и правила служебного поведения.

Значительное влияние на поведение чиновника оказывают не только формально закрепленные положения, но и ценности, личностные установки, социальные (моральные) нормы, а также общепризнанные правила, образцы

поведения, призванные обеспечить устойчивость и стабильность социального взаимодействия. Социальные нормы и ценности выступают своеобразными обозначениями запретов, поощрений, императивов, которые позволяют ориентироваться и развиваться в социальном мире. В свою очередь, нормы -это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях. Они регулируют поведение личности, должностных лиц, отдельных социальных групп и общества в целом. Нормы определяются как правила поведения, а ценности являются общими представлениями, разделяемыми большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно[2].

В статье «Нравственно-правовое воспитание государственных служащих» особое внимание отведено мнению Ю.Н. Старилова. Он объективно трактует, что государственная служба неразрывно связана с нравственностью, этикой, моральным обликом государственного служащего. Среди многообразия критериев, которым должны соответствовать чиновники не только на сегодняшний день, но и в идеале Юрий Николаевич выдвигает на первый план «приверженность к высшим нравственным принципам» и «верность государству». Как бы то ни было, а практические наблюдения далеки от теоретических изысканий и на сегодняшний день современные чиновники пренебрегают нормами нравственности, что способствует снижению доверия к власти[3].

Данилина М.В., Подлиннова А., Силаев А. в своей статье «Портрет государственного служащего: социальные и психологические аспекты» пишут, что по результатам социологических опросов респонденты оценивают современного чиновника по трем основополагающим качествам. Если изложить кратко, то принимавшие участие в опросе граждане отдают предпочтение чиновникам, соответствующим трем главным качествам:

1. Человеколюбие, так как необходимым набором профессиональных качеств чиновники обладают, а гуманности нужно еще учиться;

2. Готовность и умение принять решение и непосредственно нести за него ответственность;

3. Способность принимать не только оперативные решения, отвечающие сиюминутным запросам окружающей действительности, но и иметь стратегическое мышление[4].

Многообразие законодательных актов, научной литературы, результатов социологических опросов по теме поведения и образа чиновника в теории дают представление о том, на что должен ориентироваться то или иное должностное лицо, остается только применить накопленные знания на практике каждому ныне осуществляемому свои властные полномочия чиновнику.

Тем не менее, несмотря на достаточно большой спектр формальных и неформальных норм стоит обратить внимание, что на сегодняшний день поведение далеко не каждого чиновника соответствует требованиям,

предъявляемым к ним. Новости о коррупции чиновников не редкое явление как в прошлом, так и в настоящем. Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений[5]. Очевидно, ярким примером не соблюдения норм данного Федерального Закона послужило дело по подозрению о взяточничестве бывшего главы города Оренбурга. По версии следствия, пользуясь своим служебным положением, чиновник получил взятку в размере 400 тысяч рублей и права на однокомнатную квартиру стоимостью 1,3 миллиона рублей путем включения в договор о долевом строительстве своего доверенного лица.

Однако помимо новостей о коррупции в органах власти заметно актуализируются учащающиеся случаи нелицеприятных выражений и оскорбительных высказываний современных чиновников в адрес как отдельных социальных групп (молодежи, пенсионеров и т.д), так и народа в целом. Некоторые из них (чиновников), демонстрируя свое высокопоставленное положение в обществе и достаток, снимают соответствующие видеоролики.

В средствах массовой информации мы все чаще наблюдаем примеры несоответствия, ожидаемого поведения представителей аппарата управления от поведения соответствующего статусу данного лица. Одним из ярких примеров является неосторожное высказывание директора Департамента молодежной политики Свердловской области в адрес молодежи. Дословно было сказано: «На сегодняшний день получилось так, что у молодежи, у подрастающего поколения, складывается понимание, что нам Государство все должно. Нет. Вам государство, вообще, в принципе, ничего не должно. Вам должны ваши родители, потому что они вас родили. Государство их не просило вас рожать...»[6]. Тот факт, что высказывание ошибочно очевиден. Во-первых, государство имеет определённый круг обязанностей перед социумом. Во-вторых, государство активно проводит демографическую политику с целью стимулирования рождаемости.

Однако ошибку может допустить каждый из-за недостаточности знаний законодательной базы и прочих обстоятельств, другое дело, когда директор Департамента молодежной политики косвенно намекает о том, что государство не нуждается в молодом поколении. Становится совершенно ясно, что данное должностное лицо не заинтересовано в работе с молодежью, вовлечению молодых людей в общественную деятельность.

Возможно, что критика в адрес вышеупомянутой чиновницы не оправдана, а причиной такого высказывания послужила одна из трудностей процесса коммуникаций, то есть активный языковой фильтр, определяющий различия между «мыслью в мозгу» и «мыслью высказанной». П. Мицич отмечал наличие такой трудности в передаче информации. Вероятно, она имела в виду, что молодому поколению следует не надеяться на государство,

а всего добиваться самим, но об этом мы можем только догадываться.

Другим ярким примером неподобающего поведения современных чиновников послужил видеоролик, снятый сотрудниками министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области. В главных ролях непосредственно выступают: специалист управления охотничьего хозяйства, начальник отдела использования животного мира и водно-биологических ресурсов, министр лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и другие. В данном видео, продемонстрировано неподобающее поведение чиновников, а конкретно: распитие спиртных напитков на рабочем месте, нецелевая трата бюджетных средств, не работоспособность и многое другое.

Авторы попытались вложить шуточный смысл в создание видео, но ролик приобрел только скандальную популярность. Поведение сотрудников министерства лесного и охотничьего хозяйства совершенно не соответствует статусу и занимаемым должностям. Данное поведение, прежде всего, свидетельствует о некомпетентности, незнание принципов и норм делового этикета. В дополнение ко всему вышеперечисленному, после просмотра такого своеобразного послания от представителей власти народу, провоцируется недоверие к власти и органам управления в целом.

Довольно сложно обосновать с научной стороны поведение чиновников, но однозначно, можно сделать вывод о расхождении такого поведения вышестоящих должностных лиц устоявшимся общественным нормам, образцам поведения, представлениям об идеальном образе чиновника и нормам этикета.

Рассмотренные примеры, являются вопиющими случаями, которые подрывают доверие ко всему аппарату управления в целом. Они время от времени происходят и не остаются без внимания со стороны общественности. Однако преимущественно в органах управления занимают должности профессионалы, знающие законодательство, нормы этикета и морали, соблюдающие правила поведения и уважающие устоявшиеся традиции, соответствующие всем требованиям.

Использованные источники:

1. Федеральный Закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Электронный ресурс, Режим доступа: //Консультант Плюс -(дата обращения: 20.11.2018)

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил.- С. 49-50

3. Петренко В.В. Нравственно-правовое воспитание государственных служащих // ВЕСТНИК ПАГС. - 2008. - С. 86-87.

4. Данилина М.В., Подлиннова А., Силаев А. Портрет государственного служащего: социальные и психологические аспекты // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http : //human.snauka.ru/2015/01/8195

5. Федеральный Закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (последняя редакция) // Электронный ресурс, Режим доступа: //Консультант Плюс - (дата обращения: 21.11.2018)

6. Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=GjgEs ZLjSwQ

УДК 316.75

Колмыкова М.А., к.социол.н.

доцент

кафедра государственного и муниципального управления

Летницкая Е.А. студент ОГУ

РФ, г. Оренбург ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ИХ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация: Статья посвящена воздействию организационной культуры государственных служащих на их поведение. Для этого рассматриваются нравственные принципы государственной службы как инструмент организационной культуры госслужащих и ее этическая база. Из различных нормативно-правовых источников выделены нравственные моменты и правила, необходимые для соблюдения всеми государственными служащими. Кроме того, отмечается низкий уровень соответствия образа государственного служащего современным требованиям.

Ключевые слова: организационная культура, государственный служащий, поведение, нравственные принципы.

Kolmykova M.A.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor

state and municipal government

OSU

Russian Federation, Orenburg Letnitskaya E.A. Student OSU

Russian Federation, Orenburg

THE INFLUENCE OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF PUBLIC SERVANTS ON THEIR BEHAVIOR

Annotation: The article is devoted to the impact of the organizational culture of public servants on their behavior. For this, the moral principles of the public service are considered as an instrument of the organizational culture of public servants and their ethical basis. Moral points and rules that are needed for compliance by all public servants are distinguished from various legal acts. In addition, there is a low level of compliance of the image of a public servant with modern requirements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.