Научная статья на тему 'РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО'

РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО / ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / PUBLIC SERVICE / STATE EMPLOYEE / BUSINESS EFFICIENCY FACTORS / POLITICAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колмыкова М.А., Горшкова Е.И.

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования поведенческого регулятора. Проанализированы аспекты поведенческого характера, определяющие специфику деятельности государственных служащих. Выделены факторы повышения эффективности работников государственных органов. А также выявлены основные профессиональные качества государственного служащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORS OF THE STATE EMPLOYEE CONDUCT

Тhe article discusses the theoretical aspects of the formation of a behavioral regulator. Analyzed aspects of a behavioral nature that determine the specifics of the activities of civil servants. The factors of increasing the efficiency of government employees are highlighted. And also identified the main professional qualities of a public servant.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО»

УДК 35.085.4

Колмыкова М.А., к.социол.н.

доцент

кафедра государственного и муниципального управления

Горшкова Е.И. студент 2 курса

кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург

РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования поведенческого регулятора. Проанализированы аспекты поведенческого характера, определяющие специфику деятельности государственных служащих. Выделены факторы повышения эффективности работников государственных органов. А также выявлены основные профессиональные качества государственного служащего.

Ключевые слова: государственная служба, поведение государственного служащего, факторы повышения эффективности деятельности, политические институты.

Kolmykova M.A., candidate of social Sciences, associate professor professor at the department of state and municipal administration

Orenburg State University Russia, Orenburg Gorshkova E.I. student

2nd year, department of state and municipal administration

Orenburg State University Russia, Orenburg REGULATORS OF THE STATE EMPLOYEE CONDUCT

Abstract: ne article discusses the theoretical aspects of the formation of a behavioral regulator. Analyzed aspects of a behavioral nature that determine the specifics of the activities of civil servants. The factors of increasing the efficiency of government employees are highlighted. And also identified the main professional qualities of a public servant.

Key words: public service, state employee, business efficiency factors, political institutions.

В силу того, что в последнее десятилетие наблюдается снижение доверия населения развитых стран к деятельности большинства политических институтов, проблема анализа факторов, влияющих на деятельность работников государственной службы, является актуальной.

А.С. Архиреева в своей работе «Теоретико-правовые основы института государственной службы» отмечает, что институт государственной службы -

достаточно сложное, комплексно-многоаспектное правовое явление. Под влиянием исторических и временных обстоятельств, структура института государственной службы видоизменялась [1].

Проанализировав определения структуры государственной службы, сформулированные Градовским А.Д., Ивановским В.В., Овсянко Д.М., а также выполнив анализ критериев государственной службы, выдвинутых Лазаревским И.И., можно определить сущность поведенческого регулятора. Итак, сущность поведенческого регулятора заключается в наличии совокупности образцов поведения, на которые индивид ориентируется в социуме: причем сравнение личностного поведения с этическими образцами происходит как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Важно отметить, что профессия играет немаловажную роль, поскольку она способствует формированию поведенческих черт у индивидов.

Наиболее часто ученые выделяют такие регуляторы поведения, как:

- воздействие на индивида со стороны социокультурной общности;

- воздействие на индивида, оказываемое со стороны профессиональных требований [3].

В результате воздействия вышеупомянутых факторов формируется типичный поведенческий образ профессиональной деятельности.

Также выделяют и другие факторы, влияющие на поведение государственных служащих. Как указывает Е.С. Писаренко в работе «Соотношение правовых и этических регуляторов поведения государственных гражданских служащих», к регуляторам поведения госслужащих относят социальные нормы, в частности нормы права и требования морали [5].

Исследование социально регулируемого индивидуального поведения предполагает анализ действия и характера мотивации на государственной службе, которая имеет ряд следующих особенностей:

- обязанность государственных организаций придерживаться множественных и часто абстрактных ценностей;

- внешний политический климат (отношение общества к Правительству и его служащим);

- ограничения для руководителей и работников среднего звена и другие [6].

Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно предположить, что поведение государственного служащего характеризуется комплексом черт, обозначенных как импульсивность. Можно выделить два типа поведения индивида относительно импульсивности в аспекте социального регулятора:

- распределение всех имеющихся ресурсов для достижения цели при побуждении ценностно-рациональными мотивами;

- спонтанные и нерегламентированные действия, осуществляемые при проявлении инициативы (находчивости) [2].

На основе анализа исследований, посвященных сущности и особенностям государственной службы в России, нами выделены факторы, оказывающие влияние на совокупность профессиональных черт, которые присущи деятельности государственных служащих.

1 целерациональность - действие, произведенное в результате побуждения рационально-осознанных мотивов в соответствии с планом. Согласно законодательным документам, регламентирующих деятельность российских госслужащих, разработанная совокупность профессиональных требований и выработанные в процессе деятельности навыки настраивают индивида на целерациональное поведение;

2 систематичность - постановка целей и задач, а также определение способов их достижения. При осуществлении контроля рекомендуется прибегать к регулярным сравнениям текущих и плановых показателей выполняемых процедур;

3 мотивация, прямым образом влияющая на инициативу и творческую составляющую. В связи со спецификой деятельности госслужащих, проявление инициативы со стороны работника должно наблюдаться только в интересах общества и государства, как легитимная деятельность в пределах служебных обязанностей.

Важным фактором повышения эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности госслужащих является формирование новых нравственных принципов. Это обусловлено рядом причин:

- падение доверия населения развитых стран к деятельности большинства политических институтов. Одной из причин сложившейся ситуации является усилившаяся степень разочарования граждан в представителях государственной службы в отношении их моральных качеств, что связано с неоднократными общественными резонансами в отношении коррупционных дел;

- «коммерциализация государства» - внедрение в государственное управление механизмов, показавших свою практическую значимость на конкурентных рыночных условиях. Так, некоторое государственное имущество, агентства, представительства и даже ведомства передаются в частные руки;

- злоупотребление своими должностными обязанностями и использование их в личных целях со стороны государственных служащих;

- естественная склонность любой власти к закрытости.

Признание важности «прозрачности» деятельности органов

государственной власти (причем не только в отношении периодичной статистической информации, но и касательно сделок и контрактов, заключаемых на государственном уровне) стала разработка во многих развитых странах мира специального «этического» законодательства. В России существует Типовой кодекс этики и служебного поведения

государственных и муниципальных служащих, который представляет собой совокупность морально-этических норм. В целом, его нормы должны быть ориентированы на регулирование следующих направлений:

- ограниченность на трудовую деятельность бывших госслужащих после их ухода в отставку;

- ограниченность на работу по совместительству и получение гонораров от прочей деятельность для работников государственных органов;

- контроль за формированием отчетности по финансовому состоянию федеральных госслужащих;

- ограничения на прием подарков;

- создание общественной комиссии по проблеме гражданской службы и заработной плате госслужащих [4].

Также согласно Этическому кодексу госслужащего, интересы государства и общества признаются высшей ценностью в деятельности госслужащих. Немаловажную роль играет и деловая репутация работников государственных органов.

В России проблема морального облика государственных служащих стоит особенно остро. Моральные качества российских госслужащих вызывают у жителей страны вполне обоснованные беспокойства. В связи с чем, в нашей стране крайне низко оценивается работа и важность государственного аппарата, поскольку отчасти она основывается на взаимодействии между сотрудниками госслужбы и населением.

Среди обязательных профессиональных качеств госслужащих отмечается лояльное отношение к политическому меньшинству, поддержание имиджа властных структур, а также постоянное содействие в укреплении доверия населению по отношению к государственным органам.

Таким образом, соблюдение госслужащими предписывающих правил Этического кодекса, регламентирующего деятельность госслужащих, обеспечит повышение значимости государственных органов в глазах россиян.

Подводя итог, необходимо резюмировать основные моменты. Так, регуляторы поведения государственных служащих представляют собой совокупность моделей поведения, функционирующих в конкретной профессиональной сфере. В нашем случае, в сфере государственной службы. Необходимость выявления факторов, влияющих на поведение госслужащих, обусловлена общественным резонансом как реакции на факты неподобающего поведения некоторых чиновников. С целью регулирования служебного поведения госслужащих был создан Этический кодекс, закрепляющий общие принципы профессиональной служебной этики и основные правила служебного поведения.

Использованные источники: 1 Архиреева А.С. Теоретико-правовые основы института государственной службы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-instituta-gosudarstvennoy-sluzhby (Дата обращения: 11.12.2018)

2 Матвеев С.П. Система государственной службы: проблемы развития и совершенствования // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-gosudarstvennoy-sluzhby-problemy-razvitiya-i-sovershenstvovaniya (Дата обращения: 12.12.2018)

3 Позднякова Е.В. Герасимова Е.В. К вопросу о принципах государственной службы в российской федерации // Инновационная наука. 2015.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-printsipah-gosudarstvennoy-sluzhby-v-rossiyskoy-federatsii (Дата обращения 12.12.2018)

4 Смирнов Ф.Ф. Этический кодекс государственного гражданского служащего как механизм предотвращения коррупции в органах власти // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7eticheskiy-kodeks-gosudarstvennogo-grazhdanskogo-sluzhaschego-kak-mehanizm-predotvrascheniya-korrupii-v-organah-vlasti (Дата обращения 11.12.2018)

5 Писаренко Е.С., Передрий Т.Е. Соотношение правовых и этических регуляторов поведения государственных гражданских служащих // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-pravovyh-i-eticheskih-regulyatorov-povedeniya-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih (Дата обращения: 18.12.2018)

6 А.А. Максимов. Мотивация государственных служащих как управленческая проблема // Вестник Московского университета. 2017. URL: https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-2-73-91 (Дата обращения: 19.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.