Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ'

ИСТОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
государственная гражданская служба / эффективный контакт / public civil service / professional effective contact

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швецов С. В.

Статья посвящена изучению исторических аспектов внедрения эффективного контракта на государственной гражданской службе, поскольку эффективность государственной гражданской службы как публично-правового института находится в прямой зависимости от ежедневного кропотливого и эффективного труда каждого государственного гражданского служащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Швецов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF EFFICIENT CONTRACT IN THE CIVIL SERVICE

The article is devoted to the study of historical aspects of the implementation of an effective contract in the civil service, since the effectiveness of the public civil service as a public law institution is directly dependent on the daily laborious and effective work of each civil servant.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ»

УДК 351 / 354

Швецов С. В. студент магистратуры 3 курс, Институт менеджмента кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург ИСТОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Аннотация: Статья посвящена изучению исторических аспектов внедрения эффективного контракта на государственной гражданской службе, поскольку эффективность государственной гражданской службы как публично-правового института находится в прямой зависимости от ежедневного кропотливого и эффективного труда каждого государственного гражданского служащего.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, эффективный контакт.

Shvetsov S .V. master's degree student 3 course, Institute of management Department of public administration Orenburg State University Russia, Orenburg HISTORY OF EFFICIENT CONTRACT IN THE CIVIL SERVICE Abstract: The article is devoted to the study of historical aspects of the implementation of an effective contract in the civil service, since the effectiveness of the public civil service as a public law institution is directly dependent on the daily laborious and effective work of each civil servant. Keywords: public civil service, professional effective contact.

Государственная власть будет эффективно работать во благо всей страны и каждого его гражданина при выполнении следующих условий: необходимо сохранить государственного гражданского служащего с его высокой работоспособностью, профессионализмом и квалификацией; и также необходимо стимулировать этого служащего к достойному выполнению своих функциональных обязанностей.

Для понимания современного состояния гражданской службы и разработки перспективных направлений в первую очередь необходимо понять историю, проанализировать основные условия появления изучаемого явления (в нашей статье - это эффективный контракт на государственной гражданской службе) и его динамику в историческом ракурсе.

В научных исследованиях последних лет отчетливо прослеживается

линия изучения проблематики государственного управления и государственной службы именно с точки зрения истории [5]. Изначально, в древней истории нашего государства наблюдалось отождествление государственной службы с личностью правителя и с его ближайшим окружением.

В новейшем времени государственная служба - суть бюрократии как мощнейшего рычага и инструмента претворения в практику государевого волеизлияния (такое положение дел вполне коррелируется с пониманием Максом Вебером бюрократии как общественного устройства).

В середине прошлого века усиливается внимание научных кругов изучению эффективности, преемственности и закономерностей развития государственной гражданской службы, появляется достаточно много исследований административно-правового характера, что, скорее всего, и подвигло в начале XXI века к осуществлению административных реформ в государствах Восточной Европы и Латинской Америки [7]. Конечно, административно-правовые реформы государственного аппарата были вызваны не необходимостью теоретического осмысления, а объективными факторами исторического развития, к которым относятся следующие:

- кризис «государства всеобщего благосостояния»;

- разрастание влияния и значимости социума в государственном развитии;

- резкое усиление процессов интернационализации и глобализации;

- развитие общества постиндустриального типа;

- падение доверительного отношения граждан населения к государственной службе и государственной бюрократии, восприятие данных институтов как тормозящих рост благосостояния населения и тормозящих развитие социума.

В нашей стране смена принципов формирования государственного аппарата произошло в 1917 году: Советское Правительство признало царский государственный аппарат неприемлемым для рабоче-крестьянской республики, и своими первыми декретами вся существовавшая система государственной службы была ликвидирована.

10 ноября 1917 года Декретом ВЦИК «Об уничтожении слоев и гражданских чинов» [1] были отменены все существовавшие сословные привилегии и деление граждан на основании сословного классового принципа. Также отменялись все существовавшие гражданские чины, звания и титулы. С точки зрения рабоче-крестьянской власти после всех преобразований граждане Советского государства получали возможности для устройства на государственную службу.

Кодекс законов о труде 1918 года [2] устанавливал следующее: все требования трудового законодательства одинаково распространялись на всех граждан, которые являлись наемными работниками (работали за материальное вознаграждение); все предприятия, организации и частные

лица должны были неукоснительно соблюдать требования нового трудового законодательства. Следовательно, с первых лет Советской власти официально устанавливалось, что государственные гражданские служащие также, как и все, должны исполнять общепринятые нормы КЗоТ 1918 года.

Статус государственного гражданского служащего был установлен Временными правилами о службе в государственных учреждениях и предприятиях (1922 год): государственный гражданский служащий - это лицо, работающее в государственной структуре и получающее материальное вознаграждение из бюджетных источников.

Анализ данного определения позволяет сделать вывод о трансформации государственной службы в профессиональную управленческую службу, таким образом, была предпринята попытка на законодательном уровне закрепить отграничения профессиональной деятельности в сфере интеллектуального и физического труда, что находит свое отражение в характере и содержании трудовой деятельности гражданина.

До 1991 года продолжает функционировать советская нормативно-правовая база по регулированию деятельности государственного гражданского служащего. Конституция РФ закрепляет разделение государственной власти на три ветви: законодательная, судебная и исполнительная; устанавливает организацию и порядок функционирования Правительства РФ, организацию и деятельность исполнительной власти.

И лишь в 2004 году впервые принимается закон «О государственной гражданской службе» [3], этот нормативно -правовой акт устанавливает следующее:

- определяет круг обязанностей государственного гражданского служащего;

- устанавливает ответственность государственного гражданского служащего;

- задает критерии эффективности деятельности государственного гражданского служащего.

До вступления в силу данного законодательного акта граждане, поступающие на государственную гражданскую службу, должны были заключать трудовой договор. Закон 2004 году устанавливает заключение контракта, который отличается от трудового договора следующими условиями: определены исполнительные функции, соответствующие полномочия государственного гражданского служащего.

Трудовой контракт государственного гражданского служащего основан на трудоправовых отношениях, то есть регулирует наемный труд и соотносится с основными условиями современного российского трудового права:

- контракт реализует право гражданина на свободный труд;

- контракт представляется основанием для трудовых отношений в

условиях государственной гражданской службы;

- трудовой контракт является правовым институтом, объединяющим нормы поступления на работу (службу), порядок прохождения, изменения и прекращения трудовых отношений гражданских государственных служащих.

Законодательство РФ устанавливает, что предметом трудового контракта госслужащего представляется порядок замещения государственной гражданской службы определенным гражданином и порядок прохождения вышеуказанным гражданином госслужбы [4].

Целями эффективного контракта являются:

- установление оптимальных взаимозависимых критериев эффективной деятельности;

- определение соответствия вышеуказанных показателей со стимулирующими выплатами, с критериями и условиями их назначения, что должно быть отражено соответствующими положениями об оплате труда государственного гражданского служащего, коллективным договором;

- ликвидация необоснованных выплат стимулирующего характера;

- качество и количество оказанных государственных услуг;

- независимая оценка деятельности государственного учреждения, включая публичные рейтинги;

- применение только конкретных критериев и показателей деятельности;

- развитие кадрового резерва, усовершенствование процесса найма и отбора на государственную гражданскую службу [6].

Поставленные цели определяют круг конкретных задач эффективного контракта государственного гражданского служащего:

- совершенствовать систему материального стимулирования государственного гражданского служащего, учитывая конкретные показатели оказанных государственных услуг;

- сформировать прозрачный механизм оплаты труда руководителя учреждения;

- создавать организационные и правовые условия для выполнения целевых показателей размеров средней заработной платы отдельных государственных служащих.

Как вывод, можем отметить, что основная задача эффективного заключается в обоснованном росте заработной платы государственных гражданских служащих, исходя из качества предоставленных государственных услуг.

Использованные источники: 1. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10.11.1917 «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3942#0546659

8839589267 - 24.05.2019.

2. Кодекс законов о труде 1918 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex 18.htm. - 24.05.2019.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собр. законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

4. Борщевский, Г.А. Современные приоритеты профессионального развития государственных гражданских служащих / Г.А. Борщевский, Н.Н. Калмыков // Ars Administrandi (Искусство управления). - 2017. -Том 9. - № 4. - С. 550-569. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-prioritety-professionalnogo-razvitiya-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih - 24.05.2019.

5. Бутова, Т.В. Современные методы повышения эффективности государственного управления / Т.В. Бутова, И.А. Щукин // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 45. - С. 77-80.

6. Володарская, Е.П. К вопросу о детализированной системе квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы / Е.П. Володарская, Л.Т. Глушненкова // Теория и практика общественного развития. 2015. №8. Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-detalizirovannoy-sisteme-kvalifikatsionnyh-trebovaniy-k-dolzhnostyam-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby. - 24.05.2019

7. Демин, А. А. Государственная служба в Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / А. А. Демин. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 354 с. — (Бакалавр. Академический курс). Электронный ресурс - Режим доступа: - 24.05.2019.

8. Жукевич, Г.В. Профессиональные компетенции в сфере государственного управления / Г.В. Жукевич, Е.Ю. Соколова Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.labourmarket.ru/ conf8/reports/ zhukevich_ sokolova.doc. -24.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.