УДК 351 / 354
Швецов С. В. студент магистратуры 3 курс, Институт менеджмента кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет
Россия, г. Оренбург ИСТОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Аннотация: Статья посвящена изучению исторических аспектов внедрения эффективного контракта на государственной гражданской службе, поскольку эффективность государственной гражданской службы как публично-правового института находится в прямой зависимости от ежедневного кропотливого и эффективного труда каждого государственного гражданского служащего.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, эффективный контакт.
Shvetsov S .V. master's degree student 3 course, Institute of management Department of public administration Orenburg State University Russia, Orenburg HISTORY OF EFFICIENT CONTRACT IN THE CIVIL SERVICE Abstract: The article is devoted to the study of historical aspects of the implementation of an effective contract in the civil service, since the effectiveness of the public civil service as a public law institution is directly dependent on the daily laborious and effective work of each civil servant. Keywords: public civil service, professional effective contact.
Государственная власть будет эффективно работать во благо всей страны и каждого его гражданина при выполнении следующих условий: необходимо сохранить государственного гражданского служащего с его высокой работоспособностью, профессионализмом и квалификацией; и также необходимо стимулировать этого служащего к достойному выполнению своих функциональных обязанностей.
Для понимания современного состояния гражданской службы и разработки перспективных направлений в первую очередь необходимо понять историю, проанализировать основные условия появления изучаемого явления (в нашей статье - это эффективный контракт на государственной гражданской службе) и его динамику в историческом ракурсе.
В научных исследованиях последних лет отчетливо прослеживается
линия изучения проблематики государственного управления и государственной службы именно с точки зрения истории [5]. Изначально, в древней истории нашего государства наблюдалось отождествление государственной службы с личностью правителя и с его ближайшим окружением.
В новейшем времени государственная служба - суть бюрократии как мощнейшего рычага и инструмента претворения в практику государевого волеизлияния (такое положение дел вполне коррелируется с пониманием Максом Вебером бюрократии как общественного устройства).
В середине прошлого века усиливается внимание научных кругов изучению эффективности, преемственности и закономерностей развития государственной гражданской службы, появляется достаточно много исследований административно-правового характера, что, скорее всего, и подвигло в начале XXI века к осуществлению административных реформ в государствах Восточной Европы и Латинской Америки [7]. Конечно, административно-правовые реформы государственного аппарата были вызваны не необходимостью теоретического осмысления, а объективными факторами исторического развития, к которым относятся следующие:
- кризис «государства всеобщего благосостояния»;
- разрастание влияния и значимости социума в государственном развитии;
- резкое усиление процессов интернационализации и глобализации;
- развитие общества постиндустриального типа;
- падение доверительного отношения граждан населения к государственной службе и государственной бюрократии, восприятие данных институтов как тормозящих рост благосостояния населения и тормозящих развитие социума.
В нашей стране смена принципов формирования государственного аппарата произошло в 1917 году: Советское Правительство признало царский государственный аппарат неприемлемым для рабоче-крестьянской республики, и своими первыми декретами вся существовавшая система государственной службы была ликвидирована.
10 ноября 1917 года Декретом ВЦИК «Об уничтожении слоев и гражданских чинов» [1] были отменены все существовавшие сословные привилегии и деление граждан на основании сословного классового принципа. Также отменялись все существовавшие гражданские чины, звания и титулы. С точки зрения рабоче-крестьянской власти после всех преобразований граждане Советского государства получали возможности для устройства на государственную службу.
Кодекс законов о труде 1918 года [2] устанавливал следующее: все требования трудового законодательства одинаково распространялись на всех граждан, которые являлись наемными работниками (работали за материальное вознаграждение); все предприятия, организации и частные
лица должны были неукоснительно соблюдать требования нового трудового законодательства. Следовательно, с первых лет Советской власти официально устанавливалось, что государственные гражданские служащие также, как и все, должны исполнять общепринятые нормы КЗоТ 1918 года.
Статус государственного гражданского служащего был установлен Временными правилами о службе в государственных учреждениях и предприятиях (1922 год): государственный гражданский служащий - это лицо, работающее в государственной структуре и получающее материальное вознаграждение из бюджетных источников.
Анализ данного определения позволяет сделать вывод о трансформации государственной службы в профессиональную управленческую службу, таким образом, была предпринята попытка на законодательном уровне закрепить отграничения профессиональной деятельности в сфере интеллектуального и физического труда, что находит свое отражение в характере и содержании трудовой деятельности гражданина.
До 1991 года продолжает функционировать советская нормативно-правовая база по регулированию деятельности государственного гражданского служащего. Конституция РФ закрепляет разделение государственной власти на три ветви: законодательная, судебная и исполнительная; устанавливает организацию и порядок функционирования Правительства РФ, организацию и деятельность исполнительной власти.
И лишь в 2004 году впервые принимается закон «О государственной гражданской службе» [3], этот нормативно -правовой акт устанавливает следующее:
- определяет круг обязанностей государственного гражданского служащего;
- устанавливает ответственность государственного гражданского служащего;
- задает критерии эффективности деятельности государственного гражданского служащего.
До вступления в силу данного законодательного акта граждане, поступающие на государственную гражданскую службу, должны были заключать трудовой договор. Закон 2004 году устанавливает заключение контракта, который отличается от трудового договора следующими условиями: определены исполнительные функции, соответствующие полномочия государственного гражданского служащего.
Трудовой контракт государственного гражданского служащего основан на трудоправовых отношениях, то есть регулирует наемный труд и соотносится с основными условиями современного российского трудового права:
- контракт реализует право гражданина на свободный труд;
- контракт представляется основанием для трудовых отношений в
условиях государственной гражданской службы;
- трудовой контракт является правовым институтом, объединяющим нормы поступления на работу (службу), порядок прохождения, изменения и прекращения трудовых отношений гражданских государственных служащих.
Законодательство РФ устанавливает, что предметом трудового контракта госслужащего представляется порядок замещения государственной гражданской службы определенным гражданином и порядок прохождения вышеуказанным гражданином госслужбы [4].
Целями эффективного контракта являются:
- установление оптимальных взаимозависимых критериев эффективной деятельности;
- определение соответствия вышеуказанных показателей со стимулирующими выплатами, с критериями и условиями их назначения, что должно быть отражено соответствующими положениями об оплате труда государственного гражданского служащего, коллективным договором;
- ликвидация необоснованных выплат стимулирующего характера;
- качество и количество оказанных государственных услуг;
- независимая оценка деятельности государственного учреждения, включая публичные рейтинги;
- применение только конкретных критериев и показателей деятельности;
- развитие кадрового резерва, усовершенствование процесса найма и отбора на государственную гражданскую службу [6].
Поставленные цели определяют круг конкретных задач эффективного контракта государственного гражданского служащего:
- совершенствовать систему материального стимулирования государственного гражданского служащего, учитывая конкретные показатели оказанных государственных услуг;
- сформировать прозрачный механизм оплаты труда руководителя учреждения;
- создавать организационные и правовые условия для выполнения целевых показателей размеров средней заработной платы отдельных государственных служащих.
Как вывод, можем отметить, что основная задача эффективного заключается в обоснованном росте заработной платы государственных гражданских служащих, исходя из качества предоставленных государственных услуг.
Использованные источники: 1. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10.11.1917 «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3942#0546659
8839589267 - 24.05.2019.
2. Кодекс законов о труде 1918 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex 18.htm. - 24.05.2019.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собр. законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
4. Борщевский, Г.А. Современные приоритеты профессионального развития государственных гражданских служащих / Г.А. Борщевский, Н.Н. Калмыков // Ars Administrandi (Искусство управления). - 2017. -Том 9. - № 4. - С. 550-569. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-prioritety-professionalnogo-razvitiya-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih - 24.05.2019.
5. Бутова, Т.В. Современные методы повышения эффективности государственного управления / Т.В. Бутова, И.А. Щукин // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 45. - С. 77-80.
6. Володарская, Е.П. К вопросу о детализированной системе квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы / Е.П. Володарская, Л.Т. Глушненкова // Теория и практика общественного развития. 2015. №8. Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-detalizirovannoy-sisteme-kvalifikatsionnyh-trebovaniy-k-dolzhnostyam-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby. - 24.05.2019
7. Демин, А. А. Государственная служба в Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / А. А. Демин. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 354 с. — (Бакалавр. Академический курс). Электронный ресурс - Режим доступа: - 24.05.2019.
8. Жукевич, Г.В. Профессиональные компетенции в сфере государственного управления / Г.В. Жукевич, Е.Ю. Соколова Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.labourmarket.ru/ conf8/reports/ zhukevich_ sokolova.doc. -24.05.2019