Совершенствование механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
Сулимов Николай Юрьевич,
студент, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» E-mail: kolyasikk@bk.ru
Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой влияние личной заинтересованности одного человека может оказать влияние на принятие решения другого человека, тем самым принести ущерб интересам общества. Проблема конфликта интересов на государственной и муниципальной службе сегодня достаточно актуальна. Это обусловлено тем, что в современной России проблема коррупции является одной из насущных и как форма проявления коррупции является конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Так как конфликт интересов на государственной гражданской службе затрудняет эффективное развитие государства в целом.
Значимость исследований в области конфликта интересов обусловлена тем, что для эффективного механизма выявления и предотвращения конфликта интересов следует постоянно совершенствовать механизм урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе для того, чтобы минимизировать возможность возникновения и само возникновение конфликта интересов.
Ключевые слова: конфликт интересов, муниципальная служба, государственная служба, урегулирование конфликта интересов.
S2
сэ см о см
1Л
Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно принимает на себя все обязательства, связанные с государственной службой, соглашается с установленными требованиями, ограничениями и запретами.
Одной из таких обязанностей является обязательство принимать меры по предотвращению и разрешению конфликтов интересов.
Общие принципы конфликта интересов и его понятие впервые было упомянуто в Указе Президента РФ № 885, принципы которого осуществляются на основе поведения государственного служащего, с помощью которого осуществляется исполнение функций и обязательств государственного служащего, при возникновении или возможном возникновении конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность одного государственного служащего может оказать влияние на исполнение отдельный функций и обязательств другого государственного служащего, а также письменного уведомлять руководителя и принимать меры по урегулированию конфликта интересов [3]. Государственный служащий, у которого закреплены отдельные виды полномочий, также обязан принимать действия по разрешению конфликта интересов на государственной службе.
Позднее понятие конфликта интересов и личной заинтересованности закрепилось в ст. 10 Федерального закона № 273 «О противодействии коррупции». В данной статье конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой влияние личной заинтересованности одного государственного служащего может оказать влияние на принятие решения, осуществление ряда полномочий и отдельных функций другого государственного служащего, тем самым принести ущерб интересам общества [2].
Выявление проблематики конфликта интересов, при малом количестве ситуаций, в которых может возникнуть или возникнет конфликт интересов, а также притом, что не установлен четкий процесс урегулирования конфликта интересов, зависит от совершенствования законодательства.
Одной из проблем урегулирования конфликта интересов заключается в обязанности государственного гражданского служащего сообщать руководителю отдела о возможном возникновении или о факте возникновения конфликта интересов, проблема заключается в том, что некоторые государственные и муниципальные служащие не замечают или не видят ситуацию, в которой возник конфликт интересов или же считают данный конфликт интересов не значительным и тем самым
не дают информацию о возникновении конфликта интересов.
Отсюда вытекает проблема недостатка квалификации государственного и муниципального служащего при урегулировании конфликта интересов.
Для того чтобы доказать актуальность данной проблемы следует обратиться к статистическим данным генеральной прокуратуры за 2019 год о количестве нарушений в процентах за неурегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе вследствие чего служащие получили дисциплинарные взыскания.
За 2019 год за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов исходя из данных, приведённых выше в процентном соотношении, выявлены лица, привлечённые к дисциплинарной ответственности (табл. 1).
Таблица 1. Нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов
Должностные лица Количество выявленных нарушений в%
иные должностные лица 34%
служащие муниципального уровня 35%
служащие федерального уровня 25%
служащие субъектов РФ 6%
На основе данных таблицы 1 можно сделать вывод, что из общего числа выявленных нарушений 60% нарушений приходятся на служащих государственного и муниципального уровня 10%. В данное число входит ситуации, при которых государственные и муниципальные служащие были привлечены к дисциплинарной ответственности за то, что не уведомили представителя нанимателя о возможном появлении или появлении конфликта интересов в письменном виде.
Таким образом, можно сказать, что проблема недостаточной квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере предотвращения и урегулирования конфликта интересов достаточно актуальна на данный момент и стоит обратить на неё определённое внимание.
Для комплексного решения проблемы о повышении квалификации государственного и муниципального служащего в сфере предотвращения и урегулирования конфликта интересов для полноценного выполнения своего обязательства о том, что государственный и муниципальный служащий обязан уведомлять в письменном виде представителя нанимателя о возможном появлении или о факте появления конфликта интересов необходимо разработать квалификационную программу для государственных и муниципальных служащих, которая ориентирована на повышение их квалификации в сфере конфликта интересов.
В программу повышения квалификации государственных и муниципальных служащих будет
входить на основе типовых ситуаций рассмотрение способов урегулирования и предотвращение конфликтов интереса на государственной и муниципальной службе. Самыми распространёнными ситуациями конфликта интересов по данным из анализа будут: владение государственными и муниципальными служащими ценными бумагами; государственные и муниципальные служащие, которые принимают участие в коммерческих организациях; выполнение определённых функций на уровне государственного и муниципального управления, а также осуществление контрольной и надзорной деятельности, с которыми связана личная заинтересованность государственного и муниципального служащего, направленная на родственников и других лиц; служебная зависимость между родственниками и другими лицами, находящимися в близком родстве от должностного лица, их незаконное назначение на должности и выплата им вознаграждений.
Следующим этапом будет внедрение вопросов о типовых ситуациях конфликтов интереса на государственной и муниципальной службе и их урегулирование и предотвращение в квалификационный экзамен для государственных гражданских служащих чтобы решить проблему недостатка квалификации в вопросе урегулирования конфликта интересов на примере типовых ситуаций на государственной и муниципальной службе.
Для совершения механизма выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе необходимо, на основании выявленного решения проблемы о недостатке квалификации государственного и муниципального служащего, рассмотреть порядок реализации разрабатываемой программы, которая направлена на повышение квалификации государственных и муниципальных служащих по вопросу урегулирования конфликта интересов на основе типовых ситуаций.
В данную программу по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих будут входить: понятие и виды конфликта интересов; порядок урегулирования конфликта интересов; причины возникновения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; рассмотрение обязанностей принимать меры по урегулированию и предотвращению конфликта интересов; обзор типовых ситуаций конфликта интересов; урегулирование конфликта интересов на основе типовых ситуаций на государственной и муниципальной службе.
При благоприятных обстоятельствах для того чтобы воплотить реализацию данной программы в жизнь, необходимо подать инициативу о надобности данной программы о повышении квалификации государственных и муниципальных служащих в орган общественной палаты РФ, затем в Государственной Думе будет происходить рассмотрение данной инициативы, далее в Совете Федерации будет принята данная инициатива и после подписания Президентом РФ оно
5 -о
сз
<
будет официально юридически закреплено и передано в ведение Министерства труда, которое после чего в соответственном образовательном учреждении, вероятно, в РАНХиГСе можно будет пройти программу по повышению квалификации.
В качестве прогноза результатов на основе выявленной проблемы о недостатке квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере предотвращения и урегулирования конфликта интересов и на основе решения данной проблемы программой по повышении квалификации государственных и муниципальных служащих по вопросу урегулирования конфликта интересов на основе типовых ситуаций, а также на основании статистических данных из таблиц можно ожидать уменьшение количества нарушений за неурегулирование конфликта интересов связано это с тем, что в связи с решением проблемы недостатка квалификации государственных и муниципальных служащих данные нарушения больше не будут регистрироваться, следовательно, прогнозирование число снизиться с 1500 нарушений до 1350 исходя из общего количества зарегистрированных нарушений за неурегулирования конфликта интересов на федеральной и муниципальном уровне, а также вследствие чего повысится количество письменных уведомлений представителю нанимателя о возможном возникновении или возникновении конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Реализация направления совершенствования механизма по предотвращению и урегулированию конфликта интересов будет способствовать повышению эффективного урегулирования конфликта интересов за счёт повышения количества письменных уведомлений представителю нанимателя о возможном возникновении или возникновении конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Литература
1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции».
3. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
4. Постановление Правительства РФ от 15 января 2014 г. № 26 «Об определении стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и размера ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение»".
5. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 октября 2012 г. «Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования».
6. Информация о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных Планом Федеральной службы государственной статистики по противодействию коррупции на 2018-2020 годы за 2018 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/ mediabank/inf-2018.pdf. (дата обращения: 19.10.2019).
7. Панова Е.А., Яшкин А.В. Опыт антикоррупционный деятельности КНР и его применение в Российских условиях // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности: российский и зарубежный опыт.2016. С. 118-120.
8. Терушкина Т.А., Яшкин А.В. Реализация антикоррупционных программ в современной России: проблемы и пути совершенствования // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности: российский и зарубежный опыт.2016. С. 215-217.
9. Яшкин А.В. Социальные проблемы моногородов // Градообразующие предприятия: назад в будущее или вперед в прошлое? 2014. С.266-269.
IMPROVING THE MECHANISM FOR IDENTIFYING AND RESOLVING CONFLICTS OF INTEREST IN STATE AND MUNICIPAL SERVICES
Sulimov N. Yu.
REU named after G.V. Plekhanov
A conflict of interest is a situation in which the influence of one person's personal interest can influence the decision of another person, thereby harming the interests of society.
The problem of conflict of interest in state and municipal services is quite relevant today. This is due to the fact that in modern Russia the problem of corruption is one of the urgent and as a form of manifestation of corruption is a conflict of interests in the public and municipal services. Since the conflict of interests in the state civil service impedes the effective development of the state as a whole. The importance of research in the field of conflict of interest is due to the fact that for an effective mechanism for identifying and preventing conflict of interest, the mechanism for resolving a conflict of interest in the state and municipal services should be constantly improved in order to minimize the possibility of the occurrence of a conflict of interest itself.
Keywords: conflict of interest, municipal service, public service, conflict of interest settlement.
References
1. Federal Law of July 27, 2004 N79^3 (as amended on May 1, 2019) "On the State Civil Service of the Russian Federation".
2. Federal Law of 25.12.2008 N273^3 (as amended on 07/26/2019) "On combating corruption."
3. Decree of the President of the Russian Federation of August 12, 2002 N885 "On approval of the general principles of official conduct of public servants"
4. Decree of the Government of the Russian Federation of January 15, 2014 No. 26 "On determining the cost of educational services in the field of additional professional education of federal state civil servants and the amount of annual deductions for its scientific, methodological, educational, methodological and information-analytical support".
5. Information of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 19, 2012 "Overview of typical situations of conflict of interest in the public service of the Russian Federation and the procedure for their settlement."
6. Information on the implementation of measures provided for by the Plan of the Federal State Statistics Service on Combating Corruption for 2018-2020 for 2018 [Electronic resource] - Access mode: https://www.gks.ru/storage/mediabank/inf-2018. pdf. (Date of treatment: 10/19/2019).
7. Panova EA, Yashkin A.V. The experience of the anti-corruption activities of the PRC and its application in the Russian context //
Organizational and managerial mechanisms of anti-corruption activities: Russian and foreign experience. 2016. S. 118-120.
8. Terushkina T.A., Yashkin A.V. The implementation of anticorruption programs in modern Russia: problems and ways to improve // Organizational and managerial mechanisms of anti-corruption activities: Russian and foreign experience. 2016. S. 215-217.
9. Yashkin A.V. Social problems of single-industry towns // City-forming enterprises: back to the future or forward to the past? 2014. S. 266-269.