ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI: 10.47026/2499-9636-2022-2-1-7
УДК 316.482-057.34(470) ББК Х401.02(2Рос):Ю956.64
Е.А. АНТОНОВСКАЯ, С В. ЛАВРЕНТЬЕВА КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
Ключевые слова: конфликт интересов, государственная служба, государственный служащий, личная заинтересованность, предупреждение конфликта интересов, урегулирование конфликта интересов, коррупция.
В условиях усложнения и расширения государственного воздействия на различные сферы общества увеличивается и количество взаимоотношений государственной власти с различными субъектами, что влечет за собой переплетение интересов, в результате чего возникает конфликт интересов на государственной службе, когда личные интересы сталкиваются с должностными обязанностями. Важность изучения конфликта интересов заключается в том, что неурегулированный конфликт интересов вызывает совокупность проблем, одной из которых является коррупция, которая, в свою очередь, тянет за собой большое количество негативных последствий, находящие отражение во всех сферах жизнедеятельности общества. Также из-за неурегулированного конфликта интересов происходит игнорирование интересов общества с целью удовлетворения узких интересов госслужащего, что, в свою очередь, снижает значимость органов публичной власти в глазах общества. В статье раскрыта актуальность изучения конфликта интересов на государственной службе, проанализировано нормативное определение понятий «конфликт интересов», «личная заинтересованность», рассмотрены недостатки, допущенные в законодательстве, касающиеся данных понятий, а также предложены способы их устранения. В рамках данной статьи выявлены причины распространения конфликта интересов, рассмотрены негативные последствия, связанные с его возникновением, рассмотрены способы его предотвращения на государственной службе. В ходе исследования предлагается комплекс мер по урегулированию конфликта интересов, направленных на его первичное предупреждение. Делается вывод о том, что необходимо внедрять новые меры по урегулированию конфликта интересов в системе государственной службы с целью не только пресечения уже возникшего конфликта интересов, но и обеспечения профилактики его недопущения, что должно привести к более качественному исполнению обязанностей на государственной службе.
Актуальность темы исследования заключается в том, что явление конфликта интересов на государственной и муниципальной службе является серьезной проблемой для объективного исполнения госслужащими своих должностных полномочий, ведь ситуация возникновения конфликта интересов возможна для каждого должностного лица, в обязанности которого входит принятие управленческих решений. Основы конфликта интересов, принципы его урегулирования заложены в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ1, а основным нормативно-правовым актом является Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе
1 О противодействии коррупции: Фед. закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959.
Российской Федерации»1, в котором отражены принципы и идеи конфликта интересов, закреплены основные моменты по процедуре его урегулирования. Но даже несмотря на то, что фундаментальные основы конфликта интересов заложены в российском законодательстве, имеет место дальнейшее законодательное расширение и уточнение положений, связанных с конфликтом интересов.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать нормативное закрепление конфликта интересов в рамках российского законодательства, определить негативную сторону конфликта интересов и предложить меры по его урегулированию и предотвращению.
Научная новизна работы состоит в том, что исследование поможет расширить теоретическую сторону явления конфликта интересов, также позволит выявить имеющиеся недостатки в законодательном регулировании данной ситуации. Авторами представлены рекомендации по минимизации возникновения ситуаций, связанных с личной заинтересованностью на государственной службе.
На основании Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» можно определить конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или теоретически может повлиять на надлежащее, объективное беспристрастное выполнение им своих служебных обязанностей с причинением вреда законным интересам общества. Следует отметить, что конфликт интересов - это не нарушение, а ситуация, и для того, чтобы определить конкретную ситуацию в качестве конфликта интересов, необходимо наличие следующих условий:
- влияние на объективное исполнение госслужащим должностных обязанностей;
- противоречие между личной заинтересованностью госслужащего и законными интересами граждан, организаций, обществ, субъекта РФ, способное привести к возникновению вреда этим законным интересам.
Исходя из установленного определения, в качестве характеристик конфликта интересов используются понятия «надлежащее», «беспристрастное» что выражает субъективную оценку к деятельности госслужащего и его отношение к совершаемым действиям, при этом очень сложно определить границы объективности и беспристрастности в действиях, поэтому конфликт интересов должен определяться только на основании фактически совершенных, однозначно определяемых элементов содержания понятия. Следовательно, необходимо, чтобы законодательно были закреплены положения, однозначно конкретизирующие объективность, беспристрастность в осуществлении госслужащими своих должностных полномочий [4].
В основе возникновения конфликта интересов лежит личная заинтересованность, под которой понимается возможность получения выгоды государ-
1 О государственной гражданской службе Российской Федерации: Фед. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 48601.
ственным или муниципальным служащим для себя или третьих лиц в виде денег, имущества, материальных ценностей, услуг имущественного характера. Выделим, что в соответствии с определением конфликт интересов сводится именно к получению материальной выгоды, но также необходимо учитывать и нематериальную составляющую, когда выгода может приобретать неэкономическую форму в виде благоприятных условий в личных интересах госслужащего, многие исследователи считают, что это явное упущение в действующем законодательстве, которое создает «лазейки» для нечестных госслужащих, которые могут использовать свое служебное положение для личной выгоды в ущерб общественным интересам [1].
В системе государственной службы конфликт интересов является особой формой столкновения интересов, когда личные интересы государственного служащего сталкиваются и противоречат должностным обязанностям, выполнение которых обязано учитывать интересы общества; в результате столкновения интересов разных социальных ролей может наноситься вред объективному исполнению обязанностей госслужащего. Следует отметить, что под определение попадает достаточно большое число ситуаций, которые можно соотнести с «конфликтом интересов», но они имеют единый признак - злоупотребление служебным положением в узких личных целях, наносящее явный ущерб интересам общества, законным интересам граждан и организаций, поэтому само наличие личной заинтересованности еще не является коррумпированным деянием госслужащего. Явление конфликта интересов не может быть искоренено полностью, поэтому необходимо, чтобы была возможность и желание у госслужащих разрешать конфликт без ущемления интересов общества.
Должность госслужащего подразумевает наличие широкого перечня прав, необходимых ему для выполнения обязанностей, однако наряду с правами существует большое количество ограничений и требований. Чиновник обязан декларировать конфликт интересов, чтобы избежать нарушения закона и не ущемлять права и интересы граждан, поэтому одной из неотлагательных обязанностей госслужащего является предупреждение конфликта интересов, которое может приобретать следующие формы: во-первых, принятие мер по недопущению конфликта интересов; во-вторых, незамедлительное уведомление представителя нанимателя о наступившем конфликте интересов или о возможности его наступления; в-третьих, использование отвода или самоотвода при решении вопросов; при этом важно, чтобы госслужащий имел личный интерес по информированию нанимателя. Следует отметить, что данные меры направлены только на урегулирование возникшего или возникающего конфликта интересов, т.е. нет законодательно установленных мер по предупреждению конфликта интересов. На государственной службе невозможно избежать ситуации, когда может возникнуть конфликт интересов в силу того, что личные мотивы госслужащего всегда сталкиваются с интересами общества, однако важно, чтобы такое столкновение интересов не влияло на объективное выполнение им своих служебных обязанностей. В связи с этим институт предупреждения конфликта интересов - важный институт на госслужбе, который способствует качественному выполнению государственных полномочий [3].
Многие страны для предотвращения возникновения коррупционных проявлений используют карательные меры, однако в современном мире наиболее эффективным, последовательным и результативным способом является подход, направленный на устранение возможностей для реализации коррупционных проявлений. И в этом смысле конфликт интересов - одна из важнейших областей регулирования.
Для госслужащих разрабатываются типовые ситуации возникновения конфликта интересов, а также им доступны должностная инструкция, регламент по урегулированию конфликта интересов. Обладая данной информацией, госслужащий обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов. При этом госслужащему либо доступны дискреционные полномочия по урегулированию конфликта интересов, либо им необходимо обращаться к вышестоящему руководству по поводу урегулирования конфликта интересов в силу невозможности самостоятельного его урегулирования.
Необходимо отметить, что конфликт интересов влечет за собой большое количество негативных последствий. Во-первых, конфликт интересов - основа и фактор коррупции, который подрывает верховенство законодательной базы РФ, а в совокупности проблемы, связанные с коррупцией, нарушают доверие граждан к власти [5]. При этом нельзя полностью отождествлять понятия «конфликт интересов» и «коррупция», но нужно указать, что именно конфликт интересов становится «фундаментом» в проявлениях коррупции, когда личная заинтересованность перечеркивает всю профессиональную этику госслужащего и заставляет его иметь дело с коррумпированными делами в виде пособничества, получения взяток, злоупотребления служебным положением и другими незаконными делами, которые в конечном итоге полностью подрывают доверие граждан к системе государственной власти, в связи с чем падает авторитет госслужбы в глазах общества [2]. Во-вторых, происходит подмена общественных интересов на частные, что приводит к ущемлению законных прав других членов общества. В-третьих, из-за допущения конфликта интересов на госслужбе происходит подрыв требований принципов законности и правопорядка, а также нарушаются принципы правового, социального равенства. В совокупности все эти последствия приводят к дестабилизации общественных отношений.
К основным причинам распространения конфликта интересов следует отнести: пробелы в законодательстве РФ в сфере регулирования конфликта интересов, нечеткое определение полномочий должностного лица, а также недостаточный контроль за госслужащими.
Многие исследователи в качестве основного способа предотвращения возникновения конфликта интересов выделяют совершенствование законодательства в сфере конфликта интересов, для этого предлагаются следующие меры:
- четкое определение понятия «выгода» в конфликте интересов с уточнением того, что выгода может иметь и нематериальную форму;
- уточнение понятия «косвенная личная заинтересованность», так как в законодательстве нет четкого его определения. При косвенной личной заинтересованности субъектом, получающим выгоду, будет не сам госслужащий,
а другие лица, указанные в ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» [6];
- расширение круга лиц, информацию о доходах и расходах которых должны предоставлять госслужащие. Ведь помимо утвержденного перечня лиц, информацию о которых госслужащие обязаны предоставить, государственные служащие могут воспользоваться тем, что они живут с лицами в сожительстве, без официального брака, но при этом имея общее домохозяйство. Многим исследователям данная возможность кажется упущением в законодательстве, ведь это явная «лазейка» для нечестных госслужащих, которые могут использовать этих лиц как канал получения предоставляемых выгод для личного обогащения.
Для урегулирования конфликта интересов на госслужбе можно предложить использовать следующий комплекс мер, который в первую очередь направлен именно на предупреждение возникновения ситуаций, связанных с личной заинтересованностью на государственной службе:
- пересмотр вопроса финансового содержания госслужащих и обеспечения их защиты в социальной сфере; при этом имеет место введения системы поощрений за соблюдение стандартов антикоррупционного поведения;
- организация более тщательного подхода к отбору кандидатов на должность госслужбы: проведение добровольных опросов на полиграфе, прохождение тестирования на выявление коррупционных склонностей в крайне важных областях государственной службы;
- организация системы контроля за деятельностью госслужащих посредством институтов гражданского общества, предоставление возможности средствам массовой информации быть инициатором проверок с широкой оглаской населения о результатах проводимых проверок;
- введение результативных показателей в оценку работы госслужащих, которые приведут к более качественному исполнению их должностных обязанностей, а также ограничение срока пребывания на определенной должности.
Таким образом, необходимо отметить, что на данный момент очевидна недостаточность законодательного регулирования конфликта интересов, уже существующие меры по урегулированию конфликта интересов не отвечают требованиям по его профилактике.
Материалы работы могут быть полезны для специалистов, занимающихся рассмотрением и поиском новых мер по предотвращению конфликтов интересов на государственной службе, а также для госслужащих для качественного выполнения ими служебных обязанностей.
Литература
1. Боброва Н.А. Непотизм и конфликт интересов - системообразующие факторы коррупции // Юридическая наука: история и современность. 2021. № 2. С. 41-51.
2. Дергачев С.В. Выявление и первичная диагностика конфликта интересов на государственной гражданской службе: социально-правовой аспект // Марийский юридический вестник. 2015. № 1(12). С. 17-19.
3. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование / Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова и др.; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М, 2016. 224 с.
4. Ноздрачёв А.Ф. Конфликт интересов в системе государственного и муниципального управления: проблема нормативного правового определения понятия // Законодательство и экономика. 2016. № 3. С. 7-30.
5. Пронь И.В. Ответственность госслужащих за коррупционные правонарушения // Политика, экономика и инновации. 2018. № 5. С. 25.
6. Телегин А. С. Конфликт интересов в системе государственной службы Российской Федерации: юридическая природа // Ex jure. 2021. № 3. С. 84-94.
АНТОНОВСКАЯ ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и региональной экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (buyanova-e@bk.ru; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0001-7092-8427).
ЛАВРЕНТЬЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИСЛАВОВНА - студентка III курса экономического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ssvetlana04@mail.ru).
Elena A. ANTONOVSKAYA, Svetlana V. LAVRENTEVA
CONFLICT OF INTEREST IN THE CIVIL SERVICE
Key words: conflict of interest, civil service, civil servant, personal interest, prevention of conflicts of interest, managing conflicts of interest, corruption.
In conditions of complexity and expansion of state influence on various spheres of society, there is an increase in the number of relationships between state authorities and various entities, which leads to interwoven interests resulting in a conflict of interests in the civil service when personal interests take priority over official duties. The importance of studying the conflict of interests lies in the fact that an unresolved conflict of interests causes a set of problems, one of which is corruption, which in turn results in a large number of negative consequences that are reflected in all spheres of society. Also, owing to the unresolved conflict of interests, the interests of society are ignored in order to satisfy the narrow interests of a civil servant. It undermines the credibility ofpublic authorities in the public eye. The article reveals the relevance of studying the conflict of interests in the civil service, analyzes the normative definition of the concepts of "conflict of interests", "personal interest", considers the shortcomings in the legislation concerning these concepts, and also suggests ways to eliminate them. The article identifies the causes of the spread of a conflict of interest, considers the negative consequences associated with its occurrence and ways to prevent it in the civil service. The study proposes a set of measures to resolve the conflict of interests aimed at its primary prevention. A conclusion is made about the necessity of introducing new measures to resolve the conflict of interests in the civil service system in order not only to manage the conflict of interests that has already arisen, but also to prevent and avoid it, which will lead to better performing duties in the civil service.
References
1. Bobrova N.A. Nepotizm i konflikt interesov - sistemoobrazuyushchie faktory korruptsii [Nepotism and conflict of interest - systemic corruption factors]. Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2021, no. 2, pp. 41-51.
2. Dergachev S. V. Vyyavlenie i pervichnaya diagnostika konflikta interesov na gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe: sotsial'no-pravovoi aspekt [Identification and primary diagnosis of conflict of interest in the civil service: socio-legal aspects]. Mariiskiiyuridicheskii vestnik, 2015, no. 1(12), pp. 17-19.
3. T.S. Glazyrin, T.L. Kozlov, N.M. Kolosova et al. Konflikt interesov na gosudarstvennoi i munitsipal'noi sluzhbe, v deyatel'nosti organizatsii: prichiny, predotvrashchenie, uregulirovanie [Conflict of interests in the state and municipal service, in the activities of organizations: causes, prevention, settlement]. Moscow, INFRA-M Publ., 2016, 224 p.
4. Nozdrachev A.F. Konflikt interesov v sisteme gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya: problema normativnogo pravovogo opredeleniya ponyatiya [A conflict of interests in the system of state and municipal management: the challenge of normative legal definition]. Zakonodatel'stvo i ekonomika, 2016, no. 3, pp. 7-30.
5. Pron' I.V. Otvetstvennost' gossluzhashchikh za korruptsionnye pravonarusheniya [Responsibility of government employees for corruption offences]. Politika, ekonomika i innovatsii, 2018, no. 5, p. 25.
6. Telegin A.S. Konflikt interesov v sisteme gosudarstvennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii: yuridicheskayapriroda [Conflict of interest in the civil service Russian Federation: legal nature]. Ex jure, 2021, no. 3, pp. 84-94.
ELENA A. ANTONOVSKAYA - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration and Regional Economics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (buyanova-e@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7092-8427).
SVETLANA V. LAVRENTIEVA - 3rd year Student, Economics Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (ssvetlana04@mail.ru).
Формат цитирования: Антоновская Е.А., Лаврентьева С.В. Конфликт интересов на государственной службе [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2022. - № 2. - С. 1-7. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2022/2/1. DOI: 10.47026/2499-9636-2022-2-1-7.