Научная статья на тему 'Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы и проблемы их урегулирования'

Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы и проблемы их урегулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
936
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / КОРРУПЦИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / CIVIL SERVICE / CORRUPTION / CONFLICT OF INTEREST / CIVIL SERVANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шурр В. А.

В статье рассматриваются основные способы и проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. В статье раскрыта актуальность данной темы, проведен анализ ФЗ «О противодействии коррупции», выделены пробелы в законодательстве, предложены меры по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT OF INTERESTS IN THE SYSTEM OF STATE CIVIL SERVICE AND THE PROBLEMS OF THEIR SETTLEMENT

The article discusses the main methods and problems of resolving a conflict of interest in the state civil service. The article reveals the relevance of this topic, analyzes the Federal Law “On Combating Corruption”, identifies gaps in the legislation, and proposes measures to resolve a conflict of interest in the public service.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы и проблемы их урегулирования»

3. Крапивенцев А. А., Егорова Д.С. Особенности договора аренды, заключенного с бюджетной образовательной организацией //Сборник «Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Международной научной конференции». 2017. С. 102 - 104.

4. Сюбарева И.Ф. Реализация принципа свободы договора и его ограничение при осуществлении экономической деятельности образовательными организациями // Юрист. 2015. № 4. С. 32 - 36.

5. Трачук О.В. Особенности правового регулирования договора аренды с участием образовательных организаций // Вестник ВУиТ. 2016. № 4. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/osobennosti-pravovogo-reguHrovaniya-dogovora-arendy-s-uchastiem-obrazovatelnyh-organizatsiy.

© Пуанкаре М.А., Афанасьева С.А., 2019

УДК: 35.083

В. А. Шурр

Студент 2 курса магистратуры ИГСУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»,

г. Москва E-mail: [email protected]

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ И

ПРОБЛЕМЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются основные способы и проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. В статье раскрыта актуальность данной темы, проведен анализ ФЗ «О противодействии коррупции», выделены пробелы в законодательстве, предложены меры по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Ключевые слова:

государственная гражданская служба, коррупция, конфликт интересов, государственный служащий.

Vladislav Alexandrovich Shurr

2-year student of the master's program of the Institute of Public Administration "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation", Moscow

CONFLICT OF INTERESTS IN THE SYSTEM OF STATE CIVIL SERVICE AND THE PROBLEMS OF THEIR SETTLEMENT

Abstract

The article discusses the main methods and problems of resolving a conflict of interest in the state civil service. The article reveals the relevance of this topic, analyzes the Federal Law "On Combating Corruption", identifies gaps in the legislation, and proposes measures to resolve a conflict of interest in the public service.

Keywords:

civil service, corruption, conflict of interest, civil servant.

Сам термин «конфликт интересов» достаточно молод. Впервые отражение данного термина, применительно к госслужбе, встречается в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской

Федерации». Большой толчок развитию института конфликта интересов в РФ способствовало обязательство Российской стороны по исполнению требований Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.

На сегодняшний день, несмотря на пристальное внимание к проблеме и активные действия, посвященные урегулированию конфликта интересов, проблема конфликта интересов на государственной гражданской службе остается актуальной. Актуальность подкреплена массой причин, среди которых можно выделить необходимость дальнейшего развития государственной службы, совершенствования антикоррупционного законодательства, в том числе в области конфликта интересов, формирования нравственных основ и этических норм государственных гражданских служащих, и пр. Более того, до сих пор не сформированы нормы, содействующие высококачественному обеспечению интересов государства в области урегулирования конфликта интересов и вопроса о повышении престижа госслужбы.

Проблема конфликта интересов на государственной гражданской службе весьма остра. Хоть конфликт интересов и не является коррупцией, однако если недооценить возможную конфликтую ситуацию, и вовремя не принять меры по ее урегулированию, то это может стать причиной коррупции.

Проблемы начинаются с самого определения конфликта интересов, закрепленного в ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно данной статье, Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) [1].

Стоит обратить внимание, что проблемы урегулирования заложены уже в определении. Дело в том, что оценить надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей весьма непростая задача. Что является «объективным» исполнением обязанностей сказать сложно, закон не устанавливает объективность исполнения должностных обязанностей.

Безусловно, полностью устранить конфликт интересов не представляется возможным, однако при возникновении конфликтной ситуации необходимо провести процедуру его урегулирования.

Для достижения эффективности в борьбе с конфликтом интересов, необходимо в первую очередь определить то, что стало причинами его возникновения, провести оценку скорости его развития, взять под контроль протекание конфликта интересов и выбрать способ урегулирования данного конфликта.

Отслеживание сведений о доходах и расходах лиц, причастных к государственной деятельности, публикации в СМИ, служебные записки, обращениям граждан всё это способствует обнаружению предпосылок возникновения конфликта интересов и должно использоваться для недопущения его возникновения.

Согласно проведенному анализу ФЗ N 27Э-ФЗ от 25.12.2008 (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» существуют следующие способы урегулирования конфликта интересов на ГГС, такие как:

• изменение должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке [1];

• отказ лица причастного к конфликту интересов от выгоды, которая привела к возникновению данного конфликта [1];

• отвод или самоотвод лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации [1].

Безусловно, данные методы играют большую роль в урегулировании конфликта интересов, однако они не содействуют его профилактике в полной мере.

Рассмотрим первый способ. Основной проблемой в данном случае является отсутствие в действующем законодательстве термина «изменение должностного или служебного положения государственного служащего». В связи с чем, изменение должностного положения госслужащего предполагает его перевод на другую должность либо увольнение с ГГС. Однако в данном случае

работодатель не вправе осуществить перевод или уволить данного работника, так как перевод возможен при условии письменного согласия госслужащего, а такой причины увольнения как участие в конфликте интересов в законодательстве не предусмотрено.

Согласно ФЗ от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», добровольный отказ госслужащего от выгоды, которая привела к возникновению конфликта, также является одним из основных способов урегулирования конфликта интересов [1]. Как и в предыдущем способе, существует пробел в законодательстве. Термин «выгода» в законодательстве в должной мере не раскрыт. Можно сказать, что выгода - это получение госслужащим преимуществ и льгот за счет своих должностных полномочий, в том числе и любых других, вытекающих из неслужебной деятельности (например, владения ценными бумагами). Существует обязанность принимать меры по недопущению конфликта интересов, а также обязанность уведомить работодателя о возможности его возникновения, однако нет четкого механизма реализации процедуры отказа госслужащего от возможной или уже полученной выгоды, а, следовательно, и невозможно регулировать данный процесс подзаконнами актами.

ФЗ «О государственной гражданской службе» не учтена возможность отвода или самоотвода государственного служащего. На сегодняшний день это скорее процессуальная необходимость, которая возникает, например, при осуществлении судьей, прокурором или представителем служб судебных приставов своих полномочий. Однако судьи по определению не являются госслужащими, а работники прокуратуры и служб судебных приставов подлежат отводу исключительно в случаях, прямо предусмотренных процессуальным законодательством [4].

В заключении, следует отметить, что на сегодняшний день мер по урегулированию и профилактике конфликта интересов недостаточно. В первую очередь, необходимо совершенствование системы, структуры и организации деятельности органов государственной власти; необходимо совершенствование действующего законодательства в части конфликта интересов; необходимо конкретизировать, оптимизировать и исключить дублирование полномочий госорганов и госслужащих; под особый контроль необходимо взять практику предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера всеми государственными служащими, проводить анализ данных сведений; а также пересмотреть вопрос финансового содержания госслужащих (повышения заработной платы, льгот) и обеспечить их правовую и социальную защищенность.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» // "Российская газета", N 266, 30.12.2008.

2. Хабриева Т.Я. Антикоррупционное законодательство: категорирование, систематизация и применение // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: материалы всероссийской научно-практической конференции (Казань, 31 мая 2017г.). - Казань, 2017. - с. 15 - 21.

3. Хабриева Т.Я. Научное обеспечение реализации национальной стратегии противодействия коррупции: проблемы и решения // Реализация антикоррупционной политики в Республике Татарстан: информационный бюллетень: вып. 5 / под науч.ред. И.И.Бикеева. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015.

4. Ермаченкова Н. С. Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Молодой ученый. - 2018. - №44. - С. 135-137.

© Шурр В.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.