Научная статья на тему 'Оптимизация механизмов урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе'

Оптимизация механизмов урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3809
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / CONFLICT OF INTEREST / CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шилкин А. М.

В настоящей статье исследуется понятие «конфликт интересов» и механизм урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе в соответствии с действующим законодательством. В российском законодательстве понятие «конфликт интересов» появилось недавно и используется в различных сферах правового регулирования. Выявлены типовые ситуации разрешения конфликта интересов через способы, предусмотренные законом, а также роль представителя нанимателя в их разрешении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шилкин А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE MECHANISM OF CONFLICT OF INTEREST IN THE CIVIL SERVICE

In this paper we investigate the concept of "conflict of interest" and the mechanism conflict of interest in the Civil Service in accordance with applicable law. Russian legislation the concept of "conflict of interest" appeared recently and is used in various areas of legal regulation. Identified typical situations of conflict of interest by methods prescribed by law, and the role of representative of the employer in resolving them.

Текст научной работы на тему «Оптимизация механизмов урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе»

18 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

УДК 352.07

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

А.М. Шилкин - к.и.н., заведующий кафедрой гуманитарных и общеправовых дисциплин ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

E-mail: shilkin19 73@yandex. ru

А.А. Маркин - к.ю.н., заведующий кафедрой гражданского права и процесса ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

Аннотация

В настоящей статье исследуется понятие «конфликт интересов» и механизм урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе в соответствии с действующим законодательством. В российском законодательстве понятие «конфликт интересов» появилось недавно и используется в различных сферах правового регулирования. Выявлены типовые ситуации разрешения конфликта интересов через способы, предусмотренные законом, а также роль представителя нанимателя в их разрешении.

Ключевые слова: конфликт интересов, гражданская служба.

В Концепции реформирования системы государственной службы, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г., было предусмотрено, что на государственной службе будут сформированы механизмы преодоления конфликтов интересов, когда у служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное решение и рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Введение института урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе предопределено международными обязательствами России, вытекающими из Конвенции ООН против коррупции, принятой 31 октября 2003 г.[1] Согласно п. 4 ст. 7 «Публичный сектор» указанной Конвенции ООН, каждое государствоучастник стремится в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства создавать, поддерживать и укреплять такие системы, которые способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов.

В Международном кодексе поведения государственных должностных лиц [2], к которому отсылает названная Конвенция ООН, механизмы предотвращения и урегулирования конфликта интересов регламентированы в следующих положениях главы II «Коллизии интересов и отказ от права»:

1) государственные должностные лица не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных выгод, либо финансовых выгод для своих семей. Они не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, которые несовместимы с их должностью, функциями, обязанностями или их отправлением (п. 4);

2) в той мере, в какой к этому обязывает должность, и в соответствии с законами или административными положениями государственные должностные лица сообщают о деловых, коммерческих или финансовых интересах или о деятельности, осуществляемой с целью получения финансовой прибыли, которые могут привести к возможной коллизии интересов;

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 19

3) в случае возможной или предполагаемой коллизии между обязанностями и частными интересами государственных должностных лиц они действуют сообразно с мерами, установленными для того, чтобы уменьшить или устранить такую коллизию интересов (п. 5);

4) государственные должностные лица никогда не пользуются недолжным образом государственными денежными средствами, собственностью, услугами или информацией, полученной ими при исполнении или в результате исполнения ими своих служебных обязанностей, для осуществления деятельности, не связанной с выполнением ими официальных функций (п. 6);

5) государственные должностные лица действуют сообразно с мерами, установленными законом или административными положениями, для того, чтобы после ухода со своих официальных должностей они не злоупотребляли своим прежним служебным положением (п. 7).

Положения, касающиеся урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе, закреплены в законодательстве Российской Федерации. В п. 2 Общих принципов поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 (в ред. Указа от 16 июля 2009 г. №814) [3], впервые в законодательстве о публичной службе было установлено, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, наряду с прочим при угрозе возникновения конфликта интересов обязан сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

Принятый во исполнение концепции о реформировании государственной службы и конвенции ООН против коррупции федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[4] определил конфликт интересов на гражданской службе как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г., в качестве приоритетных антикоррупционных мер называет формирование действенного механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной службе. Дальнейшее правовое развитие данного механизма связано с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5], нормы которого частично повторяют положения, содержащиеся в ранее принятых нормативных правовых актах о государственной гражданской службе, а частично представляют собой новеллы, уточняющие понятие конфликта интересов на

государственной службе и предлагающие новые методы его разрешения.

В соответствии со ст. 10 федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда указанным правам и законным интересам.

Основным конфликтогенным признаком выступает наличие или возможность возникновения противоречия между личными интересами государственного

20 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

(муниципального) служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта.

Общественная опасность, коррупциогенность ситуации конфликта интересов состоит в том, что личная заинтересованность государственного или муниципального служащего может повлиять на объективное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, приведет к возникновению противоречия с интересами государственной или муниципальной службы.

Например, при выполнении иной оплачиваемой работы, если государственный служащий реализует функции государственного органа в части организации и проведения конкурсов на закупку материально-технических средств и одновременно преподает на платных курсах подготовки специалистов коммерческих организаций, обеспечивающих участие их организаций в конкурсах на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

В этом случае имеет место потенциальный конфликт интересов, для предупреждения которого государственный служащий обязан проинформировать о своей личной заинтересованности представителя нанимателя в письменной форме. Статья 11 федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает государственного (муниципального) служащего и его представителя нанимателя принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Конфликт интересов возникает тогда, когда государственный или муниципальный служащий, имея свой личный интерес, достаточный, чтобы повлиять на объективность и беспристрастность выполнения им своих должностных обязанностей, выполняет их, исходя из неправильных оснований, недолжным образом, что в конечном счете создает объективные предпосылки для наступления негативных последствий в виде нанесения ущерба авторитету государства, престижу и имиджу государственной или муниципальной службы в глазах общества.

В соответствии со ст. 11 федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения государственный (муниципальный) служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника.

Аналогичное положение содержит п. 12 ч. 1 ст. 15 федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п. 11 ч. 1 ст. 12 федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муницпальной службе в Российской Федерации»), где также говорится об обязанности гражданского (муниципального) служащего сообщать представителю нанимателя о личной

заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Конфликт интересов следует отличать от индивидуального служебного и трудового спора. Так, согласно ст. 69 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» индивидуальный служебный спор - это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшем на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Таким образом, понятие индивидуального служебного спора является более широким и распространяется как на существующие, так и на еще не возникшие или уже прекратившиеся правоотношения в связи с прохождением гражданином службы. Между тем в случае обжалования принятого в результате разрешения конфликта интересов решения (в комиссию по служебным спорам или в суд) возникает индивидуальный служебный спор по поводу урегулирования конфликта интересов.

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 21

Необходимо отметить, что ст. 19 федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывает гражданского служащего в случае возникновения у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. При этом служебные обязанности, установленные статьями 18 и 20 федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», получили свое распространение на служащих органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, органов наркоконтроля, а также военнослужащих.

Понятия «непосредственный начальник» и «представитель нанимателя» не совпадают, в связи с чем требуется разрешение этой коллизии на практике, например, путем подачи письменного заявления (служебной записки) на имя руководителя органа или иного лица, выполняющего функции представителя нанимателя, через непосредственного начальника или в соответствии с правилами делопроизводства в данном государственном органе.

В свою очередь представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Кроме того, закон о противодействии коррупции подчеркивает, что личная заинтересованность государственного служащего может быть не только прямой, но и косвенной. Предполагается, что в данном случае речь может идти не о непосредственном получении государственным служащим или его близкими родственниками и свойственниками доходов, а о создании реальной возможности их получения.

Полностью устранить все причины конфликта интересов на государственной (гражданской) службе невозможно, поэтому в конфликтной ситуации можно только осуществить процедуру его эффективного урегулирования. В этих целях необходимо заблаговременно выявлять обстоятельства его возникновения, способствующие этому условия, динамику развития, а также управлять его разрешением.

К основным причинам конфликта интересов на гражданской службе можно отнести следующие:

1) нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих;

2) невыполнение обязанностей гражданского служащего;

3) несоблюдение при их исполнении прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства;

4) несоблюдение норм действующего законодательства;

5) нарушение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в том числе установленных законом о противодействии коррупции и др.

На практике можно выделить следующие правонарушения коррупционной направленности, связанные с конфликтом интересов на государственной гражданской службе:

1) непринятие государственным служащим мер по предотвращению возникшего или способного возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;

2) непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

3) владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к

22 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

передаче принадлежащих ему указанных активов в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ в целях предотвращения конфликта интересов;

4) замещение должности государственной службы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если это связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

5) занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя при наличии (возможности) конфликта интересов.

К условиям, способствующим возникновению конфликта интересов на гражданской службе, относятся:

1) высокий уровень неопределенности компетенции, дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих;

2) недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти;

3) наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании;

4) несоблюдение служебной и организационной дисциплины;

5) отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др.

Кроме того, имеющаяся практика позволяет выделить правонарушения коррупционной направленности, связанные с конфликтом интересов на государственной службе, в том числе:

1) непринятие государственным служащим мер по предотвращению конфликта интересов;

2) неуведомление представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;

3) владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к их передаче в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя при наличии (возможности) конфликта интересов и др.

Таким образом, перечисленные законодательные акты предписывают

государственному гражданскому служащему уведомить о возникновении или угрозе конфликта интересов представителя нанимателя и своего непосредственного начальника. Вместе с тем непосредственный начальник далеко не всегда является представителем нанимателя для конкретного служащего. В соответствии со статьей 1 Закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», представитель нанимателя - это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанного руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или ее субъекта.

На практике представителем нанимателя для гражданских служащих обычно выступает руководитель государственного органа. Если говорить обо всех остальных служащих, то исходя из закона о противодействии коррупции в совокупности с законодательством о гражданской службе при возникновении конфликта интересов или угрозы его возникновения, они должны проинформировать и своего непосредственного начальника, и в такой же форме представителя нанимателя.

Неисполнение вышеуказанных обязанностей государственным гражданским служащим должно рассматриваться как коррупционный проступок и может привести к привлечению его к антикоррупционной ответственности. Кроме того, исходя из содержания ст. 59.2 федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 23

службе Российской Федерации» во взаимосвязи со ст. 19 того же закона, неисполнение гражданским служащим перечисленных обязанностей может повлечь его увольнение с гражданской службы.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Законом о противодействии коррупции предусмотрено несколько способов урегулирования конфликта интересов на государственной службе, к их числу относятся:

1) изменение должностного или служебного положения являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей;

2) отказ такого служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

3) отвод (самоотвод) государственного служащего в установленных

законодательством случаях и порядке.

Статьи 19 и 32 федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дает право представителю нанимателя отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом ему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 11 федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»), в случае если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление

При этом также имеются разночтения в нормах федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и о противодействии коррупции относительно вопроса передачи государственными служащими имеющихся активов в доверительное управление. Так, в федеральном законе от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» речь идет об обязанности государственных служащих передать такие бумаги в доверительное управление без каких-либо условий.

Норма содержит лишь цель передачи - предотвращение конфликта интересов. В то же время закон о гражданской службе устанавливает такую обязанность гражданских служащих лишь при условии, что владение служащими, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций), может привести к конфликту интересов.

Вместе с тем с учетом более поздней даты принятия и специального характера федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно преамбуле которого он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы её предупреждения и борьбы с ней, применению подлежит ст. 11 данного закона.

Использование вышеуказанных мер отнесено к компетенции представителя нанимателя. Конфликт интересов является категорией оценочной, что означает возможность разных подходов и разной оценки ситуации с его возникновением сторонами служебного контракта (гражданского служащего, представителя нанимателя). В случае конфликта необходим кто-то третий, кто может и имеет право разрешать подобную ситуацию, поэтому для урегулирования конфликта интересов на гражданской службе предусматривается создание специальных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

24 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

В соответствии со ст. 19 федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» такая комиссия образуется правовым актом государственного органа. В ее состав входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые подразделением по профилактике коррупционных правонарушений и представителем нанимателя по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой.

С целью обеспечения действенного функционирования механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. №821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.[6] Данный акт призван унифицировать практику деятельности этих комиссий, изменить подход к их формированию, а также обеспечить прозрачность в работе.

Новшеством данного Указа является возложение на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов задач по осуществлению в государственном органе мер по предупреждению коррупции. Среди новелл также можно отметить включение в состав комиссий должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в государственном органе, возможность вхождения в состав комиссий представителей общественных и профсоюзных организаций, изменение оснований проведения заседаний комиссий и ее полномочий, сроков, а также принимаемых ею решений.

Важным моментом является тот факт, что теперь комиссия может и в определенной степени обязана рекомендовать руководителю применить к государственному служащему, допустившему нарушение, конкретную меру ответственности. Основным недостатком образуемых в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. №821, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов является их вспомогательная, а не основная роль в вопросах регулирования служебного поведения государственных служащих и рекомендательный характер принимаемых решений.

В пункте 34 Положения делается оговорка, что руководитель государственного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель государственного органа в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение руководителя государственного органа оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

Согласно ч. 2 ст. 59.2 федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 25

Следовательно, если представитель нанимателя не использует рекомендацию комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов по урегулированию конфликта, то закон считает это коррупционным правонарушением представителя нанимателя.

Единственной формой работы комиссии является заседание, по результатам которого может быть установлено наличие или отсутствие признаков нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению и другие обстоятельства (пп. 22-28 Положения). В последнем случае представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению, а также провести в государственном органе мероприятия по разъяснению гражданским служащим необходимости соблюдения таких требований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для исполнения решений комиссии могут быть подготовлены проекты нормативных правовых актов государственного органа, решений или поручений руководителя государственного органа, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение руководителя государственного органа. В случае рассмотрения вопросов, связанных с личной заинтересованностью гражданского служащего, комиссия может установить ее наличие или отсутствие, что приводит или может привести к конфликту интересов (п. 34 Положения).

В случае наличия личной заинтересованности представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов, однако Положение не конкретизирует виды таких рекомендаций (перевод на другую должность, внесение изменений в должностной регламент, объявление дисциплинарного взыскания и т. д.).

По приведенной норме возникает ряд вопросов. Во-первых, не являются ли несоблюдение (нарушение) требований к служебному поведению и дисциплинарный проступок или коррупционное правонарушение тождественными понятиями? Если это так, то каково соотношение проверки информации о факте нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению и антикоррупционных требований, проведение которой предусмотрено ст. 59.3 федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», осуществляемой комиссией, и служебной проверки, проведение которой предусмотрено ст. 59 федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Во-вторых, формулировка нормы «представитель нанимателя вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности» является диспозитивным установлением возможности привлечения или непривлечения государственного гражданского служащего к ответственности при совершении им дисциплинарного или коррупционного правонарушения. Это может расцениваться в качестве коррупционного фактора в соответствии с подп. «б» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. №96.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение вопроса о внесении изменений в действующее законодательство, которые бы предусматривали критерии отнесения ситуаций к реальному или предполагаемому конфликту интересов, признаки личной заинтересованности, примерный (открытый) перечень конфликтных ситуаций, исходя из действующего законодательства (совмещение должностей родственниками, владение акциями и т. д.), окончательность и обязательность решений комиссий (с возможностью обжалования в установленном порядке).

Изменения требуются и в употреблении термина «третьи лица», который до конца не раскрыт в законодательстве. Под третьими лицами подразумеваются как организации, в работу которых может быть задействовано должностное лицо, так и близкие родственники и

26 Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313

свойственники должностного лица, а также его друзья, однако требуется уточнение данного понятия в законодательстве.

К примеру, представляется возможным точная трактовка понятия «близкие родственники и свойственники» с учетом п. 5 ч. 1 ст. 16 федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и включение в данный перечень родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей.

Список литературы

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. №51/59

[Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. -Режим доступа: http://base.garant.ru/2565430.

2. "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)// "Бюллетень международных договоров", 2006, N 10, октябрь, с. 7 - 54

3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О

государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание

законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О

противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228

5. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"// "Собрание законодательства РФ", 19.08.2002, N 33, ст. 3196

6. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 03.12.2013) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // «Собрание законодательства РФ», 05.07.2010, N 27, ст. 3446.

OPTIMIZATION OF THE MECHANISM OF CONFLICT OF INTEREST

IN THE CIVIL SERVICE

A.M. Shilkin - Cand. Sc. (Hist.), head of the department of humanities and general legal disciplines

"South Ural Institute of Management and Economics"

E-mail: shilkin19 73@yandex. ru

Abstract

In this paper we investigate the concept of "conflict of interest" and the mechanism conflict of interest in the Civil Service in accordance with applicable law. Russian legislation the concept of "conflict of interest" appeared recently and is used in various areas of legal regulation. Identified typical situations of conflict of interest by methods prescribed by law, and the role of representative of the employer in resolving them.

Keywords: conflict of interest, the civil service.

References

1. UN General Assembly Resolution of 12 December 1996 № 51/59 [electronic resource] // Guarantor: legal information portal. - Electron. data. - Mode of access:

http://base.garant.ru/2565430.

Управление в современных системах №2 2014

ISSN 2311-1313 27

2. "United Nations Convention against Corruption" (adopted in New York City 31.10.2003 Resolution 58/4 on the 51st plenary meeting of the 58th session of the UN General Assembly) // "Bulletin of International Treaties", 2006, N 10, October, p. 7 - 54

3. Federal Law of 27.07.2004 N 79-FZ (as amended on 04.02.2014) "On State Civil Service of the Russian Federation" // "Collection of Laws of the Russian Federation», 02.08.2004, N 31, Art. 3215.

4. Federal Law of 25.12.2008 N 273-FZ (as amended on 28.12.2013) "On Combating Corruption" // "Collection of Laws of the Russian Federation», 29.12.2008, N 52 (Part 1), Art. 6228

5. Presidential Decree of 12.08.2002 N 885 "On approval of the general principles of official conduct of public officials" // "Collection of Laws of the Russian Federation", 19.08.2002, N 33, Art. 3196

6. Presidential Decree of 01.07.2010 N 821 (as amended on 03.12.2013) "On committees on compliance with the official conduct of federal officials and conflict of interest" // "Collection of Laws of the Russian Federation», 05.07.2010, N 27 , Art. 3446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.