КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Пономарев А.В.
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
2.61. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
Пономарев Александр Валерьевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Крымский филиал. Подразделение: кафедра административного и финансового права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье рассмотрены и проанализированы характерные особенности по урегулированию конфликта интересов на государственной службе, так же отмечены существующие проблемы антикоррупционного законодательства в содержании вопроса урегулирования и предотвращения конфликта интересов, и соответственно представлены возможные пути их решения.
Ключевые слова: конфликт интересов, противодействие коррупции, государственная служба.
CUSTOMS LAW: PROBLEMS AND DEVELOPMENT
Ponomarev Alexander Valerievich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Russian state university of justice. Branch: Crimean branch. Department: administrative and financial law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: This article describes and analyzes characteristic features to resolve the conflict of interests in public service, also noted the existing problems of anti-corruption legislation in the content of the issue resolution and prevention of conflict of interests, and accordingly presents possible solutions to them.
Keywords: conflict of interest, anti-corruption, public service.
Введение института урегулирования конфликта интересов на государственной службе было предопределено международными обязательствами России, которые вытекают из Конвенции ООН против коррупции, соответственно и последовало внесения соответствующих поправок, а именно Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов".
На данный момент проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе достаточно широки и многообразны, помимо указанного выше закона, они регулируются Конституцией Российской Федерации, нормами антикоррупционного законодательства, принципами охраны и защиты прав и свобод человека, государственной службы, внедрением механизма противодействия и предотвращения
коррупции, формированием непосредственно государственной службы, а также совершенствованием системы государственных отношений.
Федеральным законом "О противодействии коррупции" четко дается описание способов «избегания» проблем, которые связанны с урегулированием конфликта интересов. Они заключаются в том, что:
- государственный служащий должен принимать меры, предусмотренные действующим антикоррупционным законодательством по недопущению возникновения конфликта интересов, а также в письменном заявлении ввести в курс дела своего непосредственного руководителя о наличии возникшего конфликта интересов или о предстоящей возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно;
- руководитель, при наличии необходимой информации о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая может привести или приводит к конфликту интересов, должен принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению или урегулированию данного конфликта интересов;
Урегулирование конфликта интересов может быть как в изменении должностного (служебного) положения государственного служащего, который является стороной возникшего конфликта интересов, или же увольнение государственного служащего с занимаемой им должности в установленном законом порядке, и (или) в отказе от определенной выгоды, которая послужила причиной возникновения конфликта интересов;
Урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, производится путем самоотвода или же отвода государственного служащего в порядке, предусмотренном действующем законодательстве Российской Федерации;
Если государственный служащий имеет в собственности ценные бумаги, акции или облигации, то он должен в целях предотвращения конфликта интересов передать указанные ценные бумаги, акции или же облигации в доверительное управление иному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассматривая указанные способы урегулирования конфликта интересов на государственной службе, необходимо отметить основные проблемы урегулирования конфликта интересов, которые заключаются:
- во внесении изменений в должностное (служебное) положение, государственного служащего, который является стороной конфликта интересов, вплоть до увольнения его с занимаемой должности;
- отказе государственного служащего от определенной выгоды, которая является причиной возникновения конфликта интересов;
- отводе (самоотводе) государственного служащего в установленных действующим законодательством порядке и случаях.
Однако мы полагаем, что данные способы не направлены на полноценный анализ, направленный на
3'2017
Пробелы в российском законодательстве
урегулирование конфликта интересов на государственной службе.
Сложность применения данных способов, заключающегося во внесении изменений в должностное (служебное) положение, государственного служащего, который является стороной конфликта интересов, вплоть до увольнения его с занимаемой должности в соответствии с нормами действующего законодательства, состоит в том, что термин «изменение должностного (служебного) положения государственного служащего» в действующем законодательстве отсутствует.
Однако мы подразумеваем, что под «изменением должностного (служебного) положения государственного служащего» понимается перевод государственного служащего на иную должность государственной службы или же увольнение его с занимаемой им ранее должности на государственной службе.
Перевод, в данном случае, осуществляется исключительно на основании письменного заявления государственного служащего, а не на основании волеизъявления руководителя органа государственной власти.
Однако следует отметить, что такое основание для прекращения служебного контракта, как участие в конфликте интересов, нормы законодательства Российской Федерации о государственной службе не предусматривают.
Способ урегулирования конфликта интересов заключающийся в отказе государственного служащего от определенной выгоды, которая является причиной возникновения конфликта интересов, состоит исключительно в добровольном отказе государственного служащего от причины возникновения конфликта интересов выгоды.
Вместе с тем, термин «выгода» не закреплен ни в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ни в Федеральном законе «О противодействии коррупции».
Мы считаем, что под «выгодой» понимается получение государственным служащим преимуществ, связанных с выполнением его должностных (служебных) обязанностей, а также иных обязанностей вытекающих из «не служебной» деятельности (например, из владения ценными бумагами, имуществом).
Также в нормах законодательства не отображена процедура отказа государственного служащего от намечающейся к получению или полученной выгоды, а также последствия нарушения данной процедуры, способов урегулирования процедуры отказа государственного служащего от указанной выгоды, которая послужила причиной возникновения конфликта интересов.
Также, хотим обратить внимание, что в законодательстве о государственной службе в Российской Федерации не указана сама процедура отвода или самоотвода государственного служащего.
Мы считаем, что данная позиция обусловлена процессуальной необходимостью, которая должна возникать, в частности, при осуществлении судьей, прокурором, секретарем судебного заседания своих непосредственных полномочий.
Вместе с тем, исходя из перечисленных субъектов судьи, например, вообще не относятся к государственным служащим, а работники органов прокуратуры и секретари судебного заседания подлежат отводу только в случаях, прямо предусмотренных нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
Таким образом, полагаем, что действующее антикоррупционное законодательство имеет ряд пробелов в содержании вопроса урегулирования и предотвращения конфликта интересов. Устранения обозначенных пробелов, требует внесения изменений в антикоррупционное законодательство, в частности актуальным является разработка компетентным органом государственной власти рекомендации по урегулированию конфликта интересов на государственной службе путем отображения в данных рекомендациях типовых ситуаций по урегулированию и предотвращению конфликта интересов с конкретными примерами (ситуациями), мерами по урегулированию и предотвращению их, в которых необходимо отобразить порядок «выхода» из определенной ситуации.
Необходимо отметить и то, что нормативная база относительно конфликта интересов продолжает совершенствоваться, так среди «свежих» изменений можно выделить: ограничения касательно дополнительного трудоустройства, контроль в посттрудовой деятельности государственных служащих; запрет на дарение подарков [1, а 24]. Немаловажен и Указ Президента Российской Федерации от 01 апреля 2016 года №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», в котором первично указывается на совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов [2].
Список литературы:
1. Дементьев А.Н., Качушкин С.В. Институт конфликта интересов и предотвращение коррупции на государственной гражданской службе. Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2008, № 2. - С. 19-24
2. Указ Президента Российской Федерации от 01 апреля 2016 года №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
«Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат»