Научная статья на тему 'Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе'

Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3213
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев Александр Валерьевич

В данной статье рассмотрены и проанализированы характерные особенности по урегулированию конфликта интересов на государственной службе, так же отмечены существующие проблемы антикоррупционного законодательства в содержании вопроса урегулирования и предотвращения конфликта интересов, и соответственно представлены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS LAW: PROBLEMS AND DEVELOPMENT

This article describes and analyzes characteristic features to resolve the conflict of interests in public service, also noted the existing problems of anti-corruption legislation in the content of the issue resolution and prevention of conflict of interests, and accordingly presents possible solutions to them.

Текст научной работы на тему «Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Пономарев А.В.

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

2.61. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Пономарев Александр Валерьевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Крымский филиал. Подразделение: кафедра административного и финансового права. E-mail: alexandr.ark@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрены и проанализированы характерные особенности по урегулированию конфликта интересов на государственной службе, так же отмечены существующие проблемы антикоррупционного законодательства в содержании вопроса урегулирования и предотвращения конфликта интересов, и соответственно представлены возможные пути их решения.

Ключевые слова: конфликт интересов, противодействие коррупции, государственная служба.

CUSTOMS LAW: PROBLEMS AND DEVELOPMENT

Ponomarev Alexander Valerievich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Russian state university of justice. Branch: Crimean branch. Department: administrative and financial law chair. E-mail: alexandr.ark@mail.ru

Annotation: This article describes and analyzes characteristic features to resolve the conflict of interests in public service, also noted the existing problems of anti-corruption legislation in the content of the issue resolution and prevention of conflict of interests, and accordingly presents possible solutions to them.

Keywords: conflict of interest, anti-corruption, public service.

Введение института урегулирования конфликта интересов на государственной службе было предопределено международными обязательствами России, которые вытекают из Конвенции ООН против коррупции, соответственно и последовало внесения соответствующих поправок, а именно Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов".

На данный момент проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе достаточно широки и многообразны, помимо указанного выше закона, они регулируются Конституцией Российской Федерации, нормами антикоррупционного законодательства, принципами охраны и защиты прав и свобод человека, государственной службы, внедрением механизма противодействия и предотвращения

коррупции, формированием непосредственно государственной службы, а также совершенствованием системы государственных отношений.

Федеральным законом "О противодействии коррупции" четко дается описание способов «избегания» проблем, которые связанны с урегулированием конфликта интересов. Они заключаются в том, что:

- государственный служащий должен принимать меры, предусмотренные действующим антикоррупционным законодательством по недопущению возникновения конфликта интересов, а также в письменном заявлении ввести в курс дела своего непосредственного руководителя о наличии возникшего конфликта интересов или о предстоящей возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно;

- руководитель, при наличии необходимой информации о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая может привести или приводит к конфликту интересов, должен принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению или урегулированию данного конфликта интересов;

Урегулирование конфликта интересов может быть как в изменении должностного (служебного) положения государственного служащего, который является стороной возникшего конфликта интересов, или же увольнение государственного служащего с занимаемой им должности в установленном законом порядке, и (или) в отказе от определенной выгоды, которая послужила причиной возникновения конфликта интересов;

Урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, производится путем самоотвода или же отвода государственного служащего в порядке, предусмотренном действующем законодательстве Российской Федерации;

Если государственный служащий имеет в собственности ценные бумаги, акции или облигации, то он должен в целях предотвращения конфликта интересов передать указанные ценные бумаги, акции или же облигации в доверительное управление иному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассматривая указанные способы урегулирования конфликта интересов на государственной службе, необходимо отметить основные проблемы урегулирования конфликта интересов, которые заключаются:

- во внесении изменений в должностное (служебное) положение, государственного служащего, который является стороной конфликта интересов, вплоть до увольнения его с занимаемой должности;

- отказе государственного служащего от определенной выгоды, которая является причиной возникновения конфликта интересов;

- отводе (самоотводе) государственного служащего в установленных действующим законодательством порядке и случаях.

Однако мы полагаем, что данные способы не направлены на полноценный анализ, направленный на

3'2017

Пробелы в российском законодательстве

урегулирование конфликта интересов на государственной службе.

Сложность применения данных способов, заключающегося во внесении изменений в должностное (служебное) положение, государственного служащего, который является стороной конфликта интересов, вплоть до увольнения его с занимаемой должности в соответствии с нормами действующего законодательства, состоит в том, что термин «изменение должностного (служебного) положения государственного служащего» в действующем законодательстве отсутствует.

Однако мы подразумеваем, что под «изменением должностного (служебного) положения государственного служащего» понимается перевод государственного служащего на иную должность государственной службы или же увольнение его с занимаемой им ранее должности на государственной службе.

Перевод, в данном случае, осуществляется исключительно на основании письменного заявления государственного служащего, а не на основании волеизъявления руководителя органа государственной власти.

Однако следует отметить, что такое основание для прекращения служебного контракта, как участие в конфликте интересов, нормы законодательства Российской Федерации о государственной службе не предусматривают.

Способ урегулирования конфликта интересов заключающийся в отказе государственного служащего от определенной выгоды, которая является причиной возникновения конфликта интересов, состоит исключительно в добровольном отказе государственного служащего от причины возникновения конфликта интересов выгоды.

Вместе с тем, термин «выгода» не закреплен ни в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ни в Федеральном законе «О противодействии коррупции».

Мы считаем, что под «выгодой» понимается получение государственным служащим преимуществ, связанных с выполнением его должностных (служебных) обязанностей, а также иных обязанностей вытекающих из «не служебной» деятельности (например, из владения ценными бумагами, имуществом).

Также в нормах законодательства не отображена процедура отказа государственного служащего от намечающейся к получению или полученной выгоды, а также последствия нарушения данной процедуры, способов урегулирования процедуры отказа государственного служащего от указанной выгоды, которая послужила причиной возникновения конфликта интересов.

Также, хотим обратить внимание, что в законодательстве о государственной службе в Российской Федерации не указана сама процедура отвода или самоотвода государственного служащего.

Мы считаем, что данная позиция обусловлена процессуальной необходимостью, которая должна возникать, в частности, при осуществлении судьей, прокурором, секретарем судебного заседания своих непосредственных полномочий.

Вместе с тем, исходя из перечисленных субъектов судьи, например, вообще не относятся к государственным служащим, а работники органов прокуратуры и секретари судебного заседания подлежат отводу только в случаях, прямо предусмотренных нормами процессуального законодательства Российской Федерации.

Таким образом, полагаем, что действующее антикоррупционное законодательство имеет ряд пробелов в содержании вопроса урегулирования и предотвращения конфликта интересов. Устранения обозначенных пробелов, требует внесения изменений в антикоррупционное законодательство, в частности актуальным является разработка компетентным органом государственной власти рекомендации по урегулированию конфликта интересов на государственной службе путем отображения в данных рекомендациях типовых ситуаций по урегулированию и предотвращению конфликта интересов с конкретными примерами (ситуациями), мерами по урегулированию и предотвращению их, в которых необходимо отобразить порядок «выхода» из определенной ситуации.

Необходимо отметить и то, что нормативная база относительно конфликта интересов продолжает совершенствоваться, так среди «свежих» изменений можно выделить: ограничения касательно дополнительного трудоустройства, контроль в посттрудовой деятельности государственных служащих; запрет на дарение подарков [1, а 24]. Немаловажен и Указ Президента Российской Федерации от 01 апреля 2016 года №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», в котором первично указывается на совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов [2].

Список литературы:

1. Дементьев А.Н., Качушкин С.В. Институт конфликта интересов и предотвращение коррупции на государственной гражданской службе. Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2008, № 2. - С. 19-24

2. Указ Президента Российской Федерации от 01 апреля 2016 года №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

«Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.