Научная статья на тему 'Практика и проблемные вопросы конкурсного отбора для поступления на службу в таможенные органы'

Практика и проблемные вопросы конкурсного отбора для поступления на службу в таможенные органы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1348
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ / РЕФОРМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыхлова Елена Алексеевна

Автором рассмотрено значение конкурсного отбора при поступлении граждан на государственную гражданскую службу в таможенные органы, как одного из способов обеспечения эффективности государственной службы. В ходе исследования отдельных вопросов конкурса, выявлены проблемы, связанные с неявкой на заседания конкурсной комиссии приглашённых независимых экспертов, с конфликтом интересов на гражданской службе, затронута проблематика толкования терминов «непосредственная подчинённость» и «подконтрольность». ПО ряду изложенных в статье проблем автор излагает своё мнение по их урегулированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыхлова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice and problematic issues of the competitive selection for admission to the service in customs authorities

The author considers the value of the competitive selection for admission of citizens to the civil service in customs authorities, as one of the ways to ensure the effectiveness of public service. The study of individual issues of competition, identified the problems associated with failure to appear on the competition Commission invited independent experts with a conflict of interests in the civil service, touched upon the interpretation of the terms "direct subordination" and "accountability". Number set forth in article challenges the author presents his opinion on their resolution

Текст научной работы на тему «Практика и проблемные вопросы конкурсного отбора для поступления на службу в таможенные органы»

10.2. ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМНЫЕ

ВОПРОСЫ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Рыхлова Елена Алексеевна, главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров кадровой службы Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

Место работы: Южное таможенное управление Федеральной таможенной службы Российской Федерации

ms.rihlova@mail.ru

Аннотация: автором рассмотрено значение конкурсного отбора при поступлении граждан на государственную гражданскую службу в таможенные органы, как одного из способов обеспечения эффективности государственной службы. В ходе исследования отдельных вопросов конкурса, выявлены проблемы, связанные с неявкой на заседания конкурсной комиссии приглашённых независимых экспертов, с конфликтом интересов на гражданской службе, затронута проблематика толкования терминов «непосредственная подчинённость» и «подконтрольность». ПО ряду изложенных в статье проблем автор излагает своё мнение по их урегулированию

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, конкурс на замещение вакантной должности, реформа, эффективность государственной службы, независимые эксперты, конфликт интересов

PRACTICE AND PROBLEMATIC ISSUES OF THE COMPETITIVE SELECTION FOR ADMISSION TO THE SERVICE IN CUSTOMS AUTHORITIES

Rykhlova Elena A., chief state customs inspector Department of civil service and personnel HR Southern customs The Federal customs service, Advisor to the state civil service Russian Federation 1 class Russian Federation Work place: Southern customs The Federal customs service Russian Federation

ms.rihlova@mail.ru

Annotation: the author considers the value of the competitive selection for admission of citizens to the civil service in customs authorities, as one of the ways to ensure the effectiveness of public service. The study of individual issues of competition, identified the problems associated with failure to appear on the competition Commission invited independent experts with a conflict of interests in the civil service, touched upon the interpretation of the terms "direct subordination" and "accountability". Number set forth in article challenges the author presents his opinion on their resolution

Keywords: civil service, a civil servant, a competition for the vacant position, reform, civil service efficiency, independent experts, a conflict of interest

Частью пятой статьи 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] установлены условия, при которых претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с

ограничениями, установленными Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Гражданин (гражданский служащий) может быть не допущен к участию в конкурсе в следующих случаях:

- признания гражданина (гражданского служащего) недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- осуждения гражданина (гражданского служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

- наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

Следует отметить, что обследование и его порядок для установления диагноза заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или её прохождению определён Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.12.2009 г. № 15878) [2];

- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Надо отметить, что в таможенных органах толкование терминов «непосредственная подчинённость» и «подконтрольность» всегда вызывали и вызывают вопросы, при этом, именно значение и содержание термина «подконтрольность» вызывает наибольшую сложность в практической деятельности.

Указанная ситуация будет сохраняться до момента законодательного закрепления дефиниции понятия «подконтрольность» или дачи его толкования уполномоченным органом.

Таможенные органы, видимо, не являются исключением из системы других государственных органов, в которых присутствуют (что приветствовалось с советских времён) семейные династии (у военных, полиции и др.). Созданная в 1993 году Российская таможенная академия [3] также является регулярным поставщиком кадрового состава, выпускников, которые зачастую, являясь продолжателями дела своих родителей и др. близких родственников, в контексте понимания этого понятия, установленного Федеральным законом «О

государственной гражданской службе Российской Федерации», оказываются в ситуации подчинённости либо подконтрольности этим родственникам, карьерно состоявшихся и занимающих руководящие должности в таможенных органах.

Безусловно, ограничение на совместное прохождение гражданской службы близкими родственниками обусловлено целью исключения возможного отрицательного влияния родственных связей на служебные взаимоотношения государственных служащих, на качество их профессиональной служебной деятельности, которое может проявляться не только в снижении дисциплины, но и в использовании служебных полномочий в личных целях.

В научной литературе отмечается, что существование рассматриваемого правового ограничения в отношении государственных гражданских служащих породило определенные вопросы. Например, на законодательном уровне не урегулирован вопрос о необходимости изменения государственно-служебного состояния в случае прямого повышения одного из служащих, состоящего в близком родстве или свойстве с другим в случае наличия между ними отношений подчиненности. Очевидно, что право на карьерный рост не может быть ограничено данным основанием.

Вместе с тем, в современном трудовом законодательстве таких ограничений не предусмотрено. 31 января 2002 г. утратил силу Кодекс законов о труде Российской Федерации и установленный им запрет на совместную службу на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ст. 20) [4];

- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

- наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Здесь уточним, что в настоящее время такие соглашения Российской Федерации с зарубежными государствами отсутствуют. До недавнего времени возможность иметь двойное гражданство была предусмотрена Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.) [5] и Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.) [6]. Указанные международные соглашения предусматривали, что лицо, состоящее в двойном гражданстве данных государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает.

- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Данное обстоятельство выясняется в ходе проверок, проводимых в отношении поступающих на службу в таможенные органы или в процессе прохождения гражданской службы;

- непредставления установленных настоящим Законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

- утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом «О противодействии коррупции» [7].

- признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Закон содержит примерный перечень гражданских служащих, которые включаются в состав конкурсной комиссии:

- представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Частью 8.1 рассматриваемой статьи уточнено, что в состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» [8] образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в ч. 8 статьи 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

В качестве независимых экспертов могут выступать представители научных и образовательных учреждений либо других организаций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой.

В таможенных органах эксперты приглашаются для участия в работе конкурсной комиссии соответствующим письмом в учебное заведение, или организацию, подписанным начальником таможенного органа (представителем нанимателя), поскольку Закон прямо запрещает указывать в соответствующем запросе персональный состав независимых экспертов. Иначе говоря, учреждение или организация, из которой приглашаются эксперты для участия в работе конкурсной комиссии, определяется по решению представителя нанимателя, а персональный состав - руководителем соответствующей организации.

Участие независимых экспертов в конкурсной комиссии позволяет реализовать принцип открытости государственной службы, поставить ее под контроль гражданского общества[10].

В практике таможенных органов, на начальном этапе проведения первых конкурсов (2005-2006 г.г.), возникали ситуации неявки по разным причинам приглашённых независимых экспертов в назначенный день заседания комиссии, что, конечно, создавало большие сложности, поскольку провести заседание комиссии без соблюдения установленного Законом соотношения количества независимых экспертов по отношению к другим членам комиссии, не допустимо. Это могло стать нарушением Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принципа открытости и объективности поступления на государственную службу, как следствие такое нарушение могло стать предметом внесения актов прокурорского реагирования в таможенный орган, или предметом судебного обжалования кандидатом процедуры проведения конкурса.

Принималось решение либо о переносе дня заседания комиссии, что также создавало сложности как для самого таможенного органа - снова приглашение независимых экспертов, которое также не гарантирует их отсутствие в день заседания комиссии, уведомление конкурсантов, других членов комиссии, так и для кандидатов, поскольку проезд к месту проведения конкурса, наём жилья и другие расходы, осуществляются, как предписано в п. 26 Указа Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 112 (ред. от 19.03.2014 г.) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [9], за счёт собственных средств кандидатов, либо, что было исключением, о проведении заседания комиссии без участия независимых экспертов, не явившихся на заседание, но в протоколе фиксировать факт их присутствия.

В последующем, во избежание ситуаций, когда неявка приглашённых экспертов влияет на их количественное соотношение по отношению к другим членам комиссии, был найден выход приглашать больше независимых экспертов, для того, чтобы в случае неявки кого-то из них было больше шансов на то, что пришедших экспертов на заседание комиссии будет достаточно для соблюдения норм Закона.

Следует отметить, что вопрос о количестве независимых экспертов является достаточно дискуссионным в научных кругах. В частности в специальной литературе отмечается, что «независимые эксперты, составляющие 25 процентов от числа членов конкурсной комиссии, не могут реально повлиять на принимаемые ею решения ... участие независимых экспертов на практике нередко превращается в фикцию» [11]. В результате некоторые исследователи в настоящее время предлагают увеличить численный состав независимых экспертов в конкурсных комиссиях. Так, В.В. Кирпатенко полагает, что при установленном Федеральном законе о государственной гражданской службе пропорциональном составе конкурсных комиссий участие независимых экспертов в их работе становится во многом формальным, так как они не смогут существенно влиять на решения конкурсной комиссии, принимаемые простым большинством голосов. В связи с этим, он предлагает внести изменения в ч. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», изложив ее в следующей редакции: «число

независимых экспертов должно составлять не менее половины от общего числа членов конкурсной комиссии» [12]. Данной точки зрения придерживаются Л.А. Душакова и Л.В. Завгородняя, авторы книги «Административно-правовые процедуры на государственной службе» [13], данная точка зрения и на наш взгляд видится целесообразной.

Порядок приглашения независимых экспертов ни в законе, ни в указе не раскрыт, из чего следует, что вопрос о направлении в качестве независимого эксперта того или иного специалиста решается соответствующим учреждением.

Единственным правовым актом, который определяет порядок приглашения независимых экспертов, является Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов [14]. В данном Положении впервые в служебном законодательстве был урегулирован вопрос о том, какие требования предъявляются к экспертам. В нём установлены следующие требования к кандидатурам экспертов: гражданство РФ, деятельность в течение трех и более лет в сфере гражданской службы (преподавательская, научная, иная деятельность в области гражданской службы, предшествующее замещение государственных должностей и должностей гражданской службы в госорганах). Но конечно следует учитывать, что процедура приглашения независимых экспертов, и требования, предъявляемые к ним, которые закреплены в указанном Положении, распространяются лишь на экспертов комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, на экспертов других комиссий (конкурсной, аттестационной) они не распространяются. В этой связи видится необходимость закрепления порядка приглашения независимых экспертов и требований, предъявляемых к независимым экспертам других комиссий.

Порядок оплаты труда независимых экспертов был урегулирован Постановлением Правительства от 12.08.2005 г. [15]. Рядом ведомственных актов была установлена примерная форма договора на оказание экспертных услуг [16].

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» в государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

Непосредственно в таможенных органах существует и ещё одна проблема, связанная с составом конкурсных комиссий. Заключается она в следующем.

Как указывалось выше, службу в таможенных органах проходят две категории государственных служащих (находятся под юрисдикцией Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [17] и государственные гражданские служащие (проходят службу под юрисдикцией Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Вместе с тем, из ч. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при буквальном толковании чётко следует, что в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или уполномоченные им гражданские

служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности.

Как правило, состав таких комиссий как конкурсная, аттестационная, по урегулированию конфликта интересов формируется, в основном, из руководителей упомянутых подразделений. Однако в таможенных органах руководители и их заместители всех подразделений являются не гражданскими служащими, а сотрудниками таможенных органов. Создавать же комиссии только из гражданских служащих, как того требует Закон, которыми в таможенных органах массово представлен не руководящий, а инспекторский состав, на мой взгляд не совсем правильно, особенно в том случае когда на конкурсе присутствует представитель того подразделения, на вакантную должность в котором проводится конкурс. Целесообразно в данном случае присутствовать непосредственно руководителю этого подразделения, поскольку он, в силу должностных обязанностей, определённых должностной инструкцией, участвует в подборе кадров в возглавляемое им подразделение, владеет более вопросами и направлениями деятельности руководимого им подразделения, более, чем кто-либо должен знать какого уровня подготовки требуется специалист на вакантную должность.

Возможно, данная проблема имеется только в таможенных органах из-за различного статуса состава должностных лиц. Проблемы не будет, если в ч.8 Закона после слова «уполномоченные» слово «гражданские» заменить на более общее понятие «государственные» служащие, либо привести к одному правовому положению должностных лиц, проходящих государственную службу в таможенных органах.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» [18] определен порядок организации доступа лиц к сведениям, оставляющим государственную тайну. Указанный порядок полностью распространяется и на государственных гражданских служащих.

Вместе с тем, как исследовано выше, все части 3 и 4 ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прописывают случаи, когда конкурс может не проводиться, (это зависит от решения представителя нанимателя).

Условие, предусмотренное ч. 3 указанной статьи, при котором, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа, на мой взгляд, может явиться законной «лазейкой» или возможностью обходиться без затратных и длительных, как указывалось выше, конкурсных процедур, путём внесения в Перечень должностей, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, вакантной должности (что в компетенции государственного органа, предоставленной ему самим Законом).

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения. Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Появление термина «конфликт интересов» связано с развитием антикоррупционного законодательства в Российской Федерации. Впервые термин «конфликт интересов» появляется в 1996 году в международном акте - Международном кодексе поведения публичных должностных лиц (принят 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), где содержится требование о том, что публичный служащий не должен принимать участия в деле, в котором лично заинтересован (не допускать конфликта интересов), в том числе после ухода со службы. В дальнейшем термин «конфликт интересов» появляется и в концепции реформирования государственной службы 2001 года, в которой содержится уже не только указание на необходимость формирования механизмов по урегулированию конфликта интересов в системе государственной службы, но и впервые дается определение данного термина. Конфликт интересов - состояние, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей [19].

Согласно Закону под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или близких родственников. К сожалению, такое определение «личной заинтересованности» сужает понятие конфликт интересов и его возможные проявления.

Конфликт интересов члена (членов) конкурсной комиссии не обязательно должен предполагать материальную выгоду. В ситуации конфликта интересов член (члены) комиссии могут оказаться по целому ряду иных причин - родственные связи, дружеские отношения, различного рода обязательства и др.

Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у членов конкурсной комиссии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до замены членов конкурсной комиссии.

В практике таможенных органов, в случае участия в конкурсе кандидата, которого связывают с членом ко-

миссии родственные связи, такого члена комиссии на день заседания исключают из состава комиссии на период проведения конкурса, в котором участвует претендент, создающий конфликт интересов, и, путём внесения изменения в приказ о составе конкурсной комиссии, включают в её состав другое должностное лицо.

Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 году, в соответствии с которой, созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.

Программными документами были определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе, законодательно установлено применение ротации гражданских служащих.

Официальные документы нормативного и программного характера указывают на необходимость внедрения на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы, в том числе:

- проведение кадровой политики, предполагающей учет профессиональных заслуг и моральных качеств государственных служащих;

- применение современных организационно-управленческих технологий и методов работы с кадрами на государственной службе, способствующих повышению профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих к результативной деятельности ;

- развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;

- внедрение современных технологий кадровой работы, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих в соответствии с целями и задачами государственных органов;

Программа реформирования государственной службы предусматривает, что при формировании кадрового состава государственной службы его основу должны составлять специалисты, способные в современных условиях использовать в работе эффективные технологии государственного управления. В аппаратах органов государственной власти необходимо создать условия для планирования устойчивого карьерного роста государственных служащих, для систематического обновления и ротации кадров.

Все это актуализирует вопросы дальнейшего развития правовых основ кадровых процедур в аспекте поступления и прохождения государственной службы Российской Федерации.

Современное развитие системы гражданской службы взаимозависимо от внедрения новых подходов к формированию кадрового состава.

Международный опыт отбора кадров на гражданскую службу свидетельствует о том, что конкурсные процедуры как наиболее современные и демократичные выступают необходимым и обязательным условием формирования кадрового состава. В то же время, эти же принципы должны быть обеспечены и при отборе без проведения конкурса.

На сегодняшний день современная система конкурсного отбора требует совершенствования, используемые методы отбора нуждаются в дополнении, уточнении и развитии.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ» 02.08.2004 г., № 31, ст. 3215.

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. № 984н, «Российская газета» № 12, 22.01.2010 г.

3. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 940 «О создании Российской таможенной академии» «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.09.1993 г., № 39, ст. 3685

4. Кодекс законов о труде Российской Федерации «Кодекс законов о труде Российской Федерации» (утв. ВС РСФСР 09.12.1971 г.) (ред. от 10.07.200 г., с изм. от 24.01.2002 г.), утратил силу с 01.02.2002 г. (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ).

5. «Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства» (Заключено в г. Ашхабаде 23.12.1993), Собрание законодательства РФ 04.03.1996 г. № 10. Ст. 830.

6. «Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства» (Подписан в г. Москве 07.09.1995 г.) Собрание законодательства РФ от 14.02.2005 г. № 7. Ст. 495.

7. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «О противодействии коррупции» «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008 г., № 52 (ч. 1), ст. 6228,

8. Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» Российская газета», № 70, 07.04.2005 г.

9. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 (ред. от 19.03.2014 г.) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

10. Шмалий О.В. Принципы государственной гражданской службы как административно-правового института // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. Издательство: Юр-Вак. 2008. № 4. С. 80-83.

11. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Научная книга, 2008.

12. Кирпатенко В.В. «Особенности правового регулирования труда и социальной защиты государственных служащих: вопросы теории и практики», Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 106.

13. Душакова Л.А. и. Завгородняя Л.В., «Административно-правовые процедуры на государственной службе», г. Ростов-на-Дону, 2012.

14. Указ Президента РФ от 03.03.2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 11. Ст. 1280.

15. Постановление Правительства от 12.08.2005 г. «О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссии, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами», Российская газета. 2005 г.

16. См. напр.: Приказ Роснауки от 27 октября 2005 г. № 162 «Об утверждении примерной формы договора на оказание экспертных услуг»; Приказ Минсельхоза РФ от 11 декабря 2006 г. № 461 «Об утверждении формы договора на оказание экспертных услуг»// СПС Консультантплюс.

17. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» СЗ РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 356.

18. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» «Собрание законодательства РФ», 13.10.1997 г. , № 41, стр. 8220-8235.

19. «Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) (Григорьев В.В.) «Деловой двор», 2009 г.

Reference list:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Federal law dated 27.07.2004, No. 79-FZ (as amended on 02.04.2014,) «On state civil service of the Russian Federation», «Collection of laws of the Russian Federation» 02.08.2004, No. 31, item 3215.

2. The order of the Ministry of 14.12.2009, No. n, «Ros-siyskaya Gazeta» № 12, 22.01.2010 г.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation from 22.09.1993, No. 940 "On creation of the Russian customs Academy" Collection of acts of the President and the Government of the Russian Federation», 27.09.1993, No. 39, senior 3685

4. The code of labor laws of the Russian Federation Code of labor laws of the Russian Federation" (appr. RSFSR Supreme Soviet 09.12.1971 g) (as amended from 10.07.200, with var. from 24.01.2002 g), is no longer in force 01.02.2002, (Labour code of the Russian Federation dated 30.12.2001, No. 197-FZ).

5. "Agreement between the Russian Federation and Turkmenistan on the settlement of questions of dual citizenship" (Signed in, Ashgabat 23.12.1993), Collection of laws of the Russian Federation 04.03.1996, No. 10. Article 830.

6. "Agreement between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan about the settlement of the issues of dual citizenship" (Signed in, Moscow 07.09.1995 g) Collection of laws of the Russian Federation dated 14.02.2005, No. 7. Article 495.

7. Federal law dated 25.12.2008, No. 273-FZ (as amended on 28.12.2013,) "On combating corruption" "Collection of laws of the Russian Federation", 29.12.2008, No. 52 (h 1), Art. 6228.

8. The Federal law of April 4, 2005 No. 32-FZ "On the Public chamber of the Russian Federation" the Russian newspaper", № 70, 07.04.2005.

9. The decree of the President of the Russian Federation dated 01.02.2005 No. 112 (as amended from 19.03.2014, On the competition for vacant positions in the state civil service of the Russian Federation".

10. Shmaly O. C. Principles of state civil service as an administrative law Institute // Business in law. Economic-legal journal. Publisher: Yr-HAC. 2008. No. 4. S. 80-83.

11. Presnyakov M. C., Channov C. E. Administrative and legal regulation of service relationships: theory and practice / Ed. by G. N. Komkova. Saratov: Scientific book, 2008.

12. See: Kirpichenko centuries "Peculiarities of legal regulation of labor and social protection of civil servants: theory and practice", Dis. ... candles. jorid. Sciences. M., 2005. S. 106.

13. See: Gusakova L. A. I. Zavgorodny L. C., "legal and Administrative procedures in the public service", Rostov-on-don, 2012.

14. The decree of the President of the Russian Federation from 03.03.2007, No. 269 "on commissions on compliance to the official conduct of civil servants of the Russian Federation and resolution of conflict of interest" // collected legislation of the Russian Federation. 2007. No. 11. Article 1280.

15. Resolution of the Government dated 12.08.2005 "On the procedure of remuneration of independent experts to be included in the compositions of the attestation and competition Commission, and the Commission on observance of requirements to the service behavior of the Federal state civil servants and settlement of conflict of interests, formed by the Federal government Rossiyskaya Gazeta. 2005.

16. Cm. e.g.: The order incorporated on October 27, 2005, No. 162 "On approval of model forms of contract for the provision of ex-

pert services"; Order of the Ministry of agriculture of the Russian Federation dated 11 December 2006 No. 461 "On approval of contract on rendering expert services"// ConsultantPlus.

17. Federal law of 21.07.1997 № 114-FZ "On service in customs bodies of the Russian Federation" Sz the Russian Federation, 28.07.1997, No. 30, p 356.

18. The law of the Russian Federation from 21.07.1993, No. 5485-1 "On state secrets", "Collection of laws of the Russian Federation", 13.10.1997, No. 41, page 8220-8235.

19. "The commentary to the Federal law dated 25.12.2008, No. 273-FZ "On combating corruption" (article by article) (Grigoriev centuries) "Business court", 2009.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Рыхловой Елены Алексеевны «Практика и проблемные вопросы конкурсного отбора для поступления на службу в

таможенные органы» Проблемы, связанные с реализацией административно-правового статуса государственных служащих традиционно привлекают внимание ученых-административистов. Данной проблематике посвящен достаточно объемный массив монографических работ, учебной литературы, научных статей, что, однако, не умаляет актуальность рецензируемой работы Е.А. Рыхловой.

Автор, рассматривая конкурс в качестве наиболее эффективного механизма отбора при поступлении на государственную службу, анализирует его через призму особенностей службы в таможенных органах. Ряд выводов, в частности, связанных с усовершенствованием процедуры заседания конкурсной комиссии, конфликтом интересов (с учетом специфики таможенных органов), толкования отдельных норм, регулирующих порядок конкурсного отбора, заслуживают внимания и поддержки.

Обращает на себя внимание методологическая основа исследования, которая характеризуется тем, что в работе применяются современные методы изучения правовых явлений, прежде всего институциональный подход, выделяются структурные и функциональные аспекты системного анализа, используются специальные юридические методы - сравнительно-правовой, формально-юридический и др.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных специалистов по проблемам развития институтов гражданского общества, их специфики и роли в политических процессах, документы и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы.

Выводы автора аргументированы и обоснованы. Достоинством работы является то, что авторские выводы доведены до качества предложений de lege ferenda, они носят явно перспективный характер, поскольку позволяют оптимизировать механизм конкурсного отбора для поступления на службу в таможенные органы.

Изложенное позволяет рекомендовать статью Рыхловой Елены Алексеевны «Практика и проблемные вопросы конкурсного отбора для поступления на службу в таможенные органы» к опубликованию.

Рецензент:

доктор юридических наук, доцент

О.В. Шмалий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.