Научная статья на тему 'Конфликт интересов в системе государственной службы Российской Федерации'

Конфликт интересов в системе государственной службы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
365
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная служба / конфликт интересов / личная заинтересованность / государственный служащий / civil service / conflict of interest / personal interest / civil servant

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саида Назировна Керамова, Хаджимурад Рашидович Мукаилов

В статье раскрываются основные понятия термина конфликт интересов, воздействия конфликта интересов на обеспечение законности и реализации государственным служащим своих должностных полномочий. Исследуются вопросы природы возникновения конфликтов, пробелов в законодательстве в сфере поддержания должного уровня трудовой деятельности на государственной службе, а также вносятся предложения по совершенствованию данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict of interests in the public service system of the Russian Federation

The article reveals the basic concepts of the term conflict of interest, the impact of a conflict of interest on ensuring the rule of law and the implementation by civil servants of their official powers. The questions of the nature of the emergence of conflicts, gaps in legislation in the field of maintaining the proper level of labor activity in the civil service are investigated, and proposals are made to improve this area.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов в системе государственной службы Российской Федерации»

Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 58 — 60. State service and personnel. 2021. No. 5. P. 58 — 60. Научная статья

УДК 342.9; ББК 67.401

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-58-60

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-05/21-089 MOSURED: 77/27-008-2021-05-288

Конфликт интересов в системе государственной службы

Российской Федерации1

Саида Назировна Керамова1, Хаджимурад Рашидович Мукаилов2

1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье раскрываются основные понятия термина конфликт интересов, воздействия конфликта интересов на обеспечение законности и реализации государственным служащим своих должностных полномочий. Исследуются вопросы природы возникновения конфликтов, пробелов в законодательстве в сфере поддержания должного уровня трудовой деятельности на государственной службе, а также вносятся предложения по совершенствованию данной области.

Ключевые слова: государственная служба, конфликт интересов, личная заинтересованность, государственный служащий

Для цитирования: Керамова С.Н., Мукаилов Х.Р. Конфликт интересов в системе государственной службы Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 58—60. ЭОТ: 10.24411/2312-0444-2021-5-58-60.

Original article

Conflict of interests in the public service system of the Russian Federation

Saida N. Keramova1, Hadzhimurad R. Mukailov2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The article reveals the basic concepts of the term conflict of interest, the impact of a conflict of interest on ensuring the rule of law and the implementation by civil servants of their official powers. The questions of the nature of the emergence of conflicts, gaps in legislation in the field of maintaining the proper level of labor activity in the civil service are investigated, and proposals are made to improve this area.

Keywords: civil service, conflict of interest, personal interest, civil servant

For citation: Keramova S. N., Mukailov H. R. Conflict of interests in the public service system of the Russian Federation // State service and personnel. 2021. (5):58—60. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-58-60.

Конфликт интересов представляет собой злободневную проблему, существующую в Системе государственной службы. Злоупотребление должностными полномочиями приводит к снижению качества жизни населения, в связи с нарушением охраняемых законом интересов общества или государства.

Российский законодатель дал легальное определение понятия конфликта интересов, но несмотря на это, на сегодняшний день нет единого мнения о его природе и сущности. Более того,

© Керамова С.Н., Мукаилов Х.Р., 2021.

вопрос о способах урегулирования конфликтов на государственной службе остаётся открытым и подлежит рассмотрению для обеспечения законности и должного уровня трудовой деятельности на государственной службе. Существование конфликта интересов подрывает доверие со стороны граждан к органам государственной власти [7, с. 9].

Международный кодекс поведения государственных должностных лиц даёт своё понятие термина «коллизия интересов»: «Использование должностными лицами своего положения для неподобающего извлечения личных выгод либо личных или денежных преимуществ для своих близ-

№ 5/2021

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

ких лиц; участие в качестве стороны в тех или иных сделках, наличие каких-либо экономических интересов, противоречащих их должности, полномочиям или их исполнению; нарушение обязанности по уведомлению о соответствующих интересах либо подобной деятельности» [2]. В Российской Федерации данный термин раскрывается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции», так в соответствии с пунктом 1 статьи 10 под конфликтом интересов понимается: «Ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)» [1].

Следует отметить, что личная заинтересованность, согласно данному федеральному закону, соотносится с приобретением выгоды, выраженной в материальном плане при реализации своих должностных полномочий непосредственно самим гражданским служащим, либо лицами, находящимися с ним в близком родстве, свойстве. Следовательно, личная выгода, будь то профессиональная, семейная не учтена. В свою очередь, Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, которые могут быть выражены в получении выгоды как материального, так и нематериального характера. Поэтому представляется целесообразным внести дополнение в Федеральный закон «О противодействии коррупции», где под личной заинтересованностью будет закреплено помимо получения имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ, выгод неимущественного характера, например, таких как содействие в продвижении по карьерной лестнице, скрытие своей профессиональной некомпетентности, получении впоследствии взаимной услуги и т.п. [3, с. 3].

По справедливому замечанию Р.В. Кандыби-на, конфликт интересов может возникать из различного рода факторов объективного и субъективного характера. Данное обстоятельство свидетельствует о ситуативном характере подобного явления в правовом пространстве. [5, с. 91]

К основополагающим признакам, относящимся к категории конфликта интересов, можно отнести: ■ особый субъект права — лицо, обладающее обязанностями в сфере урегулирования и недопущения возникновения конфликта интересов;

■ наличие личной заинтересованности указанного лица;

■ существование связи между личной заинтересованностью и справедливым, объективным исполнением служебных обязанностей, возложенных на соответствующего субъекта права.

Существуют различные точки зрения о причинах возникновения конфликта интересов на государственной службе. О.В. Казаченко выделяет следующие группы причин, влекущие конфликт интересов: нарушение основополагающих принципов государственной службы, в том числе таких принципов, как равные условия прохождения и равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к государственной службе независимо от расовой, национальной и иной принадлежности, приоритетность прав и свобод человека и гражданина; наличие дисбаланса между ожиданиями и итоговыми финансово-материальными возможностями; ценностные устои государственного служащего и иные причины. [4, с. 8]

О.Н. Костюк в своих научных трудах разделяет причины появления конфликтов на объективные и субъективные. [6, с. 5] К объективным причинам возникновения конфликта интересов относятся независящие от ценностных установок государственного служащего, его мыслительной деятельности, сознания, волевых качеств и личностных особенностей основания конфликтов. К субъективным причинам можно отнести личные потребности государственного служащего, которые могут обладать большой вариативностью — желание получить высокий социальный статус, получение денежной и иной материальной выгоды и иное.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» предусматриваются взыскания, применяемые в случаях несоблюдения гражданским служащим ограничений и требований, которые, в свою очередь, базируются на устранении конфликта интересов. К ним можно отнести замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о наличии проблем в законодательстве при раскрытии термина «конфликт интересов», прослеживается прямая связь между способами урегулирования конфликтов на государственной службе и причинами их возникновения, в связи с чем представляется целесообразным закрепление в федеральных законах наиболее подробного понятия «личная заинтересованность», а также раскрытия объективных и субъективных признаков конфликта интересов на государственной службе.

№ 5/2021

^исок источников

1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [Электронный ресурс]: СПС Консультант плюс // URL: http://www. consultant . ru/document/cons_doc_LAW_4 8601 // (дата обращения: 13.11.2021).

2. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц: принят 12 дек. 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]: ООН // URL: https://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/ int_code_of_conduct.shtml (дата обращения: 13.11.2021).

3. Алиева З.М., Алиева ЭА. Пути предотвращения конфликта интересов на государственной службе // РППЭ. 2021. № 2 (124). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/puti-predotvrascheniya-konflikta-interesov-na-gosudarstvennoy-sluzhbe (дата обращения: 13.11.2021).

4. Казаченкова О.В. Административно-правовое регулирование разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 8.

5. Кандыбин Р.В. Понятие конфликта интересов на государственной службе // Государственная служба. 2012. № 6 (74). С. 91.

6. Костюк О.Н. Причинная обусловленность конфликта интересов на государственной службе // Молодой ученый. 2012. № 5. С.5.

7. Телегин А.С. Конфликт интересов в системе государственной службы Российской Федерации: юридическая природа // Ex jure. 2021. №3. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/konflikt-interesov-v-sisteme-gosudarstvennoy-sluzhby-

rossiyskoy-federatsii-yuridicheskaya-priroda (дата обращения: 13.11.2021).

References

1. Federal Law "On the State Civil Service of the Russian Federation" dated 27.07.2004 № 79-FZ [Electronic resource]: SPS Consultant plus // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_48601 // (date of application: 13.11.2021).

2. International Code of Conduct for Public Officials: adopted on 12 Dec. 1996 by Resolution 51/59 at the 82nd plenary meeting of the 51st session of the UN General Assembly) [Electronic resource]: UN // URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/int_code_of_ conduct.shtml (accessed: 13.11.2021).

3. Alieva Z.Ma., Alieva EA. Ways to prevent conflicts of interest in public service // RPE. 2021. №2 (124). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/puti-predotvrascheniya-konflikta-interesov-na-gosudarstvennoy-sluzhbe (date of application: 13.11.2021).

4. Kazachenkova O.V. Administrative and legal regulation of conflict of interest resolution in the state civil service // Administrative and municipal law. 2010. No. 2. p.8.

5. Kandybin R.V. The concept of conflict of interests in public service // Public service. 2012. No. 6 (74). p. 91.

6. Kostyuk O.N. Causality of conflict of interests in public service // Young scientist. 2012. No. 5. P. 5.

7. Telegin A.S. Conflict of interests in the public service system of the Russian Federation: legal nature // Ex jure. 2021. No. 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/konflikt-interesov-v-sisteme-gosudarstvennoy-sluzhby-rossiyskoy-federatsii-yuridicheskaya-priroda (accessed: 13.11.2021).

Информация об авторах

С.Н. Керамова — Старший преподаватель кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета.

Х.Р. Мукаилов — Магистрант кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета.

Information about the authors S.N. Keramova — Senior Lecturer of the Department of Administrative, Financial and Customs Law of the Law Institute of Dagestan State University.

H.R. Mukailov — Master's student of the Department of Administrative, Financial and Customs Law of the Law Institute of Dagestan State University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 23.11.2021; одобрена после рецензирования 25.11.2021; принята к публикации 26.1 1.2021.

The article was submitted 23.1 1.2021; approved after reviewing 25.1 1.2021; accepted for publication 26.1 1.2021.

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.