УДК 378.147 ББК 74.48
DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-189-201
ПРОБЛЕМА ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (из опыта работы РязГМУ)
ISSUE OF DEMAND OF EDUCATIONAL WORK AT THE HIGHER SCHOOL (on the experience of RyazGMU)
Насекина Светлана Николаевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков с курсом русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова E-mail: [email protected]
Nasekina Svetlana N.
Senior lecturer at the Department of Foreign Languages with a course of Russian Language, Ryazan State Medical University named after the academician I. P. Pavlov Е-mail: [email protected]
Гришенина Юлия Алексеевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков с курсом русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, кандидат психологических наук Е-mail: [email protected]
Кечина Элина Алексеевна
Доцент кафедры иностранных языков с курсом русского языка, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, кандидат филологических наук Е-mail: [email protected]
Grishenina Yulia A.
Senior lecturer at the Department of Foreign Languages with a course of Russian Language, Ryazan State Medical University named after the academician I. P. Pavlov, PhD in Psychology Е-mail: [email protected]
Kechina Elina A.
Assistant Professor at the Department of Foreign Languages with a course of Russian Language, Ryazan State Medical University named after the academician I. P. Pavlov, PhD in Linguistics Е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема синтеза профессионального образования
Abstract. The issue of the synthesis of professional education with an overall
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Насекина С. Н., Гришенина Ю. А., Кечина Э. А., 2020
и всестороннего воспитания студентов вузов. Целью статьи является представление опыта воспитательной работы в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова (РязГМУ). На сегодняшний день миссия высшей школы состоит не только в обеспечении качественного образования как одной из жизненно важных ценностей, не только в механическом трансфере знаний, но и в формировании всесторонне развитой творческой личности специалиста с высокими морально-нравственными качествами. Коммерциализация практически всех сфер жизнедеятельности человека, постепенное перемещение медицины в пространство рынка услуг актуализирует проблему единения профессионального образования и нравственного воспитания, а также востребованности воспитательной работы и способов ее реализации в высшей школе в целом и в медицинских вузах в частности. В статье представлена собственная точка зрения на заявленную проблематику авторов, имеющих более чем двадцатилетний опыт работы в сфере высшего образования, приводятся примеры деятельности преподавателей и студентов по всем направлениям воспитательной работы, формирования основ медицинской этики и деонтологии. Анализируя и обобщая опыт воспитательной работы, практикуемой в РязГМУ, авторы статьи акцентируют внимание на комплексном подходе как основном принципе организации воспитательного процесса в вузе, который способствует формированию целостной морально-нравственной, духовно развитой личности будущего медицинского специалиста-профессионала.
Ключевые слова: концептуальный подход, система воспитательной работы вуза, диверсификация воспитательной направленности, нравственное воспитание,
upbringing of university students is the main object-matter of the article. The article is aimed to represent the experience of educational work at Ryazan state medical university named by I. P. Pavlov. The mission of the higher school today is not only to provide quality education as one of the vital values, not only transfer knowledge mechanically, but also to form a comprehensively developed creative person as a professional expert with high moral qualities. Commercialization almost of all human areas, gradual shift of medicine to the services market space updates a problem of the unification of professional education with university student's upbringing and also updates a demand of educational work and ways of its realization at the higher school as well as in medical universities. Having more than twenty years' experience in the sphere of the higher education, the authors present their own point of view on the studied problem, as well as they give examples of teachers' and students' activity in all directions of educational work and development of fundamentals of medical ethics and ethical issues in clinical practice. Analyzing and generalizing the educational work experience practiced in Ryazan state medical university named by I.P. Pavlov, the authors of the article focus their attention on an integrative approach as the basic principle of organizing the educational process in a higher education institution. This process allows forming an integral person, a spiritually developed outstanding professional expert in medicine.
Keywords: conceptual approach, system of educational work of a higher education institution, diversification of educational orientation, moral education, medical
медицинская этика и деонтология, интеллектуальное воспитание, правовое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание, традиции высшей школы.
ethics and ethical issues in clinical practice, intellectual education, legal education, labor education, physical training, traditions of the higher school.
Реальные условия современного общества убедительно демонстрируют, что при огромной роли, которую играет развитие науки и технологий, от человеческого фактора в решающей степени зависит то, каковы будут социальные последствия использования достижений эпохи информационной цивилизации. «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования - это крах нации» -гласит надпись у входа в Стелленбосский университет, который является одним из старейших и престижных университетов ЮАР. Данное послание, независимо от географического местоположения, в высшей степени точно сообщает нам о смысле ценности и миссии образования.
Являясь важнейшим стратегическим ресурсом развития современного общества, образование должно ставить перед собой цель, состоящую не столько в передаче студентам суммы знаний, но предполагающую целенаправленное и последовательное формирование личности специалиста-профессионала, обладающую высокими человеческими, морально-нравственными качествами, способную к самоопределению в меняющемся мире, обладающую развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Вырастить ответственного и высоконравственного человека гораздо сложнее, чем просто дать ему определенные знания и научить соответствующим умениям и навыкам. В этой связи справедливо утверждение Г. В. Иванченко о том, что процесс подготовки кадров «должен быть ориентирован не только на профессиональное, но и на всестороннее личностное, духовное и творческое развитие будущих специалистов» [1, с. 7].
Если обратиться к истории и традициям российской высшей школы, то мы увидим, что одним из базовых принципов образования являлся принцип сочетания обучения и воспитания учащихся, направленный на формирование всесторонне развитой личности, способной к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию.
Смена парадигмы образования сделала приоритетной прагматическую модель, согласно которой профессиональные знания давались в ущерб воспитательной направленности учебного процесса, где роль последней была сведена к минимуму. Результатом такого образования являлась личность, обладающая профессиональными знаниями с полным отсутствием или очень низким уровнем морально-нравственных и этических норм и качеств. Однако несколько лет назад ситуация начала меняться, вновь оказались востребованы всесторонне развитые специалисты, не только знатоки своих профессий,
но и обладатели высоких норм морали, нравственности, культуры, духовности. Проблема синтеза процесса образования и воспитания становится вновь актуальной и остается одной из важнейших целей современной высшей школы. На современном этапе развития общества как никогда остро стоит проблема совершенствования системы воспитательной работы в университете, которая должна быть неотделима и гармонично интегрирована в процесс подготовки будущего специалиста. Она должна предполагать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.
Проблема формирования современного молодого специалиста требует комплексного подхода и должна решаться совместными усилиями всего коллектива университета, всех его подразделений. Воспитательная направленность учебного процесса является важнейшим направлением работы Рязанского государственного медицинского университета (РязГМУ). Координирует деятельность вуза в области повышения воспитательной направленности преподавания всех дисциплин Совет по воспитательной работе, который разрабатывает методические рекомендации к осуществлению воспитания студентов всеми структурными подразделениями вуза, обобщает и распространяет положительный опыт работы, осуществляет контроль над ходом воспитания в учебном процессе и во внеаудиторное время.
При этом непосредственным организатором и главным структурным звеном осуществления воспитательного процесса в ходе преподавания выступает кафедра, в тесном единстве с которой работает Совет. Каждая кафедра должна иметь ясное представление о путях и средствах воспитания у молодого поколения тех необходимых качеств, которыми должен обладать современный специалист.
Как известно, значительная часть воспитательной работы в вузе реализуется через учебный процесс. Воспитание неотделимо от преподавания учебной дисциплины и органично связано с предметом. Учитывая положение о том, что воспитание «через предмет» должно быть систематическим и научно обоснованным, кафедрами постоянно уточняются содержание, формы и методы основных направлений воспитательной работы в ходе преподавания каждой конкретной учебной дисциплины.
При этом преподавательским составом кафедр выделяются в порядке значимости направления воспитательной работы, наиболее соответствующие характеру преподаваемой дисциплины, четко определяется учебно-воспитательная цель, задачи преподавания отдельных тем учебного курса, а также конкретный круг вопросов воспитательного характера, подлежащих обязательному освещению в учебном процессе.
Естественно, содержание воспитательной работы не может быть унифицировано для всех кафедр. Большое значение имеет профиль учебной дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста, структура учебного курса, его объем, время преподавания.
Однако независимо от направленности работы кафедр основными задачами воспитательной работы для преподавательского состава РязГМУ являются «развитие и совершенствование студенческого самоуправления, воспитание патриотизма и гражданской
ответственности, развитие научно-профессиональных способностей студентов, духовно-нравственное и эстетическое воспитание; выявление творческого потенциала каждого студента, формирование инициативности и самостоятельности, толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры поведения, развитие внутренней свободы, способности объективно оценивать себя и свое поведение, воспитание правовой культуры, уважения к закону, нормам коллективной жизни, воспитание положительного отношения к труду, создание условий для формирования здорового образа жизни, физическое воспитание»1.
При этом стоит отметить, что основная нагрузка в осуществлении воспитательной работы приходится на коллективы кафедр общественных наук. Преподаватели этих кафедр призваны и должны показать молодому поколению будущих врачей систему отечественного здравоохранения, разностороннюю направленность российской и всемирной медицины. Они должны познакомить студентов с деятельностью выдающихся отечественных и зарубежных ученых, с гуманистическими и интернациональными функциями здравоохранения в современном мире, с международным значением опыта развития российского здравоохранения. Рассказать о важнейших формах и результатах сотрудничества российских и иностранных медицинских специалистов, об участии российских ученых в работе международных организаций, об их сотрудничестве с коллегами из других стран.
Прежде всего, воспитательная направленность учебного процесса в медицинском вузе сосредоточена на воспитании морально-нравственных норм будущего врача. Овладение будущими специалистами этическими нормами профессионального сообщества является одной из важнейших целей нравственного и деонтологического воспитания в медицинском вузе. Концепция нравственного воспитания выражается в разъяснении основных принципов здорового образа жизни и роли медицинских работников в его формировании, в глубоком освещении актуальных социально-медицинских проблем, выдвигаемых научно-техническим прогрессом, социальными и демографическими процессами современности.
Она выражается в привлечении философских принципов и категорий к анализу собственно теоретических проблем медицины, таких как: соотношение нормы и патологии, здоровья и болезни, этиологии и патогенеза, экзогенного и эндогенного. Вследствие такого подхода происходит воспитание вкуса и потребности к научному мышлению, неразрывности связи теории и практики в деятельности современного медика.
Кроме того, нравственное воспитание в медицинском вузе тесно связано с формированием общей нравственной культуры, усвоением моральных норм общества, усвоением специфических нравственных принципов и этико-деонтологических норм, присущих профессии врача и провизора, формированием ответственности за результаты своей профессиональной деятельности. Необходимо уделять внимание осознанию особой ответственности врача за свои поступки, действия, медицинские назначения и рекомендации,
1 https://rzgmu.ru/activities/educational_work/
обязательному разбору всех деонтологических ошибок будущих специалистов, стремления уйти от решения сложных вопросов и задач. «Основной принцип медицинской этики и деонтологии - это фактически золотое правило христианской этики в приложении к врачеванию: относись к больному так, как хотелось бы, чтобы в аналогичной ситуации относились к тебе» [2, с. 261].
Должно иметь место поощрение активности студентов в обсуждении нравственных аспектов своей профессии, а также сознательное привлечение их внимания к актуальным материалам на эту тему. Большое внимание уделяется профессиональному овладению будущими специалистами специфическими методами общения с пациентами, их родственниками, коллегами и младшим медицинским персоналом.
Процесс формирования профессионального самосознания молодого специалиста начинается, прежде всего, с воспитания чувства ответственности за свою учебу. Будущий врач должен быть поставлен в такие условия профессиональной деятельности, чтобы ему захотелось заслужить со стороны преподавателей обращения «коллега». В этой связи, наряду с воспитательным воздействием содержания образования, первостепенное значение имеет авторитет и личный пример преподавателя, который в равной мере должен являться как специалистом, так и воспитателем и наставником.
Следует отметить, что большие возможности нравственного воспитания заключает в себе такая форма учебного процесса, как индивидуальные консультации. Нельзя превращать их в традиционные «отработки», сдачу определенных тем учебного курса. Индивидуальная консультация - это прямая возможность общения преподавателя и студента, обращения к личностному началу процесса обучения, прямого влияния на мотивацион-но-волевую сферу будущего специалиста.
Независимо от преподаваемой кафедрой дисциплины, перед каждым преподавателем стоит задача - развивать у студентов способность думать. Будущий врач должен научиться ставить перед собой задачи, находить пути их решения, формулировать гипотезу, проверять ее в дальнейшем. Он должен научиться формулировать основные цели выполняемой работы, определять степень их важности, выполнять необходимые для этого операции, анализировать ситуацию, делать верные умозаключения и выводы, ставить новые вопросы, владеть основными методиками решения исследовательских задач, вырабатывать навыки организации умственного труда.
Совокупность когнитивных задач решается в рамках концепции умственного или интеллектуального воспитания, которое осуществляется, прежде всего, через образование и обучение. По словам С. Соловейчика, «в наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. Обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не темные, необразованные работники - их все меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправедным средствам» [3, с. 105-106].
Поэтому так важно в процессе умственного воспитания развивать «интеллект посредством развития всех познавательных функций человека - психических процессов
ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, формировать механизм самоорганизации умственной деятельности, развивать индивидуальные интеллектуальные способности и познавательные возможности учащихся, развивать сознание и самосознание учащихся, их творческий потенциал, формировать у них профессиональное мышление» [4, с. 59-61].
Огромный ресурс для реализации воспитания умственного труда студентов заключается в такой форме педагогического процесса, как индивидуальная и коллективная самоподготовка. Целенаправленное ознакомление студентов с методами организации и планирования самостоятельной работы способствует улучшению индивидуальной познавательной деятельности обучающихся, при которой наиболее полно раскрываются их способности к обучению и творческий потенциал. Кроме того, через данную форму работы реализуется в значительной степени нравственное воспитание, которое выражается через повышение индивидуальной и коллективной ответственности за качество учебы, систематичность и добросовестность труда, а также через демонстрацию неформального, заинтересованного отношения преподавателей к реализации учебной программы и качеству усвоения материала.
Помимо вышеуказанного, среди мер, направленных на совершенствование интеллектуального воспитания, активно используется целенаправленное вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, которая стимулирует внутреннюю познавательную потребность, помогает формировать основы научного мышления, стремление к творческому поиску, что в дальнейшем отражается на повышении профессионального уровня и уверенности в собственных способностях.
В качестве воспитательного воздействия на кафедрах активно используются такие формы организации учебно-исследовательской работы студентов, как подготовка рефератов, участие в работе студенческих научных кружков, выступления на студенческих научных конференциях. Тематика работ студентов на каждой кафедре подбирается тщательно и не ограничивается содержанием только учебного курса.
Кафедрами используются все возможности для включения в тематику вопросов мировоззренческого, методологического, идеологического, эстетического, нравственного, патриотического содержания. Проведение конференций, открытых дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, вебинаров и диспутов, разборы интересных клинических случаев и другие формы совместного творчества сотрудников кафедры и студентов создают атмосферу деловитости и взаимопонимания, которая облегчает осуществление всех направлений воспитательного воздействия и эффективно воздействует на идейно-нравственное, моральное, этическое воспитание.
В нашем университете существует студенческое научное общество, объединяющее студентов, для которых научно-исследовательская и организационная деятельность является неотъемлемой частью обучения. Руководителями СНО избираются студенты, наиболее активно занимающиеся научной работой. С 2014 г. под эгидой СНО ежегодно проводятся следующие конференции: научно-практическая «Этические и деонтологи-ческие основы подготовки врача: от Гиппократа до наших дней», научно-теоретическая, посвященная результатам научно-исследовательских работ студентов; межрегиональная
студенческая научная конференция с международным участием «Актуальные вопросы студенческой молодежной медицинской науки».
В 2019 г. впервые была организована и проведена Всероссийская студенческая научно-теоретическая конференция с международным участием «Межкультурная коммуникация в едином образовательном пространстве: проблемы и перспективы». Кроме того, ежегодно студенты нашего вуза принимают активное участие во внутривузовских и всероссийских предметных олимпиадах2.
В процессе формирования личности будущего специалиста-профессионала важнейшую роль играет концепция трудового воспитания студентов, сущность которой заключается в приобщении обучающихся к профессиональной трудовой деятельности, в формировании уважения к труду, к трудовой дисциплине, неукоснительном соблюдении принципа соотношения количества и качества труда, устойчивой внутренней потребности к постоянному самосовершенствованию, к повышению своего профессионального и культурного уровня, к творчеству и инициативе. В РязГМУ данному виду воспитательной работы уделяется довольно большое внимание.
При этом большое значение имеют такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность и организованность. В вузе активно используются различные формы поощрения творческой инициативы и активности студентов, поощряется добровольная помощь по уходу за животными в виварии, работа в ботаническом саду, участие в волонтерском движении, помощь сокурсникам в учебе и быту, особенно это касается помощи студентам, обучающихся по программе инклюзивного образования.
В вузе широко практикуется волонтерская медицинская деятельность, так как она непосредственно связана с их будущей профессией. Студенты-волонтеры РязГМУ работают в больницах города, выезжают с медицинскими бригадами в районы области для помощи в обследовании населения, проводят для жителей города конкурсы и викторины на тему здорового образа жизни, выезжают к подшефным детям в школы-интернаты, оказывают помощь рязанским приютам для животных, проводят занятия в школах города на тему «Основы оказания первой медицинской помощи»3. Приведенные в работе В. А. Стародубцева и П. В. Родионова данные убеждают нас в том, что активное участие студентов в работе волонтерской организации позитивно влияет на их учебные достижения в академической программе обучения. Авторы исследования утверждают, что это свидетельствует о том, что внутренняя мотивация студентов к добровольческой профессионально ориентированной активности переносится и на более углубленное изучение блока специальных дисциплин в академической подготовке [5].
Формирование социальной активности студентов, граждан своей страны является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека. В учебном процессе необходимо добиваться
2 Шр8:// rzgmu.ru/айМИв8/8ае^Шс_асЦ-уйу/334/
3 https://rzgmu.ru/students/qst/
твердого усвоения каждым студентом основных конституционных прав и обязанностей граждан, социально-экономических и политических гарантий прав и свобод российских граждан, особенно тех, которые касаются охраны здоровья, социального обеспечения, труда и отдыха.
Правовому воспитанию в наше время необходимо уделять достаточно большое внимание. В учебном плане медицинского вуза, помимо специального курса, концепция правового воспитания осуществляется также общественными и специальными кафедрами, на которых рассматриваются общие права и обязанности граждан и специальные правовые аспекты деятельности медиков, такие как: правовой статус врача и провизора, юридическая регламентация их деятельности и ответственности за свои действия; дифференцированное, с учетом профиля будущего специалиста и избранной конкретной специальности, представление о типичных ситуациях, требующих юридической компетенции медиков.
Особое внимание в учебном процессе на каждой кафедре уделяется разъяснению правовой ответственности за клевету, дачу ложных показаний, злоупотребление служебным положением, нарушение финансовой дисциплины медицинских учреждений, уклонение от выполнения профессионального долга, дачу и получение взятки. Будущие медики должны четко знать свои права и обязанности, а также иметь представление об ответственности за свои умышленные или неумышленные действия, о нормативных отношениях с больными и их родственниками.
С целью эффективного управления процессом правосознания студенческой молодежи в нашем вузе действует система гражданско-правового воспитания студентов, а именно Совет студенческого актива и студенческая добровольная дружина. Совет студенческого актива занимается разрешением конфликтных ситуаций между администрацией общежитий и проживающими в них студентами, обеспечением соблюдения правил проживания в общежитиях. Студенческая добровольная дружина представляет собой общественную организацию по содействию правоохранительным органам и органам местного самоуправления в обеспечении общественного порядка4.
Задачами студенческой добровольной дружины являются обеспечение общественного порядка, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, защита прав и интересов граждан от противоправных посягательств, проведение воспитательной работы среди населения, а также содействие органам внутренних дел, другим правоохранительным органам в предупреждении нарушений законности. Координацию деятельности студенческой добровольной дружины осуществляет администрация вуза и территориальный орган внутренних дел5.
Одной из самых серьезных проблем современного общества, как известно, является здоровье нации. В связи с этим в период обучения студентов в вузе необходимо актуализировать потребность студентов в физическом развитии, оптимальном состоянии
4 https:// rzgmu.ru/activities/educational_work/stud_drujina
5 Там же.
собственного здоровья, физического благополучия, необходимо также стремиться сделать физическую культуру популярной и неотъемлемой частью их жизни. Концепция физического воспитания и его реализация занимают почетное место в системе воспитательной работы нашего вуза.
По утверждению Ю. П. Лисицына, здоровье человека приблизительно на 20% зависит от наследственности, еще на 20% - от воздействия факторов окружающей среды, на 10% - от уровня медицинской помощи и свыше 50% влияния на здоровье человека оказывает его образ жизни [6]. Поэтому необходимо помнить слова И. П. Павлова, что здоровье -это бесценный дар природы, дающийся не навсегда, и в связи с этим на конкретном медицинском материале показывать связь физической активности, рационального питания, закаливания с укреплением и сохранением здоровья.
Следует особо подчеркнуть, что в вузе активно осуществляется пропаганда здорового образа жизни. В университете созданы все необходимые условия для раскрытия спортивного потенциала студентов. На территории медицинского городка построен собственный бассейн, где не только проводятся занятия, но также существует много различных спортивных секций как для студентов и сотрудников вуза, так и для жителей города. Ежегодно в начале сентября проводится зарядка с чемпионом, на которой известные мастера спорта рассказывают о значении физической культуры, демонстрируют мастер-классы.
В рамках мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в нашем вузе реализуется проект «Посол ГТО», основная задача которого - популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни среди населения. В РязГМУ нормы ГТО сдают с 2016 г., к настоящему времени более 120 сотрудников и студентов имеют значки6.
Помимо вышеназванного, в университете постоянно проводятся различные спортивные соревнования с участием не только студентов нашего вуза, но и студентов из различных вузов российских регионов. Наш вуз занял первое место в общем зачете на VII фестивале студентов медицинских и фармацевтических вузов России «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача». Ежегодно студенты и сотрудники РязГМУ принимают участие во всероссийских спортивно-массовых мероприятиях, таких как «Кросс нации», «Лыжня России». В университете действует слоган - «Вуз здорового образа жизни».
После освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» выпускники медицинских факультетов обязаны знать социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности, должны уметь разбираться в вопросах физической культуры, применяемой в целях профилактики и лечения больных, владеть методами физического самосовершенствования и самовоспитания, доступными методами оценки физического состояния человека, методиками коррекции физического состояния с использованием средств физической культуры» [7].
Медицинский университет в рамках реализации программы физического воспитания предполагает больше внимания уделять вопросам профилактики заболеваний и развития физической культуры, шире пропагандировать примеры, подтверждающие тезис о неразрывной
6 https:// rzgmu.ru/activities/educational_work/gto/
связи здоровья и физической культуры, вести систематическую борьбу с вредными привычками, обращать внимание на внешний вид, осанку, манеры поведения студентов как важнейший компонент профессионального облика врача, пропагандировать комплекс ГТО. Не менее важно также «формировать механизм физического самовоспитания, стимулировать самовоспитание воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины, развивать профессионально значимые физические качества, обеспечивающие повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия» [6, с. 59-61].
Таким образом, высшая школа, как один из основных социальных институтов и важнейший ресурс развития общества, призвана транслировать не только определенную систему знаний, но способствовать полноценному формированию личности будущего специалиста-профессионала в рамках культурно-образовательного пространства. Единство воспитания и образования является необходимым и важнейшим условием этого процесса, организации которого присущ комплексный подход, проявляющийся в единстве воздействия на все сферы обучаемого - нравственную, интеллектуальную, эмоциональную, физическую.
Основные направления в системе воспитательной работы вуза предполагают реализацию концепций нравственного, интеллектуального, правового, физического и трудового воспитания. Диверсифицированный подход к системе воспитания вуза обеспечивает создание воспитательного пространства, необходимого для развития и воспитания целостной личности будущего специалиста, сочетающую в себе высокую образованность, профессиональные знания, морально-нравственные качества, широкий общекультурный кругозор, способности к самосовершенствованию и улучшению условий внешнего мира.
В заключение следует особо подчеркнуть, что система высшего образования рассматривается сегодня как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, ответственных за осуществляемый выбор и поступки, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В медицинской деятельности концепция нравственного воспитания личности будущего врача приобретает исключительное значение и, безусловно, является необходимой и значимой, без которой достижение профессионального мастерства не представляется возможным. Задача медицинского вуза состоит не только в том, чтобы подготовить профессионально грамотных медицинских работников, но и воспитать духовно-нравственную личность, гармонично сочетающую высокий профессиональный уровень с деонтологическими принципами врачебной деятельности.
Список литературы
1. Иванченко Г. В., Казарян М. Ю., Кошелева Н. В. Творчество, профессионализм, духовность: имплицитные концепции. М.: Смысл, 2012. 192 с.
2. Психология и педагогика в медицинском образовании: учебник / Н. В. Кудрявая, К. В. Зорин, Н. Б. Смирнова, Е. В. Анашкина; под ред. проф. Н. В. Кудрявой. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2020. 318 с. (Специалитет).
3. Основы и принципы воспитательного процесса. Теория и практика в обучении (по трудам С. Соловейчика) / [сост. А. С. Русаков]. М.: Амрита, ИД Шалвы Амо-нашвили, 2019. 208 с. (Антология гуманной педагогики).
4. Столяренко Л. Д. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: Проспект, 2019. 160 с.
5. Стародубцев В. А., Родионов П. В. Волонтерские сообщества - школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 4. С. 86-92. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/artide/view/1347/1112 (дата обращения: 25.07.2019).
6. Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М.: Сов. Россия, 1986. 192 с.
7. Урясьев О. М., Прошляков В. Д. Как обучить студентов медицинского вуза основам оздоровительной физической культуры // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т. 6, № 2(21). URL: http:// humjournal.rzgmu.ru/art&id=323 (дата обращения: 24.07.2019).
8. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 480 с.
9. Кроль В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для техн. вузов. 2-е изд., пер. и доп. М.: Высшая школа, 2004. 325 с.
10. Личностно-ориентированная педагогика. Понятие и цели настоящего образования (по трудам С. И. Гессена) / [сост. Е. Г. Осовский]. М.: Амрита, ИД Шалвы Амонашвили, 2018. 248 с. (Антология гуманной педагогики).
11. Кузьмин А. И. Особенности представления о составляющих профессионального имиджа врача у абитуриентов и первокурсников медицинского вуза // Актуальные вопросы студенческой медицинской науки и образования: материалы V Всерос. с междунар. участием студенческой научно-образовательной конф. Рязань, 2019. С. 68-69.
12. Особенности содержания образовательной ценности «профессионализм» в сознании студентов первого курса медицинского вуза / С. Н. Насекина, Ю. А. Гришенина, М. А. Левина, Э. А. Кечина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т. 6, № 1(20). С. 24-40. URL: http:// humjournal.rzgmu.ru/art&id=298 (дата обращения: 02.08.2019).
References
1. Ivanchenko G. V., Kazaryan M. Yu., Kosheleva N. V. Tvorchestvo, professionalizm, dukhovnost: implitsitnye kontseptsii. Moscow: Smysl, 2012. 192 p.
2. Kudryavaya N. V., Zorin K. V., Smirnova N. B., Anashkina E. V. Psikhologiya i pedagogika v meditsinskom obrazovanii: uchebnik. M.: KNORUS, 2020. 318 p. (Spetsialitet).
3. Rusakov A. S. (comp.) Osnovy i printsipy vospitatelnogo protsessa. Teoriya i praktika v obuchenii (po trudam S. Soloveychika). Moscow: Amrita, ID Shalvy Amonashvili, 2019. 208 p. (Antologiya gumannoy pedagogiki).
4. Stolyarenko L. D. Pedagogika v voprosakh i otvetakh: ucheb. posobie. Moscow: Prospekt, 2019. 160 p.
5. Starodubtsev V. A., Rodionov P. V. Volonterskie soobshchestva - shkola professional-nykh prob studentov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018, Vol. 27, No. 4, pp. 86-92. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1347/1112 (accessed: 25.07.2019).
6. Lisitsyn Yu. P. Slovo o zdorovye. Moscow: Sov. Rossiya, 1986. 192 p.
7. Uryasyev O. M., Proshlyakov V. D. Kak obuchit studentov meditsinskogo vuza osnovam ozdorovitelnoy fizicheskoy kultury. Lichnost v menyayushchemsya mire: zdorovye, adaptatsiya, razvitie: setevoy zhurn. 2018, Vol. 6, No. 2(21). Available at: http:// humjournal.rzgmu.ru/art&id=323 (accessed: 24.07.2019).
8. Slastenin V. A., Kashirin V. P. Psikhologiya i pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2006. 480 p.
9. Krol V. M. Psikhologiya i pedagogika: ucheb. posobie dlya tekhn. vuzov. 2-e izd., per. i dop. Moscow: Vysshaya shkola, 2004. 325 p.
10. Osovskiy E. G. (comp.) Lichnostno-orientirovannaya pedagogika. Ponyatie i tseli nastoyashchego obrazovaniya (po trudam S. I. Gessena). Moscow: Amrita, ID Shalvy Amonashvili, 2018. 248 p. (Antologiya gumannoy pedagogiki).
11. Kuzmin A. I. Osobennosti predstavleniya o sostavlyayushchikh professionalnogo imidzha vracha u abiturientov i pervokursnikov meditsinskogo vuza. In: Aktualnye voprosy studencheskoy meditsinskoy nauki i obrazovaniya. Proceedings of the V All-Russian with international participation student scientific and educational conference. Ryazan, 2019. Pp. 68-69.
12. Nasekina S. N., Grishenina Yu. A., Levina M. A., Kechina E. A. Osobennosti soderzhaniya obrazovatelnoy tsennosti "professionalism" v soznanii studentov pervogo kursa meditsinskogo vuza. Lichnost v menyayushchemsya mire: zdorovye, adaptatsiya, razvitie: setevoy zhurn. 2018, Vol. 6, No. 1(20), pp. 24-40. Available at: http:// humjournal.rzgmu.ru/art&id=298 (accessed: 02.08.2019).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 5
Статья поступила в редакцию 23.03.2020 The article was received on 23.03.2020